Рабочая программа по русскому языку в 7 классе (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе (ФГОС)
рабочая программа включает в себя титульный лист, планируемые результаты освоения учебного предмета (ФГОС), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование с указанием количества отводимых на освоение каждой темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 7 классе (ФГОС)»
Приложение 1
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО Заместитель директора по УР Директор МБОУ «СОШ № 15» гуманитарного цикла, _______/ Чекрыжова Е. Н./ г. Альметьевска РТ
Протокол № 1 «___» _______2017 г. ________/Мартышова Н.В. /
от «29» августа 2017 г. Приказ № 212
Руководитель ШМО от «31» августа 2017г.
_____/ Насибуллина А.М./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе 7 класса А
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Ермолаевой Любови Александровны
2017-2018 учебный год
Результаты изучения предмета «Литература».
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
• видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
• различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
• видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
• объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
• видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену интонаций в речи героев пьесы;
• передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
• видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
• аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
• оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
• сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
• стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
• написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Содержание программы
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей –разбойник»
Новгородский цикл. «Садко».
Эпос народов мира
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
М. В. Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.
Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
Теория литературы. Ода (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А. С. Пушкин. Интерес Пушкина к истории России.
«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. ««Молитва» ( « В минуту жизни трудную…)», «Ангел»
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
И. С. Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. «Певцы» Стихотворения в прозе. «Русский язык».«Два богача», «Близнецы». Особенности жанра
Теория литературы. Стихотворения в прозе
Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», ««Вчерашний день, часу в шестом…»».Боль поэта за судьбу народа. «Русские женщины» (отрывок)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «КнязьМихайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М. Е. Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».
Теория литературы. Гротеск (начальное представление).
Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир
А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения)
Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест»И. А. Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
М. Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).
А. П. Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.
Поэзия 20 – 50-х годов XX века
Б. Л. Пастернак. «Июль», . Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека
Поэзия 20 – 50-х годов XX века
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе «Н. Заболоцкий « Некрасивая девочка», «Я воспитан природой суровой». Н. Рубцов «Тихая моя родина»). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета. Философские проблемы в лирике Твардовского
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Писатели улыбаются
М. М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Расул Гамзатов.«Земля как будто стала шире», «Мой Дагестан». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе
Р. Д. Бредбери. «Все лето в один день». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.
Р.Бернс «Честная бедность»
Приложение 2
Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
План
Факт
1
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
1
02.09
2
УНТ. Предания как поэтическая автобиография народа
1
04.09
3
Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. Прославление мирного труда
1
09.09
4
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность
1
11.09
5
Карело-финский эпос «Калевала». Французский военный эпос «Песнь о Роланде». Изображение жизни народа, его традиций, обычаев
1
16.09
6
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира
1
18.09
7
Из древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси
1
23.09
8
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности
1
25.09
9
Рр Сочинение по древнерусской литературе
1
30.09
10
Из русской литературы 18 века. Литературное творчество М.В.Ломоносова. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)
1
02.10
11
Г.Р.Державин-поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. «Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленье…»
1
07.10
12
Из русской литературы 19 века. А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Медный всадник» (отрывок). Историческая основа поэмы. Образ Петра I. Прославление деяний Петра Первого
1
09.10
13
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе
1
14.10
14
Образ кудесника, его свободный правдивый дар
1
16.10
15
Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена
1
21.10
16
Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке
1
23.10
17
Р.р. Классное сочинение. «Образ Самсона Вырина в повести»
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России
1
11.11
20
Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы
1
13.11
21
Р.р. Классное сочинение по «Песне...»
1
18.11
22
Н.В.Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести
1
20.11
23
Тарас Бульба и его сыновья
1
25.11
24
Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Прославление боевого товарищества (главы 7 - 8)
1
27.11
25
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю
1
02.12
26
Р.р. Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию. Подготовка к домашнему сочинению
1
04.12
27
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных
1
09.12
28
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». История создания цикла
1
11.12
29
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины
1
16.12
30
H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа
1
18.12
31
А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»
1
08.01
32
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры
1
09.01
33
Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества
1
13.01
34
Проект «Проблемы и герои произведений писателей и поэтов 19 века»
1
15.01
35
Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых
1
20.01
36
Духовный мир главного героя
1
21.01
37
А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения
1
22.01
38
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»
1
27.01
39
Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова
1
29.01
40
Стихи русских поэтов XIX о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения. В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…», И.А.Бунин «Родина», «Густой зеленый ельник у дороги»
1
03.02
41
Из русской литературы 20 века. И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых
Р.р. Сочинение «Золотая пора детства по произведениям Толстого и Бунина
1
12.02
44
М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести
1
17.02
45
Праздничность жизни и торжество реального быта в повести.
1
19.02
46
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. Хорошие люди в повести «Детство»
1
24.02
47
Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство»
1
25.02
48
«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей
1
26.02
49
Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы
рассказа. (письменный отзыв на дом)
1
03.03
50
В.В. Маяковский. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества
1
05.03
51
В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир
1
10.03
52
А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку
1
12.03
53
А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности
1
17.03
54
Б.Л. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. «Никого не будет в доме…», «Июль»
1
19.03
55
А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…»
1
02.04
56
Ритмы и образы военной лирики. Час мужества, (интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны)
1
07.04
57
Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа
1
09.04
58
Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя»
1
14.04
59
Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека
1
16.04
60
Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи
1
21.04
61
Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда»
1
23.04
62
Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…», С.А.Есенин «Топи да болота», Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…», Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина!»
1
30.04
63
Песни на стихи русских поэтов 20 века. И.А.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге», А.Н.Вертинский «Доченьки»
1
05.05
64
Расул Гамзатов. «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...», «Земля как будто стала шире», «Мой Дагестан». Особенности художественной образности дагестанского поэта
1
07.05
65
Из зарубежной литературы. Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности
1
12.05
66
Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта
1
14.05
67
Своеобразная поэтика японских хокку
1
19.05
68
Р.Д. Брэдбери «Каникулы», «Все лето в один день». Мечта о чудесной победе добра
1
21.05
69
0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви
1
26.05
70
«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К.Г.Паустовский) Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса
1
28.05
Список А
Список В
Список С
РУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
М.В. Ломоносов
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол…»
Г.Р. Державин
«Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленье»