РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по русскому языку в 8 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по русскому языку в 8 классе
Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе МБОУ «Лицей №1» разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 109 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г., примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, учебного плана Лицея, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Утверждена руководителем образовательного учреждения
Директор МБОУ «Лицей №1»
/Туленин Н.Н./
« » _______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курсапо русскому языкув 8 классе Б
Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.
2014/2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель изучения русского языка в школе:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи организации учебной деятельности:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Основные учебные цели:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.
Общая характеристика учебного предмета:
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе
школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе Б МБОУ «Лицей №1» разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 109 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г., примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, учебного плана Лицея, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».
Общий объём часов на изучение данного курса,
предусмотренный учебным планом:
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения учебных тем, порядок их расположения в рабочей программе соответствует расположению в учебнике русского языка, что способствует оптимизации процесса обучения, предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт формирование коммуникативных навыков учащихся, предусмотрены различные виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся.
Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане:
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 105 часа в 8 классе.
Межпредметные связи в ходе изучения предмета «Русский язык»:
русский язык и литература, 2. русский язык и риторика.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения- описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Б
МБОУ «Лицей №1»
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
Из них
Теоретическая часть
Уроков развития речи
Контрольные работы
1
Ведение.
Функции русского языка в современном мире
1
1
-
-
2
Повторение изученного в V – VII классах
9
6
2
1
3
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание
10
8
1
1
4
Простое предложение
3
2
1
-
5
Простые двусоставные предложения
16
12
3
1
6
Простые односоставные предложения
11
8
2
1
7
Простые осложненные предложения
28
24
2
2
8
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
12
9
2
1
9
Прямая и косвенная речь
8
6
1
1
10
Повторение и систематизация изученного за курс 8 класса
7
6
-
1
ИТОГО
105
82
14
9
Содержание учебной дисциплины:
№ п/п
Раздел программы
Содержание дисциплины,
основные понятия
Знания и умения учащихся
Виды самостоятельной работы
1
Ведение.
Функции русского языка в современном мире.
I. Функции русского языка в современном мире. II. Умение, опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы.
Учащиеся должны знать: статус русского языка как государственного, функции русского языка в современном мире, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ, причины потребности в общении на русском языке.
Учащиеся должны уметь: практически применять теоретические знания.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, речевые, орфографические и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.
2
Повторение изученного в V – VII классах
I. Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
II. Умение находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения; разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям; разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
Учащиеся должны знать: отличительные признаки
словосочетания от предложений,
простые предложения от сложных,
главные члены предложения от второстепенных.
Учащиеся должны уметь: расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, речевые, орфографические и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков, контрольная работа.
3
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание.
I. Повторение изученного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении; использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Учащиеся должны знать: что такое словосочетание; его функции, виды словосочетаний по главному слову и
подчинительной связи главного и зависимого слов, порядок устного и письменного разбора словосочетания.
Учащиеся должны уметь:составлять разные виды словосочетаний; разграничивать разные виды словосочетаний, производить устный и письменный разбор словосочетания.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, речевые, орфографические и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков, контрольная работа.
4
Простое предложение.
I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать: виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные; основные элементы и графические способы их обозначения.
Учащиеся должны уметь: разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении; выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам; выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении; составлять графическую интонационную схему предложения, производить устный и письменный разбор предложения.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, речевые, орфографические и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков, контрольная работа.
5
Простые двусоставные предложения.
I. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
II. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Учащиеся должны знать: способы выражения подлежащего; способы выражения сказуемого; правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде; правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Учащиеся должны уметь: находить подлежащее и определять способы его выражения; определять способы выражения сказуемого; производить устный и письменный разбор предложения.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, речевые, орфографические и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков, контрольная работа.
6
Простые односоставные предложения.
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
II. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Учащиеся должны знать: строение грамматической основы односоставного предложения, способы выражения главного члена односоставного предложения;
виды и функции односоставных предложений, неполное предложение; варианты неполных предложений.
Учащиеся должны уметь: разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений; распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом; использовать неполные предложения в диалоге, производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, речевые, орфографические и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков, контрольная работа.
7
Простые осложненные предложения.
I. Простое осложненное предложение.
Способы осложнения предложения.
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Ораторская речь, ее особенности.
Учащиеся должны знать: простое осложненное предложение, способы осложнения простого предложения.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, речевые, орфографические и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков, контрольная работа.
8
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
I. Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений и вводных слов.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями. Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся должны знать: какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия); функции слов, не являющихся членами предложения,
правила выделения в устной речи слов, не являющихся членами предложения.
Учащиеся должны уметь: находить в тексте слова, не являющиеся членами предложения, интонационно правильно произносить их, правильно расставлять знаки препинания для выделения на письме; использовать слова, не являющиеся членами предложения, в собственной речи.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, речевые, орфографические и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков, контрольная работа.
9
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся должны знать: основные способы передачи чужой речи, пунктуационное оформление предложений с прямой речью и косвенной речью.
Учащиеся должны уметь: распознавать и пунктуационно оформлять предложений с прямой речью и косвенной речью.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, речевые, орфографические и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков, контрольная работа.
10
Повторение и систематизация изученного за курс 8 класса
Повторение и систематизация изученного за курс 8 класса. Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис иорфография.
Учащиеся должны знать: изученные в 8 классе теоретические сведения по лингвистике.
Учащиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль; писать изложения и сочинения различных видов.
Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, речевые, орфографические и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков, контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование
программного материала по русскому языку в 8 классе
Учебникдля 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.
Авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. (научный редактор – академик РАО, доктор филологических наук Шанский Н.М.)
Программа по русскому языку общеобразовательных учреждений (5-9 классы). – М.: Просвещение, 2012 г.
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.
1
Урок формирования пунктуационных умений
75
7.25
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.
1
Урок формирования пунктуационных умений
76
7.26
Повторение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения».
1
Урок повторения и обобщения знаний учащихся
77
7.27
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».
1
Урок контроля знаний учащихся
78
7.28
Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте).
1
Работа над ошибками в контрольном диктанте
8
Слова, грамматически не связанные
с членами предложения
12
9
2
1
79
8.1
Обращение. Назначение обращения. Распространённые обращения.
1
Урок изучения
нового материала
80
8.2
Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
1
Урок формирования пунктуационных умений
81
8.3
Развитие речи. Эпистолярный жанр. Составление делового письма.
1
Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений
82
8.4
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению и знаки препинания при них.
1
Урок изучения
нового материала
83
8.5
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
1
Урок изучения
нового материала
84
8.6
Развитие речи. Публичное выступление на общественно-значимую тему.
1
Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений
85
8.7
Вставные слова, словосочетания и предложения.
1
Урок изучения
нового материала
86
8.8
Междометия в предложении.
1
Урок изучения
нового материала
87
8.9
Синтаксический разбор предложений со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
1
Урок формирования пунктуационных умений
88
8.10
Повторение изученного материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».
1
Урок повторения и обобщения знаний учащихся
89
8.11
Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».
1
Урок контроля знаний учащихся
90
8.12
Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте).
1
Работа над ошибками в контрольном диктанте
9
Прямая и косвенная речь
8
6
1
1
91
9.1
Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь.
1
Урок изучения
нового материала
92
9.2
Прямая и косвенная речь.
1
Урок изучения
нового материала
93
9.3
Диалог.
1
Урок изучения
нового материала
94
9.4
Развитие речи. Рассказ.
1
Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений
95
9.5
Цитата.
1
Урок изучения
нового материала
96
9.6
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
1
Урок формирования пунктуационных умений
97
9.7
Контрольный диктант по теме «Прямая и косвенная речь».
1
Урок контроля знаний учащихся
98
9.8
Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте).
1
Работа над ошибками в контрольном диктанте
10
Повторение и систематизация изученного
за курс 8 класса
7
6
-
1
99
10.1
Синтаксис и морфология.
1
Урок повторения и обобщения знаний учащихся
100
10.2
Синтаксис и пунктуация.
1
Урок повторения и обобщения знаний учащихся
101
10.3
Синтаксис и культура речи
1
Урок развития речи и совершен. коммуникативных умений
102
10.4
Синтаксис и орфография.
1
Урок повторения и обобщения знаний учащихся
103
10.5
Итоговый контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе».
1
Урок контроля знаний учащихся
104
10.6
Пишем правильно (работа над ошибками в контрольном диктанте).
1
Работа над ошибками в контрольном диктанте
105
10.7
Заключительный урок в 8 классе. Беседа об успехах уч-ся в изучении русского языка.
1
Урок повторения и обобщения знаний учащихся
Содержание практической деятельности
(контрольно-измерительный материал)
Варианты (примерные) контрольных работ:
Контрольный диктант по теме
«Повторение изученного в V – VII классах» (урок 9)
Бабушкин сад
В старом саду около бабушкиного дома крапива встала густой стеной.
В непролазной траве весь день копошились шмели и угрожающе гудели. Иногда они вырывались из травы, с размаху налетали на Машу, подымались вверх, радуясь оттуда, что смогли её напугать. Но радовались они напрасно. В вышине им приходил конец. Ловкие и смышленые скворцы на лету хватали их и тут же проглатывали.
Неожиданно Маша услыхала какой-то всплеск. В бочке с дождевой водой, опоясанной лужеными обручами, поселилась лягушка. Лягушка боялась скворцов.
Беспокойные скворцы постоянно дрались с галками. Успокоившись, рассаживались на ветках вековой липы и начинали изображать пулеметный бой. Бабушка, взяв домотканое длинное полотенце, в сердцах замахивалась на непослушных, неугомонных птиц, и они перебирались повыше.
Грамматические задания.
Неожиданно Маша услыхала какой-то всплеск.
Беспокойные скворцы постоянно дрались с галками.
Налетали, опоясанной.
Приходил, пулеметный.
Контрольный диктант по теме
«Словосочетание»(урок 19)
Судьба второго хлеба
Сегодня трудно поверить, что каких-то двести – триста лет назад ни в одной стране Европы никто не хотел выращивать картофель.
Родина картофеля – Америка, где он издавна служил пищей индейцев. Когда его привезли в Европу, никто не умел с ним обращаться. Его разводили в садах рядом с цветами. Пытались есть его плоды, но они были горькие и вызывали отравление.
Тогда министр финансов Франции пошёл на хитрость. В разных районах страны распаханные поля солдаты стали засевать каким-то растением. Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили. Крестьяне, видя караульных, рассудили по-своему: «Ценное растение, если его охраняют». Дожидались мужики темноты и бегом на поле, выкапывали клубни и сажали себе на огородах. Выращенный во Франции картофель попал и в другие страны Европы. (121 слово.)
Грамматические задания.
Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили.
Картофель, выращенный во Франции, попал и в другие страны Европы.
Его привезли, распаханные поля.
Рассудили по-своему, выращенный во Франции.
Контрольный диктант по теме
«Простые двусоставные предложения» (урок 38)
Китайский чай
Родина чая – Китай. Об этом гласит старинная китайская легенда. Один из китайских мудрецов день и ночь проводил в молитвах. Дарма старался не спать, не давая сомкнуться своим векам. Й все же однажды он заснул. Пробудившись ото сна, Дарма в гневе отрезал свои веки и бросил их на землю. Там, где они упадали, через некоторое время выросли зеленые кустики чая, которые помогают человеку преодолевать сон. А обнаружила эти свойства одна из китайских принцесс, отдыхавшая в саду под чайным деревом. В чашу с водой, которая стояла перед ней, упал листочек. Через некоторое время вода приобрела желтоватый оттенок. Нечаянно получившийся настой понравился принцессе, а человечество получило новый напиток. Случилось это более пяти тысяч лет назад.
Сбор и обработка чайного листа были очень трудоёмкими процессами.
Чай – теплолюбивое и капризное растение. Китайский чайный куст – вечнозеленое дерево с высотой до десяти метров и стволом до шестидесяти метров в диаметре.
Грамматические задания.
Чай – теплолюбивое и капризное растение.
Родина чая – Китай.
Определить тип сказуемого в предложениях:
Чай – теплолюбивое и капризное растение. В чашу с водой, которая стояла перед ней, упал листочек.
Родина чая – Китай. Через некоторое время вода приобрела желтоватый оттенок.
Контрольный диктант по теме
«Простые односоставные предложения» (урок 49)
Приметы
Всем вам, ребята, приходилось слышать, что чёрная кошка, перебежавшая дорогу, приносит несчастье. Рассыпанная соль – к ссоре. Найденная подкова – к удаче и счастью.
Эти приметы возникли в далёком прошлом, когда люди не понимали и не могли объяснить многих явлений природы, событий, происходящих вокруг них.
Почему суеверные люди боятся кошки? Оказывается, в старину люди верили, что злые духи, или ведьмы, могут оборачиваться в кошек. В прошлом соль ценилась очень дорого, поэтому рассыпанная в доме соль могла стать причиной ссоры. Пережитком далёкого прошлого является и вера в счастливую подкову. В незапамятные времена наши предки верили, что лошадь может отпугивать злых духов. Для этого прикрепляли к воротам жилищ фигурки коней. Позднее такой силой они наделили и лошадиные подковы, которые стали в их глазах защитниками от всякого зла.
«От примет один вред», – говорят в народе. И это действительно так, потому что вера в приметы направляет жизнь людей по ложному пути. Можно объяснить историю каждой приметы.
Грамматические задания.
1. Выпишите простое односоставное (I вар. Н/Л, II вар. Б/Л) предложение и выполните его синтаксический разбор.
2. Защитник, счастливый, рассыпанный.
Контрольный диктант по теме
«Однородные члены предложения» (урок 62)
Грибная пора
В середине осени, в середине сентября устанавливается иногда удивительная погода. Утром выпадает холодная, обжигающая ноги роса. Зеленая, желтая бурая осенняя трава преображается. Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая соломинка, каждая паутинка, протянутая там и сям, – все обсыпано сахарной пудрой. Но небо чисто. Оно такого глубокого синего цвета, какого не увидишь в летнюю жаркую пору.
Солнце начинает пригревать в синем безветрии, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Все в это время в природе дышит свежестью, здоровьем и чистотой.
В это время появляются крепкие и вкусные грибы. Они тоже обрызганы росой, и даже в некоторых из них в середине, в ямочке, собирается немного хрустальной влаги.
Байкал – это гигантское озеро. Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. Мы, выехав из Иркутска на рассвете, приближаемся к нему и замираем от восторга, увидев его стеклянную голубую даль. Перед нами раскрывается чудесная картина. Громадная голубая чаша, окруженная горами, расстилается у наших ног. Вода очень прозрачна, даже на глубине видишь небольших раков, копошащихся на дне.
Многочисленные притоки Байкала, вливаясь в него, наполняют озеро водой. А вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная.
Байкальские рыбы, выловленные на большой глубине, не умирают, а продолжают жить в аквариуме, не обращая внимания на резкое изменение давления. Озеро до сих пор таит много загадок, еще не разгаданных настойчивыми исследователями.
Разгадка этих тайн – задача, поставленная учеными.
Грамматические задания:
Громадная голубая чаша, окруженная горами, расстилается у наших ног.
Многочисленные притоки Байкала, вливаясь в него, наполняют озеро водой.
Гигантское, приближаемся, исследователями.
Контрольный диктант по теме
«Слова, грамматически не связанные с членами предложения» (урок 89)
Без проводника
Напуганный дурными предзнаменованиями, Вандага, наш провод ник, вдруг отказался вести нас. По его словам, идти дальше означало бы подвергаться явной опасности.
Мы решили продолжать путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу. Один из нас сказал: «Эх вы, горе-путешественники! Пойдемте через овраг к морю и выйдем на верный путь». В дороге нас ожидали неприятности: во-первых, мы попали в бурелом, во-вторых, – в глубокие овраги. Надо было искать другой путь. Взвесив все за и против, мы решили идти прямо.
Да, путешествовать в горах без проводника, безусловно, трудно и опасно.
Иногда случается, что горы и лес имеют привлекательный и веселый вид. Так, кажется, и остался бы среди них навсегда. Но иногда, наоборот, горы кажутся угрюмыми, дикими.
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, и сделайте синтаксический разбор.
Итоговый контрольный диктант по теме
«Повторение изученного в 8 классе». (урок 101)
Незнакомая усадьба
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились.
Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.
Грамматические задания:
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. На ней горел крест, отражая заходившее солнце.
Прошлогодняя, переливался, запустение.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета:
Школьный курс по русскому языку в таблицах и схемах (набор таблиц).
CD-ROM Готовимся к ЕГЭ. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2005 г.
CD-ROM Справочные материалы по русскому языку. – М.: Новый диск, 2007 г.
Презентации учителя.
Список литературы:
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001 г.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.
Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.
Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: Вако, 2014 г.
Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 8 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г.
Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: Астрель, 2012 г.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г.
Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2012 г.
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998 г.
Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы