Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 68 часов
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 68 часов
Рабочая программа разработана с использованием авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г. Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 68 часов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, утвержденной приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312, с использованием авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов. Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.
В соответствии с государственными стандартами 2004 года и учебным планом МБОУ «Старовышковская ООШ», предусматривающими в учебном году 34 рабочих недель, календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов (2 часа в неделю), из них 15 часов отдано на развитие речи.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных диктантов – 3;
самостоятельных работ – 1;
тестов – 3;
сочинений – 2;
изложений – 1.
Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
В учебную программу были внесены следующие изменения:
на раздел «Союзные сложные предложения» выделен час, вместо 6, предусмотренными авторской программой. За счёт этого оставшиеся 5 часов для лучшего усвоения программного материала и подготовки к основному государственному экзамену были распределены следующим образом: 2 часа добавлены на изучение сложноподчинённых предложений («Повторение изученного о сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными», «Практикум по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»»), 2 часа на раздел «Бессоюзные сложные предложения» («Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения», «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»), 1 час на «Систематизацию изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи» («Морфология. Орфография»).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен: знать / понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-. -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля:
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Формы промежуточной аттестации в 9-ом классе следующие:
- контрольный диктант;
- тест;
- изложение;
- сочинение.
Содержание учебного предмета
«Русский язык. 9 класс»
(68 ч)
Международное значение русского языка. (1ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5ч+2ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложные предложения (1ч)
Союзные сложные предложения (1ч)
Сложносочинённые предложения (3ч + 2ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения (21ч + 5ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания, между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (8ч + 2ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с разными видами связи (5ч + 2ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Сочинение публицистического характера на общественно важную тему.
Общие сведения о языке (3ч)
Роль языка. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Значение русского языка. Учёные-лингвисты.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи(5ч + 2ч)
Фонетика. Графика. Орфография.
Лексика. Фразеология. Орфография.
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Морфология. Орфография.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему.
Тезисы статьи на лингвистическую тему.
Литература
Для учителя
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2006.
Егораева Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: Вако, 2005.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.
Сборник задач и упражнений по русскому языку: Проб. учеб. пособие для 9 кл. сред. шк. / Ю.С. Пичугов и др. – М.: Просвещение, 1991.
Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 9 кл.: к учебнику Бархударова С.Г. и др. «Русский язык. 9 класс». – М.: Экзамен, 2004г.
Фефилова Г.Е. Русский язык. 9 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков. – Ростов на Дону: Феникс, 2015.
Для ученика
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. – М.: Просвещение, 2010-2015.
Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 9-го класса. – М.: Грамотей, 2006.
Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс/ Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2003.
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании
Тип урока
Виды контроля
УИНМ – урок изучения нового материала
ФО – фронтальный опрос, УО - устный опрос
УЗИМ – урок закрепления изученного материала
ИПО – индивидуальный письменный опрос
ПОУ – повторительно-обобщающий урок
ОД – орфографический диктант, СД – словарный диктант
УРР – урок развития речи
ПД – предупредительный диктант
КУ – комбинированный урок
КД – комментированный диктант
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
ЦД – цифровой диктант
КЗУ – контроль знаний и умений
ВД – выборочный диктант
УАКД – урок анализа контрольного диктанта
РД – распределительный диктант
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
П/Ф
Тема урока
Кол. ч.
РР
Слов сл.
ТСО
Повторение
Тип урока
Виды контроля
I четверть (18 ч).
1
Международное значение русского языка.
1
работа с цитатами о рус. языке
ассамблея
функция
УИНМ
устный развёрнутый ответ
Повторение пройденного в 5 – 8 классах (5+2).
2
Фонетика. Графика. Орфография.
1
инициатива
таблица
сист. звуков
ПОУ
ФО, тест
3
Лексика и фразеология. Орфография.
1
ПОУ
ФО, тест
4
Р.р. Текст, его средства связи.
1
колорит
стили, типы текста
УРР
анализ текста
5
Морфемика. Словообразование.
1
черед. гласных
ПОУ
ФО, ИПО
6
Морфология. Синтаксис.
1
миропонимание, мировоззрение
таблица
части речи
ПОУ
ФО, ИПО
7
Р.р. Текст. Анализ текста.
1
текст
УРР
анализ текста
8
* Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение пройденного в 5-8 классах».
1
КЗУ
диктант с грамматическим заданием
Сложное предложение (1 ч).
9
Анализ контрольного диктанта.
Основные виды сложного предложения.
1
сост. предл
гигант
гигантский
схема
прист. на –з (-с)
КУ
работа над ошибками
Союзные сложные предложения (1).
10
Общая характеристика союзных сложных предложений.
1
сост. предл. или словосочетаний
колосс
колоссальный
схема
УЗИМ
УО, самостоятельная работа
Сложносочинённые предложения (3+2).
11
Сложносочинённое предложение и его особенности. Союзы в нём.
1
асфальт
КУ
ПД, ИПО, ЦД
12
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
1
гуманный
таблица
НЕ с прил.
КУ
КД, ЦД
13
Случаи, когда в сложносочинённом предложении перед и запятая не ставится.
1
констр. предл.
таблица
НЕ с сущ.
УИНМ
ИПО, тест, СД
14
15
Р.р. Рецензия как жанр сочинения.
Р.р. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
1
1
рецензия
УРР
УРР
опрос
написание
рецензии
Сложноподчинённые предложения (21+5).
16
Сложноподчинённое предложение и его особенности.
1
сост. предл.
комментарий
комментатор
популярный
Н – НН в прич.
УИНМ
ПД, ИПО, ЦД
17
Главное и придаточное предложения в сложноподчинённом предложении.
1
сост. предл.
интенсивный
Н – НН в прич.
КУ
КД, ИПО, тест
18
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
1
сост. предл.
салон, гостиная
КУ
ОД, ИПО, тест
2 четверть (14 ч.).
19
РР Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности.
1
сообщение на лингвист. тему
академическое красноречие
УРР
анализ текста
20
Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными.
1
сост. предл.
аккомпанемент
аккомпанировать активный деятельный
НЕ с прич.
УИНМ
УО, ИПО, ВД
21
Местоименно-определительные придаточные.
1
типы речи
коллектив
инертный
пассивный
идеология
НЕ с деепр. и гл.
КУ
УО, тест, ОД
22
Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными.
1
сост. предл.
мозаика
таблица
НЕ с нареч
КУ
УО, тест, РД
23
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с придаточными изъяснительными.
1
сост. предл.
результат
эффект
прид. изъяснит. и определитю.
КУ
УО, тест, ИПО
24
* Самостоятельная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с определительными и изъяснительными придаточными».
1
КЗУ
сам.раб.
25
РР Деловые документы.
1
офиц.-дел. ст.р.
заявление, автобиография
таблица
УРР
написание делового документа
26
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
1
таблица
виды обстоят.
УИНМ
ИПО
27
Придаточные предложения образа действия и степени.
1
минисочинение
традиция
чествовать
оранжерея
КУ
ИПО, тест
28
29
РР Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения (в сборнике №26).
РР Написание изложения с элементами сочинения (в сборнике №26).
1
1
стиль, тип текста
художественные приёмы
УРР
УРР
устный развёрнутый ответ
изложение
30
Придаточные места. Тест за II четверть.
1
канонада
сложн. прил.
КУ
ПД, ИПО, тест
31
Придаточные времени и условия.
1
балет, опера экология
Н-НН в нареч.
КУ
ОД, тест
32
Придаточные причины и цели.
1
резервы, ресурсы
-ыва, -ива в суф.
КУ
УО, КД, тест
III четверть (20 ч).
33
Придаточные сравнения.
1
констр. предл.
радиофикация
электрофикация
газофикация
КУ
СД,
34
Придаточные предложения уступительные, следствия и присоединительные.
1
будущее
О-А в корнях с чередованием
КУ
УО, тест
35
Повторение изученного о сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными.
1
схема
ПОУ
ФО, тест, ИПО
36
Основные виды сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.
1
виды придат. предл.
УИНМ
ИПО, ЦД
37
Р.р. Сообщение на лингвистическую тему.
1
1
УРР
устный развёрнутый ответ
38
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
1
ориентир
таблица
Е-И в оконч сущ
КУ
УО, тест
39
Практикум по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».
1
идея текста
синтаксич. разб.
УП
ИПО
40
* Контрольный диктант №2 по теме: «Сложноподчинённое предложение».
1
КЗУ
диктант с грамматическим заданием
41
9
Анализ контрольного диктанта.
1
ПРЕ-, ПРИ-
УАКД
работа над ошибками
Бессоюзные сложные предложения (8+2ч).
42
Бессоюзное сложное предложение и его особенности.
1
спряж. глаг.
УИНМ
ВД, тест
43
Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.
1
таблица
односост. предложения
УИНМ
ИПО
44
Запятая и точка с запятой между частями бессоюзного сложного предложения.
1
ввод.сл.
КУ
ПД, ИПО, тест
45
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
1
минисочинение
амфитеатр
палисадник
таблица
суф. –ск-, -к-
КУ
КД, тест, ИПО
46
Р.р. Реферат и его особенности как жанра научного стиля речи.
1
реферат
образец
УРР
анализ реферата
47
Тире в бессоюзном сложном предложении.
1
таблица
КУ
УО, тест, ИПО
48
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
таблица
лич. оконч. гл.
ПОУ
ФО, ИПО, тест
49
Р.р. Реферат на лингвистическую тему.
1
оформл. рефер.
реферат
образец
УРР
анализ реферата
50
Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении и пунктуации в нём.
1
УОСЗ
ОД, ИПО, тест, СД
51
* Тест по теме: «Бессоюзное сложное предложение»
1
КЗУ
тест
Сложные предложения с разными видами связи (5+2ч).
52
Виды сложного предложения с союзной и бессоюзной связью.
1
минисочинение
силуэт
УИНМ
тест
IV четверть (16ч).
53
Р.р. Конспект статьи на лингвистическую тему.
1
сост конспекта
лингвистика
УРР
конспект статьи
54
Разделительные знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
1
морф разбор глаг
КУ
ОД, тест
55
Сочетание знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.
1
констр. предл.
систематически
регулярно
планомерно
ПРЕ-, ПРИ-
КУ
КД, ИПО
56
Р.р. Сочинение публицистического характера на общественно важную тему.
1
написание сочинения
УРР
сочинение
57
Обобщение знаний о сложном предложении с разными видами связи.
1
идея текста
прогнозирование
прогноз
УОСЗ
ИПО, тест
58
* Тест по теме: «Сложное предложение с разными видами связи».
1
КЗУ
тест
Общие сведения о языке (3ч).
59
Роль языка. Язык как исторически развивающееся явление.
1
тезисы
устаревшие сл.,неологизмы
КУ
конспект
60
Русский литературный язык и его стили.
1
выраз. средства языка
КУ
УО, сообщение
61
Значение русского языка. Учёные-лингвисты.
1
сообщение
морф сущ
КУ
устный развёрнутый ответ
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (5+2ч).
62
Фонетика. Графика. Орфография.
1
алфавит, согл. и гласн. звуки
ПОУ
ПД, ИПО, тест
63
Р.р. Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему.
1
написание сочинения
УРР
сочинение
64
* Контрольный итоговый диктант №3 по теме: «Пройденное в 9 классе».