Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ.
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) и рассчитана на 210 часов (6 ч. в неделю)
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подаётся с учётом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце гола выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
Учащиеся должны понимать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
.
Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Составление диалога.
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне -кас- - -кос-. Буквы а и о в корне -гар- - -гор-, Буквы а и о в корне -зар- - -зор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
| Язык. Речь. Общение | 3+1 | |
1 | Русский язык - один из развитых языков мира | 1 | Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека |
2 | Язык, речь, общение | 1 | Пишут диктант. Строят рассуждение, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание. |
3 | Ситуация общения | 1 | Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения. |
4 | Р.р. Поздравление учителя в День знаний | 1 | Пишут сочинение-рассуждение |
| Повторение изученного в 5 классе | 6+2 | |
5 | Фонетика. Орфоэпия. | 1 | Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь. |
6 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов | 1 | Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы. Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов. Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. |
7 | Р.р. Сочинение «Интересная встреча» УПР.38 | 1 | Отбирают материал для написания сочинения |
8 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания | 1 | Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания. Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. |
9 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений | 1 | Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам. Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения. |
10 | Прямая речь. Диалог | 1 | Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. |
11 | Р.Р. Составление диалога на тему по выбору | 1 | Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам. |
12 | Контрольный диктант «Повторение изученного в 5 классе» | 1 | Пишут диктант |
| Текст | 3+2 | |
13 | Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 | Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания, Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями. Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют основную мысль в текстах стихотворений. Пишут сочинение-описание. |
14 | Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста | 1 | Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль и признаки начальных и конечных предложений текста. Выделяют ключевые слова в текстах. |
15 | Р.р. Составление продолжения текста по данному началу. Упр. 73, 79 | 1 | Работают над составлением текста по заданному началу |
16 | Р.р. Сочинение-рассказ. Упр. 83 | 1 | Работают над составлением текста по заданному началу и конечному предложению |
17 | Текст и стили речи. Официально-деловой стиль | 1 | Систематизируют основные признаки текста. Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений. Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки. |
| Лексика. Культура речи | 10+2 | |
18 | Слово и его лексическое значение | 1 | Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употреблённые в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к словам. |
19 | Р.р. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение-описание картины А.М.Герасимова «После дождя» | 1 | Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину. Проводят наблюдение и записывают увиденное в форме материалов к сочинению. |
20 | Общеупотребительные слова | 1 | Выделяют в речи общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные слова. |
21 | Профессионализмы. | 1 | Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки художника в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов |
22 | Диалектизмы | 1 | Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов. |
23 | Р.р. Сжатое изложение. Упр 119 | 1 | Различают способы сжатия текста. Пишут сжатое изложение. |
24-25 | Исконно русские и заимствованные слова | 2 | Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями. |
26 | Новые слова (неологизмы) | 1 | Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей. Объясняют лексическое значение приведённых в учебнике неологизмов. |
27 | Устаревшие слова | 1 | Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте. |
28 | Словари | 1 | Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей. |
29 | Контрольная работа | 1 | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела |
| Фразеология. Культура речи | 3+1 | |
30 | Фразеологизмы | 1 | Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы. |
31 | Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи | 1 | Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. |
32 | Р.р. Составление сообщения о возникновении фразеологизма | 1 | Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. |
33 | Контрольная работа | 1 | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Определяют фразеологизмы по рисункам. Пишут диктант. Заменяют свободные сочетания слов фразеологизмами. |
| Словообразование. Орфография. Культура речи | 31+4 | |
34-36 | Морфемика и словообразование | 3 | Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. |
37 | Р.р. Описание помещения | 1 | Характеризуют тексты, содержащие описания помещений. Находят в художественных текстах элементы описания помещений. |
38-40 | Основные способы образования слов в русском языке. | 3 | Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов. |
41-42 | Этимология слов. | 2 | Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов. |
43-44 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 2 | Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения. |
45-46 | Буквы о и а в корне –кос- - -кас- | 2 | Усваивают правило написания букв а и о в корне -кос- - -кас-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют разные значения слов |
47-49 | Буквы а и о в корне –гар- - -гор- | 3 | Усваивают правило написания букв а и о в корне -гар- - -гор-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом. |
50-51 | Буквы о - а в корне –зар----зор | 2 | "Усваивают правило написания букв а и о в корне -эар- - -эор-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам |
52-53 | Буквы Ы-И после приставок. | 2 | "Усваивают правило написания букв ы и и после приставок. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объясняя условия употребления буквы ы или и. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом |
54-57 | Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ. | 4 | Усваивают правило написания гласных в приставках пре- и при-. Анализируют таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют способы образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарём. |
58 | Контрольный диктант | 1 | Пишут диктант |
59 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | 1 | Анализируют и исправляют ошибки, полученные при выполнении к/р |
60-61 | Соединительные О-Е в сложных словах | 2 | Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. Образуют сложные слова от данных в упражнении слов. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах. |
62-63 | Сложносокращенные слова | 2 | Усваивают понятие сложносокращенного слова. Образуют сложносокращённые слова и определяют, как образованы данные в упражнениях сложносокращённые слова. Анализируют рисунки. |
64 | Р.р. Сочинение-описание изображенного на картине Т.Н. Яблонской «Утро». | 1 | Пишут сочинение по картине |
65-66 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 2 | Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов. Заполняют таблицу. Определяют исходное слово в словообразовательной цепочке. |
67 | Повторение | 1 | Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Записывают сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Приводят примеры образования слов. Составляют и заполняют таблицы. |
68 | Контрольная работа | 1 | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздeла. |
| Имя существительное | 22+3 | |
69-70 | Повторение изученного в 5 классе. | 2 | Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. |
71 | Р.р. Составление письма другу | 1 | Пишут письмо другу |
72-73 | Разносклоняемые имена существительные | 2 | Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пишут диктант. |
74 | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя | 1 | Усваивают правило написания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -МЯ. Выполняют упражнения, руководствуась усвоенным правилом. Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имён. Готовят устное выступление о происхождении имён. Пишут диктант. |
75 | Р.р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен | 1 | Отбирают материал для публичного выступления, выстраивают монологическое высказывание |
76-77 | Несклоняемые имена существительные. | 2 | Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах. |
78-79 | Род несклоняемых имен существительных | 2 | Определяют род несклоняемых имён существительных. Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. Записывают текст, по аналогии с текстом устно описывают свой родной край. |
80 | Имена существительные общего рода | 1 | Распознают имена существительные общего рода. Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. Пишут диктант. |
81 | Морфологический разбор существительных. | 1 | Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Анализируют текст. |
82 | Р.р. Сочинение-описание по личным впечатлениям | 1 | Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека. Пишут сочинение |
83-84 | НЕ с существительными. | 2 | Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- - приставку, не - часть корня и не - отрицательную частицу. Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания |
85-86 | Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК -ЩИК. | 2 | Усваивают правило написания букв Ч и Щ в суффиксе существительных ЧИК-ЩИК. Выполняют упражнения, руководствуась усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения. Пишут диктант. |
87-88 | Гласные в суффиксах существительных - ЕК и -ИК | 2 | Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик. Выполняют упражнения, руководствуась усвоенным правилом. Заменяют слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
89-90 | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. | 2 | Усваивают правило написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Определяют значения суффиксов в словах. Письменно объясняют способы образования слов. Пишут диктант. |
91 | Повторение изученного материала по теме «Имя существительное» | 1 | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном. Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. Определяют основную мысль, тему текста и ключевые слова. |
92 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Пишут диктант |
93 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | 1 | Анализируют и исправляют ошибки, полученные при выполнении к/р |
| Имя прилагательное | 22+3 | |
94-95 | Повторение изученного в 5 классе | 2 | Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи |
96 | Р.р. Описание природы | 1 | Характеризуют тексты, содержащие описания природы. Определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы |
97-99 | Степени сравнения имен прилагательных. | 3 | Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени срав нения имён прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают обычные объекты |
100 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 1 | Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные. Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные. Пишут сочинение-описание природы, предварительно составив план. |
101 | Относительные прилагательные | 1 | Распознают относительные имена прилагательные. Анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль. Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы. |
102 | Притяжательные прилагательные | 1 | Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ или ь в именах прилагательных. |
103 | Р.р. Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» по повести А.С.Пушкина | 1 | Пишут изложение |
104 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают синонимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе. |
105-106 | Не с прилагательными. | 2 | Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не - часть корня и не - отрицательную частицу. Пишут диктант. |
107-108 | Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 2 | Усваивают правило написания букв о и е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
109 | Р.р. Сочинение-описание природы по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | 1 | Описывают картину |
110-112 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 3 | Усваивают правило написания одной и двух букв n в суффиксах имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Подбирают к приведённым в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой. Образуют от полных имён прилагательных краткие. Анализируют и исправляют таблицу. Устно описывают предмет (куклу). |
113-114 | Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК | 2 | Усваивают правило написания суффиксов имён прилагательных -К- и -СК-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заполняют таблицу. Пишут диктант |
115-116 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 2 | Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов. Анализируют текст отрывков' из произведения художественной литературы. |
117 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.
|
118 | Контрольная работа | 1 | Пишут контрольную работу |
| Имя числительное | 16+2 | |
119-120 | Имя числительное как часть речи. | 2 | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного. Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку. |
121 | Простые и составные числительные | 1 | Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте. |
122-123 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 2 | Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами. |
124-125 | Порядковые числительные | 2 | Распознают порядковые числительные. Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают своё объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика» и составляют с ними сложные предложения. |
126 | Разряды количественных числительных | 1 | Определяют разряды количественных числительных. Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, составляют текст.. |
127-129 | Числительные, обозначающие целые числа | 3 | Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнениях. Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы. |
130 | Дробные числительные | 1 | Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры. |
131 | Р.р. Составление юмористического рассказа по рисунку | 1 | Составляют рассказ |
132 | Собирательные числительные | 1 | Распознают собирательные числительные. Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки и составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. Пишут диктант. |
133 | Морфологический разбор имени числительного | 1 | Характеризируют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из абзацев |
134 | Повторение изученного материала по теме «Имя числительное». | 1 | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела, Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и записывают сложный план сообщения об имени числительном как части речи. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя числа словами. |
135 | Р.р. Публичное выступление на тему «Берегите природу!» | 1 | Готовят устное выступление перед классом на тему «Берегите природу!» |
136 | Контрольный диктант | 1 | Пишут диктант |
| Местоимение | 23+3 | |
137 | Местоимение как часть речи. | 1 | Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчеркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений. |
138-139 | Личные местоимения. | 2 | Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошибки в употреблении местоимений. Пишут диктант |
140 | Возвратное местоимение себя | 1 | Распознают возвратное местоимение себя. Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочёты в употреблении местоимений. |
141 | Р.р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме» | 1 | Пишут рассказ от 1-го лица по рисункам |
142-144 | Вопросительные и относительные местоимения | 3 | Распознают вопросительные и относительные местоимения. Склоняют вопросительные и относительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст. |
145-147 | Неопределенные местоимения | 3 | Распознают неопределённые местоимения. Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределёнными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст. |
148-150 | Отрицательные местоимения | 3 | Распознают отрицательные местоимения. Определяют способ образования отрицательных местоимений. Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями. Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант. |
151-152 | Притяжательные местоимения. | 2 | Распознают притяжательные местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. |
153 | Р.р. Рассуждение Сочинение-рассуждение | 1 | Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему, предварительно составив план. Выделяют в сочинении местоимения. |
154 | Указательные местоимения | 1 | Распознают указательные местоимения. Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам. Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местоимениями. Анализируют разные планы текста. Составляют на основе простого плана сложный. |
155-156 | Определительные местоимения | 2 | Распознают определительные местоимения. Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях. Анализируют таблицу. Склоняют словосочетания с определительными местоимениями. |
157 | Местоимения и другие части речи. | 1 | Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи. Заполняют таблицу. Анализируют пословицы, содержащие местоимения |
158 | Морфологический разбор местоимений | 1 | Характеризируют местоимение по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений. |
159 | Р.р. Сочинение по картине Е.В.Сыромятникова «Первые зрители» | 1 | Пишут сочинение по картине |
160 | Повторение изученного по теме «Местоимение». | 1 | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из художественного текста. Озаглавливают и анализируют текст-рассуждение. |
161 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | 1 | Пишут диктант |
162 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе | 1 | Анализируют и исправляют ошибки, полученные при выполнении к/р |
| Глагол | 30+6 | |
163-165 | Повторение изученного в 5 классе | 3 | Активизируют знания о глаголе как части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль. Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов. Анализируют роль глаголов в текстах. Пишут сочинение-рассказ на заданную тему. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов |
166 | Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Степа дрова колет» с включением части готового текста | 1 | Пишут сочинение |
167-169 | Разноспрягаемые глаголы | 3 | Распознают разноспрягаемые глаголы. Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях. Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицы. Составляют и записывают диалог на заданную тему. Анализируют значение слов. |
170-172 | Глаголы переходные и непереходные | 3 | Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Составляют схемы предложений. Отмечают ошибки в употреблении глаголов. Записывают слова на тему «Стройка» и составляют с ними предложения. Пишут диктант. |
173-175 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | 3 | Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении. Анализируют текст и выписывают из него глаголы, распределяя их по именам. Пишут изложение на заданную тему. |
176-177 | Р.р. Изложение | 2 | Пишут изложение |
178-179 | Условное наклонение | 2 | Распознают глаголы в условном наклонении. Определяют способ образования условного наклонения. Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. Составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении. |
180-182 | Повелительное наклонение | 3 | Распознают глаголы в повелительном наклонении. Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения. Обозначают основу, суффиксы и окончание в глаголах в повелительном наклонении. Составляют предложения с глаголами. Определяют вид, время и наклонение глаголов. Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении.
|
183 | Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам | 1 | Пишут рассказ по рисункам |
184-186 | Употребление наклонений глагола | 3 | Правильно употребляют наклонения в речи. Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Составляют связный текст на заданную тему. Изменяют наклонения глаголов. Пишут диктант. Составляют рецепт. |
187-188 | Безличные глаголы | 2 | Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Составляют предложения с безличными глаголами. Пишут диктант |
189-190 | Морфологический разбор глагола | 2 | Характеризируют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. |
191-192 | Р.р. Рассказ на основе услышанного | 2 | Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного. Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа. |
193-194 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 2 | Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения.
|
195-196 | Повторение изученного по теме «Глагол» | 2 | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.
|
197 | Контрольный диктант | 1 | Пишут диктант |
198 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | 1 | Анализируют и исправляют ошибки, полученные при выполнении к/р |
| Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах | 10+2 | |
199 | Разделы науки о языке. | 1 | Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке» |
200 | Орфография. | 1 | Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм. |
201 | Пунктуация. | 1 | Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений. Пишут сочинение на заданную тему. |
202 203 | Р.р. Сочинение на тему по выбору. | 2 | Пишут сочинение |
204 | Лексика и фразеология. | 1 | Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке. Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами. |
205 | Словообразование. | 1 | Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке. Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав |
206 | Морфология. | 1 | Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке. Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают примеры числительных. Подбирают синоним к одному из слов текста. слов и способ их образования |
207 | Синтаксис | 1 | Систематизируют знания о синтаксисе как разделе науки о языке. Списывают текст, определяют его основную мысль, выделяют однородные члены и основы предложений. |
208-209 | Итоговая контрольная работа | 2 | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания. |
210 | Анализ контрольной работы | 1 | Выполняют работу над ошибками |