рабочая программа по русскому языку для 7 класса, 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса, 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2011. - С. 10-62).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развитие речи. Сочинение – рассуждение «Книга – наш друг и советчик»
Р.Р.(сочинение)
10.03
123.
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато
10.03
124.
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато
12.03
125.
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато
13.03
126.
Закрепление изученного по теме «Союз»
14.03
127.
Закрепление изученного по теме «Союз». Тест
17.03
128.
Тематический зачёт «Союз»
Зачёт
17.03
129.
К. Р. № 8. Контрольный диктант
К.Р.
19.03
130.
Анализ контрольного диктанта
Частица (20 ч)
20.03
131.
Понятие о частице
21.03
132.
Формообразующие частицы
31.03
133.
Смысловые частицы
31.03
134.
Смысловые частицы
02.04
135.
Смысловые частицы
03.04
136.
Раздельное и дефисное написание частиц
03.04
137.
Раздельное и дефисное написание частиц
04.04
138.
Морфологический разбор частиц
07.04
139.
Отрицательные частицы
07.04
140.
Отрицательные частицы
09.04
141.
Различение не - ни
10.04
142.
Различение не - ни
11.04
143.
Приставка не- и частица не с различными частями речи
14.04
144.
Приставка не- и частица не с различными частями речи
14.04
145.
Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни
16.04
146.
Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни
17.04
147.
Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни
18.04
148.
Повторение изученного о частицах.
21.04
149.
Тематический зачёт «Частица»
Зачёт
21.04
150.
Проверочная работа
Уроки развития связной речи по теме «Частица». Работа над вымышленными рассказами (4 Р. Р.)
24.04
151.
Придумывание обрамлений к рассказу
25.04
152.
Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу
28.04
28.04
153-154.
К. Р. № 9. Контрольное сочинение- рассказ по данному сюжету
К.Р.
Междометие (4 ч)
30.04
155.
Междометие как часть речи
01.05
156.
Дефис в междометиях
02.05
157.
Междометие. Знаки препинания при междометиях
05.05
158.
Междометие. Знаки препинания при междометиях
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (10 ч +2 Р. Р.)
05.05
159.
Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи
07.05
160-161.
Развитие речи. Сочинение
Р.Р.(сочинение).
08.05
162.
Фонетика. Графика
09.05
163.
К. Р. № 10. Итоговый контрольный диктант
К.Р.
12.05
164.
Анализ контрольного диктанта
12.05
165.
Лексика и фразеология
14.05
166.
Морфемика. Словообразование
15.05
167.
Морфология
16.05
168.
Синтаксис и пунктуация
19.05
169.
Орфография и пунктуация
21.05
170.
Итоговый урок
Планирование основных тем
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение изученного в 5-6 классах (11 ч + 1 Р. Р.)
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (25 ч + 7 Р. Р.)
Деепричастие (10 ч +2 Р. Р.)
Наречие (27 ч +7 Р. Р.)
Категория состояния (4 ч + 3 Р. Р.)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Предлог (11 ч + 1 Р. Р.)
Союз (17 ч + 2 Р. Р.)
Частица (20 ч + 4 Р. Р.)
Междометие (4 ч)
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (10 ч +2 Р. Р.)
График контрольных работ по русскому языку
7 класс
№
Вид работы
Тема
Дата
1
Контрольный диктант
Повторение изученного в 5-6 классах
2 неделя
2
Контрольное выборочное изложение
Художественное описание портрета литературного героя
7 неделя
3
Тематический зачёт
«Причастие»
9 неделя
4
Контрольный диктант
«Причастие»
9 неделя
5
Контрольный диктант
«Деепричастие»
12 неделя
6
Контрольное сочинение-рассуждение
«Прозвища»
14 неделя
7
Контрольный диктант
«Наречие»
18 неделя
8
Тематический зачёт
«Наречие»
19 неделя
9
Контрольное сжатое изложение с описанием состояния природы
К. Паустовский «Обыкновенная земля»
20 неделя
10
Тематический зачёт
«Союз»
26 неделя
11
Контрольный диктант
«Союз»
26 неделя
12
Тематический зачёт
«Частица»
30 неделя
13
Контрольное сочинение
«Рассказ по данному сюжету»
31 неделя
14
Итоговый контрольный диктант
«Повторение изученного в 7 классе»
33 неделя
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2011. - С. 10-62).
Сопоставление примерной и авторской программ выявило, что в основном авторская программа реализует обязательный минимум содержания образования, однако при изученииграмматики необходимо усилить аспект культуры речи, так как курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности на основе овладения знаниями об устройстве языка, особенностях его употребления в разных сферах общения на базе усвоения основных языковых норм русского литературного языка, речевого этикета. Включены следующие дидактические единицы: вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи, междометие как особый разряд слов, основные функции междометия, разряды междометия.
В связи с введением нового базисного учебного плана и перераспределением часов между 6 и 7 классами темы «Наречие» и «Категория состояния» перенесены в 6 класс. В 7 классе на повторение этих тем отводится 5 часов.
Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:
-познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения нормами употребления в речи;
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны:
знать/пониматьопределения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
-адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
-выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
-составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
-обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
ЧТЕНИЕ:
-дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
-находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
-проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
-составлять тезисный план исходного текста;
-владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
-прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
ГОВОРЕНИЕ:
-сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
-создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
-строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
-формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
-размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
-уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
ПИСЬМО:
-сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
-создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, ло-гичности и выразительности речи;
-писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
-соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
-уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
-использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
-редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
ТЕКСТ:
-анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
-рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
-устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типо-1ьм значением;
-определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
-проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
-правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
-анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
-по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
-объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
-определять способы образования слов различных частей речи;
-анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
-составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
-с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические избиения в морфемной структуре слова;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
-соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
-толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
-пользоваться различными видами лексических словарей;
-находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
-использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
-проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
МОРФОЛОГИЯ:
-различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и доводить морфологический разбор слов всех частей речи;
-правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
-использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
ОРФОГРАФИЯ.
-владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
-учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;
-аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
-составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
-определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
-различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
-использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
-соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
-устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
-самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся 7 класса: диктант с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), контрольная работа, сочинение (по картине, по возражению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное, с элементами сочинения), тест, комплексный анализ текста.