Программа факультативного курса в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа факультативного курса в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Факультатив «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» рассчитан на учащихся
9 класса общеобразовательных школ. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г.
Учебник: «Русский язык, 9 класс.- Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2011 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»»
Пояснительная записка
Факультатив «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» рассчитан на учащихся
9 класса общеобразовательных школ. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г.
Учебник: «Русский язык, 9 класс.- Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2011 г.
Актуальность
Данный факультатив дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ, способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, успешному прохождению итогового контроля, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. Кроме того, факультативный курс направлен на организацию систематической работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания..
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ
Задачи курса:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» состоит из трех основных разделов:
1.Сжатое изложение.
2.Сочинение.
3.Решение тестовых заданий формата ГИА.
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ГИА содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
При подготовке к сочинению-рассуждению нужно помнить, что задание в демоверсии 2016 г. изменилось, поэтому рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.
Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом.
Задание 2 проверяет глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Задания 3-14 проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
В качестве учебного пособия используется для данного курса учебное пособие Сениной, Гармаш. Русский язык. ОГЭ-2016. Тематический тренинг. 9 класс. – М.: Легион, 2015: Сениной, Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки. – М.: Легион, 2015.
Учебно-тематический план
Раздел
Кол-во часов
В том числе
Практические работы
Контрольные
работы
1. Введение.Значение курса, его задачи.
2
2.Текст. Сжатое изложение
5
4
3. Текст. Сочинение
7
2
1
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.
17
1
5. Заключение. Итоговый контроль.
3
2
ИТОГО
34
6
4
Основное содержание
1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (5 часов).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение (7 часов).
Критерии оценки сочинения. Структура сочинения. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении, по проблеме текста и на морально-этическую тему. Критерии оценки задания.
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (17 часов).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
5. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).
Диагностическая работа. Анализ ошибок.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
дата
Примеча
ние
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16-
18
19
20
21
22
23-
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).
Особенности ОГЭ по русскому языку в новой форме: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией.
Организация и технология проведения ОГЭ по русскому языку. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (5 часов).
Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
Контрольная работа 1. Написание сжатого изложения.
3. Текст. Сочинение (7 часов).
Сочинение на экзамене. Критерии оценки. Структура сочинения.
Учимся формулировать тезис.
Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.
Учимся писать вывод сочинения.
Практическая работа 4: Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.
Практическая работа 5: Создание сочинения-рассуждения по проблеме.
Практическая работа 6. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
4.Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (17 часов).
Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Задание 2.
Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание 3.
Правописание приставок. Задание 4.
Правописание суффиксов. Задание 5.
Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. Задание 6.
Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Задание 7.
Грамматическая основа предложения. Задание 8,11.
Предложения с однородными членами. Задание 9.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Задание 9.
Предложения с вводными словами и обращениями. Задание 10.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Задание 12-14.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Задание 12-14.
Сложные предложения с различными видами связи. Задания 13.
Контрольная работа 3. Тест.
5. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).
Диагностическая работа в форме ГИА.
Диагностическая работа в форме ГИА
Анализ ошибок.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;
лексические явления в языке;
грамматические явления в языке.
Учащиеся должны уметь:
создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста,
аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
Перечень учебно-методического обеспечения
Словари и справочники
1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.