kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК Перспектива)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год

Класс, в котором реализуется данная программа, способен выполнять поставленные цели и задачи, достичь необходимого результата.  Класс ориентирован на развивающее обучение. Следовательно, будут использоваться проблемные и исследовательские методы обучения. Необходимо придерживаться  принципов доступности,  научности, активности обучающихся, систематичности и связи теории с практикой.

            Учитывая различные способности учащихся и скорость усвоения материала, в образовательном процессе будут использоваться дифференцированные карточки на уроках и в качестве домашнего задания. Также предусматривается по определенным темам изучение материала повышенного уровня сложности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК Перспектива) »

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 278 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга




ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ гимназии № 278

Санкт-Петербурга

Протокол № ____

от «____» августа 2014 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ гимназии № 278

Санкт-Петербурга

____________ В.М.Шутова

«______» августа 2014 г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ


класс

4-А

учитель

Кириченко Татьяна Сергеевна

учебный год

2014-2015





















Санкт-Петербург

2014

Содержание



Пояснительная записка

Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Литература и средства обучения

Календарно-тематический план (обязательное ежегодное приложение к рабочей программе)






























Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Русский язык» создана на основе:

  1. Федерального  Государственного стандарта начального общего образования;  

  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  3. Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф., Бабушкина Т. В., «Просвещение», 2011 год;

  4. Примерные программы начального общего образования: письмо Минобрнауки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  5. Планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

• развитие коммуникативных умений;

• развитие нравственных и эстетических чувств;

• развитие способностей к творческой деятельности.


   Программа по русскому языку представлена основными содержательными линиями:

1) основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика; грамматика (морфология и синтаксис);

2) орфография и пунктуация;

3) развитие речи.


Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:

  • коммуникативного;

  • познавательного;

  • принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.


Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);

  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;

  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.


Реализация названных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только инструментальную основу компетентности учащихся (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстов.

Главные направления работы по учебно-методическому комплекту:

  • развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо, мысленная речь);

  • формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о лингвистических понятиях и орфографических явлениях, необходимых и достаточных для дальнейшего обучения родному языку, а также формирование умений и навыков использовать их в практике устной и письменной речи;

  • активизация мыслительной , познавательно-языковой и речевой деятельности учащихся разных уровней подготовленности к изучению русского языка;

  • создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка, воспитание чувства уважения к слову и к русскому языку в целом.


Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом  рабочая программа составлена по программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Класс, в котором реализуется данная программа, способен выполнять поставленные цели и задачи, достичь необходимого результата. Класс ориентирован на развивающее обучение. Следовательно, будут использоваться проблемные и исследовательские методы обучения. Необходимо придерживаться принципов доступности, научности, активности обучающихся, систематичности и связи теории с практикой.

Учитывая различные способности учащихся и скорость усвоения материала, в образовательном процессе будут использоваться дифференцированные карточки на уроках и в качестве домашнего задания. Также предусматривается по определенным темам изучение материала повышенного уровня сложности.


Содержание программы учебного предмета,

курса, дисциплины (модуля)

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.



Особенности содержания учебника «Русский язык. 4 класс»


Учебник для 4 класса продолжает реализацию общих идей комплекта «Перспектива». В учебнике продолжается развитие содержания курса, заложенного в учебниках для 1, 2 и 3 классов.

Учебник «Русский язык. 4 класс» включает четыре раздела: «Мир общения. Повторяем — узнаём новое», «Язык как средство общения», «Состав слова», «Слово как часть речи».

Каждый раздел, кроме правил, заданий и текстов, включает диалоги Ани и Вани — сквозных персонажей учебника. Такой приём даёт возможность изложить достаточно сложные лингвистические вопросы языком, приближенным к детской речи, к речи третьеклассника. Диалоги помогают акцентировать внимание учащихся на наиболее трудных, проблемных вопросах, обсудить их с разных сторон, приучают детей высказывать собственное мнение. Профессор Иван Иванович Самоваров даёт пояснения к темам, обобщает наблюдения и формулирует правила, Совёнок задаёт вопросы, помогающие выделить основное в изучаемой теме.

В рубрике «Шаги к умению» предлагаются алгоритмы, регламентирующие порядок действий для достижения конкретных целей: проведения звуко-буквенного анализа слова, определения падежа имени существительного и т. п.

Для повторения и закрепления изученных правил введена рубрика «Узелки на память».

Рубрика «Словесное творчество» позволяет наблюдать, как функционируют языковые единицы в тексте.

