Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русский язык" 5 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
основное общее образование, 5 класс
Количество часов: 170 часов, уровень - базовый.
Составители:
учителя русского языка и литературы
Короченко О.Н
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по предмету «Русский язык» для 5 класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе рабочей программы по предмету «Русский язык» для уровня основной школы (5-9 класс), принятой педагогическим советом школы (протокол № 1 от 28 августа 2015 г., утвержденной приказом директора школы № 685 от «31» августа 2015 г.).
Основными целями и задачами обучения русского языка в 5 классе являются:
•воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык,
•овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
•развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, осознание эстетической ценности родного языка;
•совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Программа реализуется по учебнику «Русский язык. 5 кл.Учебн.для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе. В 2 ч./ [Т.А.Ладыженская, Н.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др., научн.Редактор Н.М. Шанский]3-е изд.-М.: Просвещение,2014».
Выбор данного учебника обусловлен тем, что онсоответствует Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию, образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/2015 учебный год (Приказ Министерства образования и науки от 31 марта 2014 N 253).
В связи с тем, что количество учебных недель составляет -34 (170ч), а авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (175ч) в календарно-тематическом планировании по русскому языку для 5 класса произведено уплотнение тем в следующих разделах:
5 класс
Изучаемый раздел
Авторская программа
Рабочая программа учителя
Язык и общение
3
3
Вспоминаем, повторяем, изучаем
20
19
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
30
30
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
15
15
Лексика. Культура речи.
8
8
Морфемика. Орфография. Культура речи
22
22
Имя существительное
21
20
Имя прилагательное
14
13
Глагол
35
33
Повторение и систематизация изученного
7
7
Итого
175
170
В течение учебного года запланировано:
контрольных диктантов -3,
контрольных изложений-2
контрольных тестирований - 1 ,
контрольных сочинений-2, что соответствует Инструктивно-методическому письму «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2016-2017 учебном году».
Для реализации поставленных целей используются различные педагогические технологии, методы и приемы обучения.
Основной формой организации учебной деятельности - обучения является урок (типология по Т.И. Шамовой):
урок изучения новых знаний и способов действий;
урок закрепления знаний и способов действий;
урок комплексного применения знаний и способов действий;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий.
Основные формы учебной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.
Педагогические технологии:
обучение в сотрудничестве,
проектного обучения,
проблемное обучение,
технология группового обучения,
здоровьесберегающая технология обучения,
ИКТ- технология.
Методы обучения направлены на формирование самостоятельности в приобретении знаний (по Никишиной И.В.):
частично-поисковый (метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности- умение увидеть проблемы, сформулировать идею, найти способы решения проблемы и т. д.),
поисковый (направлен на поиск оптимальных способов решения проблемы или учебной ситуации),
творческий (любое творческое задание преследует коммуникативную цель, развивает навыки работать с разными информационными источниками, публичной защиты и самооценки своей деятельности);
интерактивный (учебные задания направлены на продуктивное взаимодействие участников учебной деятельности);
методы стимулирования самостоятельной познавательной деятельности (эмоциональные, познавательные, волевые, социальные);
нетрадиционные методы оценивания (самооценка, самоконтроль, карты успеха).
Используются следующие педагогические приемы:
повествование,
описание,
рассуждение.
II. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки прохождения темы
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 ч +РР 1 ч)
1
РР.Язык и человек
Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений
в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст
упражнения.
2
Общение устное и письменное.
Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют
устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий об-
щения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализируя пословицы и поговорки русского народа.
Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение.
3
РР Стили речи
Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета
Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте.
Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают понятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста.Знакомятся с репродукцией картины.Орфограмма Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове.
5
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием
Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов
6
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант;
выбирают заголовок, отражающий содержание
7
Буквы и, у, а после шипящих. Стартовая диагностическая работа.
Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выпол-
няют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словамиисключениями из правила, работают с орфографическим словарём, составляют предложения
8
Разделительные ъ и ь.
Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь.Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляютпредложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма.
когда ь не является разделительным знаком.
9
Раздельное написание предлогов
с другими словами
Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней
10
РР. Что мы знаем о тексте?
Определяют признаки текста.Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения мысловой цельности.
11
РР . Обучающее изложение «Хитрый заяц»(упр.70)
Пишут изложение по тексту при помощи плана
12
Анализ изложения. Части речи
С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи.Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или инойчасти речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют главные члены в одном из предложений.
13
Глагол
Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведённых в упражнениях. Ставят глаголы в неопределённую форму
14
-Тся и -ться в глаголах
Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах.
Выполняют упражнения, руководствуясь правилом.
15
РР. Тема текста.
Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приве дённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само со чинение. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант.
16
Личные окончания глаголов
Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют предложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами
17
Имя существительное
Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизируют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируюттаблицы. Выделяют окончания в именах существительных
18
Имя прилагательное
ляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж.
19
Местоимение
Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо,падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пересказывают текст, выписывают из него местоимения
20
Основная мысль текста
Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку.
21
Обобщение и систематизация знаний по теме «Повторение»
Отвечают на контрольные вопросы и задания.
22
Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах»
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (25 ч + 5 ч)
23
Анализ контрольного диктанта. Синтаксис
Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте.
24
Пунктуация
Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста.
Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания.
25
Словосочетание.
Словосочетание. Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании.
26
Разбор словосочетания
Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или предлог). Выполняют разборы словосочетаний
27
Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и
письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении.
28
Восклицательные предложения
Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют
смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений.
29
РР Подготока к написанию сжатого изложения (упр.144)
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
30
РР Написание сжатого изложения
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
31
Анализ изложения.Члены предложения. Главные члены предложения.
Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях.
32
Подлежащее
Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым.
33
Сказуемое
Определяют виды сказуемого и способы его выражения. . Описывают действия человека припомощи глаголов-сказуемых
34
Тире между подлежащим и сказуемым
Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях
навыки определения главных членов предложения
35
Нераспространённые и распространённые предложения
Различают распространённые и нераспространённые предложения. Составляют нераспространённые предложения и распространяют их однородными членами
36
Второстепенные члены предложе-
ния
Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения
37
Дополнение
Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы распространённых предложений.
38
Определение
Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями.
39
Обстоятельство
Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства.
40
Предложения с однородными чле-
нами
Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения соднородными членами. Составляют предложения исвязные тексты с однородными членами
41
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами.Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами; составляют предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова
42
Предложения с обращениями
Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения.Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют предложения с обращениями
43
РР. Письмо
Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения.
44
Синтаксический разбор простого
предложения.
Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполняют устный и письменный разборы предложений.
45
РР . Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» (упр.229)
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания сочинения –описания
46
РР. Написание контрольного сочинения по картине Ф.Решетникова «Опять двойка»
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
47
Анализ сочинения. Пунктуационный разбор простого
Предложения
Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор предложений.
48
Простые и сложные предложения
Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связив сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные предложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам
49
Синтаксический разбор сложного
предложения
Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым
предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений.. Составляют план сообщения на тему «Простые и слож-
ные предложения
50
Прямая речь
Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними,объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью.Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами слова автора и прямую речь).
51
Диалог
Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог
в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди читают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов..
52
Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи »
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Работают со схемами предложений.
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч + 3 ч)
53
Фонетика
Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонтрирующую группы звуков речи в русском языке
54
Гласные звуки . Согласные звуки
Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные.
Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела:
выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой речью, обозначают орфограммы
55
Изменение звуков в потоке речи
Согласные твёрдые и мягкие
Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анали-
зируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.
56
РР.Повествование
Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи.
57
Согласные звонкие и глухие.
Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию.Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламируют его.
58
Графика. Алфавит.
Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфииАктивизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова.Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре.
59
Описание предмета
Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи.
60
Обозначение мягкости согласных
с помощью мягкого знака
Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, ана-
лизируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкогознака.Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы.
61
Двойная роль букв е, ё, ю, я
Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного
62
Орфоэпия. Фонетический разбор слова
Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения
63
РР.Подготовка к написанию сочинения –описания по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр.323)
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания сочинения –описания
64
РР. Написание сочинения –описания по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»
( упр.323)
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
65
Анализ сочинения .Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.
66
Тестирование по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
67
Анализ теста по теме«Фонетика.Орфоэпия.Графика. Орфография»
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.
ЛЕКСИКА . КУЛЬТУРА РЕЧИ(6+ 2 ч)
68
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные
Слова.
Слово и его лексическое значение Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль словав формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова.Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Однозначные и многозначные
словаРазличают однозначные и многозначные слова.
69
Прямое и переносное значение
слов
Прямое и переносное значение
Слов.Различают прямое и переносное значение слова.
Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение
70
Омонимы. Синонимы
Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы.
71
Синонимы
Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к даннымв упражнениях словам
72
Антонимы
Опознают антонимы.Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов.
73
РР Подготовка к написанию подробного изложения «Первый снег». (Создание текста на основе исходного)
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
74
РР Написание подробного изложения «Первый снег»
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
75
Анализ изложения. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика»
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.
МОРФЕМИКА.ОРФОГРАФИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ(18+4Ч)
76
Морфема — наименьшая значи-
мая часть слова
Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему какзначимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками
77
Изменение и образование слов
Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст.Делят слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова)
78
Окончание. Основа слова
Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу.Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, выделяют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте,списывают текст, расставляют знаки препинания.
79
Корень слова
Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки
в подборе однокоренных слов
80
РР. Рассуждение
Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как
часть других функционально-смысловых типов речи.
81
РР. Написание сочинения – рассуждения на одну из тем
( упр.402)
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
82
Анализ сочинения. Суффикс
Опознают суффикс как словообразующую морфему.Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов,
образованных суффиксальным способом
83
Приставка
Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают при-
ставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов.
84
Чередование звуков
Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в од-
ной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условияхпроисходит чередование (при образовании слов/при изменении слов).
85
Беглые гласные.
Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередоании; записывают слова с таким чередованием.
86
Варианты морфем .
Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют
однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов
87
Морфемный разбор слова
Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; при-
ставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренныхслова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов.
88
Правописание гласных и соглас-
ных в приставках
Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обо-
значают приставки в словах, анализируют разницу между произноше ниеми написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в приставках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой
89
Буквы з и с на конце приставок
Усваивают правило написания букв з и с на конце приставок. Выбира-
ют правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой.
90
Буквы а — о в корне -лаг- —
-лож-
Усваивают правило написания букв а — о в корне -лаг- — -лож-. Вы-
бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая
в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой
91
Буквы а — о в корне -раст- —
-рос
Усваивают правило написания букв а — о в корне -раст- — -рос-. Вы-
бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая
в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных.
92
Буквы ё — о после шипящих
в корне
Усваивают правило написания букв ё — о после шипящих в корне. Вы-
бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая
в параграфе орфограмма.
93
Буквы и — ы после ц
Усваивают правило написания букв и — ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфо-
грамма
94
РР Подготовка к написанию контрольного изложения «Последний лист орешника» (упр.419,420)
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
96
Анализ контрольного изложения.
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания сочинения –описания
97
Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
98
Имя существительное как часть
речи
Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи,
харак теризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён существительных.
99
РР. Доказательства в рассуждении
Определяют доказательство как структурную часть рассуждения.
Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод.
100
Имена существительные одушев-
лённые и неодушевлённые
Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
101
Имена существительные соб-
ственные и нарицательные
Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имён существительных собственных. Записывают текств форме диалога, выделяя собственные имена существительные.
102
РР.Подготовка и написание сжатого изложения «Перо и чернильница» (упр.513)
Пишут сжатое изложение
103
Анализ изложения.Род имён существительных
Определяют род имён существительных.Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существительных, определение рода которых вызывает затруднения.
104
Имена существительные, кото-
рые имеют форму только множе-
ственного числа
Распознают имена существительные, имеющие форму только множе-
ственного числа.Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог.
105
Имена существительные, кото-
рые имеют форму только един-
ственного числа
Распознают имена существительные, имеющие форму только единственного числа.Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними
предложения
106
Три склонения имён существи-
тельных
Определяют тип склонения имён существительных.
Склоняют имена существительные.
107
Падеж имён существительных
Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся
к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с име-нами существительными в родительном падеже. Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении
108
Падеж имён существительных
Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся
к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с име-нами существительными в родительном падеже. Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении
109
Правописание гласных в падеж-
ных окончаниях существительных
в единственном числе
Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях суще-
ствительных в единственном числе.
Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений (состав ляютсловосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам).
110
РР Подготовка к написанию контрольного изложения «Русские березы» (упр.547)
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
Анализ изложения.Множественное число имён существительных
Определяют морфологические признаки множественного числа имён существительных.Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам.
113
Правописание о — е после ши-
пящих и ц в окончаниях существи-
тельных
Усваивают правило написания о — е после шипящих и ц в окончани-
ях существительных.Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывают данный текст в форме диалога
114
Морфологический разбор имени
существительного
Характеризуют имя существительное по его морфологическим призна-
кам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор
имён существительных
115
РР. Написание сочинения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
Пишут сочинениие
116
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное »
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
117
Имя прилагательное как часть речи
Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилаательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.
118
Имя прилагательное как часть речи
Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилаательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.
119
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён
прилагательных.
120
РР. Описание животного.
Анализируют тексты
121
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.
122
РР.Описание животного. Подготовка к написанию изложения по текстуА.И.Куприна «Ю-ю» (упр.585)
Воспринимают описание животного как вариант описания.
123
РР.Написание изложения по текстуА.И.Куприна «Ю-ю»
Пишут изложение по тексту, в котором есть описание животного.
124
Анализ изложения .Прилагательные полные и краткие
Распознают полные и краткие формы имён прилагательных.
Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными.
125
Морфологический разбор имени
прилагательного
Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признаками синтаксической роли.
Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных
126
РР Устное сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение»(упр.598)
Пишут сочинениие
127
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.
128
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
129
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное»
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
Глагол (29 ч + 6 ч)
130
Глагол как часть речи
Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.Определяют глаголы-сказуемые в предложениях,характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказу-емые с подлежащими
131
Не с глаголами
Усваивают правило написания не с глаголами.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правиломрассказ о признаках глагола как части речи.
132
Не с глаголами
Усваивают правило написания не с глаголами.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правиломрассказ о признаках глагола как части речи.
133
РР. Рассказ .Устный рассказ
на юмористическую тему(упр.619)
Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ.
134
Неопределённая форма глагола
Распознают неопределённую и личные формы глагола.
Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, озаглавливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме.
135
Правописание -тся и –ться в глаголах
Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся.
136
Правописание -тся и –ться в глаголах
Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся.
137
Виды глагола
Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида.
Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз-
(рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами
138
Буквы е — и в корнях с чередо-
ванием
Усваивают правило написания букв е — и в корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом
139
Буквы е — и в корнях с чередо-
ванием
Усваивают правило написания букв е — и в корнях глаголов с чередованием.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом
140
Буквы е — и в корнях с чередо-
ванием
Усваивают правило написания букв е — и в корнях глаголов с чередованием.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом
141
РР Подготовка к контрольному сочинению «Невыдуманный рассказ о себе»(упр.651)
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
142
РР Написание контрольного сочинения «Невыдуманный рассказ о себе»
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
143
Анализ сочинения. Время глагола
Определяют время глагола.Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем
времени. Обозначают вид и время глаголов
144
Время глагола
Определяют время глагола.Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем
времени. Обозначают вид и время глаголов
145
Прошедшее время
Определяют способ образования глаголов прошедшего времени.
Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают
глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют
с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно.
146
Настоящее время
Определяют форму настоящего времени глагола.
147
Будущее время
Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования.
148
Спряжение глаголов
Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания или предложения
149
РР. Подготовка к сжатому изложению
( упр.688)
Работают с черновиком сжатого изложения по тексту упражнения, содержащее не более ста слов.
150
РР. Написание сжатого изложения(упр.688)
Пишут сжатое изложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов.
151
Анализ изложения.Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным лич
Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли.Выполняют устный и письменный разбор глаголов.
154
Мягкий знак после шипящих
в глаголах во 2-м лице единствен-
ного числа
Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
155
Мягкий знак после шипящих
в глаголах во 2-м лице единствен-
ного числа
Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
156
Употребление времён
Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.
157
Употребление времён
Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.
158
РР.Сочинение –рассказ по рисунку (упр. 701)
Рассматривают рисунки, пишут сочинение
159
Анализ сочинения. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.
160
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.
161
Контрольное тестирование по теме «Глагол»
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
162
Анализ контрольного теста по теме «Глагол»
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5 ч + 2 ч)
163
Разделы науки о языке.
Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделовнауки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывают лексическое грамматическое значение слов.
164
Орфограммы в приставках и
в корнях слов.
Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке..Графически обозначают орфограммы.
165
Контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация пройденного в V классе»
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий.
166
Анализ диктанта. Орфограммы в окончаниях слов
Графически обозначают орфограммы.Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке
167
Диагностическая работа за курс 5 класса
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции ,контроль и самоконтроль изученных понятий
169
Анализ диагностической работы.Употребление букв ъ и ь
Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. За-
полняют таблицы. Обозначают орфограммы.
170
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью
Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания
в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделяют части текста.
Приложение
к рабочей программе по русскому языку
для 5 класса
Стартовая контрольная работа
I вариант
1. Прочитай отрывок повести А.П. Чехова «Степь»
Сжатая рож(?), бур(?)ян, молочай, … -все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное со…нцем, ож…вало, чтоб вновь зацвести. Над д…рогой с в…селым криком н…сились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное брич(?)кой, всп…рхнуло и со своим мягким "тррр" п…летело к х…лмам. Кузнечики, сверч(?)ки, скрипачи и медве(д/т)ки зат…нули в тр…ве свою скрипуч(ую/юю), монотонную музыку.
А.П. Чехов «Степь»
2.Сосчитайте и запишите цифрой, сколько имен существительных в отрывке.
Ответ:____________.
3.Определи род имен существительных (заполни таблицу):
6. Укажи буквы словосочетаний, в которых главным словом является существительное:
А) с весёлым криком Б) носились старички
В) полетело к холмам Г) монотонную музыку
Ответ:_____________________________
7.Вставь пропущенные буквы в словах (в тексте)
8.Выдели приставки в словах данного предложения:
Стадо куропаток, испуганное брич(?)кой, всп…рхнуло и со своим мягким "тррр" п…летело к х…лмам.
9.Выпишите из текста имя прилагательное, которое употреблено в форме муж. рода, ед. числа
Ответ:___________________________________________
10. Укажите номера слов, которые являются глаголами:
Оживало; 2) зацвести; 3) монотонную; 4) стадо
Ответ:___________________.
11.Укажи спряжение глаголов (I, II):
1) заживать______, 2) гнать_______,
3)перекликаться________, 3) белить________.
12. Укажите номер глагола, стоящего в неопределенной форме
1) зацвести, 2) оживало, 3) полетело, 4) плакали
Ответ:_____________.
13.Укажите номер, под которым записано личное местоимение
Свою, 2) я, 3) мою, 4) все
14.Напиши количество букв и звуков в словах:
рожь_______________________________________,
бурьян_____________________________________.
15.Подчеркни грамматическую основу в предложении:
Кузнечики, сверч(?)ки, скрипачи и медве(д/т)ки зат…нули в тр…ве свою скрипуч(ую/юю), монотонную музыку.
II вариант
Прочитай отрывок повести А.П. Чехова «Степь»
Как душно и уныло! Бричка б…жит, а Егорушка видит все одно и то же: небо, равнину, холмы... Старички ул…тели, куропаток не видно. Над поблекшей тр…вой, от нечего делать, носятся гр…чи; все они похожи друг на друга и делают степ(?) еще более однообразной.
Л…тит коршун над самой з…млей, плавно взмахивая крыл(?)ями, и вдруг ост…навлива(?)тся в воздух…, точно задумавшись о скук… жизни, потом встряхива.т крыл.ями и стрелою несется над степ.ю, и непонятно, зачем он лета.т и что ему нужно.
2.Сосчитайте и запишите цифрой, сколько имен существительных в отрывке.
Ответ:____________.
3.Определи род имен существительных (заполни таблицу):
небо, равнину, холмы, старичок, куропаток, травой, степь, коршун, (о) жизни
13.Укажите номера, под которыми записаны личные местоимения
1) они, 2) он, 3) все, 4) то
Ответ:_______________________________.
14.Напиши количество букв и звуков в словах:
степью_______________________________.
крыльями____________________________.
15.Подчеркни грамматическую основу в предложении
Кузнечики, сверч(?)ки, скрипачи и медве(д/т)ки зат…нули в тр…ве свою скрипуч(ую/юю), монотонную музыку.
Критерии оценивания
Шкала соответствия тестовых баллов и школьных отметок.
Школьная отметка
Тестовый балл
«5»
15-14
«4»
13-10
«3»
9-8
«2»
7
На выполнение работы по русскому языку дается 45 минут. Работа состоит из 15 заданий. В заданиях № 2-9; 14,15 ответы должны быть сформулированы самостоятельно и вписаны ниже вопроса (линеечки прочерчены). В заданиях № 6, 10, 11-13 надо выбрать правильные ответы и вписать ниже задания (линеечки прочерчены)
Ответы
Вариант № 1
2. Имен существительных – 22
3. Рожь (ж.р.), бурьян (муж. р.), молочай (муж.р.), роса (ж.р.), солнце (ср. р.), дорога (ж.р.), суслики (нет), чибисы (нет), стадо (ср.р.).
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту родной реки в удивительных сказках , песнях, картинах.
Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.
Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.
( 81 слово)
(По Н. Ф. Ефимовой)
В лесу
Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.
(88 слов)
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г.А. Богданова. – М.:Просвещение, 2007
Приложение к разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
РР . Подготовка и написание контрольного сочинения по картине Решетникова «Мальчишки» (упр.229)
Приложение к разделу
«Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»
Вариант 1
Вариант 2
1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1.Апрель 2.Яркий 3.Льют 4. Здесь
1. В каком слове количество букв и звуков не совпадает? 1.Подъём 2. Ручка 3.Ёлка 4. Урок
2. В каком слове все согласные звуки звонкие?
1.Дело 2. Тома 3. Дуб 4. Зуд
2. В каком слове все согласные звуки глухие?
1.Вор 2. Сор 3. Суд 4. Рад
3. В каком слове все согласные звуки твердые? 1.Чаща 2.Горло 3.Маяк 4.Капля
3. В каком слове все согласные звуки мягкие? 1.Пятка 2.Земной 3. Конь 4.Верить
4. В каком слове 6 букв и 7 звуков? 1. Устный 2.Версия 3.Съемка 4.Братья
4. В каком слове 7 букв и 8 звуков? 1.Гвоздем 2.Близкий 3.Оконные 4.Комедия
5. В каком слове есть непроизносимый согласный звук? 1.Опас(?)ный 2.Доблес(?)ный 3.Интерес(?)ный 4.Ужас(?)ный
5. В каком слове нет произносимого согласного звука? 1.Прекрас(?)ный 2.Гиган(?)ский 3.Окрес(?)ный 4.Аген(?)ство
6. В каком слове ударение падает на первый слог? 1.Ворота 2.Выздороветь 3.Дала 4.Квартал
6. В каком слове ударение падает на второй слог? 1.Было 2.Понял 3.Цемент 4.Силос
7. В каком слове на месте буквенного сочетания чн звучит [шн]? 1.Конечно 2.Сердечно 3.Кирпичный 4.Личный
7. В каком слове на месте буквенного сочетания чн звучит [ч`н]? 1.Скучный 2.Скворечник 3.Пустячный 4.Конечный
8. Сделайте фонетическую запись слов объезд, ненастный, яблоко.
8. Сделайте фонетическую запись слов вьюжный, гигантский, ёлка.
9. В каком слове происходит озвончение? 1.Резьба 2.Молотьба 3.Рассказ 4.Сходка
9. В каком слове происходит оглушение? 1.Вклад 2.Сбить 3.Разбегаться 4.Вкусный
10. В каком слове произносится звук [йу`]? 1.Метель 2.Юркий 3.Чуткий 4. Легкий
10. В каком слове нет звука [й`]? 1. Песня 2.Вьюга 3.Съезд 4.Сеять
Ключи
Вариант 1
Вариант 2
3
1
1
3
2
4
2
4
2
1
2
3
1
4
[абйэст],[н`инасный]
[йаблака]
[в`йужный],[г`иганск`ий]
[йолка]
2
1
2
1
«5» высокий уровень- 10 баллов
«4» повышенный уровень- 8-9 баллов
«3» базовый уровень- 6-7 баллов
«2» низкий уровень- 0-5 баллов
Приложение к разделу «МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ »
РР Подготовка и написание контрольного изложения «Последний лист орешника» (упр.419,420)
Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Все ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла желтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.
Весь лес черный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит желтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить за ветку. Оглянулся – висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в черном лесу. (По В.М.Пескову.)
«Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/[Т.А.Ладыженская, Н.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.].-33-е изд., дораб.-М.: Просвещение,2014»
Приложение к разделу «Имя существительное»
Контрольное изложение «Русские березы» (по упр. № 547)
Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда ещё не бывал…
Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись. Не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной растительности.
Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…
Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа…
(В.П.Астафьев)
Уроки русского языка в 5 кл. / Г.А. Богданова. – М.:Просвещение, 20
Приложение к разделу «Имя прилагательное»
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
В лесу
Молодые осинки истройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.
Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берез совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.
Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек! (99 слов)
Уроки русского языка в 5 кл. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2007
Приложение к разделу «Глагол»
РР Подготовка к контрольному сочинению «Невыдуманный рассказ о себе» (упр.651)
Контрольное тестирование по теме «Глагол»
Вариант 1
А1. Глагол – часть речи, которая обозначает
1) предмет
2) действие предмета
3) признак предмета
4) признак признака
А2. В каком случае НЕ пишется СЛИТНО
1) не\мог
2) не\доумевал
3) не\видел
4) не\нравится
А3. Найдите ИНФИНИТИВ
1) борется
2) бороться
3) боролись
4) борюсь
А4. В каком случае нужно поставить букву Е
1) се…л
2) ла…л
3) кле…л
4) ненавид…л
А5. В каком случае НЕ НУЖЕН Ь
1) читаеш…
2) освещает…ся
3) стрич…ся
4) катат…ся
А6. В каком случае нужно поставить букву И
1) бл…стит
2) соб…ру
3) зам…рать
4) зап…реть
А7. Найдите глагол, стоящий в форме НАСТОЯЩЕГО времени:
1) разожгу
2) строить
3) кушаю
4) сжевал
А8. В каком случае нужно поставить букву И
1) бре.шь
2) вылет.т
3) танцу.шь
4) перечитыва.шь
А9. Укажите ряд, в котором все глаголы II спряжения:
1) варить, говорить, читать
2) уходить, гнать, ненавидеть
3) спешить, брить, чертить
4) сделать, пойти, ответить
А10. Укажите глагол I спряжения
1) лет…шь
2) смотр…т
3) кле…м
4) бор…тся
В1. Из данных предложений выпишите глагол СОВЕРШЕННОГО ВИДА
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало.
А мохнатые боятся: где нам с этаким сражаться.
В2. Разберите по составу глагол ПРИЛЕТЕЛ
В3. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложениях. Ответ запишите словами.
Она её хлестала палкой и кнутом. И под гору, и в гору гнала её бегом.
В4. Разберите по составу глагол РАССЫПАТЬСЯ.
С1. Объясните, используя тип речи – рассуждение, почему НЕ ВИДЕТЬ пишется раздельно, а НЕНАВИДЕТЬ – слитно.
Контрольное тестирование по теме «Глагол»
Вариант 2
А1. Глагол в предложении чаще всего бывает
1) подлежащим
2) сказуемым
3) дополнением
4) обстоятельством
А2. В каком случае НЕ пишется ОТДЕЛЬНО
1) не\навидеть
2) не\здоровится
3) не\выучить
4) не\годовать
А3. Найдите ИНФИНИТИВ
1) смеюсь
2) смеяться
3) смеются
4) смеялись
А4. В каком случае нужно поставить букву И
1) завис…л
2) та…л
3) кле…л
4) раска…лся
А5. В каком случае НЕ НУЖЕН Ь
1) начинат…ся
2) купаеш…ся
3) обжеч…ся
4) смеёт…ся
А6. В каком случае нужно поставить букву Е
1) бл…стать
2) расст…лить
3) выж…гать
4) подп…рать
А7. Найдите глагол, стоящий в форме БУДУЩЕГО времени:
1) разорву
2) писать
3) читаю
4) засмотрелся
А8. В каком случае нужно поставить букву Е
1) волну.шься
2) гон.шь
3) верт.шь
4) черт.шь
А9. Укажите ряд, в котором все глаголы 1 спряжения:
1) рисовать, идти, купить
2) играть, принести, белить
3) спеть, смотреть, учить
4) посмотреть, лаять, блестеть
А10. Укажите глагол II спряжения
1) смотр…т
2) ве…т
3) стел…т
4) шага…шь
В1. Из данных предложений выпишите глагол НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
Света утром чай пила.
Села, с мамой посидела, встала, к бабушке пошла.
В2Разберите по составу глагол УМЫВАЛАСЬ
В3. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении. Ответ запишите словами.
Царь Гвидон зовёт их в гости, их он кормит и поит.
В4. Разберите по составу глагол ПРОНОСИЛСЯ.
С1. Объясните, используя тип речи – рассуждение, почему однокоренные глаголы СОБЕРУ и СОБИРАТЬ пишутся по-разному.
ОТВЕТЫ (2 вариант)
ОТВЕТЫ (1 вариант)
А1. 2)
А2. 3)
А3. 2)
А4. 3)
А5. 4)
А6. 2)
А7. 1)
А8. 1)
А9. 1)
А10. 1)
В1. Пила
В2. у-мы-ва-л-а-сь
В3. Настоящее
В4. Про-нос-и-л- -ся
А1. 2)
А2. 2)
А3. 2)
А4. 4)
А5. 2)
А6. 3)
А7. 3)
А8. 2)
А9. 2)
А10.4)
В1. Забежало
В2. При-лет-е-л-
В3. Прошедшее
В4. Рас-сып-а-ть-ся
Контрольное тестирование по теме «Глагол»
«5» высокий уровень- 14-15 баллов
«4» повышенный уровень- 12-13 баллов
«3» базовый уровень- 11- 8 баллов
«2» низкий уровень- 0-7 баллов
Малюшкин А. Б. Тестовые задания по русскому языку в 5 классе. /А. Б. Малюшкин.- М.: «ТЦ Сфера» , 2007
Приложение к разделу
«Повторение и систематизация пройденного в V классе»
Итоговый контрольный диктант
Лето в тундре
Коротка летняя пора на севере тундры. В мае ещё в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по её бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.
Вэто время сюда возвращаются птицы. Тундра – родина этих птиц. На берегах светлых озёр они строят свои гнезда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!
Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далёкие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда.
Наступает день, когда солнце не поднимается из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю. (115 слов)
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г.А. Богданова. – М.:Просвещение, 2007
Диагностическая работа за курс 5 класса
Часть 1
Для заданий с выбором ответа А1-А10 обведите номер правильного ответа.
А1 Укажите слово, в котором ударение падает на последний слог:
1)
торты
2)
столяр
3)
понял
4)
банты
А2 В каком ряду во всех словах пишется буква З?
1) ко…ьба, бли…кий, бере…ка
2) пол…ти, мер…кий, поло…ка,
3) замер…ший (в холод), про…ьба, вя…кий
4) сколь…кий, зама…ка, ре…кий
А3 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется Ъ:
от…езд, с…ябедничать, неб…ющийся
об…единение, из…ясняться, раз…яриться
под…ём, солов…и, об…ёмный,
об…явление, обез…яна, сер…ёзно
А4 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква З:
бе…чувственный, …горбиться, не...говорчивый
чере…чур, бе…заботный, бе…брежный
бе…зубый, бе…граничный, бе…ветренный
в…помнить, не…держанность, ...бить
А5 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква И:
трава в ине…, отдыхать на Кавказ…, упрекать в равнодуши…
быть в смущени…, жить в Казан…, расписаться в получени…
выставка в галере…, находиться в восхищени…, найти в магазин…
играть на роял…, кричать в отдалени…, в легком плать…
А6 В каком слове следует писать букву И?
1)
смуглолиц…й
2)
на ц...почках
3)
цариц…н
4)
традиц…я
А7 В каком случае НЕ пишется слитно?
1)
(не)здоровится
2)
(не)буду
3)
(не)могли
4)
(не)видеть
А8 Укажите предложение с ошибкой при постановке знаков препинания:
1) В городе есть магазины и водокачки.
2) Вокруг полянки пышно росли береза, осина и ольха.
3) Мама обняла Серёжу и приложила горячую щеку к его голове.
4) Бабочки толклись вокруг лампы, стукались об неё, и падали вниз.
А9 Укажите сложное предложение:
1) В магазинном окне кукла улыбалась, а медведи сидели на барабане.
2) Тётя Паша заклеила рамы, между рамами положила вату и поставила стаканчики с солью.
3) На фотографиях были виды приморских городов, банановые рощи, древние постройки.
4) И почти на всех снимках было синее море и голубое небо.
А10 В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А) «Для молодого человека», - сказал он.
Б) Сереже понравилось, что его так назвали, но Вари опять не было целую вечность.
В) Варя пришла наконец, и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.
Г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.
1) А, Г, Б, В 2) В, Б, А, Г 3) В, А, Г, Б 4) Г, В, А, Б
Часть 2
Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания
(В1-В6) на основе прочитанного текста.
1) Звонки раздавались один за другим почти непрерывно. 2) Приезжали все новые и новые гости. 3) Барышни Рудневы едва успевали справляться с ними. 4) Взрослых приглашали в гостиную, а маленьких завлекали поиграть в детскую и в столовую, чтобы запереть их там предательским образом. 5) В зале еще никто не зажигал огня. 6) Огромная елка стояла посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом. 7) Там и здесь на ней тускло поблескивала, отражая свет уличного фонаря, позолота цепей, орехов и картонажей.
В1 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5.
Ответ: ___________________________.
В2 Определите стиль речи.
Ответ: ___________________________.
В3 Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.
Ответ: ___________________________.
В4 Определите, какое из приведённых сочетаний слов не является словосочетанием. В ответе укажите только букву, под которой оно указано.
А) новые гости Б) ещё не зажигали В) приезжали гости Г) позолота цепей
Ответ: ___________________________.
В5 В предложении 4 найдите глагол, который состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания, и запишите его в ответе.
Ответ: ___________________________.
В6 Среди предложений 1-4 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. В ответе укажите его номер.
Ответ: ___________________________.
С1 Придумайте продолжение текста, записав 3-4 предложения.
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Каждое задание типа «А» или «В» оценивается в 1 балл. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом (С1) оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания.
Ответы
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
2
4
2
3
2
4
1
4
1
4
В1
повествование
В2
художественный
В3
никто не зажигал
В4
В
В5
завлекали, приглашали
В6
3
Критерии оценивании ответов на задание С1
№
Критерий
Градация критерия
Баллы
К1
Соответствие созданного текста коммуникативной задаче данного текста
Текст соответствует коммуникативной задаче
1
Текст не соответствует коммуникативной задаче
0
К2
Логичное построение текста
Логические ошибки отсутствуют
1
Наличие 1 логической ошибки
0
К3
Орфографическая и пунктуационная грамотность
Грубые орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют
1
Наличие 1 грубой орфографической или 1 грубой пунктуационной ошибки
0
Максимальный балл:
3
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
object(ArrayObject)#887 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(187) "Рабочая программа предмета русский язык 2 класс (Канакина В. П.) в соответствии с ФГОС. УМК Школа России "
["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-priedmieta-russkii-iazyk-2-klass-kanakina-v-p-v-sootvietstvii-s-fgos-umk-shkola-rossii"
["file_id"] => string(6) "105562"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1402884121"
}
}