Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
Предлагаемый начальный курс русского языка направлен на углубленное изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение речевыми жанрами.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».
На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающую часть знаний в «другой» книге.
Уроки по развитию связной письменной речи предусмотрены и входят в количество указанных часов. Работа по каллиграфии планируется на каждый урок с учетом ошибок и трудностей, которые возникают у учащихся по чистописанию по 8 – 10 минут.
освоение первоначальных знаний о языковых единицах, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования),
формирование способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).
Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах М.В.Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С.Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С.Жедек, М.И.Тимченко «Списывание в обучении правописанию», Е.С.Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В.Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В.Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения», М.С.Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка», Н.И.Жинкина «Развитие речи младших школьников».
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове: разноместность и подвижность словесного ударения.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за, про, на).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов –лив- и –ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов –ик- / -ек- с учётом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о /ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв –и-/-ы- после приставки перед корнем, начинающимся на и.
Звукобуквенный разбор слова.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном суффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии (на уроках литературного чтения).
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).
Морфологический разбор имени существительного.
Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа: вы пишете - пишите.
Синтаксическая роль глаголов в предложении.
Понятия об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Правила употребления предлогов О, ОБ (о ёжике, об утке, об этом, о том, об изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания подготовки обучающихся (результат) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Д/з | Дата |
план | факт |
1 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | 1 | Комбинированный | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. Выделение значимых частей слова | Знать: понятие «орфограмма»; структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка; что при образовании новых слов от глагола ОСНОВА глагола может усекаться, а может использоваться целиком. Уметь: подбирать к глаголам родственные существительные; выделять окончание; разбирать слова по составу; писать безударные гласные, парные согласные в корне; видеть орфограммы в тексте; списывать текст, вставляя пропущенные буквы; ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями. | | Чередование согласных в корне слова [ч']/[к], [ж]/[г] | Уч-к (1 ч.), упр. 2 | 02.09 | |
2 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | 1 | Комбинированный | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. Выделение значимых частей слова | Уметь: образовывать от основ существительных прилагательные с помощью суффиксов -ист-, -ое-; работать со словообразовательным словарем; определять родственные слова; писать слова с парными согласными и непроизносимыми согласными в корне слова; писать слова с приставками; ставить знаки препинания при обращении | Фронтальный опрос | | Уч-к (1 ч.), упр. 6,8 | 03.09 | |
3 | Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением. | 1 | Практическая работа | Отличие письменной речи от устной. Восприятие и понимание звучащей речи | Знать, чем отличается текст- повествование от текста- описания; понятие «цитата». Уметь: работать с фразеологическим словарем; цитировать текст | Работа в парах | Цитата | Уч-к (2 ч.), с. 6-1! | 05.09 | |
4 | Различение суффиксов. Значения суффиксов | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова (суффикса). Различение суффиксов. Значения суффиксов | Уметь: выделять в словах суффиксы уменьшительно- ласкательного значения; сравнивать значения суффиксов; определять суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы; выполнять работу над ошибками; писать слова с непроизносимыми согласными; определять виды чередования звуков в слове; подбирать проверочное слово | Самостоятельная работа, работа в парах | Чередование согласных в корне слова [т]/[-], [д]/[-] | Уч-к (1 ч.), упр.12 | 09.09 | |
5 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | 1 | Комбинированный | Правописание слов с удвоенной согласной | Знать, что с существительными мужского и среднего рода употребляется слово «оба», а с существительными женского рода - слово «обе». Уметь: определять склонения имен существительных; подбирать родственные слова существительные разного склонения (ель, елка; конь, лошадь); выделять окончание в словах; изменять по падежам слова «оба» и «обе»; употреблять местоимения «обоих», «обеих» | Фронтальный опрос | Правило употребления местоимений «оба», «обе» | Уч-к (1 ч.), упр. 16 | 10.09 | |
6 | Однородные члены предложения | 1 | Комбинированный | Однородные члены предложения | Знать, что однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения. Уметь: находить однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения; писать слова с безударными гласными в корне | Фронтальный опрос | | Уч-к (1 *-), упр. 21 | 12.09 | |
7 | Входной диктант с грамматическим значением | 1 | Урок контроля | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Знать изученные орфограммы. Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | Контрольный диктант | | | 16.09 | |
8 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения | 1 | Комбинированный | Однородные члены предложения | Уметь; выполнять работу над ошибками; находить однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения | Фронтальный опрос | | | 17.09 | |
9 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассуждать | 1 | Практическая работа | Рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы | Знать, что рассуждение - это объяснение какого-либо явления. Уметь объяснять, что изображено на фотографии; рассуждать с опорой на наблюдение | Работа в парах | | Уч-к (2 ч.), с. 12-15 | 19.09 | |
10 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы? | 1 | Комбинированный | Союзы. Их роль в речи. Знаки препинания при однородных членах предложения | Знать правило постановки запятой перед союзами и, а, но. Уметь: определять однородные члены; работать со словообразовательным словарем; находить предложения с однородными сказуемыми и однородными дополнениями; соотносить предложение с его схемой | | Нахождение окончания и основы слова | Уч-к (1 ч.), упр. 23 | 23.09 | |
11 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы? | 1 | Комбинированный | Союзы. Их роль в речи. Знаки препинания при однородных членах предложения | Уметь: показывать, как образованы слова; писать слова с непроизносимыми согласными в корне, с парными согласными, с безударными гласными; объяснять постановку запятых при однородных членах предложения | Фронтальный опрос | | Уч-к (1 ч.), упр. 29 | 24.09 | |
12 | Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | 1 | Комбинированный | Глагол, значение и употребление. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Ударные и безударные личные окончания | Знать, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам; глаголы (в настоящем и будущем времени) спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам, что гласные в личных окончаниях глаголов под ударением и без ударения пишутся одинаково Уметь: определять вид орфограммы; называть основу в предложении; определять, какой частью речи выражены однородные дополнения | Практическая работа | Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (I, II спряжения) | Уч-к (1 О, упр. 32 | 26.09 | |
13 | Учимся правильно писать безударные личные, окончания глаголов | 1 | Комбинированный | Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | Знать, как определить спряжение глагола. Уметь: ставить глагол в начальную форму и выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; пользоваться инструкцией; правильно писать безударные личные окончания глаголов | Фронтальный опрос | | Уч-к (1 ч.), упр. 34 | 30.09 | |
14 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец» | 1 | Практическая работа | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Знать, что размышления и объяснения -это виды рассуждения. Уметь: работать с толковым словарем; описывать элементы картины; выполнять задания; отвечать на вопросы; определять, какой текст получился (текст- описание или текст-повествование); составлять текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях» | Работа в парах | Размышление и объяснение - это виды рассуждения | Уч-к (2 ч.), с. 16-22 | 01.10 | |
15 | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов | 1 | Комбинированный | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Знать, как определить спряжение глагола. Уметь: ставить глагол в начальную форму и выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; пользоваться инструкцией; правильно писать безударные личные окончания глаголов; разбирать по составу глаголы; объяснять написание орфограмм; пользоваться словообразовательным словарем | Фронтальный опрос | | Уч-к (1 ч.), упр. 37 | 03.10 | |
16 | Правило употребления предлогов о и об Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | 1 | Комбинированный | Предлоги. Их роль в речи | Знать, что если слово начинается с согласного звука, то оно употребляется с предлогом о, а если с гласного - с предлогом об. Уметь: формулировать правило; записывать текст, выбирая нужный предлог; объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами | Работа в парах | Правило употребления предлогов о и об | Уч-к (1 ч.), упр. 39 Уч-к (1 ч.), упр. 41 | 07.10 | |
17 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | | Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | Контрольный диктант | | | 08.10 | |
18 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей | 1 | Практическая работа | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Уметь давать оценку выступлениям своих товарищей по плану | Фронтальный опрос | | Уч-к (2 ч.), с. 23-24 | 10.10 | |
19 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | 1 | Комбинированный | Неопределенная форма глагола. Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | Знать: понятие «глаголы- исключения»; что глаголы «гнать», «держать», «дышать», «слышать» относятся ко II спряжению, что глаголы «обидеть», «терпеть» относятся ко II спряжению. Уметь: объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами; объяснять написание беглого гласного в корне или в суффиксе; пользоваться обратным словарем; объяснять написание глагольных окончаний; находить в тексте глаголы-исключения; проверять работу друг друга; пользоваться обратным словарем; спрягать глаголы; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; объяснять орфограммы; выделять окончания глаголов | Практическая работа | Написание беглого гласного в корне или в суффиксе Чередование гласного звука с нулевым в корне слова. Подвижное и неподвижное ударение в глагольных формах | Уч-к (1 ч.), упр. 44-55 | 15.10 | |
20 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | 1 | Комбинированный | Неопределенная форма глагола. Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | Знать, что спряжение у многих глаголов определяется по ударным личным окончаниям. Уметь: образовывать начальную форму глагола; правильно задавать вопрос, чтобы определить начальную форму глагола; определять спряжение глагола; писать глаголы в форме 2-го лица единственного числа; объяснять написание глагольных окончаний, объяснять написание глагольных окончаний; пользоваться словообразовательным словарем; находить чередование гласного звука с нулевым звуком в корне; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; наблюдать за местом ударения в формах глаголов; пользоваться орфоэпическим словарем; ставить ударение в словах | Самостоятельная работа по образцу | Уч-к (1 ч.), упр. 60 | 16.10 | |
21 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи | 1 | Комбинированный | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол | Знать алгоритм морфологического разбора существительного, прилагательного, глагола. Уметь: выполнять схему предложения; давать характеристику предложению; выполнять разбор слова как части речи; выделять основы предложения | Работа с текстом в парах | | Уч-к (1 ч.), упр. 63 | 18.10 | |
22 | Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить» | 1 | Комбинированный | Глагол, значение и употребление | Знать, что глаголы «брить», «стелить» относятся к I спряжению. Уметь: пользоваться обратным словарем; определять спряжение глаголов; работать с фразеологическим словарем; разбирать глаголы по составу; ставить глаголы в форму 3-го лица единственного числа | Практическая работа | Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (I, II спряжения) | Уч-к (1 ч.), упр. 68 | 21.10 | |
23 | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | 1 | Комбинированный | Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы) Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Знать, что у глагола в форме прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы. Уметь: выполнять работу над ошибками; определять время и спряжение глагола; правильно писать безударный суффикс глагола в прошедшем времени; ставить глаголы в форме прошедшего времени; выделять глагольный суффикс глагола прошедшего времени | Работа в парах | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | Уч-к (1 ч.), упр. 70 | 22.10 | |
24 | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | | Комбинированный | Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы | Уметь: ставить глаголы в форму прошедшего времени; выделять в глаголах два суффикса; разбирать глаголы по составу; объяснять написание пропущенных глагольных суффиксов; образовывать начальную форму глагола Знать изученные орфограммы. | Самостоятельная работа | | Уч-к (1 ч.), упр. 74 | 24.10 | |
25 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | Практическая работа | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: определять жанр произведения; анализировать средства художественной выразительности; цитировать строчки из текста; делить текст на части; составлять план текста; объяснять знаки препинания; письменно пересказывать сказку, пользуясь планом | Взаимоконтроль | Сравнение | Уч-к (2 ч.), с. 31-32 | 28.10 | |
26 | Работа над ошибками Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа | 1 | Комбинированный | Знать: понятия «усечение основы глагола», «неусеченная форма глагола», «повелительная форма глагола». Уметь: выделять глагольные суффиксы; сравнивать повелительные формы единственного и множественного числа; показывать письменно, как образована повелительная форма единственного числа глагола | Фронтальный опрос | Усечение основы глагола. Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа | Уч-к (1 ч.), упр. 79 | 29.10 | |
27 | Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа | 1 | Комбинированный | Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы) | Уметь: выделять корень в родственных словах; пользоваться словообразовательным словарем; определять, в какой форме стоят глаголы; разбирать глаголы по составу; правильно писать частицу «не» с глаголами | Фронтальный опрос | | Уч-к (1 ч.), упр. 82 | 31.10 | |
| 2 четверть | | | | | | | | | |
28 | Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | 1 | Комбинированный | Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы) | Знать, что в форме прошедшего времени у глаголов сохраняется глагольный суффикс начальной формы. Уметь: правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени; пользоваться обратным словарем; выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола | Фронтальный Опрос | | Уч-к (1 ч.), упр. 85 | 07.11 | |
29 | Диктант т Написание безуд суффиксов гл в форме пр вр | | Урок контроля | | | | | | 11.11 | |
30 | Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | 1 | Комбинированный | Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы) | Уметь: выписывать родственные глаголы парами и разбирать их по составу; пользоваться обратным словарем; правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | Работа в парах | | Уч-к (1 ч.), упр. 87 | 12.11 | |
31 | Контрольное списывание Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс -чь | 1 | Комбинированный | Глагол. Изменение глагола по временам. Неопределенная форма глагола | Уметь спрягать глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь | | | Уч-к (1 ч.), упр. 91. 92 | 14.11 | |
32 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Глагол | Знать, что у глаголов I спряжения может быть усекаемая и неусекаемая основа, а у глаголов II спряжения – всегда усекаемая основа. Уметь: работать с обратным словарем; находить глаголы на -ять; образовывать личную форму глагола и проверять, усекается основа глагола или не усекается | Фронтальный опрос | | Уч-к (2 ч.), с. 33-34 | 18.11 | |
33 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение Устно. | 1 | Практическая работа | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Уметь: сравнивать план и содержание сообщения; готовить научное сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать сообщение товарищей, исходя из правил вежливости | | | | 19.11 | |
34 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Глагол | Знать, что у глаголов I спряжения может быть усекаемая и неусекаемая основа, а у глаголов II спряжения – всегда усекаемая основа. что спряжение глагола определяется по личным окончаниям глагола (если они ударные) или по его начальной форме (если личные окончания безударные). Уметь: работать с обратным словарем; находить глаголы на -ять; образовывать личную форму глагола и проверять, усекается основа глагола или не усекается ;образовывать глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа; выделять окончания; указывать спряжение глагола; находить глаголы-исключения; разбирать глаголы по составу | | | Уч-к (1 ч.), упр. 98 | 21.11 | |
35 | Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение | 1 | Практическая работа | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: работать с толковым словарем; читать цитаты; находить в тексте описание, рассуждение, повествование | Практическая работа | | Уч-к (2 ч.), с. 34-39 | 25.11 | |
36 | Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть» | 1 | Комбинированный | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени | Знать, что глаголы «бежать», «хотеть» разноспрягаемые; глагол «хотеть» в единственном числе изменяется по I спряжению. Уметь: работать с обратным словарем; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы | Работа в парах | Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть» | Уч-к (1 ч.), упр. 101 | 26.11 | |
37 | Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | 1 | Комбинированный | Правописание о и е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | Знать, что в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения - ё, если эти существительные образованы от других существительных; в суффиксах прилагательных пишется о - под ударением, ё - без ударения. Уметь: пользоваться обратным словарем; писать буквы о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | Взаимопроверка | | Уч-к (1 ч.), упр. 109 | 28.11 | |
38 | Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | 1 | Комбинированный | Правописание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | Знать понятие «краткие прилагательные»; что в полных формах прилагательного ударение всегда подвижное, а в кратких прилагательных ударение часто бывает подвижным, меняет свое место при изменении слова по числам и родам. Уметь: пользоваться обратным словарем; показывать письменно, как образована краткая форма прилагательных; выписывать краткие прилагательные; ставить ударения; пользоваться орфоэпическим словарем | Фронтальный опрос | Краткие прилагательные. Беглые гласные | Уч-к (1 ч.), упр. 115 | 02.12 | |
39 | Диктант по т. Написание о и ё после шипящих | 1 | Урок контроля | ) | Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | Контрольный диктант | | | 03.12 | |
40 | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог Устно. Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | 1 | Комбинированный | Правописание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | Уметь: пользоваться толковым словарем; пользоваться правилами и инструкцией; выполнять проверку Знать: монолог - это разговор, который человек ведет сам с собой, а диалог - разговор между двумя людьми; как оформляется диалог на письме. Уметь: читать и анализировать диалог; читать диалог по ролям; пользоваться библиотекой | Контрольное списывание | | Уч-к (1 ч.), упр. 122 Уч-к (2 ч.), с. 41^4 | 05.12 | |
41 | Повторение по теме «Безударные окончания глаголов» | 1 | Комбинированный | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Ударные и безударные личные окончания | Уметь: образовывать начальную форму глагола; выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; находить глаголы, образованные от основ прилагательных; находить однокоренные глаголы; писать глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа; подчеркивать личные местоимения; определять прямое и переносное значения слова; выделять чередование согласных в корне | Работа в парах | Антонимы. Прямое и переносное значения слова. Чередование согласных в корне | Уч-к (1 ч.), упр. 128 | 09.12 | |
42 | Повторение по теме «Написание окончаний глаголов 2 лица ед.ч.» | 1 | Комбинированный | Неопределенная форма глагола. Ударные и безударные личные окончания | Уметь: работать с обратным словарем; объяснять значение приставок; правильно писать окончания существительных, прилагательных, глаголов | Практическая работа | | Уч-к (1 ч.), упр. 131 | 10.12 | |
43 | Повторение по теме «Написание безударных окончаний глаголов.» | 1 | Комбинированный | Неопределенная форма глагола. Ударные и безударные личные окончания | Уметь: работать с обратным словарем; объяснять значение приставок; правильно писать окончания существительных, прилагательных, глаголов | Практическая работа | | Уч-к (1 ч.), упр. 135 | 12.12 | |
44 | Повторение по теме «Трудности написания глаголов на –ять» | 1 | Комбинированный | Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы) | Знать, что в форме прошедшего времени у глаголов сохраняется глагольный суффикс начальной формы. Уметь: правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени; пользоваться обратным словарем; выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола | Фронтальный Опрос | | Уч-к (1 ч.), упр. 137 | 16.12 | |
45 | Диктант по т. «Написание безударных окончаний глаголов.» | 1 | Урок контроля | ) | Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | Контрольный диктант | | | 17.12 | |
46 | Повторение по теме «Слова пришедшие из других языков.» | 1 | Комбинированный | Неопределенная форма глагола. Ударные и безударные личные окончания | Уметь: работать с обратным словарем; объяснять значение приставок; правильно писать окончания существительных, прилагательных, глаголов | Практическая работа | | Уч-к (1 ч.), упр. 138 | 19.12 | |
47 | Повторение по теме «Написание о и ё после шипящих в корнях существительных» | 1 | | Правописание безударных личных окончаний | Уметь: выполнять работу над ошибками; определять спряжение глаголов; разбирать предложение по членам предложения; составлять схему предложения; выписывать словосочетания; находить главное и зависимое слова в словосочетании; писать окончания прилагательных; объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами | | | Уч-к (1 ч.), упр. 142 | 25.12 | |
48 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение. Урок-зачёт. | 1 | Практическая работа | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Уметь: пользоваться библиотекой; делать научное сообщение; определять вид текста (описание, рассуждение, размышление); обсуждать доклады друг друга, опираясь на известные правила вежливости | Фронтальный опрос | | Уч-к (2 ч.), с. 46-48 | 26.12 | |
49 | Где используются однородные члены | 1 | Комбинированный | Однородные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения | Знать понятия «однородные» и «неоднородные определения». Уметь: пользоваться толковым словарем; сравнивать однородные и неоднородные определения | Практическая работа | Однородные и неоднородные определения | Уч-к (1 ч.), упр. 145 | 28.12 | |
| 3 четверть | | | | | | | | | |
50 | Где используются однородные члены | 1 | Комбинированный | Однородные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения | Знать понятия «однородные» и «неоднородные определения». Уметь: выделять предложения с однородными членами; разбирать предложения по членам предложения; придумывать предложения с однородными членами для уч-ка по окружающему миру | | | Уч-к (1 ч.), упр. 147 | 13.01 | |
51 | Где используются однородные члены | | Комбинированный | Однородные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложжения | Уметь: выделять предложения с однородными членами; разбирать предложения по членам предложения; называть основу предложения; объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; пользоваться толковым словарем | Фронтальный опрос | Письмо в клуб | Уч-к (1 ч.), упр. 150 | 14.01 | |
52 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | Практическая работа | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: делить текст на смысловые части; составлять план; писать письменное изложение по плану; цитировать отрывки | Фронтальный опрос | | Уч-к (2 ч.), с. 45^16 | 16.12 | |
53 | Существительное. Олимпиадное задание Работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Чтение и понимание учебного текста. Нaхождение необходимого учебного материала | Знать признаки имен существительных Уметь: объяснять, почему в одинаковых формах окончания пишутся по-разному; ставить существительные в начальную форму; указывать число и род существительных; находить несклоняемое существительное; работать по обратному словарю | Работа в парах | Сравнение слов «матрац» и «матрас». Несклоняемые существительные | Уч-к (3 ч.), упр. 3 | 20.01 | |
54 | Существительное | 1 | Комбинированный | Имя существительное, значение и употребление | Уметь: пользоваться обратным словарем; делить существительные на одушевленные и неодушевленные; объяснять орфограммы; подбирать синонимы; определять склонение существительных; выделять основу предложения | Самостоятельная работа по образцу | Существительные, имеющие только форму единственного (множественного) числа | Уч-к (З ч.), упр. 6 | 21.01 | |
55 | Прилагательное | 1 | Комбинированный | Имя прилагательное, значение и употребление | Знать: признаки имен прилагательных; что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного. Уметь: выписывать словосочетания с прилагательными; определять главное и зависимое слова в словосочетании; определять род, падеж, число имен прилагательных | Практическая работа | | Уч-к (3 ч.), упр. 9 | 23.01 | |
56 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной В. Джеймса «Кот на окне». Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне?» | 1 | Практическая работа | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: рассматривать репродукцию картины; обсуждать вопросы; составлять план сочинения; писать сочинение по картине, используя план; приводить цитаты | Работа в группах | | Уч-к (2 ч.), с. 53-58 | 27.01 | |
57 | Краткая форма прилагательных Повторение по теме «Синонимы» | 1 | Комбинированный | Имя прилагательное, значение и употребление Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Знать понятие «краткая форма прилагательного» «синонимы»; что синонимы могут различаться по значению, по времени бытования. Уметь: работать с обратным словарем; находить слова с подвижным ударением; объяснять орфограммы; находить устаревшие слова; сравнивать значения слов, образующих пары синонимов | Фронтальный опрос | Краткая форма прилагательных | Уч-к (3 ч.), упр. 14 | 28.01 | |
58 | Глагол | 1 | Комбинированный | Глагол, значение и употребление | Знать, что повелительная форма глаголов образуется с помощью суффиксов -и-, -й-, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени Уметь: определять форму глагола в предложении; образовывать повелительную форму глагола; разбирать глаголы по составу; находить в тексте глаголы; указывать время глаголов; выделять окончания глаголов прошедшего времени; объяснять орфограммы | | | Уч-к (3 ч.), упр. 19 | 30.01 | |
59 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение | 1 | Практическая работа | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: описывать в сочинении уголок природы так, чтобы все, кто прочитает сочинение, смогли представить его; составлять план сочинения | Самостоятельная работа по таблице | | Уч-к (2 ч.), с. 58-60 | 03.02 | |
60 | Глагол. Устойчивые выражения | 1 | Комбинированный | Глагол, значение и употребление Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени. Иметь представление о глаголах совершенного вида и несовершенного вида Уметь: определять вид глагола; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; образовывать форму глагола 2-го лица единственного числа; заканчивать устойчивые выражения, используя слова-антонимы; находить в тексте устойчивые выражения | Фронтальный опрос | Устойчивые выражения | Уч-к (3 ч.), упр. 26 | 04.02 | |
61 | Простая и сложная формы будущего времени глагола | 1 | Комбинированный | Изменение глагола по временам | Знать, что форма глагола - это время, число, лицо или род. Уметь: определять форму глагола; образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их в предложения; различать простую и сложную формы будущего времени глагола | Работа в парах | Простая и сложная формы будущего времени глагола | Уч-к (3 ч.), упр. 29 | 06.02 | |
62 | Развитие речи с элементами культуры речи. Как устроена книга Простая и сложная формы будущего времени глагола | 1 | Практическая работа | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Знать понятия «форзац», «оборот титула», «титульный лист», «аннотация». Уметь: находить элементы книги; отвечать на вопросы; работать со словарем происхождения словЗнать, как спрягаются глаголы в простой и сложной формах будущего времени. Уметь: сравнивать пары глаголов; подчеркивать основу предложения; работать со словообразовательным словарем; выделять у глаголов окончания; работать с обратным словарем | Практическая работа | | Уч-к (2 ч.), с. 60-62 Уч-к (3 ч.), упр. 33 | 10.02 | |
63 | Простая и сложная формы будущего времени глагола | 1 | Комбинированный | Изменение глагола по временам | Знать, что глаголы «победить», «убедить», «ощутить» не образуют форму 1-го лица единственного числа будущего времени; глаголы «дудеть», «чудить», «дерзить» не образуют форму 1-го лица единственного числа настоящего времени. Уметь: записывать предложения, поставив глаголы в нужную форму будущего времени; подчеркивать основы предложения; различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола; работать с орфоэпическим словарем; записывать начальную форму глагола; разбирать глаголы по составу; указывать лицо и число глагола; образовывать повелительную форму глагола | Фронтальный опрос | | Уч-к (3 ч.), упр. 41 | 11.02 | |
64 | Личные местоимения | 1 | Комбинированный | Местоимение, значение и употребление | Знать, как личные местоимения изменяются по падежам. Уметь: склонять личные местоимения; называть формы местоимений 3-го лица; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; определять, какими членами предложения являются в предложении личные местоимения | Самостоятельная работа по образцу | Склонение личных местоимений | Уч-к (3 ч.), упр. 44 | 13.02 | |
65 | Личные местоимения | 1 | Комбинированный | Местоимение, значение и употребление | Знать, что после предлогов в начале личных местоимений 3-го лица произносится [н'] и пишется н. Уметь: ставить местоимения 3-го лица в нужную падежную форму; работать со словообразовательным словарем; находить в тексте личные местоимения; находить словарные слова в тексте; выполнять звукобуквенный разбор слова; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; образовывать от основы глагола прилагательное с суффиксом -лив-; разбирать предложение по членам | Фронтальный опрос | | Уч-к (3 ч.), упр. 51 | 17.02 | |
66 | Диктант Написание местоимений с предлогами | 1 | Урок контроля | ) | Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | Контрольный диктант | | | 18.02 | |
67 | Разбор слова по составу | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания) | Знать порядок разбора слова по составу. Уметь выполнять разбор слова по составу | Фронтальный опрос | | Уч-к (3 ч.), упр. 52 | 20.02 | |
68 | Разбор по составу глаголов | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок | Знать: порядок разбора глаголов по составу; что в основу глагола не входят суффиксы начальной формы (-ть-, -ти-, -чь-), суффикс прошедшего времени (-л-), в глаголах с частицей -ся (-сь) частицу помечать не нужно. Уметь: пользоваться инструкцией при разборе глагола по составу; разбирать глаголы по составу; находить обращения в тексте | Работа в парах | | Уч-к (3 ч.), упр. 58 | 24.02 | |
69 | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое аннотация и как ее составить | 1 | Практическая работа | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Знать понятие «аннотация»; где располагается аннотация. Уметь: находить в книге аннотацию; дополнять аннотацию именами героев, названиями рассказов; пользоваться библиотекой | Практическая работа | | Уч-к (2 ч.), с. 71-76 | 25.02 | |
70 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в корнях слов | Знать понятие «орфограмма». Уметь: работать со словообразовательным словарем; записывать родственные слова; разбирать слова по составу; определять место нахождения орфограммы в слове; подбирать проверочные слова; находить слова с орфограммой ча~ща под ударением; выписывать из текста прилагательные и существительные с безударной гласной в корне | Взаимопроверка | Чередование согласных в корне слова | Уч-к (3 ч.), упр. 62 | 27.02 | |
71 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в корнях слов | Уметь: работать с обратным словарем; выписывать слова с орфограммой «парный по звонкости/ глухости согласный в корне слова»; подбирать проверочные слова; работать со словообразовательным словарем; определять место нахождения орфограммы в слове | Самостоятельная работа по образцу | | Уч-к (3 ч.), упр. 66 | 03.03 | |
72 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в корнях слов | Уметь: списывать текст, вставляя пропущенные буквы; находить слова-антонимы; выписывать существительные по склонениям; строить схему предложения; выполнять звукобуквенный разбор слова; выделять корень в слове; работать с обратным словарем; находить в тексте орфограммы; работать с орфографическим словарем; находить в тексте словарные слова; сравнивать написание и произношение слов | Работа в парах | | Уч-к (3 ч.), упр. 75 | 04.03 | |
73 | Орфограммы в суффиксах слов | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Правописание суффиксов | Знать, что с помощью суффикса -ник- существительные могут называть: территорию, ёмкость, лиц мужского рода. Уметь: работать с толковым словарем; находить орфограммы «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»; записывать слова, называющие детенышей животных в форме множественного числа именительного падежа; выделять суффикс; разбирать слова по составу; находить сложное слово в тексте | Практическая работа | Суффиксы- синонимы. Суффиксы- омонимы | Уч-к (3 ч.), упр. 78 | 06.03 | |
74 | Существительные. Беглый гласный Буквы о и е после шипящих | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и по падежам Выделение значимых частей слова. Буквы о и е после шипящих | Знать, что в суффиксах существительных с уменьшительно- ласкательным значением пишется буква и, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный; пишется буква е, если при изменении формы слова из суффикса исчезает гласный. Уметь: работать с обратным словарем; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; находить беглый гласный в корне и в суффиксе ;образовывать существительные с суффиксами -чип-, -щик-; образовывать родственные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -чик-, -ек-; при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением -ок- и -ек- образовывать родственные слова; подчеркивать чередование согласных в корне, видимое на письме | Самостоятельная работа по образцу | | Уч-к (3 ч.), упр.84 | 10.03 | |
75 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | Практическая работа | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; составлять план; писать изложение по плану | Работа в парах | | Уч-к (2 ч.), с. 76-78 | 11.03 | |
76 | Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Безударный гласный, проверяемый ударением | Знать правило написания безударных гласного, проверяемого ударением. Уметь: работать с обратным словарем; образовывать от основ существительных существительные с помощью суффикса -ищ- | Практическая работа | | Уч-к (3 ч.), упр.87 | 13.03 | |
77 | Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Буквы о и е после шипящих и ц | Знать, что в прилагательных, образованных от основ существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, под ударением пишется о, без ударения - е; когда прилагательные, образованные от основ существительных - названий стран, краев, городов, пишутся с большой буквы. Уметь: от основ данных существительных образовывать с помощью суффиксов -ое- и -ев- прилагательные; подчеркивать беглые гласные в корне или суффиксе; работать с обратным словарем; образовывать от основ данных существительных с помощью суффикса -н- прилагательные; образовывать от основ данных существительных с помощью суффикса -ск- прилагательные; ставить прилагательные в начальную форму | Фронтальный опрос | | Уч-к (3 ч.), упр. 94 | 17.03 | |
78 | Диктант «Первоцветы» с грамматическим заданием | 1 | Контрольный урок | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Контрольный диктант | | Уч-к (3 ч.), упр.99 | 18.03 | |
79 | Работа над ошибками. Глагольные суффиксы | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова | Знать, что перед суффиксом прошедшего времени пишется глагольный суффикс начальной формы глагола. Уметь: различать разные формы одного и того же слова; определять форму глагола; от данных слов образовывать глаголы; выделять суффиксы; объяснять расстановку знаков препинания в предложении с однородными членами; ставить глаголы в форму прошедшего времени; выделять глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени; объяснять орфограммы. | Самостоятельная работа, подбор к схемам слов | | Уч-к (3 ч.), упр. 105 | 20.03 | |
| 4 четверть | | | | | | | | | |
80 | Орфограммы в окончаниях существительных | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях существительных | Уметь: определять место нахождения орфограммы в слове; разбирать предложение по членам предложения; определять род, падеж существительных; выделять окончания существительных; работать с орфографическим словарем | Фронтальный опрос | | Уч-к (3 ч.), упр. 108 | 01.04 | |
81 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся составлять аннотации Орфограммы в окончаниях существительных | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях существительных | Знать, какую информацию можно извлечь из аннотации к сборнику сказок. Уметь: составлять аннотации; писать названия произведений в тексте в кавычках, а фамилии авторов - без кавычек; письменно давать характеристику своему сборнику; перечислять названия произведений; перечислять фамилии авторов; сравнивать свою аннотацию с авторскойЗнать, что у существительных в форме творительного падежа единственного числа после шипящих под ударением в окончании пишется буква о, без ударения - буква е. Уметь: записывать существительные во множественном числе; находить существительные с орфограммой «беглый гласный в части слова»; работать с орфографическим и обратным словарями | Работа в парах | | Уч-к (2ч), с. 80-82Уч-к (3 ч.), упр. 111 | 03.04 | |
82 | Орфограммы в окончаниях прилагательных | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях прилагательных | Уметь: списывать текст, вставляя пропущенные буквы; находить прилагательные, у которых пропущены безударные падежные окончания; выделять окончания у вопросов и у прилагательных; выписывать из текста сложные слова; находить существительное, образованное от прилагательного образовывать начальную форму глагола; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки | Практическая работа | | Уч-к (З ч.), упр.115 | 07.04 | |
83 | Орфограммы в окончаниях глаголов | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях глаголов | Уметь: объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы; находить глаголы в повелительном наклонении; подбирать проверочные слова; объяснять написание глаголов на -ться и –тся; объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы; находить глаголы в повелительном наклонении; подбирать проверочные слова; объяснять написание глаголов на -ться и -тся | Работа в парах | | Уч-к (3 ч.), упр. 126 | 08.04 | |
84 | Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола | 1 | Комбинированный | Изменение глагола по числам, лицам и временам | Уметь: выделять глагольный суффикс, суффикс повелительной формы; разбирать глаголы по составу; показывать, как образованы повелительные формы единственного числа глаголов; ставить ударение в повелительной форме глагола | Фронтальный опрос | Суффиксы- синонимы. Суффиксы- омонимы | Уч-к (3 ч.), упр. 128 | 10.04 | |
85 | Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола | 1 | Комбинированный | Изменение глагола по числам, лицам и временам | Знать, что к глаголам- исключениям, кроме известных десяти, относятся все, образованные от них с помощью приставок. Уметь: объяснять, какой глагол стоит в повелительной форме множественного числа, а какой - в форме 2-го лица множественного числа; разбирать глаголы по составу и ставить ударение; указывать спряжение глаголов; находить в тексте личные местоимения; определять лицо, число и падеж местоимений; определять форму глаголов в тексте; показывать, как образованы глаголы повелительной формы; выписывать из текста сложное слово; находить в тексте разноспрягаемые глаголы и глаголы-исключения | Фронтальный опрос | Повелительная форма глагола | Уч-к (3 ч.), упр.133 | 14.04 | |
86 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | ) | Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | Контрольный диктант | | | 15.04 | |
87 | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Богданова- Бельского «Дети» | 1 | Практическая работа | | Уметь: анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записывать описание картины по данному плану | Работа в парах | | Уч-к (2 ч.), с. 87-90 | 17.04 | |
88 | Орфограммы в приставках | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в приставках | Знать, что перед глаголами предлогов не бывает. Уметь: объяснять орфограммы; отличать предлоги от приставок; работать с обратным словарем; ставить в словах ударение; выделять приставки; с данными словосочетаниями составлять предложения | Фронтальный опрос | | Уч-к (3 ч.), упр. 137 | 21.04 | |
89 | Работа разделительного ь знака | 1 | Комбинированный | Правописание слов с разделительным мягким знаком | Знать, перед какими буквами пишется разделительный ь знак. Уметь: писать слова с разделительным мягким знаком | Фронтальный опрос | | Уч-к (3 ч.), упр. 143 | 22.04 | |
90 | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение | 1 | Практическая работа | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь: цитировать текст; делить текст на смысловые части; составлять план; письменно пересказывать историю, пользуясь планом | Фронтальный опрос | | Уч-к (2 ч.), с. 90-92 | 24.04 | |
91 | Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | 1 | Комбинированный | Правописание слов с разделительным мягким знаком | Уметь: выполнять разбор прилагательного по составу; склонять прилагательные; сравнивать формы родительного падежа прилагательных, отвечающих на вопрос какой? и чей? делить прилагательные на группы, образованные с помощью разных суффиксов (-ин- и -ий-); работать с обратным словарем; разбирать по составу прилагательные; находить ошибки в тексте; записывать данные прилагательные в формах дательного и творительного падежей единственного числа | Самостоятельная работа | | Уч-к (3 ч.), упр. 155 | 28.04 | |
92 | Слова, которые легко перепутать | 1 | Комбинированный | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Уметь: выбирать из пары слов в скобках нужное и записывать предложения; разбирать слова по составу | Фронтальный опрос | | Уч-к (3 ч.), упр. 159 | 29.04 | |
93 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные | 1 | Комбинированный | Мягкий знак после шипящих на конце основы имен существительных | Знать, что существительные с основой на шипящий в форме родительного падежа множественного числа пишутся без ь знака на конце. Уметь: работать с обратным словарем; делить существительные по родам; писать существительные с основой на шипящий | Работа в парах | | Уч-к (3 ч.), упр. 163 | 05.05 | |
94 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы | 1 | Комбинированный | Мягкий знак после шипящих на конце основы глаголов | Знать, на какие вопросы отвечает начальная форма глагола и повелительная форма глагола; что во всех формах глагола после шипящих на конце основы и слова пишется ь. Уметь: определять начальную форму глагола и форму 2-го лица единственного числа; работать с фразеологическим словарем; объяснять устойчивые выражения | Работа в группах по образцу | | Уч-к (3 ч.), упр.167 | 06.05 | |
95 | Написание -ться и –тся в глаголах | 1 | Комбинированный | Изменение глагола по лицам и числам в будущем времени | Уметь: работать с обратным словарем; писать слова на -ться и -тся; объяснять орфограммы | Фронтальный опрос | | Уч-к (Зч.), упр. 169 | 08.05 | |
96 | Развитие речи с элементами культуры речи. Рассматриваем старые фотографии | 1 | Практическая работа | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Уметь: рассматривать старые фотографии; работать с толковым словарем; высказывать свое мнение | Фронтальный опрос | | Уч-к (2 ч.), с.95~ 104 | 12.05 | |
97 | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены Учимся давать характеристику предложению | 1 1 | Комбинированный | Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения Связь слов в предложении | Знать понятия «распространенные» и «нераспространенные» предложения. Уметь: подчеркивать основу предложения; выделять второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам; дополнить предложение второстепенными членами; находить однородные подлежащие и однородные сказуемые; работать со словообразовательным словарем Знать алгоритм разбора предложения. Уметь давать характеристику предложению | Работа в парах Практическая работа | | Уч-к (3 ч.), упр. 174 | 13.05 | |
98 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | 1 | Комбинированный | Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения | Знать понятия «простое» и «сложное» предложения. Уметь; находить сложные слова в тексте; выделять основу предложения | Самостоятельная работа | | Уч-к (3 ч.), упр. 176 | 15.05 | |
99 | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение. Сочинение- описание и рассуждение на тему «О чем мне рассказала старая фотография» | 1 | Практическая работа | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Уметь писать сочинения, используя данный план | Сочинение-описание и рассуждение | Сочинение- описание и рассуждение | Уч-к (2 ч.), с. 104- 105 | 19.05 | |
100 | Итоговый диктант «Русский лес» с грамматическим заданием | 1 | Контрольный урок | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Контрольный диктант | | | 20.05 | |
| Работа над ошибками. Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами | 1 | Комбинированный | Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения | Уметь: выполнять работу над ошибками; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами; объяснять расстановку знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами; выписывать сложные предложения; подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами | Работа в парах. Проверочная работа | | Уч-к (3 ч.), упр. 180 | 22.05 | |
101 | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения | Уметь: подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами объяснять знаки препинания; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; объяснять орфограммы | Работа в парах | | Уч-к (З ч.), упр. 190 | 26.05 | |
102 | Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Чтение и понимание учебного текста. Нахождение необходимого учебного материала | Уметь: разбирать предложение по членам; выписывать го текста существительные, образованные с помощью суффиксов -к-; разбирать слова по составу | Самостоятельная работа с конвертами. | Задание для членов клуба «Ключ и заря» | Уч-к (З ч.) | 27.05 | |