№ п\п | № урока в теме Тема | Кол-во часов | Результаты обучения | Дата |
Личностные | Метапредметные | Предметные | План | Факт |
Язык-важнейшее средство общения (1 час) | | | |
1. | 1. Язык и человек. Язык и речь. Стили речи | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя.Стремление к речевому совершенствованию. | Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой; использовать разные правила и приемы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; вести самостоятельный поиск информации в СМИ; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста; извлекать фактуальную информацию из текстов; вычитывать информацию , представленную в схеме;соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия. работать в группах. | Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности; знать приемы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение. Иметь общее понятие о стилях речи и их характеристике; устанавливать принадлежность текста к определенному стилю речи по чели высказывания; преобразовывать текст художественного стиля в научный. | | |
Повторение изученного в начальных классах ( 15 часов) |
2. | 1. Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности. | Строить рассуждение, аргументировать свое мнение; извлекать фактуальную информацию из текстов , содержащих теоретические сведения; пользоваться словарем иностранного языка. | Знать о соотношении произношения и правописания; пользоваться транскрипцией с целью верного произношения слов; с помощью орфографических правил уметь решить, какой буквой обозначить тот или иной звук в слове при несовпадении произношения и правописания; определять тему, основную мысль текста. | | |
3. | 2. Орфограмма. | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Усвоить понятие орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знать, что орфограмма – «точка» применения правила; усвоить опознавательные признаки орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв; знать, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме; находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опрой на опознавательные признаки; находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в разных морфемах. |
| |
4. | 3. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем. | Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначить условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); различать одинаково произносимые слова с разным написанием. | | |
5. | 4. Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем. | Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н,р); различать одинаково произносимые слова с разным написанием; правильно писать изученные слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне. | | |
6. | 5. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем. | Знать способ проверки согласных в корне слова; правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне; выбирать заголовок к тексту из ряда предложенных. | | |
7. | 6. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем. | Правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; составлять предложения или связный текст с указанными словами на заданную тему. Знать правило употребления разделительных ъ и ь; находить в словах разделительные ъ и ь; разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь; графически обозначать условия их выбора. | | |
8. | 7. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно выражать своё отношение к изображенному на рисунке; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка. | Усвоить понятие орфограммы пробела (раздельного написания), орфограммы-дефиса; знать о совпадении в устной речи предлогов и приставок по звучанию; знать, что предлог – слово, приставка – часть слова; знать о написании через дефис предлогов из-за, из-под; знать падеж, с которым употребляются указанные предлоги; разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму-пробел (раздельное написание); писать предлоги отдельно от других слов; графически обозначать условия выбора раздельного написания; писать через дефис предлоги из-за, из-под; употреблять предлоги в речи; составлять связный текст с опорой на рисунок; озаглавливать текст. | | |
9. | 8. Р.р. Сочинение по картине. Устное описание картины А.А.Пластова «Летом» | 1 | Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для изложения самостоятельно составленного текста-описания по картине | Строить описание на основе увиденного, соблюдать нормы построения текста в устной форме; соблюдать в процессе пересказа основные нормы русского литературного языка и правила | Правильно использовать слова и словосочетания для составления предложений, связного текста, составлять устный пересказ текста с опорой на предложенный план. | | |
10. | 9. Работа над ошибками сочинения. Части речи. Глагол. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Вычитывать информацию, представленную в схеме; работать в группах; адекватно воспринимать на слух текст, владеть приемами аудирования; оценивать чужую речь; преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать свое отношение к изображенному на рисунке; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая нормы его построения, свободно, правильно излагать свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы; знать наречие как неизменяемую часть речи; знать об употреблении на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия; определять морфологические признаки глагола (время, лицо); употреблять ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; составлять текст сочинения с использованием наречий; писать сочинения по рисунку; определять тему и основную мысль текста. | | |
11 | 10. -Тся и –ться в глаголах. Личные окончания глаголов. | 1 | Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности (анализ содержания пословиц из упражнений). | Вычитывать информацию, представленную в схеме; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать способ определения написания –тся и –ться в глаголах; знать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; знать о раздельном написании не с глаголами; находить орфограмму в –тся и –ться в глаголах; пользоваться способом определения написания -тся или –ться ; выделять личные окончаниях глаголов; писать раздельно не с глаголами; составлять предложения с указанными глаголами. | | |
| |
12. | 11. Имя существительное. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;вычитывать информацию, представленную в таблицах; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. | Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; морфологические признаки существительного (число, род, падеж, типы склонения); знать об употреблении и неупотреблении на письме ь после шипящих на конце слова у существительных; об употреблении е и и в безударных падежных окончаниях существительных в ед.ч.; ставить вопросы к существительным; определять число, род, падеж, тип склонения существительного; правильно употреблять ь после шипящих на конце слова у существительных; выбирать написание е и и в безударных падежных окончаниях существительных в ед.ч.,; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | | |
