Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (16.04.2008г.2008г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы НПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НПО второго поколения.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1 Введение | 1 | Введение в курс русского языка | 1 | 2 |
2 | Слово о русском языке | 1 |
3 | Диагностическая работа | 1 |
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи. | Содержание учебного материала | 14 |
4 | Виды речевой деятельности. Основные требования к речи. | 1 |
5 | Научный стиль речи. | 1 |
6 | Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. | 1 |
7 | Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. | 1 |
8 | Заявление, доверенность, расписка, резюме. | 1 |
9 | Публицистический стиль речи. Основы ораторского искусства. | 1 |
10 | Практическая работа: Искусство красноречия. | 1 |
11 | Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств. | 1 |
12 | Анализ поэтического текста. | 1 |
13 | Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи. | 1 |
14 | Признаки, структура текста. | 1 |
15 | Информационная переработка текста | 1 |
16 | Абзац как средство смыслового членения текста. | 1 |
17 | Практическая работа: Лингвостилистический анализ текста. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 |
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов |
1 | 1 | Основные требования к речи. | Гольцова Н.Г. Русский язык с.382 вопрос 8 | 1 |
2 | 2 | Основные черты и особенности научного стиля речи. | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 |
3 | 3-4 | Официально-деловой стиль речи | Составление официальных бумаг (заявление, доверенность) | 2 |
4 | 5 | Требования к речи специалиста | Составить памятку «Правила речевого этикета» | 1 |
5 | 6 | Информационная переработка текста (план, тезис, конспект) | Гольцова Н.Г. Русский язык с.407 у.543 | 1 | |
6 | 7-8 | Абзац как средство смыслового членения текста | Абзацное членение текстов | 2 | |
Раздел3. Лексика и фразеология | Содержание учебного материала | 13 | |
18 | Слово в лексической системе языка. Прямое, переносное значение слова. | 1 |
19 | Выразительные средства языка. | 1 |
20 | Омонимы, синонимы и их употребление. | 1 |
21 | Антонимы, паронимы и их употребление | 1 |
22-23 | Практическая работа: Изобразительные возможности омонимов, синонимов… | 2 |
24 | Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, термины. | 1 |
25 | Лексика с точки зрения ее употребления: жаргоны, диалектизмы, профессионализмы. | 1 |
26 | Активный и пассивный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. | 1 |
27 | Особенности русского речевого этикета. | 1 |
28 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. | 1 |
29 | Социально ограниченная лексика и фразеология. | 1 |
30 | Словари русского языка. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов |
7 | 9-10 | Функционально-смысловые типы речи | Выполнение заданий из ЕГЭ | 2 |
8 | 11-12 | Выразительные средства языка и их употребление. | Гольцова Н.Г. Русский язык с.25 у.32; с.21 у.26 | 2 |
9 | 13 | Жаргоны, профессионализмы, термины. | Гольцова Н.Г. Русский язык с.27 у.37 | 1 |
10 | 14 | Активный словарный запас: неологизмы | Составление словаря неологизмов | 1 |
11 | 15 | Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки | Разбивка пословиц и поговорок по тематическим группам | 1 |
12 | 16 | Произношение заимствованных слов | Гольцова Н.Г. Русский язык с.25 у.34,35,36 | 1 |
Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | Содержание учебного материала | 12 |
2 |
31 | Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова. | 1 |
32 | Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. | 1 |
33 | Орфоэпический словарь. | 1 |
34 | Практическая работа: Орфоэпические нормы. | 1 |
35 | Чередующиеся гласные в корне слова. (А/О) | 1 |
36 | Чередующиеся гласные в корне слова. (И/Е) | 1 |
37 | Гласные после шипящих и Ц. | 1 |
38 | Правописание согласных. | 1 |
39 | Правописание приставок на З и С. | 1 |
40 | Правописание приставки ПРЕ. | 1 |
41 | Правописание приставки ПРИ. | 1 |
42 | Правописание сложных слов. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов |
13 | 17 | Звукопись. Ассонанс, аллитерация | Нахождение данных приемов в худ. текстах | 1 |
14 | 18 | Правописание гласных в корне | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 |
15 | 19 | Правописание согласных | Гольцова Н.Г. Русский язык с.84 у.182,184 | 1 |
16 | 20 | Чередующие гласные в корне слова. | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 |
17 | 21-22 | Правописание приставок | Выполнение заданий из ЕГЭ | 2 |
Раздел 5. Морфемика. Словообразование. Орфография. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
43 | Морфемный разбор слова. | 1 |
44 | Способы словообразования. | 1 |
45 | Понятие об этимологии. | 1 |
46 | Контрольная работа: Диктант по теме «Орфоэпические нормы» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся |
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов |
18 | 23 | Работа с этимологическим словарем | Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книге: В.А. Никонова “Словарь русских фамилий” | 1 |
Раздел 6. Морфология и орфография. | Содержание учебного материала | 14 | 2 |
47 | Понятие о частях речи. | 1 |
48 | Имя существительное как часть речи. | 1 |
49 | Разряды существительных по значению. | 1 |
50 | Особенности склонения существительных. | 1 |
51 | Правописание существительных. | 1 |
52 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
53 | Разряды прилагательных по значению | 1 |
54 | Словообразование прилагательных | 1 |
55 | Правописание прилагательных. | 1 |
56 | Имя числительное как часть речи. | 1 |
57 | Склонение и правописание числительных | 1 |
58 | Правописание числительных. | 1 |
59 | Контрольная работа: Итоговый диктант 1 курс | 1 |
60 | Обобщающий урок | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов |
19 | 24 | Роль частей речи в построении текста. | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 |
20 | 25-26 | Род, число, падеж существительных | Выполнение заданий из ЕГЭ | 2 |
21 | 27 | Правописание прилагательных | Гольцова Н.Г. Русский язык с.185 у.437 | 1 |
22 | 28 | Правописание сложных прилагательных | Гольцова Н.Г. Русский язык с.190 у.453 | 1 |
23 | 29-30 | Правописание числительных | Выполнение заданий из ЕГЭ | 2 |
Итого: 60часов-1 курс |
2 курс |
Раздел 7. Морфология и орфография. | № п\п | № темы | Содержание учебного материала | | 2 |
1 | 61 | Местоимение как часть речи. | 1 |
2 | 62 | Правописание местоимений. | 1 |
3 | 63 | Глагол как часть речи. | 1 |
4 | 64 | Правописание глаголов. | 1 |
5 | 65 | Причастие. | 1 |
6 | 66 | Правописание причастий. | 1 |
7 | 67 | Деепричастие. | 1 |
8 | 68 | Правописание деепричастий. | 1 |
9 | 69 | Причастный и деепричастный обороты. | 1 |
10 | 70 | Наречие как часть речи. | 1 |
11 | 71 | Правописание наречий. | 1 |
12 | 72 | Предлоги, союзы. | 1 |
13 | 73 | Частицы и междометия. | 1 |
14 | 74 | Правописание служебных частей речи. | 1 |
15 | 75 | Практическая работа: Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
16 | 76 | Практическая работа: Сочинение – миниатюра (тема определяется профессией). | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов |
24 | 31 | Правописание местоимений | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 |
25 | 32 | Синонимия глагольных форм в худ. тексте | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 |
26 | 33 | Образование причастий | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 |
27 | 34 | Морфологический разбор деепричастий | Гольцова Н.Г. Русский язык с.165 у.390 | 1 |
28 | 35 | Употребление причастий, деепричастий в худ. текстах | Работа с худ. текстами | 1 |
29 | 36 | Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 |
30 | 37 | Междометие и звукоподражание | Гольцова Н.Г. Русский язык с.239 у.549, 550 | 1 |
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация. | Содержание учебного материала | 38 | |
17 | 77 | Основные единицы синтаксиса. | 1 |
18 | 78 | Словосочетание. | 1 |
19 | 79 | Типы словосочетаний. | 1 |
20 | 80 | Виды синтаксической связи в словосочетаниях. | 1 |
21 | 81 | Синтаксис простого предложения. | 1 |
22 | 82 | Виды предложений. | 1 |
23 | 83 | Двусоставные предложения. | 1 |
24 | 84 | Составное сказуемое. | 1 |
25 | 85 | Простое сказуемое. | 1 |
26 | 86 | Односоставные предложения. | 1 |
27 | 87 | Назывные предложения. | 1 |
28 | 88 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
29 | 89 | Полное и неполное предложение. | 1 |
30 | 90 | Однородные члены предложения и знаки препинания при них. | 1 |
31 | 91 | Сочинительные союзы при однородных членах. | 1 |
32 | 92 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 |
33 | 93 | Обособленные члены предложения. | 1 |
34 | 94 | Обособление определений и приложений. | 1 |
35 | 95 | Обособление дополнений и обстоятельств. | 1 |
36 | 96 | Сравнительный оборот и уточняющие члены предложения. | 1 |
37 | 97 | Слова и конструкции грамматически не связанные с предложением. | 1 |
38 | 98 | Понятие о сложном предложении. | 1 |
39 | 99 | Типы сложных предложений. | 1 |
40 | 100 | Сложносочиненное предложение. | 1 |
41 | 101 | Знаки препинания в ССП. | 1 |
42 | 102 | Сложноподчиненное предложение. | 1 |
43 | 103 | Знаки препинания в СПП. | 1 |
44 | 104 | Бессоюзное сложное предложение. | 1 |
45 | 105 | Знаки препинания в БСП. | 1 |
46 | 106 | Сложное предложение с различными видами связи. | 1 |
47 | 107 | Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. | 1 |
48 | 108 | Сложные синтаксические конструкции. | 1 |
49 | 109 | Практическая работа: Предложение. | 1 |
50 | 110 | Текст. Структура текста. | 1 |
51 | 111 | Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение). | 1 |
52 | 112 | Предложения с чужой речью. Способы цитирования. | 1 |
53 | 113 | Контрольная работа: Итоговый диктант 2 курс | 1 |
54 | 114 | Обобщающий урок. | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся | |
№ п\п | № темы | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов |
31 | 38 | Виды предложений по цели высказывания | Гольцова Н.Г. Русский язык с.256 у.578 | 1 |
32 | 39 | Логическое ударение. Порядок слов в предложении | Расставить логические ударения в стихотворениях | 1 |
33 | 40 | Простые и составные сказуемые | Гольцова Н.Г. Русский язык с271, у.607 | 1 |
34 | 41 | Второстепенные члены предложения | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 |
35 | 42 | Односоставные предложения | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 |
36 | 43 | Неполные предложения | Работа с худ. текстом | 1 |
37 | 44 | Обособленные члены предложения. Обособление дополнений, обстоятельств, определений | Составление предложений с обособленными оборотами на заданную тематику. | 1 |
38 | 45 | Знаки препинания при обращении | Составление текстов с обращением | 1 |
39 | 46 | Знаки препинания при прямой речи. Способы передачи чужой речи | Написание мини-сочинений с введением чужой речи | 1 |
40 | 47 | Знаки препинания при цитатах | Составить портрет литературного героя, используя цитаты из романа М.Шолохова «Тихий Дон» | 1 |
41 | 48 | Оформление диалога | Составление диалога на заданную тему | 1 |
42 | 49 | ССП. Знаки препинания | Выполнение заданий из ЕГЭ | 1 |
43 | 50 | СПП. Знаки препинания . | Гольцова Н.Г. Русский язык с.355 у. 759 | 1 |
44 | 51 | БСП. Знаки препинания | Выполнение заданий из ЕГЭ. | 1 |
45 | 52-53 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | Вычерчивание схем. Составление предложений по схемам | 2 |
46 | 54 | Сложные синтаксические конструкции. | Выполнение заданий из ЕГЭ. | 1 |
47 | 55 | Сложное синтаксическое целое как компонент текста | Гольцова Н.Г. Русский язык с.408 у.544 | 1 |
48 | 56-57 | Анализ худ. текста (по предложенной схеме) | Работа с текстами | 2 |
Итого II курс 54 часа | | |
Всего 114 часов + самостоятельная работа 57 ч. |
русского языка.
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.