Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по «Марийскому (государственному) языку и истории и культуре народов Марий Эл» для 9- х классов.»
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «История и культура народов Марий Эл»разработана с учетом действующего Временного базисного учебного плана Республики Марий Эл (2016 г.), программы курса «История и культура народов Марий Эл» 1-9 классы (2004), Примерной общеобразовательной программы по «Истории и культуре народов Марий Эл»: 1-11 классы. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009. под редакцией Майковой Л.Е., Соловьевой Г.И. Рабочая программа по марийскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программой по марийскому языку для 1 –11 классов. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2011 г., (стандарты второго поколения). Учебник «Марий йылме» для 5 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 2012. Программа по марийскому (государственному) языку: 1-11 классы. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2009. под редакцией В.В. Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р. П. Игнаева.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «История и культура марийского народа» для 9 класса под редакцией А.А. Андреянова, О.М. Герасимова. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1996. «История марийского народа» под редакцией А.Г.Иванова, К.Н.Санукова. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1999. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Марийский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /(О.Н.Васенина, Л.Н.Рябинина, Г.А.Малинина); под редакцией О.Н.Васенина, Л.Н.Рябинина, Г.А.Малинина. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2012. «Марий йылме» для 6 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2013.
Основная цель предмета
-формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.
-пробуждение интереса учащихся к культуре и традициям марийского народа,
-обеспечение усвоения учащимися новых лексических и грамматических тем, отработка в речи устойчивых выражений и оборотов,
-обучение учащихся задавать вопросы, пересказывать небольшие тексты, выполнять письменные работы на марийском языке.
Задачи:
1. Обучающие:
-ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.
- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.
- формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.
- повышение интереса учащихся к изучению, развитию, сохранению марийского языка, литературы и культуры
2. Развивающие:
- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);
- развитие аналитических способностей обучающихся;
- формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях;
- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике;
- развитие разговорной речи;
3. Воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;
- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;
- воспитание эмпатии, товарищества и содружества;
- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность;
- воспитание чувства гуманности, толерантности и эстетических чувств;
II. Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, изучение истории и культуры народов Марий Эл происходит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен по настоящее время.
Весь комплекс ознакомления обучающихся с историей и культурой народов Марий Эл направлен на духовно-нравственное воспитание личности, на рост у обучающихся национального самосознания на основе знаний этнокультурных особенностей (географических, исторических, экономических, культурных, языковых, конфессиональных и др.), усвоения национальных и общечеловеческих ценностей.
Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по «Истории и культуре народов Марий Эл».
В наше время большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочная работы по марийскому языку. Язык обогащает духовный мир школьника, приобщая к марийскому языку и марийской культуре.
Актуальность программы в том, что она поможет создать систему новых ценностных отношений среди обучающихся, повысит духовно-нравственную культуру, изменит отношение к марийскому языку .
Результатом изучения курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:
Когнитивной (познавательной)
Информационно – технологической
Коммуникативной.
Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:
происходит замена традиционной репродуктивной деятельности учащихся на уроках и вне урока на продуктивную;
у учащихся формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД);
реализуется главная задача образования - развитие творческих способностей и психологических качеств: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности
Технология развивающего обучения учащихся;
Технология проблемного обучения;
Технология формирования универсальных учебных действий;
Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.
Формы контроля:
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Тестовые задания
Устный опрос
Словарные диктанты.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических технологий обучения:
Технология развития критического мышления учащихся;
Технология проблемного обучения;
Технология формирования универсальных учебных действий;
Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение марийского (государственного) языка и истории и культуры народов в учебном плане отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные:
включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание,
способность ставить цели и строить жизненные планы
способность к осознанию своей (этнокультурной) идентичности в поликультурном социуме
Метапредметные:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками
Предметные:
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления,
научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
V. Содержание учебного предмета по истории и культуре народов
Тема 1. Марийский край в начале XX века (4ч)
Уровень социально-экономического и культурного развития края к началу ХХ века. Сельское хозяйство. Расслоение крестьянства. Столыпинская аграрная реформа в Марийском крае. Промышленность. Особенности рабочего класса и буржуазии в Марийском крае. Транспорт и торговля.
Революционные кружки (Звенигово, Козьмодемьянск, Юрино). К.И. Касаткин, В.М. Лихачев. Общественно-политическая жизнь и антиправительственные выступления в Марийском крае в годы революции 1905 – 1907 гг. Участие в думской деятельности. Депутаты Государственной думы А.Е. Кропотов и П.Ф. Бычков. Зарождение марийского национального движения.
Тема 2. Культура и образование (4ч)
Открытие гимназий, школы садоводства и пчеловодства, сельскохозяйственной школы, Всероссийской школы-мастерской по производству струнных музыкальных инструментов. Роль Казанского университета в просвещении нерусских народов Поволжья. Казанское художественное училище. Марийский край в годы первой мировой войны. Газета «Война увер» («Военные известия»). Периодическая печать на чувашском, удмуртском и татарском языках. Издание календарей на чувашском, удмуртском и татарском языках. Издание ежегодника «Марла календарь» («Марийский календарь». 1907-1913 гг.). В.М. Васильев, П.М. Кунаев П.П. Глезденев. Роль учителей-просветителей В.Лукьянова, С.Нурминского, Г.Яковлева в формировании исторического самосознания марийского народа.
Музыка. Начало систематического изучения марийского музыкального фольклора. Роль «Марла календарь» в публикации и пропаганде марийского музыкального фольклора. Прослушивание записей народных мелодий, тексты которых опубликованы в этогм журнале.
Влияние русских поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова на творчество марийских писателей. Первые повести и рассказы на марийском языке. Писатели-мари Г.Микай, Н.С.Мухин, С.Г.Чавайн. Сведения о жизни и творчестве. Воспроизведение исторических событий в марийской литературе. С.Г.Чавайн. «Элнет» (Отрывки из романа);
Творческие параллели с литературами других народов Поволжья: К.Иванов (чув.). «Нарспи» (Поэма); К.Герд (удм.). «В полете к солнцу». Сборник стихов. Татарские писатели: Г.Ибрагимов. «Сказание о красных цветах» (Повествование); Г.Камал. Драмы: «Первый театр», «Тайны нашего города». Сведения о жизни и творчестве писателей.
Тема 4. Марийский край в период революций и гражданской войны (1917 – 1920 гг.) (4ч)
Отношение населения края к Февральской революции 1917 г. Активизация общественно-политической жизни весной – летом 1917 года. Марийское национальное движение. Организация Марий Ушемов, Черемисской секции Общества мелких народностей Поволжья, Черемисской военной организации. Первый Всероссийский сьезд мари (1917). Начало издания газеты «™жара» («Заря»). В.М. Васильев, П.П. Глезденев, Л.Я. Мендияров. Отношение различных категорий населения к Октябрьской революции. Выборы в Учредительное собрание. Установление Советской власти в населенных пунктах края. Национальный областной съезд мари в феврале 1918 г. и II Всероссийский съезд народа мари в июне 1918 г.
Население Марийского края в условиях «военного коммунизма». Антибольшевистские выступления в крае. Участие уроженцев края в вооруженном противостоянии сторонников и противников Советской власти. Развитие культуры и образования.
Художественное слово.Марийские народные предания: «Колчак Тўм-Тўм ял воктене» («Колчак около деревни Тюм-Тюм»), «Колчак ваштареш кредалмаш» («Сражение против Колчака»).
Изобразительное искусство. С.Подмарев. «За власть Советов». Х., м.Т
Тема 5. Зарождение марийской драматургии и театра (2ч) Сведения о жизни и творчестве марийских писателей: И.Беляев «Креділміш» («Борьба»); А.Конаков «Тулык ўдыр» («Сиротка»); М.Шкетан «Кок сўанат пеле» («Две с половиной свадьбы»). Творческие параллели с литературами других народов. Сведения о жизни и творчестве писателей: удм. - Ашальчи Оки; М.Сеспель (чув.); тат. Г.Тукай.
Художественное слово.Стихи: Ашальчи Оки (удм.). «Ты спросил у меня», «У дороги»; Г.Тукай (тат.). «Туган тел» («Родной язык»).
Тема 6. Марийская автономная область (республика) в 1920 – 1930-е годы (5ч)
Образование Марийской автономной области. И.П.Петров, С.А. Черняков, В.А. Мухин. Первый съезд Советов автономной области. Голод 1921 – 1922 годов в Марийском крае. Социально-экономическое развитие области в годы нэпа: сельское хозяйство, кустарные промыслы, кооперация, крупные стройки. Индустриализация в МАО. Красногорский лесозавод. Лопатинский деревообрабатывающий комбинат. Марийский целлюлозно-бумажный комбинат. Город Волжск. Раскулачивание и сплошная коллективизация сельского хозяйства. Последствия коллективизации.
Коренизация в области науки, образования и культуры. Развитие здравоохранения. Борьба с социальными болезнями. «Культурная революция» в Марийском крае. Переход к обязательному начальному образованию. Трудовые школы первой и второй ступени. Новые типы школ – ШКМ, ФЗУ, профессионально-технические школы. Функционирование национальных школ. Открытие научных и высших учебных заведений: Марийского научно-исследовательского института, Агропединститута, Института повышения квалификации кадров народного образования, Поволжского лесотехнического института. Развитие печати и книгоиздания. Развитие сети учреждений культуры (клубов, библиотек, кинозалов и др.). Подъем марийской культуры (литература, театр, музыка, изобразительное искусство). Писатели Н.В. Игнатьев, О. Ипай, С.Г. Чавайн, М. Шкетан. Поэт и киноактер Й.Кырля. Композитор И.С. Палантай. Художники А.В. Григорьев, К.Ф. Егоров. Стихи: Йыван Кырля. Переводы с мар. П.Железнова. «Читателю», «День рожденья», «Рабфак»; Олык Ипай. Переводы с мар. А.Смольникова. «И.Т.Трофимову», «Паймет», «Думы Йынаша»; Шабдар Осып. «Женская доля» (Отрывок из романа); М.Шкетан. «Эренгер» (Отрывки из романа);
Политические процессы 1930-х годов. Последствия массовых репрессий.
Творческие параллели с литературами других народов. М.Коновалов (удм.). «Лицо со шрамом»; С.Эльгер (чув.). «Под гнетом» (Отрывки из романа).
Художественное слово. В.Иванов. «Ава шум» («Материнское сердце»). Повесть; Н.Игнатьев. «Стальной ветер» (Отрывки из романа); А.Красноперов. «Страда» (Отрывки из романа); А.Крупняков «Березовый сок» (Отрывки из дилогии); Г.Левенштейн. «За колючей проволокой» (Воспоминания); И.Ломберский. «Настоящее имя». Повесть; С.Николаев. «Салика». Пьеса; В.Ошел: «Айдеме илаш шочеш» («Человек рождается жить»). Мемуары; А.Солженицын (рус.). «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича», «В круге первом». Мемуары; В.Сузы. Перевод с мар. А.Кременского. «Мельница мелет» Повесть; В.Ошел. «Айдеме илаш шочеш» («Человек рождается жить»). Мемуары; М.Швед. «Кїртни пичї кєргїштї» («В железной клетке»), «Сибирьїштї ыжар сиремін сінділїкїштї» («В Сибири, отчуждении»).
Музыка. Становление марийской профессиональной музыки. И. Палантай и его первые хоровые произведения. Прослушивание хоров «Марий Совет погынымашлан» («Съезду мари»), «Йывырте» («Радуйся»). Союз композиторов Марийской АССР.
Беседа. Встречи с прошлым. «История страны глазами родственников».
Тема 7. Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны (5ч)
Перестройка жизни республики в годы войны. Начало мобилизации на фронт и строительство оборонительных сооружений. Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанском движении, в Движении сопротивления. Герои Советского Союза. Кавалеры ордена Славы трех степеней. Формирование воинских частей на территории республики. Перевод промышленности на выпуск военной продукции. Размещение эвакуированных предприятий, научных учреждений и жителей из оккупированных областей. Сбор денег в помощь фронту. Вклад сельских тружеников в победу.
Культура и наука Марийской АССР в годы войны. С.И. Вавилов. Фронтовая концертная бригада Павла Тойдемара.
Литература. Марийская литература периода Великой Отечественной войны. М.Казаков. Сведения о жизни и творчестве.
Творческие параллели с литературами других народов. Стихи: удм. – В.Ванюшев «Письмо матери»;тат. – М.Джалиль «Моабитская тетрадь»; удм. – П.Чайников «Песня о герое»; чув. – П.Хузангай «Таня» Отрывки из поэмы.
Музыка. Фронтовая концертная бригада марийских артистов. Марийские народные напевы в исполнении П. Тойдемара (Слушание).
«Салтак мырывлі» (Рекрутские песни). Интонационное родство марийских и венгерских, финских и эстонских песен.
М. Степанов – участник ВОВ, его творчество. Прообраз композитора в драме М. Рыбакова «Морко сем» («Моркинская мелодия»). Музыка В. Алексеева.
Изобразительное искусство. Казанский русский художник В.Тимофеев. «Слушают сводку Информбюро». Х., м.; М.Г.Платунов. Серия гуашей «Ленинград в блокаде».
Тема 8. Марийская АССР в 1945 – 1990 гг (5ч)
Переход от войны к мирному труду. Помощь пострадавшим районам страны в ходе фашистской оккупации. Засуха и неурожай 1946 г. Успехи в промышленности и строительстве. Ввод новых промышленных предприятий. Предприятия ВПК – основа промышленности республики. Успехи и трудности в сельскохозяйственном производстве. Труженики села-Герои Социалистического труда. Ведущие сельскохозяйственные предприятия республики (колхозы, совхозы, государственные племенные заводы). Мясная и молочная специализации в сельском хозяйстве республики. Вклад первых секретарей Марийского обкома КПСС П.В. Ураева, В.П. Никонова, Г.В. Посибеева в развитие республики. Улучшение социальных и бытовых условий жизни населения республики.
Развитие образования. Высшая школа и наука. Открытие Марийского государственного университета. Известные ученые и их труды. Новые явления в культурной жизни республики: телевидение, марийская опера и марийский балет.
Марийская литература в послевоенные годы. Сведения о жизни и творчестве писателей: Ю.Артамонова, В.Иванова, А.Канюшкова, З.Катковой, К.Коршунова, В..Косоротова, Г.Матюковского, С.Николаева, М.Рыбакова, А.Юзыкайна. Особенности раскрытия мира переживаний в поэзии В.Бояриновой. Н.Ильяков: от романа «Творчество» к роману «Эдемвла да ивла». Новаторские искания поэта В.Колумба. Драматург К.Коршунов. Гражданская поэзия А.Тимиркаева.
Художественное слово.Стихи: В.Бояринова. «В лесу», «За стеклом на витринах бусы», «Не забуду я вовек», «На седьмом этаже сегодня я живу»; Н.Ильяков. «Житейские песни», «Ах, письма, вы частые гости»; Г.Матюковский. «Три сына» Поэма; С.Николаев. «Вторая молодость». Поэма; А. Тимиркаев. «Глиняный соловей». Легенда; Рассказы: Ю.Артамонов. Перевод с мар. А.Спиридонова. «Марийская свеча»; Н.Ильяков. «Зеленое золото». Повесть; В.Иванов. «Зимняя дорога» (Отрывок из повести «Подруги»); К.Коршунов. «Посторонний». Пьеса; С.Николаев. «Вторая молодость». Поэма; А.Юзыкайн. «Дубравы» (Отрывки из романа).
Творческие параллели с литературами других народов. Творчество писателей соседних республик. Башкирский писатель Мустай Карим. Татарские писатели Тази Гиззат. Кави Наджми. Удмуртские писатели Флор Васильев, М.Петров. Г.Айги – чувашский поэт мирового уровня. Чувашские писатели: Я.Ухсай, П.Хузангай. М.Юхма. «Голубая стрела» (Отрывок из романа).
Тема 9. Семья, родство (1ч)
Конституция РФ и РМЭ о семейных отношениях. Ответственность в укреплении семейных отношений. Притча о браке сына царева. О послушании. Притча о двух сыновьях. Крепкий род - крепкое поколение.
Национальные традиции помощи родителей и родственников молодой семье у разных народов.
Тема 10. Праздники (2ч)
Месяцеслов. Календарные и народные праздники. Профессиональные праздники.
Подготовка проекта: «Знаменательные даты в календаре»; «Какую профессию я выбираю».
Тема 11. Заключительный урок.
Написание реферата, публичная защита исследовательской работы на школьной конференции по изученным темам.
V. Содержание учебного предмета по марийскому (государственному) языку 1-ше тема (4 урок)
Марий йылме – марий калыкын шочмо йылмыже.
Марий йылме - марий калыкын шочмо йылмыже, уш-акыл поянлыкше, илыш-корно воштончышыжо.
Г. Матюковский. «Эсен лий, шочмо марий мланде!» Марий Эҥер да ер- влак нерген текст. В. Сапаев. «Кушеч шочмо эл тӱҥалеш
VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Сквозная нумерация урока
№ урока в разделе
Название раздела.
Тема урока
Количество
уроков
по разделу,
теме
Предметные знания и умения.
УУД
План
Фактически
Тема 1. Марийский край в начале XX века
4
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Коммуникативные УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
1
1
Уровень социально-зкономического и культурного развития края к началу 20 века. Марийский язык - родной язык марийского народа.
1
2
2
Сельское хозяйство в начале 20 века. Столыпинская аграрная реформа в Марийском крае. Мы учим марийский язык.
1
3
3
Промышленность, транспорт и торговля. Наш класс.
1
4
4
Зарождение марийского национального движения. Революционные кружки. Краски осени.
1
Тема 2.Культура и образование в начале XX века
4
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
Марийский край в годы первой мировой войны. Газета «Война увер». Письменная работа. Спорт. Письменная работа.
1
Тема 3. Зарождение марийской литературы
2
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Коммуникативные УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
9
1
Сведения о жизни и творчестве Г.Микая, Н.С.Мухина. Символика Республики Марий Эл.
1
10
2
Сведения о жизни и творчестве С.Г.Чавайна. Праздник республики.
1
Тема 4. Марийский край в период революции и гражданской войны (1917-1920гг.)
4
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Коммуникативные УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
11
1
Активизация общественно-политической жизни весной-летом 1917 года. Февральской революции 1917г. Край марийский.
1
12
2
Установление Советской власти в населённых пунктах края. Съезды народа мари 1918 г.(2). Зимняя природа.
1
13
3
Население Марийского края в условиях « военного коммунизма». Антибольшевистские выступления в крае. Зимние забавы.
1
14
4
Развитие культуры и образования. Контрольная работа. Зима. Контрольная работа.
1
Тема 5. Зарождение марийской драматургии и театра.
2
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Коммуникативные УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
15
1
Из истории театра им. Я.П.М.Шкетана. Новый год.
1
16
2
Известные драматурги, режиссеры марийского театра. Занятие в свободное время.
1
Тема 6. МАО в 1920-1930 –е годы
5
Познавательные УУД:
- устанавливать причнно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Коммуникативные УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
17
1
Образование Марийской автономной области. Время.
1
18
2
Социально-зкономическое развитие области в годы НЭП-а. Голод1921-1922 годов в Марийском крае. Мое хобби.
1
19
3
Коллективизация сельского хозяйства и раскулачивание. Характер человека.
1
20
4
Коренизация в области науки, образовании и культуры. Спорт.
1
21
5
Образование МАО. Письменная работа. Характер человека. Письменная работа.
1
Тема 7. МАССР в годы Великой Отечественной войны.
5
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Коммуникативные УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
22
1
Начало ВОВ. Мобилизация на фронт и строительство оборонительных сооружений. Мой дед – фронтовик
1
23
2
Помощь мирного населения фронту. Г.Матюковский «Обойдя белый свет». Весна.
1
24
3
Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Снова птицы прилетают.
1
25
4
Военно-патриотическая тема в творчестве марийских писателей, поэтов. Н.Лекайн. «Кугу сарын тулыштыжо». Мамин праздник.
1
26
5
Подготовка презентации «Участники войны – мои земляки». Город Козьмодемьянск.
1
Тема 8. Марийская АССР в 1945-1990 годах.
5
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Коммуникативные УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
27
1
Трудовой героизм населения республики в период послевоенного восстановления хозяйства. И.Осмин «Гостья». Музей этнографии.
1
28
2
Успехи в строительстве, промышленности, сельскохозяйственном производстве. В.Иванов «Подруги». Музеи республики Марий Эл.
1
29
3
Развитие высшей школы и науки, средств массовой информации и искусства (капелла, опера, балет). Т.Евсеев – знаменитый этнограф.
1
30
4
Современная марийская литература (произведения и авторы по выбору учителя).В.Колумб, Ю.Артамонов. Музеи г. Йошкар - Олы.
1
31
5
Итоговая контрольная работа.
1
Тема 9. Семья. Родство
1
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
Конституция РФ о семейных отношениях. Наша дружная семья.
1
Тема 10. Праздники.
2
33
1
Месяцеслов. Календарные и народные праздники.Профессиональные праздники. «Шорыкйол» пайрем.
1
34
2
Повторительно-обобщающий урок
1
VII.Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
1. Программа по истории и культуре народов Марий Эл (примерная общеобразовательная программа с методическим сопровождением для 1-11 классов).2011.
2. Программа по марийскому (государственному) языку: 1-11 классы. Йошкар-Ола: Марийский институт образования,112с. В.В. Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р. П. Игнаева
3. «Марий йылме» для 5 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2012.
4. «Марий йылме» для 6 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2013.
5.А.А.Андреянов, О.М.Герасимов. История и культура марийского народа. Йошкар-Ола.1994.
6.А.А.Абрамова, И.С.Галкин и др. Словарь марийского языка. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство.1990
7История марийского народа: Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,1999.
8. История и культура марийского народа: Хрестоматия для 8-9 классов/ Составители: А.А.Андреянов, О.М.Герасимов и др. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,1996.
9.Г.Н.Айтплатов История марийского края с древнейших времен до конца 19в. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,1994.