Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по русскому языку 3 класс к учебнику Канакиной»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Посудичская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Зам. Директора по УВР
______(Буртолик Н.А.) ______ (Дудина И.А)
Протокол № ___ от Приказ № ____ от
« ___» ______ 2016 г. « ___» _______ 2016 г. « ___» ________ 2016 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 3 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель: Козлова Наталья Александровна
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности , формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступкив том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начальною общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям обшей культуры и гражданской пошипи человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных)и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе: об основных единицах языка,их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я . Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающая гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами) Орфографическое чтение ( проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
прописная заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац), пунктуационных знаков ( в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Изучается во всех разделах курса.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение в изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное.Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1,2,3–му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,2,3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол.Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине, в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши. ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн. чт. нч. шн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь,
рожь,мышь,
соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственной) числа (читаешь, учишь)'.
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в копне предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
запятая при обращении в предложениях;
запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, и поженив с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочи пение-описание
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ
по
плану
по факту
Язык и речь /2 ч/
1
Наша речь. Виды речи.
Сл.слово: вместе
С.6-7
Различают язык и речь. Объясняют, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывают о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализируют высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находят выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составляют текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивают результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
2
Наш язык.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Проверь себя
С.8-10
Текст. Предложение. Словосочетание /14 ч/
3
Что такое текст?
Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
С.12
Различают текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.
Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.
Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.
Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.
Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.
Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение» Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.
Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания, Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.
Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
4
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Их особенности.
Словарное слово: орех.
С.13-14
5
Предложение.
Повторение и углубление представлений о предложении диалоге.
С.15-16
6
Виды предложений по цели высказывании (повествовательные, вопросительные, побудительные). Знаки препинания в конце предложений.
Сл.слово:овёс
С.17-20
7
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».
8
Работа над ошибками. Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений.
С.20-23
9
Предложение с обращением.
Развитие речи. Составление предложений по рисунку с.26 упр.36
С.24-26
10
Главные и второстепенные члены предложения.
Разбор предложения по членам предложения.
С.26-27
11
Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам предложения.
С.28-29. Сл.слово: восток
12
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией – схемы и памятки. Списывание текста
( упр.46с.30)
С.29-30
13
Простое и сложное предложения.
С.31-32
14
Запятая внутри сложного предложения.
Сл.слово: заря
С.33-34
15
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Развитие речи. Составление предложений из деформированных слов.
Словарное слово: пшеница
С.35-37
16
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Проверь себя.
С.38
Слово в языке и речи /17 ч/
17
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Работа над ошибками.
С.40-42
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.
Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.
Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных.
Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.
Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж.Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
18
Синонимы и антонимы.
Сл.слово: погода. Страничка для любознательных.
С.42-44
19
Омонимы. Использование омонимов в речи.
Работа со словарём омонимов.
Сл.слово: понедельник.
С.45-46
20
Слово и словосочетание.
Сл.слово: ракета.
С.47-48
21
Фразеологизмы.
С.49-50
22
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
С.52 упр.88.
23
Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное.
Сл.слово: трактор.
С.53-55
24
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».
Согласные звуки и буквы для их обозначения.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн,чкК,чт,щн,нч.
С.65-66
30
Проверочный диктантпо теме «Слово в языке и речи»
31
Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Сл.слово: компьютер.
С.68-70
32
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.
С.70 упр.129
33
Работа над ошибками.
Проект «Рассказ о слове» С.72
Состав слова/18 ч+1 ч из повторения/
34
Корень слова. Однокоренные слова.
С.74
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.
Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег — бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.
Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.
Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.
Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.
35
Как найти в слове корень.
Страничка для любознательных.
Сл.слово: столица.
С.75-76
36
Сложные слова. Соединительная гласная в сложных словах.
С.77-78
37
Что такое окончание?
С.79-80
38
Формы слова и окончание.
С.80-81
39
Как найти в слове окончание? Нулевое окончание.
Сл.слово: обед, ужин.
С.81-82
40
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Работа с деформированным текстом.
С.83
41
Приставка — значимая часть слова.
С.84-85
42
Как найти в слове приставку.
С.85-86
43
Значение приставок.
Образование однокоренных слов с помощью приставок.
С.86-88
44
Контрольная работа за 1 четверть.
45
Работа над ошибками. Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс?
С.89-90
46
Значение суффиксов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.
С.91-93
47
Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе».
48
Работа над ошибками. Основа слова. Разбор слова по составу.
С.95-97
49
Обобщение знаний о составе слова. Словообразовательный словарь.
Сл.слово: пирог, шоссе.
С.98-99
50
Проверочная работа.
С.100
51
Работа над ошибками. Проект «Семья слов»
С.101
52
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста
С.99 упр.191.
Правописание частей слова. /29 ч/
53
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Сл.слово: четверг
С.102-103
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём.
Составлять словарики слов с определённой орфограммой.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление.
54
Правописание слов с безударными гласными в корне.
С.104-105
55
Проверочные и проверяемые слова.
С.106-107
56
Слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.
Списывание текста с.110 упр.207
Сл.слово: берег
С.108
57
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.
С.109-110
58
Правописание слов с парными по глухости – звонкости на конце слова и перед согласным в корне.
Сл слово: пороша
С.111-112
59
Способы нахождения проверочных слов.
С.113-114
60
Развитие речи. Составление теста-описания по рисунку.
С.116 упр.222
Работа над ошибками
61
Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости.
С.115-116
62
Непроизносимые согласные звуки и буквы их обозначающие. Сл.слово: чувство, лестница.
С.117
63
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
С.118
64
Проверочные и проверяемые слова.
Сл.слова: интересный, интересно.
С.119
65
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление.
Развитие речи .Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка».С.123 упр.238
68
Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными.
Сл.слова: грамм, килограмм. С.123
69
Орфограммы в приставках и суффиксах. Правописание суффиксов –ик/-ек.
С.124-126
70
Правописание суффиксов –ок, -оньк/-еньк.
С.127-128.
71
Правописание приставок с гласными а и о.
С.129
72
Правописание суффиксов и приставок. Закрепление.
С.130-131
73
Правописание приставок и предлогов.
С.131-132
74
Способы различения приставок от предлогов.
С.132-133
75
Предлоги никогда не употребляются с глаголами.
С.133-134
76
Правописание слов
с разделительным твердым знаком (ъ).
С.134-135
77
Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
С.136-137
78
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».
79
Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь».
80
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. С.140 упр.278
81
Работа над ошибками . Правила переноса слов с разделительным твёрдым знаком. Составление объявления.
С.138
Части речи. /75 ч/
82
Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
С.3-5
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.
Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.
Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён
существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.
Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное.
Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение).
Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе. Писать диктант и проверять написанное.
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.
Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над
употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»).
Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.
Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.
Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.
Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.
Определять начальную форму имени прилагательного.
Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.
Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья).Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.
Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).
Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.
Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.
Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.
Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».
83
Имя существительное. (30 ч + 1ч из повторения)
Значение и употребление имён существительных в речи.
Сл.слово: самолёт, комната.
С.8-11
84
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
С.12-138-10
85
Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
С.14 упр.21
86
Работа над ошибками.
Устаревшие слова в русском языке.
87
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.
С.15-117
88
Проект «Тайна имени»
С.18
89
Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму одного числа.
С.20-22
90
Изменение имён существительных по числам.
Сл.слово:однажды.
С.23-24
91
Род имен существительных. Родовые окончания имён существительных.
Сл слово: кровать.
С.25-27.
92
Определение рода имён существительных
С.27-28.
93
Имена существительные общего рода С.29-30
94
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.
С.35упр.62
95
Работа над ошибками. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих 31-32
96
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
97
Работа над ошибками. Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
С.33-34
98
Склонение имён существительных.
С.36-37
99
Изменение имён существительных по падежам.
С.38
100
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
С.39-40
101
Развитие речи .Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
С.41 упр.73
102
Работа над ошибками. Определение падежа имён существительных.
Сл.слово: рябина.
С.40-41
103
Именительный падеж
имен существительных.
С.42-43
104
Родительный падеж
имен существительных.
С.43-45
Сл.слово: трамвай, пятница, около
105
Дательный падеж имен существительных.
С.46-47
106
Винительный падеж
имен существительных. Распознавание род. и винит. падежей
Сл.слово: солома.
С.48-52
107
Творительный падеж
имен существительных.
С.52-53
108
Предложный падеж имен существительных.
С.54-55
109
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. С.56 упр.101
110
Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Падежи имени существительного».Работа с таблицей «Признаки падежей»
С.57-58
Сл. слово: потом.
111
Сочинение по картине К.Ю.Юона «Конец зимы. Полдень».С.62 упр.108
112
Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка»
С.60-61
113
Проверочный диктант по теме «Имя существительное».
114
Проект «Зимняя страничка».
С.60-61
115
Имя прилагательное (18ч)
Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки
Сл. слова: приветливо, Красная площадь, Московский Кремль.
С.64-67
116
Роль имён прилагательных в тексте. Сл. слово: ромашка, растение.
С.68-69
117
Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в описании.
118
Развитие речи. Составление текста – описания в научном стиле.
С.69 упр.121
119
Развитие речи. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь».
С.70 упр.122
120
Работа над ошибками. Род имён прилагательных.
С.72
121
Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.
С.73-74
122
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Сл слово: сирень
С.75-76
123
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя)
С.76-77
124
Изменение имен прилагательных
по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от имени существительного.
Сл. слово: поэт, гвоздика.
С.78-80
125
Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
Сл. Слово: животное.
126
Изменение имён прилагательных по падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, - ов, -ин.
С.82-83
127
Начальная форма имени прилагательного.
С.84-85
128
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
129
Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного.
130
Проект « Имена прилагательные в загадках»
С.90
131
Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками»
132
Работа над ошибками. Обобщение
С.89
133
Местоимение( 4 ч)
.Личные местоимения 1,2,3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа.
С.92-94
134
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Сл. слово: воскресенье.
С.95-96
135
Развитие речи. Составление письма С.97 упр. 168
136
Работа над ошибками. Проверочная работа с.98
137
Глагол (21).
Глагол.Значение и употребление в речи.
С.100-101
138
Число. Изменение глаголов по числам. С.102-103.
139
Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам. С.105 упр.180
140
Работа над ошибками. Глагол – как член предложения. Сл. слово: завтрак, завтракать.
С.103-104
141
Неопределённая форма глагола. С.106
142
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?
Сл. слово: песок.
С.107-108
143
Изменение глаголов по числам.
С.109-110
144
Развитие речи. Составление предложений ( с нарушенным порядком слов), их запись.
С.111 упр.194.
145
Времена глаголов. Определение времени глаголов.
С.111-113
146
Правописание окончаний –ешь, -ишь у глаголов 2-го лица единственного числа.
С.114-116
147
Изменение глаголов по временам.
148
Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам.
С.120 упр.213.
149
Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам. С.117-118
Сл. слово: квартира, герой.
150
Род глаголов в прошедшем времени.
С.121
151
Родовые окончания глаголов (-а,-о)
С.122-123
152
Правописание частицы не с глаголами.
С.124-125
153
Правописание глаголов на -тся и -ться. Морфологический разбор глаголов.
С.126-127
154
Правописание приставок с глаголами. Правописание частицы не с глаголами.
С.128-129
155
Контрольный диктант по теме «Глагол».
156
Работа над ошибками.
Контрольное списывание С.129 упр.236.
157
Обобщение знаний о глаголе.
Проверочная работа. Поверь себя. С.130
Повторение /13 ч/
158
Части речи. Служебные и самостоятельные части речи.
С.131-132
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу.
Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
159
Развитие речи. Обучающее изложение. С.133 упр.242 Сл.слово: солдат.
160
Работа над ошибками. Предложения по цели высказывания.
С.134
161
Правописание окончаний имён прилагательных.
С.135
162
Правописание приставок и предлогов.
С.136
163
Правописание безударных гласных.
С.137-138
164
Правописание значимых частей слова.
С.139
165
Итоговый контрольный диктант.
166
Однокоренные слова.
Работа над ошибками.
С.139-140
167
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста на основе самостоятельно составленного плана.
С.141 упр.265
168
Работа над ошибками. Текст.
С.143
169
Развитие речи. Составление рассказа на тему «Почему я жду летних каникул». С.142