kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по "Марийскому (государственному) языку" для 10-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский материал: Рабочая программа по "Марийскому (государственному) языку" для 10-х классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Марийскому (государственному) языку" для 10-х классов»




I. Пояснительная записка

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части сохранения родных языков народов Российской Федерации и их культурного разнообразия в системе регионального школьного образования преподаются предметы, удовлетворяющие языковые права и этнокультурные потребности обучающихся. Одним из перечня таких предметов в Республике Марий Эл является «Марийский (государственный) язык» в образовательных организациях с русским языком обучения.

Примерная программа по учебному предмету «Марийский (государственный) язык» является примером для составления рабочих программ для всех общеобразовательных организаций, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и определяет содержание учебного предмета «Марийский (государственный) язык» для 10-11 классов (не владеющих и не изучающих ранее), рекомендуемого для изучения как в обязательной, так и в вариативной частях учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

В основу разработки примерной программы легла действующая в системе республиканского школьного образования примерная программа: В.В. Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева Программа по марийскому (государственному) языку: Ι – ХΙ класс. Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011. 112 с.;

Рабочая программа ориентирована на использование учебников: 1. «Марий йылме» для 5 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2012. 2. «Марий йылме» для 6 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2013. 3. «Марий йылме» для 7 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2015. 4. «Марий йылме» для 8 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2016





Основная цель предмета

Познавательная цель:

- ознакомление обучающихся с марийским языком как государственным языком Республики Марий Эл и одним из языков финно-угорской языковой группы, с основными начальными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

Социокультурная цель:

- овладение речью на марийском языке, формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного письма.

Задачи:

1. Обучающие:

- обогащение словарного запаса,

- развитие навыков общения на марийском языке в рамках предложенных тем, предусмотренных программой, - формирование умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами, условиями, ситуациями общения.

2. Развивающие:

- освоение обучающимися знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка.

- владение обучающимися умениями правильно говорить, писать, читать, участвовать в диалоге,

- составлять монологические высказывания и письменные тексты (в рамках требований программы).

3. Воспитывающие:

- воспитание у обучающихся уважительного отношения к марийскому языку как духовному богатству народа, чувства сопричастности к его сохранению,

- толерантного отношения к представителям разных народов и народностей;

- побуждение познавательного интереса к языку,

- стремления совершенствовать свою речь на марийском языке,

- формирование качеств гражданина и патриота.


Программой предусмотрено проведение контрольных работ - 2

письменных работ – 2


II. Общая характеристика учебного предмета

Изучение предмета «Марийский (государственный) язык способствует формированию у обучающихся представлений о марийском языке как эффективном средстве общения в условиях полиэтничной образовательной среды.

Содержание предмета представляют три компонента: коммуникативный, лингвистический и социокультурный. Коммуникативный компонент определяет объём речевого материала, обеспечивающий сформированность речевых умений и навыков. Лингвистический компонент обеспечивает необходимый объём языкового материала. Социокультурный компонент обуславливает широкое привлечение краеведческого и лингвокраеведческого материала как основы реализации диалога культур


Результатом изучения курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:

  • Коммуникативной.

  • Когнитивной (познавательной)

  • Информационно – технологической

Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:

На ориентацию обучающихся на овладение не только языковыми знаниями, но и на выработку у них навыков и умений, обеспечивающих возможность осуществления речевой деятельности в процессе общения, реализация языка в актах коммуникации; коммуникативный характер упражнений, используемый для выработки речевых навыков и умений;

На формирование у обучающихся мотивационно-побудительной фазы деятельности, что ведёт к росту потребности в общении на марийском языке.

Формы контроля:

  • Самостоятельная работа

  • Контрольная работа

  • Тестовые задания

  • Устный опрос

  • Словарные диктанты.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических технологий обучения:

  • Коммуникативно – ориентированная технологи

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение марийского (государственного) языка в учебном плане отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные:

  • включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

  • сформированность их мотивации к обучению и познанию,

  • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,

  • социальные компетенции,

  • личностные качества;

  • сформированность основ гражданской идентичности

Метапредметные:

  • включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),

  • обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

Предметные:

  • включающиее освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащего в основе современной научной картины мира.

V. Содержание учебного предмета по марийскому (государственному) языку


Раздел 1. Доброе слово дороже золота. Поро мут поянлык дечат шергырак (2 урок)

1.Будем знакомы. Палыме лийына. Марий этикет. Поро мут поянлык дечат шергырак.

2. Знакомство. Палыме лиймаш, кö, мо, кö улат, лўмет кузе, лўмда кузе, мыйын лўмем, тыйын лўмет, лўм, ачалўм, ийгот, мыняр, тиде, тудо, улаш. Салам лийже, салам, поро эр, поро кече, поро кас, поро жапда лийже; чеверын, кызытеш, вес гана ужмешке, вашлиймешке, корныда пиалан лийже, сайын малыза; тау, кугу тау, поро лийза, нимолан, таушташ, нелеш ит (ида) нал. Йодышан предложений-влак: Тыйын лўмет кузе? Тендан лўмда кузе? Мыняр ияш улат (улыда?) 3. Марийский алфавит. Буквы: ö, ў, ҥ Марий алфавит. Марий алфавит ö, ў, ҥ буква-влак. Марий мутышто ы йўк да буква. Личный олмештыш мут-влак (мый, тый, мыйын, тыйын, тендан). Шотлымо чот мут-влакын кўчык да кужу формышт. Кö? да мо? йодыш-влак кучылтмо ойыртем. Глаголын единнственный числан 1,2,3 лицаже. 4. С. Вишневский «Поро кече». А. Фёдоров «Салам, кочай!».

Раздел 2. С новым учебным годом. У тунемме ий дене (3 урок)

1. Первое сентября - День знаний. Икымше сентябрь – Шинчымаш кече. Ме у тукым улына, куаналын кушкына. Сайын тунеммаш – ончыкылык илышлан ямдылалтмаш.

2. Новый учебный год. У тунемме ий, пайрем кече, Шинчымаш кече, школыш толына, пеледыш аршаш, пöлеклаш, оҥгыр йўк, волгыдо, йоҥгыдо, пўкен, ўстел, тунемме ўзгар лўм-влак, тунемше, туныктышо, ўдыр-рвезе-влак, йолташ, йолташ ўдыр, у предмет-влак, возаш, лудаш, классышке пураш, тунемаш, сайын (тыршен) тунемаш, верланаш.

3. Лўм мутын множественный числаже. Местный, направительный падеж-влак.

4. Д. Исламов. Кает тый таче школыш. А. Тимиркаев. Сентябрь сугынь. О.Шабдар. Кориш (ужаш).

Раздел 3. Марийский край – родной край. Марий Эл – шочмо вер (3 урок)

1. Марий Эл - часть Росии. Марий Эл – Российын ужашыже. Йошкар-Ола – Марий Элын рўдолаже. Мый Марий Элыште илем.

2. Родной край. Шочмо-кушмо вер, шочмо кече, тисте, ойып, гимн, кумдык,, чекла, айла, верлана, марий (руш, татар) калык, келшен илаш, курым, поянлык, чодыра, эҥер, ер, кугешнаш, шукерте ожно, кугыжан указше почеш, ор, лавыран, лопка, купеч, черке, сöрастараш, ял, ола, посёлко, села, урем, кў (пу) пöрт, пачаш, пöлем, пачер, полат.

3. Родительный, винительный, местный падеж-влак. Глаголын кокымшо эртыше жапше.

4. А. Александров. Марий Эл Республиклан. Марий Эл Республикын гимнже. А.Патрушев. Чарла – Йошкар-Ола. В. Регеж-Горохов. О шочмо мланде!

Раздел 4. Марийский язык-родной язык марийского народа. Марий йылме-марий калыкын шочмо йылмыже (3 урок)

1. Марийский язык в финно-угорской языковой семье. Марий йылме финн-угор йылме ешыште. Шочмо йылме ава гай. Марий йылме СМИ тўняште.

2. Финно-угорская языковая семья. Финн-угор йылме еш, финн-угор калык лўм-влак, финн-угор эл-влак да нунын рўдолашт; шочмо йылме, йот йылме, кугыжаныш йылме, марий (руш) йылме, й,ылмым тунемаш, ойлен (кутырен) мошташ, умылаш, мутланаш, лудын-возен мошташ, марий радио, марий телевидений, «Ямде лий», «Кугарня», «Марий Эл» газет-влак, «Ончыко», «Кече», «Марий тўня» журнал-влак, «Арслан» интернет-журнал.

3. Лўм мут-влакым множественный числаште кучылт моштымаш.

4. Финн-угор калык-влакын лўмышт, илыме верышт. В. М. Васильев нерген биографический текст. В. Васильев «Шочмо йылме». М. Майн «Шочмо йылме». Газет да журнал гыч материал.

Раздел 5. Семья – жизненная опора. Еш – илыш эҥертыш (3 урок)

1. Моя дружная семья. Келшен илыше ешем. Еш традиций. Ава – лишыл йолташ.

2. Семья, родственники…Еш, родо-тукым, кугезе коча, кугезе кова, коча, кова, ача, ава, ака, иза, шўжар, шольо, йоча, аза, эрге, ўдыр, ваш-ваш полшаш, келшен илаш, эҥертыш, кугешнаш, ўшанле еҥ, пайрем ўстелым погаш, чесым ямдылаш, марий кочкыш-влак: когыльо, подкогыльо, перемеч, команмелна; унала кошташ, сийлаш, веселан эртараш; шыма, ласка, поро кумылан, кече гай шокшо.

3. Лўм, мутын притяжательный суффиксше-влак. Личный олмештыш мут-влак. Чот мут-влак.

4.С. Чавайн «Изак-шоляк-влак». В.Дмитриев «Ава». Л. Толстой «Шоҥго коча ден уныка». Еш илыш, ава нерген калыкмут-влак.

Раздел 6. Каждое время года по-своему красив. Кажне идалык жап шке семынже мотор (3 урок)

1 Различие времен года. Кажне идалык жапын ойыртемже. Игечылан прогноз. Мыланем келшыше идалык жап.

2. Времена года. Идалык жап, теле, шошо, кеҥеж, шыже, теле деч вара, кеҥеж деч ончыч, игече, кече онча (ок ончо), ырыкта (ок ырыкте), йўр йўреш (ок йўр), лум лумеш (ок лум), мардеж пуа (ок пу), юалге, леве, йўштö, шокшо, кечывалвел, йўдвел, касвел, эрвел, У ий, Йўштö Кугыза, Лум ўдыр, кайык-влак чоҥештен (каят, толыт), пўртўс ылыжеш. Марий тылзе лўм-влак. Тўс лўм-влак: ошо(ош), шеме (шем), йошкарге (йошкар), ужарге (ужар), нарынче, шöртнялге, , кўрен.

3. Составной почеш мут-влак: деч вара, деч ончыч. Пале мутын кужу да кўчык формыжо.

4. Ю.Чавайн «Латкок тылзе». А.Бик «Теле кече». А. Петров «Шыже пагыт».

В. Сапаев «Шошо». А. Горохов «Кеҥеж». Марий калык пале-влак.

Раздел 7. Театры в Марий Эл. Марий Элысе театр – влак. (3 урок)

1. История марийского государственного драматического театра имени Я.П.Майорова – Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан лўмеш марий кугыжаныш драме театрын историйже. Йошкар-Оласе театр-влак. Курыкмарий кугыжаныш драме театр.

2. Театры имени М.Шкетана, Г.Константинова, Э.Сапаева, М. Шкетана (Г. Константинов, Э.Сапаев) лўмеш, спектакльым шындаш, рольым модаш, лўмлö (сулло, калык) артист-влак, спектакль тўҥалеш, пыта, кыдежан, антракт, совым кыраш, занавес почылтеш, пьесе (драме) почеш шындыме, Сенькан ялысе школ, икымше марий режиссёр, куснылшо театр, лўмым пуаш, класс дене (еш дене, йолташ дене) театрыш каяш.

3. Глаголын икымше да кокымшо эртыше жапше.

4. Театрын историйже нерген текст. М. Шкетан нерген биографий сынан текст. В. Регеж-Горохов «Артист-влак». И. Степанова «Кузе артист лияш».

Раздел 8. Марийские обычаи и праздники. Марий йўла да пайрем (3 урок)

1. Марийские народные праздники. Марий калык пайрем-влак. Марий калыкын пайрем, паша, пўртўс дене кылдалтше йўлаже-влак. Марий тўр. 2.Овечья нога, Масленица, Пасха, Шорыкйол, ўярня, Кугече, Агавайрем, Семык, Сўрем, Угинде, У пучымыш, Шыже кўсö. Пайрем йўла, кинде-шинчал, тўрлеман марий вургем, весела кумыл, мураш, кушташ, тўмыр, шўвыр, гармонь дене шокташ, унала кошташ, саламлаш, тыланаш, лўҥгалташ, мунчалташ, Васликува, Васликугыза, мöчöр, сортам чўкташ, юмылташ. Изинек поро лияш, кугуракым пагалаш, изиракым шотлаш, пашалан тунемаш, шотыш налаш, пўртўс дене икоян лияш, йўлам шуктен шогаш. 3.Глаголын спряженийже. Глаголын желательный наклоненийже. 4. Г.Сепеев «Илем гыч ял марте». В. Колумб «Марий тўрын шочмыжо». А. Александров «Марий тўр». «Марий калыкын илышыже» книга гыч калык пайрем-влак нерген кўчыкемдыме текст.

Раздел 9. Деревенская жизнь. Ялысе илыш (3 урок)

1. В деревенской избе. Ялысе суртышто. Сурт вольык да сурт кайык. Сад-пакча. 2. Сурт-пече, пöрт, клат, вўта, леваш, монча, кудывече, сад-пакча, таве, шудым солаш, вўдым нумалаш, кўтўм кўташ, вольыкым ончаш, пукшаш, ушкалым лўшташ, коҥгаш олташ, кургым ямдылаш. Сурт вольык-влак: ушкал, презе, туна, ўшкыж, шорык, каза, тага, имне, сöсна, пырыс, пий. Сурт кайык-влак, агытан, чыве, лудо, комбо, чывиге, комбиге, лудиге. Мландым кўнчаш, тырмалаш, пареҥгым шындаш, кешырым ўдаш, пушкыдемдаш, вўдым шаваш, шўкшудым сомылаш, поген налаш. Пакчасаска лўм-влак: пареҥге, ковышта, кияр, шоган, кавун, реве, кешыр, йошкарушмен. Пакчасе емыж да фрукт-влак: снеге, мöр, эҥыж, шоптыр, пуншоптыр, олма, вишне, сливе. 3. Пале мут + лўм мут муткылдышым чоҥымаш, Верым ончыктышо наречий да почеш мут-влак. 4. Г. Кармазин «Сурткайык», «Вольык молан кўлеш?». Г. Сабанцев «Пакчаште». Ял озанлык нерген республикысе газетла гыч текст. Паша нерген калыкмут-влак.

Раздел 10. Городская жизнь. Оласе илыш (3 урок)

1. Городская квартира. Оласе пачер. Пöрткöргысö обстановко. Сервис. Каныш кечын. 2. Многоэтажные дома. Шуко пачашан, пачашыште, ик (кок, кум…) пöлеман пачер, шокшо (йўштö) вўд пуч дене толеш, туалет, ванный пачерыштак улыт, чыла шотыштат йöнан, пöрт ўзгар лўм-влак, Быт пöртыштö, ўп тўредме вер, вургемым угымо ателье, йолчиемым ачалыше мастерской, электротехникым олмыктышо мастерской. Театрыш, кинотеатрыш, концертыш, выставкыш каяш. Спортзалыште, ий полатыште, бассейныште тазалыкым пеҥгыдемдаш. 3. Чот мут-влакым кучылтмаш. Направительный падеж. 4.Домашняя обстановка. Пöрткöргысö обстановко, Быт пöрт нерген шке гыч чоҥымо текст. Газет гыч зметке-влак. А. Пекпаев, Г. Алексеев «Ял – олалан, ола – яллан».

