№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт |
| Введение (7) | | | | |
| Языкознание как наука о языке. | 1 | | | |
| Речь устная и письменная. | 1 | | | |
| Речь как деятельность. Виды речевой деятельности | 1 | | | |
| Основные особенности ознакомительного и изучающего чтения. | 1 | | | |
| Развитие речи. Текст. Понятие текста, основные признаки. Тема, основная мысль текста. | 1 | | | |
| Развитие речи. Микротема текста. План как вид информационной переработки текста. | 1 | | | |
| Развитие речи. Функционально-смысловые типы речи. | 1 | | | |
| Фонетика, графика, орфография (17) | | | | |
| Фонетика и графика как разделы лингвистики. | 1 | | | |
| Состав русского алфавита, названия букв. Прописные и строчные буквы. | 1 | | | |
| Звук как единица языка. | 1 | | | |
| Система согласных звуков. Глухие и звонкие согласные. | 1 | | | |
| Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. | 1 | | | |
| Непроизносимые согласные. Мягкие и твердые согласные. | 1 | | | |
| Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Правописание ь. | 1 | | | |
| Система гласных звуков. | 1 | | | |
| Орфоэпия как раздел лингвистики. Слог и ударение. | 1 | | | |
| Развитие речи. Устный рассказ по картине Б. М. Кустодиева «Масленица». | 1 | | | |
| Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | | |
| Правописание безударных гласных в корне слова. Применение изученных правил в практике письма | 1 | | | |
| Фонетический разбор слова. | 1 | | | |
| Основные выразительные средства фонетики. | 1 | | | |
| Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». | | | | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика, графика, орфография». | 1 | | | |
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | | | |
| Морфемика, словообразование, орфография (14) | | | | |
| Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. | 1 | | | |
| Словообразующие и формообразующие морфемы. | 1 | | | |
| Корень слова. Родственные слова. Однокоренные слова | 1 | | | |
| Чередование гласных и согласных в корнях слов. | 1 | | | |
| Основа слова. Окончание как формообразующая морфема | 1 | | | |
| Развитие речи. Сочинение-рассуждение по данному началу. | 1 | | | |
| Приставка как словообразующая морфема. | 1 | | | |
| Правописание приставок. Правописание ъ. | 1 | | | |
| Суффикс как словообразующая морфема. | 1 | | | |
| Развитие речи. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста | 1 | | | |
| Сложные слова. | 1 | | | |
| Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | | | |
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | | | |
| Лексикология (38) | | | | |
| Лексикология как раздел лингвистики. | 1 | | | |
| Слово как единица языка. | 1 | | | |
| Развитие речи. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | 1 | | | |
| Развитие речи. Толковые словари русского языка. | 1 | | | |
| Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова. | 1 | | | |
| Однозначные и многозначные слова. | 1 | | | |
| Прямое и переносное значение слова. | 1 | | | |
| Понятие о лексической сочетаемости. | 1 | | | |
| Тематические группы слов. | 1 | | | |
| Синонимы. Словари синонимов русского языка. | 1 | | | |
| Синонимы. Использование синонимов в учебно-научных и художественных текстах | 1 | | | |
| Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 1 | | | |
| Антонимы. Словари антонимов русского языка. | 1 | | | |
| Антонимы. Словари антонимов русского языка. Использование антонимов в художественных текстах. | 1 | | | |
| Омонимы. | 1 | | | |
| Паронимы. | 1 | | | |
| Понятие о чередовании. Чередование букв е/и в корнях. | 1 | | | |
| Чередование букв е/и в корнях. Применение изученных правил в практике письма | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание сочинения-сказки «Жила-была крапива». | 1 | | | |
| Чередование букв а/о в корнях. | 1 | | | |
| Чередование букв a/o в корнях. Применение изученных правил в практике письма | 1 | | | |
| Развитие речи. Подготовка к подробному изложению с элементами сочинения. | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание подробного изложения с элементами сочинения. | 1 | | | |
| Правописание суффиксов -чик- и -щик-. | 1 | | | |
| Правописание букв и/ы после приставок на согласные. | 1 | | | |
| Особенности написания приставок на з/с. | 1 | | | |
| Особенности написания приставок на з/с. Применение изученных правил в практике письма. | 1 | | | |
| Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание сочинения-рассуждения. | 1 | | | |
| Фразеологизмы. | 1 | | | |
| Использование фразеологических оборотов в устной речи | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание изложения прочитанного текста. | 1 | | | |
| Крылатые слова. | 1 | | | |
| Развитие речи. Пересказ текста в соответствии с поставленной коммуникативной задачей | 1 | | | |
| Лексический разбор слова. | 1 | | | |
| Повторение по теме «Лексикология». | 1 | | | |
| Контрольная работа по теме «Лексикология». | 1 | | | |
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | 1 | | | |
| Морфология (58) | | | | |
| Морфология как раздел лингвистики. | 1 | | | |
| Принципы классификации частей речи. Самостоятельные части речи. | 1 | | | |
| Имя существительное как часть речи. | 1 | | | |
| Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. | | | | |
| Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. | 1 | | | |
| Род имен существительных. | 1 | | | |
| Развитие речи. Выборочное изложение. | 1 | | | |
| Склонение имен существительных | 1 | | | |
| Падеж и число имен существительных. | 1 | | | |
| Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | | |
| Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных. | 1 | | | |
| Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных. | 1 | | | |
| Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных. Применение изученных правил в практике письма. | 1 | | | |
| НЕ с именами существительными. | 1 | | | |
| НЕ с именами существительными. Применение орфографических изученных правил в практике письма. | 1 | | | |
| Контрольная работа по теме «Имя существительное как часть речи». | 1 | | | |
| Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | | |
| Развитие речи. Подготовка к написанию изложения по упражнению 329. | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание изложения по упражнению 329. | 1 | | | |
| Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | | | |
| Краткие прилагательные. | 1 | | | |
| НЕ с именами прилагательными. | 1 | | | |
| НЕ с именами прилагательными. Применение изученных правил в практике письма. | 1 | | | |
| Развитие речи. Сбор материала к сочинению по картине Ф. Васильева «Мокрый луг». | | | | |
| Развитие речи. Написание сочинения по картине Ф. Васильева «Мокрый луг». | | | | |
| Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | | |
| Контрольная работа по теме «Имя прилагательное как часть речи». | 1 | | | |
| Имя числительное как часть речи. | 1 | | | |
| Различение имен числительных от слов других частей речи со значением количества | 1 | | | |
| Морфологический разбор имени числительного. | 1 | | | |
| Местоимение как часть речи. | 1 | | | |
| Морфологический разбор местоимения | 1 | | | |
| Глагол как часть речи. | 1 | | | |
| Развитие речи. Сочинению по заданному началу | 1 | | | |
| Инфинитив | 1 | | | |
| Время глагола | 1 | | | |
| Защита проекта на тему «Так на Руси одевались в старину» | 1 | | | |
| Изменение глаголов по лицам и числам. | 1 | | | |
| Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения на тему «Гардероб 2200» | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание сочинения на тему «Гардероб 2200» | 1 | | | |
| Спряжение | 1 | | | |
| Морфологический разбор глагола | 1 | | | |
| Правописание окончаний глагола | 1 | | | |
| Правописание окончаний глагола. Применение изученных правил в практике письма. | 1 | | | |
| Развитие речи. Устное сочинение по рисункам (упражнение 407). | 1 | | | |
| Правописание окончаний глагола | 1 | | | |
| Контрольная работа по теме «Глагол как часть речи». | 1 | | | |
| Наречие как часть речи | 1 | | | |
| Буквы о-е после шипящих в суффиксах наречий | 1 | | | |
| Ь после шипящих на конце наречий | 1 | | | |
| Развитие речи. Устное сочинение по заданному тексту (упражнение 421). | 1 | | | |
| Служебные части речи | 1 | | | |
| Правильное употребление служебных частей речи в языке | 1 | | | |
| Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по иллюстрации И.Билибина «Гвидон и царица» | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание сочинения по иллюстрации И.Билибина «Гвидон и царица» | 1 | | | |
| Повторение по теме «Морфология» | 1 | | | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология» | 1 | | | |
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | | | |
| Синтаксис и пунктуация (36) | | | | |
| Синтаксис как раздел грамматики | 1 | | | |
| Словосочетание | 1 | | | |
| Виды связи в словосочетании | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание сказки по рисунку (упражнение 452) | 1 | | | |
| Предложение – основная единица речевого общения | 1 | | | |
| Главные и второстепенные члены предложения | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание сочинения по картине Ю.Ракши «Поле Куликово» (упражнение 458) | 1 | | | |
| Виды предложений по цели высказывания | 1 | | | |
| Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? | 1 | | | |
| Развитие речи. Правила ведения телефонного разговора | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание сказки по заданному началу (упражнение 470) | 1 | | | |
| Наши эмоции и их отражение в предложении | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание сочинения-отзыва о рассказе В.Осеевой «Навестила» (упражнение 476) | 1 | | | |
| Грамматическая основа предложения | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание сочинения-описания природы родного края (упражнение 483) | 1 | | | |
| Подлежащее. Средства его выражения | 1 | | | |
| Сказуемое. Средства его выражения | 1 | | | |
| Знаки препинания между подлежащим и сказуемым | 1 | | | |
| Развитие речи. Устное изложение текста по плану по ключевым словам (упражнение 496) | 1 | | | |
| Второстепенные члены предложения, их роль в предложении | 1 | | | |
| Определение | 1 | | | |
| Дополнение | 1 | | | |
| Защита проекта на тему «Один день на площади нашего города» (упражнение 518) | | | | |
| Обстоятельство | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание подробного изложения (упражнение 521) | 1 | | | |
| Однородные члены предложения | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание сочинения по картине И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» (упражнение 527) | 1 | | | |
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | | |
| Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах | 1 | | | |
| Обращение | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание изложения с элементами сочинения (упражнение 547) | 1 | | | |
| Прямая речь | 1 | | | |
| Сложное предложение | 1 | | | |
| Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | |
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования.