Пояснительная записка
к рабочей программе учебного курса по русскому языку.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, в соответствии с «Программой по русскому языку для 5-9 классов» С.И.Львовой, М.:, «Мнемозина», 2009 год.
Учебно – методические комплекты и дополнительная литература:
М.И.Львова, В.В.Львов «Русский язык. 9 класс»,
Москва, «Мнемозина», 2013 год.
Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова «Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ В.В. Львов, Ю.Н. Гостева.-М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Русский язык. 5-9 классы: современные диктанты / авт.- сост. О.А. Дюжева.- Волгоград : Учитель, 2014.
Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова.- М.: Просвещение. 2012.
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 9 класс: ко всем действующим учебникам / М.Ю. Никулина.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Главная цель обучения русскому языку в 9 классе состоит в том, чтобы в процессе усвоения учащимися системы лингвистических знаний, умений и навыков обеспечить интенсивное развитие речемыслительных и интеллектуальных способностей школьников, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности. В связи с этим данный курс ориентирован на единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов теории речевого общения и формирования коммуникативных умений и навыков.
Особенностью изучаемого курса 9 класса является ее научность и доступность, а также преемственность и перспективность между различными разделами курса. Большее количество часов выделено на значимую тему «Сложное предложение», способствующую развитию пунктуационной грамотности учащихся. Кроме того, реализуется идея дифференцированного подхода к обучению. Выражается это, прежде всего, в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы.
Содержание обучения русскому языку в 9-м классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Главная цель обучения русскому языку в 9 классе - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования.
Эта цель определяет следующие задачи:
1) освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
2) формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
3) воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
В 9 классе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить все виды разборов: фонетический, по составу, словообразовательный, морфологический, синтаксический;
составлять сложные предложения разных типов;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
определить стиль и тип речи;
расставлять знаки препинания в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами
находить и исправлять пунктуационные ошибки;
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;
определять тип и стиль текста; создать тексты разных стилей и типов речи
составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные ошибки в своём тексте
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение русского языка в 9 классе выделяется 68 часов, в неделю 2 часа, что соответствует количеству часов в авторской программе.
Материал школьного курса русского языка в 9 классе распределяется следующим образом:
Введение. Русский литературный язык – 3 часа.
Повторение пройденного в 5-8 классах – 13 часов.
Текстоведение – 6 часов.
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение – 1 час.
Сложносочинённое предложение – 3 часа.
Сложноподчинённое предложение – 20 часов.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными – 3 часа.
Бессоюзное сложное предложение – 7 часов.
Сложные предложения с различными видами связи – 5 часов.
Синтаксические конструкции с чужой речью – 5 часа.
Повторение и систематизация изученного – 2 часа.
Плановых контрольных работ – 4, изложений – 4, сочинений – 3.