kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса "Трудные случаи русской орфографии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Трудные случаи русской орфографии" предназначеная для учителей, работающих в 9 классах. Программа состоит из пояснительной записки, содержания материала, календарно-тематического планирования, учебно-тематического плана, требований к занниям, умениям и навыкам и списка литературы, использовавшейся при составлении. Цель данного курса - вспомнить основные правила орфографии, которые вызывают трудности у учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Трудные случаи русской орфографии" »

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Травкинская основная общеобразовательная школа»







Рассмотрена и одобрена на РМО «Утверждаю»

учителей русского языка директор МОУ Травкинская ООШ

и литературы __________ /Рудаков В.В./

протокол заседания от ________ №_____ приказ по школе от _________ №____

руководитель РМО_________ /Гаджиева В.И./









Рабочая программа

элективного (предметно ориентированного) курса

по русскому языку

9 класс

Трудные случаи русской орфографии.



















Составил учитель

русского языка

и литературы

Жуковский Александр Владимирович







Травкино.

2013 г.

Пояснительная записка.

Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

 Достаточно высокая степень научности опора на специальную литературу должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.

 Курс рассчитан на 17 часов.

 Цель курса – прокомментировать ряд орфографических правил, расширяя, углубляя и систематизируя информацию, полученную ранее, для отработки орфографической зоркости.

 Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:

• формирование представления о русском языке как целостной      структуре, овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа;

• развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;

• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;

• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;

• применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;

• совершенствование логического мышления, аналитических навыков.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

  • тренировочные упражнения,

  • практикум,

  • работа со словарями,

  • знакомство с многоаспектностью существования слова,

  • викторины, творческие работы,

  • исследовательская и проектная деятельность

В ходе изучения данного курса дети должны уметь:

  • Осуществлять самоконтроль и самоанализ

  • Конспектировать звучащую речь, печатный текст;

  • Публично выступать.

В ходе изучения данного курса дети должны знать:

  • Системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;

  • Языковые нормы, их функции;

  • Взаимосвязь фактов языка и истории

















Учебно- тематический план.

п/п

Тема

Колич.

часов


1.

Основные вопросы письма и правописания.

1

2.

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Соотношение между русской фонетикой и графикой. Основные орфографические правила.

1

3.

Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Варианты формулировок правил.

1

4.

Функции Ъ и Ь знаков.

1

5.

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Понятия: «орфографический принцип», «морфологический принцип», «принцип морфолого-графических аналогий». Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

2

6.

Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах.

1

7.

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.

1

8.

Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

1

9.

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, полуслитным и раздельным написанием. Общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний.

1

10.

Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

1

11.

Слитое и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

1


12.

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи.

1

13.

Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.

1

14-15.

Отработка практических умений и навыков.

2

17.

Семинарское занятие.

1





Итого:

17









































Содержание и формы организации курса.

 Тема 1.

Основные вопросы письма и правописания.

Краткие сведения из истории русской графики и орфографии. Толкование понятий «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание».



Тема 2.

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.

Соотношение между русской фонетикой и графикой. Особенности русской графики. Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и отступления от слогового принципа русской графики. Основные орфографические правила. Варианты формулировок.



Тема 3.

Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях.

Варианты формулировок правил правописания гласных после шипящих и «Ц».

Тема 4.

Функции Ъ и Ь знаков.

Употребление Ь знака. Употребление Ъ знака. Обозначение мягкости на письме.



Тема 5.

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.

Понятие «орфографический принцип». Морфологический принцип русского правописания. Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические написания. Традиционные и дифференцирующие написания. Принцип морфолого-графических аналогий. Трудные случаи орфограмм из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.

Тема 6.

Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах.

Правописание о/е после шипящих в корне слова. Правописание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов. Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных, в отглагольных прилагательных и причастиях, в кратких прилагательных и причастиях, в суффиксах существительных.

Тема 7.

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.

Различение частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями.

Тема 8.

Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

Названия, связанные с религией. Географические и административно-территориальные названия

Астрономические названия

Названия исторических эпох и событий, геологических периодов

Тема 9.

Трудные вопросы орфографии, связаннее со слитным, полуслитным и раздельным написанием.

Тема 10.

Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

Тема 11.

Слитое и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Тема 12.

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи.

Основные отличительные признаки самостоятельных частей речи и служебных. Характерные особенности служебных частей речи. Морфологический состав предлогов и морфологическая характеристика союзов.

Тема 13.

Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.

Смешение самостоятельных и служебных частей речи.

Тема 14.

Отработка практических умений и навыков.

Тема 15.

Семинарское занятие.



Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны знать:

понятия «орфографический принцип», «морфологический принцип»; трудные случаи правописания в русском языке, отвечающие морфологическому принципу; правописание о-е после шипящих; правописание н и нн в суффиксах отглагольных прилагательных и причастиях и в суффиксах существительных; употребление частиц не и ни; праовписание строчных и прописных букв; слитное ,полуслитное и раздельное написание слов.

Учащиеся должны уметь:

применять изученные правила на практике; различать части речи; использовать алгоритмы правописания.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

уметь грамотно писать; использовать полученные знания при сдаче ГИА.



























Методическая литература.

 1. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., Просвещение, 1982

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., «Высшая школа», 1987

3. Виноградов В.В. Русский язык. – М., «Высшая школа», 1986 

4. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование (для подготовительных отделений вузов). – М., «Высшая школа», 1986 

5. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984





































Календарно-тематическое планирование.

№п/п

Содержание раздела. Тема занятия.

Колич. часов

Предполаг.дата

Фактич. дата

1.

Основные вопросы письма и правописания.

1ч.

6.09


2.

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Соотношение между русской фонетикой и графикой. Основные орфографические правила.

1ч.

13.09


3.

Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Варианты формулировок правил.

1ч.

20.09


4.

Функции Ъ и Ь знаков.

1ч.

27.09


5-6.

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Понятия: «орфографический принцип», «морфологический принцип», «принцип морфолого-графических аналогий». Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

2ч.

4.10, 11.10


7.

Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах.

1ч.

18.10


8.

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.

1ч.

25.10


9.

Труднее вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

1ч.

1.11


10.

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, полуслитным и раздельным написанием. Общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний.

1ч.

15.11


11.

Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

1ч.

22.11


12.

Слитое и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

1ч.

29.11


13.

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи.

1ч.

6.12


14.

Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.

1ч.

13.12


15-16.

Отработка практических умений и навыков.

1ч.

20.12


17.

Творческая работа.

1ч.

27.12












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа элективного курса "Трудные случаи русской орфографии"

Автор: Жуковский Александр Владимирович

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа "Трудный русский. 7 класс." "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-trudnyi-russkii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422466766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства