Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2011). Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2013), рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 175 часов: 140 часов + 35 часов развития речи. Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов. Данная программа предполагает 3 часа в неделю, 102 часа в год при 34 учебных неделях.
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т. д.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).
Речевая деятельность.
№ п\п | № урока в теме Тема | Кол-во часов | Результаты обучения | Дата |
Личностные | Метапредметные | Предметные | План | Факт |
Язык-важнейшее средство общения (1 час) | | | |
1. | 1. Язык и человек. Язык и речь. Стили речи | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя.Стремление к речевому совершенствованию. | Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой; использовать разные правила и приемы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; вести самостоятельный поиск информации в СМИ; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста; извлекать фактуальную информацию из текстов; вычитывать информацию , представленную в схеме;соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия. работать в группах. | Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности; знать приемы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение. Иметь общее понятие о стилях речи и их характеристике; устанавливать принадлежность текста к определенному стилю речи по чели высказывания; преобразовывать текст художественного стиля в научный. | | |
Повторение изученного в начальных классах ( 15 часов) |
2. | 1. Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности. | Строить рассуждение, аргументировать свое мнение; извлекать фактуальную информацию из текстов , содержащих теоретические сведения; пользоваться словарем иностранного языка. | Знать о соотношении произношения и правописания; пользоваться транскрипцией с целью верного произношения слов; с помощью орфографических правил уметь решить, какой буквой обозначить тот или иной звук в слове при несовпадении произношения и правописания; определять тему, основную мысль текста. | | |
3. | 2. Орфограмма. | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Усвоить понятие орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знать, что орфограмма – «точка» применения правила; усвоить опознавательные признаки орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв; знать, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме; находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опрой на опознавательные признаки; находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в разных морфемах. |
| |
4. | 3. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем. | Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначить условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); различать одинаково произносимые слова с разным написанием. | | |
5. | 4. Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем. | Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н,р); различать одинаково произносимые слова с разным написанием; правильно писать изученные слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне. | | |
6. | 5. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем. | Знать способ проверки согласных в корне слова; правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне; выбирать заголовок к тексту из ряда предложенных. | | |
7. | 6. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем. | Правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; составлять предложения или связный текст с указанными словами на заданную тему. Знать правило употребления разделительных ъ и ь; находить в словах разделительные ъ и ь; разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь; графически обозначать условия их выбора. | | |
8. | 7. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно выражать своё отношение к изображенному на рисунке; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка. | Усвоить понятие орфограммы пробела (раздельного написания), орфограммы-дефиса; знать о совпадении в устной речи предлогов и приставок по звучанию; знать, что предлог – слово, приставка – часть слова; знать о написании через дефис предлогов из-за, из-под; знать падеж, с которым употребляются указанные предлоги; разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму-пробел (раздельное написание); писать предлоги отдельно от других слов; графически обозначать условия выбора раздельного написания; писать через дефис предлоги из-за, из-под; употреблять предлоги в речи; составлять связный текст с опорой на рисунок; озаглавливать текст. | | |
9. | 8. Р.р. Сочинение по картине. Устное описание картины А.А.Пластова «Летом» | 1 | Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для изложения самостоятельно составленного текста-описания по картине | Строить описание на основе увиденного, соблюдать нормы построения текста в устной форме; соблюдать в процессе пересказа основные нормы русского литературного языка и правила | Правильно использовать слова и словосочетания для составления предложений, связного текста, составлять устный пересказ текста с опорой на предложенный план. | | |
10. | 9. Работа над ошибками сочинения. Части речи. Глагол. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Вычитывать информацию, представленную в схеме; работать в группах; адекватно воспринимать на слух текст, владеть приемами аудирования; оценивать чужую речь; преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать свое отношение к изображенному на рисунке; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая нормы его построения, свободно, правильно излагать свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы; знать наречие как неизменяемую часть речи; знать об употреблении на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия; определять морфологические признаки глагола (время, лицо); употреблять ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; составлять текст сочинения с использованием наречий; писать сочинения по рисунку; определять тему и основную мысль текста. | | |
11 | 10. -Тся и –ться в глаголах. Личные окончания глаголов. | 1 | Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности (анализ содержания пословиц из упражнений). | Вычитывать информацию, представленную в схеме; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать способ определения написания –тся и –ться в глаголах; знать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; знать о раздельном написании не с глаголами; находить орфограмму в –тся и –ться в глаголах; пользоваться способом определения написания -тся или –ться ; выделять личные окончаниях глаголов; писать раздельно не с глаголами; составлять предложения с указанными глаголами. | | |
| |
12. | 11. Имя существительное. | 1 | Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;вычитывать информацию, представленную в таблицах; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. | Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; морфологические признаки существительного (число, род, падеж, типы склонения); знать об употреблении и неупотреблении на письме ь после шипящих на конце слова у существительных; об употреблении е и и в безударных падежных окончаниях существительных в ед.ч.; ставить вопросы к существительным; определять число, род, падеж, тип склонения существительного; правильно употреблять ь после шипящих на конце слова у существительных; выбирать написание е и и в безударных падежных окончаниях существительных в ед.ч.,; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | | |
13. | 12. Имя прилагательное. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; создавать письменный текст с учетом замысла. | Знать, на какие вопросы отвечает имя прилагательное; знать об изменении прилагательных по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательных с существительными; знать способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу); изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными; пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного? Графически обозначать условия выбора правильных написаний; озаглавливать текст; определять его стиль; составлять текст в письменной форме с использованием имен прилагательных. | | |
14. | 13. Местоимение. | 1 | Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности; интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; владеть приемами изучающего чтения художественного текста; адекватно выражать свое отношение к прочитанному; воспроизводить прочитанный текст. | Знать о личных местоимениях 1,2 и 3 лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3 л. После предлогов; находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3 л. После предлогов; пересказывать текст сказки. | | |
15. | 14. Р.р. Контрольное сочинение «Летние радости» | 1 | Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для изложения самостоятельно составленного текста по воображению | Строить описание на основе прожитого, соблюдать нормы построения текста в письменной форме; соблюдать в процессе написания основные нормы русского литературного языка и правила | Правильно использовать слова и словосочетания для составления предложений, связного текста. | | |
16. | 15. Работа над ошибками сочинения. Повторение по теме «Повторение изученного в начальных классах» Тест. | 1 | Способность к самооценке. | Способность осуществлять самоконтроль. | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять синтаксический разбор предложения. | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (17 часов) |
17. | 1.Синтаксис. Пунктуация | 1 | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свернутой форме; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок; разграничивать пунктуационные и синтаксические ошибки; связывать слова в предложении по смыслу; верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; находить и исправлять синтаксические и пунктуационные ошибки; озаглавливать текст; определять основную мысль текста; сжато излагать содержание исходного текста. | | |
18. | 2. Словосочетание. Разбор словосочетания. | 1 | Потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста. | Находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи; создавать устный текст с учетом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка. Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результа | Знать, чем словосочетание от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой связи слов в словосочетании; отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слово в словосочетании; устанавливать смысловую связь слов в словосочетании; использовать для выражения одинакового смысла словосочетания «сущ. + сущ.» и «прилаг.+сущ.»; составлять словосочетания по образцу; выделять словосочетания из предложений; различать грамматическую основу и словосочетание; определять основную мысль высказывания; определять тему сочинения; составлять устный рассказ на основе опорных словосочетаний. Знать порядок разбора словосочетания; выполнять разбор словосочетания по образцу в устной и письменной форме; находить словосочетания в тексте; определять основную мысль текста. | | |
19. | 3. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи. | Вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения (основную мысль текста). Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно воспринимать на слух предложения с разным интонационным рисунком; способность оценивать чужую речь с точки зрения передачи заданной интонации; создавать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации. | Знать основные признаки предложения; знать опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца предложения);знать знаки завершения; понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего; уметь по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения; находить грамматическую основу,состоящую из одного главного члена (подлежащего или сказуемого); соотносить указанные предложения с определенными схемами; определять основную мысль текста. Знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); знать особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений. Знать виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные); знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений; соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; распознавать виды предложений по интонации; правильно пунутуационно их оформлять: интонационно верно произносить. | | |
20. | 4. Члены предложения. Главные члены предложения. | 1 | Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать, что составляет грамматическую основу предложения; знать второстепенные члены предложения; о смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого; разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов. | | |
21. | 5. Подлежащее и сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для пересказа исходного текста в письменной форме. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста; соблюдать в процессе пересказа текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Знать способы выражения подлежащего (существительным, местоимением, сочетанием слов); способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным. Знать условие употребления тире между главными членами предложения (сущ. в им.п.); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; находить предложение с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять указанные предложения предложениями изученной конструкции с опорой на схему; находить основную мысль текста. | | |
22. | 6. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа (работа с текстом «Волшебный мир русской сказки»). | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах. | Знать определение нераспространенных и распространенных предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены); их названия; разграничивать нераспространенные и распространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные, какие – второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами; рассказывать о предложении по плану. | | |
23. | 7. Дополнение. | 1 | Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения; графическое обозначение дополнения как члена предложения; знать о возможности смешения подлежащего и дополнения, выраженного сущ. в вин. п. без предлога; находить дополнение в предложении; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложение дополнениями; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в вин. п. без предлога. | | |
24. | 8. Определение. | 1 | Стремиться к совершенствованию собственной речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения. | Знать формулировку понятия «определение», способ выражения определения; графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; находить определение в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания; относить текст к определенному стилю речи; озаглавливать текст. | | |
25. | 9. Обстоятельство. | 1 | Уважительное отношение к родному языку. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах. | Знать определение понятия «обстоятельство»; знать способы выражения обстоятельства; уметь графически обозначать обстоятельство как член предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаголов-сказуемых; о роли обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания; находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обтоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания; различать второстепенные члены предложения; уметь составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам; рассказывать о главных и второстепенных членах по плану. | | |
26. | 10. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа. Стремиться к совершенствованию собственной речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно воспринимать на слух текст с определенным задание. | Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления в предложениях с однородными членами; знать, что однородные члены могут быть связаны только интонацией перечисления (без союзов); находить однородные члены; составлять предложения с однородными сказуемыми. Знать условия постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация, бессоюзная связь, союзы а, но ) и непостановки запятой (перечислительная интонация, одиночный союз и); знать условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове; знать схемы предложений с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения с однородными членами; составлять схемы предложений с однородными членами; | | |
27. | 11. Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно воспринимать на слух текст с определенным задание. | Находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие). | | |
28. | 12. Предложения с обращениями. | 1 | Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно использовать различные формы обращения в заданных речевых ситуациях; оценивать уместность формы обращения с учетом речевой ситуации; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. | Знать определение обращения; знать опознавательный признак выделения обращения в устной речи – звательную интонацию; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением; знать о возможности смешения подлежащего и обращения; распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. | | |
29. | 13. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | Стремиться к совершенствованию собственной речи. | Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты. | Знать порядок синтаксического разбора простого предложения; выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) и пунктуационный разбор простого предложения; определять стиль речи, к которому относится устный разбор. | | |
30. | 14. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. Интерес к чтению. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно понимать основную и дополнительную информацию; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую. Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Знать структурные различия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на 2 группы (союзные и бессоюзные); знать о функции запятой между простыми предложениями в составе сложного – знака разделения; правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений; знать о возможности смешения сложных предложений и простых предложений с однородными членами с союзами а, и; определять количество грамматических основ в предложении; определять средства связи в сложных предложениях; определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного: составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами с союзами а, и; составлять сложные предложения с союзами и, а, но, что, когда, чтобы и т.д.; писать рассказ по изображенному на рисунках. Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения; выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения; определять основную мысль текста; выявлять языковые средства, помогающие автору текста изобразить отличительные особенности животного. | | |
31. | 15. Прямая речь. | 1 | Осознание ответственности за произнесенное и написанное. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. | Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при произнесении прямой речи после слов автора и перед ними; правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; схемы предложений с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью, структурно изменять предложения с прямой речью (менять позицию прямой речи по отношению к словам автора); употреблять слово пожалуйста в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме. | | |
32. | 16. Диалог. | 1 | Осознание ответственности за произнесенную и написанное; интерес к созданию собственного текста-диалога, к ведению диалога. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; работать в группе, коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания; приходить к общему решению в совместной деятельности; создавать диалоги с учетом речевой ситуации. | Знать, что такое диалог, реплика; знать правило постановки знаков препинания при диалоге, схемы диалога; распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог с опорой на предложенные этикетные слова. | | |
33. | 17. Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | Способность к самооценке. | Способность осуществлять самоконтроль. | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы). | | |
Фонетика. Культура речи. (7 часов) |
34. | 1. Работа над ошибками диктанта. Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. | 1 | Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в схеме; преобразовывать информацию из текстовой формы в форму таблицы; осуществлять самоконтроль за произношением отдельных слов и звуков и звуков в потоке речи. | Знать предмет изучения фонетики, группы и подгуппы звуков речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков, элементы транскрипции; знать о смыслоразличительной роли звуков; различать гласные и согласные звуки по способу образования; подбирать односложные слова с разными ударными гласными звуками, записывать их, используя элементы транскрипции. Знать об образовании согласных звуков, перечень согласных звуков; о смыслоразличительной роли согласных звуков. | | |
35. | 2. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. | 1 | Стремление к совершенствованию собственной речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать пары согласных по твердости – мягкости, а также непарные согласные; познакомиться с элементами транскрипции; различать согласные звуки по твердости – мягкости; называть пары согласных по твердости – мягкости, а также непарные согласные; различать в словах твердые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; правильно произносить указанные слова. Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных; знать пары согласных по глухости – звонкости, а также непарные согласные; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; различать согласные по глухости – звонкости; называть пары согласных по глухости – звонкости, а также непарные согласные; распознавать в словах глухие и звонкие согласные. | | |
36. | 3. Р.р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка») | 1 | Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста. | Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Знать о повествовании как функционально-смысловом типе речи, о роли описания в художественном повествовании; знать структуру текста типа повествование, способы включения описания в повествование; определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; доказывать принадлежность текста к определенному стилю речи; составлять план текста; пересказывать исходный текст в письменной форме. | | |
37. | 4. Работа над ошибками изложения. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю,я. | 1 | Стремление к совершенствованию собственной речи. Интерес к изучению языка. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем. | Знать о роли Ь для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных; находить в словах мягкий согласный; употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия его выбора; разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола, с разделительным Ь. Знать о звуковом значении букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих; правильно оформлять диалог на письме. | | |
38. | 5. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. | 1 | Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы; оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения произносительных форм. Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях; правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки, объяснять причины их возникновения. Знать порядок фонетического разбора слова; выполнять фонетический разбор слова (устный и письменный). | | |
39. | 6. Контрольный диктант по теме «Фонетика. Культура речи» | 1 | Способность к самооценке. | Способность осуществлять самоконтроль. | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы). | | |
40. | 7. Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в схеме. | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы). | | |
Лексика. Культура речи. (7 часов) |
41. | 1. Слово и его лексическое значение. Способы выражения лексических значений слов | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию). | Знать предмет изучения лексикологии; знать функцию слова в языке, содержание понятий «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные способы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова»;уметь толковать лексическое значение слова, используя различные способы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова. | | |
42. | 2. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли. | Знать содержание понятий «однозначные слова» и «многозначные слова», способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова; распознавать однозначные и многозначные слова; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; писать сочинение-рассуждение на заданную тему. Знать о прямом и переносном значении слов, об отражении в толковом словаре переносного значения слова, о роли слов с переносным значением в художественных произведениях; находить слова с переносным | | |
43. | 3. Омонимы | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию). | Знать содержание понятия «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами, об отражении омонимов в толковом словаре; находить омонимы; отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре. | | |
44. | 4. Синонимы | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств. | Знать содержание понятие «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов; знать о связи синонимов и многозначных слов, о функции синонимов в речи (выразительность, средство свяи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов), о словаре синонимов; определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические различия слов-синонимов; определять цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов. | | |
45. | 5. Р.р. Контрольное сочинение по картине (И.Грабарь. «Февральская лазурь») | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме. | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать свое отношение к изображенному на картине; создавать письменный текст, соблюдая его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов . | | |
46. | 6. Антонимы | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать содержание понятия «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи; находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам; использовать антонимы при описании изображенного на рисунке. | | |
47. | 7. Повторение по теме «Лексика». Тест | 1 | Интерес к созданию собственных текстов. | Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность определять цель своей деятельности, действовать по плану, оценивать достигнутые результаты. | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Лексика. Культура речи»; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе; составлять сообщение о любом словаре по плану. | | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. (14 часов) |
48. | 1. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Окончание | 1 | Интерес к пересказу исходного текста в устной форме; стремление к речевому совершенствованию. Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить исходный текст в устной форме, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе пересказа текста основные нормы литературного языка. | Знать содержание понятия «морфема», предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова; выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы – значимые части слова; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова; определять форму указанных слов; озаглавливать текст; устно пересказывать исходный текст. Знать определение окончания слова, грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании и его грамматическом значении, о способе обозначения нулевого окончания; выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов; понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных; соотносить окончание с его грамматическим значением. | | |
49. | 2. Основа слова. Корень слова | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать определение основы слова; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение; выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах; озаглавливать текст, определять стиль речи. | | |
50. | 3. Р.р. Контрольное изложение (К.Паустовский. «Первый снег») | 1 | Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста. | Воспринимать прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Знать о роли деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; создавать текст на основе исходного. | | |
51. | 4. Суффикс. Приставка | 1 | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать определение суффикса и приставки, их смысловое значение; правильно выделять приставку и суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами и приставками; определять значения, выражаемые ими; определять состав слова. | | |
52. | 5. Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; работать в группе, коммуникативно взаимодействуя с одноклассниками в процессе выполнения одного задания. | Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласных о и е нулем звука в одной и той же морфеме; распознавать чередование гласных и согласных звуков в корне при образовании и изменении слов; распознавать слова с беглыми гласными о и е в разных морфемах; подбирать слова с чередующимися согласными и гласными по образцу; подбирать слова с беглыми гласными к данным по образцу; составлять продолжение текста в письменной форме. | | |
53. | 6. Варианты морфем. Морфемный разбор слова | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов. Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Знать содержание понятия «варианты морфем»; различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам. Знать порядок морфемного разбора слова; выполнять морфемный разбор слова (устный и письменный). | | |
54. | 7. Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок пре- и при- и приставок на з- (с-); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки гласных и согласных в приставках; подбирать к указанным словам однокоренные с беглым гласным в приставках. | | |
55. | 8. Буквы з, с на конце приставок. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения. | Знать правило написания букв з,с на конце приставок; знать о единообразном написании приставки с-; знать словарные слова, представленные в теме; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями. | | |
56. | 9. Буквы а-о в корне –лаг-лож | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность адекватно выражать свое отношение к изображенному на рисунке; создавать устный текст, соблюдая нормы его построения. | Знать правило написания букв а-о в корне –лаг-лож; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; составлять текст по рисунку в устной форме. | | |
57. | 10. Буквы а-о в корне -раст-рос- | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, правильно излагая свои мысли. | Знать правило написания букв а-о в корне –раст-рос-; знать слова-исключения; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; правильно псать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; составлять текст по опорным предложениям. | | |
58. | 11. Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; уметь вести самостоятельный поиск информации; пользоваться орфографическим словарем. | Знать правило написания букв ё-о после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми безударными гласными после шипящих в безударном положении; подбирать слова с изученными видами орфограмм для диктанта. |
| |
59. | 12. Буквы и-ы после ц | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы. | Знать правило написания букв и-ы после ц в корнях, в словах на –ция, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы е в корне, проверяемой ударением, и букв и-ы после ц в разных частях слова; озаглавливать текст. | | |
60. | 13. Повторение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | Интерес к созданию собственных текстов. | Вычитывать информацию, представленную в форме таблицы, способность строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения. | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу; анализировать изученный материал, представленный в таблице; озаглавливать текст, определять основную мысль текста; определять стиль речи. | | |
61. | 14. Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | 1 | Способность к самооценке. | Способность осуществлять самоконтроль | Правильно писать слова с изученными орфограммами. | | |
Морфология. Орфография. Культура речи. ( 33 часа) |
62. | 1. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Способность к самооценке. Осознание ответственности за произнесенное. | Способность осуществлять самоконтроль. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Уметь применять правила к словам с изученными орфограммами во время работы над ошибками. Знать группы частей речи; уметь различать части речи и относить их к своим группам (самостоятельные, служебные, междометия). | | |
63. | 2. Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | Осознание ответственности за произнесенное. Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарем; способность строить рассуждение. | Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), о синтаксической роли существительных; доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов, от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных, устанавливать их синтаксическую роль в предложении; составлять предложения по картине с использованием существительных. Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными; распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; составлять словосочетания и предложения с использованием одушевленных и неодушевленных существительных. | | |
64. | 3. Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | 1 | Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, и текстов упражнений; владеть диалогом; владеть речевым этикетом в заданной ситуации. | Знать основания деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных , правильно писать собственные имена, заглавия книг, газет и т.п.; графически обозначать условия выбора верных написаний; разграничивать омонимичные формы имен собственных и нарицательных; озаглавливать текст. | | |
65. | 4. Род имен существительных | 1 | Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице. | Знать о грамматической категории рода существительных, о возможном нарушении норм русского литературного языка при определении рода существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных. | | |
66. | 5. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.); пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения. | Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа; распознавать существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; правильно произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа; озаглавливать текст; пересказывать текст. | | |
67. | 6. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы. | Знать о лексических группах существительных, которые имеют форму только единственного числа; распознавать существительные, имеющие форму только единственного числа; разграничивать существительные, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. | | |
68. | 7. Три склонения имен существительных. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы. | Знать о склонении имен существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные. | | |
69. | 8. Падеж имен существительных | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы; порядок рассуждения для правильного определения падежа существительного; знать смысловые вопросы; знать о соотношении предлогов в, из, на, с; правильно определять падеж существительного; уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь верно употреблять предлоги с указанными падежами; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительных в предложении. | | |
70. | 9. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.); пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения, а также исходный текст целиком; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста в письменной форме. | Знать правило правописания гласных е,и в падежных окончаниях существительных в ед. ч. (в том числе у существительных на –ия, -ие, -ий); знать порядок рассуждения для применения правила; распознавать существительные с изучаемой орфограммой; правильно писать гласные е, и в безударных падежных окончаниях сущ. В ед. ч. (в том числе у существительных на –ия, -ие, -ий); графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять существительные с изучаемой орфограммой в речи; определять стиль речи, главную мысль текста, пересказывать текст. |
| |
71. | 10. Множественное число имен существительных. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах, об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на –и, -ы, -а, -я, об образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных чулки, валенки, сапоги и т.д., о правописании существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа; правильно склонять существительные во множественном числе; правильно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | | |
72. | 11. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Знать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; правильно писать о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных написаний; уметь находить орфограммы-буквы о-е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами. | | |
73. | 12. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Знать порядок морфологического разбора имени существительного; выполнять морфологический разбор имени существительного. | | |
74. | 13. Закрепление по теме «Имя существительное». Тест. | 1 | Способность к самооценке. | Адекватно понимать информацию письменного сообщения. | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя существительное как часть речи»; распознавать изученные виды орфограмм и пунктограмм; определять падежи существительных; озаглавливать текст. | | |
75. | 14. Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Осознание ответственности за произнесенное. | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.). | Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать об особенностях употребления прилагательных в речи; определять морфологические признаки прилагательного (род,число, падеж); подбирать синонимы к указанным прилагательным; уметь употреблять прилагательные в речи; озаглавливать текст, определять основную мысль текста, стили речи; делить текст на смысловые части. | | |
76. | 15. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать порядок рассуждения для верного определения окончания прилагательного; знать правило написания букв о-е в окончаниях прилагательных после шипящих; находить в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; применять порядок рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на –ый, -ий, -ой в форме мужского рода); правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); графически обозначать условия выбора правильных написаний. | | |
77. | 16. Прилагательные полные и краткие | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях. | Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких форм прилагательных, об их синтаксической роли, правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; правильно ставить ударение в кратких формах прилагательных; правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания. | | |
78. | 17. Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного; выполнять морфологический разбор имени прилагательного. | | |
79. | 18. Закрепление по теме «Прилагательное». Тест. | 1 | Способность к самооценке | Адекватно понимать информацию письменного сообщения; пользоваться толковым словарем. | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя прилагательное как часть речи»; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе. | | |
80. | 19. Глагол как часть речи. Не с глаголами. | 1 | Осознание ответственности за произнесенное. Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола. Знать правило написания не с глаголами; правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не в речи; рассказывать о глаголе в форме научного описания. | | |
81. | 20. Неопределенная форма глагола. | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для воспроизведения исходного текста в устной форме. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пересказывать исходный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе пересказа основные нормы русского литературного языка; уметь выступать перед аудиторией сверстников. | Знать,что неопределенная форма глагола – это начальная форма; знать окончания неопределенной формы, правило употребления ь после ч в неопределенной форме; распознавать глаголы в неопределенной форме; образовывать неопределенную форму от заданных глаголов; правильно писать в неопределенной форме ь после ч ; графически обозначать условия выбора написания; пересказывать исходный текст в устной форме. | | |
82. | 21. Правописание –тся и –ться в глаголах. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Знать условия выбора написания –тся и –ться в глаголах; знать о произношении ца в глаголах на месте –тся и –ться; правильно произносить глаголы на –тся и –ться; правильно ставить вопрос к указанным глаголам; правильно писать –тся или –ться в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания. | | |
83. | 22. Виды глагола | 1 | Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарем. | Знать о видах глагола, об их значениях, о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида; пользоваться приемом распознавания видов глагола по вопросам, по значению; определять вид глагола; распознавать видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи | | |
84. | 23. Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Знать перечень корней с чередованием е-и, условия выбора букв е-и в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; правильно писать слова с чередованием е-и в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. | | |
85. | 24. Время глагола | 1 | Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать об изменении глаголов по временам; определять вид и время глаголов. | | |
86. | 25. Спряжение глаголов | 1 | Стремление к речевому самосовершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать определение спряжения глагола, личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, о правильном ударении в глаголах облегчит, упростит; определять спряжение глагола; изменять указанные глаголы по лицам и числам; правильно произносить указанные глаголы. | | |
87. | 26. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на сюжетных картинках; создавать устный и письменный тексты, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка; уметь выступать перед аудиторией сверстников. | Знать порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; знать, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные; применять порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударныз личных окончаниях глаголов(в том числе в глаголах с чередованием согласных); графичесуки обозначать условия выбора правильных написаний; использовать глаголы в связном высказывании по сюжетным картинкам, в диалоге; озаглавливать текст; употреблять глаголы-синонимы в речи. | | |
88. | 27. Морфологический разбор глагола | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Знать порядок морфологического разбора глагола; выполнять морфологический разбор глагола (устный и письменный). | | |
89. | 28. Р.р. Контрольное сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») | 1 | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. | Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свернутой форме с изменением лица; соблюдать в процессе воспроизведения текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания; владение диалогом и нормами речевого поведения. | Производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог. | | |
90. | 29. Работа над ошибками изложения. Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | Стремление к речевому самосовершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Знать правило употребления ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа; находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания. | | |
91. | 30. Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | | |
92. | 31.Употребление времен | 1 | Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствованию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом; употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при продолжении рассказа о событиях прошлого в устной форме. | | |
93. | 32. Обобщение по теме «Глагол». | 1 | Способность к самооценке | Адекватно понимать письменные высказывания. | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Глагол»; определять вид и время глаголов; рассказывать об орфограммах, изученных в разделе, в научном стиле речи; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе. | | |
94. | 33. Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | Способность к самооценке | Способность осуществлять самоконтроль | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять морфологический разбор слова. | | |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (8 часов) |
95. | 1. Разделы науки о языке | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы. | Знать разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; систематизировать изученное по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации; рассказывать о разделах науки о языке и единицах русского языка в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; классифицировать звуки русского языка по известным характеристикам; определять признаки, по которым группируются слова в части речи; определять, какие из самостоятельных частей речи склоняются, спрягаются, не изменяются; классифицировать члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях. | | |
96. | 2. Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы. | Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в притавке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать. | | |
97. | 3. Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; определять успешность своей работы. | Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении; правильно писать слова с изученными орфограммами в окончаниях и графически их обозначать. | | |
98. | 4. Употребление букв ъ и ь | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; уметь вести самостоятельный поиск информации; определять успешность своей работы. | Знать о различных функциях буквы ь, о функции букв ъ и ь разделительных, о разделительном написании предлогов со словами, частицы не с глаголами, о графическом обозначении орфограмм; группировать слова с буквой ь в разных функциях; верно писать слова с разделительными ъ и ь , с орфограммами – разделительным написанием; графически обозначать условия выбора верных написаний. | | |
99. | 5. Раздельные написания. | 1 | Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; уметь вести самостоятельный поиск информации; определять успешность своей работы. | Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. | | |
100. | 6. Буквы о-а в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -рос-. | 1 | Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; уметь вести самостоятельный поиск информации; определять успешность своей работы. | Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. | | |
101. | 7. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Соблюдать в практике письменного общения изученные пунктуационные правила; определять успешность своей работы. | Знать изученные пунктуационные правила; правильно расставлять знаки препинания в простом предложении (с однородными членами, с обращением), в сложном предложении, в предложении с прямой речью. | | |
102. | 8. Итоговый урок. Тест. | 1 | Способность к самооценке | Способность осуществлять самоконтроль | Правильно писать слова с изученными орфограммами; знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. | | |
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.
2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.
3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.
4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.
5. Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с.
6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.
7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.
8. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 1981
9. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М., 1993
1. Электронные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки)
2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)
3. Экранно-звуковые пособия (презентации, видеофильмы)
Баранов М.Т. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений к учебникам 5 – 9 классов (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский – М.: «Просвещение», 2010);
Вялкова Г.М. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.; Власенкова А.И.) – М.: Глобус, 2010 (Новый образовательный стандарт)