kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по «Марийскому (государственному) языку и истории и культуре народов Марий Эл» для 9- х классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская рабочая программа, разработанная по ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по «Марийскому (государственному) языку и истории и культуре народов Марий Эл» для 9- х классов.»




I. Пояснительная записка


Рабочая программа «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом действующего Временного базисного учебного плана Республики Марий Эл (2016 г.), программы курса «История и культура народов Марий Эл» 1-9 классы (2004), Примерной общеобразовательной программы по «Истории и культуре народов Марий Эл»: 1-11 классы. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009. под редакцией Майковой Л.Е., Соловьевой Г.И. Рабочая программа по марийскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программой по марийскому языку для 1 –11 классов. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2011 г., (стандарты второго поколения). Учебник «Марий йылме» для 5 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 2012. Программа по марийскому (государственному) языку: 1-11 классы. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2009. под редакцией В.В. Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р. П. Игнаева.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «История и культура марийского народа» для 9 класса под редакцией А.А. Андреянова, О.М. Герасимова. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1996. «История марийского народа» под редакцией А.Г.Иванова, К.Н.Санукова. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1999. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Марийский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /(О.Н.Васенина, Л.Н.Рябинина, Г.А.Малинина); под редакцией О.Н.Васенина, Л.Н.Рябинина, Г.А.Малинина. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2012. «Марий йылме» для 6 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2013.

Основная цель предмета

-формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.

-пробуждение интереса учащихся к культуре и традициям марийского народа,

-обеспечение усвоения учащимися новых лексических и грамматических тем, отработка в речи устойчивых выражений и оборотов,

-обучение учащихся задавать вопросы, пересказывать небольшие тексты, выполнять письменные работы на марийском языке.



Задачи:

1. Обучающие:

-ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.

- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.

- формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.

- повышение интереса учащихся к изучению, развитию, сохранению марийского языка, литературы и культуры

2. Развивающие:

- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);

- развитие аналитических способностей обучающихся;

- формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях;

- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике;

- развитие разговорной речи;

3. Воспитывающие:

- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;

- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;

- воспитание эмпатии, товарищества и содружества;

- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность;

- воспитание чувства гуманности, толерантности и эстетических чувств;

II. Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, изучение истории и культуры народов Марий Эл происходит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен по настоящее время.

Весь комплекс ознакомления обучающихся с историей и культурой народов Марий Эл направлен на духовно-нравственное воспитание личности, на рост у обучающихся национального самосознания на основе знаний этнокультурных особенностей (географических, исторических, экономических, культурных, языковых, конфессиональных и др.), усвоения национальных и общечеловеческих ценностей.

Тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по «Истории и культуре народов Марий Эл».

В наше время большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочная работы  по   марийскому   языку. Язык  обогащает духовный мир школьника, приобщая к  марийскому   языку  и  марийской  культуре.

Актуальность  программы  в том, что она поможет создать систему новых ценностных отношений среди обучающихся, повысит духовно-нравственную культуру, изменит отношение к  марийскому   языку .

Результатом изучения курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:

  • Когнитивной (познавательной)

  • Информационно – технологической

  • Коммуникативной.

Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:

  • происходит замена традиционной репродуктивной деятельности учащихся на уроках и вне урока на продуктивную;

  • у учащихся формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД);

  • реализуется главная задача образования - развитие творческих способностей и психологических качеств: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности

  • Технология развивающего обучения учащихся;

  • Технология проблемного обучения;

  • Технология формирования универсальных учебных действий;

  • Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.

Формы контроля:

  • Самостоятельная работа

  • Контрольная работа

  • Тестовые задания

  • Устный опрос

  • Словарные диктанты.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических технологий обучения:

  • Технология развития критического мышления учащихся;

  • Технология проблемного обучения;

  • Технология формирования универсальных учебных действий;

  • Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение марийского (государственного) языка и истории и культуры народов в учебном плане отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.


IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные:

  • включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

  • системы значимых социальных и межличностных отношений,

  • ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

  • социальные компетенции, правосознание,

способность ставить цели и строить жизненные планы

  • способность к осознанию своей (этнокультурной) идентичности в поликультурном социуме

Метапредметные:

  • освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

  • способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками

Предметные:

  • освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,

  • его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

  • формирование научного типа мышления,

  • научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

  • владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


V. Содержание учебного предмета по истории и культуре народов


Тема 1. Марийский край в начале XX века (4ч)

Уровень социально-экономического и культурного развития края к началу ХХ века. Сельское хозяйство. Расслоение крестьянства. Столыпинская аграрная реформа в Марийском крае. Промышленность. Особенности рабочего класса и буржуазии в Марийском крае. Транспорт и торговля.

Революционные кружки (Звенигово, Козьмодемьянск, Юрино). К.И. Касаткин, В.М. Лихачев. Общественно-политическая жизнь и антиправительственные выступления в Марийском крае в годы революции 1905 – 1907 гг. Участие в думской деятельности. Депутаты Государственной думы А.Е. Кропотов и П.Ф. Бычков. Зарождение марийского национального движения.

Тема 2. Культура и образование (4ч)

Открытие гимназий, школы садоводства и пчеловодства, сельскохозяйственной школы, Всероссийской школы-мастерской по производству струнных музыкальных инструментов. Роль Казанского университета в просвещении нерусских народов Поволжья. Казанское художественное училище. Марийский край в годы первой мировой войны. Газета «Война увер» («Военные известия»). Периодическая печать на чувашском, удмуртском и татарском языках. Издание календарей на чувашском, удмуртском и татарском языках. Издание ежегодника «Марла календарь» («Марийский календарь». 1907-1913 гг.). В.М. Васильев, П.М. Кунаев П.П. Глезденев. Роль учителей-просветителей В.Лукьянова, С.Нурминского, Г.Яковлева в формировании исторического самосознания марийского народа.

Музыка. Начало систематического изучения марийского музыкального фольклора. Роль «Марла календарь» в публикации и пропаганде марийского музыкального фольклора. Прослушивание записей народных мелодий, тексты которых опубликованы в этогм журнале.

Тема 3. Возникновение профессиональной марийской литературы.(2ч)

Влияние русских поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова на творчество марийских писателей. Первые повести и рассказы на марийском языке. Писатели-мари Г.Микай, Н.С.Мухин, С.Г.Чавайн. Сведения о жизни и творчестве. Воспроизведение исторических событий в марийской литературе. С.Г.Чавайн. «Элнет» (Отрывки из романа);

Творческие параллели с литературами других народов Поволжья: К.Иванов (чув.). «Нарспи» (Поэма); К.Герд (удм.). «В полете к солнцу». Сборник стихов. Татарские писатели: Г.Ибрагимов. «Сказание о красных цветах» (Повествование); Г.Камал. Драмы: «Первый театр», «Тайны нашего города». Сведения о жизни и творчестве писателей.

Художественное слово. С.Г.Чавайн. «Роща» (Стихотворение).

Музыка. Слушание кантаты С. Макова «Ото» («Роща»).

Тема 4. Марийский край в период революций и гражданской войны (1917 – 1920 гг.) (4ч)

Отношение населения края к Февральской революции 1917 г. Активизация общественно-политической жизни весной – летом 1917 года. Марийское национальное движение. Организация Марий Ушемов, Черемисской секции Общества мелких народностей Поволжья, Черемисской военной организации. Первый Всероссийский сьезд мари (1917). Начало издания газеты «™жара» («Заря»). В.М. Васильев, П.П. Глезденев, Л.Я. Мендияров. Отношение различных категорий населения к Октябрьской революции. Выборы в Учредительное собрание. Установление Советской власти в населенных пунктах края. Национальный областной съезд мари в феврале 1918 г. и II Всероссийский съезд народа мари в июне 1918 г.

Население Марийского края в условиях «военного коммунизма». Антибольшевистские выступления в крае. Участие уроженцев края в вооруженном противостоянии сторонников и противников Советской власти. Развитие культуры и образования.

Художественное слово. Марийские народные предания: «Колчак Тўм-Тўм ял воктене» («Колчак около деревни Тюм-Тюм»), «Колчак ваштареш кредалмаш» («Сражение против Колчака»).

Изобразительное искусство. С.Подмарев. «За власть Советов». Х., м. Т

Тема 5. Зарождение марийской драматургии и театра (2ч) Сведения о жизни и творчестве марийских писателей: И.Беляев «Креділміш» («Борьба»); А.Конаков «Тулык ўдыр» («Сиротка»); М.Шкетан «Кок сўанат пеле» («Две с половиной свадьбы»). Творческие параллели с литературами других народов. Сведения о жизни и творчестве писателей: удм. - Ашальчи Оки; М.Сеспель (чув.); тат. Г.Тукай.

Художественное слово. Стихи: Ашальчи Оки (удм.). «Ты спросил у меня», «У дороги»; Г.Тукай (тат.). «Туган тел» («Родной язык»).

Тема 6. Марийская автономная область (республика) в 1920 – 1930-е годы (5ч)

Образование Марийской автономной области. И.П.Петров, С.А. Черняков, В.А. Мухин. Первый съезд Советов автономной области. Голод 1921 – 1922 годов в Марийском крае. Социально-экономическое развитие области в годы нэпа: сельское хозяйство, кустарные промыслы, кооперация, крупные стройки. Индустриализация в МАО. Красногорский лесозавод. Лопатинский деревообрабатывающий комбинат. Марийский целлюлозно-бумажный комбинат. Город Волжск. Раскулачивание и сплошная коллективизация сельского хозяйства. Последствия коллективизации.

Коренизация в области науки, образования и культуры. Развитие здравоохранения. Борьба с социальными болезнями. «Культурная революция» в Марийском крае. Переход к обязательному начальному образованию. Трудовые школы первой и второй ступени. Новые типы школ – ШКМ, ФЗУ, профессионально-технические школы. Функционирование национальных школ. Открытие научных и высших учебных заведений: Марийского научно-исследовательского института, Агропединститута, Института повышения квалификации кадров народного образования, Поволжского лесотехнического института. Развитие печати и книгоиздания. Развитие сети учреждений культуры (клубов, библиотек, кинозалов и др.). Подъем марийской культуры (литература, театр, музыка, изобразительное искусство). Писатели Н.В. Игнатьев, О. Ипай, С.Г. Чавайн, М. Шкетан. Поэт и киноактер Й.Кырля. Композитор И.С. Палантай. Художники А.В. Григорьев, К.Ф. Егоров. Стихи: Йыван Кырля. Переводы с мар. П.Железнова. «Читателю», «День рожденья», «Рабфак»; Олык Ипай. Переводы с мар. А.Смольникова. «И.Т.Трофимову», «Паймет», «Думы Йынаша»; Шабдар Осып. «Женская доля» (Отрывок из романа); М.Шкетан. «Эренгер» (Отрывки из романа);

Политические процессы 1930-х годов. Последствия массовых репрессий.

Преобразование МАО в МАССР (1936 г.).

Развитие марийской литературы. Н.Игнатьев. Йыван Кырля. С.Николаев. Олык Ипай. Шабдар Осып.М.Шкетан.

Произведения марийских писателей, посвященные коллективизации: А.Красноперов, И.Ломберский, В.Сузы.

Произведения марийских писателей и ученых о политических репрессиях: В.Иванов, К. Сануков.

Мемуарные произведения: А.Крупняков, Г.Левенштейн.

Творческие параллели с литературами других народов. М.Коновалов (удм.). «Лицо со шрамом»; С.Эльгер (чув.). «Под гнетом» (Отрывки из романа).

Художественное слово. В.Иванов. «Ава шум» («Материнское сердце»). Повесть; Н.Игнатьев. «Стальной ветер» (Отрывки из романа); А.Красноперов. «Страда» (Отрывки из романа); А.Крупняков «Березовый сок» (Отрывки из дилогии); Г.Левенштейн. «За колючей проволокой» (Воспоминания); И.Ломберский. «Настоящее имя». Повесть; С.Николаев. «Салика». Пьеса; В.Ошел: «Айдеме илаш шочеш» («Человек рождается жить»). Мемуары; А.Солженицын (рус.). «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича», «В круге первом». Мемуары; В.Сузы. Перевод с мар. А.Кременского. «Мельница мелет» Повесть; В.Ошел. «Айдеме илаш шочеш» («Человек рождается жить»). Мемуары; М.Швед. «Кїртни пичї кєргїштї» («В железной клетке»), «Сибирьїштї ыжар сиремін сінділїкїштї» («В Сибири, отчуждении»).

Музыка. Становление марийской профессиональной музыки. И. Палантай и его первые хоровые произведения. Прослушивание хоров «Марий Совет погынымашлан» («Съезду мари»), «Йывырте» («Радуйся»). Союз композиторов Марийской АССР.

Беседа. Встречи с прошлым. «История страны глазами родственников».

Тема 7. Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны (5ч)

Перестройка жизни республики в годы войны. Начало мобилизации на фронт и строительство оборонительных сооружений. Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанском движении, в Движении сопротивления. Герои Советского Союза. Кавалеры ордена Славы трех степеней. Формирование воинских частей на территории республики. Перевод промышленности на выпуск военной продукции. Размещение эвакуированных предприятий, научных учреждений и жителей из оккупированных областей. Сбор денег в помощь фронту. Вклад сельских тружеников в победу.

Культура и наука Марийской АССР в годы войны. С.И. Вавилов. Фронтовая концертная бригада Павла Тойдемара.

Литература. Марийская литература периода Великой Отечественной войны. М.Казаков. Сведения о жизни и творчестве.

Художественное слово. М.Большаков. «Сергей Суворов»; К.Беляев. «Тыл штурма» («Огненная буря»); Стихи: М.Казаков. «Поэзия, любимая подруга»; «Герой пулеметчик» (Поэма). Повести: Дм. Орай. «Чолга шўдыр», А.Красноперов. «Трубка комбата», «Последний патрон».

Творческие параллели с литературами других народов. Стихи: удм. – В.Ванюшев «Письмо матери»; тат. – М.Джалиль «Моабитская тетрадь»; удм. – П.Чайников «Песня о герое»; чув. – П.Хузангай «Таня» Отрывки из поэмы.

Музыка. Фронтовая концертная бригада марийских артистов. Марийские народные напевы в исполнении П. Тойдемара (Слушание).

«Салтак мырывлі» (Рекрутские песни). Интонационное родство марийских и венгерских, финских и эстонских песен.

М. Степанов – участник ВОВ, его творчество. Прообраз композитора в драме М. Рыбакова «Морко сем» («Моркинская мелодия»). Музыка В. Алексеева.

Изобразительное искусство. Казанский русский художник В.Тимофеев. «Слушают сводку Информбюро». Х., м.; М.Г.Платунов. Серия гуашей «Ленинград в блокаде».

Тема 8. Марийская АССР в 1945 – 1990 гг (5ч)

Переход от войны к мирному труду. Помощь пострадавшим районам страны в ходе фашистской оккупации. Засуха и неурожай 1946 г. Успехи в промышленности и строительстве. Ввод новых промышленных предприятий. Предприятия ВПК – основа промышленности республики. Успехи и трудности в сельскохозяйственном производстве. Труженики села-Герои Социалистического труда. Ведущие сельскохозяйственные предприятия республики (колхозы, совхозы, государственные племенные заводы). Мясная и молочная специализации в сельском хозяйстве республики. Вклад первых секретарей Марийского обкома КПСС П.В. Ураева, В.П. Никонова, Г.В. Посибеева в развитие республики. Улучшение социальных и бытовых условий жизни населения республики.

Развитие образования. Высшая школа и наука. Открытие Марийского государственного университета. Известные ученые и их труды. Новые явления в культурной жизни республики: телевидение, марийская опера и марийский балет.

Марийская литература в послевоенные годы. Сведения о жизни и творчестве писателей: Ю.Артамонова, В.Иванова, А.Канюшкова, З.Катковой, К.Коршунова, В..Косоротова, Г.Матюковского, С.Николаева, М.Рыбакова, А.Юзыкайна. Особенности раскрытия мира переживаний в поэзии В.Бояриновой. Н.Ильяков: от романа «Творчество» к роману «Эдемвла да ивла». Новаторские искания поэта В.Колумба. Драматург К.Коршунов. Гражданская поэзия А.Тимиркаева.

Художественное слово. Стихи: В.Бояринова. «В лесу», «За стеклом на витринах бусы», «Не забуду я вовек», «На седьмом этаже сегодня я живу»; Н.Ильяков. «Житейские песни», «Ах, письма, вы частые гости»; Г.Матюковский. «Три сына» Поэма; С.Николаев. «Вторая молодость». Поэма; А. Тимиркаев. «Глиняный соловей». Легенда; Рассказы: Ю.Артамонов. Перевод с мар. А.Спиридонова. «Марийская свеча»; Н.Ильяков. «Зеленое золото». Повесть; В.Иванов. «Зимняя дорога» (Отрывок из повести «Подруги»); К.Коршунов. «Посторонний». Пьеса; С.Николаев. «Вторая молодость». Поэма; А.Юзыкайн. «Дубравы» (Отрывки из романа).

Творческие параллели с литературами других народов. Творчество писателей соседних республик. Башкирский писатель Мустай Карим. Татарские писатели Тази Гиззат. Кави Наджми. Удмуртские писатели Флор Васильев, М.Петров. Г.Айги – чувашский поэт мирового уровня. Чувашские писатели: Я.Ухсай, П.Хузангай. М.Юхма. «Голубая стрела» (Отрывок из романа).

Тема 9. Семья, родство (1ч)

Конституция РФ и РМЭ о семейных отношениях. Ответственность в укреплении семейных отношений. Притча о браке сына царева. О послушании. Притча о двух сыновьях. Крепкий род - крепкое поколение.

Национальные традиции помощи родителей и родственников молодой семье у разных народов.

Тема 10. Праздники (2ч)

Месяцеслов. Календарные и народные праздники. Профессиональные праздники.

Подготовка проекта: «Знаменательные даты в календаре»; «Какую профессию я выбираю».

Тема 11. Заключительный урок.

Написание реферата, публичная защита исследовательской работы на школьной конференции по изученным темам.

V. Содержание учебного предмета по марийскому (государственному) языку 1-ше тема (4 урок)

Марий йылме – марий калыкын шочмо йылмыже.

Марий йылме - марий калыкын шочмо йылмыже, уш-акыл поянлыкше, илыш-корно воштончышыжо.

Шочмо мут гоч йоча пӱтынь тӱням шке калыкшын шӱм-чонжо дене шижаш тунемеш. Шочмо йылме гына тукым коклаште пеҥгыде кылым ышта, калыкын тӱс ойыртемжым арален кодаш полша.

Ме марий йылмым тунемына.

Мемнан классна.

Школышто, классыште мо улым, кушто верланымым ойлен моштымаш.

Пырдыж, омса, ӱстел, пӱкен, кӱвар, доска, пор, ӱштыш; тӱсым ончыктышо пале мут-влак; верым ончыктышо почеш мут да наречий-влак; каяш, пураш, лекташ; ошкылаш, илаш, улаш. Тиде пӱкен огыл, тиде ӱстел; янлык да кайык лӱм-шамыч.

Глаголын чыла лица дене вашталтмыже. -влак суффикс. Верым ончыктышо наречий да почеш мут. Шӧрымо конструкций: тиде... огыл, тиде... . Пале мутын кужу да кӱчык формыжо. Направительный, винительный, местный падеж-влак.

А. Горохов. «Сентябрь эр», «Коля, сур коля», «Изи улына», «Непобежденная Ветлуга», «Пу полат».

Шыжымсе тӱс.

Шыже. Шыжым чодыраште.

Шыже пагыт, шыже игече нерген кутырымаш. Сад-пакчаште, чодыраште шыжым мом погаш лийме нерген мутланымаш.

Шошо, кеҥеж, теле, шыже; реве, шоган, кешыр, кияр, ковышта, пареҥге; лышташ, поҥго, ошпоҥго, куэвоҥго, шопкевоҥго, кармывоҥго, лышташпоҥго, курезе; пӧчыж, турнявӧчыж; турня; велаш, чоҥешташ, погаш; йӱр йӱреш.

Кызытсе-шушаш жап глаголын шӧрымӧ формыжо (ед. числа), тудын лица дене вашталтмыже.

М. Казаков. «Тый каласе, шыже кече», И. Осмин. «Самолет ден Йыван», А. Горохов. «Чодыраште», А. Январев. «Поҥго нерген тушто-влак».

2-шо тема (5 урок)

Кече режим.

Кече режим. Кап-кыла арулык. Поликлиникыште. Тазалыкна —шкенан кидыште. Аптекыште. Ковамын рецептше.

Йӱштын- шокшын чучеш, лювык, йытыра, ару, пӱй врач. Коршта, эмла, чер, черле, черланаш, кап- кыл, пеҥгыдемдаш, эмым налаш, каҥашым йодаш, тӧрланаш. Кап- кыл ужашым лӱмдышӧ мут- влак. Йолем нӧрен. Садлан черланышым. Морожены йым кочмылан кӧра черланышым

Кӧра почеш мутым кучылтын мошташ. Садлан ушем мутан предложенийым чоҥен мошташ

В. Осеева. «Йомдарыме кече». Тазалыкым аралыме нерген калыкмут-влак. А. Бик. «Мый ом лӱд».

Физкультур урокышто.

Спортын кӱлешлыкше нерген. Физкультур урокышто. Спорт секций. Кече режим. Йолташем – тале футболист. Йӧратыме спорт передаче. Марий модыш-влак

Кап-кыл ужашым лӱмдышӧ мут- влак; тазалык, таза, зарядкым ышташ, секцийыш кошташ, спорт дене заниматлаш, рекордым шындаш, виян куржаш, кынелаш, эр кынелаш; муш, эрыкте; виянрак курж, мечым пу (кучо, кудалте).

Направитель­ный падеж. Глаголын повелительный наклоненийже да тудын шӧрымӧ формыжо

В. Иванов. «Футбол». Марий калык модыш-влак. А. Горохов. «Тунемше».

Спорт передаче. Спорт.. Февраль игече. Мый спортсмен улам. Кӧ эн тале спортсмен? Мый шотлен моштем. Тый мом ыштен моштет? Тыге ыште. Мардеж; февраль тылзе, мардежан, эн тале; 10 марте чот мут-влак; мый футболист улам; руш йылме гыч куснышо мут-влак: хоккей, хоккеист да т.м.; курж, кучо, пу, кудалте. Деепричастный конструкций. Повелительный наклонений. Гр. Иванов. «Фе-фу-фон», Я. Ялкайн. «Поран, кораҥ», рифмовка-влак. 3-шо тема (2 урок) Марий Элын символикыже. Марий Элын символикыже нерген палдарымаш. Марий Элын ойыпшо, тистыже да гимнже нерген кутыраш. Марий Эл республикын пайремже. Марий Элын верланымыже. Ола ден поселко-влак. Марий чодыран поянлыкше. Эҥер ден ер поянлык. 4 ноябрь - Марий Элын пайрем кечыже. Йошкар-Ола. Поэт ден композитор- влак Йошкар- Ола нерген. Саска, кол, кушкыл лӱм- влак; Юл, Виче, Элнет, Изи Какшан, Немда, Вӱтла. Кугешнаш (йӧраташ, тӱзаташ) кӱлеш; рушыжге, марийжыге; чек, айла; пӱртӱс поянлык ынже пыте манын,.... Манын ушем мутан сложный предложенийым кучылт мошташ. Совместный падеж дене палдараш. Инфинитив+кӱлеш сочетаниян конструкцийым чоҥен да кучылт мошташ. -ла суффиксан лӱм мутым кучылт мошташ

Г. Матюковский. «Эсен лий, шочмо марий мланде!» Марий Эҥер да ер- влак нерген текст. В. Сапаев. «Кушеч шочмо эл тӱҥалеш?»

4-ше тема (4 урок)

Шочмо вер.

Марий Эл нерген мутланымаш: шочмо вер (ола, ял). Кундемын пайрем кечыже. Илыме адрес: ола (ял), урем, пӧрт, пачер. Марий поэт-влак шочмо эл нерген.

Шочмо вер, шочмо вел, ӧрдыж вел, шочмо кече, пӧрт, пачер; ончыч иленам, пеш келша (ок келше); сай - сайрак - сайракын, мотор - моторрак - моторракын, сӧрал - сӧралрак - сӧралракын, лишыл - лишьлрак; ола покшелне, ола (ял) тӱрыштӧ.

Пале мутын да наречийын таҥастарыме степеньышт. Лӱм мутым тӱрлӧ падеж формышто кучылт моштымаш. Глаголын шӧрымӧ формыжо. Почеш мутан сочетаний-влак.

А. Мичурин-Азмекей. «Шочмо верем, моторем», «Тулык- влак», И. Осмин. «Шочмо элем», калыкмут-влак

Телымсе пӱртӱс.

Теле толмо нерген мутланымаш: теле тылзе лӱм-влак, теле игече, телымсе модыш, спорт. У ий пайремлан ямдылалтмаш: модыш-влакым ыштымаш, пырдыжгазетым сӱретлымаш, ёлкылан ямдылалтмаш. Коча-ковам, ача-авам шке ыштыме открытке дене саламлымаш.

Келге, пургыж, кӱкшӧ курык, йӧратыме жап, чатлама йӱштӧ; лум кугызам ышташ, газетым сӱретлаш, модышым ышташ, пайрем дене саламлаш, тазалыкым, пиалым тыланаш; Вашке У ий пайрем, сандене.... Тале поран ӱштеш. Виян мардеж пуа.

Пале мутын -се, (-со, -сӧ) суффиксше. Лӱм мутым винительный падежыште кучылтмаш. Сандене ушем мутан сложный предложений.

Ю. Соловьев. «Молан лум ошо», калыкмут-влак, У ий нерген муро-влак.

Телымсе модыш.

Йӱштӧ телын койышыжо. Телымсе пӱртӱс. Телымсе модыш. Курыкышто. Изи

йолташна-влак. У ий толеш. Ёлкылан модышым ыштена. У ий

дене саламлена.

Йӱштӧ теле жап, кужу теле, пӧрш, виян мардеж, поран ӱштеш. Лумъеҥым ышташ. Тынар шуко, тынар чот йӱштӧ. Тиде эн вучымо пайрем.

Винительный падеж. Указательный олмештыш мут.

А. Федоров. «Теле». А.Мичурин-Азмекей. «Теле». Теле нерген калыкмут

Теле игече. Ече дене мунчалтыме нерген мутланымаш. м, п,- з, б йӱк да буква-влак.

Теле, ече, ечызе, курык, маска, пий, пире; теле толын, мый ечызе улам, ече (издер) дене мунчалташ, лум лумеш, лум ок лум, телым йӧраташ, таче йӱштӧ, йӱштӧ огыл.

Местный да винительный падеж-влак.

М. Казаков. «Йӧратем мый теле кечым», В. Исенеков. «Лоптыра лум», рифмовка-влак, «Лиса и медведь».

5-ше тема (2 урок)

Теле. У ий толеш. У ийлан ямдылалтына У ий пайрем.

Теле нерген кутыраш. Теле игече нерген каласкалаш туныктымаш. У ий дене саламлымаш.

Йӱштӧ Кугыза, Лумӱдыр, У ий, пайрем, пиал, тазалык, почеламут, муро, пӧлек; нуно тендам; шуко; саламлаш, тыланаш, каласаш, пуаш.Теле толын. Лум лумеш (ок лум). Мардеж пуа (ок пу). Телым йӱштӧ; ече (издер) дене мунчалташ. У ий дене саламлаш. Пиалым, тазалыкым тыланаш.

Глаголын лица дене вашталмыже (ед., мн. числа). Дательный падеж.

А. Федоров. «Теле», А. Пушкин. «Теле кас», М. Казаков. «Йӱштӧ Кугыза», Ш. Булат. «У ий толын», В. Изилянова. «Теле толын», «У ий кож воктене».

Яра жап , мом ышташ?

Сутка жапым палымаш. Шагатым каласымаш. Школ деч вара. Каныме кече. Хобби.

Кызыт суткан могай жапше? Кызыт мыняр жап? Урок деч вара... Урок деч ончыч ... ышташ йӧратем. Яра жапым эртараш, каныме годым; латик шагат; латкок шагатат вич минут; латкок шагатат пеле. Шагатым

ончыктышо чот мутан мут сочетаний-влак.

Жапым ончыктышо наречий. Почеш мут- влак: годым, деч ончыч, деч вара.

Жап наречийым кучылтын мошташ. Жапым ойлымо годым чот мутым кучылтын мошташ. Годым, деч ончыч, деч вара почеш мут- влакым кучылтын мошташ.

Г азет ден журнал гыч материал

6-шо тема (5 урок)

Жап, числа, арня, тылзе.

Жапым, шагатым, числам, арнясе кечым, тылзе лӱмым ойлаш туныктымаш. Эрдене (...), арня еда мом ыштыме нерген йодышым шынден да вашмутым пуэн моштымаш.

Арнясе кече-влак, наречий семын кучылталтше арнясе кече (шочмын...). Мыняр жап? Мыняр шагат? Мыняр шагатлан? Таче могай тылзе? Могай кече? Могай числа? Шым шагатат лу минут, шым шагатат пеле; эр - эрдене, кечывал - кечывалым, кас- кастене; таче, эрла, кумышто, январьыште; изарня кече, ик тылзе; 11 гыч 20 марте шотлымо да радам чот мут; толаш, кынелаш, пӱйым эрыкташ, кочкаш, шинчаш, шӱргым (кидым) мушкаш, зарядкым ышташ.

1гыч 20 марте шотлымо да радам чот мут-влак. Повелительный наклонений (2-шо лица, ед. числа).

М. Казаков. «Арня», Д. Исламов. «Аня шотла», А. Иванова. «Шагат».

Хобби. Хобби да тудын пайдалыкше. Яра жап годым. Школысо кружок- влак. Йоча творчестве пӧрт. Тидым палаш оҥай (Гинессын рекорд книгаж гыч).

... чоным куандара;... уш- акылым пойдара; погымо значок (открытке...); шке ыштыме (пидме, ургымо,

сӱретлыме, ...); маркым (значокым, открыткым) погаш, пайдалын эртараш, погынаш, кидпашам ышташ, музыкым колышташ, конструироват- лаш, почеламутым шонаш (возаш); Тыйын йӧратыме сомылет уло мо? Могай сомылым ышташ йӧратет? Тый могай кружокыш возалтнет? Тый

мом ышташ тунемнет?

Глагол гыч страдательный причастийым ыштен, кучылтын мошташ Тӱрлӧ газет ден журнал гыч оҥай, ӧрыктарыше информаций. Моделироват- лаш да конструироватлаш туныктышо материал. М. Казаков. «Политехника заданий».

Койыш -шоктыш.

Айдемын койыш- шоктышыжо. Me нунын дене кугешнена. Кочам фронтовик. Мемнан ешна келшен ила. Врач могай лийшаш. Мо тыгае сай лиеш, мо тыгай осал.

Чулым, чолга, лӱддымӧ, шыде, ӱскырт, тунемаш пураш. Тунемын пытараш, пагалыме еҥ, сарын ветеранже. Койыш- шоктышым ончыктышо ' пале мут-влак

-маш суффикс дене лӱм мутым чоҥаш да кучылт мошташ

М. Казаков. «Кунам колам пайрем салютым». Н. Лекайн. «Сеҥен пӧртылшӧ салтак».

7-ше тема (5 урок)

Сеҥымаш кече.

Сеҥымаш кече нерген каласкалымаш. Марий Элын талешкыже-влак. Тукым гыч сарыште лийше нерген каласкалымаш. Сарын ветеранже дене урок-вашлиймашым эртарымаш.

Талешке, кугезе коча, Сеҥымаш кече (пайрем), Кугу Отечественный cap; cap годым, cap тӱҥалын (пытен), сарыште кредалаш, шочмо элым аралаш, ... мемнан тыныс илыш верч кучедалын, шарнаш; тӱрлӧ калыкын эргышт; иктаж, нимыняр, нимо, нигӧ; марий талешке-влак.

Чот мутым, лӱм мут ден почеш мутан сочетанийым кучылт мошташ. Отрицательный олмештыш мут-влак. Глаголым 2-шо эртыше жап формышто кучылт мошташ.

Н. Лекайн. «Шӧртньӧ падыраш», В. Абукаев. «Йоча-влак фронтлан».

Шошо

Март - шошын икымше тылзыже. Пӱртӱсыштӧ вашталтыш. Тӱня велым ончыктышо мут-влак. ӱдырамаш пайрем нерген мутланымаш. Пӧлекым ямдылымаш. Авалан пӧлеклалтше сценарийым ямдылымаш.

Шошат толын шуо, теле ынеж кай, шошо мемнан деке вашка, кече кужемеш (кӱчыкемеш), лум шемемеш; икымше тылзе, эрвел (касвел, йӱдвел, кечывалвел, йӱдвел-касвел) гыч мардеж пуа, кечывалвел-эрвел; Йӧратыме авайлан (ковайлан, акайлан) пӧлекым ямдылем.

Сложный лӱм мут-влак; -am частицан мутым кучылт моштымаш;- ем суффиксан глагол.

С. Николаев. «Авамлан», А. Мичурин-Азмекей. «Шошо пӱртӱс».

Угыч кайык – влак толыт.

Шошо пале- влак. Пӱртӱс ылыжеш, лум шагалемеш, шемалге тӱсым налын, корно почьлтеш; коремыште вӱд йога, йоген кая; озым лектеш, лышташнер шарла, лышташ лекташ тӱҥалеш,

Сылне пагыт. Кече веселан онча, утларак ырыкта. Шокшо вел гыч кайык-влак чоҥештен толыт

Кунам кече ырыкташ тӱҥалеш, тунам лум писын шула

Аван пайремже.

Шошо пале- влак. Пӱртӱс ылыжеш, лум шагалемеш, шемалге тӱсым налын, корно почьлтеш; коремыште вӱд йога, йоген кая; озым лектеш, лышташнер шарла, лышташ лекташ тӱҥалеш,

Шошо кече. Кайык- влак пӧртылыт. Ялыште шошо, ӱдырамаш пайрем. Йӧратыме авайна, ковайна.

Сылне пагыт. Кече веселан онча, утларак ырыкта. Шокшо вел гыч кайык-влак чоҥештен толыт. Авайым саламлем. Пӧлекым кучыктем. Кунам кече ырыкташ тӱҥалеш, тунам лум писын шула

Дательный падеж. Кунам, тунам ушем мутан сложный предложений- влак

А.Горохов. «Шошо». Бояринова. «Ава». Б. Данилов «Толын шырчыкна». А. Федоров. «Шошо толын».

Юл эҥер воктене.

Юл эҥер воктене. Козьмодемьянск. Курык марий район. Лӱмлӧ еҥ- влак. Этнографий тоштер Г ригорьев - икымше марий сӱретче.

Юл эҥер - эн кугу эҥер. Марий Элыште 4 ола уло.

эҥер сереш верланен.

Козьмодемьянск -эн тошто ола. Кӱкшӧ курык серыште верланен. Олма садер, купеч ола, тошто (у) ола, кумда урем; гоч вончаш, ужын кошташ

Обстоятельствен­ный падеж нерген тичмаш шинчымаш. Тунемме падеж- влак нерген

Тичмаш шинчымаш.

Верым ончыктышо наречийым глагол дене кучьлт мошташ. Чоло, наре почеш мут- влак дене тӱрлӧ конструкцийым чоҥен мошташ.

Козьмодемь­янск ола нерген текст. Григорьев нер­ген биографи­ческий текст.

8-ше тема (5 урок)

Тоштерыште.

Марий Элысе тоштер-влак. Йошкар- Оласе тоштер. Т.Евсеев —лӱмлӧ этнограф. Марий калыкын сурт ӱзгарже. Чием.

Тоштер, тошто ӱзгар, почылташ, петыраш, экспонат-влак. Экспедиций дене мияш, тошто вургемым погаш, калыкым палдараш, ончен лектынам.

ер суффиксан лӱм мут. Глаголын кокымшо эртыше жапше да тудын шӧрымӧ формыжо. Икымше эртыше жап да тудын шӧрымӧ формыжо

Евсеев нерген биографичес­кий текст.

Т.Евсеев —лӱмлӧ этнограф

Евсеев нерген биографичес­кий текст.

9-ше тема (1 урок)

Ме ешыште келшен илена.

Шке еш нерген каласкалымаш: кӧ уло, кушто пашам ышта (тунемыт). Могай ийготан улыт. Кастене кӧ могай пашам ышта. Ешын кас кочкышыжо. Ик кас кочкышлан меню. Мыйын йӧратыме кочкышем

Келшен илаш, ваш – ваш полшаш, пидаш, ургаш, кочкыш шолташ, ӱстелым погаш, ӱстел йыр шинчаш, касс кочкышым ышташ, сайын ямдылаш, йӧратен кочкаш; шере, тамле, кочо, шопо, шинчалан. Кочкыш тамле лийже манын…

Дек,йыр почеш мут – влак. А, манын ушем мутан сложный предложений.

М.Майн. «Полышкалыше – влак», «Кудывечым кӧ ӱштын?», Н.Лекайн «Галя гай лийын»

10-шо тема (2 урок)

Юзо теле. У ий пайрем. Марий калыкын илыш- йӱлаже. Шорыкйол.

У ий пайрем дене саламлем. Палемдаш, пайремлаш, кӱэшташ, ямдылалташ, тошто марий, васликугыза, васликува, марий йӱла почеш, пайремыш чийыме вургем, мелна, эн вучымо пайрем, эн весела пайрем. Шорык­йол пайрем дене кылдалтше мут- влак.

ме (-мо, -мӧ), -ыме (-ымо, -ымӧ) суффиксан конструкцийым кучылт мошташ. Пале мутым превосходный степе ньыште кучылт мошташ. Мучко почеш мутым кучылт мошташ

Г. Матюковский. «Эсен лий, шочмо марий мланде!» Марий Эҥер да ер- влак нерген текст. В. Сапаев. «Кушеч шочмо эл тӱҥалеш

VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности



Сквозная нумерация урока


урока в разделе




Название раздела.

Тема урока




Количество

уроков

по разделу,

теме




Предметные знания и умения.

УУД






План

Фактически



Тема 1. Марийский край в начале XX века

4



Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне.

- пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами;

1

1

Уровень социально-зкономического и культурного развития края к началу 20 века. Марийский язык - родной язык марийского народа.


1


2

2

Сельское хозяйство в начале 20 века. Столыпинская аграрная реформа в Марийском крае. Мы учим марийский язык.

1


3

3

Промышленность, транспорт и торговля. Наш класс.

1


4

4

Зарождение марийского национального движения. Революционные кружки. Краски осени.

1




Тема 2. Культура и образование в начале XX века

4



Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне.

- пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами;

5

1

История развития школы в Марийском крае Режим дня.

1


6

2

Казань и Марийский край. Роль Казанского университета в просвещении нерусских народов. На уроке физкультуры.

1


7

3

Периодическая печать «Марийский календарь». Спортивная передача.

1


8

4

Марийский край в годы первой мировой войны. Газета «Война увер». Письменная работа. Спорт. Письменная работа.

1




Тема 3. Зарождение марийской литературы


2


Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне.

- пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами;

9

1

Сведения о жизни и творчестве Г.Микая, Н.С.Мухина. Символика Республики Марий Эл.

1


10

2

Сведения о жизни и творчестве С.Г.Чавайна. Праздник республики.

1
























Тема 4. Марийский край в период революции и гражданской войны (1917-1920гг.)


4


Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне.

- пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами;

11

1

Активизация общественно-политической жизни весной-летом 1917 года. Февральской революции 1917г. Край марийский.

1


12

2

Установление Советской власти в населённых пунктах края. Съезды народа мари 1918 г.(2). Зимняя природа.

1


13

3

Население Марийского края в условиях « военного коммунизма». Антибольшевистские выступления в крае. Зимние забавы.

1


14

4

Развитие культуры и образования. Контрольная работа. Зима. Контрольная работа.

1




Тема 5. Зарождение марийской драматургии и театра.


2


Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне.

- пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами;

15

1

Из истории театра им. Я.П.М.Шкетана. Новый год.

1


16

2

Известные драматурги, режиссеры марийского театра. Занятие в свободное время.

1


































Тема 6. МАО в 1920-1930 –е годы

5


Познавательные УУД:

- устанавливать причнно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне.

- пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами;

17

1

Образование Марийской автономной области. Время.

1


18

2

Социально-зкономическое развитие области в годы НЭП-а. Голод1921-1922 годов в Марийском крае. Мое хобби.

1


19

3

Коллективизация сельского хозяйства и раскулачивание. Характер человека.

1


20

4

Коренизация в области науки, образовании и культуры. Спорт.

1


21

5

Образование МАО. Письменная работа. Характер человека. Письменная работа.

1




Тема 7. МАССР в годы Великой Отечественной войны.

5


Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне.

- пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами;

22

1

Начало ВОВ. Мобилизация на фронт и строительство оборонительных сооружений. Мой дед – фронтовик

1


23

2

Помощь мирного населения фронту. Г.Матюковский «Обойдя белый свет». Весна.

1


24

3

Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Снова птицы прилетают.

1


25

4

Военно-патриотическая тема в творчестве марийских писателей, поэтов. Н.Лекайн. «Кугу сарын тулыштыжо». Мамин праздник.

1


26

5

Подготовка презентации «Участники войны – мои земляки». Город Козьмодемьянск.

1




Тема 8. Марийская АССР в 1945-1990 годах.

5


Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне.

- пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами;

27

1

Трудовой героизм населения республики в период послевоенного восстановления хозяйства. И.Осмин «Гостья». Музей этнографии.

1


28

2

Успехи в строительстве, промышленности, сельскохозяйственном производстве. В.Иванов «Подруги». Музеи республики Марий Эл.

1


29

3

Развитие высшей школы и науки, средств массовой информации и искусства (капелла, опера, балет). Т.Евсеев – знаменитый этнограф.

1


30

4

Современная марийская литература (произведения и авторы по выбору учителя).В.Колумб, Ю.Артамонов. Музеи г. Йошкар - Олы.

1


31

5

Итоговая контрольная работа.

1




Тема 9. Семья. Родство

1


Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.

- пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию.


32

1

Конституция РФ о семейных отношениях. Наша дружная семья.

1




Тема 10. Праздники.

2


33

1

Месяцеслов. Календарные и народные праздники.Профессиональные праздники. «Шорыкйол» пайрем.

1


34

2

Повторительно-обобщающий урок

1



VII. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

1. Программа по истории и культуре народов Марий Эл (примерная общеобразовательная программа с методическим сопровождением для 1-11 классов).2011.

2. Программа по марийскому (государственному) языку: 1-11 классы. Йошкар-Ола: Марийский институт образования,112с. В.В. Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р. П. Игнаева

3. «Марий йылме» для 5 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2012.

4. «Марий йылме» для 6 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2013.

5.А.А.Андреянов, О.М.Герасимов. История и культура марийского народа. Йошкар-Ола.1994.

6.А.А.Абрамова, И.С.Галкин и др. Словарь марийского языка. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство.1990

7 История марийского народа: Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,1999.

8. История и культура марийского народа: Хрестоматия для 8-9 классов/ Составители: А.А.Андреянов, О.М.Герасимов и др. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,1996.

9.Г.Н.Айтплатов История марийского края с древнейших времен до конца 19в. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,1994.

10. Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших классов/ Сост. Г.А.Сепеев. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,2001.


Цифровые образовательные ресурсы:

1.Презентации к урокам.

2.Интернет ресурсы.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер -1 Проектор – 1

Экран – 1


VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

  • социально-экономическое и культурное развитие края к началу ХХ века; Столыпинскую аграрную реформу в Марийском крае;

  • о роли Казанского университета в просвещении нерусских народов Поволжья; о Марийском крае в годы первой мировой войны;

  • первые повести и рассказы на марийском языке. Писатели-мари Г.Микай, Н.С. Мухин, С.Г.Чавайн;

  • отношение населения края к Февральской революции 1917 г.; марийское национальное движение;

  • образование Марийской автономной области. Первый съезд Советов автономной области. Голод 1921 – 1922 годов в Марийском крае;

  • сведения о жизни и творчестве марийских писателей И.Беляева, А. Конакова, М.Шкетана; творческие параллели с литературами других народов;
Учащиеся должны уметь:
  • рассказывать о зарождении марийского национального движения;

  • работать с письменными и другими видами источников при изучении культуры и образования;

  • составлять связный рассказ о первых марийских писателях и поэтах;

  • рассказывать о жизни марийского народа во время гражданской войны;

  • находить материал из первоисточников при изучении темы;

  • находить материал из первоисточников о зарождении марийской драматургии и театра;

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для под­ростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных обществен­ных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражда­нина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования соци­альной информации.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Панфилова Нина Николаевна

Дата: 27.12.2018

Номер свидетельства: 493018


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства