рабочая программа по русскому языку в 6 классе по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по ФГОС
Пояснительная записка
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у учащихся чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у учащихся чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Программа отличается ярко выраженной коммуникативной направленностью. Эта особенность курса определяется прежде всего его нацеленностью на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. При этом текст является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и отредактировать текст и т.п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала курса. В основу положен утвердившийся в современной лингвистике триединый взгляд на языковое явление: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению "скрытой от глаз" внутренней сути языкового явления. Знакомство с разнообразными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным значением обладают разные единицы языка, а не только слово, семантическое наполнение которого хорошо "просматривается" например, в толковых словарях.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2012 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 210 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитиеучащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подходак изучению русского языка в школе.
В программереализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Курс русского языка 6 класса представлен в виде двух форм обучения: урочнаяформа обучения и внеурочная (внеаудиторная) в соответствии 70% и 30 % от количества предлагаемых часов.
На внеурочных занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка, а также научатся составлять свои сказки. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Внеурочные занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды творческих упражнений, помогающие выработать устойчивые навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры (брейн – ринг, КВН и т.д.), тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета. Проведение занятий предполагается в форме игровых, познавательных, лингвистических занятий, экскурсий (реальных и виртуальных), интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий и т.д.
Внеурочная деятельность обозначена следующими формами:
– экскурсии;
– олимпиадные задания;
– проектная деятельность;
– лаборатории;
– игровая деятельность;
– создание своих презентаций;
– исследовательская деятельность
- творческая мастерская и т. д.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
Контрольный диктант
Тест
Зачет
Контрольное упражнение
Контрольное сочинение
Контрольное изложение
Контрольный срез
Контрольная проверочная работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Пути решения поставленных в программе задач:
Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
- информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
продолжение текста;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах(написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);
- сочинения-рассуждения,
- изложения – миниатюры;
- сравнение текстов;
- коммуникативные и игровые ситуации.
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- различные виды диктантов;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-коммуникация,
урок- исследование,
урок-практикум,
урок развития речи и т.д.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
Активные методы обучения
Игровые технологии
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Метод проектов
Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
5–9-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
6-й класс
по фонетике и орфоэпии: проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа; давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду;
пользоваться словообразовательным словарем морфемных моделей слов.
по лексикологии и фразеологии: пользоваться различными способами толкования лексического значения слова;употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;пользоваться различными видами словарей;анализировать примеры использования слов в переносном значении;
по морфологии: указывать морфологические признаки изучаемых частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
по орфографии: обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии и с этой позиции анализировать написание морфем;свободно пользоваться орфографическим словарем;владеть приемом поморфемного письма.
по синтаксису и пунктуации: составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
анализировать разные виды сложных предложений; определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их; правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
по связной речи, чтению и работе с информацией: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку за курс 6 класса.
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи), правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 6-й класс
Общие сведения о языке -1 час
Родной язык
Функциональные разновидности языка – 2 часа
Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка и стили речи
Правописание: орфография - 21 час
Орфография как система правил. Основной закон орфографии
Правописание гласных в корне
Правописание гласных в корне. Написание и -- ы в корнях после приставок
Правописание согласных в корнях слов
Правописание приставок
Группы приставок по выбору написания
Правописание приставок пре- и при-. Приставки иноязычного происхождения
Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия
Имя числительное – 16 часов
Имя числительное как часть речи
Имена числительные количественные и порядковые
Написание ь в количественных числительных
Правописание количественных и порядковых числительных
Склонение числительных от пяти до тридцатии от пятидесятидо восьмидесяти
Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на –сот. Склонение числительныхсорок, девяносто, сто
Склонение числительных один, два, три, четыре
Склонение собирательных числительных
Склонение дробных числительных
Склонение составных количественных числительных.
Образование падежных форм порядковых числительных
Нормы произношения и изменения числительных
Нормы изменения числительных.Лексические нормы
Роль имени числительного в словосочетании и предложении
Роль имени числительного в деловом и научном стилях речи
Местоимение – 23 часа
Местоимение как часть речи
Разряд как постоянный морфологический признак местоимений
Склонение личных местоимений
Личные местоимения как средство связи предложений в тексте
Возвратное местоимение себя
Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений
Общее значение и грамматические признаки вопросительно-относительных местоимений
Общее значение и грамматические признаки неопределённых местоимений
Использование неопределённых местоимений в речи
Общее значение, грамматические признаки и правописание отрицательных местоимений
Правописание отрицательных местоимений
Общее значение, грамматические признаки и употребление в речи указательных местоимений
Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений
Правильное употребление местоимений в речи
Синтаксическая роль местоимения
Местоимение как средство связи предложений в тексте
Повторение изученного – 11 часов
Языковые признаки слова
Разделы орфографии. Основной принцип русской орфографии
Основной принцип русской орфографии (продолжение). Правописание Ь после шипящих
Основной принцип русской орфографии (закрепление). Слитные, дефисные и раздельные написания
Знаки препинания внутри предложения. Простое осложнённое предложение
Орфографический и пунктуационный анализ текста. Виды грамматического разбора
Учебно –тематический план
№
Наименование раздела, темы, примерной программы.
Внеурочные занятия
Кол-во часов
к/р
1.
Общие сведения о языке
1
2.
Функциональные разновидности языка
2
1
3.
Правописание: орфография
21
3
4
4.
Синтаксис и пунктуация
20
2
5
5.
Текст
17
7
6.
Морфология
132
6.1
Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке
1
1
6.2
Имя существительное
17
2
5
6.3
Имя прилагательное как часть речи.
24
2
7
6.4
Глагол
14
1
5
6.6
Глагольные формы: причастие и деепричастие
2
1
6.7
Деепричастие
9
1
2
6.8
Причастие
26
1
6
6.6
Имя числительное
20
2
6
6.7
Местоимение
24
2
6
7.
Повторение изученного
7
1
3
Итого
204
17
59
№
Тема уроков
Элементы содержания
Характеристика деятельности
Планируемые результаты
Контроль/
диагностика
предметные
метапредметные
личностные
Общие сведения о языке (1 ч.)
1.
Красота и богатство родного языка
Роль родного языка в жизни человека.
Анализируют тексты-высказывания на лингвистическую тему.
Расширять представление о красоте и богатстве языка, развивать эстетические чувства.
Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, извлекать информацию.
Осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Функциональные разновидности языка (2 ч.)
1.
Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка
*Общее представление о функц. разновидностях языка.
*Учатся различать функц.разновидности языка в наиболее простых и ясных случаях.
Определять стиль текста
Осуществлять анализ и синтез
Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения
2.
Творческая мастерская
Создают тексты различных функциональных стилей
сочинение
Правописание: орфография (21 ч.)
1.
КР (входная)1
За курс 5 класса
Контроль и оценка своей деятельности
тестирование
2.
Орфография как система правил. Основной закон орфографии.
Орфография как раздел правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.
обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии и с этой позиции анализировать написание морфем;владеть приемом поморфемного письма.
Находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами,
объяснять написания устно и графически,
применять знания морфемики и словообразования в практике правописания.
Находить и исправлять ошибки в словах.
Правильно писать изученные в 5 классе слова с непроверяемыми написаниями.
Самостоятельно анализировать услоаия и пути достижения цели.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
3.
Лингвистический
конкурс
«Лучший знаток орфограмм»
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели
осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей
4
Правописание гласных в корне.
Правописание слов с корнями –зар//-зор,--гар//-гор,--кас//-кос
свободно пользоваться орфографическим словарем;
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.
5
Правописание гласных в корне. Написание и -- ы в корнях после приставок
Правописание букв Ы и И в корнях после приставок.
6.
Правописание согласных в корнях слов
Правописание непроизносимых, удвоенных согласных и правописание на письме глухих и звонких согласных.
7.
Контрольная проверочная работа
Повторение и обобщение знаний.
Контроль и оценка своей деятельности
Контрольная проверочная работа
8
Правописание приставок
Группы приставок по выбору написания
Неизменяемые на письме приставки, приставки на з-с, приставки пре-,при-.
Понимать орфограмму как написание, требующее осмысленного выбора. Знать основной закон русской орфографии – требование единообразного написания морфем. Соблюдать при написании слов требование единообразного написания морфем
Обобщить сведения о группе приставок в зависимости от их написания.
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
9.
Правописание приставок пре- и при-.
Различение приставок –при,-пре на семантической основе; Правописание некоторых приставок иноязычного происхождения
Формировать представление об основных значениях приставок пре-,при-
10.
Лаборатория юного лингвиста.
Секреты орфографии.
*Составление олимпиадных заданий с приставками иноязычного происхождения и с омофонами.
Употребление букв е(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях)
Систематизировать правила, связанные с написанием окончаний.
использовать на письме специальные графические обозначения
Осознание ответственности за произнесенное и написанное слово
15
Правописание ё (е) -- о после шипящих и ц
Применять ЗУ по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Осуществлять анализ и синтез.
Орфографический диктант
16
Правила использования ь и ъ
Употребление ь для обозначения мягкости согласных; написание ь после шипящих; разделительные ь и Ъ; првописание –тся,ться.
Самостоятельно формулировать проблему, анализировать условия и пути достижения цели.
Интерес к изучению языка
17
Слитное и раздельное написание не с частями речи.
Слитное написание приставок, раздельное написание предлогов; слитное и раздельное написание не с глаголами и именами сущ-ми
*Опираться на элементарный этимологический анализ при аргументации правописания слов.
Самостоятельно составлять план решения уч.проблемы.
18-.19
Творческая мастерская.
Обучающее изложение по упр.70
изложение
20.
Контрольная работа.
Проверка уровня сформированности умений в области изученного материала
Контроль и оценка своей деятельности
диктант
21
Работа над ошибками.
Корректировать свою деятельность
Синтаксис и пунктуация. (20 ч.)
1
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса.
Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Осн.признаки ССЧ.. Виды ССЧ
ССЧ и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. Осн.признаки предложения (по цели выск-я и т.д.)
Овладеть основными понятиями синтаксиса.
Формирование понятия.
Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
2-
Предложение как единица синтаксиса.
3-4
Члены предложения.
Распознавать главные члены и второстепенные;
Группировать и моделировать члены предложения по заданным признакам.
Определение и понимание учебной задачи.
5
Творческая мастерская
Сочинение-миниатюра по картине А. И. Лактионова «Письмо с фронта»
Совершенствование умения создавать тексты-описания по картине
Продуцировать и редактировать собственный текст
Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления
Осознание ответственности за написанное, интерес к созданию текстов..
Сочинение-миниатюра
6
Грамматическая основа предложения. Односоставные предложения.
*Предложения двусоставные и односоставные. Основные типы гр.основ.
Находить гр.основу;
Совершенствовать пунктуационное умение постановки тире в предложениях.
7
Мини-исследование
Подготовка к сжатому изложению
Потребность сохранить чистоту русского языка как явления нац.культуры.
Сжатое изложение
8
Творческая мастерская
Сжатое изложение
9
Работа над ошибками, допущенными в изложении
Способность осуществлять контроль.
10-11
Простое осложнённое предложение.
Виды осложнения простого предложения.
Дать общее понятие об обособлении.
Научить правильно на письме оформлять обращения, вводные слова и т.д.
Строить рассуждения.
12
Лаборатория юного лингвиста
Анализ и оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических средств
Овладеть основными понятиями синтаксиса
Формирование понятия.
расширение и систематизация научных знаний о языке через схематизацию теоретического материал параграфа;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
13
Самостоятельная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»
Контроль и самооценка своей деятельности
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи учебной Де.
Самостоятельная работа.
14
Сложное предложение и его виды.
Виды СП: ССЧ, СПП и БСП.
Формировать представление о видах союзных предложений по способу и средствам связи частей.
анализировать разные виды сложных предложений; определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их; правильно применять изученные пунктуационные правила; строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему.)
15
Пунктуация в сложном предложении.
Постановка знаков препинания между частями СП.
16
Предложения с прямой речью. Диалог.
Способы передачи прямой речи.
Прямая речь и слова автора.
Составление диалога по заданной модели -формула речевого этикета.
*Наблюдение за использованием прямой речи и диалога в худ.литературе.
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
17
Час словесности «На чистом русском»
Способность участвовать в речевом общении.
18
Пунктуация как система правил
Осн.разделы пунктуации:
знаки препинания в конце предложения; знаки препинания внутри простого предложения;
знаки препинания между частями СП; знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем.
Обосновывать выбор знаков препинания с опорой на смысловую, интонационную характеристику предложения.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи учебной Де.
19
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»
Контроль и оценка своей деятельности.
диктант
20
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте
Текстоведение (17 ч.)
1-2
Лаборатория юного лингвиста
Понятие о тексте. Текст и его признаки. Заголовок, отражение в нем темы или основной мысли текста. Определение основной мысли текста. Нормы построения текста. Правильность выделения абзацев. Грамматическая связь предложений. *Средства связи предложений в тексте.
*Тезисный план.
Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, средства связи предложений в тексте; выделять микротемы.
.
расширение и систематизацию научных знаний о языке;
Владеть приемами изучающего чтения
Контроль и оценка своей деятельности. Планирование учебного сотру-дничества.
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Композиция текста.
Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. Тезисный план.
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, схемы, таблицы
Определение осн.мысли текста, подбор заголовка, деление текста на смысловые части.
Составление простого, сложного, тезисного плана текста.
Создание текста по предложенному плану.
Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей детей.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
3
Простой и сложный план текста.
4
Связь предложений в тексте.
Виды связи предложений в тексте: последовательная и *параллельная.
5
Сочетание разных способов связи предложений в тексте.
*Прием пропуска подлежащего в предложениях, связанных параллельной связью.
6
Лингвистическая лаборатория
Изложение-миниатюра
Уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Изложение-миниатюра
7
Смысловая связь предложений в тексте.
Единство темы и цельность, логическая связь частей
Формировать представление о видах смысл.отношений между предложениями в тексте.
Определять вид связи и средства предложений в тексте;
Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
8
Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.
Использование лексического повтора как средства выразительности в худ.текстах.
Формировать умение исп-ть различные способы устранения и предупреждения неоправданного лекс.повтора.
9
Тайны журналистики
Редактирование текста
Создавать письменные высказывания разных стилей, типов речи;
Пользоваться СО-м словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи.
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно понимать основную и дополнительную информацию
Способность к самооценке.
Способность участвовать в речевом общении
3.
Образование имён существительных путём сложения.
Виды сложения: сложение с соед.гласной, без соед.гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса.
Сложносокращенные им.сущ-е.
4.
Слитное и дефисное написание сложных имён существительных.
Правописание сложных имен существительных.
Формировать представление об условиях выбора слитного и дефисного написания сложных имен существительных
Умение вести самостоятельный поиск информации
Осознание ответственности за написанное слово.
5.-
Слитное и дефисное написание сложных имён существительных
Слитное и дефисное написание слов с пол-(полу-)
Дать представление о написании сложных имен существительных с пол- и полу-
Контроль и оценка своей деятельности
Способность к самооценке.
6
Мастерская
«В гостях у иноязычных морфем»
Подобрать имена сущ-е с иноязычными морфемами: авто-,теле-, термо-, микро-, агро-, радио-, вело-. Электро-.
Пользоваться орфографическим словарем.
Умение вести самостоятельный поиск информации
Осознание ответственности за написанное слово
Осознание ответственности за написанное слово
Осознание эстетической ценности русского языка, умение чувствовать выразительность речи.
словарик
7.
Тест
Правописание сложных имен существительных
Контроль и оценка своей деятельности.
способность участвовать в речевом обще-нии, соблюдая нормы речевого этикета
работать в парах,
коммуникативно взаимодейство-вать с одноклас-сниками в про-цессе совме-стного выпол-нения задания
тест
8.
Творческая мастерская
Подготовка к изложению «Осина»
9.
Изложение «Осина»
изложение
10.
11.
Работа над ошибками, допущенными в изложении.
Языковые нормы. Правила произношения существительных.
Употребление имен существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.
Правильное согласование со сложносокращенными словами имен прилагательных и глаголов прошедшего времени.
Вырабатывать навык определения слов с орфоэпическими трудностями и совершенствовать умение проводить орфоэпический анализ таких слов с помощью орфоэпического словаря.
Углубить представление об особенностях словоизменения имен существительных и тренировать умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи.
Тренировать умение использовать несклоняемые им.сущ-е в составе ССЧ при+сущ-е.
Совершенствовать умение проводить лексический анализ сущ-х с помощью толкового словаря .
12
Правила изменения имён существительных и использования их в речи.
13.
Имя существительное в словосочетании и предложении
Синтаксический анализ ССЧ и предложений изученных конструкций.
Повторить и обобщить сведения о синт-й роли имен сущ-х в предложении
*Элементарный анализ худ.текста; определение особенностей употребления в нем многозначных имен сущ-х, переносного значения слова, синонимов, антонимов.
Отрабатывать пунктуационный навык постановки тире в предложениях с главными членами-сущ-ми в И.п.
*Употреблять имена сущ-е в составе фразеологических оборотов, метафор и сравнений.
Способность к преобразованию, сохранению и передаче информации
Способность участвовать в речевом общении.
14.
Мини-исследование «Музей одного слова»
Имя существительное в тексте.
Повторить и обобщить сведения о роли имен сущ-х в тексте.
*Употребление сущ-х с суффиксами оценки как изобразительное языковое средство.
проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы,
Альбом
Тетрадь
презентация
15.
Лингвистическая лаборатория
Изложение-миниатюра
изложение
16
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
Контроль и оценка своей деятельности
17
Работа над ошибками.
Обобщать изученный материал
Имя прилагательное как часть речи (24 ч.)
1.-2
Филологическая карусель.
Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков имен прилагательных и морфологический разбор слов.
Осмысление сути гр.понятия признак применительно к имени прилагательному.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Накапливать достаточный объем словарного запаса и усвоенных гр.средств для свободного выражения мыслей.
*Формировать умение определять значение приставок в глаголах
Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов.
Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
Уважительное отношение к родному языку
5
Мастерская «Говорите правильно»
Культура речи. Правильное употребление глаголов.
Правильно строить и уместно употреблять ССЧ с глаголами и словами, обозначающими оценку действия (можно, нельзя, надо, нужно)
Правильное использование глаголов в этикетных формулах выражения просьбы
Осознание себя носителем данного языка.
6
Глагол в словосочетании и предложении.
Синтаксический анализ ССЧ и предложений изученных конструкций.
Дать понятие о составном глагольном сказуемом.
Устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему
Развитие эстетического сознания через освоение худ.наследия
7
8
Твоческая мастерская
Подготовка к изложению
изложение
Изложение
9
Глагол в тексте.
Роль глагола в худ.тексте
На основе анализа худ.текста формировать представление учащихся о глаголе как части речи, способной точно и ярко отражать действия и процессы, а также особенности их совершения или протекания.
Организовать наблюдение за использованием глаголов в текстах разных стилей.
Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления.
Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
10
11
Творческая мастерская
Подготовка к сочинению по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Совершенствование умения составлять сложный план текста
сочинение
Сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
12
Работа над ошибками.
Контроль и оценка своей деятельности
13
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Повторение и обобщение по теме «Глагол»
диктант
14
Работа над ошибками.
Глагольные формы: причастие и деепричастие.(2 ч.)
1-
Глагольные формы: причастие и деепричастие.
Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи.
Распознавать причастия и деепричастия по суффиксам (простые случаи)
*Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
Семантические различия прилагательного и причастия.
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Склонение причастий.
Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного оборота и деепричастного оборота.
Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия.
Определять признаки глагола и прилагательного у причастий.
Различать причастия и деепричастия.
Выделять определяемое слово и причастный оборот. Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.
Распознавать причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа.
Аргументированно выбирать суффикс причастия в зависимости от спряжения глагола.
Анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления
Уважительное отношение к родному языку
2
Роль причастия в художественном описании.
3
Правописание безударных окончаний причастий.
4
Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий.
5
Причастный оборот.
6
Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами
7
Понятие об обособлении.
Закреплять умения правильной постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.
Воспроизводить содержание прослушанного текста и осуществлять информационную переработку текстов.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
8
Действительные и страдательные причастия.
9-10
Образование действительных и страдательных причастий.
11-12
Правописание суффиксов причастий.
13
Творческая мастерская
*Использование глагола и его особых форм в худ.текстах
Сочинение-миниатюра
14-15
Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях.
Формировать представление о грамматических особенностях причастий в краткой форме, выбирать н и нн в причастиях.
16
17
Творческая мастерская
Подготовка к сочинению по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Развитие эстетического сознания через освоение худ.наследия
Сочинение по картине
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
18
Работа над ошибками.
19
Мастерская «Говорите правильно»
Культура речи. Правильное употребление причастий.
Составления словарика для дошкольника.
*Умение правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий -висячий, горящий -горячий
Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств
Защита работы
20-21
Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении.
Синтаксическая роль причастий и деепричастий в ССЧ и предложении
Формировать представление об изобразительно –выразительных возможностях деепричастия и причастия.
Совершенствовать умения различать ССЧ разных типов.
22
Деепричастие и причастие в тексте.
Роль причастий и деепричастий в достижении и выразительности текстов разных стилей речи.
*Элементарный анализ худ.текста, выявление особенностей употребления в нем причастий;
Анализ примеров перехода причастий в прилагательные.
23-
24
Творческая мастерская
Подготовка к сжатому изложению
Научить сжато пересказывать текст
Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
изложение
Сжатое изложение
25
Контрольный диктант по теме «Причастие»
Повторение и обобщение по теме «Причастие»
Контроль и оценка своей деятельности
26
Работа над ошибками.
