Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Марийскому (государственному) языку" для 10-х классов»
I. Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части сохранения родных языков народов Российской Федерации и их культурного разнообразия в системе регионального школьного образования преподаются предметы, удовлетворяющие языковые права и этнокультурные потребности обучающихся. Одним из перечня таких предметов в Республике Марий Эл является «Марийский (государственный) язык» в образовательных организациях с русским языком обучения.
Примерная программа по учебному предмету «Марийский (государственный) язык» является примером для составления рабочих программ для всех общеобразовательных организаций, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и определяет содержание учебного предмета «Марийский (государственный) язык» для 10-11 классов (не владеющих и не изучающих ранее), рекомендуемого для изучения как в обязательной, так и в вариативной частях учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
В основу разработки примерной программы легла действующая в системе республиканского школьного образования примерная программа: В.В. Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева Программа по марийскому (государственному) языку: Ι – ХΙ класс. Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011. 112 с.;
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: 1. «Марий йылме» для 5 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2012. 2. «Марий йылме» для 6 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2013. 3. «Марий йылме» для 7 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2015. 4. «Марий йылме» для 8 класса под редакцией О.Н.Васениной, Л.Н.Рябининой, Г.А.Малининой. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 2016
Основная цель предмета
Познавательная цель:
- ознакомление обучающихся с марийским языком как государственным языком Республики Марий Эл и одним из языков финно-угорской языковой группы, с основными начальными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
Социокультурная цель:
- овладение речью на марийском языке, формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного письма.
Задачи:
1. Обучающие:
- обогащение словарного запаса,
- развитие навыков общения на марийском языке в рамках предложенных тем, предусмотренных программой, - формирование умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами, условиями, ситуациями общения.
2. Развивающие:
- освоение обучающимися знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка.
- владение обучающимися умениями правильно говорить, писать, читать, участвовать в диалоге,
- составлять монологические высказывания и письменные тексты (в рамках требований программы).
3. Воспитывающие:
- воспитание у обучающихся уважительного отношения к марийскому языку как духовному богатству народа, чувства сопричастности к его сохранению,
- толерантного отношения к представителям разных народов и народностей;
- побуждение познавательного интереса к языку,
- стремления совершенствовать свою речь на марийском языке,
- формирование качеств гражданина и патриота.
Программой предусмотрено проведение контрольных работ - 2
письменных работ – 2
II. Общая характеристика учебного предмета
Изучение предмета «Марийский (государственный) язык способствует формированию у обучающихся представлений о марийском языке как эффективном средстве общения в условиях полиэтничной образовательной среды.
Содержание предмета представляют три компонента: коммуникативный, лингвистический и социокультурный. Коммуникативный компонент определяет объём речевого материала, обеспечивающий сформированность речевых умений и навыков. Лингвистический компонент обеспечивает необходимый объём языкового материала. Социокультурный компонент обуславливает широкое привлечение краеведческого и лингвокраеведческого материала как основы реализации диалога культур
Результатом изучения курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:
Коммуникативной.
Когнитивной (познавательной)
Информационно – технологической
Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:
На ориентацию обучающихся на овладение не только языковыми знаниями, но и на выработку у них навыков и умений, обеспечивающих возможность осуществления речевой деятельности в процессе общения, реализация языка в актах коммуникации; коммуникативный характер упражнений, используемый для выработки речевых навыков и умений;
На формирование у обучающихся мотивационно-побудительной фазы деятельности, что ведёт к росту потребности в общении на марийском языке.
Формы контроля:
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Тестовые задания
Устный опрос
Словарные диктанты.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических технологий обучения:
Коммуникативно – ориентированная технологи
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение марийского (государственного) языка в учебном плане отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные:
включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность их мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции,
личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности
Метапредметные:
включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
Предметные:
включающиее освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащего в основе современной научной картины мира.
V. Содержание учебного предмета по марийскому (государственному) языку
Раздел 1. Доброе слово дороже золота. Поро мут поянлык дечат шергырак (2 урок)
4. Финн-угор калык-влакын лўмышт, илыме верышт. В. М. Васильев нерген биографический текст. В. Васильев «Шочмо йылме». М. Майн «Шочмо йылме». Газет да журнал гыч материал.
Раздел 5. Семья – жизненная опора. Еш – илыш эҥертыш (3 урок)
1. Моя дружная семья. Келшен илыше ешем. Еш традиций. Ава – лишыл йолташ.
3. Составной почеш мут-влак: деч вара, деч ончыч. Пале мутын кужу да кўчык формыжо.
4. Ю.Чавайн «Латкок тылзе». А.Бик «Теле кече». А. Петров «Шыже пагыт».
В. Сапаев «Шошо». А. Горохов «Кеҥеж». Марий калык пале-влак.
Раздел 7.Театры в Марий Эл.Марий Элысе театр – влак. (3 урок)
1. История марийского государственного драматического театра имени Я.П.Майорова – Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан лўмеш марий кугыжаныш драме театрын историйже. Йошкар-Оласе театр-влак. Курыкмарий кугыжаныш драме театр.
2. Театры имени М.Шкетана, Г.Константинова, Э.Сапаева, М. Шкетана (Г. Константинов, Э.Сапаев) лўмеш, спектакльым шындаш, рольым модаш, лўмлö (сулло, калык) артист-влак, спектакль тўҥалеш, пыта, кыдежан, антракт, совым кыраш, занавес почылтеш, пьесе (драме) почеш шындыме, Сенькан ялысе школ, икымше марий режиссёр, куснылшо театр, лўмым пуаш, класс дене (еш дене, йолташ дене) театрыш каяш.
3. Глаголын икымше да кокымшо эртыше жапше.
4. Театрын историйже нерген текст. М. Шкетан нерген биографий сынан текст. В. Регеж-Горохов «Артист-влак». И. Степанова «Кузе артист лияш».
Раздел 8. Марийские обычаи и праздники. Марий йўла да пайрем (3 урок)
1. Марийские народные праздники. Марий калык пайрем-влак. Марий калыкын пайрем, паша, пўртўс дене кылдалтше йўлаже-влак. Марий тўр. 2.Овечья нога, Масленица, Пасха, Шорыкйол, ўярня, Кугече, Агавайрем, Семык, Сўрем, Угинде, У пучымыш, Шыже кўсö. Пайрем йўла, кинде-шинчал, тўрлеман марий вургем, весела кумыл, мураш, кушташ, тўмыр, шўвыр, гармонь дене шокташ, унала кошташ, саламлаш, тыланаш, лўҥгалташ, мунчалташ, Васликува, Васликугыза, мöчöр, сортам чўкташ, юмылташ. Изинек поро лияш, кугуракым пагалаш, изиракым шотлаш, пашалан тунемаш, шотыш налаш, пўртўс дене икоян лияш, йўлам шуктен шогаш. 3.Глаголын спряженийже. Глаголын желательный наклоненийже. 4. Г.Сепеев «Илем гыч ял марте». В. Колумб «Марий тўрын шочмыжо». А. Александров «Марий тўр». «Марий калыкын илышыже» книга гыч калык пайрем-влак нерген кўчыкемдыме текст.
VI.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Сквозная нумерация урока
№ урока в разделе
Название раздела.
Тема урока
Количество
уроков
по разделу,
теме
Предметные знания и умения.
УУД
План
Фактически
Раздел 1. Доброе слово дороже золота. Поро мут поянлык дечат шергырак.
2
Личностные:
-толерантен в межличностном взаимодействии.
- понимает роль и значимость марийского языка в жизни Республики Марий Эл.
Познавательные:
- владеет умениями работать с информацией.
Регулятивные:
- подбирает лексические и языковые средства для составления собственных
высказываний в рамках изучаемой темы.
