Программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 6 класс
Программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 6 класс
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Предлагаемая образовательная программа «Юный филолог» для работы с учащимися 6 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.
Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.
Программа содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к слову, его истокам.
Программа «Юный филолог» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.
Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности школьников 6 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.
Занятия проводятся с постоянным составом детей человек 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 6 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Федоровская средняя общеобразовательная школа №2
с углублённым изучением отдельных предметов»
«Утверждаю» Директор___________________
МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов» С.В.КАПИТОНОВ Приказ № 427 от «28» августа 2014 г.
Программа внеурочной деятельности
(научно-познавательное)
направление
Объединение:«Тайны русского языка»
6 класс
Составитель:
Маврина Ольга Григорьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Федоровская СОШ №2
с углублённым изучением
отдельных предметов»
пгт Федоровский, 2014 г.
1. Пояснительная записка
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Предлагаемая образовательная программа «Юный филолог» для работы с учащимися 6 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.
Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.
Программа содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к слову, его истокам.
Программа «Юный филолог» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.
Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности школьников 6 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.
Занятия проводятся с постоянным составом детей человек 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения.
Цель программы:
углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие способности критически относиться к услышанному.
3. Воспитательные:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения;
- формирование профессионального интереса к лингвистике;
- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; защита рисунков, рефератов; научно-практические конференции, презентация книги, подготовка сообщений, научный дебют, устный журнал, литературно – музыкальная гостиная);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию реферата и защита его, написание заметки в газету).
Методы:
- словесный;
- игровой;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- наглядно-демонстрационный;
- проблемный.
Межпредметные связи:
- русский язык;
- литература;
- история;
- музыка;
- живопись;
- английский, латинский язык
- биология;
- география;
- краеведение.
Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология и стилистика.
2. Ожидаемые результаты.
Обучающие должны знать:
- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- назначение лингвистических словарей;
- историю современного русского письма;
- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных – языковедов;
- приёмы работы с текстом;
- художественно – выразительные средства языка.
Обучающие должны уметь:
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;
- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и татарского народов.
Оборудование и материалы:
- научно-популярные книги о русском языке;
- лингвистические словари;
- тексты художественных произведений;
- олимпиадные задания;
- тесты;
- образцы рефератов, деловых бумаг;
- памятки «Работа над планом», «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;
- материалы стенда «Учись учиться»;
- портреты учёных – языковедов;
- рисунки и творческие работы учащихся;
- магнитофон и аудиокассеты;
- компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.
3. Документы и материалы, с учётом которых составлена программа
Закон РФ «Об образовании».
Морозова М.М. Методические рекомендации по организации внеклассной работы по русскому языку. /М.М. Морозова// Виды внеклассной работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1998. – 269с.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. /Л.Т. Григорян. – М.: Просвещение, 1988. – 204с.
Акимова М.К., Козлова В.М. Способность и одарённость. /И.В. Дубровина// Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991. – 190с.
Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта: сб. нормативных документов. – М.: Дрофа,2009.
4. Содержание
Тема 1. О русском языке
Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?»
Составление таблицы «Славянские языки».
Подбор пословиц и поговорок о языке (на русском и латинском языках). Объяснение смысла понравившейся пословицы.
Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.
Конкурс художественного слова по теме «Осень в творчестве русских поэтов 19 века».
Тема 2. История языка
Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?
Беседа «Письменность и книга на Руси»
Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.
Тема 3. Фонетика и орфоэпия
Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.
Конкурс скороговорок.
Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушения орфоэпических норм.
Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой.
Тема 4. Лексика
Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам.
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова».
Устный журнал «Ты и твоё имя».
Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.
Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.
Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону).
Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм.
Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).
Тема 5. Словообразование
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке (сравнение с английским языком).
Способы словообразования
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
Решение словообразовательных уравнений.
Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.
Орфографическое словообразование
Тема 6. Морфология
Переход собственных имён существительных в нарицательные.
Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.
Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Морфологические средства связи предложений в тексте.
Грамматический турнир.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
«Утверждаю» Директор___________________МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов» С.В.КАПИТОНОВ Приказ № 427 от «28» августа 2014 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 6а
Учитель Маврина Ольга Григорьевна
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час;
на 2013 – 2014 учебный год
№
дата
Тема учебного занятия 5 класс
Всего часов
Содержание деятельности
ИКТ
план
факт
Теоретическая часть/
формы
Практическая часть/формы
1 четверть
О русском языке
7
2
5
1
1-6.09
Введение. Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?»
1
1
Использование Microsoft Office PowerPoint
http://www.razumniki.ru/
2
8-13.9
Составление таблицы «Славянские языки».
1
1
3
15-20.9
Подбор пословиц и поговорок о языке. Объяснение смысла понравившейся пословицы.
1
0,5
0,5
4
22-27.9
Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
1
1
5
29-4.10
Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
1
0,5
0,5
6
6-11.10
Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.
1
1
7
13-18.10
Конкурс художественного слова по теме «Осень в творчестве русских поэтов 19 века».
1
1
История языка
3
1
2
8
20-25.10
Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?
1
1
9
27-1.11
Беседа «Письменность и книга на Руси»
1
1
2 четверть
10
10-15.11
Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.
1
1
Фонетика и орфоэпия
4
0
4
11
17-22.11
Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.
1
1
12
24-29.11
Конкурс скороговорок.
1
1
13
1-6.12
Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы.
Нахождение нарушения орфоэпических норм.
1
1
14
8-13.12
Литературно – музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой.
1
1
Лексика
9
2
7
15
15-20.12
Подбор синонимов и антонимов к иноязычным словам.
1
0,5
0,5
16
22-27.12
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.
1
1
3 четверть
17
12-17.1
Конкурс рисунков по теме «Фразеологизмы», «Омонимы», «Многозначные слова».
1
1
18
19-24.1
Устный журнал «Ты и твоё имя».
1
1
19
26-31.1
Работа со словарём паронимов. Различие созвучных слов.
1
1
20
2-7.2
Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.
1
1
21
9-14.2
Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону).
1
1
22
16-21.2
Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм.
1
1
23
23-28.2
Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).
1
0,5
0,5
Словообразование
6
3
3
24
2-7.3
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке (сравнение с английским языком)
1
1
25
9-14.3
Способы словообразования
1
0,5
0,5
26
16-21.3
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
1
1
4 четверть
27
30-4.4
Решение словообразовательных уравнений.
1
1
28
6-11.4
Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.
1
1
29
13-18.4
Орфографическое словообразование
1
0,5
0,5
Морфология
6
1
3
30
20-25.4
Переход собственных имён существительных в нарицательные.
1
0,5
0,5
31
27-2.5
Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических оборотах.
1
1
32
4-9.5
Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
1
1
33
11-16.5
Морфологические средства связи предложений в тексте.
1
0,5
0,5
34
18-23.5
Грамматический турнир.
1
1
35
25-30.5
Фестиваль талантов
1
1
ИТОГО
35
9
26
Методическая литература
Акимова М.К. Способности и одарённость. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова//Рабочая книга школьного психолога.–М.: Просвещение, 1991.–330с.
Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: Просвещение, 1971.–143с.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.–205с.
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.–253с.
Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. / В.В. Иванов, З.А. Потиха.–М.: Просвещение, 1985.–160с.
Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание: учебное пособие для студентов пед. институтов. / Б.А. Ларин, Б.Л. Богородский, Н.А. Мещерский.–М.: Просвещение, 1977.–224с.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. / В.В. Львов.–М.: Просвещение, 1989.–141с.
Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.–М.: Знание, 1976.–142с.
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.
Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968.–267с.
Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994.–188с.