kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Анализ художественного текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса поможет подготовить обучающихся к экзаменам по русскому языку и  литературе. Работа с художественным текстом даст возможность быстро и правильно подобрать аргументы для сочиненияЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Анализ художественного текста"»
















Программа элективного курса по литературе

«Художественный анализ текста»

для 10 класса











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс «Художественный (литературоведческий) анализ текста» рассчитан на 34 часа для учащихся 10 классов. В отличие от курсов «Комплексный анализ текста» и «Лингвистический анализ текста» в нем рассматриваются художественные тексты произведений XIX века в единстве формы и содержания с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.). Такой системно-интегри­рующий подход и произведению позволяет решать приоритетные задачи в обучении литературе в связи с появлением новых форм итоговой аттестации и сокращением учебных часов на изучение предмета в старших классах.

Цели и задачи данного курса, а также требования к результатам обучения продиктованы особенностями структуры экзамена по литературе в новой форме, в центре которого находится художественный текст и комплекс заданий, сочетающих два типа заданий:

  1. задания с кратким ответом, проверяющие знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно-выразительных средств и т.п.);

  2. комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.

Основными целями данного курса являются:

- формирование умений и навыков, необходимых для подготовки к ЕГЭ: умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров;

- развитие коммуникативных навыков обу­чающихся, овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания.

В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки учащихся по литературоведческому анализу художественного произведения, расширяется круг изучаемых произведений малых форм, детализируется и конкретизируется изучение крупных произведений, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от формы их проведения).

Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, основными формами работы становятся:

- индивидуальная и групповая деятельность по решению литературоведческих задач;

- написание сочинений различных жанров и форм;

- самостоятельный подбор художественных текстов для анализа и сопоставительного анализа.

В результате изучения курса учащиеся должны:

- освоить элементы литературоведческого анализа текста литературного произведения;

- владеть приемами решения литературоведческих задач;

- выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему, уметь создавать логически связные, образные высказывания;

- владеть навыками самостоятельного поиска ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения,

- уметь сопоставлять литературные факты и явления и выявлять в них общие и своеобразные черты, а также устанавливать ассоциативные связи с произведениями других видов искусства;

- умение самостоятельно составлять задания к тексту, направленные на осмысление содержания, авторского замысла, не выявление особенностей использования в тексте средств воплощения авторской идеи.

Результаты работ могут отслеживаться с помощью таких форм, как выполнение зачетных работ с рейтинговой системой баллов, соответствующей требованиям ЕГЭ; защита индивидуальных или групповых проектов.




Содержание курса

1. Вводное занятие. Художественный образ. Содержание и форма произведения. (1 час)

Цели и задачи курса. Понятие художественного образа, средства создания образа. Взаимосвязь содержания и формы произведения. Наблюдения над текстами различных форм.

2. Историко-литературный процесс. (2 часа)

Историко-литературный процесс и его этапы. Место А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в истории русской литературы. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» и стихотворения М.Ю. Лермонтова. «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

3. Литературные роды. Жанры литературы. (1 час)

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы, их признаки. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Жанровое своеобразие поэмы. Анализ эпизода (начало седьмой главы, лирическое отступление). Образ автора в лирическом отступлении.

4. Язык художественного произведения. (3 часа)

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Определение изобразительно-выразительных средств в художественном тексте (поэтическом, прозаическом, драматическом). Наблюдения над текстами разных авторов.

5. Сюжет. Композиция. Конфликт. (1 час)

Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Анализ эпизода (Действие второе, явление второе).

6. Персонаж. Характер. Тип. (4 часа)

Система образов. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Анализ эпизода (Описание комнаты Обломова).

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Анализ эпизода (начало главы XI).

Сопоставительный анализ эпизодов из романа «Обломов» (объяснение Ольги и Обломова, объяснение Ольги и Штольца).

7. Ритмико-интонационная характеристика стихотворения. (3 часа)

Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа. Определение ритмико-интонационной характеристики стихотворений.

Н.А. Некрасов. Анализ стихотворений «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».

8. Создание собственного текста в письменной форме (1 час)

Зачетная работа. Интерпретация поэтического текста.

9. Психологизм. Народность. Историзм. (1 час)

Художественный анализ эпизода поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Начало главы «Последыш», изображение сенокоса).

10. Художественный анализ поэтического текста. (4 часа)

Художественный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…», «О, как убийственно мы любим...».

Художественный анализ стихотворений А.А. Фета «Вечер», «Одним толчком согнать ладью живую…».

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») и А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. (2 часа)

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. Анализ эпизода сказки.

12. «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе. (4 часа)

Анализ эпизодов романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Из тома 1 . Часть первая. Эпизод главы III. Портрет княжны Элен.

Из тома 2. Часть третья. Эпизод главы II. Вечер в Отрадном.

Из тома 3. Часть вторая. Эпизод главы XXXI. Пьер на Бородинском поле.

Из тома 4. Эпилог. Эпизод главы VIII. Николай и Марья. Или эпизод главы X. Наташа после замужества.

13. Деталь. Символ. Подтекст. ( 3 часа)

Анализ эпизодов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

14. Художественный анализ прозаического и драматического текста. (2 часа)

А.П. Чехов. Анализ эпизода рассказа «Крыжовник».

Анализ эпизода комедии «Вишневый сад».

15. Создание собственного текста в письменной форме (1 час)

Зачетная работа. Интерпретация прозаического текста.

16. Защита проектов (2 часа)

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Кол-во часов

по теме

Вид занятий

1





2



3




4




5




6



7





8




9



10




11





12





13



14



15.




16.

Вводное занятие. Художественный образ. Содержание и форма произведения.


Историко-литературный процесс.


Литературные роды. Жанры литературы.



Язык художественного произведения.



Сюжет. Композиция. Конфликт.



Персонаж. Характер. Тип.


Ритмико-интонационная характеристика стихотворения.


Создание собственного текста в письменной форме


Психологизм. Народность. Историзм.


Художественный анализ поэтического текста.


Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.


«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.


Деталь. Символ. Подтекст.


Художественный анализ прозаического текста.

Создание собственного текста в письменной форме


Защита проектов

1





2



1




3




1




4



3





1




1



4




2





4





3



2



1




2

Лекция с элементами беседы. Подготовка к урокам-семинарам, урокам-практикумам



Уроки-исследования



Практикум




Лекция с элементами беседы. Практикум



Творческая мастерская.




Уроки-исследования



Уроки-исследования

Зачет




Практикум




Уроки-исследования



Уроки-исследования

Защита проектов



Уроки-исследования





Уроки-исследования





Уроки-исследования



Практикум



Зачет




Зачет





























Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

Количество

часов

Дата по

плану

Фактическая дата проведения

1.

Вводное занятие. Художественный образ. Содержание и форма произведения

1



2.

Историко-литературный процесс.


1



3.

Историко-литературный процесс.


1



4.

Литературные роды. Жанры литературы.


1



5.

Язык художественного произведения.


1



6.

Язык художественного произведения. Наблюдения над текстами разных авторов.



1



7.

Язык художественного произведения. Практическое занятие на примере пьесы Островского «Гроза».


1



8.

Сюжет. Композиция. Конфликт.




9.

Персонаж. Характер. Тип.


1



10.

Персонаж. Характер. Тип.

Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1



11.

Персонаж. Характер. Тип. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Анализ эпизода (Описание комнаты Обломова).



1



12.

Персонаж. Характер. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Анализ эпизода (начало главы XI).


1



13.

Ритмико-интонационная характеристика стихотворения.



1



14.

Ритмико-интонационная характеристика стихотворения.


Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

1



15.

Ритмико-интонационная характеристика стихотворения. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа. Определение ритмико-интонационной характеристики стихотворений.

1



16.

. Н.А. Некрасов. Анализ стихотворений «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».


1



17.

Психологизм. Народность. Историзм.



1



18.

Художественный анализ поэтического текста.


1



19.

Художественный анализ поэтического текста.

1



20.

Художественный анализ поэтического текста. Художественный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…», «О, как убийственно мы любим...».



1



21.

Художественный анализ поэтического текста. Художественный анализ стихотворений А.А. Фета «Вечер», «Одним толчком согнать ладью живую…».



1



22.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.


1



23.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. Анализ эпизода сказки.


1



24.

«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.


1



25.

«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе…

Анализ эпизодов романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Из тома 1. Часть первая. Эпизод главы III. Портрет княжны Элен.


1



26.

«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе. Из тома 2. Часть третья. Эпизод главы II. Вечер в Отрадном.


1



27.

«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе. Эпилог. Эпизод главы VIII. Николай и Марья, эпизод главы X. Наташа после замужества.


1



28.

Деталь. Символ. Подтекст.


1



29.

Деталь. Символ. Подтекст. Роль детали в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» в изображении образов помещиков.


1



30.

Деталь. Символ. Анализ эпизодов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



1



31.

Художественный анализ прозаического текста. А.П. Чехов. Анализ эпизода рассказа «Крыжовник».



1



32.

Художественный анализ прозаического текста.

Анализ эпизода комедии «Вишневый сад».


1



33.

Создание собственного текста в письменной форме. Зачетная работа. Интерпретация прозаического текста.


1



34.

Защита проекта.

1



35.

Итоговое занятие.

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Анализ художественного текста"

Автор: Богачева Нина Михайловна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Рабочая  программа элективногокурса по русскому языку  «Функция знаков препинания и тенденция их употребления  в современной печати» "
    ["seo_title"] => string(149) "rabochaia-proghramma-eliektivnoghokursa-po-russkomu-iazyku-funktsiia-znakov-priepinaniia-i-tiendientsiia-ikh-upotrieblieniia-v-sovriemiennoi-piechati"
    ["file_id"] => string(6) "104443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402700775"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Рабочая программа факультатива "Анализ художественного текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-fakul-tativa-analiz-khudozhiestviennogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "234096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443349160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства