Программа внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе»
Программа внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе»
Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию правил орфграфии и пунктуации. Удляется внимание и культуре речи,речевым и грамматическим ошибкам,редактированию творческих работ.
Целью занятий является обеспечение подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Согласовано Зам.директора по ВР _____________ Г.С.Сафиуллина «31 » 08. 2015г. Протокол №1
Утверждаю Директор МОБУ СОШ№16 ______________ О.В.Разорвина Приказ № 249«01 » 09.2015г.
Программа
внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе»
Срок реализации: 2015-2016 учебный год
Учитель Нурисламова Светлана Николаевна
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности МОБУ СОШ №16 на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Законом Республики Башкортостан от 01.07. 2013 года № 696–з «Об образовании в Республике Башкортостан»,
- Приказа Министерства образования РБ № 905 от 29.04. 2015г. «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год»,
- приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.06.2011г. № 1994);
- приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Программа подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993), обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.
Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне общего и среднего (полного) общего образования и основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Программа внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год создаёт условия
для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» и элективного курса.
Цельзанятий:
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Сроки реализации: 2015-2016 учебный год. Программа рассчитана на 34 недели- 34 часа(1 час в неделю)
Методы ,формы работы, используемые технологии.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2 )репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый,или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1)развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4)здоровьесберегающие
Тематический план
№
Тема
Внеурочное занятие (тема,название)
Кол-во часов
1-2
Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.
2
3
Сжатое изложение
Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста .Отработка приема исключение.
1
4
Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.
1
5
Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение.
1
6
Задание 1. Выбор приемов сжатия.
1
7
Задание 1.Написание сжатого изложения
1
8
Сочинение
Задание 15.1,15.2,15.3.
Критерии оценки заданий. Структура сочинения.
1
9
Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся формулировать тезис.
1
10
Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся аргументировать.
1
11
Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему(15.2)
1
12
Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему(15.2)
1
13
Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы(15.3)
Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).Задание 7
1
25
Грамматическая основа предложения .Задание 8,11
1
26
Обособленные члены предложения .
Задание 9
1
27
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Задание 10
1
28
Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении.
Задание 12
1
29
Сложные предложения с различными видами связи. Задание 13
1
30
Сложные бессоюзные предложения .
Задание 14
1
31
Выполнение тестовых заданий.
1
32
Выполнение тестовых заданий.
1
33
Выполнение тестовых заданий.
1
34
Диагностическая работа в форме ОГЭ
1
Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009.
Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010.
Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008.
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2009
Калндарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе»
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
по плану
Дата проведения по факту
Примечание
1-2
Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.
2
07.09
14.09
3
Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста .Отработка приема исключение.
1
21.09
4
Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.
1
28.09
5
Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение.
1
05.10
6
Задание 1. Выбор приемов сжатия.
1
12.10
7
Задание 1.Написание сжатого изложения
1
19.10
8
Задание 15.1,15.2,15.3.
Критерии оценки заданий. Структура сочинения.
1
26.10
9
Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся формулировать тезис.
1
09.11
10
Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся аргументировать.
1
16.11
11
Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему(15.2)
1
23.11
12
Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему(15.2)
1
30.11
13
Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы(15.3)