Коммуникативные:
- соблюдает при говорении правила этикета на основе традиций марийского народа;
- высказывает свою точку зрения на рассматриваемую ситуацию и проблему;
- знает правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми
и сверстниками.
1
1
Будем знакомы.
1
2
2
Как Вас зовут?
1
Раздел 2. С Новым учебным годом.
У тунемме ий дене
3
Личностные:
- готов и способен к выполнению норм и требований школьной жизни; - понимает необходимость хорошо учиться для будущей жизни;
- толерантен в межличностном взаимодействии.
Регулятивные:
- выполняет задания по образцу и в соответствии с правилами марийского языка.
Познавательные:
- использует слова, словосочетания, предложения в новых ситуациях общения;
Коммуникативные
- высказывает свою точку зрения на рассматриваемую ситуацию и проблему;
- знает правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками.
3
1
Первое сентября - День знаний.
1
4
2
Новый учебный год.
1
3
А.Тимиркаев. Стих. «Сентябрь сугынь».
1
Раздел 3. Марийский край – родной край. Марий Эл – шочмо вер
3
Личностные:
- осознает необходимость знания истории и культуры родного края в изучении
истории страны.
Регулятивные:
- подбирает лексические и языковые средства для составления собственных
высказываний в рамках темы.
Познавательные:
- находит нужную информацию в тексте;
- понимает содержание несложного текста;
- владеет умениями работать с учебной информацией в дополнительных источниках.
Коммуникативные:
- высказывает свою точку зрения по теме;
- решает творческие задачи, представляет результаты деятельности в виде сообщения, презентации и т.п.
- составляет предложения и вопросы по тексту.
6
1
Марий Эл - часть Росии.
1
7
2
Родной край. Письменная работа №1.
1
8
3
А.Александров. Республике Марий Эл. Гимн РМЭ.
1
Раздел 4 Марийский язык – родной язык марийского народа.
Марий йылме – марий калыкын шочмо йылмыже
3
Личностные:
- понимает и осознаёт роль марийского языка в финно-угорской языковой семье;
- толерантен по отношению к другим финно-угорским народам.
Регулятивные:
- подбирает лексические и языковые средства для беседы с товарищем о финно-угорских языках и народах.
Познавательные:
умеет работать с учебной информацией в разговорном тексте и других.
Коммуникативные:
составляет диалог;представляет результаты деятельности в виде сообщения.
9
1
Финно-угорская языковая семья.
1
10
2
Марийский народ, марийский язык в финно-угорской языковой семье.
1
11
3
Финно-угорский народ, их название, местожительство.
1
Раздел 5. Семья – жизненная опора. Еш – илыш эҥертыш
3
Личностные:
- понимает роль природы родного края в жизни человека;
Регулятивные:
- справляется с заданиями, предполагающими выполнение по образцу;
- осуществляет контроль за своей деятельностью.
Познавательные:
- умеет работать с несложными текстами по извлечению нужной информации для осуществления устной речи.
Коммуникативные:
- осуществляет работу в парах,
- умеет задавать вопросы и отвечать на них;
12
1
Моя дружная семья.
1
13
2
Семья, родственники…
1
14
3
С.Чавайн. «Изак-шоляк-влак». В.Дмитриев. «Ава». Пословицы и поговорки о матери.
1
.
Раздел 6.Каждое время года по- своему красив. Кажне идалык жап шке семынже мотор
3
Личностные:
- понимает роль природы родного края в жизни человека;
Регулятивные:
- справляется с заданиями, предполагающими выполнение по образцу;
- осуществляет контроль за своей деятельностью.
Познавательные:
- умеет работать с несложными текстами по извлечению нужной информации для осуществления устной речи.
Коммуникативные:
- осуществляет работу в парах,
- умеет задавать вопросы и отвечать на них;
15
1
Различие времен года.
1
16
2
Времена года. Контрольная работа №1.
1
17
3
Ю.Чавайн. «12 месяцев». Марийские приметы.
1
Раздел 7. Театры в Марий Эл. Марий Элыште театр – влак.
3
Личностные:
- знает необходимость знания истории и культуры родного края в изучении
истории страны;
Регулятивные:
- подбирает лексические и языковые средства для составления собственных
высказываний в рамках темы.
Познавательные:
- выражает своё отношение к предмету высказывания;
- владеет умениями работать с учебной информацией в учебнике и других
дополнительных источнках.
Коммуникативные:
- умеет организовать групповую работу,
- слушает точку зрения другого человека.
18
1
История марийского государственного драматического театра имени Я.П.Майорова – Шкетана.
1
19
2
Театры имени М.Шкетана, Г.Константинова, Э.Сапаева,
1
20
3
Тексты: В. Регеж-Горохов «Артист-влак». И. Степанова «Кузе артист лияш».
1
Раздел 8. Марийские обычаи и праздники. Марий йӱла да пайрем
3
Личностные:
- любит и бережно относится к родному краю, его духовной и материальной
культуре.
Регулятивные:
- умеет организовать свою деятельность и деятельность соседа по парте.
Познавательные:
- выражает свое отношение к предмету высказывания;
- владеет умениями работать с учебной информацией в учебнике и других
дополнительных источниках.
Коммуникативные:
- составляет предложения по рисунку, картинкам;
- составляет вопросы по тексту;
- знает правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками.
21
1
Марийские народные праздники.
1
22
2
Овечья нога, Масленица, Пасха…
1
23
3
В.Колумб Стих «Рождение марийской вышивки». Письменная работа №2.
1
Раздел 9. Деревенская жизнь. Ялысе илыш
3
Личностные:
-понимает значимость духовной и материальной культуры народа мари.
Регулятивные:
- осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль.
Познавательные:
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;
- использует слова, словосочетания, предложения в новых ситуациях
общения;
Коммуникативные:
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации.
24
1
В деревенской избе.
1
25
2
Двор с постройками.
1
26
3
Г Кармазин «Сурткайык». Г.Сабанцев «Пакчаште». Пословицы о работе.
1
Раздел 10. Городская жизнь. Оласе илыш
3
Личностные:
- выражает любовь к родному городу не только словами,но и действиями.
Регулятивные:
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;
-применяет изученныег рамматические правила (в устной и письменной
формах).
Познавательные:
- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятия на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему);
Коммуникативные:
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации.
Раздел 12. Впереди - летний отдых. Ончылно - кеҥеж каныш
3
Личностные:
- выражает любовь к родному краю и его природе.
Регулятивные:
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке.
Познавательные:
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию.
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать/понимать:
Элементарное понимание и владение марийским языком, усвоение марийской речи: понимание слов, сочетания слов, ее оттенков, множества образов, мыслей, чувств, настроений.
Использование марийского языка как средство и форму мышления, выражения эмоционального мира, усвоение богатства языка, его благозвучия, выразительность, творческую неисчерпаемость, точно выражать собственное внутреннее состояние, передать национальный дух и колорит.
Учащиеся должны уметь:
овладение знаниями о нормах марийского литературного языка,
о правилах речевого этикета;
умение строить речевое высказывание на марийском языке в рамках изучаемой темы,
понимание текста на слух,
умение отвечать на вопросы;
овладение лексическим материалом и использование их в речи;
умение строить диалог и монолог в рамках изучаемой темы в соответствии с нормой;
знать и уметь писать слова, словосочетания и конструкции в рамках темы;
иметь пропедевтические знания по грамматике марийского языка.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(207) "Рабочая программа по «Марийскому (государственному) языку и истории и культуре народов Марий Эл» для 9- х классов."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_mariiskomu_gosudarstvennomu_iazyku_i_istorii_i_kulture_na"
["file_id"] => string(6) "493018"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1545893639"
}
}