Имя числительное (20 ч.)
1
Путешествие в страну цифр
Имя числительное как часть речи.
Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки имен числительных.
Отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа.
Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.
2
Творческая мастерская
Сочинение-миниатюра
«Почему взрослые любят цифры»,
«В мире чисел и цифр», «Как однажды исчезли все числительные»
Сочинение-миниатюра
3
Имена числительные количественные и порядковые.
Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам.
Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности.
Собирательные числительные.
Дробные числительные.
Разряды имен числительных по строению.
Числительные простые, сложные, составные.
Формировать представление об общем грамм-м значении, морф-их признаках, синт.роли и использовании в речи имен числ-ных.
Учить различать на основании смысловых и грамматических различий колич-е и порядковые числ-е.
Формировать навыки употребления ь в количественных числ-х.
Углубить представление о склонении собирательных и дробных числительных.
Склонение и правописание количественных и порядковых числительных.
Особенности написания некоторых суффиксов имен числительных.(одиннадцать, двадцать, пятеро и др.)
Слитное и раздельное написание числительных разных разрядов.
Правописание ь в середине и на конце простых, сложных и составных числительных.
Образование от числительных простых и сложных слов, их написание (миллиардный, двадцатипятилетие)
Осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
4
Написание ь в количественных числительных.
5
Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80.
6
Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на -сот. Склонение числительных сорок, девяносто, сто.
7
Склонение числительных один, два, три, четыре.
8
Склонение собирательных числительных.
9
Склонение дробных числительных.
10
Склонение составных количественных числительных.
Тренировать уч-ся в написании составных количественных и порядковых числительных.
Анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
Усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
11
Виртуальная экскурсия
Население Земного шара.
12
Самостоятельная работа по теме «Числительное»
Тренировать орфографические умения учащихся.
Сам.работа.
13
Склонение порядковых имён числительных.
Морфологический разбор имени числительного.
14
Мастерская «Говорите правильно»
Культура речи. Правильное употребление имён числительных.
Склонение числительных в соответствии с нормами современного русского лит.языка.
Употреблять имена числительные в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.
Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления
Осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
15
Имя числительное в словосочетании и предложении.
*Синтаксические особенности количественных числительных
Анализировать синт.роль имен числительных разных разрядов.
16
Мини-исследование «Музей одного слова»
Слово семь.
Охарактеризовать морфологические признаки числ-го, морфемное строение, лексическое значение.
Записать слова, которые образованы от данного слова. Рассказать о том, почему число 7 считается магическим. Привести примеры фразеологизмов с этим словом.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Альбом
Тетрадь
презентация
17
Имя числительное в тексте.
Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
Анализ способов выражения приблизительного количества (лет восемь)
Наблюдение за употреблением имен числительных в научных текстах, деловой речи, в пословицах и поговорках.
Осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
18
Мини-исследование
«Имена числительные в текстах разных стилей»
19
Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
Повторение и обобщение по теме «Имя числительное»
Контроль и оценка своей деятельности
диктант
20
Работа над ошибками.
Местоимение(24 ч.)
1
Турнир знатоков русского языка.
Местоимение как часть речи.
Сформировать представление о местоимениях как словах, которые используют в речи для замещения имен существительных, прилагательных, числительных.
Наблюдение за использованием в речи местоимений-существительных, местоимений-прилагательных и местоимений –числительных.
Распознавание, склонение и правописание местоимений разных разрядов.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность
Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
загадки
2
Разряды местоимений. Личные местоимения
Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные, имена прилагательные и имена числительные.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка – М: Дрофа, 2010
Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник – М: Дрофа, 2010
Мультимедийные пособия.
Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. Фраза.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 6 класс.
Русский язык. 6 класс
Страна Лигвиния
Учебное пособие по русской фразеологии. 1 часть
Учебное пособие по речевому этикету. 3 часть
Справочник школьника. Русский язык.
Список литературы для учащихся.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 6 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
Львова С.И. Практикум по русскому языку. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Полищук В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для средней школы. –М.: Издательство «Ювента», 2005
Прохватилина Л.В. Проверь себя. 6 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. –М.: Мнемозина, 2010
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса (печатный и электронный варианты)
Тестовые задания по всем темам (печатный и электронные варианты)
ЦОР по всем темам
Используемые сайты
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
4. Мир слова русского http://www.rusword.org
5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru