Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Анализ художественного текста"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Анализ художественного текста"
Рабочая программа элективного курса поможет подготовить обучающихся к экзаменам по русскому языку и литературе. Работа с художественным текстом даст возможность быстро и правильно подобрать аргументы для сочиненияЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Анализ художественного текста"»
Программа элективного курса по литературе
«Художественный анализ текста»
для 10 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Художественный (литературоведческий) анализ текста» рассчитан на 34 часа для учащихся 10 классов. В отличие от курсов «Комплексный анализ текста» и «Лингвистический анализ текста» в нем рассматриваются художественные тексты произведений XIX века в единстве формы и содержания с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.). Такой системно-интегрирующий подход и произведению позволяет решать приоритетные задачи в обучении литературе в связи с появлением новых форм итоговой аттестации и сокращением учебных часов на изучение предмета в старших классах.
Цели и задачи данного курса, а также требования к результатам обучения продиктованы особенностями структуры экзамена по литературе в новой форме, в центре которого находится художественный текст и комплекс заданий, сочетающих два типа заданий:
задания с кратким ответом, проверяющие знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно-выразительных средств и т.п.);
комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.
Основными целями данного курса являются:
- формирование умений и навыков, необходимых для подготовки к ЕГЭ: умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания.
В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки учащихся по литературоведческому анализу художественного произведения, расширяется круг изучаемых произведений малых форм, детализируется и конкретизируется изучение крупных произведений, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от формы их проведения).
Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, основными формами работы становятся:
- индивидуальная и групповая деятельность по решению литературоведческих задач;
- написание сочинений различных жанров и форм;
- самостоятельный подбор художественных текстов для анализа и сопоставительного анализа.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- освоить элементы литературоведческого анализа текста литературного произведения;
- владеть приемами решения литературоведческих задач;
- выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему, уметь создавать логически связные, образные высказывания;
- владеть навыками самостоятельного поиска ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения,
- уметь сопоставлять литературные факты и явления и выявлять в них общие и своеобразные черты, а также устанавливать ассоциативные связи с произведениями других видов искусства;
- умение самостоятельно составлять задания к тексту, направленные на осмысление содержания, авторского замысла, не выявление особенностей использования в тексте средств воплощения авторской идеи.
Результаты работ могут отслеживаться с помощью таких форм, как выполнение зачетных работ с рейтинговой системой баллов, соответствующей требованиям ЕГЭ; защита индивидуальных или групповых проектов.
Содержание курса
1. Вводное занятие. Художественный образ. Содержание и форма произведения. (1 час)
Цели и задачи курса. Понятие художественного образа, средства создания образа. Взаимосвязь содержания и формы произведения. Наблюдения над текстами различных форм.
2. Историко-литературный процесс. (2 часа)
Историко-литературный процесс и его этапы. Место А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в истории русской литературы. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» и стихотворения М.Ю. Лермонтова. «Из-под таинственной, холодной полумаски…».
3. Литературные роды. Жанры литературы. (1 час)
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы, их признаки. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Жанровое своеобразие поэмы. Анализ эпизода (начало седьмой главы, лирическое отступление). Образ автора в лирическом отступлении.
4. Язык художественного произведения. (3 часа)
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Определение изобразительно-выразительных средств в художественном тексте (поэтическом, прозаическом, драматическом). Наблюдения над текстами разных авторов.
5. Сюжет. Композиция. Конфликт. (1 час)
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Анализ эпизода (Действие второе, явление второе).
6. Персонаж. Характер. Тип. (4 часа)
Система образов. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.
И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Анализ эпизода (Описание комнаты Обломова).
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Анализ эпизода (начало главы XI).
Сопоставительный анализ эпизодов из романа «Обломов» (объяснение Ольги и Обломова, объяснение Ольги и Штольца).
Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа. Определение ритмико-интонационной характеристики стихотворений.
Н.А. Некрасов. Анализ стихотворений «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».
8. Создание собственного текста в письменной форме (1 час)
Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
1
15.
Ритмико-интонационная характеристика стихотворения. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа. Определение ритмико-интонационной характеристики стихотворений.
1
16.
. Н.А. Некрасов. Анализ стихотворений «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».
1
17.
Психологизм. Народность. Историзм.
1
18.
Художественный анализ поэтического текста.
1
19.
Художественный анализ поэтического текста.
1
20.
Художественный анализ поэтического текста. Художественный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…», «О, как убийственно мы любим...».
1
21.
Художественный анализ поэтического текста. Художественный анализ стихотворений А.А. Фета «Вечер», «Одним толчком согнать ладью живую…».
1
22.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1
23.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. Анализ эпизода сказки.
1
24.
«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.
1
25.
«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе…
Анализ эпизодов романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Из тома 1. Часть первая. Эпизод главы III. Портрет княжны Элен.
1
26.
«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе. Из тома 2. Часть третья. Эпизод главы II. Вечер в Отрадном.
1
27.
«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе. Эпилог. Эпизод главы VIII. Николай и Марья, эпизод главы X. Наташа после замужества.
1
28.
Деталь. Символ. Подтекст.
1
29.
Деталь. Символ. Подтекст. Роль детали в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» в изображении образов помещиков.
1
30.
Деталь. Символ. Анализ эпизодов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
1
31.
Художественный анализ прозаического текста. А.П. Чехов. Анализ эпизода рассказа «Крыжовник».
1
32.
Художественный анализ прозаического текста.
Анализ эпизода комедии «Вишневый сад».
1
33.
Создание собственного текста в письменной форме. Зачетная работа. Интерпретация прозаического текста.