kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по самообразованию по теме: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме: «Формирование речевой и языковой  компетенций обучающихся

на уроках русского языка и литературы»Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве. На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по самообразованию по теме: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»»

МКОУ «Строевская СОШ»



ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся

на уроках русского языка и литературы»

 

Автор программы - учитель русского языка и литературы МКОУ «Строевская СОШ»

Васильева Сюзанна Гамлетовна

       























2015 г.

Пояснительная записка.

Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве. На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом. Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит "отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения: формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции. Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

Языковая компетенция

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями

Коммуникативная компетенция.

 В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин «речевая» компетенция.Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).

     Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

 Цели программы:

- Формирование у обучающихся речевой и языковой компетенции.

- Формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.



Задачи программы:

1. Внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся.

2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.               

3. Создание условий на уроках русского языка и литературы для речетворчества обучающихся.

Срок реализации программы: 2015 – 2019 гг.




















Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет. Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила: оказывается,   пять-шесть часов  в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества. Речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература? Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные компетенции.

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Формирование коммуникативных и языковых компетенций.

Компетенции

Общепредметные компетенции

Русский язык и литература

Коммуникативная компетенция

Устный диалог

Задавание вопросов собеседнику.
Конструирование ответа на вопрос.

Диалог в письменной форме

Самопрезентация в форме резюме.

Полилог(коллективная дискуссия)

Ролевая форма представления текста произведения.

Языковая компетенция

Письмо

Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Составление документации.

Речь

Орфоэпические нормы.

Чтение

Выразительность, эмоциональность

Методы, формы, ориентированные на развитие компетенций:

Компетенции:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Коммуникативная компетенция

  • все формы учебного диалога;

  • доклады и сообщения;

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;

  • обсуждения, дискуссии, диспуты;

  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);

  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;

  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.


Этапы работы:



Элементы работы

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Время работы

Подготовительный этап

Изучение методической литературы, выбор темы

Сентябрь – октябрь 2015г.

Теоретический этап

Изучение теоретической литературы по данной теме, разработка плана работы;


Разработка методической копилки с материалами по теме

Октябрь 2015- май 2016 г.




2016 – 2017, 2017-2018 учебные годы

Практический этап

Использование разработанных упражнений на уроках русского языка и литературы

Сентябрь 2017 – май 2019 г.








План самообразования на 2015-2016 учебный год


Содержание

Мероприятия

Срок выполнения

Изучение нормативных документов

Закон об образовании

Стандарты нового поколения

Рабочие программы

Сентябрь – октябрь 2015г.

Участие в разработке программ; разработка плана работы по теме






Разработка рабочих программ элективного курса, русского языка и литературы; плана работы






Сентябрь-октябрь








Изучение теоретической литературы по данной теме

Методические пособия, рекомендации учителю русского языка и литературы;

Интернет-ресурсы;


В течение года

Овладение новыми методиками, УМК

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

В течение года

Подготовка материалов в методический уголок кабинета

Методика подготовки к ОГЭ;

Как правильно написать сочинение по русскому языку, по литературе


В течение года

Обобщение опыта работы, взаимопосещаемость

Открытые уроки, посещение открытых уроков

В течение года

Подготовка материалов для публикации (дополнительные занятия)

Написание статей в газету

В течение года



Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы:

Обучающиеся должны:

  • понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • осознавать содержание текста;

  • фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

  • определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;

  •       дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;   выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;

  • осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его вос­приятия.

  • заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.

  • использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Васильева Сюзанна Гамлетовна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 313169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402648945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства