Программа по самообразованию по теме: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Программа по самообразованию по теме: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
по теме: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся
на уроках русского языка и литературы»Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве. На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по самообразованию по теме: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»»
МКОУ «Строевская СОШ»
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
по теме: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся
на уроках русского языка и литературы»
Автор программы - учитель русского языка и литературы МКОУ «Строевская СОШ»
Васильева Сюзанна Гамлетовна
2015 г.
Пояснительная записка.
Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом.Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит "отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения: формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции. Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.
Языковая компетенция
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями
Коммуникативная компетенция.
В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин «речевая» компетенция.Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Цели программы:
- Формирование у обучающихся речевой и языковой компетенции.
- Формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.
Задачи программы:
1. Внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся.
2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
3. Создание условий на уроках русского языка и литературы для речетворчества обучающихся.
Срок реализации программы:2015 – 2019 гг.
Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет. Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила: оказывается, пять-шесть часов в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества. Речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература? Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные компетенции.
На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Формирование коммуникативных и языковых компетенций.
Компетенции
Общепредметные компетенции
Русский язык и литература
Коммуникативная компетенция
Устный диалог
Задавание вопросов собеседнику. Конструирование ответа на вопрос.
Диалог в письменной форме
Самопрезентация в форме резюме.
Полилог(коллективная дискуссия)
Ролевая форма представления текста произведения.
Языковая компетенция
Письмо
Орфографическая и пунктуационная грамотность. Составление документации.
Речь
Орфоэпические нормы.
Чтение
Выразительность, эмоциональность
Методы, формы, ориентированные на развитие компетенций:
Компетенции:
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
Коммуникативная компетенция
все формы учебного диалога;
доклады и сообщения;
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
обсуждения, дискуссии, диспуты;
выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
Этапы работы:
Элементы работы
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
Время работы
Подготовительный этап
Изучение методической литературы, выбор темы
Сентябрь – октябрь 2015г.
Теоретический этап
Изучение теоретической литературы по данной теме, разработка плана работы;
Разработка методической копилки с материалами по теме
Октябрь 2015- май 2016 г.
2016 – 2017, 2017-2018 учебные годы
Практический этап
Использование разработанных упражнений на уроках русского языка и литературы
Сентябрь 2017 – май 2019 г.
План самообразования на 2015-2016 учебный год
Содержание
Мероприятия
Срок выполнения
Изучение нормативных документов
Закон об образовании
Стандарты нового поколения
Рабочие программы
Сентябрь – октябрь 2015г.
Участие в разработке программ; разработка плана работы по теме
Разработка рабочих программ элективного курса, русского языка и литературы; плана работы
Сентябрь-октябрь
Изучение теоретической литературы по данной теме
Методические пособия, рекомендации учителю русского языка и литературы;
Интернет-ресурсы;
В течение года
Овладение новыми методиками, УМК
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
В течение года
Подготовка материалов в методический уголок кабинета
Методика подготовки к ОГЭ;
Как правильно написать сочинение по русскому языку, по литературе
В течение года
Обобщение опыта работы, взаимопосещаемость
Открытые уроки, посещение открытых уроков
В течение года
Подготовка материалов для публикации (дополнительные занятия)
Написание статей в газету
В течение года
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы:
Обучающиеся должны:
понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
осознавать содержание текста;
фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;
дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;
осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия.
заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.
использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).