Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для учащихся 9 класса»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для учащихся 9 класса
преподавателя русского языка и литературы Гузановой С.В.
Казань-2022
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9 класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2022-2023 учебный год .
На изучение данного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Цели и задачи курса
Цели изучения курса: Эффективная организация работы по подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку. Закрепление навыков решения тестовых заданий, написания сочинения и изложения.
Задачи курса:
формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
• анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
• анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
• анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
• тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
• создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
• редактирование собственного текста;
• применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
• соблюдение в практике письма основных норм языка;
• использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) овладение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств, в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание планирования.
Подготовка к написанию изложения (6 ч)
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)
1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)
2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)
3.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)
4.Орфографический анализ слова (Задание 5.)
5. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 ч)
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний- 3 ч
Пробный экзамен в формате ОГЭ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс (34 часа)
№ п/п
Тема занятия
К-во час.
Дата проведения
1.
Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
1
2.
Подготовка к написанию изложения. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.
1
3.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
1
4.
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.
1
5.
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
1
6.
Сжатое изложение.
1
7.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2).
1
8.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). Анализ вариантов ОГЭ
1
9.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3).
1
10.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3).Анализ вариантов ОГЭ.
1
11.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).
1
12.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).Анализ вариантов ОГЭ.
1
13.
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Безударные гласные в корне. (Задание 5).
1
14.
Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.Чередующиеся корни. (Задание 5).
1
15.
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).
1
16.
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).Анализ вариантов ОГЭ.
1
17.
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7).
1
18.
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). Анализ вариантов ОГЭ.
1
19.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8).
1
20.
Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Слово в контексте. (Задание 8).
1
21.
Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ .
1
22.
Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ .
1
23.
Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ .
1
24.
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
1
25.
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
1
26.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
1
27.
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.1).
1
28.
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2).
1
29.
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3).
1
30.
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.
1
31.
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.
1
32.
Пробный экзамен в формате ОГЭ. Написание изложения.
1
33-34.
Пробный экзамен в формате ОГЭ. Выполнение заданий 2-8 и сочинение 9.2 или 9.3
2
Список рекомендуемой учебно-методической и справочной литературы
Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2011.
Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012.
Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2023.