Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»»
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» составлена на основе программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. – М.: Мнемозина, 2014, с учетом заданий КИМ ОГЭ- 2020 по русскому языку
Преподавание факультативного курса в 2017-2018 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
СОШ №5, утвержденная педагогическим советом №1 от 31.08.2017 г.;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. №1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 г. № 38, приказом Минобрнауки России от 21 апреля 2016 г. №459, приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016 г. №1677, приказом Минобрнауки России от 8 июня 2017 г. №535, приказом Минобрнауки России от 20 июня 2017 г. №581, приказом Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629).
Место учебного курса в обучении
Данная программа рассчитана на 34 учебные недели (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного курса
1. Подготовка к написанию изложения (6 ч).
1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
2. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч).
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2)
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3)
3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. (Задание 4)
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)
7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8)
8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9)
9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10)
10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11)
11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12)
12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13)
13. Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14)
3.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч).
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
4. Контроль знаний (4 ч).
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
Учебно-тематический план:
№
п\п
Наименование разделов
Максимальная нагрузка учащихся
Из них:
Теоретическое обучение
Практикумы
Уроки контроля
1
Подготовка к написанию изложения
6
2
2
2
2
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом
17
-
15
2
3
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
7
2
3
2
4
Контроль знаний
4
-
-
4
Всего:
34
4
20
10
Календарно-тематическое планирование факультатива
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе
№п/п
Дата
Название раздела. Тема урока
Кол-во часов
план
факт.
1-2
Подготовка к написанию изложения (6 ч).
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.
2
3
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
1
4
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
1
5
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
1
6
Сжатое изложение.
1
7
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч).
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2)
1
8
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3)
1
9
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. (Задание 4)
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7)
1
12
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8)
1
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9)
13
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10)
1
14-15
Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11)
2
16-17
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12)
2
18-19
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13)
2
20-21
Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14)
2
22-23
Выполнение заданий 2-13.
2
24
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч).
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
1
25
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
1
26
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
1
27
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1)
1
28
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.2)
1
29
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.3)
1
30
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.