Рабочая программа по риторике для 5 класса разработана на основе Программы Т.А. Ладыженской к учебному комплексу " Школьная риторика.5 класс." Программа создавалась для организации работы элективного курса, введенного как региональный компонент,но может использоваться для организации внеурочной деятельности в классах,работающих по ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по риторике для 5 класса »
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике
Данная программа курса «Риторика» регионального компонента базисного учебного плана разработана для класса на основе Программы по риторике к учебнику для 5 класса «Школьная риторика. 5 класс» (автор Т.А.Ладыженская), рекомендованной Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа рассчитана на 34 учебных часа и реализуется в общеобразовательном классе При разработке рабочей программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:
Государственные стандарты основного (общего) и полного (среднего) образования. М.2004 год
Образовательные программы МОУ СОШ на 2014-2015 учебный год
Учебный план на 2014-2015 учебный год
Культура речи – необходимое свойство каждого человека любой страны, ибо без речевой культуры невозможно общение, невозможно совершенствование и развитие общей культуры.
Искусство живого слова имеет давнюю и богатую историю. Оно предшествовало возникновению литературы, во многом питало и питает её до сих пор.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило целиобучения:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
• обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствование умений и навыков письменной речи;
• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Цели программы по риторике:
учиться вежливой речи –значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу;
учиться выражать собственные мысли собственными словами;
успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
В разработанной рабочей программе можно выделить два смысловых блока: «Общение» и «речевые жанры». Первый блок даёт представление о сути взаимодействия между людьми, которое называется общением, о коммуникативной ситуации, её компонентах; о видах общения, о коммуникативной деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи – на основе чего у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.
Второй блок - «Речевые жанры» - даёт представление о стилях языка и речи, о тексте как продукте речевой деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.
Курс носит практический характер, центральное место в программе занимает развитие коммуникативных умений, которые делятся на две группы:
формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;
Планируемые уроки содержат следующие основные компоненты:
речевые разминки;
ортологические разминки;
введение теоретических сведений;
риторическую практику;
импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие неподготовленную речь;
риторические игры.
Эти упражнения, обеспечивающие формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить школьников с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость.
Для того чтобы успешно реализовать программу, необходимо урок строится как урок обучения речи, где каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорит, слушает. При планировании урока учитываются особенности здоровья класса, индивидуальные особенности учащихся, уровень их интеллектуального развития, особенности их психологического состояния. Этому способствуют создание доброжелательной обстановки на уроке, применение здоровьесберегающих технологий.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации рабочей программы необходимо особое оснащение урока. Предполагается, что на уроке будут использованы магнитофон, дидактический материал, видеомагнитофон, раздаточный изобразительный материал, звуковое пособие.
Развернутый тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:
Ладыженская Т.А. Школьная риторика. класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2013
Общение как процесс взаимодействия людей. Речевая ситуация как один из главных компонентов общения. Коммуникативное намерение и коммуникативный акт.
Тема 2. А вместе мы называемся так… 1ч
Языковые средства, выражающие просьбу. Использование голоса в соответствии с ситуацией общения. Важность учёта фактора адресата.
Тема 3. Ваша коммуникативная задача 1ч
Коммуникативная задача и коммуникативное намерение. Использовать языковых средств в соответствии с коммуникативным намерением.
Раздел 2.Виды общения 2ч
Тема 1. Один – немного- много.
Виды общения: один – один, один – немного, один – много. Зависимость выбора тех или иных средств общения от его вида.
Тема 2. Словесное и несловесное общение. 1ч
Словесные инесловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль.
Раздел 3.Главный секрет Демосфена 2ч
Тема 1. Твой голос. Подышим! 1ч
Виды дыхания: поверхностное, ключичное, грудное, смешанное (диафрагматическое), речевое.
Тема 2. Скороговорки и докучные сказки. Кричалки. 1ч
Скороговорка, докучная сказка, кричалка как развлекательные и поучительные жанры. Средства выразительности устной речи. Развитие диапазона громкости голоса. Отработка логического ударения.
