Рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе М.М. Разумовской
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе М.М. Разумовской
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень образования основное общее образование, 6 класс
Количество часов 204 часа
Учитель Гриценко Наталья Игоревна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку М.: «Просвещение», 2011 год;
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, к учебнику М.М. Разумовской и др.(М: Дрофа, 2014.)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе М.М. Разумовской »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа №11 станицы Нижнебаканской
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол №1
от 29.08.2014 года
Председатель педсовета
________Кан Л.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень образования основное общее образование , 6 класс
Количество часов 204 часа
Учитель Гриценко Наталья Игоревна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку М.: «Просвещение», 2011 год;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 6 классасоставлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, к учебнику М.М. Разумовской и др.(М: Дрофа, 2014.)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая(языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно- деятельностный подход , предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности русского (родного) языка , нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус является: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия ( формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников ; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности , планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию и др.) . Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, учебный план МАОУ СОШ №11 предусматривает обязательное изучение русского языка в VI классе – 204 часа, 6 часов в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само-
оценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О ЯЗЫКЕ – 1ч.
Слово как основная единица языка.
Речь.-35 ч.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).
Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.
С т и л и р е ч и: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.
Т и п ы р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
Речь. Язык. Правописание. Культура речи (на основе изученного в 5 классе)
Правописание- 16ч
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.
Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ. -59ч.
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности.
Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н-нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы-и в
корне после приставок.
Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба.
Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов.
Наблюдение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.
МОРФОЛОГИЯ -93ч.
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ. – 50ч.
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ.
Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепри
частными оборотами.
Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ-13ч.
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные; их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ-22ч
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.
Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№п/п
Содержание (разделы, темы)
Колич. часов
Характеристика основных видов деятельности учащихся
О языке.
1ч.
1.
Слово — основная единица языка
Кубан.Особенности произношения кубанской речи.
1
Осознавать, что слово является основной единицей языка. Приводить соответствующие примеры
Речь. Язык. Правописание. Культура речи. (повторение изученного в 5 классе).
16ч
Речь.
2ч.
2
Речь устная и письменная. Стили речи. (повторение).
1
Распознавать стили речи на основе анализа речевой ситуации. Находить в текстах художественного и разговорного стилей характерные языковые средства.
Интонационно выразительно читать
тексты художественного и разговорного стилей
3
Типы речи (повторение).
Кубан..Диалекты в разговорной речи кубанцев.
1
Распознавать типы речи и обосновывать свой ответ. Строить устный монологический ответ в форме рассуждения
Правописание.
16 ч
4
Орфография.
Кубан. Произношение гласных А и О в кубанских говорах.
1
Знать, что изучает орфография; владеть основными терминами. Знать этимологию слов с частями орфо, граф(о), грамм(а). Определять наличие орфограмм в конкретной морфеме.
5
Пунктуация.
1
Знать (на основе изученного в 5 классе), когда ставятся запятая, тире, двоеточие; приводить примеры на все основные случаи постановки этих знаков препинания и безошибочно пунктуационно оформлять соответствующие синтаксические конструкции
6
Орфография и пунктуация.
1
Определять наличие орфограмм в конкретной морфеме. Приводить примеры на все основные случаи постановки знаков препинания и безошибочно пунктуационно оформлять соответствующие синтаксические конструкции
7
Употребление прописных букв.
1
Знать основные случаи употребления
прописных букв; уметь объяснять и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. Иметь навыки постановки кавычек в наименованиях книг, газет, журналов, названий пароходов, спектаклей и т. п.
8
Буквы ь и ъ.
1
Знать и безошибочно употреблять ь как разделительный, как показатель грамматической формы (3_е скл., глаг., част.,нареч.); для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный. Формировать способность определять, когда
ставится разделительный знак, и дифференцировать условия употребления ь и ъ как разделительных.
9
Виды орфограмм корня.
Кубан.Омофоны в кубанской речи.
1
Знать, что в корне могут быть разные
орфограммы (их употребление регулируется разными правилами). Уметь различать орфограммы, опознавать их в тексте, приводить свои примеры, перечислять возможные орфограммы корня,
знать способ определения написания для каждого вида орфограммы.
10
Орфограммы корня.
1
Знать, что в корне могут быть разные
орфограммы (их употребление регулируется разными правилами). Уметь различать орфограммы, опознавать их в тексте, приводить свои примеры, перечислять возможные орфограммы корня,
знать способ определения написания для каждого вида орфограммы.
11
Правописание букв и и ыпосле ц, о-ё после шипящих.
1
Уметь различать орфограммы, опознавать их в словах, приводить свои примеры, знать способ определения написания для каждого вида орфограммы
12
Правописание окончаний..
1
Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. Знать способ определения написания и свободно им пользоваться
13
Правописание окончаний существительных , прилагательных и глаголов.
1
Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. Знать способ определения написания и свободно им пользоваться
14
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
1
Знать способ определения слитного и раздельного написания не с глаголами и свободно им пользоваться
15
Слитное и раздельное написание не с существительными.
1
Знать способ определения слитного и раздельного написания не с существительными и свободно им пользоваться
16
Слитное и раздельное написание не с прилагательными.
1
Знать способ определения слитного и раздельного написания не с прилагательными и свободно им пользоваться
17
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
1
Осознавать противопоставление «глаголы — существительные и прилагательные»
18
Контрольная работа № 1 по теме «Повторение изученного в 5 классе» (диктант с грамматическим заданием)
1
Выявить пробелы в знаниях и навыках.
19
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Выявить пробелы в знаниях и навыках.
Речь.
3ч.
20
Текст (повторение).
1
Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий:
а) тему; б) основную мысль текста. Составлять план текста. Собирать и систематизировать материал к сочинению
21
Подготовка к написанию сочинения по летним впечатлениям.
1
Отталкиваясь от предложенной учителем основной мысли («Я часто бываю в лесу (на реке, в поле...), мне там никогда не бывает скучно»), уточнить тему, подобрать заголовок и написать сочинение по летним впечатлениям:
а) последовательно раскрывая в нём основную мысль; б) соблюдая абзацное членение текста; в) используя необходимые типы речи; г) используя языковые средства (оценочные и изобразительные)
22
Контрольная работа № 2. Сочинение по летним впечатлениям.
1
Части речи, их грамматические
признаки, словообразование,
правописание и употребление в речи
59ч.
23
Части речи.
1
Знать названия частей речи и членов
предложения. Обобщить знания о значении и морфологических признаках имени существительного, имени прилагательного и глагола. Иметь представление
о том, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных, как отличить местоимение от других самостоятельных частей речи. Понимать разницу в значении терминов «часть речи», «член предложения», знать и применять графическое обозначение членов предложения. Совершенствовать умение опознавать в речи существительные, прилагательные, глаголы и определять синтаксическую роль слов этих частей речи
24
Члены предложения.
1
25
Части речи и члены предложения.
1
Имя существительное.
15ч.
26
Морфологические признаки имени существительного.
1
Опознавать существительное как часть речи и член предложения. Правильно употреблять частотные имена существительные
27
Словообразование имён существительных
1
На основе обобщения сведений об изученных способах образования слов (суффиксальном, приставочном, сложении) разграничивать способы образования имён существительных. Понимать, какие смысловые и структурные изменения происходят при присоединении к исходной части слова словообразующего аффикса.
Иметь представление о приставочно- суффиксальном способе образования имён существительных.
Определять приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных наиболее типичных моделей.
28
Сложение и его разновидности.
1
Углубить знания о способе сложения
слов, иметь представление о его
разновидностях (сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса). Иметь представление о сложносокращённых словах; учиться определять их значение и употреблять в речи.
29
Морфемные (словообразовательные) модели слов.
1
Углубить представление о словообразовательной модели как структурно-семантической схеме построения слов, имеющих общность грамматических, лексических, словообразовательных признаков.
Развивать умение определять по словообразовательной модели важные грамматические, лексические, словообразовательные, стилистические признаки слов, соответствующие этой модели.
30
Основные способы образования имен существительных.(повторение)
1
Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на
семантический и словообразовательный
анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки.
31
Правописание сложных имён существительных.
1
Сформировать представление и соответ_
ствующий навык слитного написания
слов (лесоруб, биосфера), дефисного (юго-запад, диван-кровать, Ростов-на-Дону), слов с начальной частью пол- (полшестого). Пользоваться орфографическим словарём.
32
Слитное и дефисное написание сложных имён существительных.
1
33.
Употребление имён существительных
в речи.КубанУпотребление имен существительных в кубанских говорах.
1
Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов).
Наблюдать за использованием имён существительных в создании фразеологизмов, а также метафор, сравнений в художественных текстах. Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём многозначных имён существительных, слов в переносном значении, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов _
34.
Роль имён существительных в речи.
Кубан. Сравнительные обороты в речи кубанцев.
1
35.
Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах.
1
36.
Имена существительные в роли поэтического обращения.
Орфоэпические нормы в области имён существительных и их применение
1
40
Контрольная работа № 3 по грамматике
(имя существительное) (на основе упр. 108)
1
Проверить умения: 1) вычленять из текста (предложений) словосочетания;
2) определять части речи;
3) проводить морфологический разбор взятых из контекста имён существительных;
4) обнаруживать грамматические основы, определять члены предложения
Речь. Стили речи.
7ч.
41
Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля
1
Разграничивать научный и деловой сти_
ли речи, учитывая характер информации
(познавательный или практический),
а также отличать общее в них (речь ин_
формативная, неэмоциональная, книж_
ная). Определять стиль речи (на основе
анализа речевой ситуации). Осознанно читать тексты учебника; находить в них определение понятий и их классификацию.
Анализировать структуру научных определений. «Читать» схемы, представляющие квалификацию понятий. Воспроизводить научные определения, пользуясь
синонимическими средствами выражения их компонентов. Замечать в ответах товарищей недочёты в оформлении научных определений, в «чтении» схем.
42.
Научное рассуждение.
1
Готовя домашнее задание или отвечая на
уроке на вопросы учителя, использовать
две разновидности рассуждения-доказательства (так как и поэтому)
43
Контрольная работа № 4. Изложение учебно-научного текста «Связанные корни»
1
Излагать близко к тексту научное рассуждение.
44
Определение научного понятия.
1
Строить определения научных понятий
45.
Рассуждение-объяснение.
1
Анализировать и пересказывать научные
тексты типа рассуждения-объяснения.
46
Характеристика делового стиля.
1
Определять деловой стиль на основе речевой ситуации, «вычитанной» из текста. Создавать небольшие тексты
делового стиля: объявления, отчёты, инструкции
47
Официально-деловой стиль речи.
1
Анализировать тексты делового стиля,
находить в них характерные языковые
средства. Создавать небольшие тексты
делового стиля: объявления, отчёты, инструкции.
Имя прилагательное.
17ч.
48
Морфологические признаки имени прилагательного.
1
Распознавать имя прилагательное как
часть речи и член предложения.
49
Словообразование имён прилагательных.
1
Повторить все известные способы морфологического образования слов на примере анализа имён прилагательных. Тренироваться в опознавании разных способов образования имён прилагательных.
50
Суффиксальный способ образования качественных и относительных прилагательных.
1
Тренироваться в определении словообразовательного значения словообразующих суффиксов.
51
Имена прилагательные-паронимы.
1
Учиться правильно употреблять в речи
паронимы (без введения термина), учитывая их смысловые различия (соседний -соседский, дождливый-дождевой и т. д.). Совершенствовать умение работать с толковым словарём при определении лексического значения слов-паронимов.
52
Словообразовательные цепочки.
1
Строить словообразовательную цепочку и доказывать тем самым морфемное строение слова.
53
Правописание сложных прилагательных.
1
Знать случаи употребления дефиса (уметь
перечислить, привести примеры; слова
типа машиностроительный и машинно_
тракторный даются в сопоставлении)
54
Слитное и дефисное написание сложных
имён прилагательных.
1
55
Контрольная работа №5 по грамматике
(имя существительное, имя прилагательное) (на основе упр.231)
1
Выделять в предложении словосочетания с прилагательными; определять часть речи; проводить морфологический разбор
прилагательных; вычленять основу
предложения; определять члены предложения, выраженные именами существительными и именами прилагательными
56
Правописание ни ннв прилагательных, образованных от существительных
1
Иметь представление о тех группах слов, в которых есть суффиксы -ан- (-ян-), -онн- (-енн-), -ин-,-н-. Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Использовать орфографический словарь
57
Орфографические правила и исключения написания ни ннв прилагательных.
1
58
Правописание –н- и -нн- в именах прилагательных.
1
59
Буквы н и нн в именах прилагательных.
1
60
Употребление имён прилагательных в речи.Кубан.Употребление прилагательных в кубанских говорах.
1
Иметь представление о роли имён прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Наблюдать за использованием имён прилагательных
в создании эпитетов. Тренироваться
в подборе синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Иметь представление о переходе некоторых имён прилагательных в разряд существительных (столовая, кладовая). Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов. Использовать соответствующие
словари.
61
Роль прилагательных в текстах-описаниях.
1
62
Переносное значение прилагательных в художественном тексте.
1
63
Произношение имён прилагательных.
1
Учиться правильно произносить употребительные в речи прилагательные, особенно
в краткой форме, усвоив конкретное правило. Отрабатывать правильное произношение прилагательных в форме сравнительной степени.
64
Нормы произношения имён прилагательных.
1
Правильно произносить употребительные в речи прилагательные. Выразительно читать тексты, соблюдая нормы произношения. Использовать орфоэпический словарь
Речь.
5ч.
65
Способы связи предложений в тексте
1
Находить «данное» и «новое» в предложениях текста. Определять способ связи предложений во фрагментах текста.
66
Средства связи предложений в тексте.
1
Находить в текстах научного, делового
стилей группы предложений, связанных
последовательной связью с повтором, в
текстах художественного стиля - с повтором и местоимением. Составлять небольшие тексты с последовательной
связью
67
Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором.
1
Замечать в исходном тексте и сохранять
в изложении характерные для художественного стиля языковые и речевые средства, в частности параллельную связь с повтором
68
Способы предупреждения повтора-недочёта.
1
Составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором. Редактировать тексты с повтором-недочётом (анализ изложения
69
Контрольная работа № 6. Изложение текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве».(по упр.287)
Кубан. Особые формы прошедшего времени в кубанских говорах
1
Обобщить, систематизировать знания
о глаголе как части речи, тренироваться
в распознавании слов этой части речи
в предложении и тексте, в правильном
и уместном употреблении некоторых
частотных глагольных словоформ
71
Роль глагола в предложении.
1
72
Словообразование глаголов.
1
Знать основные морфологические способы образования существительных, прилагательных и глаголов..
73
Словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом.
1
Тренироваться в умении определять словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом
74
Морфемный разбор, словообразовательный анализ глагола.
1
Совершенствовать умение морфемного
разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова.
75
Правописание приставки пре-.
1
Понимать, что употребление приставок
пре- или при- зависит от того значения,
которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания). Учиться правильно писать слова с затемнённой этимологией и слова иноязычного происхождения. Использовать орфографический словарь
76
Правописание приставки при-.
1
77
Правописание слов с неясной этимологией и заимствованных слов.
1
78
Правописание приставок пре- и при-.
1
79
Буквы ы — и в корне после приставок
1
Опознавать группу этих слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких- вместо и пишется буква ы. Использовать орфографический словарь
80
Контрольная работа № 7 по словообразованию.(задания с выбором ответа)
1
Проверить знание основных способов образования существительных, прилагательных и глаголов; владение морфемно-словообразовательным анализом; способность соотносить словообразовательные модели с конкретными словами.
81
Употребление глаголов в речи.Кубан.Употребление глаголов в кубанских говорах.
1
Иметь представление о роли глагола для
достижения точности, информативности
и выразительности речи.
82
Глаголы-синонимы в речи. Глагол в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.
1
Наблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значениях в разговорной и художественной речи. Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в
переносном значении; точно и уместно
употреблять эти фразеологизмы в речи.
Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов)
83
Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.
1
Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы..
Овладевать навыками анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём глаголов в разных формах.
84
Произношение глаголов. Ударение в глаголах.
1
Уметь произносить употребительные глагольные словоформы. Использовать орфоэпический словарь.
85
Нормы произношения глаголов.
1
86
Контрольная работа № 8
по орфоэпии .(задания с выбором ответа)
1
Проверяются основные умения в области орфоэпии (существительные, прилагательные, глаголы)
87
«Проверьте свою подготовку по орфографии»
1
Обобщить и систематизировать знания
по данному разделу, проверить уровень
соответствующих умений и навыков
88
Правописание имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
1
89
Обобщение и систематизация изученного по орфоргафии.
1
90
Контрольная работа № 9 по теме «Орфография и пунктуация» (диктант с грамматическим заданием)
1
Проверить усвоение правописания приставок (особенно пре- и при-), а также ранее изученный материал по орфографии и пунктуации
91
Анализ диктанта. Работа над ошибками.
1
92
Контрольная работа № 10 по лексике.
(задания с кратким ответом)
1
Проверить знания и умения по лексике
и фразеологии; знание наизусть небольших отрывков из поэтических произведений; умение проводить орфоэпический анализ имён существительных и прилагательных
93
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Морфология
93ч
Причастие
27ч
94
Причастие как особая форма глагола.
1
Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны причастию. Определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс -ся (-сь).
Иметь представление о семантических
различиях прилагательного и причастия
(чёрный- чернеющий, черневший, старый- стареющий). Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Тренироваться в
синонимической замене причастия придаточным (который + глагол): поспевающий крыжовник - крыжовник, который поспевает; понимать, какое слово этого оборота передаёт признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передаёт признаки прилагательного, свойственные причастию. Правильно согласовывать причастие в словосочетаниях типа «прич. + сущ.»; употреблять на
письме соответствующее окончание причастия.
95
Причастие и его грамматические признаки.
1
96
Суффиксы причастий.
1
97
Отличие причастия от прилагательного.
1
98
Определяемое слово. Окончания причастий.
1
99
Причастный оборот.
1
Знать языковые признаки причастного
оборота. Различать определяемое слово и зависимые от причастия слова. Выделять в предложении словосочетания типа «прич. +сущ »,
« прич.+ сущ.» и «прич.+ нареч.». Правильно употреблять знаки
препинания в предложениях с причастным оборотом.
100
Знаки препинания в предложениях
с причастным оборотом.
1
101
Постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
1
102
Действительные и страдательные причастия.
1
Понимать смысловые, структурные и
грамматические различия действительных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Объяснять, от основы
какого глагола образовано причастие и
с помощью какого суффикса. Объяснять
правописание суффиксов причастий. По
суффиксу определять морфологические
признаки причастия и особенности его образования (спряжение глагола, возвратность и другие признаки). Совершенствовать умение безошибочно определять глагол, от которого образовано причастие
103
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
1
104
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
1
105
Правописание суффиксов причастий
1
106
Определение морфологических
признаков причастия и особенности его образования по суффиксу.
1
107
Определение глагола, от которого образовано причастие.
1
108
Полные и краткие причастия.
1
Понимать сходство и различие полных и кратких причастий. Знать, какую синтаксическую функцию выполняют краткие и полные причастия в предложении.
Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий. Используя орфоэпический словарь, определять правильное произношение полных и кратких причастий
109
Сходство и различие полных и кратких причастий.
1
110
Синтаксическая роль полных и кратких
причастий.
1
111
Произношение полных и кратких причастий
1
112
Морфологический разбор причастий
1
Рассказывать о причастии по предложен
ному плану, определяя особенности образования причастия, постоянные и непостоянные морфологические признаки, его синтаксическую роль. Учиться корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное причастным оборотом.»
113
Контрольная работа № 11 по по теме «Причастие» (на основе упр . 462 или 463)
1
Проверить усвоение темы «Причастие»
114
Буквы н и нн в причастиях
1
Распознавать причастия, знать суффик_
сы причастий (_енн_, _нн_), различать
полную и краткую формы причастий
115
Правописание суффиксов -енн и –нн в страдательных причастиях.
1
116
Буквы н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
1
117
Правописание –н и -нн в суффиксах причастий.
1
118
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
1
Сформировать навык определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий, поскольку основа правила грамматическая
119
Правописание не с причастиями.
1
120
Не с причастиями.Тренировочные упражнния.
1
Речь. Типы речи. Повествование
8ч.
121
Повествование художественного и разговорного стилей
1
Находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты; анализировать способы выражения действия. Создавать и совершенствовать повествовательные тексты. Пересказывать (устно) повествовательные тексты разговорного или художественного стиля, сохраняя изобразительные и оценочные средства. Создавать устные и письменные тексты
122
Различные способы выражения действия в повествовании.
1
123
Рассказ как один из жанров художественного повествования.
1
Проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа (определять тему, основную мысль, находить в тексте композиционные части: вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение)
124
Подготовка к контрольной работе. Изложение
текста по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу»
1
Уметь составлять план текста, отражая
в нём композицию рассказа. Писать по
плану изложение, сохраняя в нём характерные для художественного текста языковые средства.
125
Контрольная работа № 12. Изложение текста по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу»
1
126
Повествование делового и научного стилей
1
Анализировать глагольные формы. Пересказывать (устно или письменно) повествовательный текст типа деловой инструкции с заменой формы глагола. Трансформировать художественное повествование в деловое. Создавать инструктивные тексты делового и научного стилей
127
Создание текстов делового и научного стилей
1
128
Контрольная работа № 13. Сочинение в
жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под названием «Однажды...» или
«Наши проделки».
1
Самостоятельно уточнять тему и основную мысль, строить текст, соблюдая композицию рассказа
Деепричастие
23ч.
129
Что такое деепричастие.
1
Знать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы. Различать причастия и деепричастия. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию. Определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный
суффикс -ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам
130
Глагольные и наречные признаки деепричастия.
1
131
Деепричастный оборот.
1
Знать языковые признаки деепричастного оборота. Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Различать деепричастный и причастный обороты.
Учиться корректно квалифицировать
деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом»
132
Знаки препинания в предложениях
с деепричастным оборотом.
1
133
Различение деепричастного и причастного оборотов.
1
134
Правописание не с деепричастиями.
1
Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями
135
Не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.
1
136
Образование деепричастий.
1
Понимать смысловые, структурные и
грамматические различия деепричастий
совершенного и несовершенного вида.
Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. Рассказывать о деепричастии по предложенному
плану, определяя особенности образования деепричастия, его постоянные признаки, синтаксическую роль. Понимать сходство и различия в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других
частей речи (играя — молодая, устав (от
устать) — военный устав)
137
Деепричастия несовершенного и совершенного вида
1
138
Сходство и различие в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий.
1
139
Отличие деепричастия от других частей речи
1
140
Контрольная работа № 14. Диктант по теме «Правописание причастий и деепричастий. Обособление причастных и деепричастных
оборотов».
1
Проверить усвоение правописания не
с разными частями речи, употребление
н и нн в прилагательных и причастиях.
141
Употребление причастий и деепричастий в речи.
Кубан.Употребление причастий в кубанских говорах
1
Иметь представление о роли причастий
в текстах разных стилей. Понимать, что
способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Наблюдать за использованием причастий в художественных текстах.
Иметь представление о переходе некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и об использовании этих слов в составе фразеологических оборотов. Учиться правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий — висячий, горящий — горячий. Понимать, что способность деепричастия «дорисовывать движение» является выразительным средством в художественном тексте. Тренироваться в точном и уместном употреблении фразеологизмов, имеющих в своём составе деепричастия. Совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём причастий и деепричастий
142
Смысловые различия однокоренных причастий и отглагольных прилагательных.
1
143
Деепричастия во фразеологизмах.
1
144
Особенности употребления причастий и деепричастий в текстах . Анализ текстов.
1
145
Правильное ударение в полных и кратких причастиях
1
Отрабатывать правильное ударение в
полных и кратких причастиях страдательного залога прошедшего времени. Совершенствовать умения выразительно читать художественные тексты с соблюдением норм орфоэпии. Использовать орфоэпический словарь
146
Произношение глаголов, причастий,
деепричастий.
.
1
147
Контрольная работа № 15 по орфоэпиипо теме «Произношение глаголов, причастий и деепричастий» (задания с кратким ответом)
1
Проверить навыки правильного произношения глаголов, причастий и деепричастий
148
«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»
1
Обобщающе-закрепительные занятия,
тренировочно-контрольные работы, позволяющие видеть, как усвоены правила употребления не с изученными частями речи.
149
Правописание причастий и деепричастий
(закрепление)
1
150
Контрольная работа № 16 по морфологии.
по теме «Причастие и деепричастие» (задания с выбором ответа)
1
Проверяется усвоение темы «Причастие
и деепричастие»
151
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Речь. Типы речи. Описание.
4ч.
152
Описание места.
1
Анализировать и характеризовать фрагменты текста типа «описание места». Строить фрагменты текста типа «описание места» с использованием последовательной и параллельной связи. Редактировать текст с повтором-недочётом. Тренироваться в усилении изобразительности речи (заменять глаголы, вставлять определения-причастия и прилагательные). Создавать фрагменты текста со значением описания места
153
Особенности строения описания места.
1
154
Соединение в тексте описания предмета
и описания места. Подготовка к написанию сочинения по картине.
1
Анализировать и создавать тексты с описанием места и предмета. Анализировать свои ошибки, совершенствовать тексты.
155
Контрольная работа №17 .Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкина (или Лермонтова)» ( по упр. 732, 733)
1
Имя числительное
13ч.
156
Что обозначает имя числительное.
1
Иметь представление о понятии числа и
научиться отличать имена числительные
от других слов, связанных с понятием
числа (например, пятак). Знать: а) что
обозначают количественные числитель-
ные, на какие разряды делятся; б) что
обозначают порядковые числительные.
Учиться правильно (с точки зрения культуры речи) строить словосочетания типа пара носков, двое чулок и т. д. Совершенствовать при этом умение пользоваться орфоэпическим словарём
157
Простые, сложные и составные числительные, их правописание
1
Различать и правильно писать сложные и составные числительные. Совершенствовать умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное (например, двухкилограммовый)
158
Правописание сложных и составных числительных.
1
159
Особенности склонения составных количественных и порядковых числительных
1
160
Количественные числительные их разряды.
Склонение целых числительных.
1
Правильно склонять количественные
числительные (в сочетании с существи-
тельными, которые к ним относятся). Совершенствовать умение правильно образовывать и писать сложные слова, в состав которых входит имя числительное. Читать правильно (с точки зрения грамматических норм) тексты с именами числительными. Пользоваться орфоэпическим словарём
161
Дробные числительные, их склонение.
1
162
Особенности склонения собирательных числительных
1
163
Изменение порядковых числительных.
1
Правильно склонять порядковые числительные в сочетании с существительными, которые к ним относятся, в частности для обозначения дат.
164
Склонение порядковых числительных в
сочетании с существительными
1
165
Употребление числительных в речи.
1
Правильно и уместно употреблять числительные в устной и письменной речи. Пользоваться словарями правильности русской речи
166
Правильное и уместное употребление
числительных в речи.
1
167
Произношение числительных
Кубан.Орфоэпические нормы употребления числительных в кубанских говорах
1
168
Контрольная работа № 18 по морфологии и орфоэпии по теме «Числительное» (задания с кратким ответом)
1
Проверяется умение устно и письменно
употреблять числительные в речи
Речь. Типы речи. Описание.(продолжение)
2ч.
169
Описание состояния окружающей среды
1
Анализировать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста; создание этюдов, лирических зарисовок
170
Контрольная работа № 19. Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег» (по упр.737)
1
Подбирать языковые средства, нужные
для художественного описания состояния природы; систематизировать рабочие материалы и использовать их в своём сочинении
Местоимение
22ч.
171
Какие слова называются местоимениями
1
Усвоить понятие местоименных слов, таких, которые: а) обозначают лицо (1, 2,3-е) или б) указывают на предмет, признак, число (указательно-заместительная функция), не называя их конкретно. Понимать, что местоимения как заместительные слова служат самым распространённым средством связи предложений в тексте.
172
Местоимение как часть речи.
1
173
Разряды местоимений по значению.
1
Пользуясь таблицей, соотносить местоимения со своей группой, уметь подбирать аналогичные примеры
174
Восемь разрядов местоимений по значению.
1
175
Личные местоимения.
1
Усвоить морфологические особенности
личных местоимений (их склонение, от-
сутствие форм числа и рода у местоимений я, ты, мы, вы). Употреблять их в роли членов предложения. Формулировать
представление об использовании местоимений 3-го лица как притяжательных с синтаксической ролью определений (ч е й?)
176
Возвратное местоимение себя
1
Усвоить морфологические особенности
местоимения себя, правильно употребляя его в речи. Тренироваться в составлении предложений с фразеологизмами, включающими форму себя, собой и т. д.
177
Притяжательные местоимения
1
Различать личные — возвратное — притяжательные местоимения; понимать выражаемые ими значения; верно квалифицировать эти местоимения как члены предложения
178
Указательные местоимения
1
Осознавать значение местоимений и их
функции в предложении и в роли связующих слов между предложениями в тексте
179
Определительные местоимения
1
Усвоить значение и речевое назначение
этой небольшой, но частотной группы
слов. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе указанную группу местоимений
180
Вопросительно-относительные местоимения
1
Усвоить, когда данные местоимения выступают в роли вопросительных, а когда — в роли относительных; опознавать их в тексте и приводить свои примеры. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе эти местоимения
181
Отрицательные местоимения.
1
Опознавать и грамотно писать слова данной группы, употреблять их и соответствующие фразеологизмы в речи. Понимать, как образуются данные местоимения. Пользоваться орфографическим словарём
182
Неопределённые местоимения.
1
Опознавать в тексте данные местоимения; понимать, как они образуются, и безошибочно их писать. Пользоваться орфографическим словарём
183
Способы образования неопределённых местоимений.
1
184
Правописание неопределенных местоимений.
1
185
Употребление местоимений в речи.
Кубан. Значение местоимений, бытующих в кубанской речи.
1
Знать и различать разряды местоимений
в предложении и тексте. Знать, как сочетается Вы с глаголами, полными и краткими прилагательными; приобрести опыт употребления в речи этих конструкций. Использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. Правильно произносить
употребительные местоимения. Пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями
186
Местоимения в устной и письменной
речи.
1
187
Произношение местоимений
1
188
«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»
1
Проверять себя, пользуясь орфографическим словарём, справочниками по орфографии и пунктуации
189
Повторение и обобщение материала по орфографии и пунктуации 6 класса
1
190
Анализ текста. (орфографические и пунктуационные нормы )
1
191
Контрольная работа № 20. Диктант «На Кара-Даге» ( по итогам года).
1
Проверка знания основных орфограмм: орфограммы корня,
приставок, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, правописание местоимений, не с разными частями речи.
192
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Речь. Текст
4ч.
193
Соединение разных типовых фрагментов в текстах
1
Сохранять в изложении типологическую
структуру текста и наиболее выразительные языковые средства.
194
Анализ текстов. Практическая работа.
1
195
Подготовка к написанию изложения «Речкино имя»
1
Проверка умения сохранять при
пересказе сложное типологическое строение текста, использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте
196
Контрольная работа № 21. Изложение «Речкино имя». (с.219—222)
1
Повторение
8ч
197
Языковые признаки слова.
1
Обобщать и систематизировать пройденный материала
.
198
Основной принцип русской орфографии.
1
199
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
1
200
Слитные, дефисные и раздельные написания
1
201
Знаки препинания внутри предложения. Простое осложнённое предложение.
1
202
Орфографический и пунктуационный анализ текста. Виды грамматического разбора.
1
203
Обобщение и систематизация пройденного материала.
1
204
Подведение итогов года.
1
Контрольных работ-21
из них:
Изложений- 4
Сочинений- 4
Региональный компонент - 12
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для учащихся:
1. Разумовская М.М.. и др. Русский язык 6 класс. - М.: Дрофа, 2014.
3. Электронное приложение. www.drofa.ru
4. Е.Н. Груздева. Тесты по русскому языку 6 класс. М.: Издательство «Экзамен»2014г.
5. Львова С.И. На уроке и после уроков. Пособие для учащихся. - М.: Мнемозина, 2007.
Для учителя:
Русский язык 6 класс .Книга для учителя. Ю.Н Гостева, В.В. Львов. М.: «Дрофа» , 2014
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. – М.: ВАКО, 2014
Н.И.Демидова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку М.:Издательство «Экзамен», 2013
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 – 9 классы. – М., 1989.
Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс. – М., 2006.
Сайты
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rusolimp.kopeisk.ru/
Мультимедийные пособия
1.«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
2.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
3.Презентации к урокам.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.
Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Осуществлять информационную переработку текста: передавать его содержание в виде плана (простого,сложного), типологической схемы, таблицы; кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах
связи предложений. Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания. Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге (сочинении или устном ответе учащегося) в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием; строить устное определение научного понятия.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные сложносокращённые слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
п о м о рф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н ию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; опознавать изученные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов);
п о м о р ф о л о г и и: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
п о о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
согласовано
Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы