Просмотр содержимого документа
«ПРограмма предметного курса по русскому языку 10 кл»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Главной особенностью ЕГЭ по русскому языку состоит в полноте охвата курса русского языка: выполнить 39 заданий по всем основным разделам школьного курса. На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать при выполнении задания С - написании сочинения-рецензии. В связи с этим актуальным является развитие речеведческих способностей учащихся. С начала эксперимента по введению Единого государственного экзамена педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕГЭ. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке. Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен.
Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Цели элективного курса:
гуманитарное развитие учащихся;
развитие творческих способностей личности;
овладение учащимися свободной письменной речью;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку;
совершенствование практической грамотности;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
самостоятельная работа;
работа в группах, парах;
индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Своеобразие и специфика данной Программы элективного курса состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс – 33 часа в неделю, 11 класс – 33 часа в неделю; всего 66 часов, чтобы при существующем режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретический аппарат курса.
Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2018-2019 учебного года.
Орфография: правописание НЕ и НИ. Основные способы словообразования.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. Сложное предложение с различными видами связи.
Текст. Средства связи предложений в тексте.
Лингвистический анализ текста.
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей.
Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
Экспертная оценка творческих работ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Прогнозируемый результат
Программа занятий предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
Основные функции языка.
Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
Основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.