Раздел 11. Спорт укрепляет здоровье. Спорт тазалыкым шуара (3 урок)

1. Спорт укрепляет здоровье. Сайын тунемнет – жапын акшым пале. Кечаш режимым шуктымаш. Спорт дене келшена – таза лийына. 2. Режим дня. Жап, тылзе, арня, шагат, жапыште, яндар южышто лияш, мöҥгö пöртылаш, кынелаш, зарядкым ышташ, пўйым эрыкташ, мушкылташ, вакшым погаш, чияш, эр (кечывал, кас) кочкышым ышташ, мöҥгысö пашам ышташ, авалан полшаш, малаш возаш, спорт секцийыш кошташ, ече, иймаш, куржталмаш, футбола модаш, ўчашымаш, талын, писын, сеҥымашыш шуаш. Капкыл ужаш лўм-влак: вуй, кид, йол, кап, шинча, нер, умша, парня, пулвуй, пўй, пылыш, шўй. 3.Глаголын повелительный наклоненийын пеҥгыдемден каласыме да шöрымö формыжо. 4..В. Сапаев «Тазалык». М. Казаков «Йöратем мый теле кечым». А. Горохов «Тунемше». В. Каменский «Футбол». Газет гыч спорт, спортсмен нерген заметке-влак.

Раздел 12. Впереди-летний отдых. Ончылно – кеҥеж каныш (2 урок)

1. Место отдыха в Марийском крае. Марий кундемысе каныме вер-влак. Экотуризм. 2. Тазалыкым пеҥгыдемдаш, капкылым шуараш, капым кўкташ, йўштылаш, колым кучаш, емыжым, поҥгым погаш, походыш каяш, пўртўсым эскераш, тулотым ылыжташ, эмлык шудо, шӱрым шолташ, шудан чайым шолташ, памашым эрыкташ, шып кошташ, лўдыкташ огеш лий, экшык, лавырташ, шўкым кышкаш огеш лий, аралаш. 3.Экотуризм дене кылдалтше каныме вер-влак: Провой кундемысе «Лесная поляна», Килемар районысо «Раздолье», Куженер кундемысе «Марийская Швейцария», Параньга районысо «Марийский двор». 4.Санаторий-влак: «Кичиер», «Ваштар курык», «Сосновый бор». Йоча тазалыкым пеҥгыдемдыме санаторий-влак: «Журавушка», «Каменная речка», «Дружба».


VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Сквозная нумерация урока


урока в разделе


Название раздела.

Тема урока




Количество

уроков

по разделу,

теме


Предметные знания и умения.

УУД


План

Фактически




Раздел 1. Доброе слово дороже золота. Поро мут поянлык дечат шергырак.


2


Личностные:

-толерантен в межличностном взаимодействии.

- понимает роль и значимость марийского языка в жизни Республики Марий Эл.

Познавательные:

- владеет умениями работать с информацией.

Регулятивные:

- подбирает лексические и языковые средства для составления собственных

высказываний в рамках изучаемой темы.

Коммуникативные:

- соблюдает при говорении правила этикета на основе традиций марийского народа;

- высказывает свою точку зрения на рассматриваемую ситуацию и проблему;

- знает правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми

и сверстниками.

1

1

Будем знакомы.

1


2

2

Как Вас зовут?

1




















Раздел 2. С Новым учебным годом.

У тунемме ий дене



3


Личностные:

- готов и способен к выполнению норм и требований школьной жизни; - понимает необходимость хорошо учиться для будущей жизни;

- толерантен в межличностном взаимодействии.

Регулятивные:

- выполняет задания по образцу и в соответствии с правилами марийского языка.

Познавательные:

- использует слова, словосочетания, предложения в новых ситуациях общения;

Коммуникативные

- высказывает свою точку зрения на рассматриваемую ситуацию и проблему;

- знает правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и

сверстниками.

3

1

Первое сентября - День знаний.

1


4

2

Новый учебный год.

1



3

А.Тимиркаев. Стих. «Сентябрь сугынь».

1










Раздел 3. Марийский край – родной край. Марий Эл – шочмо вер


3


Личностные:

- осознает необходимость знания истории и культуры родного края в изучении

истории страны.

Регулятивные:

- подбирает лексические и языковые средства для составления собственных

высказываний в рамках темы.

Познавательные:

- находит нужную информацию в тексте;

- понимает содержание несложного текста;

- владеет умениями работать с учебной информацией в дополнительных источниках.

Коммуникативные:

- высказывает свою точку зрения по теме;

- решает творческие задачи, представляет результаты деятельности в виде сообщения, презентации и т.п.

- составляет предложения и вопросы по тексту.

6

1

Марий Эл - часть Росии.

1


7

2

Родной край. Письменная работа №1.

1


8

3

А.Александров. Республике Марий Эл. Гимн РМЭ.

1










Раздел 4 Марийский язык – родной язык марийского народа.

Марий йылме – марий калыкын шочмо йылмыже



3


Личностные:

- понимает и осознаёт роль марийского языка в финно-угорской языковой семье;

- толерантен по отношению к другим финно-угорским народам.

Регулятивные:

- подбирает лексические и языковые средства для беседы с товарищем о финно-угорских языках и народах.

Познавательные:

умеет работать с учебной информацией в разговорном тексте и других.

Коммуникативные:

составляет диалог;представляет результаты деятельности в виде сообщения.

9

1

Финно-угорская языковая семья.

1


10

2

Марийский народ, марийский язык в финно-угорской языковой семье.

1


11

3

Финно-угорский народ, их название, местожительство.

1




Раздел 5. Семья – жизненная опора. Еш – илыш эҥертыш

3


Личностные:

- понимает роль природы родного края в жизни человека;

Регулятивные:

- справляется с заданиями, предполагающими выполнение по образцу;

- осуществляет контроль за своей деятельностью.

Познавательные:

- умеет работать с несложными текстами по извлечению нужной информации для осуществления устной речи.

Коммуникативные:

- осуществляет работу в парах,

- умеет задавать вопросы и отвечать на них;


12

1

Моя дружная семья.

1


13

2

Семья, родственники…

1


14

3

С.Чавайн. «Изак-шоляк-влак». В.Дмитриев. «Ава». Пословицы и поговорки о матери.

1






.



Раздел 6. Каждое время года по- своему красив. Кажне идалык жап шке семынже мотор

3


Личностные:

- понимает роль природы родного края в жизни человека;

Регулятивные:

- справляется с заданиями, предполагающими выполнение по образцу;

- осуществляет контроль за своей деятельностью.

Познавательные:

- умеет работать с несложными текстами по извлечению нужной информации для осуществления устной речи.

Коммуникативные:

- осуществляет работу в парах,

- умеет задавать вопросы и отвечать на них;


15

1

Различие времен года.

1


16

2

Времена года. Контрольная работа №1.

1


17

3

Ю.Чавайн. «12 месяцев». Марийские приметы.

1














Раздел 7. Театры в Марий Эл. Марий Элыште театр – влак.

3


Личностные:

- знает необходимость знания истории и культуры родного края в изучении

истории страны;

Регулятивные:

- подбирает лексические и языковые средства для составления собственных

высказываний в рамках темы.

Познавательные:

- выражает своё отношение к предмету высказывания;

- владеет умениями работать с учебной информацией в учебнике и других

дополнительных источнках.

Коммуникативные:

- умеет организовать групповую работу,

- слушает точку зрения другого человека.

18

1

История марийского государственного драматического театра имени Я.П.Майорова – Шкетана.

1


19

2

Театры имени М.Шкетана, Г.Константинова, Э.Сапаева,

1


20

3

Тексты: В. Регеж-Горохов «Артист-влак». И. Степанова «Кузе артист лияш».


1









Раздел 8. Марийские обычаи и праздники. Марий йӱла да пайрем

3


Личностные:

- любит и бережно относится к родному краю, его духовной и материальной

культуре.

Регулятивные:

- умеет организовать свою деятельность и деятельность соседа по парте.

Познавательные:

- выражает свое отношение к предмету высказывания;

- владеет умениями работать с учебной информацией в учебнике и других

дополнительных источниках.

Коммуникативные:

- составляет предложения по рисунку, картинкам;

- составляет вопросы по тексту;

- знает правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и

сверстниками.

21

1

Марийские народные праздники.

1


22

2

Овечья нога, Масленица, Пасха…

1


23

3

В.Колумб Стих «Рождение марийской вышивки». Письменная работа №2.

1









Раздел 9. Деревенская жизнь. Ялысе илыш

3


Личностные:

-понимает значимость духовной и материальной культуры народа мари.

Регулятивные:

- осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль.

Познавательные:

- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;

- использует слова, словосочетания, предложения в новых ситуациях

общения;

Коммуникативные:

- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке;

- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации.

24

1

В деревенской избе.

1


25

2

Двор с постройками.

1


26

3

Г Кармазин «Сурткайык». Г.Сабанцев «Пакчаште». Пословицы о работе.

1









Раздел 10. Городская жизнь. Оласе илыш

3


Личностные:

- выражает любовь к родному городу не только словами,но и действиями.

Регулятивные:

- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;

-применяет изученныег рамматические правила (в устной и письменной

формах).

Познавательные:

- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятия на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;

- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему);

Коммуникативные:

- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке;

- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации.

27

1

Городская квартира.

1


28

2

Многоэтажные дома.

1


29

3

Домашняя обстановка. А.Пекпаев. Г.Алексеев «Ял-олалан, ола-яллан».

1









Раздел 11. Спорт укрепляет здоровье. Спорт тазалыкым шуара

3


Личностные:

- понимает важность сохранения здоровья.

Регулятивные:

- организует совместную деятельность и осуществляет контроль.

Познавательные:

- владеет умениями работать с учебной информацией в учебнике и других

дополнительных источниках;

- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

- ставить вопросы и отвечать на них.

- организовать парную работу, ставить вопросы и отвечать на них

30


Спорт укрепляет здоровье.



31


Режим дня.



32


В.Сапаев «Тазалык». М.Казаков «Йоратем мый теле кечым».










Раздел 12. Впереди - летний отдых. Ончылно - кеҥеж каныш

3


Личностные:

- выражает любовь к родному краю и его природе.

Регулятивные:

- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке.

Познавательные:

- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию.

Коммуникативные:

- умеет вести диалог, задавая вопросы: кто? что? куда? почему? зачем?; переспрашивать, уточнять;

-составляет текст (в письменной и устной форме) на заданную тему.

- представляет свой план экскурсии по республике

33


1

Место отдыха в Марийском крае.

1


34

2

Итоговая контрольная работа.

1


35

3

Повторительно-обобщающий урок.

1









VII. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения

1. В.В. Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева Программа по марийскому (государственному) языку: Ι – ХΙ класс. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011. – 112 с.

2. «Марий йылме» для 5 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2012.

3. «Марий йылме» для 6 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2013.

4. «Марий йылме» для 7 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2015.

5. «Марий йылме» для 8 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2016.

6. А.А.Абрамова, И.С.Галкин и др. Словарь марийского языка. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство.1990


Цифровые образовательные ресурсы:

1.Презентации к урокам.

2.Интернет ресурсы. Портал «Марий йылмым тунемына».


Материально-техническое обеспечение:

Компьютер -1 Проектор – 1

Экран – 1


VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать/понимать:

Элементарное понимание и владение марийским языком, усвоение марийской речи: понимание слов, сочетания слов, ее оттенков, множества образов, мыслей, чувств, настроений.

Использование марийского языка как средство и форму мышления, выражения эмоционального мира, усвоение богатства языка, его благозвучия, выразительность, творческую неисчерпаемость, точно выражать собственное внутреннее состояние, передать национальный дух и колорит.


Учащиеся должны уметь:

  • овладение знаниями о нормах марийского литературного языка,

  • о правилах речевого этикета;

  • умение строить речевое высказывание на марийском языке в рамках изучаемой темы,

  • понимание текста на слух,

  • умение отвечать на вопросы;

  • овладение лексическим материалом и использование их в речи;

  • умение строить диалог и монолог в рамках изучаемой темы в соответствии с нормой;

  • знать и уметь писать слова, словосочетания и конструкции в рамках темы;

  • иметь пропедевтические знания по грамматике марийского языка.


Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для под­ростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных обществен­ных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражда­нина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования соци­альной информации





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по "Марийскому (государственному) языку" для 10-х классов

Автор: Панфилова Нина Николаевна

Дата: 10.04.2019

Номер свидетельства: 506684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по "Марийскому (государственному) языку" для 11-х классов"
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia_programma_po_mariiskomu_gosudarstvennomu_iazyku_dlia_11_kh_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "493020"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1545894097"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Рабочая программа по «Марийскому (государственному) языку и истории и культуре народов Марий Эл» для 9- х классов."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_mariiskomu_gosudarstvennomu_iazyku_i_istorii_i_kulture_na"
    ["file_id"] => string(6) "493018"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1545893639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства