kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Русский язык"4 класс 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс»





Русский язык.

Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, и ориентирована на работу по УМК «Перспектива» авторов Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, Т.В.Бабушкиной


Предлагаемая система обучения опирается на эмоциональный и образный компоненты мышления младшего школьника и предполагает формирование обогащенных орфографических знаний и умений на основе использования широкой интеграции русского языка с другими областями знания и культуры.


Цели и задачи данной программы

В результате обучения русскому языку реализуются следующие

цели:

  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

  • освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

  • формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

  • формирование у учащихся основ умения учиться;

задачи:

  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

  • формирование у детей чувства языка;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать

  • создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Общая характеристика учебного предмета


Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

  1. коммуникативного;

  2. познавательного;

  3. принципаличностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

    • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;

    • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

    • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

    • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

    • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

    • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом  школы рабочая программа русскому языку в 4 классе составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год (34 недели).


Ценностные ориентиры

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и на основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


Результаты освоения учебного предмета


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса

К концу обучения в четвёртом классе учащиеся должны:


называть:

изученные части речи;

значимые части слова;
различать, сравнивать:

буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, соглас­ные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
предлог и приставку;

корень, приставку, суффикс, окончание;

главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;


приводить примеры:

простого предложения с однородными членами предложения;

кратко характеризовать:

виды предложений по цели высказывания и ин­тонации;
решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
пользоваться словарями; использовать алфавит при работе со словарём.

писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из75-80 слов со следующими изученными правилами пра­вописания:
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
звонкие и глухие согласные в корнях; непроизносимые согласные; удвоенные согласные;

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк, чн;

безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
разделительные мягкий и твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
не с глаголами;

безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;

правописание безударных личных окончаний глаголов;

словарные слова, определённые программой;

знаки препинания в конце предложения(точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность: различать, сравнивать:

слово и предложение;

многозначные слова, синонимы, антонимы;

наречие, имя числительное;

простое и сложное предложения;

текст и не текст;

решать практические и учебные задачи:

проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
находить лексическое значение слова в толковом словаре;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
разбирать простое предложение по членам;

суффиксы имён существительных и имён прилагательных (в объёме данного курса);
наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);

исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

находить языковые средства, делающие текст вырази­тельным, и ошибки, нарушающие логичность, правиль­ность и точность текста.


В ходе изучения учебного предмета по учебникам ФГОС могут быть использованы следующие УУД:

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1.Произносить звуки речи в соответствии с нормами языка.

2.Производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

3.Правильно писать слова с изученными орфограммами;

4.Видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

5.находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

6.Пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

7.Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

8.Ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

9.производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

10.разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

11. писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

12.читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

13.Воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

14.Создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.


Регулятивные:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

1.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

2.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык».

3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

1.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. 2.Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Содержание учебного материала.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;

  • сочетания чк—чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах на -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.



Тематическое планирование

тема

Характеристика деятельности учащихся

Повторяем - узнаём новое



Речевое общение. Речь устная

и письменная

Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнёром по общению.



Текст как речевое произведение

Определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение. Составлять тексты делового характера и художественные тексты. Грамотно оформлять собственные речевые произведения.

Язык как средство общения



Средства общения

Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты, давать определения основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определять алгоритм её проверки.

Предложение

Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных) Выделять главные и второстепенные члены предложения. Распространять предложения второстепенными членами. Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. Составлять элементарные сложные предложения

Словосочетание

Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов. Распространять предложения словосочетаниями. Составлять тексты- рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием

Слово и его значение

Сравнивать слова по значению и по форме (звуко - буквенной и формально - грамматической). Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко - буквенную и формально - грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова

Состав слова

Состав слова. Однокоренные слова


Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.

Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс), опираясь на их единообразное написание.

Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами.

Слово как часть речи

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического. Составлять текст-рассуждение, доказывать принадлежность слова к определённой части речи

Имя существительное Повторяем, что знаем

Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж.

Применять алгоритм определения падежа существительного.

Определять падеж несклоняемых имён существительных

Три склонения существительных.

Различать имена существительные 1, 2 и 3 склонения на основе их рода и окончания.

Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных.

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания.
Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи.

Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число.

Имя прилагательное. Повторяем, что знаем.

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род ( в ед. числе), падеж. Сохранять в памяти поставленную задачу, используя приёмы запоминания.

Контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

Местоимение

Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений. Склонять личные местоимения в единственном и множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами. Использовать местоимения в собственных текстах

Глагол. Повторяем, что знаем

Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего, будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид.

Обосновывать написание – тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами – тс и –тся. Применять различные мнемонические приёмы для запоминания глаголов- исключений.

Отличать глаголы- исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения 11 глаголов к группе глаголов – исключений. Разбирать глагол как речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число и род в прошедшем времени.

Имя числительное

Объяснять различие функций имён числительных разных разрядов

Наречие

Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость)

Распространять предложения наречиями.

Служебные части речи

Объяснять различие предлогов, частиц и союзов, писать их с разными частями речи

Повторение

Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.





Календарно - тематический план


п./п.

Наименование разделов и тем программы.

Примечание

Дата проведения

Дата фактическая

I.«ПОВТОРЯЕМ — УЗНАЁМ НОВОЕ»35


1.1

1.2

Урок 1-2.

Речевое общение.

Речь устная и письменная.





1.3

1.4

1.5

1.6


Уроки 3—6.

Цель речевого общения

Составление диалогов.

Типы предложений при диалоге.

Письменное составление обращения.





1.7

1.8

1.9

Урок 7-9

Речевая культура.

Монолог. Диалог.

Обращение. Слова-обращения.





1.10

1.11

Уроки 10-11.

Жанры деловой речи.

Типы речи. Их использование.




 

1.12

1.13

1.14

Уроки 12-14.

Метафора.

Различие между метафорой и сравнением.

Использование синонимов в устной и письменной речи.




 

1.15

1.16

1.17

1.18

1.19

1.20

1.21

Уроки 15-21.

Текст как речевое произведение.

Типы текстов. Их создание.

Изложение. Тема «Дом художника Васнецова»

Составление текста-описания.

Изложение по рассказу В.Осеевой.

Создание своего произведения.

Обобщение. Работа над ошибками.





1.22

1.23

Урок 22-23.

Раздел «Повторяем — узнаём новое»





1.24


Урок 24.

Язык как средство общения. Средства общения.





1.25

1.26

Урок 25-26.

Средства общения.

Звуки русского языка.





1.27

1.28

1.29

1.30


1.31

1.32

1.33


1.34

Уроки 27-34.

Секрет письменной речи.

Повторение знакомых орфограмм.

Повторение непроверяемых орфограмм

Закрепление и отработка

определённых видов орфограмм.

Безударные окончания имён прилагательных.

Безударные гласные в корне слова.

Контрольная работа по теме «Языковые средства общения. Звуки и буквы»


Работа над ошибками в контрольной работе.





1.35

1.36

1.37

1.38

Уроки 35-38.

Предложение.

Смысловые функции знаков препинания.

Роль знаков препинания.

Типы предложения по цели высказывания и по интонации.





1.39

1.40

Уроки 39-40.

Главные и второстепенные члены предложения





1.41


1.42

1.43

Уроки 41-43.

Предложения с однородными членами.


Роль знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.





1.44


1.45

1.46

Уроки 44-46.

Сложное предложение


Различие сложного предложения и простого с однородными членами предложения.





1.47

1.48

Уроки 47-48.

Словосочетание.

Распространённые предложения.





1.49

1.50

1.51

Уроки 49-51

Урок обобщение.

Контрольная работа.

Работа над ошибками.




II.Разделы «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» и «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ» 27


2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Уроки 52-56.

Слово и его значение.

Виды лингвистических словарей.

Синонимы. Антонимы.

Омонимы. Многозначные слова.

Самостоятельная работа по разделу «Слово и его значение»





2.6

2.7

Уроки 57-58.

Диктант с грамматическим заданием.

Работа над ошибками.





2.8

2.9

2.10

2.11


2.12

2.13

2.14

2.15


2.16


2.17

2.18


2.19

2.20

2.21

2.22

Уроки 59-73.

Состав слова.

Образование слов с помощью приставок.

Различие приставок и предлогов.

Повторение и закрепление орфограммы «Разделительные Ъ и Ь».


Наблюдение над однокоренными словами.

Образование слов с помощью суффиксов.

Суффиксы –ек, -ик.

Единство значения и написания однокоренных слов.


Закрепление орфографических навыков при написании слов.


Наблюдение над ролью окончания в речи.

Сложные слова. Соединительные гласные в слове.


Нахождение сложных слов.

Урок обобщение.

Контрольная работа по теме «Состав слова».

Работа над ошибками в контрольной работе.





2.23


2.24

2.25


2.26

2.27

2.28

2.29

2.30

Уроки 74-81.

Слово как часть речи.


Общие и частные грамматические значения частей речи.

Составление словосочетаний.


Обобщение основных признаков частей речи.

Подготовка к проверочной работе.

Проверочная работа по теме «Части речи».

Работа над ошибками.




III.Раздел «ЧАСТИ РЕЧИ» 70




3.1


3.2

3.3




3.4

3.5

3.6

3.7


Уроки 82-88.

Имя существительное.

«Повторяем, что знаем».

Повторение падежей имён существительных.

Различие имён существительных именительного и винительного падеже по их синтаксической роли.



Морфологический разбор имён существительных.


Определение падежа у несклоняемых имён существительных.





3.8

3.9


3.10



3.11


Уроки 88-91.

Три склонения имён

существительных.


Склонение имён существительных в единственном числе.



Закрепление знаний о трёх склонениях.





3.12


3.13


3.14


Уроки 92-94.

Окончания имён существительных 1-го склонения.


Отработка навыка написания существительных 1-го склонения.


Определение окончаний имён существительных 1-го склонения.





3.15


3.16


3.17


Уроки 95-97.

Окончания имён существительных

2-го склонения.

Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.


Определение окончаний имён существительных 2-го склонения.





3.18


3.19


Уроки 98-99.

Падежные окончания имён

существительных 3-го склонения.

Слова-помощники для определения падежа имён существительных

3-го склонения.





3.20

3.21


3.22

3.23


3.24

3.25

3.26


3.27


3.28

Уроки 100-108.

Окончания имён существительных

1, 2 и 3-го склонения.


Написание окончаний имён существительных.



Изложение по тексту «Щенок».

Работа над ошибками.

Определение склонения имён существительных.


Проверочный диктант с грамматическим заданием.


Работа над ошибками.





3.29



3.30



3.31

3.32


3.3

3.34


Уроки 109-114.

Склонение имён существительных

во множественном числе.


Окончания множественного числа имён существительных.



Написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.



Изложение по тексту «Рождение озера».

Работа над ошибками.





3.35


3.36

3.37


Уроки 115-117.

Имя прилагательное.

«Повторяем, что знаем».

Безударные окончания имён прилагательных.

Работа с текстом В.И. Даля.





3.38

3.39



3.40

3.41

3.42



3.43

3.44


3.45


3.46


3.47

3.48


3.49


Уроки 118-129.

Склонение имён прилагательных.

Окончания имён прилагательных единственного числа.



Безударные окончания имён прилагательных. Окончания-омонимы.


Окончания имён прилагательных множественного числа.



Морфологический разбор имён прилагательных.

Использование имён прилагательных в художественной речи.


Изложение с грамматическим заданием по тексту «Сколько звёзд на небе».


Работа над ошибками.


Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»


Итоговое занятие по теме «ЧАСТИ РЕЧИ. Существительное»





3.50

3.51


3.52


3.53

3.54


3.55


3.56

Уроки 130-136.

Местоимение.

Личные местоимения. Распределение местоимений по родам и лицам.


Склонение личных местоимений.


Анализ местоимений как часть речи.



Самостоятельная работа по теме

«Местоимение».

Работа над ошибками.





3.57

3.58


3.59


Уроки 137-139.

Глагол. «Повторяем, что знаем».

Безударные окончания глаголов в прошедшем времени.


Составление научного текста о глаголе как части речи.





3.60



3.61


3.62


Уроки 140-142.

Изменение глаголов в настоящем

и будущем времени по лицам и числам (спряжение).


Образование форм глаголов будущего времени.


Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа.





3.63

3.64

3.65

3.66


3.67

3.68


3.69


3.70

Уроки 143-150.

I и II спряжение глаголов.

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Безударные окончания глаголов.

Окончания 3-го лица множественного числа глаголов.


Урок-игра «Я знаю орфограммы».

Определение спряжения глаголов будущего времени.


Определение спряжения глаголов по неопределённой форме.


Личные окончания глаголов.





3.71

Урок 151.

Правописание глаголов на -тся и -ться





3.72

3.73


3.74

Уроки 152-154.

Глаголы-исключения.

Образование новых слов от глаголов- исключения.


Безударные личные окончания глаголов.





3.75

3.76

3.77


3.78

3.79


3.80

3.81

Уроки 155-161.

Глагол (обобщение).

Систематизация знаний о глаголе.



Повторение знакомых орфограмм.



Контрольная работа по теме «Глагол».

Работа над ошибками контрольной работы.




IV.Раздел «Повторение»


4.1

4.2

4.3

4.4


4.5

4.6


4.7

4.8


4.9

Уроки 162-170.

Повторение.





Итоговая контрольная работа за курс 4 класса.

Работа над ошибками.


Повторение



Итоговое занятие по курсу 4 класса











Материально-техническое обеспечение предмета



  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  2. Печатные пособия

Демонстрационный материал:

- предметные картинки,

- перфокарты,

- таблицы «Словарные слова»

- карточки с заданиями.

Демонстрационные пособия:

- таблицы демонстрационные «Русский язык 4 класс».

3. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

 тренажеры по русскому языку;

 Интернет-сайты:

– wwwsolnet. ru;

– wwwfestival. ru;

– www kulichiki.ru

Оборудование и приборы:

1. Интерактивная приставка МИМИО.

2.Мобильный класс.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс

Автор: Арефьева Ольга Петровна

Дата: 19.12.2018

Номер свидетельства: 491757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа предмет «Русский язык» 5 класс"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia_proghramma_priedmiet_russkii_iazyk_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "351558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477230773"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Рабочая программа по русскому языку в 3 классе (система развивающего обучения Л.В.Занкова) "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-sistiema-razvivaiushchiegho-obuchieniia-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "108915"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403932773"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Рабочая программа по русскому языку в 3 классе(система развивающего обучения Л.В.Занкова) "
    ["seo_title"] => string(105) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-sistiema-razvivaiushchiegho-obuchieniia-l-v-zankova-1"
    ["file_id"] => string(6) "108916"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403933127"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа предмета русский язык 2 класс (Канакина В. П.) в соответствии с ФГОС. УМК Школа России "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-priedmieta-russkii-iazyk-2-klass-kanakina-v-p-v-sootvietstvii-s-fgos-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "105562"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402884121"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по русскому языку, 4 класс. "Школа России""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia_programma_po_russkomu_iazyku_4_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "513509"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1559752705"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства