kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультатива "Анализ художественного текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовки к  государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)    по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.

Цель элективного курса – научить девятиклассников активно слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать свое мнение.

Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: сжатое изложение, выполнение тестовых заданий на основе печатного текса, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Анализ художественного текста" »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа подготовки к государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.

Цель элективного курса – научить девятиклассников активно слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать свое мнение.

Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: сжатое изложение, выполнение тестовых заданий на основе печатного текса, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Учитель при обучении сжатому изложению особое внимание уделяет формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.

Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению тестовых заданий. 7 тестовых заданий выбором ответа (А1 – А7) и заданий с кратким ответом (В1 – В9). При подготовке к выполнению заданий А1 – А3 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста, задание А2, В1 связаны с использованием знаний из раздела «Лексика». Задание А-4 охватывает раздел «Фонетика». Задания А5 – А7 направлены на формирование орфографического навыка написания морфем. Задания с кратким ответом (В2 – В9) связаны с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис».

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков обучающихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические и пунктуационные правила, что требуется при выполнении заданий ГИА.

Написание сочинения-рассуждения по высказыванию (С) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих умений: понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знакоков препинания; продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме; способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств; умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; умение композиционно оформлять текст; умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ к ГИА


Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.

Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить обучающимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что обучающиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Названные аспекты были учтены при планировании элективного курса по подготовке к ГИА.

Данный элективный курс (34 ч.) призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Курс состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы.



































На основании

* учебного плана МБОУ ООШ № 9 на 2015-2016 учебный год

* годового учебно-календарного графика на 2015-2016 учебный год

* расписания уроков на 2015-2016 учебный год


учебный материал спланирован следующим образом


количество

часов

предмет

В неделю

1


2


3


4


Всего


9 класс

0,5

8

8



16
















































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 9 класс



п/п

Разделы


Количество часов

1.

Подготовка к написанию изложения

5

2.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

4

3.

Подготовка к выполнению тестовых заданий

4

4.

Репетиционный экзамен ОГЭ

3

Итого:


16





































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема урока

Дата

Форма проведения

по плану

фактически

1

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.



Практическое занятие

2

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.



Практическое занятие

3

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.



Лекция

Практическое занятие

4

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.



Практическое занятие

5

Написание изложения.




Контроль знаний

6

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.



Лекция

Практическое занятие

7

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.



Практическое занятие

8

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.



Практическое занятие

9

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста.




10

Повторение и закрепление знаний по теме «Фонетика», «Орфография»



Практическое занятие

11

Повторение и закрепление знаний по теме «Лексика», «Средства речевой выразительности»



Практическое занятие

12

Повторение и закрепление знаний по теме «Словосочетание», «Грамматическая основа предложения»



Практическое занятие

13

Повторение и закрепление знаний по теме «Предложение. Сложные предложения»



Практическое занятие

14

Репетиционный экзамен ОГЭ



Контроль знаний

15

Репетиционный экзамен ОГЭ



Контроль знаний

16

Репетиционный экзамен ОГЭ



Контроль знаний


















Содержание учебного материала

Количество часов


16

Подготовка к написанию изложения – 5 ч

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1.

1

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2.

1

Контрольная работа № 1, 2 Написание изложения

4



Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 6 ч


Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 19

1

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 3 (подготовка к заданию С-2.1)

2

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 4

2

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста

1

Подготовка к выполнению тестовых заданий – 20 ч

Анализ напечатанного текста и проверка умения извлекать основную из текста информацию при чтении, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Практическая работа №5 (подготовка к заданию А-1).

1

Лексика. Лексическое значение слова, его лексический анализ Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Практическая работа № 6 (подготовка к заданию А-2).


1

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Практическая работа № 7 (подготовка к заданию А-3).


1

Фонетика. Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв Е,Е,Ю,Я. Согласные буквы и звуки. Квалификация согласных звуков по глухости- звонкости, твердости- мягкости. Парные-непарные согласные. Оглушение, озвончение согласных. Выпадение, удвоение согласных. Шипящие звуки. Буквы, смягчающие предыдущий согласный. Звукобуквенный анализ слов. Практическая работа № 8 (подготовка к заданию А-4)

1

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Практическая работа № 9 (подготовка к заданию А-5).


1

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок. Слитное/ раздельное написание НЕ с разными частями речи. Практическая работа №10 (подготовка к заданию А- 6).

1

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Првописание окончаний глаголов. Практическая работа № 11 (подготовка к заданию А-7)


1

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. Практическая работа № 12 (подготовка к заданию В-1).

1

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа №13

Подготовка к заданию В-2.


1

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 14 (подготовка к заданию В-3)

1

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Практическая работа № 15 (подготовка к заданию В-4)


1

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 16 (подготовка к заданию В-5).


1

Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. Практическая работа №17 (подготовка к заданию В-6).

1

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Практическая работа №18 (подготовка к заданию В-7).


1

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Практическая работа №19 (подготовка к заданию В-8).

1

Сложные предложения с разными видами связи. Практическая работа №20 (подготовка к заданию В-9)

1

Контрольная работа № 3. Тестирование


1

Репетиционный экзамен ГИА

3



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Подготовка к написанию изложения (8ч)


1.Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (1ч)


2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста (1ч).


3..Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка (1ч).


4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2 (1ч)


5.Контрольная работа № 1, 2 Написание изложения (4ч)



Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 6ч


1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 3 (1ч.)


2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 4 (подготовка к заданию С) (2ч.)


3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 5 (1ч.)


4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. (1ч.)




Подготовка к выполнению тестовых заданий (20ч)



1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Практическая работа № 6 (подготовка к заданию А-1). (1ч.)


2. Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Практическая работа № 7 (подготовка к заданию А-2). (1ч.)


3. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Практическая работа №8 (подготовка к заданию А-3). (1ч.)


4. Фонетика. Звуко-буквенный анализ слов. Практическая работа №9 (подготовка к заданию А-4). (1ч.)


5. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Практическая работа № 10 (подготовка к заданию А-5). (1ч.)


6.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок. Практическая работа №11 (подготовка к заданию А- 6). (1ч.)


7. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Практическая работа № 12 (подготовка к заданию А-7) (1ч.)


8. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. Практическая работа № 13 (подготовка к заданию В-1). (1ч.)



9 Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа №14

(подготовка к заданию В-2). (1ч.)


10. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 15 (подготовка к заданию В-3) (1ч.)


11.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Практическая работа № 16 (подготовка к заданию В-4) (1ч.)


12. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 17 (подготовка к заданию В-5). (1ч.)


13. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. Практическая работа №18 (подготовка к заданию В-6). (1ч.)


14. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Практическая работа №19 (подготовка к заданию В-7). (1ч.)


15.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Практическая работа №20 (подготовка к заданию В-8).


16.Сложные предложения с разными видами связи. Практическая работа №21 (подготовка к заданию В-9). (1ч.)


17. Контрольная работа № 3. Тестирование. (1ч.)



18. Репетиционный экзамен ГИА (3ч)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.­сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".

3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно­деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать 
с книгой. М., 1995.

8. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.

9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа факультатива "Анализ художественного текста"

Автор: Береснева Светлана Павловна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочая программа курса по выбору  "Вокруг тебя - мир" "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-kursa-po-vyboru-vokrugh-tiebia-mir"
    ["file_id"] => string(6) "163336"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422465041"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства