Рабочая программа по риторике разработана к учебному комплексу Т.А.Ладыженской.Программма может быть использована для обеспечения сопровождения уроков по внеурочной деятельности классов,работающих по ФГОС, для организации деятельности элективного курса, для проведения уроков,включенных как региональный компонент.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по риторике для 6 класса »
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике
Данная программа курса «Риторика» регионального компонента базисного учебного плана разработана для 6 класса на основе Программы по риторике к учебнику для 6 класса «Школьная риторика. 6 класс» (автор Т.А.Ладыженская), рекомендованной Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
При разработке рабочей программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:
Государственные стандарты основного (общего) и полного (среднего) образования. М.2004 год
Учебный план на 2014-2015 учебный год
Примерные учебные программы основного образования (сайт Министерства образования и науки РФ www. mon. gov.ru)
Культура речи – необходимое свойство каждого человека любой страны, ибо без речевой культуры невозможно общение, невозможно совершенствование и развитие общей культуры.
Искусство живого слова имеет давнюю и богатую историю. Оно предшествовало возникновению литературы, во многом питало и питает её до сих пор.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило целиобучения:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
• обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствование умений и навыков письменной речи;
• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Цели программы по риторике:
учиться вежливой речи –значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу;
учиться выражать собственные мысли собственными словами;
успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
В разработанной рабочей программе можно выделить два смысловых блока: «Общение» и «речевые жанры». Первый блок даёт представление о сути взаимодействия между людьми, которое называется общением, о коммуникативной ситуации, её компонентах; о видах общения, о коммуникативной деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи – на основе чего у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.
Второй блок - «Речевые жанры» - даёт представление о стилях языка и речи, о тексте как продукте речевой деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.
Курс носит практический характер, центральное место в программе занимает развитие коммуникативных умений, которые делятся на две группы:
формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;
Планируемые уроки содержат следующие основные компоненты:
речевые разминки;
ортологические разминки;
введение теоретических сведений;
риторическую практику;
импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие неподготовленную речь;
риторические игры.
Эти упражнения, обеспечивающие формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить школьников с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость.
Для того чтобы успешно реализовать программу, необходимо урок строится как урок обучения речи, где каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорит, слушает. При планировании урока учитываются особенности здоровья класса, индивидуальные особенности учащихся, уровень их интеллектуального развития, особенности их психологического состояния. Этому способствуют создание доброжелательной обстановки на уроке, применение здоровьесберегающих и психосберегающих технологий.
Оснащение и средства наглядности
Для успешной реализации рабочей программы необходимо особое оснащение урока. Предполагается, что на уроке будут использованы магнитофон, дидактический материал, видеомагнитофон, раздаточный изобразительный материал, звуковое пособие.
Развернутый тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:
Ладыженская Т.А. Школьная риторика. класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2012
Успенский Л. Культура речи. – М.: Просвещение 2013.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. – М.: Просвещение 2011
Общение как процесс взаимодействия людей. Речевая ситуация как один из главных компонентов общения Понятия «Общение», «адресат». Два вида информации, передаваемой в процессе общения.
Тема 1. Официальное и неофициальное общение. С кем ты общаешься?1ч
Словесные инесловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль. Официальное и неофициальное общение. Правила поведения в официальной обстановке и общественных местах.
Раздел 3. Обращение. 1ч
Тема 1. Такие разные обращения. Уместное обращение. Прозвища. 1ч
Обращение. Использование обращений в этикетных диалогах. Официальное и неофициальное обращение. Выбор способа обращения. Прозвища и уместность их употребления в речевом общении.
Раздел 4. Великая сила голоса. 1ч
Тема 1. Великая сила голоса. Учим голос летать.1ч
Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса.
Раздел 5. Жесты. 1ч
Тема 1. Жесты. 1ч
Жест как невербальное средство общения. Роль жестов в речевом общении. Однозначные и многозначные жесты. Уместные и неуместные жесты. Использование жестов в речевом общении.
Раздел 6. Виды речевой деятельности. 2ч
Тема 1. Устная речь. 1ч
Виды речевой деятельности. Виды речи. Правильная речь. Устная речь. Беззвучная речь.
Тема 2. Учимся слушать информационную речь. 1ч
Основные способы и приёмы слушания. Почему важно уметь слушать. Роль невербальных средств общения при слушании.
Раздел 7. Побеседуем.1ч
Тема 1. Беседы бывают разными. 1ч
Что такое беседа. Беседы разных видов: дружеская, этикетная, деловая, научная. Цели беседы. Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?
Раздел 8. Можно ли управлять спором. 1ч
Тема 1. Всё-таки спор, а не ссора. 1ч
Спор.Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Аргументация собственного мнения.
Раздел 9. Учимся читать учебную книгу 1ч
Тема 1. Виды чтения.1ч
Чтение. Цели чтения. Виды чтения. Ознакомительное и изучающее чтение. Задачи читающего. Понимание основной мысли текста.
Раздел 10. Учимся отвечать. 2ч
Тема 1. Учимся отвечать. Начало ответа 1ч
Ответы на уроках. Задача ответа. Развёрнутый ответ – это устный текст. Как строить ответ. Тип ответа. План ответа. Первые начальные предложения. Выбор начала ответа.
Тема 2. Основная часть ответа. Конец ответа. 1ч
Построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа. Ключевые слова для доказательства мысли.
Раздел 11. Изобретаем…речь. 1ч
Тема 1. Что значит изобретать речь? 1ч.
Творчество. Две разновидности определений: логические и риторические.
Раздел 12. Речевые жанры. 1ч
Тема 1. Как мы различаем речевые жанры? 1ч
Понятие «текст». Первичные и вторичные тексты. Речевые жанры. Различие речевых жанров. Жанр представления.
Раздел 13. Вторичные тексты. 2ч
Тема 1. Сжатое изложение текста. 2ч
Жанры вторичных текстов; подробное и сжатое изложение текста.
Раздел 14. Аннотация. 2ч
Тема 1. Что такое аннотация? 1ч
Аннотация. Понятие о жанре. Главные и факультативные элементы аннотаций. Разновидности аннотаций.
Тема 2. Аннотируем новые издания.1ч
Культура работы с книгой. Создание аннотаций на прочитанную книгу.
Раздел 15. Предисловие.1ч
Тема 1. Что такое предисловие? 1ч
Предисловие. Понятие «предисловие». Разновидности предисловий. Сочинение собственных предисловий.
Раздел 16. Отзыв. 1ч
Тема 1. Отзыв. 1ч
Отзыв как речевой жанр. Речевая задача отзыва. Составление отзыва.
Дневниковая запись. Что, как и зачем записывать в дневнике. Дневники писателей.
Раздел 20. Похвальное слово. 1ч
Тема 1. Комплимент и похвальное слово. 1ч
Положительная оценка собеседника. Комплимент. Что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов. Похвальное слово, языковые средства создания похвальных слов.
Раздел 21. Интервью. 2ч
Тема 1. Интервью в нашей жизни. 2ч
Интервью. Отличия беседы от интервью, особенности интервью, признаки беседы и интервью, правила ведения интервью.
Раздел 22. Красна речь с притчею 2ч
Тема 1. Притча.2ч
Жанр притчи, история его развития. Притча и басня. Образы животных и их роль в притче. Мораль притчи и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира притчи. Выражение народного духа и народной мудрости в притчах.
Раздел 23. Классное собрание1ч
Тема 1. Классное собрание 1ч
Классное собрание, типы и задачи собраний, критерии оценки работы участников и ведущего собрания.
Раздел 24. Бывальщины. 1ч
Тема 1. Кто рассказывает и зачем? 1ч
Риторический анализ рассказа. Коммуникативное намерение рассказа.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов
В результате изучения курса ученики должны знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы; объяснять значения слов.
• успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение,);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо)
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога и диалога;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
дата
Тема
Кол-
Во
часов
Материал учебника
Форма учебного
занятия
Требования к уровню подготовки учащихся
Базовые знания
Развитие познавательных
умений
Формирование ценностно-мировоззренческих
ориентаций
Раздел 1. Общение. 2ч
Тема 1. Вспоминаем, узнаём новое. 1ч
1
Вспоминаем, узнаём новое.
1
Ч.1
Стр.
7-22
практикум
Знать: понятия «общение», «адресант», «речевая ситуация», два вида информации:, для чего нужна речь.
Уметь: вступать в речевое общение, определять коммуникативное намерение, выбирать словесные средства общения
Уметь: уместно пользоваться жестами и мимикой в соответствии с ситуацией общения, прямо и косвенно выражать просьбу.
Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение
Раздел 2. Виды общения. 1ч
Тема 1. Официальное и неофициальное общение. С кем ты общаешься?1ч
3
Официальное и неофициальное общение. С кем ты общаешься?
1
Ч.1
Стр.
33-51
практикум
Знать: виды общения, зависимость выбора тех или иных средств общения от его вида. Словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль. Правила поведения в официальной обстановке и общественных местах.
Уметь: выбирать средство общения, уместно пользоваться жестами и мимикой в соответствии с ситуацией общения
Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни
Раздел 3. Обращение. 1ч
Тема 1. Такие разные обращения. Уместное обращение. Прозвища. 1ч
4
Такие разные обращения. Уместное обращение. Прозвища.
1
Ч.1
Стр.
52-60
практикум
Знать: использование обращений в этикетных диалогах. Официальное и неофициальное обращение. Выбор способа обращения. Прозвища и уместность их употребления в речевом общении.
Уметь: использовать обращения в этикетных диалогах, выбирать способ обращения, вступать в речевое общение в соответствии с нормами этикета
Формирование культуры речевого общения
Раздел 4. Великая сила голоса. 1ч
Тема 1. Великая сила голоса. Учим голос летать. 1ч
5
Великая сила голоса. Учим голос летать.
1
Ч.1
Стр.
61-71
практикум
Знать: отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса.
Уметь: умело пользоваться возможностями голоса для решения коммуникативных задач, определять чувства говорящего. Отражающиеся в голосе
Формирование
коммуникативной
компетенции
Раздел 5. Жесты. 1ч
Тема 1. Жесты. 1ч
6
Жесты.
1
Ч.1
Стр.
72-87
практикум
Знать: роль жестов в речевом общении. Однозначные и многозначные жесты. Уместные и неуместные жесты. Использование жестов в речевом общении.
Уметь: определять роль жестов; уместно пользоваться жестами в речевом общении.
Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни
Раздел 6. Виды речевой деятельности. 2 ч
Тема 1. Устная речь. 1ч
7
Устная речь
1
Ч.1
Стр.
88-103
практикум
Знать виды речевой деятельности; виды речи.
Уметь: применять полученные знания в практике речевого общения
Формирование
коммуникативной
компетенции
Тема 2. Учимся слушать информационную речь. 1ч
8
Учимся слушать информационную речь.
1
Ч.1
Стр.
104-117
практикум
Знать: основные способы и приёмы слушания. Почему важно уметь слушать. Роль невербальных средств общения при слушании.
Уметь: различать способы и приёмы слушания, выбирать способы слушания от ситуации общения. Соблюдать правила собеседника.
Формирование культуры речевого общения
Раздел 7. Побеседуем.1ч
Тема 1. Беседы бывают разными. 1ч
9
Беседы бывают разными
1
Ч.1
Стр.
118-130
практикум
Знать: что такое беседа. Беседы разных видов: дружеская, этикетная, деловая, научная. Цели беседы. Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?
Уметь: применять полученные знания в практике речевого общения
Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение
Раздел 8. Можно ли управлять спором. 1ч
Тема 1. Всё-таки спор, а не ссора. 1ч
10
Всё-таки спор, а не ссора.
1
Ч.1
Стр.
131-138
практикум
Знать: основные компоненты спора; задачи спора;
Уметь: вести спор, соблюдая правила ведения спора; определять задачи спора.
Формирование культуры речевого общения
Раздел 9. Учимся читать учебную книгу 1ч
Тема 1. Виды чтения. 1ч
11
Виды чтения.
1
Ч.1
Стр.
139-146
практикум
Знать: цели и виды чтения, задачи ознакомительного и изучающего чтения
Уметь: применять полученные знания
Содействовать социальной адаптации учащихся
Раздел 10. Учимся отвечать. 2ч
Тема 1. Учимся отвечать. 2ч
12
Учимся отвечать. Начало ответа.
1
Ч.1
Стр.
147-159
практикум
Знать: виды ответов, задачи ответов, как строить ответ, план ответа; первые начальные предложения
Уметь: строить развёрнутый ответ - устный текст, выбирать начало ответа
Формирование
коммуникативной
компетенции
13
Основная часть ответа. Конец ответа.
1
Ч.2
Стр.
6-9
практикум
Знать: построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа. Ключевые слова для доказательства мысли.
Уметь: строить развёрнутый ответ - устный текст, выбирать
Формирование
коммуникативной
компетенции
Раздел 11. Изобретаем…речь. 1ч
Тема 1. Что значит изобретать речь? 1ч.
14
Что значит изобретать речь?
1
Ч.2
Стр.
10-17
практикум
Знать: что такое творчество; две разновидности определений: логические и риторические.
Уметь: создавать текст, используя риторические определения
Формирование мировоззренческого кругозора
Раздел 12. Речевые жанры. 1ч
Тема 1. Как мы различаем речевые жанры? 1ч
15
Как мы различаем речевые жанры?
1
Ч.2
Стр.
20-29
практикум
Знать: понятие «текст». Первичные и вторичные тексты. Речевые жанры. Различие речевых жанров. Жанр представления.
Уметь: различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим
Содействовать социальной адаптации учащихся
Раздел 13. Вторичные тексты. 2ч
Тема 1. Сжатое изложение текста 2ч.
16-17
Сжатое изложение текста
2
Ч.2
Стр.
29-31
Беседа, изложение
Знать: жанры вторичных текстов; подробное и сжатое изложение текста.
Уметь: сжато излагать исходный текст
Формирование
коммуникативной
компетенции
Раздел 14. Аннотация. 2ч
Тема 1. Что такое аннотация? 1ч
18
Что такое аннотация? Разновидности аннотаций.
1
Ч.2
Стр.
32-35
практикум
Знать: что такое аннотация, разновидности аннотаций, обязательные и факультативные элементы аннотации
Уметь: анализировать аннотацию, находить обязательные и факультативные элементы аннотации, определять вид аннотации
Формирование
коммуникативной
компетенции
Тема 2. Аннотируем новые издания.1ч
19
Аннотируем новые издания.
1
Ч.2
Стр.
36-37
практикум
Знать: что такое аннотация, разновидности аннотаций
Уметь: самостоятельно создавать аннотацию на прочитанную книгу
Формирование
коммуникативной
компетенции
Раздел 15. Предисловие.1ч
Тема 1. Что такое предисловие? 1ч
20
Что такое предисловие? Сочиняем предисловие.
1
Ч.2
Стр.
38-45
практикум
Знать: что такое предисловие, разновидности предисловий