kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение) по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература разработан на основании следующих нормативных документов:

               

  • ФГОС среднего общего образования в пределах ОПОП СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования
  • Рабочая программа   учебной дисциплины  Русский язык
    • Положение  о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения Заведующий ОПКРС

Председатель МО __________Е.Н. Коротких

____________ «__» сентября 2016г. «__» сентября 2016г.






КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

для проведения промежуточной аттестации

по учебной дисциплине

«РУССКИЙ ЯЗЫК»












Разработали:

Короленко О.П.










2018


I. Пояснительная записка


1.1. Нормативная база

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение) по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература разработан на основании следующих нормативных документов:

               

  • ФГОС среднего общего образования в пределах ОПОП СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования

  • Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык

    • Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся


1. 2. Общие положения

Экзамен по русскому языку в форме изложения проводится за счет времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную аттестацию.

Содержание экзаменационных материалов отвечает требованиям к уровню подготовки обучающихся, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и зафиксированным в рабочей программе учебной дисциплины Русский язык для специальностей СПО.

Экзамен по русскому языку проводится с использованием экзаменационных материалов в виде текста (художественного) для изложения с заданиями творческого характера. Для проведения письменного экзамена по русскому языку готовится комплект экзаменационных материалов в виде текстов (художественных) для изложения с заданиями творческого характера в … вариантах.

Комплект экзаменационных материалов содержит:

– образцы художественного текста с творческими заданиями.


II. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств


2.1. Область применения

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Русский язык в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта для профессий и специальностей среднего профессионального образования технического, социально-экономического и естественнонаучного профилей.

2.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки

Таблица 1



Результаты освоения учебных достижений

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результатов

Знать/понимать

з1

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.


З2

смысл понятий: речевая ситуация, ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

иметь представление о структуре речевой ситуации, литературном языке, языковой нормы и культуре речи

З3

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

различать основные единицы языка, определять их признаки и устанавливать внутренние связи

З4

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.


З5

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения


Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.




Уметь

У1

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

понимать текст, создавать собственное письменное высказывание на заданную тему; воспроизводить точно основные микротемы исходного текста.


У2

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

осуществлять выбор и организацию языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста;


У3

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

точно и лаконично излагать содержание прослушанного текста, вычленять его главную мысль;


У4

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка

У5

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;


оформлять речевое высказывание с нормами современного русского литературного языка


2.3. Содержание и структура экзаменационной работы


Для проведения письменного экзамена по русскому языку подготовлен комплект экзаменационных материалов в виде художественного текста для подробного изложения.

Художественный текст представляет собой фрагмент художественного произведения, в который входят концепция картины мира автора, связь с реальной или вымышленной действительностью, воплощенный в художественной форме. Студентам предлагается форма подробного изложения.

Подробное изложение требует внимательности ко всем деталям повествования и описания в тексте.

Примерный объем текста для изложения должен составлять 350–460 слов.

При составлении экзаменационной работы составлен перечень элементов содержания по русскому языку.

Предлагаемый перечень элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования по русскому языку базового уровня (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427)




Проверяемые элементы содержания

Таблица 2


Лексика и фразеология

Лексическое значение слова

Фразеологические обороты

Группы слов по происхождению и употреблению

Морфемика и словообразование

Значимые части слова (морфемы)

Основные способы словообразования

Морфемный анализ слова

Грамматика. Морфология

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Морфологический анализ слова

Грамматика. Синтаксис

Словосочетание

Предложение. Грамматическая основа предложения

Осложнённое простое предложение

Сложное предложение

Сложное предложение с разными видами связи между частями

Орфография

Употребление гласных И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих

Употребление гласных букв О/Е(Ё) после шипящих и Ц

Употребление Ь и Ъ

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-)

Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи

Правописание падежных и родовых окончаний

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание отрицательных местоимений и наречий

Правописание словарных слов

Правописание служебных слов

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Пунктуация

Знаки препинания в простом предложении при различных видах обособления

Знаки препинания в сложном предложении

Речь

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи. Анализ текста. Создание текста как собственное высказывание

Языковые нормы

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Грамматические нормы (морфологические нормы)

Грамматические нормы (синтаксические нормы)


2.4. Процедура проведения экзамена


На выполнение письменной экзаменационной работы отводится 4 астрономических часа (240 минут).


Для проведения экзамена по русскому языку с использованием экзаменационных материалов, который проводится в виде художественного текста для подробного изложения, обучающимся выдаются:

- листы для чистовика, которые подписываются под руководством преподавателя;

- листы для черновика.


Выполненную работу студент сдает для проверки вместе с черновиком.

Перед началом выполнения экзаменационной работы преподаватель русского языка знакомит всех обучающихся с экзаменационным материалом, кратко определяет тему изложения.


Предложенный для изложения текст читается трижды. Первое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения, позволяющий обучающимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе и третье прочтение должно быть медленным, позволяющим студенту зафиксировать главные смысловые особенности текста.

При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.


На экзамене разрешается пользоваться орфографическими словарями.























III. Контрольно-оценочные материалы для проведения письменного экзамена в виде текста (художественного) для подробного изложения


3.1. Тексты экзаменационной работы

Текст 1


В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, – видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Не даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили» — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него: из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего понимании я проблемы могут возникнуть какие – то конкретные выходы. Один человек – я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ей и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов)

Д. Гранин. Из очерка «О милосердии»


Творческие задания:

1. Озаглавьте текст

2. Какая проблема особенно волнует автора текста?



Текст 2

Пока тележурналисты тащат камеры на место происшествия, радиожурналисты дозваниваются главному герою, а репортеры бумажных изданий верстают материал, онлайн -газетчики успеют разместить пять отчетов о событии на своем сайте.

Интернет – самое динамично развивающееся СМИ. Число пользователей Всемирной Паутины в мире уже достигло 300 млн. человек, а каждые четыре секунды к Сети подключается 11 новых организаций. В 2002 году количество индивидуальных пользователей Сети в России достигло 4,5 млн. человек.

У Интернет - журналистики есть множество преимуществ. Явным плюсом является живучесть онлайн - статей. В эти заметки не заворачивают протухшую рыбу, а отправляют в архив, где они продолжают жить своей жизнью. Ведь читателю проще найти нашумевшую статью в Интернете, чем рыскать по библиотекам в поисках подшивки. Во-вторых, в Сети можно запустить практически любую «утку» абсолютно анонимно. Влиятельные онлайн-издания такой материал не поместят, но ведь есть и любительские. А поскольку четкий закон об Интернет - СМИ никак не появится, то именно в виртуале и рождается добрая половина сенсаций. Одно из самых главных преимуществ онлайн -газет – возможность вступать с читателем в переписку, получать отклики и комментарии аудитории, составлять рейтинги публикаций. Такое общение очень помогает газете в формировании редакционной политики, а журналистам дает дополнительный стимул «быть самыми лучшими и читаемыми».

…Но есть у Всемирной Паутины и минусы. Во-первых, длинные публикации в Интернете, если они не являются чем – то исключительным, заранее обречены на провал. Редкий герой, особенно если он пользуется домашним Интернетом, будет читать статью на десяти страницах. И глаза устают, и деньги тратятся. Поэтому в Интернете обычно пишут материалы компактные, с четко разделением на подразделы, подчеркиванием и другими визуальными помощниками. Неудобно и то, что взять с собой Интернет – газету до недавнего времени было невозможно. Сейчас появились карманные портативные компьютеры, но все равно процент их владельцев ничтожно мал.

Аудитория бумажных и сетевых СМИ в России сильно различается. Далеко не каждая семья, особенно в маленьких городах, имеет доступ к Паутине. Аудитория онлайн – изданий состоит из людей образованных, со средним достатком и базируется в основном в крупных городах. Многие специалисты предрекают интернет – журналистике большое будущее. Говорят, что скоро каждый читатель сможет создавать собственную газету из понравившихся материалов.

…Многие мои друзья говорят: «Мы прочитаем твою статью в настоящей газете, Интернет – это все-таки не то». Действительно, когда держишь свою публикацию в руках и видишь на мониторе, ощущения абсолютно разные. Зато благодаря Интернету статью могут прочитать и в Новой Зеландии, и на Кубе. (373 слова)

(Е. Крулевич)


Творческие задания

1. Озаглавьте текст.

2. Какое место в вашей жизни занимает Интернет?






Текст 3

Это рассказ о потомке шотландских королей, российском графе Якове Вилимовиче Брюсе (1670—1735).

18 февраля 1721 года один из ближайших сподвижников Петра I, герой Полтавы, Яков Вилимович Брюс стал графом Российской империи.

Девиз Брюса был столь же оригинален, как и он сам. Брюс избрал себе девизом одно лишь слово: «Были». Почему? Да потому, что он был не только генерал и администратор, более всего он прославился как чернокнижник и звездочет, колдун и маг и с высот своих великих знаний видел, что жизнь человека не более чем миг. Его почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учен потому, что давно уже продал душу дьяволу.

О Брюсе говорили: «Ты вот возьми, насыпь на стол гороха и спроси его, Брюса, сколько? А он взглянет — и не обочтется ни одной горошиной. А спроси его, сколько раз повернется колесо, когда поедешь от Тешевич до Киева? Он тебе и это скажет. Да что! Он на небо взглянет и тут же скажет, сколько есть звезд на не-беси!..»
О Брюсе говорили: «Он знал все травы тайные, камни чудные и составы из них разные делал, и даже живую воду...»

Брюса считали чародеем и волшебником, а на самом деле он был хорошо образованным человеком, пытавшимся разгадать вечные тайны мироздания — феномен жизни и смерти, причины возникновения мира, загадку бытия.
Брюс нигде не учился и всего добился самообразованием. К концу жизни он изучил полдюжины языков и перевел множество книг: сочинения знаменитого Христиана Гюйгенса1 и «Фортификацию» Кугорна, трактаты по механике и многое иное. Он составил словари: русско-голландский и голландско-русский, написал первый русский учебник по геометрии и составил, как утверждали, знаменитый «Брюсов календарь », по которому можно было предсказывать погоду и события на два десятилетия вперед.
Брюс составил одну из лучших географических карт России и один из первых астрономических атласов.

Своей славе мага и чародея Брюс обязан тому, что во все свои странствия и походы он брал подзорную трубу и ночами подолгу глядел на звезды. А когда в 1701 году в Москве, в Сухаревой башне, была открыта Навигационная школа, то на крыше башни в светлые лунные ночи можно было часто видеть темный силуэт человека, глядящего в небо. Брюс стал и первым начальником Артиллерийской школы, созданной в том же 1701 году и размещенной в Сухаревой башне.

А Брюс не был ни астрологом, ни алхимиком, ни чародеем. Он был ученым — последователем Коперника и Ньютона. Он был военным, инженером и артиллеристом, чьи пушки разгромили артиллерию шведов под Полтавой. Он был дипломатом, подписавшим Ни-штадтский мир, которым закончилась великая Северная война, длившаяся 21 год и давшая России и выходы к морю, и такие территории, какие не приносила ни одна из предшествующих победоносных войн.
В 1726 году Брюс вышел в отставку в чине генерал-фельдмаршала и поселился в имении Глинки под Москвой, целиком посвятив себя ученым занятиям. Там он и умер 19 апреля 1735 года.


(442 слова) (В. Н. Балязин. 1000 занимательных сюжетов из русской истории)

Творческие задания

1. Озаглавьте текст.

2. Ответьте на вопрос: «Что в биографии Я. В. Брюса произвело на вас наибольшее впечатление?»

Текст 4

Зимой 1935 года мы шли с Луговским по пустынной Массандровской улице в Ялте.
Было пасмурно, тепло, дул ветер. Обгоняя нас, бежали, шурша по мостовой, высохшие листья клена. Они останавливались толпами на перекрестках, как бы раздумывая, куда бежать дальше. Но пока они перешептывались об этом, налетал ветер, завивал их в трескучий смерч и уносил.
Луговской с мальчишеским восхищением смотрел на перебежку листьев, потом поднял один лист и показал мне:
Посмотри, у всех сухих кленовых листьев кончики согнуты в одну сторону под прямым углом. Поэтому лист и бежит от малейшего движения воздуха на этих загнутых своих концах, как на пяти острых лапках. Как маленький зверь!..
Массандровская улица какой была в то время, такой осталась и сейчас — неожиданно живописной и типично приморской. Неожиданно живописна она потому, что на ней собрано, как будто нарочно, много старых выветренных лестниц, подпорных стенок, плюща, Закоулков, оград из дикого камня, кривеньких жалюзи на окнах и маленьких двориков с увядшими цветами. Дворики эти круто обрываются к береговым скалам. Цветы всегда покачиваются от ветра. Когда же ветер усиливается, то в дворики залетают соленые брызги и оседают на разноцветных стеклах террас.
Я упоминаю это потому, что Луговской любил Массандровскую улицу и часто показывал ее друзьям, не знавшим этого уголка Ялты.
Вечером в тот день, когда рядом с нами бежали по улицам листья клена, Луговской пришел ко мне и, явно смущаясь, сказал:
— Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая для него гранитная лестница и к тому же это — учреждение. Должно быть, осенним листьям вход туда воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?
— Не знаю, — ответил я, — больше грустно-Тогда Луговской достал из кармана куртки пустую
коробку от папирос «Казбек» и прочел только что написанные на коробке стихи об этом листике клена, — стихи, похожие на печальную и виноватую улыбку.
Такую улыбку я иногда замечал на лице у Лугов-ского. Она появлялась у него, когда он возвращался из своих стихов в обыкновенную жизнь. Он приходил оттуда как бы ослепленный, и нужно было некоторое время, чтобы его глаза привыкли к свету зимнего декабрьского дня.
У Луговского было качество подлинного поэта — он не занимал поэзию на стороне. Он сам заполнял ею окружающий мир и все его явления, какими бы возвышенными или ничтожными они ни казались.
(442 слова) (К. Г. Паустовский. Горсть крымской земли)

Творческие задания

  1. Озаглавьте текст.
    2. Ответьте на вопрос: «Каким предстает перед вами поэт В. Луговской в данном тексте?»



Текст 5

Родной язык! Сколько об этом сказано! А чудо родной речи необъяснимо. Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу поэзией, рожденной опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости. Детство не только славная пора, детство — ядро будущей человеческой личности. Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи, именно тогда возникает ощущение причастности своей к окружающим людям, к окружающей природе, к определенной культуре.
Для меня русский язык в неменьшей степени родной, чем киргизский, родной с детства, родной на всю жизнь.
Мне было пять лет, когда я впервые оказался в роли переводчика. Это случилось в горах, где я был с бабушкой.
В то лето случилась беда. Племенной жеребец, купленный колхозом незадолго до этого, внезапно околел. Табунщики переполошились: жеребец был ценный, донской породы, привезенный из далекой России. Послали гонца в колхоз, оттуда гонца в район. И через донъ к нам в горы приехал русский человек. Высокий, рыжебородый, с голубыми глазами, в черной кожаной куртке, с полевой сумкой на боку. Я его очень хорошо запомнил. Он не знал ни слова по-киргизски, а наши — по-русски. Табунщики, недолго думая, решили, что переводчиком буду я. А я в это время стоял в толпе ребятишек.
— Пошли, — сказал мне один из табунщиков. — Этот человек не знает языка, ты переведи, что он говорит, а то, что мы скажем, скажешь ему.
Я застеснялся, испугался, вырвался и убежал к бабушке в юрту. Бабушка всегда была ласкова, а в этот раз строго нахмурилась.
— Ты что, стыдишься говорить по-русски или ты стыдишься своего языка? — Она взяла меня за руку и повела.
Приезжий ветеринар сидел вместе с аксакалами. Он поманил меня, улыбаясь:
— Заходи, мальчик. Как тебя звать?
Я тихо пробормотал. Он погладил меня:
— Спроси у них, почему этот жеребец погиб, — и достал бумагу для записи.
— Дядя, — робко начал я, — это место называется Уу-Саз, ядовитый луг, — и потом осмелел, видя, как радовались бабушка, и приезжий человек, и все в юрте. И на всю жизнь запомнил тот синхронный перевод разговора, слово в слово на обоих языках. Жеребец, оказывается, отравился ядовитой травой. На вопрос, почему не едят эту траву другие лошади, табунщики ответили, что местные лошади не трогают эту траву,
. они знают, что она несъедобная. Так я и перевел.
Приезжий похвалил меня, аксакалы дали вареного мяса, горячего, душистого, я выскочил из юрты с торжествующим видом. Ребята вмиг окружили.
— Ты по-русски шпаришь, как вода в реке, без остановки! — На самом деле я говорил, запинаясь, но ребятам угодно было представить это так, как им хотелось. Мы тут же съели мясо и побежали играть.
Стоит ли в литературной биографии упоминать о таких вещах? По-моему, стоит. Надо начинать с того, что впервые в жизни запомнил человек, когда, как это было. Некоторые помнят себя с трех лет, другие едва припоминают свой десятилетний возраст. Я убежден, что все это много значит.
(451 слово) (По Ч. Айтматову)

Творческие задания

1. Озаглавьте текст.
2. Ответьте на вопрос: «Какие размышления вызывает у вас данный текст?»



Текст 6

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.
На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...
Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов.
Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.
Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.
Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.
Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.
Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.
(445 слов) (По Е. И. Осетрову. Живая Древняя Русь)
Творческие задания 1. Озаглавьте текст.
2. Ответьте на вопрос: «Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?»

3.2. Критерии оценки экзаменационной работы в виде в виде текста для подробного изложения с творческими заданиями

За изложение с творческими заданиями выставляются две отметки:

первая – за изложение и выполнение творческих заданий,

вторая – за орфографическую и пунктуационную грамотность.

Отметка выставляется по действующим Нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.


Критерии оценки изложения


Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускаются: 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка







«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки при отсутствии грамматических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом в работе допускаются не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки


«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения. Беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними.

В целом в работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: королева ольга павловна

Дата: 11.11.2019

Номер свидетельства: 526558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства