Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 4 класса начальной школы»
Русский язык
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык», утверждённой МО РФ (Москва 2005 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, в том числе на проведение диктантов – 10 часов, изложений – 2 часа, контрольного списывания – 3 часа.
Для реализации программного содержания используются:
Зеленина, Л. М., Хохлова, Т. Е. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.
Зеленина, Л. М., Хохлова, Т. Е. Русский язык в начальной школе. 4 класс: книга для учителя.– М.: Просвещение, 2009.
Зеленина, Л. М., Хохлова, Т. Е. Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс.- М.: Просвещение, 2009.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 170. 5 часов в неделю
1цикл- 25 - с 1.09 по 3. 10
2 цикл -25. - с 9.10 по 13.11
3цикл - 30 - с 19.11 по 29.12
4цикл -30 - с 9.01 по 20. 02
5цикл - 30 - с 26.02 по 09.04
6 цикл – 30 - с 15.04 – 29.05
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
значимые части слова;
признаки изученных частей речи;
типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь:
анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
различать произношение и написание слов;
находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75–80 слов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во ча-сов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Элементы дополнительного
содержания
Домашнее задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Предложение (синтаксис и пунктуация) (29 ч)
1цикл 25ч.
Предложение. Главные члены предложения
1
Комбинированный
2
Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала
Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).
Уметь различать главные и второстепенные члены предложения
Фронтальный опрос
Игры со словами
2
Связь слов в предложении. Словосочетание
1
Комбинированный
3
Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении
Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь применять изученные правила по орфографии и пунктуации
Текущий
Главное и зависимое слово в словосочетании
С. 5, сведения о языке,
упр. 7
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3
Главные и второстепенные члены предложения
1
Комбинированный
4
Главные и второстепенные члены предложения. Порядок слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
Знать признаки изученных частей речи.
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
Текущий
Фразеологические обороты и словосочетания
С. 6,
упр. 8
4
Обстоятельство – второстепенный член предложения
1
Комбинированный
7
Главные и второстепенные члены.
Установление связи слов в предложении
Знать термин «обстоятельство».
Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, находить обстоятельство в предложении
Текущий
Обстоятельство
С. 7, сведения о языке, упр. 10
5
Обстоятельство
1
Комбинированный
8
Главные и второстепенные члены предложения
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
Знать признаки изученных частей речи
Текущий. Индивидуальный опрос
Обстоятельство
С. 9,
упр. 13
6
Определение – второстепенный член предложения
1
Комбинированный
9
Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
Знать термин «определение», признаки изученных частей речи.
Уметь анализировать предложение,
находить попределение по вопросам
Текущий
Определение
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7
Определение
1
Комбинированный
10
Главные и второстепенные члены предложения
Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение
Текущий. Самостоят. работа
Определение
С. 10, сведения о языке,
упр. 20
8
Дополнение –
второстепенный член предложения
1
Комбинированный
11
Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
Знать термин «дополнение».
Уметь анализировать предложение, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выделять дополнение по вопросам
Текущий. Словарный диктант
Дополнение.
С. 13,
сведения о языке,
упр. 22
9
Дополнение
1
Комбинированный
14
Главные и второстепенные члены предложения
Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение
Текущий. Фронтальный опрос
Дополнение
С. 13,
упр. 23
10
Главные и второстепенные члены предложения
1
Комбинированный
15
Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала
Знать главные и второстепенные члены предложения, признаки изученных частей речи.
Уметь анализировать предложение
Тест (20 мин)
Обстоятельство, определение, дополнение.
Главные и зависимые слова в словосочетании
Повторить словарные слова по теме «Огород»
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие
1
Комбинированный
16
Однородные члены предложения.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами
Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.
Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
соблюдать изученные нормы орфографии
Текущий. Словарный диктант
Однородные подлежащие
12
Однородные сказуемые.
Союзы и, а, но
1
Комбинированный
17
Однородные члены предложения.
Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи
Знать понятия «союзы», «однородные сказуемые».
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
Текущий. Фронтальный опрос
Однородные сказуемые
С. 14, 15, сведения о языке,
упр. 28
13
Входная контрольная работа. Диктант «Улетают
журавли» (40 мин)
1
Конт-роль
знаний,
умений
18
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе
Диктант (текст 75– 80 слов) с грамматическим заданием
14
Предложения с однородными членами, соединенными союзами а, и, но
1
Комбинированный
21
Однородные члены предложения.
Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи
Знать признаки однородных членов предложения.
Уметь анализировать предложение; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
Самостоятельная работа
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления
С. 18,
упр. 32
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
15
Знаки препинания в предложениях с однородными подлежащими и сказуемыми, соединенными союзами и без союзов
1
Комбинированный
22
Текущий
Однородные подлежащие
С. 23, упр. 41, упр. 44
16
Однородные дополнения. Знаки препинания в предложениях с однородными дополнениями
1
Комбинированный
23
Однородные члены предложения.
Запятая в предложениях с однородными членами
Знать понятие «однородные дополнения».
Уметь анализировать предложение; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
Текущий.
Словарная
работа
Однородные дополнения
17
Однородные обстоятельства. Знаки препинания в предложениях с однородными обстоятельствами
1
Комбинированный
24
Однородные члены предложения.
Запятая в предложениях с однородными членами
Знать признаки однородных членов предложения.
Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами
Текущий.
Фронтальный опрос
Однородные обстоятельства
С. 30, 33, сведения о языке,
упр. 62
18
Однородные определения. Знаки препинания в предложениях с однородными определениями
1
Комбинированный
25
Однородные члены предложения.
Запятая в предложениях с однородными членами
Знать признаки простого и сложного предложений; понятие «однородные определения».
Уметь расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях
Тематический.
Словарный диктант
Однородные определения
С. 38,
сведения о языке,
упр. 68
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
19
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и без союзов
1
Комбинированный
28
Однородные члены предложения.
Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи
Уметь анализировать предложение, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
Тест (10 мин)
С. 42,
упр. 73
20
Простые и сложные предложения
1
Комбинированный
29
Различение слова, словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложении
Знать признаки простого и сложного предложений.
Уметь расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях
Тематический.
Индивидуальный опрос
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений
С. 43,
сведения о языке,
упр. 80
21
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях
1
Комбинированный
30
Различение слова, словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложении
Знать признаки простого и сложного предложений
Текущий.
Выборочный диктант
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений
22
Знаки препинания в сложных предложениях, в которых простые предложения соединены союзами и, а, но
1
Комбинированный
Окт.1
Различение слова, словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложении. Союзы, их роль в речи
Знать признаки сложного предложения.
Уметь расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях
Текущий
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений
С. 43, 44, 47, сведения о языке, упр. 83
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
23
Диктант
1
Контроль
знаний,
умений
2
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе
Диктант (текст 75– 80 слов) с грамматическим заданием
24
2цикл
Прямая речь (общее знакомство)
1
Интегрированный с чтением
9
Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, орфоэпическими нормами и правильной интонацией
Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; понятие «прямая речь».
Уметь анализировать предложение, без ошибок списывать небольшой текст с прямой речью объемом 70–90 слов
Текущий.
Словарная работа
Прямая речь
С. 52, 53, сведения о языке,
упр. 93
25
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
1
Комбинированный
10
Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью
Знать знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Уметь анализировать предложение
Текущий.
Индивидуальный опрос
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
С. 56, 57, сведения о языке,
упр. 97
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
26
2цикл
Знакомство с оформлением диалога
1
Комбинированный
12
Практическое овладение диалогической формой речи
Знать понятие «диалог».
Овладеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
Текущий.
Словарная
работа
Оформление диалога
27
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенности интонации предложений с обращением
1
Комбинированный
13
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (обращение с просьбой)
Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; понятие «обращение».
Уметь анализировать предложение, без ошибок списывать небольшой текст объемом 70–90 слов
Текущий
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением
С. 60, 61 сведения о языке, упр. 104
28
Изложение текста «Переполох в лесу» (40 мин)
1
Практи-ческого применения знаний
14
Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста
Уметь создавать несложные монологические тексты на до-ступные детям темы в форме повествования и описания
Изложение
29
Анализ изложения, работа над ошибками. Знаки препинания в предложениях с обращением
1
Комбинированный
15
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, орфоэпическими нормами и правильной интонацией
Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением
С. 65,
сведения о языке,
упр. 110
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
30
Части речи (морфология) 120 (ч)
(+ 2 ч – резерв) Имя существительное 41 (ч)
Имя существительное. Общие сведения об имени существительном
1
Комбинированный
16
Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода.
Проверка безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения
1
Комбинированный
11
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин)
Знать грамматические признаки имени существительного.
Уметь находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных
Текущий
Игры со словами
С. 108,
110, сведения о языке,
упр. 86
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
49–
50
3цикл
Падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах
2
Комбинированный
12
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Изменение имен существитель-
Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен
Текущий.
Выборочный диктант
Ребусы.
Игры со словами
С. 113,
сведения о языке,
упр. 91, с. 116,
упр. 96
ных по падежам и числам
существительных в родительном, дательном и предложном падежах
51–
52
Падежные окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах
2
Комбинированный
13
19
Изменение имен существительных по падежам и числам. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
-ов, -ин)
Знать грамматические признаки имени существительного.
Упражнение в написании окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в винительном падеже. Предлоги про, через, сквозь
1
Комбинированный
20
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия,-ов, -ин). Предлоги, их роль в речи
Уметь различать типы склонения имен существительных (1, 2, 3-е); правильно писать окончания имен существительных в винительном падеже, употреблять предлоги про, через, сквозь
Тест (8 мин)
Омонимы
С. 123,
упр. 113
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
54
Изложение текста «Друзья птиц» (40 мин)
1
Практического применения знаний
23
Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста
Знать грамматические признаки имени
существительного. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста
Изложение
С. 125,
упр. 118
55
Анализ работы.
Редактирование текста.
Творительный падеж имен существительных. Предлоги над, перед
1
Комбинированный
24
Изменение имен существительных по падежам и числам.
Предлоги, их роль в речи. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений
Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов
Работа над ошибками
С. 134,
упр. 139
63
Склонение имен существительных во множественном числе
1
Комбинированный
4
Изменение имен существительных по падежам и числам. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала
Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе.
Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных
Текущий.
Самостоятельная работа
Игра со словами
С. 136,
сведения о языке,
упр. 143
64
Склонение имен
существительных множественного числа с твердой основой
1
Комбинированный
7
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин)
Знать понятие «твердая основа».
Уметь анализировать слово как часть речи. Соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных
Текущий.
Словарный диктант
Склонение имен
существительных множественного числа с твердой основой
С. 140,
упр. 148
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
65
Склонение имен
существительных множественного числа с мягкой основой
Согласование с именами существительными. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала
Диктант с грамматическим заданием «Клесты» (40 мин)
1
Контроль
знаний,
умений
15
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение
Диктант
90
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных единственного числа
1
Комбинированный
18
Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин
Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, выполнять работу над ошибками
Тематический
Деформированный текст
С. 16,
упр. 22
91
Склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа
1
Комбинированный
19
Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала
Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.
Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных во множественном числе
Тематический.
Словарный диктант
Синонимы
С. 20, упр. 27
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
92
Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами
1
Комбинированный
20
Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами
С. 21, 22, сведения о языке, упр. 32
93
Изложение текста «Заячьи лапы» (40 мин)
1
Практи-ческого применения знаний
21
Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста
Уметь создавать несложные монологические тексты
Изложение
94
Анализ изложения, работа над ошибками. Правописание и проверка окончаний прилагательных множественного числа
1
Комбинированный
22
Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)
Уметь находить способы проверки написания слов, выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками
Деформированный текст
С. 25, упр. 38
95
Правописание и проверка окончаний прилагательных единственного и множественного числа
1
Комбинированный
25
Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)
Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном и во множественном числе
Тематический.
Тест (8 мин)
Кроссворд
С. 25, упр. 37
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
96
Место-имение (9 ч)
Общие сведения о личных местоимениях
1
Комбинированный
26
Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление
Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
Фронтальный опрос
Склонение личных местоимений
С. 27, 28, 29, 30, сведения о языке,
упр. 10
97
Значение личных местоимений. Употребление личных местоимений в речи
1
Комбинированный
27
Личные местоимения, значение и употребление в речи
Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Тематический
Склонение личных местоимений
С. 34,
упр. 15
98
Личное местоимение и имя существительное. Склонение личных местоимений
1
Комбинированный
28
Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа
Знать признаки изученных частей речи. Уметь склонять личные местоимения
Тематический.
Словарный диктант
Склонение личных местоимений
99
Склонение личных местоимений множественного числа. Личные местоимения как члены предложения
1
Комбинированный
29
Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа
Знать признаки и склонение личных местоимений.
Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений
Тематический
Склонение личных местоимений
С. 38, 40, сведения о языке,
упр. 27
100
Раздельное написание личных местоимений с предлогами
1
Комбинированный
Февраль1
Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи
Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение с личными местоимениями
Текущий
Ребусы
С. 42, сведения о языке, упр. 35
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
101
Правописание личных местоимений
с предлогами
1
Комбинированный
2
Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи
Уметь писать личные местоимения с предлогами
Текущий.
Самостоятельная
работа
Игры со словами
С. 48, сведения о языке, упр. 37
102
Редактирование текста с использованием личных местоимений
1
Комбинированный
3
Личные местоимения, значение и употребление в речи
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
Проверочная работа
Деформированное предложение
С. 49,
упр. 39
103
Диктант с грамматическим заданием «Воробей» (40 мин)
1
Конт-роль знаний,
умений
4
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
Диктант
104
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Обобщение знаний о личных местоимениях
1
Комбинированный
5
Личные местоимения, значение и употребление в речи
Знать признаки личных местоимений
Работа над ошибками
Кроссворд
Составить словарный диктант
105
Глагол (42 ч)
Общие сведения о глаголе
1
Комбинированный
8
Глагол, значение и употребление в речи
Знать лексико-грамматические признаки глагола.
Уметь употреблять глаголы в речи
Тематический
Многозначные слова
С. 54, упр. 8
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
106
Лексическое значение, основные грамматические признаки глагола
1
Комбинированный
9
Значение и употребление в речи
Знать лексико-грамматические признаки глагола.
Уметь анализировать слово как часть речи
Тематический.
Фронтальный опрос
Прямое и переносное значение
С. 57,
упр. 12
107
Неопределенная форма глагола
1
Комбинированный
10
Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений
Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы, задавать вопросы к глаголам
Текущий
Инфинитив
С. 58, сведения о языке, упр. 16
108
Неопределенная форма глагола
1
Комбинированный
11
Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»
Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы
Тест (8 мин)
Инфинитив
109
Неопределенная форма глагола. Суффиксы -ся, -сь
1
Комбинированный
12
Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»
Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы.
Знать суффиксы глаголов -ся, -сь
Текущий.
Словарный диктант
Инфинитив. Возвратные глаголы
С. 59, сведения о языке, упр. 20
110
Неопределенная форма глагола. Суффиксы -ся, -сь
1
Комбинированный
15
Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»
Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола
Индивидуальный опрос
Инфинитив
С. 62, сведения о языке, упр. 26
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
111
Сочинение на тему «Чудеса природы»
(40 мин)
1
Практического применения знаний
16
Отличие письменной речи от устной
Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста
Сочинение
Создание небольшого текста (сочинения)
С. 63,
упр. 27
112
5цикл
Анализ сочинений, редактирование текста. Неопределенная форма глагола
1
Комбинированный
17
Неопределенная форма глагола
Уметь находить способы проверки написания слова, употреблять глаголы в речи
Работа над ошибками
Инфинитив
113
Время глагола
1
Комбинированный
18
Изменение глаголов по временам
Уметь определять время глагола
Текущий
Многозначные слова
С. 66,
упр. 35
114
Изменение глаголов по временам
1
Комбинированный
19
Изменение глаголов по временам
Уметь определять время глагола
Текущий.
Словарный диктант
Многозначные слова
С. 68,
упр. 39
115–
116
Образование глаголов прошедшего времени
2
Комбинированный
20
26
Изменение глаголов по временам
Уметь определять время глагола, образовывать глаголы прошедшего времени
Текущий.
Выборочный диктант
Суффикс -л- прошедшего времени
С. 71, сведения о языке, упр. 42; с. 72,
сведения о языке, упр. 47
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
117
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
1
Комбинированный
1март
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
Уметь определять род и число глаголов прошедшего времени
Текущий.
Тест (8 мин)
Многозначные слова
118
Спряжение глаголов
1
Комбинированный
2
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала
Уметь анализировать слово как часть речи. Знать признаки I и II спряжения глаголов
Текущий
Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (I, II спряжения)
С. 76, сведения о языке, упр. 53
119
I и II спряжение глаголов
1
Комбинированный
3
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)
Знать признаки I и II спряжения глаголов.
Уметь определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени
Текущий
Глаголы-исключения
С. 78, сведения о языке, упр. 58
120-121
Определение спряжения глагола по неопределенной форме
2
Комбинированный
4,5
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)
Знать признаки I и II спряжения глаголов. Уметь определять спряжение глагола по неопределенной форме
Тематический.
Словарный диктант
Многозначные слова
С. 82,
сведения о языке,
Упр. 65
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
122
Мягкий знак в окончаниях глаголов второго лица единственного числа
1
Комбинированный
9
Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)
Уметь правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа
Текущий
Антонимы
С. 84, сведения о языке, упр. 71
123
Мягкий знак в окончаниях глаголов второго лица единственного числа
1
Комбинированный
10
Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)
Уметь правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа
Текущий.
Фронтальный опрос
Антонимы
С. 88,
упр. 75
124
Изложение текста
«Схватка со змеёй»
(40 мин)
1
Практического применения знаний
11
Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста
Уметь создавать несложные монологические тексты
Изложение
125
Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения
1
Комбинированный
12
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала
Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками
Деформированный текст
С. 88,
упр. 76
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
126–127
Глаголы на -тся, -ться
2
Комбинированный
15
Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам.
Правописание окончаний глаголов на -тся, ться-
Уметь правильно писать -тся, -ться в глаголах, анализировать слово, предложение
Текущий.
Словарный диктант
Синонимы
С. 91,
упр. 83
128
Диктант «Сороки» с грамматическим заданием (40 мин)
1
Контроль знаний,
умений
16
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами
Диктант
Инфинитив
С. 92,
упр. 85
129
Анализ диктанта, работа над ошибками. Право-писание безударных окончаний глаголов I и II спряжения
1
Комбинированный
17
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)
Уметь находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками
Деформированное предложение
С. 94, упр. 89
130
Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения
1
Комбинированный
18
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
Текущий
Ребусы
С. 97,
упр. 94
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
131
Правописание личных окончаний глаголов
1
Комбинированный
19
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)
Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов
Словарный диктант
Многозначные слова
132
Повторение. Правописание мягкого знака в глаголах
1
Комбинированный
22
Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)
Уметь правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа
Текущий
Антонимы
С. 103,
упр. 109
133
Повторение по теме «Образование глаголов прошедшего времени»
1
Комбинированный
23
Изменение глаголов по временам. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала
Уметь образовать глаголы прошедшего времени
Тест (8 мин)
Многозначные слова
С. 107,
упр. 117
134
Повторение по теме «Личные окончания глаголов, их правописание»
1
Комбинированный
24
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)
Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов
Текущий.
Проверочная работа
Инфинитив.
Глаголы-исключения
С. 110,
упр. 122
135
Сочинение по картине И. И. Ле-витана «Март»
(40 мин)
1
Практического применения знаний
25
Отличие письменной речи от устной
Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста
Сочинение
Создание небольшого текста (сочинения)
С. 110,
упр. 123
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
136
Анализ сочинения, работа над ошибками. Личные окончания глаголов, их правописание
1
Комбинированный
26
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)
Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками
Деформированный текст
137
Повторение по теме «Неопределенная форма глагола»
1
Комбинированный
29
Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»
Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы
Тематический
Инфинитив
С. 113,
упр. 131
138
Составление предложений с использованием глаголов, близких и противоположных по значению
1
Комбинированный
30
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений
Уметь находить способ проверки написания слов, составлять предложения с глаголами-антонимами и глаголами-синонимами
Текущий.
Словарный диктант
Антонимы.
Синонимы
С. 115,
упр. 134
139
Повторение по теме «Личные окончания глаголов, их правописание»
1
Комбинированный
31
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)
Уметь находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов
Поверочная работа
Игры со словами
С. 117,
упр. 138
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
140
Проверочная работа «Глагол» (20 мин). Личные окончания глаголов, их правописание
1
Комбинированный
Апрель1
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)
Уметь находить способ проверки написания слов
Проверочная работа
Инфинитив
С. 121,
упр. 146
141
Диктант «Иволга» с грамматическим заданием.
(40 мин)
1
Конт-роль знаний,
умений
2
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами, анализировать слово, предложение
Диктант
142
Анализ диктанта, работа над ошибками. Личные окончания глаголов, их правописание
1
Комбинированный
5
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)
Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками
Текущий
Деформированное предложение
С. 122,
упр. 148
143
Повторение по теме «Личные окончания глаголов, их правописание»
1
Комбинированный
6
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)
Уметь находить способ проверки написания слов
Тематический.
Фронтальный опрос
Антонимы.
Синонимы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
144
Наречие (5 ч)
Общие сведения о наречии, лексическое значение, основные грамматические при-знаки
1
Комбинированный
7
Значение наречий в речи. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала
Знать признаки наречий.
Уметь анализировать слово как часть речи
Текущий.
Словарный диктант
Наречие
С. 124, сведения о языке,
упр. 5
145
Наречие как член предложения. Правописание суффиксов -о, -а в наречиях
1
Комбинированный
15.04
Значение наречий в речи
Знать признаки наречий, суффиксы наречий.
Уметь употреблять наречия и правильно писать
Текущий
Наречие. Суффиксы наречий
С. 126, 127, сведения о языке,
упр. 13
146
Наречие как член предложения. Правописание суффиксов -о, -а в наречиях
1
Комбинированный
16.04
Значение наречий в речи
Знать признаки наречий.
Уметь выделять наречие как член предложения
Текущий.
Самостоятельная работа
Наречие. Правописание суффиксов
-о-, -а- в наречиях
С. 131, сведения о языке,
упр. 22
147
Диктант «Лес» с грамматическим заданием (40 мин)
1
Конт-роль знаний,
умений
8
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами, находить способ проверки написания слов
Диктант
Наречия.
Антонимы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
148
Анализ диктанта, работа над ошибками. Правописание суффиксов
-о, -а в наречиях
1
Комбинированный
9
Значение наречий в речи
Знать признаки наречий.
Уметь анализировать слово, предложение
Работа над ошибками
Наречие
149
Повторение (обобщение) пройденного в
начальных классах
(22 ч)
Предложение. Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации
1
Комбинированный
17.04
Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания в конце предложения
Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске
Тематиче-ский
С. 135,
упр. 4
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
150
Предложения с однородными членами, соединенными союзами а, и, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1
Комбинированный
19
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Знать признаки однородных членов предложения.
Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами
Тематический
Деформированное предложение
С. 136,
упр. 7
151–
152
Простые и сложные предложения
2
Комбинированный
20
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.
Различение слова, словосочетания, предложения. Главные и второстепенные члены предложения
Знать признаки простого и сложного предложения.
Уметь находить способ проверки написания слов
Текущий.
Словарный диктант
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений
С. 140,
упр. 10
153
Связь слов в предложении. Словосочетание
1
Комбинированный
21
Различение предложения, словосочетания. Установление связи слов в предложении
Уметь различать главные и второстепенные члены предложения
Текущий.
Индивидуальный опрос
Главное и зависимое слово в словосочетании
С. 142,
упр. 15
154
Правописание мягкого знака в глаголах
1
Комбинированный
22
Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений
Уметь правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа
Тематический
Синонимы
С. 143,
упр. 17
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
155
Глаголы на -тся, -ться
1
Комбинированный
23
Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам
Уметь правильно писать -тся, -ться в глаголах
Тематический
Многозначные слова
С. 144,
упр. 20
156
Правописание мягкого знака в словах разных частей речи
1
Комбинированный
26
Обозначение мягкости согласных. Имена существительные женского рода с шипящими на конце. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)
Уметь находить способ проверки написания слов
Текущий
Антонимы
157
Части речи (самостоятельные и служебные)
1
Комбинированный
27
Значение и употребление в речи
Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать слово как часть речи
Текущий
Игры со словами
С. 147,
упр. 27
158
Грамматические признаки имен существительных
1
Комбинированный
28
Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»
Знать признаки имен существительных
Фронтальный опрос
Ребусы
С. 149,
упр. 31
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
159
Грамматические признаки имен существительных
1
Комбинированный
29
Различение имен существительных мужского, женского и среднего родов. Изменение по падежам и числам. Различение 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных
Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
Тест (8 мин)
Игры со словами
С. 150,
упр. 35
160
Изложение текста «Оляпка» (40 мин)
1
Практического применения знаний
30
Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений
Уметь создавать несложные монологические тексты
Изложение
С. 150,
упр. 36
161
Анализ изложения, работа над ошибками. Грамматические признаки имен существительных
1
Комбинированный
Май 3
Различение имен существительных мужского, женского и среднего родов. Изменение по падежам и числам. Различение 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных
Знать признаки имен существительных.
Уметь различать род, падеж и число существительных, выполнять работу над ошибками
Работа над ошибками
Деформированный текст
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
162
Грамматические признаки имен прилагательных
1
Комбинированный
4
Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Правописание безударных окончаний имен прилагательных
Знать признаки имен прилагательных.
Уметь изменять прилагательные по родам, числам, падежам, правильно писать безударные окончания имен прилагательных
Текущий
Антонимы
С. 153,
упр. 42
163
Наречие как член предложения. Правописание суффиксов -о, -а в наречиях
1
Комбинированный
5
Слово и его значение
Знать признаки наречий, суффикса -о, -а
Текущий
Наречие
С. 154,
упр. 46
164
Звуки и буквы: гласные и согласные
1
Комбинированный
6
Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала
Знать гласные и согласные звуки и буквы.
Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи
Текущий
Транскрипция
С. 158,
упр. 56
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
165
Безударные гласные в корне слова
1
Комбинированный
7
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова
Уметь находить способ проверки написания слов (в том числе по словарю) с безударными гласными в корне
Текущий
Игры со словами
С. 160,
упр. 62
166
Итоговый диктант с грамматическим заданием (40 мин)
1
Контроль
знаний,
умений
10
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами
Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами
Диктант
167
Анализ диктанта, работа над ошибками. Безударные гласные в окончаниях слов
1
Комбинированный
11
Разные способы проверки написания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря
Уметь находить способ проверки написания слов (в том числе по словарю) с безударными гласными в корне
Работа над ошибками
Деформированный текст
С. 161,
упр. 65
168
169
170
Итоговые тестовые задания
Итоговый урок
1
12
13
14
Примерные сроки проведения диктантов
№
Дата проведения
Тема
1.
29 сентября
Вводный диктант
2.
16 октября
Второстепенные члены предложения
3.
2 ноября
Склонение имён существительных
4.
2 декабря
Безударные гласные
5.
23 декабря
Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие
5.
15 января
Падежные окончания имён прилагательных
6.
4 февраля
Личные местоимения
7.
16 марта
Безударные окончания глаголов
8.
2 апреля
Глагол – часть речи
9.
8 апреля
Наречия
10.
11 мая
Итоговый диктант
11.
20 мая
Тестовый контроль
Тематическое планирование по русскому языку 4 класс.
Предложение 30 часов
Главные члены предложения 9ч.
Однородные члены предложения 10ч.
Простые и сложные предложения 4ч.
Прямая речь 3 ч.
Обращение 2ч.
Проверочные и контрольные работы 2ч.
Части речи 120часов
Имя существительное 40ч.
Лексическое значение 8ч.
Основные типы склонения 7ч
Правописание безударных падежных окончаний 15ч
Склонение и правописание существительных во мн. Числе 5ч.
Проверочные и контрольные работы 5 ч.
Имя прилагательное 25часов
Лексическое значение 4ч.
Склонение имён прилагательных ед. числа м. и ср. рода с
твёрдой и мягкой основой 4ч.
Правописание и проверка окончаний 5ч.
Склонение, правописание и проверка прилаг. Ед. числа ж. рода с