Задания, объединённые общим названием «Творческая переменка», ориентированы на развитие творческих способностей детей.

Учебник для 4 класса начинается с раздела «Мир общения. Повторяем — узнаём новое». При работе с этим разделом закрепляется представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации, углубляются знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения. Третьеклассники знакомятся с основными правилами ведения диалога. Продолжается формирование представления детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, умения поддерживать разговор с партнёром, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение. Дети наблюдают за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами. При этом особое внимание уделяется тексту как синтаксической единице. Дети знакомятся с композицией текста, определяют, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня, получают представление о стилистической дифференциации текстов: научных и художественных, учатся их анализировать и составлять собственные речевые произведения разных стилей.

Раздел «Язык — главный помощник в общении» посвящён основным языковым единицам: звукам и буквам, слову, словосочетанию и предложению. Основное внимание при этом уделяется наблюдениям за функционированием этих единиц в речи. Систематизируются знания по фонетике и графике, выясняются сложные случаи соотношения между звуками и передающими их буквами. Продолжается работа по формированию орфографической зоркости учащихся. Закрепляются знания девяти основных орфографических правил.

Обобщаются и расширяются знания по лексикологии. Начиная с периода обучения грамоте, формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) и внутреннюю (значение) форму. Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. В 3 классе представление детей о слове углубляется: учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения). Учащиеся систематизируют знания о группировке слов на основе их звучания и значения, получают представление об устаревших словах и неологизмах (без введения термина), знакомятся с этимологией имён собственных и нарицательных, учатся работать с лингвистическими словарями разных типов: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов. Повысить интерес детей к изучению языка помогает использование текстов различной стилистической направленности: художественных, научных, деловых.

При изучении тем «Словосочетание» и «Предложение» выясняются особенности и различия данных языковых единиц. При этом достаточно новым для начальной школы является стремление показать, что словосочетание и предложение — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою чёткую структуру. К такому выводу учащиеся приходят при сопоставлении сначала словосочетаний, а затем предложений с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме). Учащиеся знакомятся с однородными членами предложения.

Раздел «Состав слова» позволяет систематизировать и углубить полученные ранее знания. При изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое привносит в слово каждая из морфем. Учащиеся знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, а с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами. Для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).

В разделе «Части речи» углубляются и расширяются знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном и местоимении. Вводится определение имени числительного и наречия.

Учащиеся знакомятся со склонением имён существительных и имён прилагательных, усваивают алгоритм определения падежа, падежных окончаний, получают знания об изменении глаголов по временам, числам и родам (в прошедшем времени), лицам (спряжение), усваивают новые орфограммы: -тся, -ться на конце глаголов, глаголы-исключения. Знакомятся с видами имен числительных (простые, сложные, составные), составом наречий.

При изучении грамматических понятий (род, число и падеж имён существительных, род и число имён прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений и текстов.

При работе с разделами рабочей тетради можно предложить ученикам дать свою оценку упражнений с помощью специальных значков, например:

  • красный треугольник — интересное упражнение;

  • зелёный треугольник — полезное упражнение;

  • синий треугольник — скучное упражнение.

Возможно сочетание нескольких значков при оценивании одного и того же задания. Значок рисует сам ребёнок рядом с номером упражнения после его выполнения.

Несмотря на то, что задания учебника и рабочей тетради достаточно объёмны, подробны и дают возможность творчески работающему учителю самостоятельно организовать работу по изучению нового курса русского языка, авторы методического пособия сочли необходимым акцентировать внимание на тех обязательных моментах, которые не должны быть опущены при любом построении уроков. Поскольку основная особенность данного курса — его коммуникативная направленность, в методических рекомендациях к урокам приведены различные способы построения урока и подачи материала таким образом, чтобы можно было установить общение с ребёнком, показать ему необходимость изучаемого материала, вызвать интерес к предмету.

В планы уроков включены занимательные и проблемные вопросы, описаны ситуации, которые учитель может создать на уроке, приведены примеры диалогов учителя и учащихся.

Поурочные рекомендации включают в себя в ряде случаев рубрику «Это важно!», в которой предлагаются минимальные теоретические сведения, необходимые учителю для проведения урока. Даны (при необходимости) указания по проверке домашнего задания. Приводится дополнительный материал для проведения игр, проверочных и контрольных работ.

Предлагаемый вариант проведения уроков не является единственно возможным. Учитель может использовать предложенные разработки и рекомендации как основу для создания собственных оригинальных уроков по материалам учебника.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю.

Учебный материал распределён по разделам:

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

20

2.

Язык - главный помощник в общении.

40

3.

Состав слова.

15

4.

Слово как часть речи

15

5.

Части речи.

80

6.

Систематизация знаний по разделу «Части речи».

5

6.

Имя существительное.

28

7.

Имя прилагательное.

9

8.

Местоимение

6

9.

Глагол.

23

10.

Имя числительное.

4

11.

Наречие.

4

12.

Повторение.

4

13.

Резервные часы

9

14.

Итого:

170











Требования к уровню подготовки обучающихся


Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.

Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями учащихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения.


4 класс

Личностные результаты

Обучающийся научится:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • осознавать свою этническую и национальную принадлежность. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • принимать и освоивать социальные роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций..


Обучающийся получит возможность:

  • сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;

  • эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

  • сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

  • осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

  • стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

  • сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.


Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;

  • понимать цели и задачи учебной деятельности;

  • находить ответы на проблемные вопросы;

  • пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);

  • самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

  • пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

  • пользоваться справочной литературой (словарями);

  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;

  • развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать самостоятельные выводы;

  • находить выход из проблемных ситуаций;

  • определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

  • выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;


Предметные результаты


Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  • понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

  • относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

  • анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

  • понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

  • выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

  • контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

  • правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

  • различать диалогическую и монологическую речь;

  • составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

  • составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

  • пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

  • писать изложения по составленному плану;

  • составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

  • говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

  • делать полный и краткий пересказ текста;

  • устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

  • исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);

  • совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

  • соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.


Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  • проводить звукобуквенный анализ слов;

  • определять ударение в словах;

  • делить слова на слоги и на части для переноса;

  • находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

  • верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;

  • определять спряжение глаголов;

  • использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

  • писать под диктовку тексты, включающие слова с изученными орфограммами.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;

  • формировать представление о единообразии написания слова, морфем;

  • писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.


Лексика

Обучающийся научится:

  • различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

  • сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;

  • находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

  • сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

  • объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

  • объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;

  • различать мотивированные и немотивированные названия.


Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

    • разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;

    • выделять в слове основу и окончание;

    • составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

    • различать однокоренные слова и разные формы одного слова;

    • объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;

    • образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;

    • правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;

    • понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.


Обучающийся получит возможность научиться:

    • находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);

    • образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.


Морфология

Обучающийся научится:

    • определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

    • правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.


Имя существительное

Обучающийся научится:

  • различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

  • определять число имён существительных;

  • определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;

  • определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

  • изменять имена существительные по падежам.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;

  • сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;

  • образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;

  • разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).


Местоимение

Обучающийся научится:

  • сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

  • употреблять личные местоимения в речи.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.


Глагол

Обучающийся научится:

  • распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

  • определять времена глаголов;

  • образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

  • определять число глаголов;

  • верно писать частицу «не» с глаголами;

  • писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.


Имя прилагательное

Обучающийся научится:

  • находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

  • определять связь имени прилагательного с именем существительным;

  • верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;

  • объяснять роль имён прилагательных в речи;

  • использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.


Синтаксис

Словосочетание

Обучающийся научится:

  • объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

  • составлять словосочетания по заданным моделям;

  • находить словосочетания в предложении.


Предложение

Обучающийся научится:

  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

  • находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

  • находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

  • устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

  • находить в предложении однородные члены.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.


Текст

Обучающийся научится:

  • отличать текст от простого набора предложений;

  • устанавливать связь между предложениями в тексте;

  • определять тему и основную мысль текста;

  • озаглавливать текст;

  • выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

  • составлять план текста;

  • распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).


Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать художественные и научные тексты;

  • составлять тексты разных типов.






























Литература и средства обучения


1. Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2012 год

2. Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф, М., «Просвещение», 2012 год;

3. Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Учебник. М., Просвещение, 2013.

4. Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2013.

Литература для учителя:

  1. Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М., Просвещение, 2012.

  2. Грамматические таблицы по русскому языку

  3. Г.С.Щеголева. Моя письменная речь. Учебная тетрадь, 4 класс. Спб., Первый класс, 2014.

  4. Е.А.Гогун, Части речи. Словосочетание. Предложение. Рабочая тетрадь, М., ООО "Кирилл и Мефодий", 2007.

  5. С.Ю.Михайлова, Русский язык, Тренировочные и проверочные работы, М., Просвещение, 2013.

Литература для учащихся:

  1. Г.С.Щеголева. Моя письменная речь. Учебная тетрадь, 4 класс. Спб., Первый класс, 2014.

  2. Е.А.Гогун, Число и род частей речи, Рабочая тетрадь, М., ООО "Кирилл и Мефодий", 2007.

  3. Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2013.














Календарно-тематический план

№ урока

Тема раздела урока

Кол-во часов

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата проведения

(план)

Примечание

Домашнее задание

Освоение предметных знаний


Метапредметные умения




Раздел 1. Мир общения. Повторяем – узнаем новое (20 ч)

1

Речевое общение. Речь устная и письменная

1


Вводный урок

-Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения.

-Определять условия и способ общения, конкретную цель и результат коммуникации.

-Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения.

-Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами.

-Осмысливать сказанное, выделяя главное.

-Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра.

-Распознавать виды текстов: повествование,

рассуждение, описание.

–Писать изложения и сочинения описательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.

- Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста).

Познавательные умения:

— различать дискуссию и ссору в диалоговом общении и обосновывать своё мнение;

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру письма и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию из содержания литературных произведений и обосновывать своё мнение;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога с разными социальными службами.

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

— учитывать характер ошибок, вносить коррективы;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные умения:

— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речь для представления результата.

Опрос, текущий контроль



2

Определение отличия диалога от спора

1

Урок повторения, закрепления

Опрос, текущий контроль



3

Цель речевого общения. Тематическая беседа

1

Урок повторения,

закрепления

Опрос, текущий контроль



4

Правила общения

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



5

Речевая культура. Обращение. Речевой этикет

1

Урок изучения

нового материала

Текущий контроль, упражнение



6

Обращение. Знаки препинания при написании обращения.









1

Урок изучения

нового материала

Опрос, текущий контроль, проверка домашнего задания



7

Речь деловая, или официальная

1

Урок изучения нового материала

Опрос, текущий контроль



8

План как вид деловой речи


1

Урок изучения нового материала

- Определять тип текста. -Формулировать тему и главную мысль текста.

-Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых.

-Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи.

-Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание рассуждение.

-Грамотно оформлять собственные речевые произведения


Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

— определять тип текста и обосновывать своё мнение;

— объяснять значение выражений «основные части текста», «план текста», «художественный текст», «научный текст» и использовать их в активном словаре;

— различать художественный и научный тексты и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при создании и оформлении текста заметки для газеты.

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— соотносить учебное действие с известным алгоритмом;

— выполнять взаимопроверку и самопроверку при выполнении учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— использовать речь для коррекции своих действий при работе в паре и в группе;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речь для представления результата.

Текущий контроль, упражнение



9

Научная речь и художественная

1

Комбинированный урок

Опрос, текущий контроль, упражнение



10

Средства создания образности и выразительности в художественной речи

1

Урок изучения нового материала

Опрос, текущий контроль



11

Метафора и сравнение


1

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



12

Текст как речевое произведение.

1

Урок повторения

Текущий контроль



13

Типы текста. Текст-повествование


1

Изучение нового материала

Опрос, текущий контроль, упражнение



14

Типы текста. Текст-описание

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



15

Р.р. Изложение текста- описания
(упр. 40)

1

Изложение

Изложение



16

План текста: простой и развернутый

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, упражнение



17

Типы текстов. Текст-рассуждение.

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



18

Пропедевтические наблюдения над отражением личности автора в его произведении

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, проверка домашнего задания



19

Контрольная работа

1

Диктант

Диктант



20

Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

Текущий контроль



Раздел 2 Язык как средство общения (40 ч)

21

Средства общения. Звуковой язык как средство человеческого общения

1

Вводный урок

-Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека.

-Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения.

-Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни.

-Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты)

-Давать определение

Познавательные умения:

— определять открытый и закрытый слог и обосновывать своё мнение.

— раскрывать значение слов «орфограмма», «заявление» и обосновывать своё мнение;

— определять ударную и безударную гласную и обосновывать своё мнение;

— определять способ проверки безударной гласной, парной звонкой — глухой и непроизносимой согласной и обосновывать своё мнение;

— определять в слове место написания разделительного Ь и Ъ и обосновывать своё мнение;

— определять слова, в написании которых есть

Текущий контроль, упражнение



22

Роль письменности в истории человечества

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



23

Основные языковые единицы: звуки и буквы

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, опрос



24

Правописание основных орфограмм


1

Урок повторения

Текущий контроль, упражнение



25

Правописание разделительных ь и ъ знаков

1

Урок повторения

Упражнение, опрос



26

Правила употребления прописной буквы. Правила переноса.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, упражнение



27

Виды орфограмм

1

Урок закрепления

основным языковым единицам.

-Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки.

-Находить в слове нужную орфограмму.

удвоенная согласная;

— определять основание для написания слов с буквосочетаниями: жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, нщ и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебные задания в соответствии с правилом;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром, используя речевые средства.

— осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению.

Текущий контроль, тест



28

Контрольное списывание с грамматическим заданием

1

Списывание

Текущий контроль



29

Правописание безударной гласной в корне слова

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, упражнение



30

Языковые средства в общении

1

Изучение систематизации и обобщения

Опрос, упражнение, словарный диктант



31

Контрольная работа

1

Контрольная работа

Контрольная работа



32

Работа над ошибками

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, опрос



33

Предложение

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



34

Типы предложений по цели высказывания и интонации

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



35

Главные члены предложения

1

Изучение нового материала

Опрос, текущий контроль



36

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения

1

Изучение нового материала, урок повторения

Текущий контроль, упражнение



37

Способы выражения подлежащего и сказуемого

1

Изучение нового материала, урок повторения

Текущий контроль, упражнение



38

Р.р. Изложение («Лесная кормушка», с. 12)

1

Изложение

Изложение



39

Второстепенные члены предложения

1

Изучение нового материала

-Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально- грамматической).

-Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова.

-Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. объяснять их устройство и назначение.

-Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

-Составлять и писать понятное адресату SМS -сообщение о назначении места встречи.

Познавательные умения:

— определять условия развития русского языка и обосновывать своё мнение;

— определять лексическое значение слова на основе этимологии и обосновывать своё мнение;

— раскрывать смысл понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и «многозначность слова» и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении SМS - сообщения.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— адекватно воспринимать оценку своих действий.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;

— адекватно использовать речь для представления результата.

Текущий контроль, упражнение



40

Роль второстепенных предложений в предложении

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, упражнение



41

Связь слов в предложении

1

Урок повторения

Опрос, проверка домашнего задания



42

Контрольный диктант

1

Диктант

Диктант



43

Работа над ошибками.

Предложения с однородными членами предложения

1

Работа над ошибками

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



44

Составление предложений с однородными членами

1

Урок повторения

Опрос, словарный диктант



45

Составление предложений с однородными членами

1

Урок повторения


Текущий контроль, упражнение



Текущий контроль, опрос



46

Смысловая емкость предложений с однородными членами

1

Комбинированный урок

47

Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов предложения

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, упражнение



48

Р.р. Изложение с элементами сочинения («Леська», с. 16)

1

Изложение

Изложение



49

Простые и сложные предложения. Введение понятия сложного предложения

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



50

Простые и сложные предложения с однородными членами.

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, опрос



51

Словосочетание. Различие между словом, предложением и словосочетанием

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, опрос



52

Распространение предложения с помощью словосочетаний

1

Изучение нового материала

-Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

-Определять особенности и назначение каждого типа предложений.

-Выделять главные и второстепенные члены предложения

-Распространять предложения второстепенными членами.

-Находить однородные члены.

-Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами.

-Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ.

-Составлять элементарные сложные предложения.

-Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях.

-Объяснять роль союзов в сложном предложении.

-Составлять словосочетания разных типов.

-Распространять предложения словосочетаниями.

-Составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «словосочетание», «объявление» и использовать их в активном словаре;

— раскрывать значение выражений «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения» и обосновывать своё мнение;

— определять тип предложения по интонации и по цели высказывания и обосновывать своё мнение;

— определять знаки препинания в предложении с однородными членами с союзом и без него и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении текста объявления.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— соотносить учебное действие с известным правилом;

— выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению;

— адекватно использовать речь для представления результата.

Текущий контроль, упражнение



53

Контрольный диктант

1

Диктант

Диктант



54

Работа над ошибками.

Слово и его значение

1

Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний

Текущий контроль, упражнение



55

Слово как языковой знак

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, словарный диктант



56

Виды лингвистических словарей

1

Урок повторения

Текущий контроль, самостоятельная работа



57

Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



58

Антонимы, синонимы, омонимы

1

Урок закрепления

Текущий контроль, опрос



59

Многозначные слова

1

Урок закрепления

Текущий контроль, упражнение



60

Р.р. Изложение («Такие разные»,
с. 20)

1

Изложение

Изложение



Раздел 3 Состав слова (15 ч)

61

Состав слова. Корень

1

Повторение материала

-Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.

-Определять значение, которое привносит каждая морфема.

-Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание.

-Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами

( безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов).

-Объяснять написание слов с точки зрения орфографии




















Познавательные умения:

— определять основу слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение;

— раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах с чередованием согласных и без него и обосновывать своё мнение;

— определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;

— раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя правило;

— выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятель)ности.

Коммуникативные умения:

— действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров;

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности;

— адекватно использовать речь для представления результата.

Текущий контроль, упражнение



62

Значение приставок в словах

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



63

Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками

1

Урок повторения

Опрос, упражнение



64

Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками

1

Урок закрепления

Текущий контроль, письмо по памяти



65

Образование слов с помощью приставок

1

Изучение нового материала

Опрос, проверка домашнего задания



66

Правописание суффиксов –ек, -ик

1

Изучение нового материала, повторение

Текущий контроль, упражнение



67

Правописание суффиксов –ек, -ик.

Контрольное списывание

1

Изучение нового материала.

Списывание

Текущий контроль.

Списывание



68

Однокоренные слова

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, упражнение



69

Правописание гласных и согласных в корне слова

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий контроль, упражнение



70

Правописание гласных и согласных в корне слова

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Опрос, проверочная работа



71

Различие формы слова и однокоренных слов

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



72

Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов

1

Урок закрепления

Опрос, словарный диктант



73

Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов

1


Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий контроль, опрос



74

Контрольная работа

1

Урок контроля

Контрольная работа



75

Работа над ошибками

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, опрос



Раздел 4 Слово как часть речи (15 ч)

76

Уточнение представления о разных подходах к анализу слова

1

Вводный урок

- Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.


- Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического.


Познавательные умения:

— раскрывать значение выражений «значимые части речи», «служебные части речи» и использовать их в активном словаре;

- дифференцировать слова одной части речи и однокоренные слова; знать, что в тексте-описании используется больше имен прилагательных, а в тексте-повествовании — глаголов.

Регулятивные умения:

— планировать и выполнять учебное задание в соответствии с

целью;

— соотносить учебное действие с известным правилом;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога и приходить к совместному решению.


Текущий контроль, опрос



77

Общие и частные грамматические значения

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, упражнение



78

Грамматическое значение частей речи

1

Изучение нового материала

Текущий контроль, опрос



79

Распределение слов на группы по частям речи

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, письмо по памяти



80

Проверочная работа по теме «Части речи»

1

Урок контроля

Тест



81

Имя существительное. Общее значение предметности имен существительных

1

Изучение нового материала

-Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж.


-Применять алгоритм определения падежа имени существительного.


-Определять падеж у несклоняемых имён существительных.


-Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи.


-Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.


-Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных.


-Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.


- Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число.












































Познавательные умения:

— раскрывать значение выражений «значимые части речи», «служебные части речи» и использовать их в активном словаре;

— раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний род» и использовать их в активном словаре;

— различать значимые и служебные части речи и обосновывать своё мнение;

— различать род имён существительных и обосновывать своё мнение;

— определять значение «Ь» в именах существительных женского рода с шипящим звуком на конце и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении ответа на письмо от имени Вани.

Регулятивные умения:

— планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебное действие с известным правилом;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

— оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога и приходить к совместному решению;

— адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы;

— адекватно использовать речь для представления результата.


















































Текущий контроль, упражнение



82

Падежи имен существительных

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, упражнение



83

Алгоритм определения падежа имени существительного

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, упражнение



84

Алгоритм определения падежа имени существительного

1

Урок закрепления

Опрос, тест



85

Определение падежа у несклоняемых имен существительных

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



86

Склонение имен существительных в единственном числе

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, опрос, упражнение



87

Три склонения имен существительных

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



88

Три склонения имен существительных

1

Урок повторения

Опрос, тест



89

Р.р. Сочинение о зимних каникулах
(с. 26)

1

Сочинение

Сочинение



90

Изменение по падежам имен существительных 1-го склонения

1

Урок изучения нового материала

Опрос, текущий контроль



91

Изменение по падежам имен существительных 1-го склонения

1

Урок закрепления

Текущий контроль, тест



92

Окончаний имен существительных 2-го склонения в разных падежах

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



93

Способы проверки правописания окончаний имен существительных 2-го склонения

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



94

Способы проверки правописания окончаний имен существительных 2-го склонения

1

Урок закрепления

Опрос, упражнение, словарный диктант



95

Окончаний имен существительных 3-го склонения в разных падежах

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



96

Определение падежа имен существительных 3-го склонения

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



97

Сравнение падежных окончаний имен существительных разных склонений

1

Урок закрепления

Опрос, упражнение, тест.



98

Р.р. Сочинение сказки по аналогии («Маленький огонек», с. 28)

1

Сочинение

Сочинение



99

Падежные окончания имен существительных

1

Урок закрепления

Опрос, упражнение, тест.



100

Три склонения имен существительных.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий контроль, проверка домашнего задания



101

Диктант

1

Урок контроля

Диктант



102

Работа над ошибками.

Падежные окончания имен существительных во множественном числе

1

Урок повторения.


Урок изучения нового материала

Работа над ошибками.

Текущий контроль, опрос, упражнение



103

Образование формы именительного падежа множественного числа

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



104

Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



105

Р.р. Изложение текста-рассуждения (с. 34)

1

Изложение

Изложение



106

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Текущий контроль, упражнение



107

Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»

1

Урок контроля

Тест



108

Работа над ошибками.

Склонение имен существительных

1

Урок повторения.


Текущий контроль, упражнение



109

Имя прилагательное. Роли имен прилагательных в речи

1

Урок повторения

• Рассказывать:

- алгоритм разбора прилагательного как части речи;

- правило написания окончания прилагательного;

- алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного;

• склонять прилагательное с существительным;

• определять ошибки в морфологическом разборе прилагательного, вносить исправления и выделять графически окончание;

• писать:

- прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;

- текст поздравительного выступления, используя имена прилагательные.


Познавательные умения:

- определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;

- различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при составлении текста поздравительного выступления.

Регулятивные умения:

- планировать свои действия в соответствии с целью;

- выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, и оценивать его.

Коммуникативные умения:

- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

- осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе;

- согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речь для представления результата.

Опрос, упражнение



110

Правописание безударных окончаний имен прилагательных

1

Урок изучения

нового материала

Текущий

контроль, упражнение



111

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных единственного числа

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, упражнение



112

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, упражнение



113

Разбор имени прилагательного как части речи

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



114

Использование имен прилагательных в тестах разных типов

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, опрос



115

Р.р. Сочинение-рассуждение («Мой любимый герой»,
с. 36)

1

Сочинение

Сочинение



116

Склонение имен прилагательных

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



117

Склонение имен прилагательных

1

Урок закрепления

Опрос, тест



118

Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи

1

Урок повторения

Предметные умения:

— определять и указывать в тексте местоимения;

— писать местоимения, выбирая их из ряда слов и текста;

— писать существительные по группам, соответствующим местоимениям он, она, оно, они;

— писать существительные, которые можно заменить местоимением;

— писать текст, вставляя пропущенные орфограммы;

— редактировать и писать текст, заменяя повторяющиеся слова подходящими местоимениями.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре;

— определять роль местоимения

в речи и обосновывать своё мнение.


Регулятивные умения:

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Сочинение



119

Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



120

Склонение личных местоимений

1

Урок изучения нового материала

Опрос, упражнение, словарный диктант.



121

Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица

1

Урок закрепления

Опрос, упражнение.



122

Склонение местоимений


1



Урок обобщения и систематизации

Текущий контроль, упражнение



123

Контрольный диктант

1

Урок контроля

Диктант



124

Работа над ошибками.

Глагол

1

Урок повторения.

• Определять:

— морфологические признаки глагола;

— глагол неопределённой формы;

— член предложения, выраженный глаголом.

• Писать:

— глаголы неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени;

— глаголы с частицей не.

• Составлять и писать окончание сказки.























































Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;

— определять морфологические признаки глагола неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени и обосновывать своё мнение;

— определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение;

— определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при написании окончания сказки.

Регулятивные умения:

— планировать свои действия в соответствии с целью; — выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины;

— слышать и учитывать мнение партнёра при взаимопроверке учебного задания в рамках учебного диалога;

— согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речь для представления результата.



















Текущий контроль, упражнение



125

Изменение глаголов по временам

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



126

Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам

1




Урок изучения нового материала

Опрос, упражнение.



127

Спряжение глаголов

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



128

Образование формы будущего времени глагола


Урок изучения нового материала

Опрос, упражнение.



129

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



130

Личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



131

Личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Текущий контроль, тест



132

Р.р. Изложение научного текста («Липа», с. 38)

1

Изложение

Изложение



133

Правописание безударного окончания глаголов

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



134

Правописание глаголов 3-го лица множественного числа

1

Урок изучения нового материала

Опрос, упражнение.



135

Личные окончания глаголов будущего времени

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



136

Неопределенная форма глаголов

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



137

Правописание глаголов на –тся, –ться.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль, упражнение



138

Глаголы-исключения

1

Комбинированный урок

Опрос, упражнение, тест.



139

Правописание окончаний в глаголах-исключениях первого и второго спряжения

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, упражнение



140

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

Урок закрепления

Текущий контроль, упражнение



141

Р.р. Составление научного текста («Клюква», с. 40)

1

Сочинение

Сочинение



142

Глагол (обобщение)

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий контроль, опрос



143

Глагол (обобщение)

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Опрос, тест.



144

Контрольная работа

1

Урок контроля

Контрольная работа



145

Работа над ошибками

1

Урок повторения

Текущий контроль,

упражнение



146

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как о части речи

1

Урок изучения нового материала

Определять:

— морфологические признаки имени числительного;

— член предложения, выраженный именем числительным.

• Писать:

— порядковые и количественные числительные;

— простые, сложные и составные числительные.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;

— определять морфологические признаки имени числительного и обосновывать своё мнение;

— определять роль числительного в предложении и обосновывать своё мнение;

— определять случаи написания порядковых и количественных числительных и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при написании текстов.

Регулятивные умения:

— планировать свои действия в соответствии с целью; — выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины;

— слышать и учитывать мнение партнёра при взаимопроверке

Текущий

контроль, упражнение



147

Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функциям

1

Урок изучения нового материала

Текущий

контроль, упражнение



148

Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные

1

Комбинированный урок

Текущий

контроль, упражнение



149

Употребление числительных в речи

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий контроль, упражнение



150

Наречие. Вопросы к наречиям.

1

Урок изучения нового материала

Определять:

— морфологические признаки наречия;

— член предложения, выраженный наречием.

• Писать:

— наречия.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;

— определять роль наречия в предложении и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— планировать свои действия в соответствии с целью; — выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные умения:

— в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины.

Текущий

контроль, опрос, упражнение



151

Неизменяемость наречий

1

Урок изучения нового материала

Текущий контроль, словарный диктант



152

Роль наречий в речи

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Текущий контроль, упражнение



153

Классификация слов в русском языке

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Текущий контроль, опрос, тест



154

Р.р. Самостоятельное сочинение («Самый радостный день в моей жизни», с. 53)

1

Сочинение

Сочинение



155

Служебные части речи

1

Урок изучения нового материала


• Писать:

— служебные части речи;

— определять служебные части речи в тексте и на слух.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;

— определять роль служебных частей речи в предложении и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные умения:

— в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины.

Текущий контроль, опрос, упражнение



156

Общее представление, значение и роль служебных частей речи в предложении


1

Урок изучения нового материала

Опрос, упражнение



157

Части речи (обобщение)

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Изложение



Повторение

158

Состав слова

1

Урок систематизации и

обобщения знаний



Текущий контроль, упражнения.



159

Алгоритмы проверки правописания окончаний слов разных частей речи

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Текущий контроль, словарный диктант.



160

Контрольный диктант

1

Урок контроля

Контрольный диктант



161

Работа над ошибками

1

Урок систематизации и

обобщения знаний

Работа над ошибками



162-170

Резерв учебного времени на повторение изученного

9

Уроки повторения

Текущий контроль, упражнения.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК Перспектива)

Автор: Кириченко Татьяна Сергеевна

Дата: 26.09.2014

Номер свидетельства: 114998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по русскому языку (4 класс) УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-pierspiektiva-2"
    ["file_id"] => string(6) "135434"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416922482"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа по русскому языку 5 класс 210 часов к учебнику Т.А.Ладыженской "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-5-klass-210-chasov-k-uchiebniku-t-a-ladyzhienskoi"
    ["file_id"] => string(6) "130159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415825598"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "КТП русский язык,4 класс Перспектива "
    ["seo_title"] => string(39) "ktp-russkii-iazyk-4-klass-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "167595"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423120350"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа по русскому языку  для 5 класса (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-fgos-1"
    ["file_id"] => string(6) "190353"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427136526"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_programma_po_russkomu_iazyku_4_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "594486"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1639405140"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства