Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
- Тесты.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Описание действий как вид текста.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
№, дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля, самостоятельной работы | Домашнее задание |
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 ЧАС) |
1 | Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация. | Урок изучения нового материала | Русский язык – один из славянских языков. Славянские языки – родственные языки. Содержание и назначение УМК. | Уметь: выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы | Текущий контроль | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-6 КЛАССАХ (10ч) |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Комбинированный урок | Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание, его структура. Простые и сложные предложения. | Знать: понятия синтаксис, пунктуация, значение знаков препинания для понимания текста, отличие простого предложения от сложного. Уметь: выделять и разбирать словосочетания, расставлять знаки препинания при однородных членах предложения, выполнять синтаксический разбор предложений. | Текущий контроль | |
3 | Лексика и фразеология. | Урок-исследование | Лексика. Фразеология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. | Знать: понятия лексика, лексическое значение слова;фразеология Уметь: определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; объяснять различие лексического и грамматического значений слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова | Словарная работа, объяснительный диктант | |
4 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | Комбинированный урок | Фонетика и графика. Гласные и согласные звуки. Орфоэпия. Рифма. | Знать: понятия фонетика, графика, орфография; различия между гласными и согласными звуками. Уметь: производить фонетический разбор слова | Творческое списывание текста | |
5 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | Комбинированный урок | Словообразование. Орфография. Морфема. | Знать: понятия морфемика, морфема, образование слов, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова. Уметь: определять состав слова; выделять морфемы соответствующими значками; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова | Тест, объяснительный диктант | |
6 | Морфология и орфография. | Комбинированный урок | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | Знать: отличие самостоятельных и служебных частей речи, особенности глагола как части речи. Уметь: классифицировать части речи, выполнять морфологический разбор различных частей речи; соотносить и обосновывать выбор орфограмм с морфологическими условиями и опознавательными признаками | Словарная работа, комплексный анализ текста | |
7 | Морфология и орфография. | Урок повторения и обобщения знаний | Текущий контроль, тест | |
8 | Входной диагностический тест | Урок контроля знаний | Фонетика. Орфография. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | Уметь: решать тестовые задания, применяя знания, полученные в начальной школе. | Входной контроль (Тест №1) | |
9 | Текст. Стили литературного языка. | Урок развития речи | Текст. Языковые средства связи. Абзацы. Микротемы. Типы текста. Стиль текста. | Знать: что такое текст, типы текстов и стили. Уметь: озаглавливать текст, делить на абзацы, определять тип и стиль текста; соотносить стили текстов и жанры. | Свободный диктант (упр.47). | |
10 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного материала в 5-6 классах» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием(№1) | |
11 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ( 76 часов) |
ПРИЧАСТИЕ (40 часов) |
12 | Причастие как часть речи. | Урок изучения нового материала | Причастие. Морфологические и синтаксические признаки причастия. | Знать: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастия. Уметь: находить и дифференцировать причастия по указанным признакам, отличать причастия от глаголов и прилагательных. | Текущий контроль, словарная работа | |
13 | Причастие как часть речи. | Урок изучения нового материала | Словарно-орфографическая работа, тест | |
14 | Публицистический стиль. | Урок развития речи | Публицистический стиль. Признаки публицистического стиля. | Знать: публицистический стиль как функциональная разновидность языка. Уметь: находить признаки публицистического стиля, создавать устное выступление в публицистическом стиле, подбирать примеры текстов изучаемого стиля; составлять развернутый план выступления. | Свободный диктант (упр.63). | |
15 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | Урок изучения нового материала | Склонение причастий. Алгоритм определения падежного окончания причастий. | Знать: особенности склонения причастий, правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Уметь: склонять причастия, применяя алгоритм определения падежного окончания причастий. | Словарно-орфографическая работа | |
16 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | Урок закрепления знаний | Практическая работа, проверочный диктант | |
17 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | Урок изучения нового материала | Причастный оборот. Одиночное причастие. Обособление причастного оборота. | Знать: определение причастного оборота, условия обособления причастного оборота Уметь: определять причастный оборот, опознавать одиночные причастия и причастные обороты, определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | Комментированное письмо, работа с раздаточным материалом | |
18 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | Комбинированный урок | Практическая работа, проверочный диктант | |
19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | Урок закрепления знаний | Тест | |
20 | Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении. | Урок развития речи и изучения нового материала | Основные виды описания внешности человека. Работа с текстами. | Знать: виды словесного описания внешности человека, роль портрета в художественном произведении Уметь: находить и анализировать портретные описания человека; анализировать роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках | Комплексный анализ текста, словарно-орфографическая работа | |
21 | Действительные и страдательные причастия. | Урок изучения нового материала | Действительные и страдательные причастия | Знать: признаки действительных и страдательных причастий Уметь:отличать виды причастий друг от друга, находить действительные и страдательные причастия в текстах, выделять причастные обороты | Текущий контроль | |
22 | Действительные и страдательные причастия. | Урок закрепления знаний | Предупредительный диктант, тест | |
23 | Краткие и полные страдательные причастия. | Урок изучения нового материала | Краткие и полные страдательные причастия. Синтаксическая роль причастий в тексте. | Знать: особенности краткой и полной формы страдательных причастий, синтаксическая роль полных и кратких причастий Уметь:распознавать краткие и полные формы страдательных причастий, определять синтаксическую роль причастий | Словарно-орфоэпическая работа, текущий контроль | |
24 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Урок изучения нового материала | Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени. | Знать: особенности образования действительных причастий настоящего времени, суффиксы действительных причастий настоящего времени Уметь:распознавать действительные причастия настоящего времени, образовывать действительные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании действительных причастий настоящего времени. | Словарный диктант | |
25 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Урок изучения нового материала | | | Текущий контроль, словарно-орфографическая работа | |
26 | Действительные причастия прошедшего времени. | Урок изучения нового материала | Действительные причастия прошедшего времени. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени. | Знать: особенности образования действительных причастий прошедшего времени, суффиксы действительных причастий прошедшего времени Уметь: распознавать действительные причастия прошедшего времени, образовывать действительные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании действительных причастий прошедшего времени; составлять вопросный план текста. | Текущий контроль, словарно-орфографическая работа | |
27 | Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Изложение от 3-го лица | Урок изучения нового материала и развития речи | Изложение от 3-го лица | |
28 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени. | Знать: особенности образования страдательных причастий настоящего времени, суффиксы страдательных причастий настоящего времени Уметь: распознавать страдательные причастия настоящего времени, образовывать страдательные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании страдательных причастий настоящего времени; заменять действительные причастия страдательными. | Текущий контроль, комплексный анализ текста | |
29 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Урок изучения нового материала | Словарно-орфографическая работа | |
30 | Сжатое изложение | Урок развития речи | Принципы сжатия текста. | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать сжатое изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | |
31 | Страдательные причастия прошедшего времени. | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. | Знать: особенности образования страдательных причастий прошедшего времени, суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Уметь: распознавать страдательные причастия прошедшего времени, образовывать страдательные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании страдательных причастий прошедшего времени; отличать причастия от прилагательных. | Словарный диктант | |
32 | Страдательные причастия прошедшего времени. | Урок изучения нового материала | Словарная работа, работа с таблицами | |
33 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия полные и краткие. Суффиксы полных и кратких страдательных причастий. | Знать: правило написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Уметь: применять орфографическое правило при написании гласных перед Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастиях; составлять сложные предложения, включая в них причастия и причастные обороты. | Текущий контроль, тест | |
34 | Контрольная работа по теме « Причастие как часть речи. Причастный оборот» или тестовая работа в формате ЕГЭ | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием (№2) | |
35 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | |
36 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия. Отглагольные прилагательные. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Полные и краткие страдательные причастия. Полные и краткие прилагательные. | Знать: отличительные признаки причастий и отглагольных прилагательных, правило написания Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь: отличать причастия и отглагольные прилагательные, применять правило написания Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; составлять предложения с прямой речью, использую представленные словосочетания | Текущий контроль | |
37 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | Урок изучения нового материала | Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа | |
38 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия. Отглагольные прилагательные. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Полные и краткие страдательные причастия. Полные и краткие прилагательные. | Знать: отличительные признаки причастий и отглагольных прилагательных, правило написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь: отличать причастия и отглагольные прилагательные, применять правило написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; заменять глаголы на краткие причастия и или прилагательные на однокоренные причастия; составлять текст в публицистическом стиле. | Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа | |
39 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | Комбинированный урок | Объяснительный диктант, тест | |
40 | Выборочное изложение. | Урок развития речи | Выборочное изложение | Уметь: писать выборочное изложение, сохраняя особенности авторского стиля и отбирая материал на одну из тем, озаглавливать текст, включать в текст причастия и причастные обороты. | Выборочное изложение | |
41 | Выборочное изложение. | Урок развития речи |
42 | Морфологический разбор причастия. | Урок изучения нового материала | Морфологический разбор причастия. Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора. | Уметь: характеризовать причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий. | Морфологический разбор причастий | |
43 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | Урок изучения нового материала | Причастия полные и краткие. Причастный оборот. Противопоставление с союзом а. | Знать: правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и другими частями речи. Уметь: применять орфографическое правило при написании НЕ с причастиями и другими частями речи, подбирать синонимы и синонимические конструкции к причастиям; определять стилевую принадлежность текста, определять основную мысль. | Текущий контроль | |
44 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, тест | |
45 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и другими частями речи. | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | |
46 | Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. | Знать: правило написания букв О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; правило постановки знаков препинания при причастном обороте. Уметь: применять правило написания букв О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, составлять предложения, использую представленные слова и словосочетания; расставлять знаки препинания при причастном обороте. | Словарно-орфографическая работа | |
47 | Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Комбинированный урок | Словарный диктант, комплексный анализ текста | |
48 | Сочинение – описание внешности человека. | Урок развития речи | Описание внешности человека. | Уметь: отбирать необходимый материал для сочинения-описания, писать сочинение-описание внешности человека. | Сочинение-описание внешности человека ( §13) | |
49 | Повторение изученного материала о причастии. | Урок повторения и обобщения знаний | Причастие. Причастный оборот. Правописание причастий. Пунктуация при причастном обороте. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор причастий; расставлять знаки препинания при причастных оборотах. | Опрос, текущий контроль, составление таблиц по изученным темам | |
50 | Контрольная работа по теме « Правописание причастий. Пунктуация при Причастном обороте» или тестовая работа | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием (№3) | |
51 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10 часов) |
52 | Понятие о деепричастии. | Урок изучения нового материала | Деепричастие. Глагол. Наречие. Глагольные и наречные признаки деепричастия. | Знать: глагольные и наречные признаки деепричастия, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Уметь: находить и дифференцировать деепричастия по указанным признакам, отличать деепричастия от глаголов и наречий; соблюдать нормы употребления деепричастий. | Текущий контроль | |
53 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Урок изучения нового материала | Деепричастие. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Знать: понятие деепричастный оборот, правило постановки знаков препинания при деепричастном обороте Уметь: определять деепричастный оборот, находить границы деепричастного оборота, отмечать его с помощью графических обозначений; определять тип и структуру текста, составлять вопросный план; заменять глаголы на причастия и деепричастия; определять функцию деепричастий в художественном тексте. | Текущий контроль | |
54 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Комбинированный урок | Словарно-орфографическая работа, тест | |
55 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | Урок изучения нового материала | Глагол. Деепричастие. Правописание НЕ с деепричастиями и другими частями речи. | Знать: правило написания НЕ с деепричастиями. Уметь: применять правило написания НЕ с деепричастиями и другими частями речи. | Работа с таблицей, словарно-орфографическая работа | |
56 | Деепричастия несовершенного вида. | Урок изучения нового материала | Глагол. Деепричастие несовершенного вида. Суффиксы деепричастий несовершенного вида. | Знать: признаки деепричастия несовершенного вида, правописание суффиксов деепричастий несовершенного вида. Уметь: опознавать деепричастия несовершенного вида, образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, выделять суффиксы деепричастий; находить деепричастия и деепричастные обороты; производить различные виды разборов. | Словарно-орфоэпическая работа, текущий контроль | |
57 | Деепричастия совершенного вида. | Урок изучения нового материала | Глагол. Деепричастие совершенного вида. Суффиксы деепричастий совершенного вида. | Знать: признаки деепричастия совершенного вида, правописание суффиксов деепричастий совершенного вида. Уметь: опознавать деепричастия совершенного вида, образовывать деепричастия совершенного вида от глаголов, выделять суффиксы деепричастий; находить деепричастия и деепричастные обороты; составлять предложения с деепричастными оборотами и однородными членами предложения. | Словарно-орфоэпическая работа, текущий контроль | |
58 | Деепричастия совершенного вида. | Урок закрепления знаний | Лексическая работа | |
59 | Сочинение с описанием действия. | Урок развития речи | Сочинение по картине. Завязка, развитие действия, кульминация. | Уметь: составлять рассказ по картине, подбирая материалы. | Сочинение по картине | |
60 | Повторение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастия. | Урок повторения и обобщения знаний | Деепричастие. Деепричастный оборот. Правописание причастий. Пунктуация при деепричастном обороте. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: образовывать различные формы глаголов, причастий и деепричастий; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор деепричастий; расставлять знаки препинания при деепричастных оборотах. | Опрос, текущий контроль, составление таблиц по изученным темам | |
61 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием (№4) | |
НАРЕЧИЕ(23 ЧАСА) |
62 | Наречие как часть речи. | Урок изучения нового материала | Самостоятельные части речи. Наречие - неизменяемая часть речи. | Знать: общекатегориальное значение наречий, морфологические признаки наречий, синтаксическая роль наречий. Уметь: находить и характеризовать наречия, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль наречий; находить словосочетания с наречиями | Словарная работа, текущий контроль | |
63 | Употребление наречий в речи. | Урок изучения нового материала | Самостоятельные части речи. Наречие - неизменяемая часть речи. Употребление наречий с точки зрения норм литературного языка. Основные способы словообразования. | Знать: нормы употребления наречий с точки зрения норм литературного языка, функции наречий. Уметь: употреблять наречия в рамках языковых норм, составлять словосочетания с наречиями; способы словообразования. | Предупредительный диктант, тест, комплексный анализ текста | |
64 | Смысловые группы наречий. | Урок изучения нового материала | Смысловые группы наречий. Словосочетания с наречиями. Синонимические ряды. | Знать: смысловые группы наречий. Уметь: находить наречия, определять их разряд; выписывать словосочетания с наречиями; составлять синонимические ряды с наречиями. | Комплексная работа с текстом, предупредительный диктант | |
65 | Степени сравнения наречий. | Урок изучения нового материала | Качественные прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных и наречий. Сравнительная степень наречий. Простая и составная форма сравни тельной степени. Превосходная степень сравнения наречий. Составная форма превосходной степени наречий. | Знать: степени сравнения наречий, способы образования сравнительной и превосходной степени сравнения наречий. Уметь: распознавать степени сравнения наречий, образовывать различные степени сравнения наречий, находить в текстах наречия разных форм. | Словарная работа, текущий контроль. | |
66 | Морфологический разбор наречия. | Урок изучения нового материала | Морфологический разбор наречия | Знать: порядок морфологического разбора наречий Уметь: характеризовать наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий; писать сочинение-рассуждение на предложенную тему. | Словарный диктант по упр.215 | |
67 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | Урок изучения нового материала | Правописание НЕ с наречиями. Синонимы. Противопоставление с союзом а. Словообразование наречий. | Знать: правило слитного и раздельного написания НЕ с наречиями, основные способы словообразования наречий. Уметь: применять орфографическое правило при написании НЕ с наречиями, находить наречия в орфографическом словаре; озаглавливать текст, делить на абзацы, находить наречия с текстообразующей функцией. | Словарная работа. | |
68 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | Урок изучения нового материала | Словарная работа, предупредительный диктант | |
69 | Урок – практикум по теме «Употребление НЕ с разными частями речи» | Урок обобщения, повторения и контроля знаний | Правописание НЕ с различными частями речи | Знать: правила правописания НЕ с различными частями речи Уметь: определять частеречную принадлежность, применять изученные орфографические правила при написании различных частей речи с НЕ. | Составление таблицы, тест | |
70 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | Урок изучения нового материала | Отрицательные наречия. Вопросительные наречия. Правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | Знать: образование отрицательных местоимений и наречий; правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Уметь:применять правило правописания Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий; составлять устное высказывание, используя ключевые слова. | Словарная работа, проверочный диктант | |
71 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | Урок изучения нового материала | Отрицательные наречия. Вопросительные наречия. Правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | Знать: образование отрицательных местоимений и наречий; правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Уметь:применять правило правописания Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий; составлять устное высказывание, используя ключевые слова. | Словарная работа, проверочный диктант | |
72 | Н и НН в наречиях на –О и –Е. | Урок изучения нового материала | Прилагательные. Причастия. Наречие. Словообразование наречий. | Знать: алгоритм написания Н и НН в наречиях. Уметь: применять орфографическое правило написания Н и НН в наречиях; применять правило написания Н и НН в разных частях речи. | Словарная работа, опрос по теме. | |
73 | Урок – практикум по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» | Урок-практикум обобщения и систематизации знаний | Работа с таблицами, тест | |
74 | Описание действий. | Урок развития речи | Заголовок текста. Тема текста. Основная мысль. Средства выразительности. | Уметь: определять роль наречий в описании действий; собирать материал наблюдений за действиями в разных профессиях; писать заметки для стенгазеты. | Сочинение- описание действий | |
75 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | Урок изучения нового материала | Правописание наречий, оканчивающихся на шипящую | Знать: правило написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Уметь: применять правило написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; дифференцировать слова с различными видами орфограмм. | Работа с таблицей, тест | |
76 | Буквы О и А на конце наречий | Урок изучения нового материала | Способы образования наречий (суффиксальный, приставочно-суффиксальный). Однокоренные слова. Антонимы. | Знать: правило написания О и А после шипящих на конце наречий. Уметь: применять правило написания О и А после шипящих на конце наречий, графически обозначать изучаемую орфограмму. | Работа с таблицей, словарно-орфоэпическая работа. | |
77 | Изложение текста с описанием действия(упр. 248) | Урок развития речи | Рассказ от имени героя картины. | Уметь: писать подробное изложение рассказа, создавать собственный рассказ от лица героя картины. | Изложение с элементами сочинения | |
78 | Дефис между частями слова в наречиях. | Урок изучения нового материала | Однокоренные слова. Дефис в наречиях. Неопределенные местоимения и наречия. Отличие наречий с приставками от сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями. | Знать: правило написания дефиса между частями слова в наречиях; способы образования наречий; неопределенные местоимения и наречия. Уметь: применять правило написания дефиса между частями слова в наречиях; образовывать наречия различными способами; сопоставлять дефисное написание неопределенных местоимений и наречий; отличать наречия с приставками от сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями. | Предупредительный диктант, опрос | |
79 | Дефис между частями слова в наречиях. | Урок закрепления знаний | Работа с таблицей, словарный диктант | |
80 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | Урок изучения нового материала | Приставки в наречиях. Имя существительное. Количественные числительные. | Знать: правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Уметь: применять правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных, находить в случае затруднения наречия в орфографических словарях. | Словарно-орфографическая работа, предупредительный диктант | |
81 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Урок изучения нового материала | Правописание Ь знака на конце наречий | Знать: правило написания Ь знака после шипящих на конце наречий. Уметь: применять правило написания Ь знака после шипящих на конце наречий; правописание Ь знака в различных частях речи | Работа с обобщающей таблицей, тест | |
82 | Повторение изученного о наречии. | Урок обобщения и повторения изученного материала | Наречие как часть речи. Способы образования наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: образовывать наречия, находить их в текстах; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор наречий, определять синтаксическую роль наречий. | Опрос , тест | |
83 | Контрольная работа по теме « Наречие» или тестовая работа | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием (№5) | |
84 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. | Работа над ошибками | |
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (3 часа) |
85 | Категория состояния как часть речи. | Урок изучения нового материала | Категория состояния. Наречие. Способы выражения сказуемого. | Знать: признаки категории состояния как части речи, отличие категории состояния и наречия. Уметь: находить слова категории состояния, отличать слова категории состояния и наречия, выделять слова категории состояния как члены предложения. | Текущий контроль | |
86 | Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор слов категории состояния. | Урок изучения нового материала | Категория состояния. Наречие. | Знать: признаки категории состояния как части речи, отличие категории состояния и наречия, алгоритм морфологического разбора слов категории состояния. Уметь: находить слова категории состояния, отличать слова категории состояния и наречия, выделять слова категории состояния как члены предложения; выделять грамматическую основу в предложениях, выполнять морфологический разбор слов категории состояния. | Словарная работа, морфологический разбор | |
87 | Сжатое изложение упр. 281 | Урок развития речи | Принципы сжатия текста. Сжатое изложение. | Уметь: писать сжатое изложение, применяя основные принципы сжатия текста, определять стиль текста, тип текста. | Сжатое изложение | |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ( 37 ЧАСОВ) |
ПРЕДЛОГ (9 ЧАСОВ) |
88 | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | Урок изучения нового материала | Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. Научный стиль. | Знать: особенности самостоятельных и служебных частей речи. Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; дифференцировать служебные части речи; различать предлоги, выписывать словосочетания с предлогами, производить морфологический анализ предлога; работать с текстом научного стиля. | Комплексный анализ текста, словарная работа | |
89 | Употребление предлогов. | Урок изучения нового материала | Однозначные и многозначные предлоги. Падежи. | Знать: особенности однозначных и многозначных предлогов, значение и условия употребления предлогов. Уметь: употреблять однозначные и многозначные предлоги, составлять словосочетания с предлогами, в случае затруднений пользоваться «Толковым словарем»; исправлять недочеты в употреблении предлогов. | Работа со словарем, предупредительный диктант, тест | |
90 | Непроизводные и производные предлоги. | Урок изучения нового материала | Непроизводные предлоги. Производные предлоги. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. | Знать: непроизводные и производные предлоги, способ образования производных предлогов. Уметь: распознавать производные и непроизводные предлоги, дифференцировать словосочетания с различными предлогами; анализировать производные предлоги по их происхождению; исправлять неправильное употребление предлогов. | Текущий контроль | |
91 | Непроизводные и производные предлоги. | Урок изучения нового материала | Предупредительный диктант | |
92 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | Урок изучения нового материала | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Предложные словосочетания. | Знать: простые и составные предлоги, словосочетания с простыми и составными предлогами; алгоритм морфологического разбора предлога. Уметь: распознавать простые и составные предлоги, дифференцировать словосочетания с различными предлогами; исправлять неправильное употребление предлогов; производить морфологический разбор предлогов. | Комплексный анализ текста, тест | |
93 | Подробное изложение | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Подробное изложение | |
94 | Слитное и раздельное написание предлогов. | Урок изучения нового материала | Производные предлоги. Слитное и раздельное написание производных предлогов. | Знать: правило слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь: уметь применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов; выписывать словосочетания с предлогами. | Словарная работа | |
95 | Слитное и раздельное написание предлогов. | Урок изучения нового материала | Производные предлоги. Слитное и раздельное написание производных предлогов. | Знать: правило слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь: уметь применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов; выписывать словосочетания с предлогами; работать с текстом художественного стиля. | Предупредительный диктант | |
96 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог». Тест. | Урок обобщения и повторения изученного материала | Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: находить предлоги в текстах; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор предлогов, исправлять ошибки в употреблении предлогов; решать тестовые задания. | Тест | |
СОЮЗ ( 12часов) |
97 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | Урок изучения нового материала | Союз. Простые и составные союзы. Союзы подчинительные и сочинительные. Морфологический разбор союза. | Знать: особенности союза как служебной части речи. Уметь: определять союз как часть речи; производить морфологический анализ союза; выделять союзы в тексте, классифицировать союзы, определять основную мысль и стиль текста. | Словарно-орфографическая работа, анализ текста | |
98 | Союзы сочинительные и подчинительные. | Урок изучения нового материала | Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложносочиненные сложноподчиненные предложения. | Знать: особенности сочинительных и подчинительных союзов. Уметь: распознавать сочинительные и подчинительные союзы, выписывать сложные предложения, дифференцируя их по союзам; составлять сложные предложения, используя разные союзы. | Текущий контроль | |
99 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | Урок изучения нового материала | Сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Простые предложения с однородными членами. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. | Знать: правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Уметь: применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, составлять схемы сложных предложений, составлять сложные предложения по схемам, отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений. | Текущий контроль | |
100 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | Урок изучения нового материала | Предупредительный диктант, проверочная работа | |
101 | Проверочная работа по теме «Пунктуация в простом и сложном предложении» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь: записывать текст, расставляя знаки препинания и выполняя грамматическое задание к нему | Проверочная работа с грамматическим заданием | |
102 | Сочинение «Я сижу на берегу…» (по упр. 335) | Урок развития речи | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | |
103 | Сочинительные союзы. | Урок изучения нового материала | Сочинительные союзы. Соединительные союзы. Противительные союзы. Разделительные союзы. | Знать: классификацию союзов по значению. Уметь: опознавать разные по значению союзы, составлять предложения по схемам, используя разные союзы; выделять однородные члены предложения и основы предложений; определять тип и стиль текста. | Текущий контроль, работа с таблицами | |
104 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | Урок изучения нового материала | Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов: причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные. Морфологический разбор союза. | Знать: классификацию подчинительных союзов по значению; алгоритм морфологического разбора союза. Уметь: опознавать разные по значению подчинительные союзы, составлять сложноподчиненные предложения из данных простых, составлять сложные предложения по схемам, выполнять морфологический разбор союзов. | Текущий контроль | |
105 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | Урок изучения нового материала | Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов: причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные. Морфологический разбор союза. | Знать: классификацию подчинительных союзов по значению; алгоритм морфологического разбора союза. Уметь: опознавать разные по значению подчинительные союзы, составлять сложноподчиненные предложения из данных простых, составлять сложные предложения по схемам, выполнять морфологический разбор союзов; подбирать материал для сочинения-рассуждения. | Текущий контроль | |
106 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | Урок изучения нового материала | Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. Наречие с частицей (ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ). | Знать: правило написания союзов. Уметь: применять орфографическое правило написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, отличать союзы от наречий с частицей (ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЧТО БЫ); определять стиль текста, расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях. | Текущий контроль | |
107 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | Урок изучения нового материала | Проверочный диктант | |
108 | Повторение сведений о предлогах и союзах. Тест. | Урок обобщения и систематизации знаний | Предлоги. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Союзы простые и составные, подчинительные и сочинительные. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: находить предлоги и союзы в текстах; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор предлогов и союзов, исправлять ошибки в употреблении предлогов; составлять сложные предложения, решать тестовые задания. | Тест или проверочная работа | |
ЧАСТИЦА (15 часов). МЕЖДОМЕТИЕ (1 ЧАС) |
109 | Частица как часть речи. | Урок изучения нового материала | Частица как часть речи. | Знать: особенности частицы как части речи. Уметь: выделять частицы в тексте, определять значение частиц в предложении; доказывать частеречную принадлежность слов. | Текущий контроль | |
110 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Урок изучения нового материала | Частица. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Условное и повелительное наклонение глагола. Степени сравнения прилагательных и наречий. | Знать: разряды частиц по значению, употреблению и строению. Уметь: распознавать разряды частиц по значению, употреблению и строению, составлять и записывать рассказ по рисункам; озаглавливать текст, определять стиль речи. | Текущий контроль | |
111 | Смысловые частицы. | Урок изучения нового материала | Частица. Разряды частиц. Смысловые частицы. Разговорный, публицистический, художественный стили речи. | Знать: разряды частиц. Уметь: определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки (вопрос, восклицание, указание, сомнение уточнение и т.д.); выделять смысловые частицы, производить замены частиц; создавать текст-инструкцию. | Комплексный анализ текста | |
112 | Смысловые частицы. | Урок изучения нового материала | Проверочный диктант | |
113 | Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. | Урок изучения нового материала | Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц. | Знать: правило раздельного и дефисного написания частиц. Уметь: применять правило раздельного и дефисного написания частиц, составлять предложения с частицами. | Словарно-орфографическая работа | |
114 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | Урок изучения нового материала | Отрицательные частицы НЕ и НИ. Приставки НЕ- и НИ-. | Знать: отрицательные частицы НЕ и НИ, приставки НЕ- и НИ-. Уметь: дифференцировать НЕ и НИ как частицы и приставки, подбирать частицы с отрицательным значением. | Текущий контроль | |
115 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | Урок изучения нового материала | Тест | |
116 | Различение частицы и приставки НЕ-. | Урок изучения нового материала | Отрицательные частицы НЕ и НИ. Приставки НЕ- и НИ-. | Знать: отрицательные частицы НЕ и НИ, приставки НЕ- и НИ-. Уметь: дифференцировать НЕ и НИ как частицы и приставки, подбирать частицы с отрицательным значением; составлять словосочетания и предложения с частицами. | Словарный диктант | |
117 | Различение частицы и приставки НЕ-. | Урок изучения нового материала | Опрос, выборочный диктант | |
118 | Сочинение - рассказ по данному сюжету (по упр.402) | Урок развития речи | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли. | Сочинение | |
119 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. | Урок изучения нового материала | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. | Знать: отличие частиц, приставок, союзов. Уметь: опознавать частицу, приставку, союз в упражнениях; обозначать изученные орфограммы; составлять сложные предложения с наречиями, местоимениями, частицами. | Текущий контроль | |
120 | Повторение изученного материала о частицах. | Урок обобщения и систематизации знаний | Частицы формообразующие и смысловые. Отрицательные частицы. Морфологический разбор частиц. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: находить частицы; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор частиц, составлять сложные предложения, решать тестовые задания. | Тест или проверочная работа | |
121 | Подробное изложение с элементами сочинения | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Подробное изложение | |
122 | Подробное изложение с элементами сочинения | Урок развития речи |
123 | Тест по теме «Служебные части речи» | Урок контроля знаний | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: решать тестовые задания, применяя полученные знания. | Тест | |
124 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | Урок изучения нового материала | Междометие. Производные и непроизводные междометия. Дефис в междометиях. | Знать:грамматические особенности междометий. Уметь: дифференцировать междометия в предложениях, опознавать междометия, употребленные в значении других частей речи; расставлять знаки препинания при междометиях. | Текущий контроль | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-7 КЛАССАХ |
125 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | Урок повторения и обобщения знаний, развития речи | Разделы науки о языке (фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис) | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | Работа с таблицами, свободный диктант, сочинение | |
126 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. |
127 | Фонетика и графика. | Урок повторения и обобщения знаний | Фонетика. Звуки. Ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Фонетический разбор слов. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | Тематический контроль | |
128 | Лексика и фразеология. | Урок повторения и обобщения знаний | Лексикология. Фразеология. Лексическое и грамматическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Заимствованные и исконно русские слова. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | Тематический контроль, опрос | |
129 | Лексика и фразеология. | Урок повторения и обобщения знаний |
130 | Морфемика. Словообразование. | Урок повторения и обобщения знаний | Морфемика. Словообразование. Строение слов. Образование слов. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | Тематический контроль, тест, опрос | |
131 | Промежуточная аттестация в формате ЕГЭ. | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: выполнять тестовые задания в формате ЕГЭ | Тестовые задания в формате ЕГЭ | |
132 | Морфология | Урок повторения и обобщения знаний | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Междометия. Синтаксическая роль частей речи. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | Комплексный анализ текста, морфологический разбор разных частей речи. | |
133 | Морфология. | Урок повторения и обобщения знаний | |
134 | Орфография. | Урок повторения и обобщения знаний | Орфография. Орфограмма. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | Комплексный анализ текста | |
135 | Синтаксис. Пунктуация. | Урок повторения и обобщения знаний | Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Обращение. Однородные члены предложения. Простое предложение. Сложное предложение. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | Тематический контроль | |
136 | Синтаксис. Пунктуация. | Урок повторения и обобщения знаний | Пунктуация. Знаки завершения, разделения. Пунктуация при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах, в сложных предложениях. Пунктуация при прямой речи и диалоге. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | Тематический контроль | |
137-140 | Резервные уроки | | | | | |