Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Марийскому (государственному) языку" для 11-х классов»
I. Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части сохранения родных языков народов Российской Федерации и их культурного разнообразия в системе регионального школьного образования преподаются предметы, удовлетворяющие языковые права и этнокультурные потребности обучающихся. Одним из перечня таких предметов в Республике Марий Эл является «Марийский (государственный) язык» в образовательных организациях с русским языком обучения.
Примерная программа по учебному предмету «Марийский (государственный) язык» является примером для составления рабочих программ для всех общеобразовательных организаций, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и определяет содержание учебного предмета «Марийский (государственный) язык» для 10-11 классов (не владеющих и не изучающих ранее), рекомендуемого для изучения как в обязательной, так и в вариативной частях учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
В основу разработки примерной программы легла действующая в системе республиканского школьного образования примерная программа: В.В. Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева Программа по марийскому (государственному) языку: Ι – ХΙ класс. Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011. 112 с.;
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: 1. «Марий йылме» для 5 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2012. 2. «Марий йылме» для 6 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2013. 3. «Марий йылме» для 7 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2015. 4. «Марий йылме» для 8 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2016
Основная цель предмета
Познавательная цель:
- ознакомление обучающихся с марийским языком как государственным языком Республики Марий Эл и одним из языков финно-угорской языковой группы, с основными начальными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
Социокультурная цель:
- овладение речью на марийском языке, формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного письма.
Задачи:
1. Обучающие:
- обогащение словарного запаса,
- развитие навыков общения на марийском языке в рамках предложенных тем, предусмотренных программой, - формирование умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами, условиями, ситуациями общения.
2. Развивающие:
- освоение обучающимися знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка.
- владение обучающимися умениями правильно говорить, писать, читать, участвовать в диалоге,
- составлять монологические высказывания и письменные тексты (в рамках требований программы).
3. Воспитывающие:
- воспитание у обучающихся уважительного отношения к марийскому языку как духовному богатству народа, чувства сопричастности к его сохранению,
- толерантного отношения к представителям разных народов и народностей;
- побуждение познавательного интереса к языку,
- стремления совершенствовать свою речь на марийском языке,
- формирование качеств гражданина и патриота.
Программой предусмотрено проведение контрольных работ - 2
письменных работ – 2
II. Общая характеристика учебного предмета
Изучение предмета «Марийский (государственный) язык способствует формированию у обучающихся представлений о марийском языке как эффективном средстве общения в условиях полиэтничной образовательной среды.
Содержание предмета представляют три компонента: коммуникативный, лингвистический и социокультурный. Коммуникативный компонент определяет объём речевого материала, обеспечивающий сформированность речевых умений и навыков. Лингвистический компонент обеспечивает необходимый объём языкового материала. Социокультурный компонент обуславливает широкое привлечение краеведческого и лингвокраеведческого материала как основы реализации диалога культур
Результатом изучения курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:
Коммуникативной.
Когнитивной (познавательной)
Информационно – технологической
Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:
- ориентацию обучающихся на овладение не только языковыми знаниями, но и на выработку у них навыков и умений, обеспечивающих возможность осуществления речевой деятельности в процессе общения, реализация языка в актах коммуникации; коммуникативный характер упражнений, используемый для выработки речевых навыков и умений;
- у обучающихся мотивационно-побудительной фазы деятельности, что ведёт к росту потребности в общении на марийском языке.
Формы контроля:
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Тестовые задания
Устный опрос
Словарные диктанты.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических технологий обучения:
Коммуникативно – ориентированная технология
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение марийского (государственного) языка в учебном плане отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные:
включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность их мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции,
личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности
Метапредметные:
включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
Предметные:
включающиее освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащего в основе современной научной картины мира
V. Содержание учебного предмета по марийскому (государственному) языку Раздел 1. Развитие в Марийском крае системы школьного образования. Марий кундемыште школ системын вияҥмыже (3 урок)
1.Братство Святителя Гурия. Святитель Гурийын братствыже. Марий тиште. Икымше марий туныктымо книга-влак. Озаҥысе инородческий учительский семинарий. Марий кундемысе икымше школ-влак.
2. Церковно-приходские школы. Церковно - приходской школ, Новокрещен школ, миссионер-влак, кусарыше комиссий, просветитель, олык марий, курык марий, эрвел марий, савыкташ, у шонымашан, кресаньык еш гыч лекше, марий йылме дене туныкташ, туныктышо профессийым ойыраш, туныкташ, тиште, тамга.
4. С. Г. Чавайн, А. В. Григорьев, И. С. Ключников-Палантай, Й. Кырла нерген биографий сынан текст-влак. О. Герасимов «Эшпай тукым пушеҥге». М. Исиметов. Марий киноактёр. О. Шабдар. И.Ключников-Палантай. Йывырте (муро). Л. Дербенёв. А.Эшпай. Йошкар-Ола нерген муро.
Раздел 3. Марийский мир. Марий тўня (3 урок)
1. Марийский народ - древний народ. Марий калык – кугезе калык. Марий вера. Российын тўрлö кундемлаштыже илыше марий-влак.
Раздел 8 Политическая жизнь Марий Эл. Марий Элыште кызытсе политике илыш (3 урок)
1. От автономии до суверенитета. Кызытсе политике илыш. Мер ушем-влак. Молодёжный парламент.
2. Политическая жизнь Марий Эл. Марий Кугыжаныш, Марий Эл Республикын Главаже, партий лўм-влак, Марий Кугыжаныш Погын, «Марий Ушем», «Мер Каҥаш», «Саскавий» мер ушем-влак. Молоджный парламент, кажне районышто, погын, йодышым нöлташ, вуйлатыше.
3. Собственный лўм мут-влакым чын возымаш.
4. Различные партии и ушемы. Газет, журнал, Интернет гыч материал.
Раздел 9. Марий кундемыште тўвыра илыш (3 урок)
1. Республикые тўвыра рўдер-влак. Марий тўвыра рўдер. И. С. Ключников-Палантай лўмеш тўвыра да сымыктыш колледж. «Марий Эл» ансамбль.
2. Тўвыра рўдер, афишым ончаш, эстраде мурызо, творческий кас, концертыш каяш, утларак кошташ йöратат, марий дискотеке, пайремым эртараш, выставкым эртараш, йот элыш концерт дене кошташ, марий вургем пайрем.
4. Марий Талешке кечын историйже нерген текст. В. Акцорин «Чумбылат». В. Васильев «Болтуш». Акпарс нерген преданий. А. Петров «Мый улам Онарын уныкаже».
Раздел 11. Марийский народ во время Великой Отечественной войны. Марий калык Кугу сарын тулыштыжо (3 урок)
1. Наши земляки на войне. Сеҥымаш кечым лишемденыт. Сергей Суворов – марий кокла гыч икымше Совет Ушем Герой. «Бессмертный полк» акцийыште кугезе кочамын (кугезе ковамын) портретше дене ошкылам.
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать/понимать:
Элементарное понимание и владение марийским языком, усвоение марийской речи: понимание слов, сочетания слов, ее оттенков, множества образов, мыслей, чувств, настроений. Использование марийского языка как средство и форму мышления, выражения эмоционального мира, усвоение богатства языка, его благозвучия, выразительность, творческую неисчерпаемость, точно выражать собственное внутреннее состояние, передать национальный дух и колорит.
Учащиеся должны уметь:
овладение знаниями о нормах марийского литературного языка,
о правилах речевого этикета;
умение строить речевое высказывание на марийском языке в рамках изучаемой темы,
понимание текста на слух,
умение отвечать на вопросы;
овладение лексическим материалом и использование их в речи;
умение строить диалог и монолог в рамках изучаемой темы в соответствии с нормой;
знать и уметь писать слова, словосочетания и конструкции в рамках темы;
иметь пропедевтические знания по грамматике марийского языка.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(207) "Рабочая программа по «Марийскому (государственному) языку и истории и культуре народов Марий Эл» для 9- х классов."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_mariiskomu_gosudarstvennomu_iazyku_i_istorii_i_kulture_na"
["file_id"] => string(6) "493018"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1545893639"
}
}