РАБОЧАЯ ПРОГРАММА II ВИДА
по русскому языку
Ступень обучения: основное общее образование, 5-9 классы
Количество часов: 748 Уровень: базовый
Учитель: Левченко Наталья Ивановна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Н. М. Шанского.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и УМК по русскому языку для 5-9 классов Т. Ладыженской, М. Т. Баранова, Н. М. Шанского.
Данная рабочая программа состоит их четырёх тематических блоков (разделов). Разделы 1, 2, 3 соответствуют структуре «Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения», раздел 4 отображает региональный компонент (КУБАН), наполнение которого согласуется с «Обязательным минимумом содержания общего образования по кубановедению», утвержденному решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 г., и составляет 10 – 15 % содержания от объёма примерной программы. Исходя из вышеназванного нормативного документа, данная рабочая программа предусматривает не менее 75 часов с включением регионального компонента (КУБАН) в курс русского языка в 5-9 классах.
Так как учебным планом школы предусматривается 748 часов на изучение русского языка в 5-9 классах, а «Примерной программой основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения» 735 часов, то данная рабочая программа увеличивает количество часов на тематические блоки (разделы): на «Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций» (на 12 часов), на «Региональный компонент (КУБАН)» (на 1 час).
При разработке данной рабочей программы произведена корректировка последовательности изложения тем Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, что связано с особенностями используемого в школе УМК Т. Ладыженской, М. Т. Баранова, Н. М. Шанского (рекомендован Министерством образования и науки РФ, соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, входит в федеральный перечень учебников).
В «Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения» «содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи».1
Данная рабочая программа реализует эту взаимосвязь, учитывая одновременно особенности используемого в школе УМК, и это находит в ней своё отражение: темы разделов 1 (формирование коммуникативной компетенции), 2.3 (правописание) и 4 (региональный компонент – КУБАН) рассчитаны на весь срок обучения и могут перемежать темы других разделов.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе |
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | Всего |
1. | Формирование коммуникативной компетенции | 118 | 33 | 30 | 24 | 14 | 17 | 118 |
2. | Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций 2.1. Общие сведения о языке 2.2. Система языка 2.2.1.Фонетика. Орфоэпия 2.2.2. Морфемика (состав слова) и словообразование 2.2.3. Лексикология и фразеология 2.2.4. Грамматика 2.2.4.1.Морфология 2.2.4.2. Синтаксис 2.3. Правописание: орфография и пунктуация | 533 15 418 20 40 32 326 165 161 100 | 149 3 117 14 14 12 77 46 31 29 | 152 3 125 1 21 15 88 78 10 24 | 96 3 67 2 2 2 61 50 11 26 | 77 1 64 1 1 1 61 1 60 12 | 71 5 57 2 2 2 51 2 49 9 | 545 15 424 20 40 32 332 179 161 100 |
3. | Формирование культуроведческой компетенции | 10 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 10 |
4. | Региональный компонент (КУБАН) | 74 | 20 | 20 | 14 | 10 | 11 | 75 |
ИТОГО: | 735 | 204 | 204 | 136 | 102 | 102 | 748 |
2. Содержание обучения
5 класс
(204 часа)
1. Формирование коммуникативной компетенции
(33 часа)
Речевое общение.
Умение общаться – важная часть культуры человека.
Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.
Сферы речевого общения: бытовая, научная (учебно-научная).
Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Речевая деятельность.
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое). Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка.
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), стиля, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Культура речи.
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
2. Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
(149 часа)
2.1. Общие сведения о русском языке
(3 часа)
Наука о русском языке, ее основные разделы.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе.
2. 2. Система языка
(117 часов)
Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.
2.2.1. Фонетика. Орфоэпия
(14 часов)
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке.
Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.
Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого).
Особенность ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное).
Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).
Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
2.2.2. Морфемика (состав слова) и словообразование
(14 часов)
Морфемика и словообразование как разделы науки о языке.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц.
Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
Морфемные словари русского языка.
Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав.
2.2.3. Лексикология и фразеология
(12 часов)
Лексикология как раздел науки о языке.
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.
Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.
Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.).
Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов.
Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи.
Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.
Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.
2.2.4. Грамматика
(77 часов)
2.2.4.1. Морфология
(46 часов)
Грамматика как раздел науки о языке.
Морфология как раздел грамматики.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных.
Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их родовой отнесённости и особенностей образования форм именительного и родительного падежа множественного числа.
Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного.
Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки.
Правильное употребление имен существительных в речи.
Местоимение как часть речи.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола. Спряжение глаголов. Лицо и число. Правильное употребление глаголов в речи.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
2.2.4.2. Синтаксис
(31 час)
Синтаксис как раздел грамматики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения.
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Текст. Средства связи предложений и частей текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи.
2. 3. Правописание: орфография и пунктуация
(29 часов)
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Употребление строчной и прописной букв.
Правила переноса.
Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
3. Формирование культуроведческой компетенции
(2 часа)
Язык и культура.
Отражение в языке культуры и истории народа.
4. Региональный компонент (КУБАН)
(20 часов)
Фонетика. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка и их нарушения в кубанской диалектной речи (произношение гласных, согласных Г, В, Ф, Р, Л мягких губных, парных звонких в слабой позиции). Влияние диалектного произношения на правописание.
Лексика и фразеология. Особенности кубанских диалектизмов.
Морфемика (состав слова). Словообразование. Ошибки в употреблении приставок и суффиксов, вызванные влиянием говоров.
Морфология. Кубанские диалектные особенности в употреблении рода, числа и падежных форм имен существительных, их преодоление. Особенности образования и употребления краткой формы имен прилагательных в кубанских говорах, их причины и воздействие на речь учащихся. Ошибки в образовании инфинитива, форм прошедшего времени глагола, вызванные диалектным окружением.
6 класс
(204 часа)
1. Формирование коммуникативной компетенции
(30 часов)
Речевое общение.
Сферы речевого общения: социально-культурная, официально-деловая.
Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Речевая деятельность.
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности.
Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка.
Функциональные стиль: официально-деловой.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля.
Основные жанры официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стиля.
Культура речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
2. Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
(152 часа)
2.1. Общие сведения о русском языке
(3 часа)
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.
Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.
2.2. Система языка
(125 часов)
2.2.1. Фонетика. Орфоэпия
(1 час)
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: грамматических форм (возвратных глаголов с -ся, -сь и др.).
2.2.2. Морфемика (состав слова) и словообразование
(21 час)
Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.
Основные способы образования слов.
Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения.
Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово.
Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.
2.2.3. Лексикология и фразеология
(15 часов)
Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.
Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.
Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.
Фразеология как раздел лексикологии.
Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи.
Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование.
Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.
2.2.4. Грамматика
(88 часов)
2.2.4.1. Морфология
(78 часов)
Имя существительное. Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные. Правильное употребление имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки.
Правильное употребление в речи степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных.
Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи.
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и строению. Вопрос о числительных в системе частей речи. Склонение числительных.
Правильное употребление в речи собирательных числительных и падежных форм количественных числительных.
Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте.
Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление в речи личных форм глагола, а также форм повелительного наклонения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
2.2.4.2. Синтаксис
(10 часов)
Словосочетание. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения.
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Текст. Средства связи предложений и частей текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи.
2.3. Правописание: орфография и пунктуация
(24 часа)
Орфография. Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Н и нн в словах разных частей речи.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
3. Формирование культуроведческой компетенции
(2 часа)
Язык и культура.
Русский речевой этикет.
4. Региональный компонент (КУБАН)
(20 часов)
Лексика и фразеология. Лексика ограниченного употребления. Диалектизмы. Местные названия видов рельефа, водоемов, дорог, пастбищ, атмосферных явлений, растений, грибов, ягод, животных, птиц, построек, предметов быта, одежды, обуви; местные обозначения понятий родства, обрядов, праздников и т.п. Лексика профессий, распространенных на Кубани. Лексика и терминология кубанского казачества. Украинизмы в кубанских говорах, причины их распространения, использование в художественной и разговорной речи, фольклоре. Заимствования из других языков, распространенных на Кавказе, северокавказские регионализмы. Диалектная фразеология Кубани, ее использование в устной речи, фольклоре, художественной литературе.
Морфемика (состав слова). Словообразование. Словообразовательные диалектизмы и культура речи учащихся.
Морфология. Особенности образования и употребления сравнительной степени имен прилагательных в кубанских говорах, их причины и воздействие на речь учащихся. Диалектные особенности произношения и образования форм числительных на Кубани, их влияние на правописание. Нарушение норм литературного языка в склонении и образовании личных и притяжательных местоимений под влиянием говоров. Диалектные особенности в произношении вопросительных и определительных местоимений. Богатство и разнообразие словообразовательных вариантов отрицательных и неопределенных местоимений в кубанских говорах, их отношение к литературной норме. Ошибки в образовании возвратных глаголов, вызванные диалектным окружением. Влияние диалектной речи на образование личных форм настоящего (простого будущего) времени глагола. Особенности образования форм повелительного наклонения в кубанских говорах.
7 класс
(136 часов)
1. Формирование коммуникативной компетенции
(24 часа)
Речевое общение.
Сферы речевого общения: общественно-политическая.
Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Речевая деятельность.
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности.
Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка.
Функциональные стили: публицистический.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля.
Основные жанры публицистического (выступление, статья, интервью, очерк) стиля.
Культура речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
2. Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
(96 часов)
2.1. Общие сведения о русском языке
(3 часа)
Национальный язык – единство его различных форм (разновидностей).
Русский язык как развивающееся явление.
2.2. Система языка
(67 часов)
2.2.1. Фонетика. Орфоэпия
(2 часа)
Допустимые варианты произношения и ударения.
Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.).
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
2.2.2. Морфемика (состав слова) и словообразование
(2 часа)
Особенности словообразования слов различных частей речи.
Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
2.2.3. Лексикология и фразеология
(2 часа)
Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.
Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.
Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.
Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике.
Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
2.2.4. Грамматика
(61 час)
2.2.4.1. Морфология
(50 часов)
Правильное употребление имен существительных в речи.
Правильное употребление имен прилагательных в речи.
Правильное употребление числительных в речи.
Правильное употребление местоимений в речи.
Правильное употребление глаголов в речи.
Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.
Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
2. 2. 4. 2. Синтаксис
(11 часов)
Словосочетание. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения.
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Текст. Средства связи предложений и частей текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи.
2.2.3. Правописание: орфография и пунктуация
(26 часов)
Орфография. Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Н и нн в словах разных частей речи.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
3. Формирование культуроведческой компетенции
(2 часа)
Язык и культура.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
4. Региональный компонент (КУБАН)
(14 часов)
Морфология. Ненормативное использование суффикса - т - при образовании страдательных причастий прошедшего времени. Активность суффиксов - учи, - вши при образовании деепричастий в кубанских говорах. Семантическое богатство наречий места, времени, меры и степени в кубанских говорах; соотношение диалектных и литературных наречий; преодоление в речи учащихся ошибок, связанных с употреблением нелитературных наречий местоименного происхождения. Диалектные особенности в образовании сравнительной степени наречий и их отражение в речи учащихся. Смешение в говорах и городском просторечии Кубани пространственных, целевых, объектных, причинных предлогов. Особенности употребления сочинительных
и подчинительных союзов в говорах Кубани, их влияние на культуру речи учащихся. Использование союзов, отсутствующих в литературном языке. Особенности употребления вопросительных и отрицательных частиц в кубанских говорах. Использование частиц, отсутствующих в литературном языке.
8 класс
(102 часа)
1. Формирование коммуникативной компетенции
(14 часов)
Речевое общение.
Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Речевая деятельность.
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности.
Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Культура речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
2. Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
(77 часов)
2.1. Общие сведения о русском языке
(1 час)
Русский язык – национальный язык русского народа.
Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.
2.2. Система языка
(64 часа)
2.2.1. Фонетика. Орфоэпия
(1 час)
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
2.2.2. Морфемика (состав слова) и словообразование
(1 час)
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
2.2.3. Лексикология и фразеология
(1 час)
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
2.2.4. Грамматика
(61 час)
2.2.4.1. Морфология
(1 час)
Правильное употребление имен существительных в речи.
Правильное употребление имен прилагательных в речи.
Правильное употребление числительных в речи.
Правильное употребление местоимений в речи.
Правильное употребление глаголов в речи.
Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
2.2.4.2. Синтаксис
(60 часов)
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Текст. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи.
2.3. Правописание: орфография и пунктуация
(12 часов)
Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
3. Формирование культуроведческой компетенции
(1 час)
Язык и культура.
Выявление единиц языка, в художественной литературе; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
4. Региональный компонент (КУБАН)
(10 часов)
Синтаксис. Ошибки в согласовании и управлении в речи учащихся, их причины и преодоление. Специфика использования страдательных оборотов в двусоставных и односоставных безличных предложениях в говорах Кубани. Ошибки в употреблении страдательных оборотов в речи учащихся.
9 класс
(102 часа)
1. Формирование коммуникативной компетенции
(17 часов)
Речевое общение.
Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Речевая деятельность.
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности.
Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Культура речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
2. Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
(71 час)
2.1. Общие сведения о русском языке
(5 часов)
Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
2.2. Система языка
(57 часов)
2.2.1. Фонетика. Орфоэпия
(2 часа)
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
2.2.2. Морфемика (состав слова) и словообразование
(2 часа)
Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.
2.2.3. Лексикология и фразеология
(2 часа)
Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.
Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.
Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.
Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике.
Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
2.2.4. Грамматика
(51 час)
2.2.4.1. Морфология
(2 часа)
Правильное употребление имен существительных в речи.
Правильное употребление имен прилагательных в речи.
Правильное употребление числительных в речи.
Правильное употребление местоимений в речи.
Правильное употребление глаголов в речи.
Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Использование словарей грамматических трудностей русского языка.
2.2.4.2. Синтаксис
(49 часов)
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.
Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи.
2.3. Правописание: орфография и пунктуация
(9 часов)
Пунктуация. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.
3. Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции
(3 часа)
Язык и культура.
Выявление единиц языка в исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
4. Региональный компонент (КУБАН)
(11 часов)
Диалекты и их отношение к литературному языку. Влияние диалектных условий на культуру речи.
Синтаксис. Особенности построения сложных предложений в разговорной речи и говорах.
3. Перечень контрольных работ
Перечень контрольных работ в Примерной программе не указан. Данная рабочая программа предлагает следующий их перечень.
Вид контроля Класс | Количество контрольных работ |
Контрольные диктанты | Контрольные сочинения | Контрольные изложения |
5 | 8 | 2 | 2 |
6 | 8 | 2 | 2 |
7 | 6 | 2 | 2 |
8 | 5 | 2 | 3 |
9 | 4 | 2 | 3 |
Данная рабочая программа предусматривает проведение контрольных работ не только после завершения изучения разделов, которые отражены в содержании обучения для каждого класса, но и после изучения ряда тем одного раздела, при этом выбор разделов (тем одного раздела) и выбор вида контроля осуществляется исходя из важности изученного материала для формирования знаний, умений и навыков учащихся, а также необходимости итогового или промежуточного контроля.
4. Требования к подготовке учащихся
по русскому языку в 5-9 классах
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
УМК:
1. Бархударов, С. Г., Крючков, С. Е., Максимов, Л. Ю. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
2. Бархударов, С. Г., Крючков, С. Е., Максимов, Л. Ю. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
3. Ладыженская, Т. А., Баранов, М. Т., Тростенцова, Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
4. Ладыженская, Т. А., Баранов, М. Т., Тростенцова, Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
5. Ладыженская, Т. А., Баранов, М. Т., Тростенцова, Л. А. и др. Русский
язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
6. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения.
КИМы:
1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.
2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс / Составитель Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / Составитель Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Составитель Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Составитель Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Составитель Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
7. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература:
8. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2009.
9. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 9 классе. – М.: Просвещение, 2008.
10. Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – М.: ВАКО, 2007.
11. Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
12. Ладыженская, Т. А., Зельманова, Л. М. Практическая методика русского языка. 5 класс. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
13. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. 8 класс. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008.
14. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. 9 класс. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008.
15. Никитина, Е. И. Русская речь. 5 – 7 классы. – М.: Дрофа, 2007.
16. Никитина, Е. И. Русская речь. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
17. Никитина, Е. И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2011.
18. Фёдорова, М. В. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007.
Интернет-ресурсы:
19. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27], 2013.
20. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm], 2013.
21. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110], 2013.