Рабочая программа по русскому языку 5-6, 7-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку 5-6, 7-9 классов (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012. №273-ФЗ; Государственного Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» и программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В.В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык, 5-9 кл., 10-11 кл.» (Сост. Е.И. Харитонова М., Дрофа, 2008)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5-6, 7-9 классов (базовый уровень)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № ___
от «___» ____________ 201___г.
руководитель МО
_______________Коротких Н.Н.
Согласовано
заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
_____________Сутормина В.Ю.
«___» ____________ 201___г.
Утверждено
Директор МАВ(С)ОУ В(С)ОШ № 16 г.Тюмени
______________________Семчанков В.А.
«___» ____________ 201___г.
Приказ №___ от «___» ____________ 201___г.
Рабочая программа
по русскому языку 5-6, 7-9 классов (базовый уровень)
вечерней (сменной) общеобразовательной школы
Срок реализации 3 года
Программу составила
Киселева Лариса Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
Тюмень- 2014_г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012. №273-ФЗ; Государственного Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» и программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В.В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык, 5-9 кл., 10-11 кл.» (Сост. Е.И. Харитонова М., Дрофа, 2008)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что язык – по своей
специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические формы общения.
Особенность построения курса состоит в том, что направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Цель курса:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-воспитание интереса и любви к родному языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
-формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи курса:
-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные — владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения;
- интеллектуальные — сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация;
- информационные — умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с
текстом;
- организационные — умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Личностными результатамиявляются:
- понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа; - воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
- расширение словарного запаса, овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в
разных коммуникативных ситуациях;
- способность к продуцированию текстов разных жанров;
- стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
Метапредметными результатами являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
*чтение и аудирование:
- умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
- способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
- адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
*говорение и письмо:
- умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;
- умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т.д.);
- владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
- умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;
2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.
Предметными результатами являются:
-расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и
общества;
- углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);
- закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;
-овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;
- овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;
- умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);
- осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе в объёме 144 часов (4 часа в неделю), 8 классе-108 часов (3 часа в неделю), 9 классе-72часов (2 часа в неделю). Таким образом, курс 7, 8, 9 классов рассчитан на реализацию в объёме 324 часов.
Содержание учебного курса.
7 класс.
Введение.
Общие сведения о языке (1 ч).
Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.
Сведения об отечественных учёных-лингвистах.
Повторение пройденного материала(8ч).
Морфология
Причастие (54 ч)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нн и н. Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями.
Умения и навыки:
-аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;
-различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения — признака, который они обозначают (летящий — летучий);
-согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;
-соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого;
-соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;
-совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности при употреблении придаточных определительных с союзным словом который); употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи.
Деепричастие (15ч)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Умения и навыки:
-аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастиям;
-соотносить деепричастие с подлежащим в предложении;
-использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.
Служебные части речи
Предлог (14ч)
Понятие о предлоге.
Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Умения и навыки:
-определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи;
-употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания (отзыв о книге — рецензия на книгу);
-правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;
-употреблять предлоги в предложениях с однородными членами;
-пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами.
Союз (13ч)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Умения и навыки:
-отличать союзы от других частей речи по совокупности признаков;
-выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями;
-пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи.
Частица (17 ч)
Понятие о частицах. Значение частиц.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.
Умения и навыки:
-отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков;
-определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;
-употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;
-использовать частицы для связи частей текста.
Междометие (7 ч)
Понятие о междометии.
Значение междометий в речи. Признаки междометий.
Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова.
Повторение (15 ч)
Учебно-тематический план.
7 класс
№
часы
Наименование разделов
план
дата
1.
1
Введение. Общие сведения о языке.
2.
8
Повторение пройденного материала.
3.
54
Причастие.
4.
15
Деепричастие.
5.
12
Служебные части речи. Предлог.
6.
13
Союз.
7.
17
Частица.
9.
7
Междометие.
10.
15
Повторение изученного в 7 классе.
Итого: 144 часа.
Содержание учебного курса.
8 класс.
Введение (1ч)
Русский язык – родной язык.
Повторение пройденного материала (5ч)
Синтаксис и пунктуация
Введение (5ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Словосочетание (3ч)
Словосочетание
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Цельные словосочетания.
Предложение. Простое предложение (8ч)
Понятие о предложении. Строение предложения.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Простое предложение. Основные виды простого предложения.
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения (6ч)
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное сказуемое; составное именное.
Согласование глагольного сказуемого с подлежащим.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения (7ч)
Определение.
Приложение.
Дефис при приложении.
Дополнение.
Основные виды обстоятельств.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Умения и навыки:
-различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
-выделять словосочетания из предложения;
-выделять грамматическую основу;
-разбирать предложения по членам;
-выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
-целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
-соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение.
Односоставные предложения (9ч)
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.
Знаки препинания в конце назывных предложений.
Умения и навыки:
-различать односоставные и двусоставные предложения;
-использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы;
-использовать назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа.
Полные и неполные предложения (5ч)
Неполные предложения в речи.
Строение и значение неполных предложений.
Тире в неполном предложении.
Умения и навыки:
-различать полные и неполные предложения;
-различать неполные и односоставные предложения;
-осмысливать роль и сферу употребления неполных предложений в речи, умело их использовать.
Осложнённое предложение
Предложение с однородными членами (12ч)
Понятие об однородных членах предложения.
Союзы при однородных членах.
Запятая между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Умения и навыки:
-видеть в предложении однородные члены (в том числе распространённые однородные члены и разные ряды однородных членов);
-распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
-правильно строить (составлять) предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;
-уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
Предложения с обособленными членами (25ч)
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений.
Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами.
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Обособленные приложения.
Знаки препинания при обособленных приложениях.
Обособленные дополнения.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
Умения и навыки:
-соблюдать правильную интонацию при обособлении;
-заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми предложениями;
-уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями (13ч)
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте.
Основные смысловые разряды вводных слов.
Вводные предложения.
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Обращение, его роль в речи.
Знаки препинания при обращении
Слова-предложения.
Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи.
Пунктуационное оформление слов-предложений.
Умения и навыки:
-соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями;
-использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложении с учетом содержания, стиля высказывания.
-опознавать слова-предложения;
-осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи.
Повторение (9ч)
Развитие речи
Текст. Микротекст. Микротема.
Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.
Заглавие как средство связи предложений в тексте.
Рассуждение. Сравнение как разновидность рассуждения.
Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.
Обращение как средство связи предложений в тексте.
Психологический портрет.
Умения:
-анализировать текст с точки зрения анализа микротекста, нахождения микротемы;
-вычленять в публицистических текстах микротексты и микротемы;
-анализировать и излагать текст публицистического стиля;
-излагать публицистические тексты подробно и сжато;
-излагать публицистический текст с грамматическим заданием;
-создавать текст-рассуждение на основе сравнения;
-создавать текст-рассуждение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений;
-создавать текст-отзыв о книге в публицистическом стиле;
-строить текст публицистического стиля в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу, представленному в учебнике;
-совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
Учебно- тематический план
№
часы
Наименование разделов
план
дата
1.
1
Введение. Общие сведения о языке.
2.
5
Повторение пройденного материала.
Синтаксис и пунктуация.
3.
5
Введение.
4.
3
Словосочетание.
5.
8
Простое предложение.
6.
6
Главные члены предложения.
7.
7
Второстепенные члены предложения.
8.
9
Односоставные предложения.
9.
5
Полные и неполные предложения.
Осложненное предложение.
10.
12
Предложения с однородными членами.
11.
25
Предложения с обособленными членами.
12.
13
Предложения с вводными словами, предложениями и обращениями.
13.
9
Повторение изученного в 8 классе.
Итого: 108 часов
Содержание учебного курса.
9 класс.
Общие сведения о языке
Вводный урок о русском языке -1 ч.
Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.
Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей). Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы. Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка.
Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)
Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и общества.
Понимать то, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь, объяснять разнообразие лексического состава русского языка.
Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.
Повторение изученного в 5-8 классах (4ч)
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.
Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.
Контрольная работа
Сложное предложение (3ч)
Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.
Знать признаки сложных предложений.
Сжатое изложение
Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.
Сложносочиненное предложение (8ч)
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Знать основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.
Контрольный диктант
Сложноподчинённое предложение (18ч)
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.
Сжатое изложение, сочинение.
Контрольная работа.
Сложное бессоюзное предложение (8ч)
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.
Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.
Контрольный диктант.
Сложные предложения с разными видами связи (5ч)
Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.
Уметьправильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты.
Зачёт по теме «Сложное предложение.
Предложения с чужой речью (7ч)
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью.
Цитаты и способы цитирования.
Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.
Уметь определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.
Контрольная работа (изложение)
Общие сведения о языке (5 ч)
Роль языка в жизни общества. Русский речевой этикет и культура межнационального общения. Язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические инновации последних лет. Лингвистические словари.
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (12+1ч)
Фонетика. Основные выразительные средства фонетики. Графика. Орфография. Морфология и орфография. Культура речи. Сведения о языке.
Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка, понятие «культура речи», отражение в языке культуры и истории народа, взаимообогащение языков народов России.
Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка; применять знания по культуре речи.
Изложение
Контрольная работа
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, самостоятельных, практических работ, написание сочинений.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения, сочинения разнообразных жанров, тесты, контрольные работы в форме ГИА.
Основные понятия курса
Богатство, образность, выразительность языка; нормы современного русского языка, фонетика, графика, орфография, морфология, синтаксис, словосочетание, предложение, союзные сложные предложения., бессоюзные предложения, общий второстепенный член, пунктуационный разбор, синтаксический разбор, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова, придаточные предложения, главное предложение, виды подчинения, сложные предложения с разными видами связей, стили речи, способы передачи чужой речи, предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, цитаты, способы цитирования, язык как развивающееся явление, словарь как вид справочной литературы, виды словарей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
часы
Разделы и темы
план
дата
1.
1
Общие сведения о языке.
2.
4
Повторение изученного в 5-8 классах.
3.
3
Сложное предложение.
4.
8
Сложносочиненное предложение.
5.
18
Сложноподчиненное предложение.
6.
8
Бессоюзное сложное предложение.
7.
5
Сложные предложения с разными видами связи.
8.
7
Предложения с чужой речью.
9
5
Общие сведения о языке
10
12+1
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах
Итого: 72 часа.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку в 7-9 классе.
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и
пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Учащимся предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
4) Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 — 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета, в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов.
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта для учащихся 10 -12 класса устанавливается 170 — 200 слов (при подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Для учащихся 10 класса он может состоять из 45 — 50 слов.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»),
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни;
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в крне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных
ошибок, и 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки, для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
- оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно;
- оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий;
- оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
- оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий;
- оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание: орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительного задания, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
- оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок;
- оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1-2 ошибки;
- оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки;
- оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 5-7 ошибок;
- оценка «1» ставится за диктант, в котором допущено более 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения в 10-12 классе — 350 — 450 слов. Рекомендуемы примерный объем классных сочинений в 10 классе — 3,0 — 4,0 страницы. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитываются:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка
Основные критерии оценки.
Содержание и речь грамотность.
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета
Допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
- 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
- 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
- 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также
- 2 грамматические ошибки.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
Допускаются:
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
- 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, а также- 4 грамматические ошибки
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
- 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или
- 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или
- 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или
- 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также
- 7 грамматических ошибок
«1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
IV. Оценка за тест.
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература:
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, включающий следующие учебно-методические пособия:
1. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2012.
2. Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко/ авт.-сост. Г.В.
Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2011. 3. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10 кл.: к учебнику по русскому языку в старших классах В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко/ Т.В. Раман. – М.: Экзамен XXI, 2004. – (Серия «Учебно-методический комплект»).
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Культура речи: тестовые задания для абитуриентов и школьников/ А.И. Дунаев, В.А. Ефремов, В.Д. Черняк. – СПб: САГА: Азбука-классика, 2008.
2. ЕГЭ 2014. Русский язык: сборник экзаменационных материалов/ авт.-сост. И.П. Цыбулько [др.]. – М.: Эксмо, 2013.
3. Единый государственный экзамен. 2014. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
4. Русский язык. Анализ текста: пособие для подготовки к Единому государственному экзамену/ М.В. Козловская, Ю.Н. Сивакова. – СПб: САГА: Азбука-классика, 2013.
5. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: пособие для старшеклассников/ О.А. Мазнева, И.М. Михайлова. – М.: Дрофа, 2008.
6. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2014: Русский язык/ авт.-сост. И.П. Цыбулько [др.]. – М.: Астрель, 2013.
7. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку/ И.П. Цыбулько [др.]. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. Русский язык. 10-11 классы. Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н.М. Божко [др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск
(CD-ROM). – (Сетевой тестовый контроль).
2. Русский язык. 10-11 классы: материалы к урокам, тестовый контроль, дидактические материалы/ Л.Н. Козырева, Т.В. Черницына. – Волгоград: Учитель, 2012. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM). – (Учебно-методический комплекс).