Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс»
Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа д. Согом»
Приложение 1
к основной образовательной программе начального
общего образования на 2020 – 2021 учебный год
МКОУ ХМР «СОШ д. Согом»
Рабочая программа
по русскому языку
для обучающихся 2 класса
(136 часов)
Составитель программы: Гизатулина Е.В.,
учитель начальных классов
д. Согом
Ханты – Мансийский район
2020 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета курса
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы «Русский язык» для учащихся 2 класса общеобразовательных школ В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной.
Цели данного курса:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи данного курса:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты обучения
№
п/п
Раздел учебного курса
Универсальные учебные действия
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
1.
Наша речь (4 ч)
Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. Делать выводы о значении речи в жизни человека. Различать диалог и монолог. Использовать знания по теме в новых условиях.
Оценивать свои результатов. Обнаруживать и формулировать учебную проблему. Аргументировать свою позицию. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Анализировать и делать выводы. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Делать выводы о значении речи в жизни человека. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
2.
Текст (5 ч)
Различать предложение и группу предложений. Определять тему, главную мысль текста. Выделять части текста. Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
Аргументировать свою позицию. Уметь договариваться и приходить к общему решению. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Умение слушать и понимать речь других.
Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
3.
Предложение (12 ч).
Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. Составлять предложения, читать их, делать логическое ударение. Списывать текст, проговаривать его по слогам. Находить основу и второстепенные члены предложения. Находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами. Находить главные члены предложения. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного к зависимому. Научиться правильно строить предложения, излагая свои мысли. Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Видеть и правильно записывать слова с орфограммами.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Анализировать, делать выводы, сравнивать. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Умение проговаривать последовательность действий на уроке. Делать выводы, сравнивать. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение слушать и понимать речь других. Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение аргументировать своё предположение.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
4.
Слова, слова, слова… (22 ч).
Определять лексическое значение слов. Различать однозначные и многозначные слова. Различать прямое и переносное значение слов. Различать оттенки значений синонимов. Находить в тексте антонимы. Употреблять их в речи. Находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними. Находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи. Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи. Делить слова на слоги. Находить в словах ударный слог. Переносить слова с одной строки на другую. Писать сочинения по серии картинок. Умение осознанно и произвольно строить своё речевое высказывание.
Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Волевая саморегуляция. Целеполагание как постановка учебной задачи. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. Умение слушать и понимать речь других. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать в паре, группе. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение работать в паре, группе.
Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.
5.
Звуки и буквы (22 ч)
Различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов. Называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке. Писать имена собственные с большой буквы. Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. Видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в коне слова. Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. Различать гласные и согласные звуки. Объяснять допущенные ошибки, исправлять их. Слышать звук [Й] и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. Слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме. Составлять рассказ по картинке. Решать логические задачи по русскому языку. Обозначать мягкость согласных звуков на письме.
Прогнозирование результата Осознание качества и уровня усвоения материала. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Волевая саморегуляция. Целеполагание как постановка учебной задачи. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Контроль в форме сличения способа действия и его результата..
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение слушать и понимать речь других.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.
6.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (18 ч)
Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. Выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами. Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой. Находить в словах изученные орфограммы на слух. Характеризовать парные звонкие и глухие согласные. Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы. Определять орфограмму и правильное написание слов. Находить в словах изученные орфограммы на слух. Применять правила правописания. Сопоставлять произношение и написание слов. Писать и переносить слова с разделительным мягким знаком. Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. Соотносить произношение и написание слов.
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. Анализировать, делать выводы, сравни вать. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Оценка результатов работы.
Работать в парах, группах;
участвовать в обсуждении. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Умение слушать и понимать речь других.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.
7.
Части речи
(39 ч)
Использовать специальную терминологию. Распределять имена существительные в тематические группы предметов. Распознавать собственные имена существительные. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. Изменять имена существительные по числам. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. Распознавать в речи имена существительные. Применять правила правописания. Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами. Определять число глаголов. Писать частицу НЕ раздельно с глаголами. Распознавать текст-повествование и выделять его характерные признаки. Находить прилагательные в тексте. Устанавливать связь между существительным и прилагательным. Подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Определять число имени прилагательного. Распознавать текст-описание и выделять его характерные признаки. Осознавать предлог как часть речи. Устанавливать связь слов в предложении с помощью предлогов. Писать предлоги отдельно от других слов. Классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами. Осознавать местоимение как часть речи. Распознавать текст-рассуждение и выделять его характерные признаки. Писать местоимения отдельно от других слов.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Волевая саморегуляция. Целеполагание как постановка учебной задачи. Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работать в парах, группах;
участвовать в обсуждении. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Умение слушать и понимать речь других.
Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.
8.
Повторение за год (14 ч).
Отличать текст от предложения. Соотносить словесные и зрительные образы. Отличать предложение от группы слов. Распознавать однокоренные слова по двум признакам. Распознавать части речи. Проводить фонетический анализ слова. Применять правила правописания. Видеть орфограммы в слове. Применять правила правописания. Использовать полученные знания.
Анализировать, делать выводы, сравнивать. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Оценка результатов работы.
Умение слушать и понимать речь других. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работать в парах, группах;
участвовать в обсуждении. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Нравственно-этическая ориентация.
Планируемые результаты освоения программы. К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
знать:
что такое язык, речь, понятия «устная и письменная речь»;
текст и предложения; отличие текста от набора отдельных предложений не объединённых общей темой, роль текста в общении людей; части текста; понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова»;
что такое предложение, признаки предложения; правила оформления предложения на письме; логическое ударение; первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении; понятия «подлежащее», «сказуемое» - главные члены предложения;
понятия синонимы, антонимы и их роль в речи;
общее представление о родственных (однокоренных) словах; признаки однокоренных слов, подбор их; корень; выделение корня;
гласные буквы; слогообразующая роль гласной в слоге; ударение; ударный и безударный слоги; названия букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
правила переноса слов;
понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; различать имена собственные;
понятие «глагол», глаголы в единственном и множественном числе, представление о разном времени;
понятие «прилагательное», прилагательные в единственном и множественном числе;
предлог; роль предлогов, раздельное написание предлогов со словами;
понятие «местоимение», их роль в тексте.
уметь:
строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме
определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему; делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения);
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);
писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов;
устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения;
различать однокоренные слова среди других слов, отличать однокоренные слова от внешне сходных не однокоренных слов и форм слов;
определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения;
определять ударение в слове; показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове;
переносить слова с одной строки на другую;
правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
обозначать на письме мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и и мягким знаком (ь);
писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота;
писать слова с разделительным мягким знаком (ь);
писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса;
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз),
правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
правильно произносить слова, уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно»;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?
Содержание учебного предмета курса
Наша речь (4 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч)
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Заголовок. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Роль предложений в речи. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу.
Слова, слова, слова… (22 ч).
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление).
Слово, слог, ударение. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Перенос слов. Правила переноса.
Звуки и буквы (22 ч)
Звуки и буквы. Условное обозначение звуков речи. Алфавит, его значение. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (18 ч)
Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча— ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным.
Части речи (39 ч)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными.
Повторение за год (14 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
л, м, Л, М, я, Я, А;
у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
н, ю, Н, Ю, к, К;
В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
Ф, У, Т, Р, Б, Д.
Упражнения, но переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений
Распределение учебного материала по разделам
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Наша речь
4
2
Текст
5
3
Предложение
12
4
Слова, слова, слова...
22
5
Звуки и буквы
22
6
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
18
7
Части речи
39
8
Повторение
14
ИТОГО
136
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№п/п
Содержание (разделы, темы)
Кол-во часов
Дата план
Дата факт
Наша речь
4ч
1
Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
1
2
Что можно узнать о человек по его речи?
1
3
Как отличить диалог от монолога?
1
4
Проверка знаний
1
Текст
5ч
5
Что такое текст?
1
6
Что такое тема и главная мысль текста?
1
7
Части текста
1
8
Диктант
1
9
Работа над ошибками
Предложение
10
Что такое предложение?
1
11
Как из слов составить предложение?
1
12
Контрольное списывание
1
13
Что такое главные члены предложения?
1
14
Что такое второстепенные члены предложения?
1
15
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
1
16
Что такое распространенные и нераспространенные предложения?
1
17
Как установить связь слов в предложении?
1
18
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине
1
19
Анализ сочинений
1
20
Контрольный диктант
1
21
Работа над ошибками
1
Слова, слова, слова…
22ч
22
Что такое лексическое значение слова?
1
23
Что такое лексическое значение слова?
1
24
Что такое однозначные и многозначные слова?
1
25
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
1
26
Что такое синонимы?
1
27
Что такое антонимы?
1
28
Что такое антонимы?
1
29
Контрольный диктант
1
30
Работа над ошибками
1
31
Что такое родственные слова?
1
32
Что такое родственные слова?
1
33
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
1
34
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
1
35
Какие бывают слоги?
1
36
Как определить ударный слог?
1
37
Как определить ударный слог?
1
38
Как переносить слова с одной строки на другую?
1
39
Как переносить слова с одной строки на другую?
1
40
Обучающее сочинение по серии картинок
1
41
Проверочная работа
1
42
Контрольный диктант по теме «Слова»
1
43
Работа над ошибками
1
Звуки и буквы
22
44
Как различать звуки и слова? Как определить гласные звуки?
1
45
Как мы используем алфавит?
1
46
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
1
47
Контрольный диктант
1
48
Работа над ошибками
1
49
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
1
50
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
1
51
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне
1
52
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне
1
53
Развитие речи. Обучающее сочинение
1
54
Диктант. Проверочная работа
1
55
Работа над ошибками
1
56
Как определить согласные звуки?
1
57
Согласный звук [й] и буква и краткое
1
58
Слова с удвоенными согласными
1
59
Развитие речи
1
60
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
1
61
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
1
62
Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными
1
63
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»
1
64
Проверочная работа
1
65
Работа над ошибками
1
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
18ч
66
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч
1
67
Развитие речи. Обучающее изложение
1
68
Повторение темы « Твердые и мягкие согласные»
1
69
Контрольный диктант
1
70
Закрепление знаний. Работа над ошибками
1
71
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
1
72
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
1
73
Проверка парных согласных в корне слова
1
74
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных
1
75
Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста
1
76
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
1
77
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана
1
78
Диктант
1
79
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала
1
80
Правописание слов с разделительным мягким знаком
1
81
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала
1
82
Контрольное списывание
1
83
Обучающее сочинение «Зимние забавы»
1
Части речи
39ч
84
Что такое части речи?
1
85
Что такое имя существительное?
1
86
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
1
87
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных
1
88
Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи
1
89
Обучающее изложение
1
90
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы
1
91
Диктант
1
92
Работа над ошибками
1
93
Единственное и множественное число имен существительных
1
94
Единственное и множественное число имен существительных
1
95
Обучающее изложение
1
96
Диктант
1
97
Работа над ошибками
1
98
Что такое глагол?
1
99
Что такое глагол?
1
100
Единственное и множественное число глаголов
1
101
Правописание частицы НЕ с глаголами
1
102
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»
1
103
Что такое текст – повествование?
1
104
Проверка знаний
1
105
Что такое имя прилагательное?
1
106
Связь имени прилагательного с именем существительным
1
107
Прилагательные близкие и противоположные по значению
1
107
Единственное и множественное число имен прилагательных
1
108
Что такое текст – описание?
1
109
Проверка знаний
1
110
Общее понятие о предлоге
1
111
Раздельное написание предлогов со словами
1
112
Восстановление предложений
1
113
Проверка знаний
1
114
Диктант
1
115
Работа над ошибками
1
116
Что такое местоимение?
1
117
Что такое местоимение?
1
118
Что такое текст – рассуждение?
1
119
Проверка знаний
1
120
Контрольный диктант «Части речи»
1
121
Работа над ошибками
1
Повторение
14ч
123
Повторение по теме «Текст»
1
124
Сочинение по картине
1
125
Повторение по теме «Предложение»
1
126
Повторение по теме «Предложение»
1
127
Повторение по теме «Слово и его значение»
1
128
Повторение по теме «Части речи»
1
129
Повторение по теме «Звуки и буквы»
1
130
Повторение по теме «Правила правописания»
1
131
Контрольное списывание
1
132
Повторение и закрепление изученного
1
133
Повторение и закрепление изученного
1
134
Повторение и закрепление изученного
1
135
Повторение и закрепление изученного
1
136
Повторение и закрепление изученного
1
Учебно-методический комплект:
Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2018.
В. П. Канакина. Рабочая тетрадь для 2 класса, в 2-х частях, М.Просвещение, 2018.
Русский язык. Раздаточный материал. 2 класс.: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ В. П. Канакина. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2017.
Т.Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2018.
Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2 классы: учебное пособие для общеобраоват.организаций/ В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – 2-е изд. – М. : Просвешение, 2018.
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы Москва «Просвещение», 2018г.