Зам. директора по УР Директор школы
«___» сентября 2016 г. «__» сентября 2016 г.
Котельниковой О.В.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 раза в неделю.
Программа предполагает развитие всех психологических процессов, развитие коммуникативных навыков, развитие волевой сферы подростка, умению сотрудничать с другими детьми.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей. Она направлена на развитие личности, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание учащихся с нарушениями интеллекта.
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
- развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область – «Язык и речевая практика». Учебным планом выделяется 4 часа в неделю, всего 136 часов в год для обязательного изучения «Русского языка».
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются базовые учебные действия, представлено календарно – тематическое планирование в табличной форме ниже.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
-практические – упражнения, карточки, тесты.
-урок развития речи.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.Типы предложений по цели высказывания.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа.
Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные членыпредложения.
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путём включения в него имён прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имён прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений. Практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведённых мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.)
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
8) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
дата | тема | | словарная работа | ФП – формируемые понятия, ЗП – закрепляемые понятия | Содержание работы на уроке, контроль (практические, самостоятельные работы) |
| Предложение | 9 | | | |
| 1. Повторение. Предложение. Актуализация знаний по теме | 1 | | ФП – законченная мысль, диалог, ЗП – речь, предложение | Работа с диалогом стр.3, Дописывание предложений с опорой на картинку стр.4 упр. 2, Самостоятельная работа Стр.4 упр.1 |
| 2. Распространение предложения. Выражение в нём мысли коротко и подробно. | 1 | | ФП – предложения распространённые и нераспространённые, ЗП - законченная мысль, | Развитие речи. Сочинение сказки по сюжетной картинке путём распространения предложений |
| 3. Связь слов в предложении | 1 | | ФП – связь по смыслу ЗП - определённый порядок слов в предложении | Самостоятельная работа Стр. 10 упр.13 |
| Главные и второстепенные члены предложения | | | | |
| 4. Главные члены предложения. Сказуемое | 1 | | ФП – сказуемое, ЗП – главные члены предложения | Самостоятельная работа Стр. 10 упр. 14 |
| 5. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | | ФП – подлежащее ЗП – главные члены предложения, сказуемое, | Работа с деформированным текстом Стр.11 упр.15 |
| 6. Второстепенные члены предложения. | 1 | | ФП – второстепенные члены предложения, ЗП - главные члены предложения | Практическая работа Синтаксический разбор предложений Стр.13 упр. 20 |
| Предложения, разные по интонации | | | | |
| 7. Вопросительные предложения | | благодарю здравствуй до свидания | ЗП - повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | Развитие речи. Составление вопросительных предложений Стр. 16 упр. 25 |
| 8. Восклицательные предложения | | болото | ЗП - повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | Работа с диалогом стр19 упр. 29 |
| 9. Проверочный диктант по теме «Предложение» | | | ЗП – второстепенные члены предложения, главные члены предложения, повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | Практическая работа Синтаксический разбор предложений |
| Звуки и буквы | | | | |
| 10.Актуализация знаний по теме. Алфавит | 1 | | ЗП – алфавит, звуки и буквы | Практическая работа Расположение заданных слов по алфавиту Стр.22 упр. 33 |
| 11. Характеристика гласных и согласных звуков. Несовпадение звука и буквы в слове | 1 | пассажир расстояние | ФП – орфографический словарь, ЗП – алфавит, звуки и буквы | Развитие речи. Составление предложений на тему «В метро» Стр.22 упр. 34 |
| 12.Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова | 1 | область | ЗП – твёрдые и мягкие согласные | Практическая работа Определение твёрдости – мягкости согласных Стр. 26 упр. 41 |
| 13. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака | 1 | | ФП – разделительный ь, ЗП – гласные и согласные звуки | Практическая работа Определение роли ь Стр27 упр.43 |
| 14. Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | ФП – парные звонкие и глухие согласные ЗП - гласные и согласные звуки | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 29 упр.46 |
| 15. Ударные и безударные гласные в слове | 1 | | ФП - ударные и безударные гласные в слове ЗП - ударение | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 32 упр.51 |
| 16. Закрепление знаний по теме. | 1 | каникулы | ЗП - парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в слове, твёрдые и мягкие согласные | Работа с диалогом стр.34 упр. 56 |
| 17. Контрольный диктант | 1 | | ЗП - парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в слове, твёрдые и мягкие согласные | |
| Состав слова | 26 | | | |
| 18. Актуализация знаний по теме «Родственные слова». Понятие об однокоренных словах | 1 | | ФП – корень, однокоренные слова ЗП – значение слова | Практическая работа Объяснение значений однокоренных слов стр. 40 упр.60 |
| 19. Корень – выразитель общего значения в группе однокоренных слов | 1 | охрана граница | ЗП - корень, однокоренные слова | Развитие речи. Составление предложений с использованием однокоренных слов стр.41 упр.62 |
| 20. Окончание как изменяемая часть слова | 1 | | ФП – окончание ЗП - корень, однокоренные слова | Практическая работа Объяснение связи слов в предложении с помощью окончания стр. 44 упр.67 |
| 21. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний | 1 | инструмент | ЗП – окончание | Практическая работа Объяснение связи слов в предложении с помощью окончания стр. 45 упр.69 |
| 22. Приставка как часть слова | 1 | | ФП – приставка ЗП – окончание, корень | Практическая работа «Приставки спорят» (выбор нужных по смыслу приставок) стр. 50 упр. 76 |
| 23.Образование однокоренных слов с помощью приставки | 1 | | ЗП – приставка, окончание, корень | Практическая работа Образование однокоренных слов с помощью приставки стр. 49 упр.75 |
| 24. Суффикс как часть слова | 1 | | ФП – суффикс ЗП - приставка, окончание, корень | Практическая работа Образование однокоренных слов с помощью суффикса стр. 53 упр. 80 |
| 25. Разбор слов по составу | 1 | железо металл | ЗП - приставка, окончание, корень, суффикс | Практическая работа Разбор слов по составу стр. 54 упр. 82 |
| 26. Образование слов с помощью приставки и суффикса | 1 | | ЗП - приставка, окончание, корень, суффикс | Практическая работа Образование однокоренных слов с помощью приставки и суффикса стр. 55 упр. 85 |
| Правописание безударных гласных в корне слова | | | | |
| 27. Различение ударных и безударных гласных в корне слова. Проверка безударной гласной в корне путём изменения формы слова | 1 | | ФП - ударные и безударные гласные в слове ЗП – корень | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 57 упр.88 |
| 28. Слово-корень с ударной гласной как проверочное слово | 1 | север | ЗП – корень, ударные и безударные гласные в слове, однокоренные слова | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 59 упр. 92 |
| 29. Проверка безударных гласных в корне путём подбора однокоренных слов | 1 | | ЗП – корень, ударные и безударные гласные в слове, однокоренные слова | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 65 упр. 102 |
| 30. Контрольный диктант за І четверть | 1 | | | |
30.10 | 31. Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | | Работа с диалогом стр.64 упр. 101 |
| Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова | 1 | | | |
| 32. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне путём изменения формы слова | 1 | физкультура | ФП – парные звонкие и глухие согласные ЗП - гласные и согласные звуки | Практическая работа Наблюдение за однокоренными словами в которых правописание согласных вызывает сомнения стр. 68 упр.108 |
| 33. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне путём подбора однокоренного слова | 1 | | ЗП - гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 69 упр. 110 |
| 34. Проверяемые гласные и согласные в корне. | 1 | | ЗП - гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в слове | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 70 упр. 111 |
| 35. Непроверяемые написания в корне | 1 | Беседа верблюд | ЗП - гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в слове | Практическая работа Работа с орфографическим словарём: проверка правильности написания слов стр. 73 упр. 116 |
| 36. Проверяемые и непроверяемые написания в корне слова | 1 | библиотека | ЗП - гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в корне слова | Письмо по памяти стр. 75упр. 122 |
| 37. Проверочный диктант | 1 | | | |
| 38. Приставка и предлог | 1 | | ФП – приставка, предлог ЗП – состав слова, служебная часть речи | Практическая работа Упражнения в различении приставки и предлога в тексте стр. 80 упр. 130 |
| 39. Правописание твёрдого знака после приставок | 1 | | ЗП - приставка, твёрдый знак | Развитие речи. Работа с пословицами стр. 82 упр. 133 |
| Обобщение знаний по теме «Состав слова» | | | | |
| 40. Разбор слова по составу | 1 | | ЗП - приставка, окончание, корень, суффикс | Практическая работа Разбор слов по составу стр. 83 упр. 137 |
| 41. Правописания в корне и приставке | 1 | | ЗП - гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в корне слова, , твёрдый знак | Практическая работа Объяснение правописаний слов стр. 85 упр. 140 |
| 42. Сочинение по картине или на тему сказок | 1 | | ЗП – опорные слова | Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел» стр. 85 упр. 141 |
| 43. Деловое письмо. Записка | 1 | | Фп – обращение, сообщение, подпись | Развитие речи. Составление текста записки стр. 86 упр.142 |
| Части речи | 5 | | | |
| 44.Название предметов, действий и признаков | 1 | | ФП – речь, части речи, имя существительное, глагол, имя прилагательное | Практическая работа Постановка вопросов к словам в тексте стр. 90 упр. 145 |
| 45. Общее понятие о частях речи. Имя существительное | 1 | | ЗП - речь, части речи, имя существительное, глагол, имя прилагательное | Практическая работа Имена существительные в тексте стр. 92 упр. 149 |
| 46. Глагол | 1 | долото | ФП – глагол, ЗП - речь, части речи, имя существительное, глагол, имя прилагательное | Практическая работа Глаголы в тексте стр. 93 упр. 150 |
| 47. Имя прилагательное | 1 | | ФП – имя прилагательное, ЗП - речь, части речи, имя существительное, глагол, имя прилагательное | Практическая работа Имена прилагательные в тексте стр. 95 упр. 154 |
| 48. Различение частей речи по вопросам и значению | 1 | забота | ЗП - речь, части речи, имя существительное, глагол, имя прилагательное | Практическая работа Дифференциация частей речи стр. 95 упр. 154 |
| 49. Упражнения в определении частей речи по вопросам | 1 | | ЗП - речь, части речи, имя существительное, глагол, имя прилагательное | Практическая работа. Развитие речи. Дифференциация частей речи, составление предложений стр. 99 упр. 160 |
| Имя существительное | 66 | | | |
| 50. Определение грамматических признаков | 1 | | ФП – грамматические признаки, ЗП – названия предметов | Практическая работа Постановка вопросов к именам существительным в тексте стр. 102 упр. 161 |
| 51. Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | | ФП - имена существительные одушевленные и неодушевленные, ЗП - названия предметов | Практическая работа Подбор одушевлённых и неодушевлённых существительных к прилагательным стр. 105 упр. 166 |
| 52. Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | столица | ФП - имена существительные собственные и нарицательные, ЗП - имена существительные одушевленные и неодушевленные, | Практическая работа Подбор к именам собственным имён нарицательных стр. 108 упр. 169 |
| 53. Правописание имён собственных | 1 | космос | ЗП - имена существительные собственные и нарицательные | Практическая работа. Развитие речи Дописывание предложений из сказок. стр. 109 упр. 172 |
| Изменение имён существительных по числам | | | | |
| 54. Понятие о единственном и множественном числе | 1 | ботинки | ФП – единственное и множественное число имён существительных ЗП – существительные. прилагательные, глаголы | Практическая работа. Развитие речи Подбор имён существительных по разным темам стр. 112 упр. 176 |
| 55. Изменение имён существительных по числам | 1 | | ЗП – единственное и множественное число имён существительных | Практическая работа. Развитие речи Работа с деформированным текстом стр. 115 упр. 182 |
| Род имён существительных | | | | |
| 56 . Знакомство с понятием рода | 1 | | ФП – имена существительные мужского, женского и среднего рода ЗП –имя существительное, подлежащее | Практическая работа. Развитие речи Определение темы словосочетаний, составление предложений на заданную тему стр. 118 упр. 186 |
| 57. Мужской род имён существительных | 1 | герой | ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа Нахождение в тексте имён существительных мужского рода стр. 119 упр. 187 |
| 58. Контрольный диктант за ІІ четверть | 1 | | ЗП - речь, части речи, имя существительное, глагол, имя прилагательное | Практическая работа Дифференциация частей речи |
| 59. Работа над ошибками | 1 | | ЗП - гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в корне слова, , твёрдый знак | Практическая работа Определение типа ошибки, способа отработки навыка по преодолению данного пробела |
| 60. Женский род имён существительных | 1 | | ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа Нахождение в тексте имён существительных женского рода стр. 120 упр. 190 |
| 61. Средний род имён существительных | 1 | | ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа Нахождение в тексте имён существительных среднего рода стр. 121 упр. 193 |
30.12 | 62. Различение имён существительных по родам | 1 | | ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа Распределение имён существительных по родам стр. 123 упр. 196 |
| 63. Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце | 1 | | ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа. Письмо по памяти стр. 126. упр. 201 |
| 64. Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце | 1 | | ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа. Развитие речи Работа с текстом стр. 126 упр. 202 |
| 65. Закрепление знаний по теме | 1 | | ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число имён существительных | Практическая работа. Работа с текстом стр. 129 упр. 207 |
| 66. Деловое письмо. Адрес | 1 | адрес конверт | ФП – место назначения, получатель ЗП - имена существительные собственные и нарицательные | Практическая работа. Заполнение конверта |
| Изменение имён существительных по падежам | | | | |
| 67. Понятие о склонении | 1 | | ФП – склонение, падежи, падежные вопросы | Практическая работа. Наблюдения за изменением имён существительных в тексте стр. 132 упр. 210 |
| 68. Определение падежей имён существительных по вопросам | 1 | овраг канал | ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 135 упр. 214 |
| 69. Именительный падеж имён существительных | 1 | | ФП – именительный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 136 упр. 216 |
| 70. Родительный падеж имён существительных | 1 | | ФП – родительный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 13 8 упр. 220 |
| 71. Дательный падеж имён существительных | 1 | | ФП – дательный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 139упр. 222 |
| 72. Винительный падеж имён существительных | 1 | верёвка | ФП – винительный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 142 упр. 226 |
| 73. Творительный падеж имён существительных | 1 | | ФП – творительный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 143 упр. 227 |
| 74. Предложный падеж имён существительных | 1 | Природа охота | ФП – предложный падеж, ЗП - склонение, падежи, падежные вопросы | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 146 упр. 233 |
| Три склонения существительных. | | | | |
| 75. Понятие о типах склонения 1-е склонение имен существительных | 1 | грамота | ФП – начальная форма, именительный падеж единственного числа ЗП - имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа Определение склонения имён существительных стр. 151 упр. 239 |
| 76. 2-е склонение имен существительных | 1 | естествознание | ЗП - имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа Определение склонения имён существительных стр. 153 упр. 243 |
| 77. 3-е склонение имён существительных | 1 | | ЗП - имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа Определение склонения имён существительных стр. 155 упр. 246 |
| 78.Различение имён существительных по склонениям. | 1 | | ЗП - имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа Определение склонения имён существительных стр. 156 упр. 249 |
| 1-е склонение имен сущ. в единственном числе | | | | |
| 79. Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных1-го склонения | 1 | | ФП – ударные падежные окончания, безударные падежные окончания ЗП - 1-е склонение имен существительных | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте стр. 161 упр. 255 |
| 80. Именительный падеж имён существительных 1-го склонения. Подлежащее в предложении | 1 | | ЗП - 1-е склонение имен существительных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания, подлежащее в предложении | Практическая работа. Развитие речи Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте, составление предложений стр. 164 упр. 260 |
| 81. Окончания имён существительных 1-го склонения в родительном падеже | 1 | творог | ЗП - 1-е склонение имен существительных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания | Практическая работа. Развитие речи Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте, составление рассказа стр. 165 упр. 262 |
| 82. Окончания имён существительных 1-го склонения в дательном падеже | 1 | | ЗП - 1-е склонение имен существительных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания | Практическая работа. Письмо по памяти. стр. 166 упр. 264 |
| 83. Сопоставление окончаний в родительном и дательном падежах | 1 | равнина | ЗП - 1-е склонение имен существительных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания | Практическая работа Сопоставление окончаний в родительном и дательном падежах стр. 169 упр. 270 |
| 84. Контрольный диктант. | 1 | | ЗП - 1-е склонение имен существительных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам |
| 85. Окончания имён существительных 1-го склонения в винительном падеже | 1 | | ЗП - 1-е склонение имен существительных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 171 упр. 273 |
| 86. Окончания имён существительных 1-го склонения в творительном падеже | 1 | защита грамота | ЗП - 1-е склонение имен существительных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте стр. 173 упр. 277 |
| 87. Окончания имён существительных 1-го склонения в предложном падеже | 1 | свобода | ЗП - 1-е склонение имен существительных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте стр. 174 упр. 278 |
| 88. Дифференциация окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | стамеска | ЗП - 1-е склонение имен существительных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте стр. 178 упр. 286 |
| 89. Закрепление знаний по теме | 1 | | ЗП - 1-е склонение имен существительных, ударные падежные окончания, безударные падежные окончания | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте стр. 180 упр. 288 |
| 90. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | | ЗП – изображение, тема | Практическая работа. Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
| 91. Деловое письмо. Поздравительная открытка | 1 | | ЗП – обращение, поздравление, пожелание | Практическая работа. Работа с деформированным текстом стр. 183 упр. 292 |
| 2-е склонение имён существительных в единственном числе | | | | |
| 92. Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | 1 | | ФП - единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения ЗП - имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 2-го склонения в тексте стр. 186 упр. 294 |
| 93. Именительный падеж имён существительных 2-го склонения | 1 | | ЗП - единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | Практическая работа. Определение в тексте подлежащего с указанием рода, склонения, падежа стр. 187 упр. 296 |
| 94. Контрольный диктант за ІІІ четверть | 1 | | ЗП - единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | Практическая работа. Определение в тексте имён существительных с указанием рода, склонения, падежа |
| 95. Окончания существительных 2 склонения в родительном падеже | 1 | | ЗП - единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | Практическая работа. Работа с диалогом стр. 192 упр. 303 |
| 96. Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в родительном падеже | 1 | забота | ЗП - окончания имён существительных 1-го и 2-го склонения в родительном падеже | Практическая работа. Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в родительном падеже стр. 193 упр. 304 |
| 97. Окончания существительных 2-го склонения в дательном падеже | 1 | | ЗП - единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | Практическая работа. Письмо по памяти стр. 194 упр. 306 |
| 98. Окончания существительных 2-го склонения в винительном падеже | 1 | | ЗП - единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 2-го склонения в тексте стр. 199 упр. 315 |
| 99. Окончания существительных 2-го склонения в творительном падеже | 1 | остров матрос | ЗП - единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 2-го склонения в тексте стр. 202 упр. 319 |
| 100. Окончания существительных 2-го склонения в предложном падеже | 1 | салат | ЗП - единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 2-го склонения в тексте стр. 203 упр. 322 |
| 101. Дифференциация окончаний имён существительных1-го и 2-го склонения в предложном падеже | 1 | компас | ЗП - окончания имён существительных 1-го и 2-го склонения в предложном падеже | Практическая работа. Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в предложном падеже стр. 205 упр. 325 |
| 102. Закрепление знаний по теме | 1 | победа | ЗП – имена существительные 1-го и 2-го склонения | Практическая работа. Работа с диалогом стр. 206 упр. 327 |
| 103. Контрольный диктант. | 1 | | ЗП – имена существительные 1-го и 2-го склонения | Практическая работа. Определение в тексте имён существительных с указанием рода, склонения, падежа |
| 104. Деловое письмо. Письмо | 1 | | ЗП – обращение, приветствие. сообщение, вопросы, просьбы. пожелания, прощание. | Практическая работа. Составление плана письма. стр. 211 упр. 334 |
| 3-е склонение имён существительных в единственном числе | | | | |
| 105. Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения | 1 | | ФП - 3-е склонение имён существительных в единственном числе ЗП - имена существительные мужского, женского и среднего рода | Практическая работа Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения стр. 213 упр. 336 |
| 106. Именительный падеж имён существительных 3-го склонения | 1 | | ЗП - 3-е склонение имён существительных в единственном числе | Практическая работа Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения стр. 214 упр. 338 |
| 107. Правописание окончаний имён существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | | ЗП - 3-е склонение имён существительных в единственном числе | Практическая работа Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения стр. 216 упр. 342 |
| 108. Дифференциация окончаний имён существительных1-го , 2-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | | ЗП – 1-е.2-е,3-е склонение имён существительных в единственном числе | Практическая работа Дифференциация окончаний имён существительных1-го , 2-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах стр. 217 упр. 344 |
| 109. Окончания существительных 3-го склонения в винительном падеже | 1 | запад горизонт | ЗП - 3-е склонение имён существительных в единственном числе | Практическая работа Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения стр. 219 упр. 347 |
| 110. Окончания существительных 3-го склонения в творительном падеже | 1 | | ЗП - 3-е склонение имён существительных в единственном числе | Практическая работа Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения стр. 223 упр. 353 |
| 111. Дифференциация окончаний имён существительных1-го, 2-го и 3-го склонения в творительном падеже | 1 | орден | ЗП – 1-е.2-е,3-е склонение имён существительных в единственном числе | Практическая работа Дифференциация окончаний имён существительных1-го, 2-го и 3-го стр. 224 упр. 356 |
| 112. Закрепление знаний по теме | 1 | колонна коллекция | ЗП – 1-е.2-е,3-е склонение имён существительных в единственном числе | Практическая работа Работа с текстом. Определение основной мысли, пересказ по опорным словам. стр. 224 упр. 357 |
| 113. Контрольный диктант | 1 | | ЗП – 1-е.2-е,3-е склонение имён существительных в единственном числе | Грамматическое задание. Определение в тексте имён существительных с указанием рода, склонения, падежа |
| 114. Обобщение знаний по теме «Имя существительное» | 1 | салют | ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число имён существительных, 1-е.2-е,3-е склонение имён существительных в единственном числе, падежи и падежные вопросы. | Самостоятельная работа. Дифференциация имён существительных по различным грамматическим категориям. стр. 228 упр. 362. 363 |
| 115. Обобщение знаний по теме «Имя существительное» | 1 | | ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число имён существительных, 1-е.2-е,3-е склонение имён существительных в единственном числе, падежи и падежные вопросы. | Самостоятельная работа. Дифференциация имён существительных по различным грамматическим категориям. стр. 228 упр361 Письмо по памяти. стр. 229 упр364 |
| 116.Обучающее сочинение по картине | 1 | | ФП – передний план, задний план, впечатления от картины | Практическая работа Придумывание конца рассказу, написание сочинения по плану. стр. 230 упр367 |
| V. Предложение | 11 | | | |
| 117. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения | 1 | бензин | ФП - главные члены предложения, второстепенные члены предложения, ЗП – законченная мысль | Практическая работа Синтаксический разбор предложений стр. 234 упр369 |
| 118. Определение нераспространенных и распространенных предложений | 1 | | ФП - нераспространенные и распространенные предложения, ЗП - главные члены предложения, второстепенные члены предложения, части речи | Практическая работа Синтаксический разбор предложений, составление схем предложений стр. 238 упр376 |
| 119. Распространение предложений второстепенными членами | 1 | | ЗП - нераспространенные и распространенные предложения, главные члены предложения, второстепенные члены предложения | Практическая работа Распространение предложений второстепенными членами. Синтаксический разбор предложений, составление схем предложений стр. 239 упр. 378 |
| Однородные члены предложения | | | | |
| 120. Понятие об однородных членах предложения. Однородные подлежащие и сказуемые | 1 | | ФП - однородные подлежащие и сказуемые, ЗП - главные члены предложения, второстепенные члены предложения | Практическая работа Синтаксический разбор предложений, нахождение в предложениях однородных подлежащих и однородных сказуемых. стр. 241 упр382 |
| 121. Однородные второстепенные члены предложения | 1 | верстак станок | ФП – однородные второстепенные члены предложения, ЗП - однородные подлежащие и сказуемые | Практическая работа Синтаксический разбор предложений, нахождение в предложениях однородных второстепенных членов предложения стр. 243 упр387 |
| 122. Перечисление без союзов. Знаки препинания при однородных членах | 1 | | ФП – союз и его роль при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах ЗП - понятие об однородных членах предложения | Практическая работа Письмо по памяти стр. 244 упр389 |
| 123. Однородные члены с союзом «и» | 1 | | ЗП - союз и его роль при однородных членах предложения | Практическая работа Разбор предложений, зарисовка схем однородных членов предложения стр. 245 упр. 391 |
| 124. Однородные члены без союзов и с союзом «и» | 1 | | ЗП - союз и его роль при однородных членах предложения | Практическая работа Составление предложений по картинкам. Разбор предложений, зарисовка схем однородных членов предложения стр. 246 упр. 394 |
| 125. Закрепление темы «Предложение» | | | ЗП - главные члены предложения, второстепенные члены предложения, понятие об однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах | Практическая работа Составление предложений по картинкам. Разбор предложений, зарисовка схем однородных членов предложения стр. 248 упр397 |
| 126. Закрепление темы «Предложение» | 1 | | ЗП - главные члены предложения, второстепенные члены предложения, понятие об однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах | Практическая работа Разбор предложений, зарисовка схем однородных членов предложения стр. 248 упр397 |
| 127. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | | ЗП - главные члены предложения, второстепенные члены предложения, понятие об однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах | Практическая работа Синтаксический разбор предложений |
| 128. Деловое письмо. Письмо родным | 1 | | ЗП – обращение, приветствие. сообщение, вопросы, просьбы. пожелания, прощание | Практическая работа Написание письма родным |
| VІ. Повторение пройденного | 8 | | | |
| 129. Состав слова | 1 | | ЗП - приставка, окончание, корень, суффикс | Практическая работа Разбор слов по составу. стр. 251 упр400 |
| 130.Правописания в корне слова | 1 | | ЗП - гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в корне слова, , твёрдый знак, приставка, окончание, корень, суффикс | Самостоятельная работа Письмо по памяти стр. 253 упр. 404 |
| 131. Приставка и предлог | 1 | | ЗП – приставка, предлог. состав слова, служебная часть речи | Самостоятельная работа Дифференциация предлогов и приставок стр. 255 упр. 408 |
| 132. Твёрдый знак после приставок | 1 | | ЗП - приставка, твёрдый знак | Практическая работа Комментированное письмо стр. 255 упр. 405 |
| 133. Развитие речи. Сочинение по картинке | 1 | | ЗП - записка | Практическая работа. Составление устного рассказа по картинке. Восстановление текста записки. стр. 256 упр. 411 |
| 134. Имя существительное | 1 | | ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число имён существительных, 1-е.2-е,3-е склонение имён существительных в единственном числе, падежи и падежные вопросы. | Самостоятельная работа Дифференциация имён существительных по различным грамматическим категориям. стр. 256 упр. 412 |
| 135. Годовой контрольный диктант | 1 | | ЗП – имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число имён существительных, 1-е.2-е,3-е склонение имён существительных в единственном числе, падежи и падежные вопросы. | Практическая работа Грамматический разбор имени существительного |
| 136. Работа над ошибками | 1 | | ЗП - гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные в корне слова, , твёрдый знак, приставка, окончание, корень, суффикс | Индивидуальная работа с памяткой «Работа над ошибками» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
3. Учебные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. под редакцией
В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г
4. Н.Г.Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык: Учебник для 6 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2014 г.
1. Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по русскому языку.
2. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
3. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)
5. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
7. Мультимедийный проектор (по возможности).
8. Экспозиционный экран (по возможности).
9. Компьютер.
10. Принтер лазерный.
11. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
12. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
13. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку.
1. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
2. Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);
3. «Общий текст» (www. text. net. ru.)
4. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
5. http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
6. http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
7. http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
8. http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
9. http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
10. http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».