Раздел 4. Речь правильная и хорошая 2ч
Тема 1. Речь без ошибок. Чья речь богаче?1ч
Понятие нормы литературного языка. Грамматические, лексические нарушения норм. Правильная речь. Языковые средства, символизирующие богатство речи. Тавталогия.
Знаки правки текста. Недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов. Работа по редактированию письменного речевого высказывания.
Раздел 6.Будьте вежливы 3ч
Тема 1. Что вы знаете о вежливости? 1ч
Этикетные правила речевого поведения. Употребление этикетных слов в соответствии с речевой ситуацией.
Тема 2. Просить – умолять – клянчить 1ч
Повелительные речевые действия и побудительные речевые действия неповелительного характера. Различие между просьбой и командой.
Тема 3. Вежливый отказ 1ч.
Причины отказа, виды отказа: прямой, косвенный, отказ-объяснение. Языковые средства вежливого отказа.
Раздел 7.Учимся слушать 2ч
Тема 1. Слышать – слушать – внимать. 1ч
Почему важно уметь слушать. Роль невербальных средств общения при слушании. Причины, по которым мы не слушаем.
Тема 2.Кто и как слушает. Правила для собеседников1ч
Основные способы слушания. Рефлексивное слушание и нерефлексивное. Выбор способов слушания от ситуации общения. Правила собеседника.
Раздел 8. Учимся читать 1ч
Тема 1. Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать?1ч
Виды чтения. Задачи читающего. Понимание основной мысли текста. Сжатие текста.
Раздел 9. Речевые жанры 3ч
Тема 1. Текст. В мире текстов. 1ч
Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Функционально-смысловые типы речи. Основные способы озаглавливания.
Тема 2. Тема – микротема. Визитная карточка. 1ч
Тема текста. Микротема текста. Связь микротемы с общей темой. Визитная карточка как особый текст.
Тема 3. Текст о тексте.1ч
Текст- единица речи. Содержательная и смысловая сторона текста.
Виды пересказа. Подробный пересказ. Сжатый пересказ. Выборочный пересказ. Пересказ с изменением лица.
Раздел 11. Давайте говорить друг другу комплименты 1ч
Тема 1. Что такое комплименты? Похвала и похвальба. 1ч
Положительная оценка собеседника. Комплимент.Что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов.
Раздел 12. Объявления 1ч
Тема 1. Объявление. Секреты объявлений.1ч
Характерные особенности объявлений. Виды объявлений. Структура объявлений. Положительные и неудачные образцы объявлений.
Раздел 13. «Что произошло хоть раз» 2ч
Тема 1. Что такое рассказ? Как строить рассказ.1ч
Рассказ. Построение рассказа: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Отличие рассказа от других повествовательных текстов.
Тема 2. Запишите свой рассказ.1ч
Раздел 15. Спорить или ссориться 1ч
Тема 1.Спорить или ссориться? 1ч
Отличия спора от ссоры. Правила ведения спора. Аргументация собственного мнения.
Раздел 15. Сочините сказку 2ч
Тема 1. Сочините сказку. Волшебный мир сказок.
Виды сказок. Композиция сказки. Языковые средства сказки.
Раздел 16. Начало моей биографии 2ч
Тема 1. Моя биография. 1ч
Что такое биография. Речевые средства в автобиографии-воспоминании.
Тема 2.Моя родословная. 1ч
Что такое родословная. Родословное древо. Рассказ о своих предках.
Тема 3. Конкурс на лучшего риторика. 1ч
Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов
В результате изучения курса ученики должны знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы;
• объяснять с помощью словаря значение слов;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение,);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо)
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога и диалога;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
дата
Тема
Кол-
во
часов
Материал учебника
Форма учебного
занятия
Требования к уровню подготовки учащихся
Базовые знания
Развитие познавательных
умений
Формирование ценностно-мировоззренческих
ориентаций
Раздел 1. Общение. 3ч
1
Тема 1. Общение. Что значит общаться?
1
Стр.
6-12
вводный
Знать понятия «общение», «коммуникант», для чего нужна речь.
Уметь вступать в речевое общение
Формирование
коммуникативной
компетенции
2
Тема 2.
А вместе мы называемся так…
1
Стр.
12-20
Практикум
Знать: важность учёта фактора адресата
Уметь: пользоваться своим голосом в соответствии с ситуацией общения
3
Тема 3.
Ваша коммуникативная задача
1
Стр.
20-25
Практикум
Знать: что такое коммуникативная задача
Уметь: использовать языковые средства в соответствии с коммуникативным намерением
Раздел 2.Виды общения 2ч
4
Тема 1.
Один – немного- много.
1
Стр.
26-30
Практикум
Знать: виды общения,зависимость выбора тех или иных средств общения от его вида
Уметь: выбирать средство общения
Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение
5
Тема 2.
Словесное и несловесное общение
1
Стр.
30-37
Практикум
Знать: словесные инесловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль
Уметь: уместно пользоваться жестами и мимикой в соответствии с ситуацией общения
Раздел 3.Главный секрет Демосфена 2ч
6
Тема 1.
Твой голос. Подышим!
1
Стр.
38-46
Практикум
Знать: виды дыхания: поверхностное, ключичное, грудное, смешанное. речевое
Уметь: правильно дышать. Пользоваться различными видами дыхания
7
Тема 2.
Скороговорки и докучные сказки. Кричалки.
1
Стр.
48-51
Практикум
Знать: что такое скороговорка, докучная сказка, кричалка
Уметь: отчётливо произносить скороговорку, сочинять кричалку, вступать в речевое общение
Раздел 4. Речь правильная и хорошая 2ч
8
Тема 1.
Речь без ошибок. Чья речь богаче?
1
Стр.
52-68
Практикум
Знать: понятие нормы литературного языка, языковые средства, что такое тавталогия.
Уметь: использовать богатство языка в речи
Содействовать воспитанию культурно-ценностного отношения к русской речи
Уметь: создавать высказывание, добиваясь точности речи
Раздел 5. Учимся писать – редактировать 2ч
10-11
Тема 1.
Учимся писать - редактировать
2
Стр.
80-84
Практикум
Знать: знаки правки текста.
Уметь: находить недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов,редактировать текст, используя знаки правки текста
Содействовать развитию речевой культуры
Раздел 6.Будьте вежливы 3ч
12
Тема 1.
Что вы знаете о вежливости?
1
Стр.
88-93
Практикум
Знать: этикетные правила речевого поведения
Уметь: употреблять этикетные слова в соответствии с речевой ситуацией
13
Тема 2.
Вежливый отказ
1
Стр.
102-112
Практикум
Знать: причины отказа, виды отказа: прямой, косвенный, отказ-объяснение.
Уметь: использовать в речи вежливые виды отказа
14
Тема3.
Просить – умолять - клянчить
2
Стр.
93-102
Практикум
Знать: повелительные речевые действия и побудительные речевые действия неповелительного характера
Уметь: строить связанный ответ, использовать в речипобудительные речевые средства неповелительного характера
Формирование культуры речевого общения
Раздел 7.Учимся слушать 2ч
15
.
Тема 1.
Слышать – слушать - внимать
1
Стр.
113-120
Практикум
Знать: почему важно уметь слушать, роль невербальных средств общения при слушании. Причины, по которым мы не слушаем.
Уметь: понимать важность умения слушать и слышать
Формирование
коммуникативной
компетенции
16
Тема 2.
Кто и как слушает. Правила для собеседников
1
Стр.
120-130
Практикум
Знать: основные способы слушания, правила для собеседника
Уметь: различать способы слушания, выбирать способы слушания от ситуации общения. Соблюдать правила собеседника.
Формирование культуры речевого общения
Раздел 8. Учимся читать 1ч
17
Тема 1.
Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать?
1
Стр.
131-150
Практикум
Знать: задачи читающего, план высказывания, виды чтения
Уметь: извлекать смысл из читаемого текста, составлять развёрнутое устное высказывание, сжимать текст
Содействовать информационной культуре учащихся
Раздел 9. Речевые жанры 3ч
18
Тема 1.
Текст. В мире текстов. Тема – микротема..
1
Часть 2
Стр.
4-20
Практикум
Знать: признаки текста, типы речи, стили речи, понятие микротема, связь микротемы с темой
Уметь: различать признаки текста, типы речи, стили речи, ставить тематические и смысловые вопросы к тексту, восстанавливать текст определять тему текста, находить микротемы,
Формирование
коммуникативной
компетенции
19
Тема 2.
Визитная карточка
1
Часть 2
Стр. 20-21
практикум
Знать: что такое визитная карточка
Уметь: оформлять визитную карточку
Содействовать развитию творческих способностей учащихся
20
Тема 3.
Текст о тексте
1
Часть 2
Стр.
21-27
практикум
Знать: текст- единица речи, содержательную и смысловую сторону текста
Уметь: создавать и воспринимать текст.
Раздел 10.Вторичные тексты 3ч
21-22
Тема 1.
Когда быть вторым…совсем не обидно Что ты знаешь о пересказе?
1
Часть 2
Стр.
28-30,
Стр.
31-50
Практикум
Знать: подробное и сжатое изложение текста, виды пересказа
Уметь: подробно и сжато излагать исходный текст, пересказывать текст
Формирование
коммуникативной
компетенции
23
Тема 2.
Коротко да ясно
1
Стр.
31-50
Практикум
Знать: подробное и сжатое изложение текста, виды пересказа
Уметь: сжато излагать исходный текст,
Формирование
коммуникативной
компетенции
Раздел 11. Давайте говорить друг другу комплименты 2ч
24
-
25
Тема 1.
Что такое комплименты? Тема 2.
Похвала и похвальба.
2
Часть 2
Стр.
51-60
Урок творчества
Знать: что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов.
Уметь: создавать комплимент, используя языковые средства в соответствии с ситуацией общения
Формирование культуры речевого общения
Раздел 12.Объявления 1ч
26
Тема 1.
Объявление. Секреты объявлений
1
Часть 2
Стр.
61-84
Практикум
Знать: характерные особенности объявлений, виды объявлений
Уметь: распознавать тексты-объявления, анализировать положительные и неудачные образцы текстов объявлений, редактировать их, создавать письменные и устные объявления
Формирование культуры логической компетенции
Раздел 13. «Что произошло хоть раз» 2ч
27
Тема 1.
Что такое рассказ? Как строить рассказ
1
Часть 2
Стр.
беседа
Знать: отличие рассказа от сообщения и других повествовательных текстов, построение рассказа
Уметь: создавать рассказ, определять основную мысль рассказа
Формирование
коммуникативной
компетенции
28
Тема 2.
Запишите свой рассказ
1
Часть 2
Стр.
Практикум
Знать: как строить рассказ
Уметь: создавать рассказ, определять основную мысль рассказа
Раздел 14. Спорить или ссориться 1ч
29
Тема 1.
Спорить или ссориться?
1
Часть 2
Стр.
Ролевая игра
Знать: отличие спора от ссоры, правила ведения спора
Уметь: вести спор, соблюдая правила
Формирование культуры речевого общения
Раздел 15. Сочините сказку 1ч
30
Тема 1.
Сочините сказку.
Волшебный мир сказок. Конкурс на лучшего сказочника.
1
Часть 2
Стр.
Практикум
Знать: композицию сказки, особенности сказки
Уметь: создавать сказки
Формирование
коммуникативной
компетенции
Раздел 16. Начало моей биографии 3ч
31
Тема 1.
Моя биография.
1
Часть 2
Стр.
Практикум
Знать: как писать автобиографию
Уметь: писать биографию и автобиографию
Содействовать социальной адаптации учащихся
32
Тема 2.
Моя родословная.
1
Часть 2
Стр.
Практикум
Знать: что такое родословная, родословное древо
Уметь: создавать рассказ о своих предках, рисовать родословное древо
33
Тема 3.
Конкурс на лучшего риторика
1
Игровое занятие
Знать: изученные понятия
Уметь: использовать полученные знания в практике речевого общения