"Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» для 9 класса"
"Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» для 9 класса"
Программа по "Родному языку"составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 33 часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. № 1897 "Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования";
приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования";
приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»
основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа №88 Тракторозаводского района Волгограда", протокол Совета школы от 28.08.2015 № 1
примерной программы по русскому языку «Русский язык 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, Москва, «Просвещение», 2015 г
примерной программы, разработанной на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Цели и задачи обучения:
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи изучения родного (русского) языка в школе:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 33 часа..
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разными способами передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка ; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
2) понимание места родного языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке и литературе; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий словесности: стиль языка художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (10 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени – 3 ч.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:
№ п/п
Наименование раздела
Основные виды учебной деятельности
1
Язык и культура (10 ч)
Беседа, работа с учебником, составление связных высказываний, анализ текстов, конструирование предложений, составление опорных конспектов. Работа с прозаическими и поэтическими текстами. Работа со словарями, работа с текстами, подбор примеров, систематизация материала, решение тестов.
2
Культура речи (11 ч)
Систематизация материала, работа с орфоэпическим, толковым словарём, справочниками, чтение и редактирование небольших текстов разных стилей, составление таблицы, нахождение в текстах речевых ошибок, решение ситуативных задач с использованием известных речевых тактик и приёмов, тестов, работа в группах
3
Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч)
Беседа, работа с учебником, составление связных высказываний, анализ текстов, конструирование предложений, подбор примеров контактного и дистантного общения, составление памятки, составление словарика жанров разговорного стиля., жанров учебно-научного стиля, подбор примеров прецендентных текстов, систематизация материала,защита проекта.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Демонстрационное оборудование:
Видеофильмы, соответствующие тематике.
Технические средства обучения:
Компьютер
Телевизор.
Методическая литература для учителя
1.Р.И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности –М., Дрофа 2009.
2. А.И. Горшков. Русская словесность. М., Дрофа 2000.
3.Филипп Алексеев. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. М. «Издательство АСТ» 2018.
4.А.Г. Нарушевич. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов на Дону: Легион 2017.
5.С.В. Сергушева. Комплексный анализ текста. Санкт-Петербург «Литера» 2005.
Литература для учащихся
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс. Н.В. Егорова. Москва. ВАКО. 2016 г.
Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы. И.О.Родина. Ростов –на- Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.
Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. В.А. Прядко. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. Е.А. Арбатова. Санкт-Петербург. Литера. 2016 г.
Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. И. Анненкова. Санкт-Петербург. Литера. 2016 г.
Доклады и сообщения по русскому языку. Т.Г. Каширина. Москва.Эксмо. 2010 г.
Правила русского языка в таблицах и схемах Е.А. Арбатова. Санкт-Петербург. Литера. 2009 г.
Варианты и ответы централизованного тестирования русский язык. Москва. Центр тестирования. 2010 г.
Ушаков Д.Н. Крючков С.Е. Орфографический словарь. 1990 г.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 1999
Интернет – ресурсы
1) http://www.pycckoeslovo.ru/ - Репетитор по русскому языку
2) http://www.standart.edu,ru – Новый стандарт общего образования
3) http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4) http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса является урок. При проведении урока используются методы здоровьесберегающих технологий, которые повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе. Большое внимание уделяется: рациональной организации урока, психологической обстановке на занятиях. На каждом уроке проводятся эмоциональная разрядка, физминутки, корректировка осанки обучающихся, гимнастика для глаз, соблюдение санитарных норм в учебном кабинете. На уроке используются формы работы: • индивидуальные, • индивидуально-групповые, • фронтальные, • парные
Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля:
тестов-3, сочинение-1, изложение-1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» 9 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем уроков
Кол-во часов
Основное содержание урока
Основные виды учебной деятельности учащихся
Планируемые результаты
Планируемое домашнее задание
Дата проведения
Предметные
Метапредметные
Личностные
план
факт
Язык и культура (10 ч)
1
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.
1
Взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа; национально-культурная специфика русского языка
Обобщение ранее полученных знаний о связи истории и развития языка.
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, связь языка и культуры народа, роль родного языка в жизни человека и общества
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Понимание родного (русского) языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа
2
Ключевые слова (концепты) русской культуры, их национально-историческая значимость.
1
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.
Прослушать объяснения учителя о ключевых словах (концептах) русской культуры ( дом, мир, человек, город и др.)
Знать ключевые слова (концепты) русской культуры, понимать их историческую значимость
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные:
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения лингвистических проблем Коммуникативные: взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе
Осознание эстетической ценности родного языка
3
Контрольное тестирование (входная диагностика)
1
Контроль знаний в форме теста
Работа с тестом
Научиться проектировать индивидуаль
ный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах
Регулятивные:
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольного тестирования Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Понимание значения родного (русского) языка в процессе получения школьного образования
4
Крылатые слова и выражения
1
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Чтение художественного текста , его интертекстуальный анализ Работа со сборниками афоризмов, объяснение смысла афоризмов.
Научиться понимать и истолковывать значения крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу
Познавательные:
находить в различных источниках информацию
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
5
Развитие языка как объективный процесс.
1
Развитие языка как объективный процесс
Обобщение ранее полученных знаний об активных процессах в развитии языка.
Уметь систематизировать знания об активных процессах в развитии языка
Регулятивные:
выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
Познавательные:
интерпретировать информацию (структурировать)
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Понимание определяющей роли родного (русского) языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
6
Внешние и внутренние факторы языковых изменений, активные процессы в современном русском языке.
1
Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Прослушать объяснения учителя,
Составление таблицы
Понимать причины изменений в словарном составе языка
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий
Познавательные:
интерпретировать информацию (структурировать)
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
7
Многозначные термины и иностранные слова.
1
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Прослушать объяснения учителя, оформление выводов в виде таблицы. «Основные тенденции развития современного русского языка».
Научиться использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики
Регулятивные:
выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения
Познавательные:
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения лингвистических проблем Коммуникативные: взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение
Осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному (русскому) языку, гордость за него
8
Неиссякаемый источник—фразеология.
1
Стремительный рост словарного состава языка, создание новой фразеологии
Работа со словарём фразеологизмов
Овладение основными стилистическими ресурсами фразеологии русского языка
Регулятивные:
выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
Познавательные:
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
9
Что делает речь яркой и образной.
1
Повторение сведений об изобразительно-выразительных средствах русского языка.
Работа с текстами художественных произведений
Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности
Регулятивные:
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения
Познавательные:
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера Коммуникативные: аргументировать свою позицию
Осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному (русскому) языку, гордость за него
10
РР. Сочинение на морально-этическую тему
1
Создание текстов рассуждения на морально-этическую тему доказательного типа с привлечением аргументов из жизненного опыта и литературы.
Написать сочинение-рассуждение на заданную тему с привлечением аргументов из жизненного опыта и литературы.
Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на заданную тему
Регулятивные:
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Коммуникативные:использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Стремление к речевому самосовершенствованию
Интерес к созданию собственого текста
Культура речи (11 ч)
11
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произношение и ударение в словах. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
1
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.
Систематизировать знания об орфоэпических нормах языка и типичных ошибках в устной речи.
Работа с орфоэпическим словарём
Знать основные орфоэпические нормы современного русского языка, уметь работать с орфоэпическим словарём
Регулятивные: составлять план и последовательность действий
Познавательные:
интерпретировать информации (структурировать)
Коммуникативные:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
12
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
1
Примеры нарушения орфоэпической нормы
Прослушать чтение художественного(ых) текста(ов) с нарушением орфоэпической нормы, объяснить роль в тексте этого художественного приёма
Уметь видеть нарушение орфоэпической нормы в художественных текстах
Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями Коммуникативные:
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
13
Лексические ошибки и их исправление.
1
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Работа с толковым словарём. Чтение и редактирование небольших текстов разных стилей
Уметь обнаруживать и исправлять лексические ошибки в тексте
Регулятивные:
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения
Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
14
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
1
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Составление таблицы «Типичные речевые ошибки».
Нахождение в текстах речевых ошибок
Научиться опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма
Регулятивные: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи
Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
ный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах
Регулятивные:
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольного тестирования Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Формирование устойчивой мотивации
к изучению
и закреплению нового, самодиагностике
16
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
1
Знакомство с современными толковыми словарями.
Работа со словарями
Уметь работать с толковыми словарями
Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные:находить в различных источниках информацию, необходимую для решения лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному (русскому) языку, гордость за него
17
Грамматика. Морфологические ошибки.
1
Типичные грамматические и морфологические ошибки .
Составление таблицы «Типичные грамматические ошибки». Наблюдение над языковым материалом.
Уметь обнаруживтьграмматические и морфологические ошибки в тексте
Регулятивные:адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи
Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
Коммуникативные: взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
18
Разнотипность частей сложного предложения. Синтаксические ошибки.
1
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Дополнить таблицу
Уметь обнаруживать синтаксические ошибки в тексте
Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
19
Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них. Словарные пометы.
1
Распознавание видов грамматических ошибок и их исправление.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Работа с грамматическими словарями и справочниками.
Знать грамматические нормы, уметь распознавать грамматические ошибки в текстах, работать с грамматическими словарями и справочниками
Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Стремление к речевому самосовершенствованию
20
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
1
Понятие об этике и этикете.
Этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в
официальной и неофициальной речевой ситуации
Чтение отрывка Интернет-переписки, анализ с точки зрения соблюдения этических норм, правил речевого этикета
Анализ текста дискуссии на примере спора в сетевых источниках
Уметь участвовать в полемике
Знать этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии
Регулятивные:выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения
Познавательные:осуществлять смысловое чтение
Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
Стремление к речевому самосовершенствованию
21
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
1
Использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии; соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; понимание активных процессов в русском речевом этикете
Решение ситуативных задач с использованием известных речевых тактик и приёмов. Работа в группах
Уметь владеть этикетными нормами и нормами поведения в ситуациях делового общения.
Регулятивные:понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
Познавательные:выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач
Коммуникативные: взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов
Стремление к речевому самосовершенствованию
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
22
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
1
Использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;
Современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»; соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета; соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения
Подбор примеров контактного и дистантного общения на основе собственного опыта. Чтение вслух «Правила информационной безопасности в социальных сетях», обсуждение инструкции. Составление памятки для школьников младших классов «Пользователю Интернета».
Научиться извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета)
Регулятивные:составлять план и последовательность действий
Познавательные:осуществлять смысловое чтение
Коммуникативные: взаимодействовать и находить общие способы работы
Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
23
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
1
Классификация аннотаций по содержанию и целевому назначению, по характеру аудитории, по объёму.
Требования к написанию конспекта.
Составление памятки «Как написать аннотацию».
Конспект статьи в соответствии с правилами переработки текста
Владеть основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект
Уметь писать конспект, аннотацию
Регулятивные:взаимодействовать и находить общие способы работы
Познавательные:применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями
Коммуникативные: взаимодействовать и находить общие способы работы
Понимание значения родного (русского) языка в процессе получения школьного образования
24
Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
1
Виды преобразования текстов. Анкета. Опрос. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации
Представить результаты школьного анкетирования по заданной проблеме в виде графика, диаграмм, схем, таблиц.
Уметь проводить анкетирование, опрос и представлять информацию в виде графиков, диаграмм, схем
Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные: понимать и использовать лингвистические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации
Коммуникативные: взаимодействовать и находить общие способы работы
Осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному (русскому) языку, гордость за него
25
Развитие речи. Сжатое изложение.
1
Приёмы сжатия текста
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста
Написать текст сжатого изложения
Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах
Регулятивные:
определять новый
уровень
отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Стремление к речевому самосовершенствованию
26
Функциональные разновидности языка
1
Функциональные разновидности языка
Работа с текстами
Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета
Регулятивные:
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Познавательные:-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)
Коммуникативные:
создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств
Осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному (русскому) языку, гордость за него
27
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
1
Основные признаки разговорного стиля речи и его жанры: рассказ о событии, беседа, спор, самохарактеристика, самопрезентация, поздравление и др.
Анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка
Регулятивные:
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.Познавательные:находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст
Коммуникативные: создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
28
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
1
Официально-деловой стиль и его жанры: объявление, расписка, заявление, автобиография. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Заявление о приёме в учебное заведение по образцу. Анализ текста делового письма с точки зрения его структуры и языковых особенностей
Уметь составлять официальные документы, анализировать тексты официально-делового стиля
Регулятивные:
определять критерии правильности выполнения учебной задачи
Познавательные:
оценивать содержание и форму текста
Коммуникативные:
создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств
Стремление к речевому самосовершенствованию
29
Учебно-научный стиль.
1
Основные признаки учебно-научного стиля речи. и его жанрах: устном ответе, реферате, учебно-научной дискуссии и др.
Составить словарик жанров учебно-научного стиля.
Уметь анализировать тексты научного стиля
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные: -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессовКоммуникативные: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником
Понимание значения родного (русского) языка в процессе получения школьного образования
30
Речевые жанры научного стиля: доклад, сообщение. Речь оппонента на 1защите проекта.
1
Речевые жанры научного стиля
Требования к ученическим работам: докладу, сообщению, речи оппонента на защите проекта.
Чтение текста ученического сообщения, оценивание , используя критерии оценивания устного ответа.
Владеть навыками публичного выступления
Регулятивные:ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностейПознавательные:ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текстаКоммуникативные: соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей
Стремление к речевому самосовершенствованию
31
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
1
Основные признаки публицистического стиля речи и его жанры: девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк
Чтение небольшого проблемного очерка, анализ структуры, речевого оформления, жанровой специфики по опорному плане схеме
Уметь анализировать тексты публицистического стиля
Регулятивные:соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Познавательные:ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста Коммуникативные: играть определенную роль в совместной деятельности
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
32
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.
1
Язык художественной литературы и жанры литературы: литературная сказка, рассказ, притча, дневниковые записи, письмо и др. Диалогичность в художественном произведении.
Работа с текстом художественного произведения
Уметь правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий)
Регулятивные:
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата
Познавательные:ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст Коммуникативные: отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
33
Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
1
Знакомство с понятиями текст-подтекст-контекст -интертекст, обзор жанров прецендентных текст
Обзор жанров прецендентных текстов, чтение учебно-научного текста и его
Регулятивные:определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности
Познавательные:излагать полученную информацию Коммуникативные:-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Понимание значения родного (русского) языка в процессе получения школьного образования
34
Контрольное тестирование (итоговая диагностика)
1
Контроль знаний в форме теста
Работа с тестом
Научиться проектировать индивидуаль
ный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах
Регулятивные:
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольного тестирования Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Понимание значения родного (русского) языка в процессе получения школьного образования
35
Зачетная(итоговая) работа по курсу. Защита проекта.
1
Защита проекта
Выступление перед сверстниками с защитой проекта на заданную тему в соответствии с требованиями
Владеть навыками публичного выступления
Регулятивные:формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности Познавательные: формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска
Коммуникативные: соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения