Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6 класс (ФГОС)»
Рабочая программа по русскому языку. 6а класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа изучения курса «Русский язык» в 6а классе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ Чехов-7, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.- М.:Просвещение, 2011» к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовойи др. (М.: Просвещение, 2014).
Данная программа реализует принцип непрерывного образования по русскому языку, что соответствует современным потребностям личности и общества, и составлена для изучения курса русского языка в 6 классе, который является частью основной образовательной программы по русскому языку с 5 по 9 класс. Рабочая программа реализует цели и задачи ООП ООО МКОУ СОШ Чехов - 7.
Данная рабочая программа составлена на 204 учебных часа из расчёта 34 учебных недели в году, в отличие от авторской, рассчитанной на 210 часов. В связи с этим сокращено количество часов на изучение разделов «Лексика. Культура речи» (на 1 час), «Словообразование. Орфография. Культура речи» (на 1 час), «Имя существительное» (на 1 час). На 3 часа сокращено количество часов по развитию связной речи. Материал по этим разделам уплотнен.
Выбор данной программы обусловлен соответствием требованиям ФГОС по русскому языку основной школы и тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 6 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.
В связи с тем, что в МКОУ СОШ Чехов-7 учебный год представлен 34 учебными неделями, русский язык в 6 классе изучается 204 часа (6 часов в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку и рабочей программой Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.
№ п/п
Разделы программы
Количество часов в авторской программе
Количество часов в рабочей программе
1.
Язык. Речь. Общение.
4 (в т. ч.1 Р/Р)
4 (в т. ч.1 Р/Р)
2.
Повторение изученного в 5 классе
8 (в т. ч. 2 Р/Р)
8 (в т. ч. 1 Р/Р)
3.
Текст
5 (в т. ч. 2 Р/Р)
4 (в т. ч. 1 Р/Р)
4.
Лексика. Культура речи
12 (в т. ч. 2 Р/Р)
11 (в т. ч. 2 Р/Р)
5.
Фразеология. Культура речи
4 (в т. ч. 1 Р/Р)
4 (в т. ч. 1 Р/Р)
6.
Словообразование. Орфография. Культура речи
35 (в т. ч. 4 Р/Р)
34 (в т. ч. 4 Р/Р)
7.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
130
25 (в т. ч. 3 Р/Р)
25 (в т. ч. 3 Р/Р)
18 (в т. ч. 2 Р/Р)
26 (в т. ч. 3 Р/Р)
36 (в т. ч. 6 Р/Р)
129
24 (в т. ч. 3 Р/Р)
25 (в т. ч. 3 Р/Р)
18 (в т. ч. 2 Р/Р)
26 (в т. ч. 3 Р/Р)
36 (в т. ч. 6 Р/Р)
8.
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи
12 (в т. ч. 2 Р/Р)
10
Итого
210
204
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п
Планируемые сроки прохождения
Скорректиро-ванные сроки прохождения
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика основных видов учебной деятельности
Язык. Речь. Общение
3+1
1.
Русский язык – один из развитых языков мира.
1
Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Строят рассуждение, используя как тезис приведенное в учебнике высказывание.
2.
Язык, речь, общение.
1
Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют текст.
3.
Ситуация общения.
1
Определяют компоненты ситуации общения. Анализируют схему. Характеризуют диалоги по наличию компонентов речевой ситуации.
4.
Р/Р. Сочинение-поздравление.
1
Пишут поздравление учителю. Высказывают свое мнение о прочитанном тексте. Анализируют стихотворения.
Повторение изученного в 5 классе
7+1
5.
Фонетика. Орфоэпия.
1
Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь.
6.
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.
1
Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Определяют основную мысль текста, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы.
7.
Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.
1
Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль. Активизируют изученные в 5 классе орфограммы в окончаниях слов.
8.
Р/Р. Сочинение «Интересная встреча».
1
Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность. Пишут сочинение на одну из предложенных тем.
9.
Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания.
1
Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания и простого предложения. Выделяют, группируют и составляют словосочетания. Списывают тексты, расставляя знаки препинания.
10.
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.
1
Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Составляют сложные предложения по схемам. Осуществляют синтаксический разбор предложений.
11.
Прямая речь. Диалог.
1
Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Составляют схемы предложений. Составляют диалоги. Подбирают предложения по схемам.
12.
Диктант.
1
Пишут диктант, выполняют грамматические задания.
Текст
3+1
13.
Анализ диктанта. Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
1
Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Анализируют текст с точки зрения его темы и основной мысли, смысловой цельности.
14.
Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста.
1
Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль начальных и конечных предложений текста. Выделяют ключевые слова в текстах. Систематизируют основные признаки текста.
15.
Р/Р. Сочинение-рассказ.
1
Анализируют диалог. Пишут рассказ.
16.
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.
1
Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений. Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.
Лексика. Культура речи
9+2
17.
Слово и его лексическое значение.
1
Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов. Выделяют многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении, подбирают синонимы и антонимы к словам.
18.
Р/Р. Собирание материалов к сочинению. Устное описание картины А.М.Герасимова «Мокрая терраса».
1
Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину.
19.
Общеупотребительные слова.
1
Выделяют в тексте общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
20.
Профессионализмы.
1
Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Определяют сферу употребления профессионализмов.
21.
Диалектизмы.
1
Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова.
22.
Р/Р. Сжатое изложение.
1
Пишут сжатое изложение.
23.
Исконно русские и заимствованные слова.
1
Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов . Определяют происхождение слов по этимологическому словарю.
24.
Новые слова (неологизмы).
1
Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному или пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, объясняют лексическое значение неологизмов..
25.
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы).
1
Выделяют в речи устаревшие слова. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Выделяют устаревшие слова в тексте.
26.
Словари.
1
Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов. Записывают примеры словарных статей.
27.
Проверочная работа.
1
Выполняют проверочную работу, отвечают на контрольные вопросы по теме.
Фразеология. Культура речи
3+1
28.
Фразеологизмы.
1
Осознают основные признаки фразеологизмов. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы.
29.
Источники фразеологизмов.
1
Осознают источники появления фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами.
30.
Р/Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизмов.
1
Готовят сообщения о происхождении некоторых фразеологизмов. Рецензируют сообщения товарищей.
31.
Контрольная работа.
1
Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют контрольную работу.
Словообразование. Орфография. Культура речи
30+4
32.
Анализ контрольной работы. Морфемика и словообразование.
1
Выполняют работу над ошибками, допущенными в контрольной работе. Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют морфемы в словах.
33.
Морфемика и словообразование.
1
Группируют однокоренные слова. Составляют словосочетания и небольшие тексты. Работают с текстом.
34.
Р/Р. Описание помещения.
1
Характеризуют тексты, содержащие описание помещения. Находят в художественных текстах элементы описания помещений.
35.
Основные способы словообразования в русском языке. Словообразовательная цепочка.
1
Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования. Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова, составляют цепочки однокоренных слов.
36.
Основные способы словообразования в русском языке.
1
Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования.
37.
Основные способы словообразования в русском языке. Словообразовательная цепочка и гнездо.
1
Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования. Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова, составляют цепочки однокоренных слов.
38.
Этимология слов.
1
Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Анализируют текст с точки зрения состава и способа образования слов.
39.
Этимология слов.
1
Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Составляют устное выступление на тему истории того или иного слова.
40.
Р/Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
1
Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения.
41.
Р/Р. Сочинение-описание помещения.
1
Пишут сочинение, используя составленный план и собранные материалы.
Усваивают правило написания букв а и о в корне кас-кос. Выполняют упражнения по правилу. Определяют значение слов с корнем кас-кос.
43.
Чередование гласных а-о в корне –кас- - -кос-.
1
Усваивают правило написания букв а и о в корне кас-кос. Выполняют упражнения по правилу. Определяют значение слов с корнем кас-кос.
44.
Чередование гласных а-о в корне –гар- - -гор-.
1
Усваивают правило написания букв а и о в корне гар-гор. Выполняют упражнения по правилу.
45.
Чередование гласных а-о в корне –гар- - -гор-. Повторение и закрепление темы «Чередование гласных в корнях слов».
1
Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом. Выполняют упражнения по правилам.
46.
Повторение и закрепление темы «Чередование гласных в корнях слов».
1
Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом. Выполняют упражнения по правилам.
47.
Чередование гласных а-о в корне –зар- - -зор-.
1
Усваивают правило написания букв а и о в корне зар-зор. Выполняют упражнения по правилу.
48.
Чередование гласных а-о в корне –зар- - -зор-.
1
Выполняют упражнения по правилу. Объясняют орфограммы в текстах.
49.
Гласные ы-и после приставок.
1
Усваивают правило написания букв ы-и после приставок. Выполняют упражнения по правилу. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом.
50.
Повторение и закрепление правил написание орфограмм в корне слова.
1
Выполняют упражнения по правилам. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом.
51.
Чередование гласных в приставках пре-при.
1
Усваивают правила написания гласных в приставках пр-при. Выполняют упражнения.
52.
Чередование гласных в приставках пре-при. Лексикология и орфография.
1
Выполняют упражнения. Определяют способы образования слов. Отрабатывают навыки работы сос словарем.
53.
Чередование гласных в приставках пре-при.
1
Анализируют тексты, объясняют условия выбора орфограмм в них.
54.
Чередование гласных в приставках пре-при. Повторение и обобщение изученного. Подготовка к контрольному диктанту.
1
Выполняют упражнения. Анализируют тексты, объясняют условия выбора орфограмм в них.
55.
Контрольный диктант.
1
Пишут диктант.
56.
Анализ диктанта. Повторение и закрепление изученного.
1
Работают над ошибками. Выполняют упражнения.
57.
Соединительные О и Е в сложных словах.
1
Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. Образуют сложные слова. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах.
58.
Соединительные О и Е в сложных словах.
1
Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. Образуют сложные слова. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах.
59.
Сложносокращенные слова.
1
Усваивают понятие сложносокращенного слова. Образуют сложносокращенные слова. Определяют, как образованы сложносокращенные слова в упражнениях.
60.
Сложносокращенные слова.
1
Усваивают понятие сложносокращенного слова. Образуют сложносокращенные слова. Определяют, как образованы сложносокращенные слова в упражнениях.
61.
Р/Р. Устное описание картины Т.Н. Яблонской «Утро».
1
Описывают картину. Составляют связное высказывание. Работают в парах и группах.
62.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
1
Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов.
63.
Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование».
1
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Анализируют текст.
64.
Контрольный диктант по теме «Словообразование».
1
Пишут диктант, выполняют грамматические задания.
65.
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Повторение и закрепление изученного.
1
Работают над ошибками. Выполняют упражнения.
Морфология. Орфография. Культура речи
112+17
Имя существительное
21+3
66.
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
1
Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. Выделяют имена собственные в текстах. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способ образования существительных.
67.
Р/Р. Составление письма другу.
1
Пишут письмо товарищу.
68.
Разносклоняемые имена существительные.
1
Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания.
69.
Разносклоняемые имена существительные.
1
Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания.
70.
Правописание гласной е в суффиксе –ен- имен существительных на –мя.
1
Усваивают правило написания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
71.
Р/Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен.
1
Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имён. Готовят устное выступление о происхождении имён.
72.
Несклоняемые имена существительные.
1
Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах.
73.
Несклоняемые имена существительные.
1
Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах.
74.
Род несклоняемых имен существительных.
1
Определяют род несклоняемых имён существительных. Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. Записывают текст.
75.
Род несклоняемых имен существительных.
1
Определяют род несклоняемых имён существительных. Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. Записывают текст. По аналогии с текстом устно описывают свой родной край.
76.
Имена существительные общего рода.
1
Распознают имена существительные общего рода. Составляют предложения с именами существительными общего рода. Согласуют их с другими частями речи.
77.
Морфологический разбор имени существительного.
1
Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Анализируют текст. Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека.
78.
Р/Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям.
1
Пишут сочинение – описание.
79.
Правописание НЕ с именами существительными.
1
Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- - приставку, не- - часть корня и не – отрицательную частицу. Списывают текст упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания.
80.
Правописание НЕ с именами существительными.
1
Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- - приставку, не- - часть корня и не – отрицательную частицу. Списывают текст упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания.
81.
Правописание Ч и Щ в суффиксах имен существительных –чик и –щик.
1
Усваивают правило написания букв ч и щ в суффиксах существительных -чик и -щик. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения.
82.
Правописание Ч и Щ в суффиксах имен существительных –чик и –щик.
1
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения. Пишут диктант.
83.
Правописание гласных Е-И в суффиксах имен существительных –ек и –ик.
1
Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
84.
Правописание гласных Е-И в суффиксах имен существительных –ек и –ик.
1
Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
85.
Правописание гласных О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных.
1
Усваивают правило написания гласных о – е после шипящих в суффиксах существительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Определяют значения суффиксов в словах.
86.
Правописание гласных О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных.
1
Определяют значения суффиксов в словах. Письменно объясняют способы образования слов. Пишут диктант.
87.
Повторение изученного по теме «Имя существительное».
1
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задание по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном. Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. Определяют основную мысль, тему текста и ключевые слова.
88.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Повторение и закрепление изученного.
1
Исправляют типичные ошибки. Выполняют упражнения.
Имя прилагательное
22+3
90.
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».
1
Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. Составляют словосочетания с именами прилагательными. Анализируют текст, выделяя основную мысль. Обозначают изученные орфограммы, относящиеся к имени прилагательному.
91.
Р/Р. Описание природы.
1
Характеризуют тексты, содержащие описание природы. Определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы.
92.
Разряды имен прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные.
1
Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные. Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные.
93.
Степени сравнения имен прилагательных.
1
Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как член предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.
94.
Образование сравнительной степени имен прилагательных.
1
Правильно образовывают сравнительную степень имён прилагательных. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.
95.
Образование превосходной степени имен прилагательных.
1
Правильно образовывают превосходную степень сравнения имён прилагательных. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.
96.
Относительные прилагательные.
1
Распознают относительные имена прилагательные. Анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль.
97.
Р/Р. Выборочное изложение.
1
Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы.
98.
Притяжательные прилагательные.
1
Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ и ь.
99.
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам, синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных.
100.
НЕ с прилагательными.
1
Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не- - часть корня и не – отрицательную частицу.
101.
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
1
Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не- - часть корня и не – отрицательную частицу. Пишут диктант.
102.
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
1
Усваивают правило написания буквы о – ё после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
103.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
1
Усваивают правило написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
104.
Правописание н-нн в суффиксах прилагательных.
1
Подбирают к приведённым в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой. Образуют от полных имён прилагательных краткие. Анализируют и исправляют таблицу.
105.
Правописание н-нн в суффиксах прилагательных.
1
Усваивают правило написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
106.
Р/Р. Описание игрушки.
1
Описывают предмет (куклу).
107.
Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.
1
Усваивают правило написания суффиксов прилагательных -к- и -ск-Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заполняют таблицу. Пишут диктант.
108.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
1
Усваивают правило написания дефисного и слитного написания сложных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
109.
Правописание сложных прилагательных.
1
Образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов. Анализируют текст отрывков из произведений художественной литературы.
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».
1
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.
112.
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».
1
Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Пишут диктант. Составляют небольшой текст на заданную тему и готовят на его основе выступление.
113.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Закрепление изученного.
1
Исправляют типичные ошибки. Выполняют упражнения.
Имя числительное
16+2
115.
Имя числительное как часть речи.
1
Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксическую роль имени числительного.
116.
Имя числительное как часть речи.
1
Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку.
117.
Простые и составные числительные.
1
Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания слов, указывающих на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте.
118.
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
1
Усваивают правило написание мягкого знака на конце и в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами.
119.
Порядковые числительные.
1
Распознают порядковые числительные. Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают своё объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика». Составляют с ними сложные предложения.
120.
Употребление и правописание порядковых числительных.
1
Усваивают правила правописания порядковых числительных. Выполняют упражнения.
121.
Разряды количественных числительных.
1
Определяют разряды количественных числительных. Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, составляют текст.
122.
Числительные, обозначающие целые числа.
1
Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнениях.
123.
Числительные, обозначающие целые числа.
1
Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнениях.
124.
Дробные числительные.
1
Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры. Пишут диктант.
125.
Р/Р. Составление юмористического рассказа.
1
Составляют рассказ по рисунку.
126.
Собирательные числительные.
1
Распознают собирательные числительные. Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки. Составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. Пишут диктант.
Характеризуют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из абзацев.
129.
Повторение изученного по теме «Имя числительное».
1
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.
130.
Контрольная работа по теме «Имя числительное».
1
Пишут контрольную работу, выполняют задания.
131.
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного.
Р/Р. Публичное выступление на тему «Береги природу!».
1
Готовят устное выступление перед классом.
Местоимение
23+3
133.
Местоимение как часть речи.
1
Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений.
134.
Местоимение как часть речи.
1
Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений.
135.
Личные местоимения.
1
Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями.
136.
Личные местоимения.
1
Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Отмечают ошибку в употреблении местоимений. Пишут диктант.
137.
Возвратное местоимение себя.
1
Распознают возвратное местоимение себя.
Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочёты в употреблении местоимений.
138.
Р/Р. Рассказ по рисункам.
1
Пишут рассказ от первого лица по рисункам.
139.
Вопросительные местоимения.
1
Распознают вопросительные местоимения. Склоняют вопросительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст.
140.
Относительные местоимения.
1
Распознают относительные местоимения. Склоняют относительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст.
141.
Неопределенные местоимения.
1
Распознают неопределённые местоимения. Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределёнными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст.
142.
Правописание неопределенных местоимений.
1
Определяют способ образования неопределённых местоимений. Подбирают однокоренные слова к словам с непроверяемыми орфограммами.
143.
Отрицательные местоимения.
1
Распознают отрицательные местоимения. Определяют способ образования отрицательных местоимений. Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями.
144.
Отрицательные местоимения.
1
Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях.
145.
Правописание отрицательных местоимений.
1
Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант.
146.
Практикум. Правописание местоимений.
1
Обозначают условия выбора орфограмм в местоимениях. Пишут диктант.
147.
Притяжательные местоимения.
1
Распознают притяжательные местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. Заменяют существительные местоимениями в предложениях.
148.
Р/Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение.
1
Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему, предварительно составив план. Выделяют в сочинении местоимения.
149.
Указательные местоимения.
1
Распознают указательные местоимения. Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам.
150.
Указательные местоимения.
1
Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местоимениями. Анализируют разные планы текста. Составляют на основе простого плана сложный. Пишут диктант.
151.
Определительные местоимения.
1
Распознают определительные местоимения. Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях. Анализируют таблицу. Склоняют словосочетания с определительными местоимениями.
152.
Р/Р. Сочинение (по упр.494).
1
Пишут сочинение на заданную тему.
153.
Местоимения и другие части речи.
1
Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи. Заполняют таблицу. Анализируют пословицы, содержащие местоимения.
154.
Морфологический разбор местоимения.
1
Характеризуют местоимения по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений.
155.
Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение».
1
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.
156.
Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение».
1
Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из художественного текста.
157.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение»
Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
1
Активизируют знания о глаголе как о части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль.
160.
Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
1
Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов.
161.
Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
1
Анализируют роль глаголов в текстах. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов.
162.
Р/Р. Подготовка к сочинению.
1
Собирают материал для сочинения.
163.
Р/Р. Сочинение-рассказ по данному началу.
1
Пишут сочинение-рассказ на заданную тему.
164.
Повторение изученного. Способы образования глаголов.
1
Анализируют роль глаголов в текстах. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов.
165.
Разноспрягаемые глаголы.
1
Распознают разноспрягаемые глаголы. Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях. Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицу. Составляют и записывают диалог на заданную тему. Анализируют значение слов.
166.
Глаголы переходные и непереходные.
1
Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Составляют схемы предложений.
167.
Глаголы переходные и непереходные.
1
Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Отмечают ошибки в употреблении глаголов.
168.
Глаголы переходные и непереходные.
1
Распознают переходные и непереходные глаголы. Записывают слова на тему «Стройка» и составляют с ними предложения. Пишут диктант.
169.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
1
Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении.
170.
Изъявительное наклонение.
1
Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении. Анализируют текст и выписывают из него глаголы, распределяя их по именам.
171.
Р/Р. Подготовка к изложению.
1
Готовятся к изложению.
172.
Р/Р. Изложение (по упр.542).
1
Пишут изложение на заданную тему.
173.
Условное наклонение.
1
Распознают глаголы в условном наклонении. Определяют способ образования условного наклонения.
174.
Условное наклонение.
1
Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. Составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении.
175.
Повелительное наклонение.
1
Распознают глаголы в повелительном наклонении. Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения. Обозначают основу, суффикс и окончание в глаголах повелительного наклонения.
176.
Повелительное наклонение.
1
Составляют предложения с глаголами. Определяют вид, время и наклонение глаголов. Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении.
177.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
1
Выполняют упражнения, руководствуясь правилом правописания глаголов в повелительном наклонении.
178.
Практикум. Наклонения глагола.
1
Распознают глаголы в изъявительном, условном, повелительном наклонениях. Выполняют упражнения.
179.
Р/Р. Сочинение по рисункам.
1
Пишут рассказ по рисункам.
180.
Употребление наклонений.
1
Правильно употребляют наклонение в речи. Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Заменяют в тексте глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах.
181.
Употребление наклонений.
1
Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах. Составляют связный текст на заданную тему. Изменяют наклонение глаголов. Пишут диктант. Составляют рецепт.
182.
Диктант.
1
Пишут диктант.
183.
Безличные глаголы.
1
Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Составляют предложения с безличными глаголами.
184.
Безличные глаголы.
1
Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Составляют предложения с безличными глаголами. Пишут диктант.
185.
Морфологический разбор глагола.
1
Характеризуют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов.
186.
Р/Р. Рассказ на основе услышанного.
1
Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного. Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа.
187.
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
1
Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения.
188.
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
1
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания с глаголами. Устно пересказывают текст от третьего лица.
189.
Практикум. Правописание глаголов.
1
Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения.
190.
Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол».
1
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщения.
191.
Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол».
1
Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях. Называют виды орфограмм в стихотворении. Составляют и заполняют таблицы. Пишут диктант.
192.
Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол».
1
Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях. Называют виды орфограмм в стихотворении. Составляют и заполняют таблицы. Пишут диктант.
193.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». Промежуточная аттестация.
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. Культура речи
10
195.
Разделы науки о языке.
1
Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке».
196.
Орфограммы в корне.
1
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
197.
Орфограммы в суффиксах.
1
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
198.
Орфограммы в окончаниях.
1
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
199.
Пунктуация в простом и сложном предложении.
1
Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений.
200.
Лексика и фразеология.
1
Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке. Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами.
201.
Словообразование.
1
Систематизируют знания о словообразовании как о разделе науки о языке. Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов и способ их образования.
202.
Морфология.
1
Систематизируют знания о морфологии как о разделе науки о языке. Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают примеры числительных, подбирают синонимы к одному из слов текста.
203.
Синтаксис.
1
Систематизируют знания и синтаксисе как о разделе науки о языке. Списывают текст, определяют его основную мысль, выделяют однородные члены и основы предложения. Определяют значение выделенного в тексте слова.
204.
Итоговый урок.
1
Выполняют упражнения.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». «СПС Гарант», 16ноября 2011г.
2. Приоритетный национальный проект «Образование» – http://mon.gov.ru/pro/pnpo.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.
4. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования. // Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2621-10).
8. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования – http://standart.edu.ru.
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
10. Русский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. Организаций с прил.на электрон.носителе. В 2 ч./[Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский]. – М.:Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
1. http://mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ.
2. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
3. http://www.informika.ru – сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
4. http://school-collection.edu.ru – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
5. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Восприятие высказывания.
Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.
- Анализ текста.
Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный, официально-деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данных стилей.
- Воспроизведение текста.
Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном и сжатом изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.
- Создание текста.
Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картинкам, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.
- Совершенствование текста.
Находить и исправлять недочёты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.
Предметные результаты обучения
- речь и речевое общение:
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать.
-общие сведения о языке:
Ученик научится:
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
- текст:
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме официально-деловые тексты (заявление, объявление, поздравление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
- лексика и фразеология:
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
- морфемика и словообразование:
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• извлекать необходимую информациюиз морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
- морфология:
Ученик научится:
- различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др..
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информациюиз словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
- орфография и пунктуация:
Ученик научится:
• понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых гласных и согласных; владеть способом определения верного написания;
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.