13. | 12. Имя прилагательное. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; создавать письменный текст с учетом замысла. | Знать, на какие вопросы отвечает имя прилагательное; знать об изменении прилагательных по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательных с существительными; знать способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу); изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными; пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного? Графически обозначать условия выбора правильных написаний; озаглавливать текст; определять его стиль; составлять текст в письменной форме с использованием имен прилагательных. | | |
14. | 13. Местоимение. | 1 | Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности; интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; владеть приемами изучающего чтения художественного текста; адекватно выражать свое отношение к прочитанному; воспроизводить прочитанный текст. | Знать о личных местоимениях 1,2 и 3 лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3 л. После предлогов; находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3 л. После предлогов; пересказывать текст сказки. | | |
15. | 14. Р.р. Контрольное сочинение «Летние радости» | 1 | Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для изложения самостоятельно составленного текста по воображению | Строить описание на основе прожитого, соблюдать нормы построения текста в письменной форме; соблюдать в процессе написания основные нормы русского литературного языка и правила | Правильно использовать слова и словосочетания для составления предложений, связного текста. | | |
16. | 15. Работа над ошибками сочинения. Повторение по теме «Повторение изученного в начальных классах» Тест. | 1 | Способность к самооценке. | Способность осуществлять самоконтроль. | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять синтаксический разбор предложения. | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (17 часов) |
17. | 1.Синтаксис. Пунктуация | 1 | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свернутой форме; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок; разграничивать пунктуационные и синтаксические ошибки; связывать слова в предложении по смыслу; верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; находить и исправлять синтаксические и пунктуационные ошибки; озаглавливать текст; определять основную мысль текста; сжато излагать содержание исходного текста. | | |
18. | 2. Словосочетание. Разбор словосочетания. | 1 | Потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста. | Находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи; создавать устный текст с учетом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка. Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результа | Знать, чем словосочетание от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой связи слов в словосочетании; отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слово в словосочетании; устанавливать смысловую связь слов в словосочетании; использовать для выражения одинакового смысла словосочетания «сущ. + сущ.» и «прилаг.+сущ.»; составлять словосочетания по образцу; выделять словосочетания из предложений; различать грамматическую основу и словосочетание; определять основную мысль высказывания; определять тему сочинения; составлять устный рассказ на основе опорных словосочетаний. Знать порядок разбора словосочетания; выполнять разбор словосочетания по образцу в устной и письменной форме; находить словосочетания в тексте; определять основную мысль текста. | | |
19. | 3. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи. | Вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения (основную мысль текста). Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно воспринимать на слух предложения с разным интонационным рисунком; способность оценивать чужую речь с точки зрения передачи заданной интонации; создавать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации. | Знать основные признаки предложения; знать опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца предложения);знать знаки завершения; понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего; уметь по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения; находить грамматическую основу,состоящую из одного главного члена (подлежащего или сказуемого); соотносить указанные предложения с определенными схемами; определять основную мысль текста. Знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); знать особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений. Знать виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные); знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений; соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; распознавать виды предложений по интонации; правильно пунутуационно их оформлять: интонационно верно произносить. | | |
20. | 4. Члены предложения. Главные члены предложения. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать, что составляет грамматическую основу предложения; знать второстепенные члены предложения; о смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого; разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов. | | |
21. | 5. Подлежащее и сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для пересказа исходного текста в письменной форме. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста; соблюдать в процессе пересказа текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Знать способы выражения подлежащего (существительным, местоимением, сочетанием слов); способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным. Знать условие употребления тире между главными членами предложения (сущ. в им.п.); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; находить предложение с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять указанные предложения предложениями изученной конструкции с опорой на схему; находить основную мысль текста. | | |
22. | 6. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа (работа с текстом «Волшебный мир русской сказки»). | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах. | Знать определение нераспространенных и распространенных предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены); их названия; разграничивать нераспространенные и распространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные, какие – второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами; рассказывать о предложении по плану. | | |
23. | 7. Дополнение. | 1 | Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения; графическое обозначение дополнения как члена предложения; знать о возможности смешения подлежащего и дополнения, выраженного сущ. в вин. п. без предлога; находить дополнение в предложении; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложение дополнениями; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в вин. п. без предлога. | | |
24. | 8. Определение. | 1 | Стремиться к совершенствованию собственной речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения. | Знать формулировку понятия «определение», способ выражения определения; графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; находить определение в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания; относить текст к определенному стилю речи; озаглавливать текст. | | |
25. | 9. Обстоятельство. | 1 | Уважительное отношение к родному языку. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах. | Знать определение понятия «обстоятельство»; знать способы выражения обстоятельства; уметь графически обозначать обстоятельство как член предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаголов-сказуемых; о роли обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания; находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обтоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания; различать второстепенные члены предложения; уметь составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам; рассказывать о главных и второстепенных членах по плану. | | |
26. | 10. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно воспринимать на слух текст с определенным задание. | Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления в предложениях с однородными членами; знать, что однородные члены могут быть связаны только интонацией перечисления (без союзов); находить однородные члены; составлять предложения с однородными сказуемыми. Знать условия постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация, бессоюзная связь, союзы а, но ) и непостановки запятой (перечислительная интонация, одиночный союз и); знать условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове; знать схемы предложений с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения с однородными членами; составлять схемы предложений с однородными членами; | | |
27. | 11. Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно воспринимать на слух текст с определенным задание. | Находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие). | | |
28. | 12. Предложения с обращениями. | 1 | Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно использовать различные формы обращения в заданных речевых ситуациях; оценивать уместность формы обращения с учетом речевой ситуации; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. | Знать определение обращения; знать опознавательный признак выделения обращения в устной речи – звательную интонацию; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением; знать о возможности смешения подлежащего и обращения; распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. | | |
29. | 13. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | Стремиться к совершенствованию собственной речи. | Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты. | Знать порядок синтаксического разбора простого предложения; выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) и пунктуационный разбор простого предложения; определять стиль речи, к которому относится устный разбор. | | |
30. | 14. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. Интерес к чтению. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно понимать основную и дополнительную информацию; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую. Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Знать структурные различия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на 2 группы (союзные и бессоюзные); знать о функции запятой между простыми предложениями в составе сложного – знака разделения; правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений; знать о возможности смешения сложных предложений и простых предложений с однородными членами с союзами а, и; определять количество грамматических основ в предложении; определять средства связи в сложных предложениях; определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного: составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами с союзами а, и; составлять сложные предложения с союзами и, а, но, что, когда, чтобы и т.д.; писать рассказ по изображенному на рисунках. Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения; выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения; определять основную мысль текста; выявлять языковые средства, помогающие автору текста изобразить отличительные особенности животного. | | |
31. | 15. Прямая речь. | 1 | Осознание ответственности за произнесенное и написанное. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. | Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при произнесении прямой речи после слов автора и перед ними; правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; схемы предложений с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью, структурно изменять предложения с прямой речью (менять позицию прямой речи по отношению к словам автора); употреблять слово пожалуйста в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме. | | |
32. | 16. Диалог. | 1 | Осознание ответственности за произнесенную и написанное; интерес к созданию собственного текста-диалога, к ведению диалога. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; работать в группе, коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания; приходить к общему решению в совместной деятельности; создавать диалоги с учетом речевой ситуации. | Знать, что такое диалог, реплика; знать правило постановки знаков препинания при диалоге, схемы диалога; распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог с опорой на предложенные этикетные слова. | | |
33. | 17. Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | Способность к самооценке. | Способность осуществлять самоконтроль. | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы). | | |
Фонетика. Культура речи. (7 часов) |
34. | 1. Работа над ошибками диктанта. Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. | 1 | Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в схеме; преобразовывать информацию из текстовой формы в форму таблицы; осуществлять самоконтроль за произношением отдельных слов и звуков и звуков в потоке речи. | Знать предмет изучения фонетики, группы и подгуппы звуков речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков, элементы транскрипции; знать о смыслоразличительной роли звуков; различать гласные и согласные звуки по способу образования; подбирать односложные слова с разными ударными гласными звуками, записывать их, используя элементы транскрипции. Знать об образовании согласных звуков, перечень согласных звуков; о смыслоразличительной роли согласных звуков. | | |
35. | 2. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. | 1 | Стремление к совершенствованию собственной речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать пары согласных по твердости – мягкости, а также непарные согласные; познакомиться с элементами транскрипции; различать согласные звуки по твердости – мягкости; называть пары согласных по твердости – мягкости, а также непарные согласные; различать в словах твердые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; правильно произносить указанные слова. Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных; знать пары согласных по глухости – звонкости, а также непарные согласные; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; различать согласные по глухости – звонкости; называть пары согласных по глухости – звонкости, а также непарные согласные; распознавать в словах глухие и звонкие согласные. | | |
36. | 3. Р.р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка») | 1 | Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста. | Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Знать о повествовании как функционально-смысловом типе речи, о роли описания в художественном повествовании; знать структуру текста типа повествование, способы включения описания в повествование; определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; доказывать принадлежность текста к определенному стилю речи; составлять план текста; пересказывать исходный текст в письменной форме. | | |
37. | 4. Работа над ошибками изложения. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю,я. | 1 | Стремление к совершенствованию собственной речи. Интерес к изучению языка. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем. | Знать о роли Ь для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных; находить в словах мягкий согласный; употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия его выбора; разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола, с разделительным Ь. Знать о звуковом значении букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих; правильно оформлять диалог на письме. | | |
38. | 5. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. | 1 | Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы; оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения произносительных форм. Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях; правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки, объяснять причины их возникновения. Знать порядок фонетического разбора слова; выполнять фонетический разбор слова (устный и письменный). | | |
39. | 6. Контрольный диктант по теме «Фонетика. Культура речи» | 1 | Способность к самооценке. | Способность осуществлять самоконтроль. | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы). | | |
40. | 7. Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в схеме. | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы). | | |
Лексика. Культура речи. (7 часов) |
41. | 1. Слово и его лексическое значение. Способы выражения лексических значений слов | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию). | Знать предмет изучения лексикологии; знать функцию слова в языке, содержание понятий «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные способы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова»;уметь толковать лексическое значение слова, используя различные способы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова. | | |
42. | 2. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли. | Знать содержание понятий «однозначные слова» и «многозначные слова», способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова; распознавать однозначные и многозначные слова; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; писать сочинение-рассуждение на заданную тему. Знать о прямом и переносном значении слов, об отражении в толковом словаре переносного значения слова, о роли слов с переносным значением в художественных произведениях; находить слова с переносным | | |
43. | 3. Омонимы | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию). | Знать содержание понятия «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами, об отражении омонимов в толковом словаре; находить омонимы; отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре. | | |
44. | 4. Синонимы | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств. | Знать содержание понятие «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов; знать о связи синонимов и многозначных слов, о функции синонимов в речи (выразительность, средство свяи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов), о словаре синонимов; определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические различия слов-синонимов; определять цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов. | | |
45. | 5. Р.р. Контрольное сочинение по картине (И.Грабарь. «Февральская лазурь») | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме. | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать свое отношение к изображенному на картине; создавать письменный текст, соблюдая его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов . | | |
46. | 6. Антонимы | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать содержание понятия «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи; находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам; использовать антонимы при описании изображенного на рисунке. | | |
47. | 7. Повторение по теме «Лексика». Тест | 1 | Интерес к созданию собственных текстов. | Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность определять цель своей деятельности, действовать по плану, оценивать достигнутые результаты. | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Лексика. Культура речи»; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе; составлять сообщение о любом словаре по плану. | | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. (14 часов) |
48. | 1. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Окончание | 1 | Интерес к пересказу исходного текста в устной форме; стремление к речевому совершенствованию. Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить исходный текст в устной форме, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе пересказа текста основные нормы литературного языка. | Знать содержание понятия «морфема», предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова; выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы – значимые части слова; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова; определять форму указанных слов; озаглавливать текст; устно пересказывать исходный текст. Знать определение окончания слова, грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании и его грамматическом значении, о способе обозначения нулевого окончания; выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов; понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных; соотносить окончание с его грамматическим значением. | | |
49. | 2. Основа слова. Корень слова | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать определение основы слова; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение; выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах; озаглавливать текст, определять стиль речи. | | |
50. | 3. Р.р. Контрольное изложение (К.Паустовский. «Первый снег») | 1 | Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста. | Воспринимать прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Знать о роли деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; создавать текст на основе исходного. | | |
51. | 4. Суффикс. Приставка | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать определение суффикса и приставки, их смысловое значение; правильно выделять приставку и суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами и приставками; определять значения, выражаемые ими; определять состав слова. | | |
52. | 5. Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; работать в группе, коммуникативно взаимодействуя с одноклассниками в процессе выполнения одного задания. | Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласных о и е нулем звука в одной и той же морфеме; распознавать чередование гласных и согласных звуков в корне при образовании и изменении слов; распознавать слова с беглыми гласными о и е в разных морфемах; подбирать слова с чередующимися согласными и гласными по образцу; подбирать слова с беглыми гласными к данным по образцу; составлять продолжение текста в письменной форме. | | |
53. | 6. Варианты морфем. Морфемный разбор слова | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов. Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Знать содержание понятия «варианты морфем»; различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам. Знать порядок морфемного разбора слова; выполнять морфемный разбор слова (устный и письменный). | | |
54. | 7. Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок пре- и при- и приставок на з- (с-); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки гласных и согласных в приставках; подбирать к указанным словам однокоренные с беглым гласным в приставках. | | |
55. | 8. Буквы з, с на конце приставок. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения. | Знать правило написания букв з,с на конце приставок; знать о единообразном написании приставки с-; знать словарные слова, представленные в теме; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями. | | |
56. | 9. Буквы а-о в корне –лаг-лож | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность адекватно выражать свое отношение к изображенному на рисунке; создавать устный текст, соблюдая нормы его построения. | Знать правило написания букв а-о в корне –лаг-лож; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; составлять текст по рисунку в устной форме. | | |
57. | 10. Буквы а-о в корне -раст-рос- | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, правильно излагая свои мысли. | Знать правило написания букв а-о в корне –раст-рос-; знать слова-исключения; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; правильно псать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; составлять текст по опорным предложениям. | | |
58. | 11. Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; уметь вести самостоятельный поиск информации; пользоваться орфографическим словарем. | Знать правило написания букв ё-о после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми безударными гласными после шипящих в безударном положении; подбирать слова с изученными видами орфограмм для диктанта. |
| |
59. | 12. Буквы и-ы после ц | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы. | Знать правило написания букв и-ы после ц в корнях, в словах на –ция, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы е в корне, проверяемой ударением, и букв и-ы после ц в разных частях слова; озаглавливать текст. | | |
60. | 13. Повторение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | Интерес к созданию собственных текстов. | Вычитывать информацию, представленную в форме таблицы, способность строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения. | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу; анализировать изученный материал, представленный в таблице; озаглавливать текст, определять основную мысль текста; определять стиль речи. | | |
61. | 14. Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | 1 | Способность к самооценке. | Способность осуществлять самоконтроль | Правильно писать слова с изученными орфограммами. | | |
Морфология. Орфография. Культура речи. ( 33 часа) |
62. | 1. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Способность к самооценке. Осознание ответственности за произнесенное. | Способность осуществлять самоконтроль. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Уметь применять правила к словам с изученными орфограммами во время работы над ошибками. Знать группы частей речи; уметь различать части речи и относить их к своим группам (самостоятельные, служебные, междометия). | | |
63. | 2. Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | Осознание ответственности за произнесенное. Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарем; способность строить рассуждение. | Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), о синтаксической роли существительных; доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов, от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных, устанавливать их синтаксическую роль в предложении; составлять предложения по картине с использованием существительных. Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными; распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; составлять словосочетания и предложения с использованием одушевленных и неодушевленных существительных. | | |
64. | 3. Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | 1 | Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, и текстов упражнений; владеть диалогом; владеть речевым этикетом в заданной ситуации. | Знать основания деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных , правильно писать собственные имена, заглавия книг, газет и т.п.; графически обозначать условия выбора верных написаний; разграничивать омонимичные формы имен собственных и нарицательных; озаглавливать текст. | | |
65. | 4. Род имен существительных | 1 | Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице. | Знать о грамматической категории рода существительных, о возможном нарушении норм русского литературного языка при определении рода существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных. | | |
66. | 5. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.); пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения. | Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа; распознавать существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; правильно произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа; озаглавливать текст; пересказывать текст. | | |
67. | 6. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы. | Знать о лексических группах существительных, которые имеют форму только единственного числа; распознавать существительные, имеющие форму только единственного числа; разграничивать существительные, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. | | |
68. | 7. Три склонения имен существительных. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы. | Знать о склонении имен существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные. | | |
69. | 8. Падеж имен существительных | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы; порядок рассуждения для правильного определения падежа существительного; знать смысловые вопросы; знать о соотношении предлогов в, из, на, с; правильно определять падеж существительного; уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь верно употреблять предлоги с указанными падежами; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительных в предложении. | | |
70. | 9. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.); пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения, а также исходный текст целиком; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста в письменной форме. | Знать правило правописания гласных е,и в падежных окончаниях существительных в ед. ч. (в том числе у существительных на –ия, -ие, -ий); знать порядок рассуждения для применения правила; распознавать существительные с изучаемой орфограммой; правильно писать гласные е, и в безударных падежных окончаниях сущ. В ед. ч. (в том числе у существительных на –ия, -ие, -ий); графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять существительные с изучаемой орфограммой в речи; определять стиль речи, главную мысль текста, пересказывать текст. |
| |
71. | 10. Множественное число имен существительных. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах, об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на –и, -ы, -а, -я, об образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных чулки, валенки, сапоги и т.д., о правописании существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа; правильно склонять существительные во множественном числе; правильно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | | |
72. | 11. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Знать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; правильно писать о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных написаний; уметь находить орфограммы-буквы о-е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами. | | |
73. | 12. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Знать порядок морфологического разбора имени существительного; выполнять морфологический разбор имени существительного. | | |
74. | 13. Закрепление по теме «Имя существительное». Тест. | 1 | Способность к самооценке. | Адекватно понимать информацию письменного сообщения. | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя существительное как часть речи»; распознавать изученные виды орфограмм и пунктограмм; определять падежи существительных; озаглавливать текст. | | |
75. | 14. Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Осознание ответственности за произнесенное. | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.). | Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать об особенностях употребления прилагательных в речи; определять морфологические признаки прилагательного (род,число, падеж); подбирать синонимы к указанным прилагательным; уметь употреблять прилагательные в речи; озаглавливать текст, определять основную мысль текста, стили речи; делить текст на смысловые части. | | |
76. | 15. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать порядок рассуждения для верного определения окончания прилагательного; знать правило написания букв о-е в окончаниях прилагательных после шипящих; находить в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; применять порядок рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на –ый, -ий, -ой в форме мужского рода); правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); графически обозначать условия выбора правильных написаний. | | |
77. | 16. Прилагательные полные и краткие | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях. | Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких форм прилагательных, об их синтаксической роли, правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; правильно ставить ударение в кратких формах прилагательных; правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания. | | |
78. | 17. Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного; выполнять морфологический разбор имени прилагательного. | | |
79. | 18. Закрепление по теме «Прилагательное». Тест. | 1 | Способность к самооценке | Адекватно понимать информацию письменного сообщения; пользоваться толковым словарем. | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя прилагательное как часть речи»; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе. | | |
80. | 19. Глагол как часть речи. Не с глаголами. | 1 | Осознание ответственности за произнесенное. Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола. Знать правило написания не с глаголами; правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не в речи; рассказывать о глаголе в форме научного описания. | | |
81. | 20. Неопределенная форма глагола. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для воспроизведения исходного текста в устной форме. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пересказывать исходный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе пересказа основные нормы русского литературного языка; уметь выступать перед аудиторией сверстников. | Знать,что неопределенная форма глагола – это начальная форма; знать окончания неопределенной формы, правило употребления ь после ч в неопределенной форме; распознавать глаголы в неопределенной форме; образовывать неопределенную форму от заданных глаголов; правильно писать в неопределенной форме ь после ч ; графически обозначать условия выбора написания; пересказывать исходный текст в устной форме. | | |
82. | 21. Правописание –тся и –ться в глаголах. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Знать условия выбора написания –тся и –ться в глаголах; знать о произношении ца в глаголах на месте –тся и –ться; правильно произносить глаголы на –тся и –ться; правильно ставить вопрос к указанным глаголам; правильно писать –тся или –ться в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания. | | |
83. | 22. Виды глагола | 1 | Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарем. | Знать о видах глагола, об их значениях, о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида; пользоваться приемом распознавания видов глагола по вопросам, по значению; определять вид глагола; распознавать видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи | | |
84. | 23. Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Знать перечень корней с чередованием е-и, условия выбора букв е-и в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; правильно писать слова с чередованием е-и в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. | | |
85. | 24. Время глагола | 1 | Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать об изменении глаголов по временам; определять вид и время глаголов. | | |
86. | 25. Спряжение глаголов | 1 | Стремление к речевому самосовершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать определение спряжения глагола, личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, о правильном ударении в глаголах облегчит, упростит; определять спряжение глагола; изменять указанные глаголы по лицам и числам; правильно произносить указанные глаголы. | | |
87. | 26. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на сюжетных картинках; создавать устный и письменный тексты, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка; уметь выступать перед аудиторией сверстников. | Знать порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; знать, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные; применять порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударныз личных окончаниях глаголов(в том числе в глаголах с чередованием согласных); графичесуки обозначать условия выбора правильных написаний; использовать глаголы в связном высказывании по сюжетным картинкам, в диалоге; озаглавливать текст; употреблять глаголы-синонимы в речи. | | |
88. | 27. Морфологический разбор глагола | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Знать порядок морфологического разбора глагола; выполнять морфологический разбор глагола (устный и письменный). | | |
89. | 28. Р.р. Контрольное сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») | 1 | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. | Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свернутой форме с изменением лица; соблюдать в процессе воспроизведения текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания; владение диалогом и нормами речевого поведения. | Производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог. | | |
90. | 29. Работа над ошибками изложения. Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | Стремление к речевому самосовершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Знать правило употребления ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа; находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания. | | |
91. | 30. Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | | |
92. | 31.Употребление времен | 1 | Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом; употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при продолжении рассказа о событиях прошлого в устной форме. | | |
93. | 32. Обобщение по теме «Глагол». | 1 | Способность к самооценке | Адекватно понимать письменные высказывания. | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Глагол»; определять вид и время глаголов; рассказывать об орфограммах, изученных в разделе, в научном стиле речи; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе. | | |
94. | 33. Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | Способность к самооценке | Способность осуществлять самоконтроль | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять морфологический разбор слова. | | |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (8 часов) |
95. | 1. Разделы науки о языке | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы. | Знать разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; систематизировать изученное по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации; рассказывать о разделах науки о языке и единицах русского языка в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; классифицировать звуки русского языка по известным характеристикам; определять признаки, по которым группируются слова в части речи; определять, какие из самостоятельных частей речи склоняются, спрягаются, не изменяются; классифицировать члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях. | | |
96. | 2. Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы. | Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в притавке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать. | | |
97. | 3. Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; определять успешность своей работы. | Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении; правильно писать слова с изученными орфограммами в окончаниях и графически их обозначать. | | |
98. | 4. Употребление букв ъ и ь | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; уметь вести самостоятельный поиск информации; определять успешность своей работы. | Знать о различных функциях буквы ь, о функции букв ъ и ь разделительных, о разделительном написании предлогов со словами, частицы не с глаголами, о графическом обозначении орфограмм; группировать слова с буквой ь в разных функциях; верно писать слова с разделительными ъ и ь , с орфограммами – разделительным написанием; графически обозначать условия выбора верных написаний. | | |
99. | 5. Раздельные написания. | 1 | Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; уметь вести самостоятельный поиск информации; определять успешность своей работы. | Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. | | |
100. | 6. Буквы о-а в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -рос-. | 1 | Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; уметь вести самостоятельный поиск информации; определять успешность своей работы. | Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. | | |
101. | 7. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученные пунктуационные правила; определять успешность своей работы. | Знать изученные пунктуационные правила; правильно расставлять знаки препинания в простом предложении (с однородными членами, с обращением), в сложном предложении, в предложении с прямой речью. | | |
102. | 8. Итоговый урок. Тест. | 1 | Способность к самооценке | Способность осуществлять самоконтроль | Правильно писать слова с изученными орфограммами; знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. | | |