kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа русскому языку среднего общего образования(10-11 классы) БОУСОШ №38 ст. Нововеличковской Динского района Краснодарского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2010 году (автор-составитель Львова С.И., Гольцова Н.Г.). и основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования БОУСОШ № 38

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русскому языку среднего общего образования(10-11 классы) БОУСОШ №38 ст. Нововеличковской Динского района Краснодарского края»


Пояснительная записка


Рабочая учебная программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2010 году (автор-составитель Львова С.И., Гольцова Н.Г.). и основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования БОУСОШ № 38

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Дополнительно на изучение русского языка в 10 классе из компонента общего образования выделено 2 часа, в 11 – классе 3 часа с целью расширения и углубления знаний по базовым предметам и дополнительной подготовке учащихся государственной итоговой аттестации.

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, а в 11 классе изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе и А, В, С в 11 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.

Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в 10-11 классах являются стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни, что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобразовательных, математических и т.д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла (10 класс – 68часов; 11 класс – 102 часа).

Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки и о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность и изложения теоритических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоритические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков – орфографических, пунктуационных, стилистических, т.е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.

Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечиваются большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам.

В программу включены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность. В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения нормативного использования языковых средств.

Учитывая конкретные особенности условий и задач работы, учитель может вносить изменения в примерное распределение учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позволит освободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Необходимо учитывать, что учебник может быть использован учащимися и как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета


Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативные знания, умения и навыки – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковые и лингвистические (языковедческие) навыки – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческие навыки – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно – коммуникативного (сознательно – коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане


Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «русский язык» на этапе среднего общего образования объеме 170 часов : в 10 классе – 68 часов, в 11 классе – 102 часа. Региональный компонент и компонент образовательного организации БОУСОШ №38 предусматривают изучение русского языкаы в 10 классе – 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в 11 классе –102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю



Содержание учебного предмета «Русский язык»

10 класса ( 68 ч)


Введение. Слово о русском языке – 1 час

Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.

Основные термины и понятия:

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира

Знать: лексическое богатство русского языка;

- стилистику русского языка;

- виды планов;

Уметь: составлять план;

- использовать эпиграф;

Лексика. Фразеология – 8 часов

Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах». Тест «Изобразительно-выразительные средства текста»

Основные термины и понятия:

Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты, основные типы словарей

Знать: лексическое и грамматическое значение слов;

- прямое и переносное значение слов;

- понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;

- роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;

- фразеологизмы, фразеологические выражения;

- устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;

- анализировать лексические средства выразительности в тексте;

- работать с различными видами словарей;

- определять лексические особенности текста;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- выделять главное;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

- использование в речи изобразительно-выразительных средств;

- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия – 4 часов

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Самостоятельная работа « Фонетический разбор слов»

Основные термины и понятия:

Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.

Знать: орфоэпические нормы правописания;

- характеристику гласных и согласных звуков в слове;

Уметь: производить фонетический разбор слов;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать мировоззрение школьников;

- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;


Морфемика и словообразование – 4 часов

Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.

Самостоятельная работа «Морфемный и словообразовательный анализ слов»

Основные термины и понятия:

Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразующий аффикс.

Знать: состав слова;

- способы образования слов;

- нормы формообразования;

- правописание морфем;

- морфологический принцип правописания;

Уметь: производить морфемный анализ слов;

- производить словообразовательный разбор слов;

- правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- пользование словарями различных типов;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;


Морфология и орфография – 14 часов

Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Морфология и орфография», тест по теме: «Правописание орфограмм», словарный диктант

Основные термины и понятия:

Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.

Знать: типы орфограмм;

- безударные гласные в корне;

- гласные после шипящих в разных частях речи;

- гласные после шипящих и Ц;

- правописание согласных в слове;

- двойные согласные;

- гласные и согласные в приставках;

- правила переноса слов;

- разделительные Ъ и Ь знаки;

Уметь: определять орфограммы в словах;

- решать орфографические задачи;

- правильно писать безударные гласные в корне;

- правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;

- правильно писать гласные после шипящих и Ц;

- правильно писать двойные согласные;

- правильно писать гласные и согласные в приставках;

- правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;

- применять правила переноса в словах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

Самостоятельные части речи – 25 часов

Части речи. Имя существительное – 4 часа

Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание имен существительных»

Основные термины и понятия:

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных. Сложное слово.

Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;

- нормы формообразования имен существительных;

- морфемику имен существительных;

Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;

- определять тип склонения, число и падеж имен существительных;

- правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;

- правильно писать сложные имена существительные;

- решать орфографические задачи по теме;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- умение эффективно использовать рабочее время;

- умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;


Части речи. Имя прилагательное – 6 часов

Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание имен прилагательных», тест

Основные термины и понятия:

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Отыменные, отглагольные прилагательные. Сложное имя прилагательное.

Знать: стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;

- правописание сложных имен прилагательных;

- особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;

- образование сложных прилагательных;

Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»

- правильно писать суффиксы имен прилагательных;

- производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;

- владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;

- правильно писать сложные имена прилагательные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать


Части речи. Имя числительное – 3 часа

Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.

Самостоятельная работа «Употребление и правописание числительных»

Основные термины и понятия:

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые, составные, сложные имена числительные.

Знать: особенности употребления имен числительных в речи;

- сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;

Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;

- правильно писать падежные окончания имен числительных;

- правильно писать сложные числительные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Части речи. Местоимение – 2 часа

Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.

Самостоятельная работа «Правописание местоимений» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.

Знать: особенности употребления местоимений в речи;

- знать разряды местоимений;

Уметь: производить морфологический разбор местоимений;

- правильно писать местоимения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Части речи. Глагол – 2 часа

Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание глаголов» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Грамматические категории глагола: вид, переходность\непереходность, наклонение, время, лицо, число. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Две основы глагола.

Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;

- синонимию глагольных форм;

- способы формообразования глаголов;

Уметь: производить морфологический разбор глагола;

- правильно писать личные окончания глаголов;

- правильно писать суффиксы глаголов;

- правильно писать Ь в глагольных формах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

Причастие. 3 – часа

Причастие. Морфологические признаки причастия. Вид. Время. Число.

Знать: особенности употребления в речи различных форм причастия.

- способы формообразования причастий.

Уметь: производить морфологический разбор причастия;

- правильно определять действительные и страдательные причастия

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

Части речи. Деепричастие – 2 часа

Деепричастие. Морфологические признаки деепричастия.

Знать: особенности употребления в речи различных форм деепричастия.

- способы формообразования деепричастия.

Уметь: производить морфологический разбор деепричастия;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

Части речи. Наречие и категория состояния – 3 часа

Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание. Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание наречий» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

Наречие. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий. Слова категории состояния. Степени сравнения слов категории состояния. Синтаксическая роль наречий.

Знать: особенности употребления наречий в речи;

- особенности образования наречий;

- особенности образования степеней сравнения наречий;

Уметь: производить морфологический разбор наречий;

- правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;

- правильно писать отрицательные наречия;

- правильно использовать слитное, дефисное, раздельное написание наречий;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

Служебные части речи – 12 часов

Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Правописание служебных слов» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые, составные; производные, непроизводные. Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова.

Знать: типы предлогов по структуре, по значению;

- союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;

- разряды частиц;

- типы междометий по значению и структуре;

Уметь: отличать союзы и союзные слова;

- правильно употреблять союзы в речи;

- правильно писать частицы;

- правильно писать предлоги;

- уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;

- отличать междометия и звукоподражательные слова,

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;


Содержание учебного курса «Русский язык»

11 класс ( 102 ч)


Синтаксис и пунктуация - 3 часа

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Основные термины и понятия:

Синтаксис, пунктуация, функция знаков препинания, принципы пунктуации.

Знать:

определение пунктуации;

основные функции знаков препинания;

разделительные знаки препинания;

выделительные знаки препинания;

многофункциональные знаки препинания;

порядок пунктуационного разбора;

Уметь:

производить пунктуационный анализ предложения;

объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и соединительных знаков препинания;

ставить знаки препинания в соответствии со структурой предложения;

Словосочетание – 3 часа

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Р.Р. Изложение с элементами сочинения.

Основные термины и понятия:

Словосочетание, типы словосочетаний, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.

Знать:

типы словосочетаний;

виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);

окончания частей речи;

порядок разбора словосочетания;

Уметь:

определять тип словосочетаний;

определять виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);

изменять окончание существительных, прилагательных, числительных в соответствии с типом словосочетания;

строить словосочетания различных типов;

делать разбор словосочетаний;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;


Простое неосложненное предложение – 45 + 3 часа

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненные и неосложненные предложения.

Тест №1,2 задания из части А Единого Государственного Экзамена. Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Знаки препинания в предложениях разных типов» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные.

Виды предложение по цели высказывания, виды предложение по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные предложения, предложения двусоставные: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения; второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства, структурная неполнота предложения, соединительные тире, интонационное тире.

Знать:

определение предложения;

характеристику предложений;

пунктуационный разбор предложения;

виды предложений по цели высказывания;

виды предложений по эмоциональной окраске;

распространенные и нераспространенные предложения;

предложения утвердительные и отрицательные;

определение главных членов предложения и способы их выражения;

определение второстепенных членов предложения и способы их выражения;

основные типы односоставных предложений;

условия постановки тире в разных типах простых предложений;

Уметь:

ставить знаки препинания в предложении;

производить пунктуационный разбор предложения;

разбирать предложения по членам предложения;

характеризовать односоставные предложения;

ставить тире в разных видах простого предложений;

осуществлять синтаксический разбор предложения;

осуществлять пунктуационный разбор предложения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

формирование мировоззрение школьников;

умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;

умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

овладение научной картиной мира;

формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры;

находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в полемику и вести дискуссию; уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;


Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Тест № 3,4 задания из части А Единого Государственного Экзамена. Диктант с заданиями из части В Единого Государственного Экзамена.

Основные термины и понятия:

Предложение, осложненное предложение, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения, приложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов, обобщающие слова, функции знаков препинания, обособленные члены предложения, уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения, сравнительный оборот, обращения, вводные слова, вставные конструкции, междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные словах.

Знать:

что такое однородные члены предложения;

какие разделительные и соединительные пунктуационные знаки ставятся между однородными членами предложения;

какие члены предложения (определения, приложения) называются однородными и какие - неоднородными;

что такое обособление;

правила обособления различных членов предложения;

правила обособления обобщающих слов;

определение уточняющих, пояснительных, присоединительных членов предложения;

условия постановки соответствующих знаков препинания при уточнении, присоединении и пояснении;

присоединение сравнительного оборота;

специфику употребления обращений и постановку знаков препинания при обращении;

понятие о вводных словах, их группах и знаках препинания при вводных словах;

понятие о вставных конструкциях и пунктуационных знаках, оформляющих вставные конструкции;

как выделяются знаками препинания междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные слова;

Уметь:

разбирать предложения по членам предложения;

характеризовать односоставные предложения;

ставить тире в разных видах простых предложений;

отличать однородные члены предложения от неоднородных;

ставить нужные знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами, а также не соединенных союзами;

ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;

ставить нужные знаки препинания при уточнении, присоединении и пояснении;

находить сравнительные обороты и ставить знаки препинания при сравнительных оборотах;

ставить нужные знаки препинания при обращении;

находить вводные слова и вставные конструкции в предложениях;

грамотно оформлять их пунктуационными знаками;

находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложении;

ставить верно знаки препинания при них;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;


Сложное предложение - 27 часов

Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Тест № 5,6 из части А Единого Государственного Экзамена.

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения, сложноподчиненные предложения, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения, виды придаточных, типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение, сложное бессоюзное предложение, сложное предложение в разными видами связи, период, сложное синтаксическое целое, микротема, абзац, знаки препинания в сложном предложении.

Знать:

какие предложения называются сложными;

особенности построения сложного предложения;

основные типы сложных предложений;

основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении;

как связаны части сложного предложения;

что называется сложной синтаксической конструкцией;

что называется периодом;

Уметь:

находить сложные предложения;

узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции;

делать синтаксический разбор сложного предложения;

ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор;

составлять схему сложного предложения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

находить способы взаимодействия при работе в группе;

уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;

самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СП;


Предложения с чужой речью – 5 часа

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания при чужой речи» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

Способы передачи прямой речи: прямая речь, косвенная речь; несобственно-прямая речь и слова автора, диалог, реплики диалога, цитаты, способы оформления цитат.

Знать:

что называют чужой речью, цитатой;

какие существуют способы оформления чужой речи;

какие знаки препинания ставятся при прямой речи;

какие знаки ставятся при оформлении реплик диалога;

какие существуют способы включения цитат в контекст;

какие знаки ставятся при разнообразных способах цитирования;

Уметь:

правильно оформлять чужую речь;

ставить знаки препинания при прямой речи;

ставить знаки препинания при диалоге;

включать цитаты в контекст разными способами;

верно ставить знаки препинания при разных способах цитирования;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

умение выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий;

умение планировать, анализировать, рефлексировать;

умение осуществлять самооценку деятельности;

умение анализировать текст и особенности авторского стиля;

находить способы взаимодействия при работе в группе;

уметь вступать в полемику и вести дискуссию;


Употребление знаков препинания - 4 часа

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные, авторская пунктуация.

Знать:

что называется авторской пунктуацией;

какова роль авторской пунктуации в произведении;

основные типы возможных сочетаний знаков препинания;

особенности и типы факультативных знаков препинания;

Уметь:

узнавать возможные в предложении места сочетания знаков препинания или факультативных знаков препинания;

обосновывать поставленные знаки препинания;

видеть авторскую пунктуацию в тексте;

анализировать пунктуационный рисунок текста;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

умение ставить цели, определять пути их решения;

выделять главное;

самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;


Культура речи - 3 часа

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Тест № 7,8 из части А Единого Государственного Экзамена.

Проверочная работа из части А Единого Государственного Экзамена

Основные термины и понятия:

Язык и речь, культура речи, норма литературного языка, типы норм, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы, качества хорошей речи.

Знать:

чем отличаются понятия «язык» и «речь»;

что называется культурой речи;

что такое норма, их признаки и типы;

какие качества присущи хорошей речи;

Уметь:

дифференцировать типы речи;

следовать правильности речи в собственной практике;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как о науке и учёных-русистах;

формирование мировоззрение школьников;

умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;

умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

овладение научной картиной мира;


Стилистика. Из истории русского языкознания – 5+4 часов

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста

Основные термины и понятия:

Функциональные стили, стилистика, стиль, классификация стилей, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, жанры и признаки стиля, особенности разговорной речи, литературно-художественная речь,

Знать:

основные признаки стилей речи;

основные признаки разговорного стиля;

основные особенности литературно-художественной речи;

Уметь:

определить стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение;

создавать тексты разного стиля;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

выделять главное;

самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

создание текста определенного функционально-смыслового типа;

отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

написание сочинения;

приведение примеров, подбор аргументов;

владение монологической и диалогической речью;

создавать тексты-повествования с использованием в них СП различных групп;

при анализе давать интерпретацию языковых явлений;

самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст;

понимать и анализировать художественную роль разговорного стиля в произведениях художественной литературы



Тематическое распределение часов

10 класс


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Лексика. Фразеология. Лексикография

8

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия

4

4

Морфемика и словообразование

4

5

Морфология. Орфография

39


Орфография

14


Части речи

25


Имя существительное

4


Имя прилагательное

6


Имя числительное

3


Местоимение

2


Глагол

5


Причастие

3


Деепричастие

2


Наречие. Слова категории состояния

3


Служебные части речи

12


Итого

68


11 класс


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Синтаксис и пунктуация

3


Словосочетание

3

Предложение

3

Простое предложение

45

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

27

Предложения с чужой речью

5

Употребление знаков препинания

4

2

Культура речи

3

3

Стилистика

5


Из истории русского языкознания

4


ИТОГО

102



Учебно-методическое обеспечение


Учебно-программные материалы:

1) Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва. Дрофа. 2006г.


Учебно-теоретические материалы:

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011

Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М,: Просвещение, 2010

Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2009

Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнение по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Дрофы, 1995


Учебно-практические материалы:

1) Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты. / И. Миловидова. М.: ООО «Айрис», 2008

2) Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. – М.: Эскимо, 2011

3) Единый государственный экзамен 2009: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2009


Учебно-справочные материалы:

1) Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т.М. Воителева, К.А. Войлочкова, Н.А. Герасимова и др. – 2 –е издание - М.: Дрофа, 1999

2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998.

Технические средства: ПК, мультимедийный проектор, экран.



Требования к уровню подготовки учащихся

Ученики 10-11 класса должны знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально – культурной, учебно – научной, официально – деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно – научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно – научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально – культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.


Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы, тесты.



Согласовано

протокол заседания МО

№1 от 27 августа 2015 г.

Руководитель МО

_______Магомедгаджиева Х.Т.


Согласовано

заместитель

директора по УВР

____________ 2015г.

_______Сидяченко Н.В.

Календарно - тематическое планирование 10 класс

Раздел

Номер урока

Тема урока

Дата проведения

Оборудование

план

факт

Введение ( 1 ч )


1

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка.



Презентация.

Лексика. Фразеология. Лексикография.( 8 ч )

2

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение.



Презентация «Лексика и фразеология»


3

Контрольная работа. Диктант № 1 по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография».





4

Изобразительно - выразительные средства русского языка.



Презентация «Изобразительно-выразительные средства»


5

Омонимы и их употребление. Паронимы. Синонимы. Антонимы.



Презентация «Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы»


6

Происхождение лексики современного русского языка.





7

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления.



Таблица. Презентация.


8

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.



Таблица. Презентация.


9

Анализ контрольного диктанта. Лексикография.




Фонетика. Графика. Орфоэпия. (4 ч )

10

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы.



Таблица «Фонетический разбор»


11

Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.



Презентация.


12

Фонетический разбор.



Таблица «Фонетический разбор»


13

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков.



Презентация.

Морфемика и словообразование.(4ч)

14

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные.



Таблица «Морфемный разбор»


15

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.



Таблица «Морфемный разбор»


16

Основные способы формообразования в современном русском языке.



Презентация.


17

Р.Р. Контрольная работа № 1. Сочинение по исходному тексту.




Морфология и орфография.(14ч)


18

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.



Таблица +презентация «чередующиеся гласные в корне слова»


19

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии.



Таблица


20

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.



Таблица


21

Чередующиеся гласные в корне слова.



Презентация «Чередующиеся гласные в корне слова»


22

Употребление гласных после шипящих.



Таблица «Употребление гласных после шипящих»


23

Употребление гласных после ц.



Таблица «Употребление гласных после ц»


24

Правописание звонких и глухих согласных.



Таблица «Правописание звонких и глухих согласных»


25

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.



Таблица «Правописание непроизносимых согласных»


26

Правописание двойных согласных.



Таблица «Правописание двойных согласных»


27

Правописание гласных и согласных в приставках.



Презентация «Правописание гласных и согласных в приставках»


28

Приставки пре- и при- .



Презентация «Приставки пре- и при-»


29

Гласные и и ы после приставок.



Презентация «Гласные и и ы после приставок»


30

Употребление ъ и ь.



Презентация «Употребление ъ и ь»


31

Зачет по теме «Морфология и орфография».




Самостоятельные части речи.(25ч)

32

Имя существительное.

Лексико-грамматические разряды имен существительных.



Презентация «Имя существительное»


33

Правописание падежных окончаний имен существительных. Падежных окончаний. Варианты падежных окончаний.



Таблица «Варианты падежных окончаний»


34

Гласные в суффиксах имен существительных.





35

Зачет по теме «Имя существительное».





36

Имя прилагательное. Лексико - грамматические разряды имен прилагательных.



Презентация «Имя прилагательное»


37

Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.



Таблица «Прилагательные относительные и притяжательные»


38

Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных.





39

Правописание суффиксов имен прилагательных.



Таблица «Правописание суффиксов имен прилагательных»


40

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных.





41

Правописание сложных имен прилагательных.





42

Имя числительное как часть речи. Лексико–грамматические разряды имен числительных.



Презентация «Имя числительное»


43

Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.



Таблица «Правописание имен числительных»


44

Р.Р. Контрольная работа №2. Сочинение по исходному тексту.





45

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.



Презентация «Местоимение»


46

Правописание местоимений.



Таблица «Правописание местоимений»


47

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.



Презентация «Глагол»


48

Правописание глаголов.





49

Причастие. Признаки глагола и прилагательных у причастий.



Презентация «Причастие»


50

Образование причастий.





51

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.



Таблица «Правописание суффиксов причастий»


52

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий





53

Переход деепричастий в наречия и предлоги.





54

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.



Презентация «Наречие»


55

Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.



Таблица «Правописание наречий»


56

Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния.




Служебные части речи. (12ч)


57

Предлог. Особенности употребления предлогов.



Презентация «Предлог»


58

Правописание предлогов.





59

Союз. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре.



Презентация «Союз»


60

Правописание союзов.



Таблица «Правописание союзов»


61

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц.



Презентация «Частицы»


62

Частицы не и ни, их значение и употребление.





63

Слитное и раздельное написание.



Таблица «Слитное и раздельное написание»


64

Не и ни с различными частями речи.





65

Контрольная работа №2. Диктант по теме «Самостоятельные и служебные части речи»





66

Анализ контрольного диктанта. Междометие как особый разряд слов.



Презентация «Междометие»


67

Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий.





68

Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.



Таблица «Правописание междометий»

Итого:

Контр. диктанты – 2

Контр. сочинения - 2

68









Календарно - тематическое планирование 11 класс

Раздел

Номер урока

Тема урока

Дата проведения

Оборудование

план

факт

Синтаксис и пунктуация

1

Основные понятия синтаксиса и пунктуации.



Презентация.


2

Основные принципы русской пунктуации.



Презентация.


3

Пунктуационный анализ.




Словосочетание

4

Классификация словосочетаний.





5

Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.





6

Контрольный диктант №1 по теме «Словосочетание»




Предложение


7

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.





8

Классификация предложений. Предложения простые и сложные.





9

Сложное предложение





10

Анализ контрольного диктанта. Виды предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.





11

Предложения утвердительные и отрицательные





12

Виды предложений по структуре.





13

Двусоставные и односоставные предложения.





14

Двусоставные и односоставные предложения.





15

Главные члены предложения.





16

Тире между подлежащим и сказуемым.





17

Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения.





18

Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.





19

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.





20

Простые осложненные и неосложненные предложения.





21

Синтаксический разбор простого предложения.





22

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.





23

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.





24

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.





25

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.





26

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами (закрепление темы).





27

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.





28

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами (закрепление темы).





29

Обобщающие слова при однородных членах.





30

Знаки препинания при обобщающих словах.





31

Обособленные члены предложения.





32

Знаки препинания при обособленных членах предложения.





33

Обособленные и необособленные определения.





34

Обособленные приложения





35

Обособленные приложения (закрепление темы).





36

Обособленные обстоятельства





37

Обособленные обстоятельства (закрепление темы).





38

Обособленные дополнения





39

Обособленные дополнения (закрепление темы)





40

Контрольное сочинение №1 по заданному тексту.





41

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.





42

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения (закрепление темы).





43

Параллельные синтаксические конструкции.





44

Параллельные синтаксические конструкции.(закрепление темы)





45

Знаки препинания при сравнительном обороте.





46

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.





47

Знаки препинания при обращениях.





48

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.





49

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях (закрепление темы).





50

Знаки препинания при вставных конструкциях.





51

Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.





52

Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с предложением.





53

Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с предложением.





54

Повторение по теме « Простое предложение».




Сложное предложение


55

Понятие о сложном предложении.





56

Главное и придаточное предложения.





57

Главное и придаточное предложения (закрепление темы).





58

Типы придаточных предложений.





59

Типы придаточных предложений.





60

Сложносочиненное предложение.





61

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.





62

Знаки препинания в сложносочиненном предложении ( закрепление темы).





63

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.





64

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.





65

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.





66

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.





67

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.





68

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.





69

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.





70

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.





71

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными





72

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными





73

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.





74

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении





75

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении





76

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении





77

Тире в бессоюзном сложном предложении.





78

Тире в бессоюзном сложном предложении.





79

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.





80

Контрольный диктант №2 «Простые и сложные предложения»





81

Анализ контрольного диктанта №2. Период. Сложное синтаксическое целое и абзац.




Предложения с чужой речью


82

Способы передачи чужой речи.





83

Знаки препинания при прямой речи.





84

Знаки препинания при диалоге.





85

Знаки препинания при диалоге.





86

Контрольное сочинение №2 по заданному тексту.




Употребление знаков препинания


87

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире.





88

Многоточие и другие знаки препинания. Скобки. Кавычки и другие знаки препинания.





89

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация





90

Закрепление темы « Употребление знаков препинания».




Культура речи


91

Язык и культура речи. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Кубан.





92

Нормы литературного языка. Орфографические и пунктуационные нормы.





93

Качества хорошей речи.




Стилистика


94

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи.





95

Классификация функциональных стилей.





96

Классификация функциональных стилей.





97

Основные признаки текста.





98

Анализ текстов разных стилей и жанров.




Из истории русского языкознания.


99

М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев,





100

В.И.Даль, Я.К. Грот.





101

Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков.





102

В.В. Виноградов, С.И. Ожегов




Итого:

Диктанты – 2

Сочинения - 2

102






21




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389185

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Рабочая программа по русскому языку основного общего образования(6-9 классы) БОУСОШ №38 ст. Нововеличковской Динского района Краснодарского края"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_osnovnogho_obshchiegho_obrazovaniia_6_9_"
    ["file_id"] => string(6) "389184"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486515090"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства