Рабочая программа по русскому языку 8 вида для 5 класса
Рабочая программа по русскому языку 8 вида для 5 класса
Образовательная рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательная рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.).
Учебники:
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 5 кл.: учебник дляспец (корр.) образовательных учреждений VIII вида, - изд. 4,- М.: Просвещение, 2011
Программа рассчитана на 5часов в неделю, 170 часов в год.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Планируемые результаты обучения
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) опознавание и анализ основных единиц языка;
Содержание учебного предмета
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение составаслова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, оторый необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лент обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащения и уточнения словаря, обучению построению предложений, связному устному и письменному высказываниюво 2-4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум напрвлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявленипя, расписки и др.)
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУВ 5 КЛАССЕ 8 ВИДА
Грамматика, правописание и развитие речи.5 класс.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развиваться устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к русскому языку. Курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Повторение. 8 часов
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Звуки и буквы.11 часов
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово. 26 часовСостав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи. 8 часов
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. 92 часа
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных. Умение различать род. Мягкий знак после шипящих в корне слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1,2,3-м склонениях существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1,2,3-го склонений. Правописание падежных окончаний существительных 1,2,3-го склонений. Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения с именами существительными, относящимися к разным склонениям.
Предложение. 17 часов
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Развитие речи.
Заполнение дневника учащимся.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам, после разбора с учителем.
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Связная речь:
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с ОВЗ излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом – это основа, позволяющая учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Повторение пройденного за год.
Письмо 5 класс, 5 часов в неделю
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 ОВЗ
№ п\п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Домашнее задание
I.Повторение.
7 ч.
1
Повторение. Предложение. Текст.
1
2
Повторение. Предложение. Текст.
1
С. 5 упр. 4
3
Связь слов в предложении. Работа с деформированным текстом.
1
С. 7 упр. 8
4
Главные и второстепенные члены предложения.
1
С. 8 упр. 10
5
Главные и второстепенные члены предложения.
1
С. 10 упр. 14
6
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
1
С. 11 упр. 16
7
Р.Р.Коллективное составление текста по серии картинок.
1
С. 16 упр. 24
8
Звуки и буквы. Текст. Алфавит, гласные и согласные.
1
С.17 упр. 27
9
Звуки и буквы. Текст. Алфавит, гласные и согласные.
1
II.Звуки и буквы. Текст.
10 ч
10
Обозначение мягкости на письме.
Разделительный Ь.
1
С.20-21 учить, упр. 32
12
Парные Звонкие и глухие согласные.
1
С. 23 упр. 35
13
Ударные и безударные гласные.
1
С. 24 упр. 38
14
Ударные и безударные гласные.
1
С. 27 упр. 43
15
Ударные и безударные гласные.
1
С. 29 упр. 46
16
Контрольный диктант. Повторение.
1
С. 31 упр. 49
17
Работа над ошибками.
1
С. 32 упр. 52
18
Упражнения на закрепление.
1
19
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
1
20
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
1
С. 35 упр. 55
21
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
1
III. Слово. Текст.
26 ч
22
Окончание. Роль окончания в слове.
1
С. 40 упр. 59
23
Окончание. Роль окончания в слове.
1
С. 41 упр. 62
24
Приставка. Значение приставки в слове.
1
С. 42 упр. 63
25
Приставка. Значение приставки в слове.
1
С. 43 упр. 66
26
Суффикс. Роль суффикса в слове.
1
С. 46 упр. 70
27
Суффикс. Роль суффикса в слове.
1
С. 48 упр. 73
28
Разбор слова по составу.
1
С. 50 упр. 77
29
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
С. 54 упр. 82
30
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
С. 55 упр. 85
31
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
С. 57 упр89
32
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
1
С. 59 упр. 93
33
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
1
С. 61 упр. 97
34
Правописание звонких и глухих согласных в корне слов.
1
С. 64 упр.101
35
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
1
С. 66 упр. 105
36
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
1
С. 68 упр. 108
37
Приставка и предлог.
1
С. 69 вопросы
38
Приставка и предлог.
1
С. 69-72 упр. 110
39
Разделительный твёрдый (Ъ) знак после приставок.
1
С. 77 упр. 125
40
Упражнения на закрепление изученных орфограмм.
1
С.79 упр. 129
41
Упражнения на закрепление изученных орфограмм.
1
С. 80 упр. 130
42
Р.Р. Записка.
1
С. 81 упр. 132
43
Контрольный диктант.
1
С. 84 упр. 139
44
Работа над ошибками.
1
С. 85 упр. 141
45
Части речи. Понятие о частях речи.
1
С. 87 упр. 143
46
Части речи. Понятие о частях речи.
1
47
Имя существительное. Роль в речи.
1
48
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
1
IV. Части речи.Имя существительное
65 ч.
49
Собственные и нарицательные имена существительные.
1
С. 89 - 92 упр. 145
50
Изменение имён существительных по числам.
1
С. 91 упр. 147
51
Изменение имён существительных по числам.
1
С. 92 упр. 149
52
Род имени существительного.
1
С. 98 упр. 154
53
Правописание имён существительных м.р. и ж.р. с шипящей на конце.
(ж, ш, ч, щ).
1
С. 104 упр. 165,
54
Правописание имён существительных м.р. и ж.р. с шипящей на конце.
(ж, ш, ч, щ).
1
С. 107 упр. 167
55
Упражнения на закрепления
1
С. 109 упр. 170
56
Адрес на конверте.
1
С. 116-118 упр. 187
57
Контрольный диктант по теме: «Имя существительное"
1
С124 упр. 201
58
Работа над ошибками.
1
С. 126 упр. 202
59
Склонение имен существительных. (Изменение по падежам)
1
С. 128-130
Упр. 207
60
Именительный падеж имени существительного.
1
С. 130 упр. 208
61
Родительный падеж существительного. Предлоги.
1
62
Дательный падеж существительного. Предлоги.
1
63
Дательный падеж существительного. Предлоги
1
С. 132-133 упр. 211
64
Винительный падеж существительного. Предлоги.
1
С. 135 упр. 217
65
Творительный падеж существительного. Предлоги.
1
С. 137-138 упр. 219
66
Предложный падеж имени существительного. Вопросы, предлоги.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Грамматика, правописание и развитие речи ( письмо )
Оценка устных ответов:
Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков учащихся вспомогательной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевого оформление ответа.
Оценка « 5 » ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка « 4 » ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки « 5 », но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка « 3 » ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка « 2 » ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка « 1 » за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ
К классным и домашним письменным работам обучающегося характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными ( контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.) Основные виды контрольных работ во 2-4 классах – списывание и диктанты, в 5-9 классах – диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико- орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся вспомогательной школы.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.
Объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45-50 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
«Пять» – без ошибок
«Четыре» – 1 -2 ошибки
«Три» – 3- 5 ошибок
«Два» – 6 -8 ошибок
«Единица» – 8 и более ошибок
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
Изложения и сочинения: - 20- 45 слов. Могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.
С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю. В 5 классе для изложения рекомендуется тексты повествовательного характера.
При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка « 5 » ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста ( темы ) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна-две орфографические ошибки.
Оценка « 4 » ставится за изложение ( сочинение ), написанное без искажений авторского текста ( темы ), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается три-четыре орфографические ошибки.
Оценка « 3 » ставится за изложение ( сочинение ), написанное с отступлениями от авторского текста ( темы ), с двумя-тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью-шестью орфографическими ошибками.
Оценка « 2 » ставится за изложение ( сочинение ), в котором имеются значительные отступления от авторского текста ( тема не раскрыта ),имеется более четырёх ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок.
Оценка « 1 » ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.