Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык" составлена таким образом, чтобы способствовать развитию у детей познавательных интересов, формировать стремление ученика к размышлению и поиску, развивать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Программа позволит развить различные виды памяти, внимание, воображение и сформировать универсальные учебные действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Занимательный русский язык" »
Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составленав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана учителем начальных классов И.И. Буториной на основе программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Программа адресована учителям 4-х классов, реализующих ФГОС начального общего образования во внеурочной деятельности. Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 10 лет.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных надостижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагаютуровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Курс включает 34 занятия – в4 классе: 1 занятие в неделю. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей). Каковы же особенности занятий по РПС и в чём их отличия от школьных уроков? Прежде всего, занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных в рабочих тетрадях заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий.
Примернаяформа проведения каждого занятии:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10-15 минут).
Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПОИСКОВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ (10-12 минут).
Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребенка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут),
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку». Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся не только на умении красиво писать, но и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
В тетрадях предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребёнок, решая логически-поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. Ребёнка можно вначале заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем от задания.
При индивидуальных занятиях, по усмотрению взрослого, некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Пусть ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее.
«Сильные» дети могут работать с заданиями, предложенными в рабочих тетрадях, индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая инструкция, а взрослый контролирует, правильно ли ребёнок его выполнил. Более «слабые» дети работают коллективно, под руководством взрослого. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Для проведения занятий по РПС разработан небольшой учебно-методический комплект, состоящий из:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях;
в) программы курса.
В рабочие тетради включены специально подобранные логическо-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учётом возрастных особенностей и возможностей детей 9-10 лет, часть - составлена автором пособия.
Учитель, работающий по данным тетрадям, может вносить необходимые изменения в то или иное задание, исключать что-либо, исходя из возможностей класса и своих, оценивать эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать тому или иному ребёнку.
Остановимся подробнее на заданиях, включённых в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:
— задания на развитие внимания; задания на развитие памяти;
— задания на совершенствование воображения;
— задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, докакого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношении.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объёма материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Ученик научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные
Ученик сможет научиться:
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Ученик сможет научиться:
понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные
Ученик научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Ученик сможет научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметный результат:
Ученик научится:
Целенаправленно сосредотачиваться;
Применять специальные приемы для лучшего запоминания;
Строить правильные суждения;
Сравнивать различные объекты;
Выполнять простые виды анализа и синтеза;
Устанавливать связи между понятиями;
Комбинировать и планировать;
Самостоятельно действовать;
Принимать решения;
Управлять собой в сложных ситуациях;
Работать в группе.
Содержание занятий:
№
Развиваемые способности.
1.
Вводное занятие «Математика – царицанаук»
2.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
3.
Как люди научились считать.
4-5.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
6.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
27.
Обратные задачи.
28.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
29.
Практикум «Подумай и реши».
30.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
31.
Задачи с изменением вопроса.
32.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
33.
Решение задач международной игры «Кенгуру».
34.
Математический КВН. Круглый стол «Подведем итоги». Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года
Познакомить уч-ся с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
Уч-ся научатся называть числа до 100 (1000 и 1 млн.) в порядке их следования при счёте; называть числа, следующие и предшествующие данным; выполнять сложение и вычитание в пределах 100; работать по плану; сопоставлять свои действия с поставленной задачей.
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ.
Применять алгоритмы письменных вычислений в пределах 1000 для решения более сложных задач.
Работать в паре, группе.
Находить и исправлять неверные высказывания.
Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанное мнение.
Предметные: развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о математике. Приводить примеры, убедительные доводы, которые подтверждают великое значение математики в жизни человека. Учащиеся учатся называть числа в порядке их следования при счёте, числа, последующие и предыдущие для данных.
Личностные: формировать социальную роль ученика, положительное отношение к учению.
Метапредметные: называть
последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду). (П).
Сотрудничество с учителем, одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. (К).
Ставить (с помощью учителя), понимать и удерживать учебную задачу.
Самостоятельно
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Оценка устных ответов.
2.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Выполнение заданий по рабочей тетради на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Выполнять задания на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Называть правильно многозначные числа в заданной учителем последовательности, «соседей» числа, «больше», «меньше» и т.д. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ.
Применять алгоритмы письменных вычислений в пределах 1000 для решения более сложных задач.
Работать в паре, группе.
Находить и исправлять неверные высказывания.
Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанное мнение.
Предметные: различать и выполнять задания на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Называть правильно многозначные числа в заданной учителем последовательности, «соседей» числа, «больше», «меньше» и т.д.
Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о математике. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.
Писать правильно многозначные числа.
Личностные: уметь объяснять роль математики в жизни человека. Понимать, что правильная устная математическая речь является показателем знаний по математике и культуры человека, в целом. Формировать личное отношение к математике.
Метапредметные: уметь работать с учебником и разными источниками информации; Анализировать высказывания великих математиков об этой науке. (П). Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К).
Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р).
Оценка устных ответов.
3.
Как люди научились считать.
Познакомить уч-ся с материалом из истории развития математики. Учиться решать занимательные задания, связанных со счётом различных предметов.
Применять приёмы устного счёта при выполнении заданий учителя, как в историческом прошлом, так и в современной действительности. Знать историческое прошлое своего народа. Выполнять задания учителя, коррегирующую гимнастику для глаз. Уметь правильно формулировать свои задания для выполнения учениками класса (быть в роли учителя). Работать в паре, группе.
Находить и исправлять неверные высказывания.
Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанное мнение.
Предметные: познакомить с историей возникновения счёта. Учиться применять приёмы устного счёта при выполнении заданий учителя, как в историческом прошлом, так и в современной действительности.
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Воспитывать нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания учебного материала.
Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), использовать приобретенные знания и умения; (П).
Составление плана и последовательности действий (Р).
Уметь полно и чётко давать ответ на поставленный вопрос. (К).
Оценка устных ответов.
4-5.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Выполнение заданий по рабочей тетради на развитие концентрации внимания, совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ.
Применять алгоритмы письменных вычислений в пределах 1000 для решения более сложных задач.
Работать в паре, группе.
Находить и исправлять неверные высказывания.
Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанное мнение.
Предметные: различать и выполнять задания на развитие концентрации внимания. Развивать умения решать нестандартные задачи под руководством учителя.
Называть правильно многозначные числа в заданной учителем последовательности, «соседей» числа, «больше», «меньше» и т.д.
Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.
Писать правильно
Личностные: уметь объяснять роль математики в жизни человека. Понимать, что правильная устная математическая речь является показателем знаний по математике и культуры человека, в целом. Формировать личное отношение к математике.
Метапредметные: уметь работать с учебником и разными источниками информации; Анализировать высказывания великих математиков об этой науке. (П).
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р).
Оценка устных ответов.
6.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Выполнение заданий на совершенствование мыслительных операций. Развивать умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания.
Выполнять задания на тренировку внимания, придумывать свои задания, аналогичные заданиям в рабочей тетради.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать более удобный способ. Объяснять, аргументировать свою точку зрения.
Применять алгоритмы письменных вычислений в пределах 1000 для решения более сложных задач.
Работать в паре, группе.
Находить и исправлять корректно неверные высказывания партнёра.
Излагать и отстаивать своё мнение, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанное мнение.
Предметные: различать и выполнять задания на развитие концентрации внимания, совершенствовать мыслительные операции.
Развивать умения решать нестандартные задачи под руководством учителя.
Называть правильно многозначные числа в заданной учителем последовательности, «соседей» числа, «больше», «меньше» и т.д.
Писать правильно графические диктанты.
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Формировать личное отношение к математике.
Метапредметные: уметь работать с рабочими тетрадями, разными источниками информации; Анализировать задания, группировать полученные знания. (П).
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р).
Оценка устных ответов.
7.
Интересные приемы устного счёта.
Познакомить уч-ся с интересными приёмами устного счёта, научиться применять рациональные способы решения математических выражений.
Овладевать интересными приёмами устного счёта. Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия.
Предметные: овладевать и применять на практике интересные приёмы устного счёта.
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Учиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные: уметь работать с рабочими тетрадями, разными источниками информации. (П).
Работать в паре, группе. (К)Планировать учебную задачу и её пошаговое выполнение. (Р).
Выполнение заданий на совершенствованиемыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Тренировка слуховой памяти.
Выполнять задания на совершенствование мыслительных операций, тренировку слуховой памяти. Выполнять графический рисунок под диктовку учителя. Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия. Решать нестандартные задачи. Работать в паре. Контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Предметные: различать и выполнять задания на развитие слуховой памяти, совершенствовать мыслительные операции.
Развивать умения решать нестандартные задачи под руководством учителя; развивать мелкую моторику мышц руки.
Называть правильно многозначные числа в заданной учителем последовательности, «соседей» числа, «больше», «меньше» и т.д.
Писать правильно графические диктанты.
Оценка устных ответов.
9.
Решение занимательных задач.
Решение занимательных задач по теме «Умножение».
Сравнивать разные способы решения занимательных задач, выбирать удобный способ.
Применять алгоритмы письменных вычислений в пределах 1000 для решения более сложных задач.
Работать в паре, группе.
Находить и исправлять неверные высказывания.
Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанное мнение.
Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия.
Предметные: учиться решать занимательные задачи по теме «Умножение».
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Формировать личное отношение к математике.
Метапредметные применять знания и способы действий в изменённых условиях, уметь анализировать свои действия и управлять ими. (П).
Учиться слушать собеседника, вести диалог. (К)
Воспитывать рефлексивную самооценку, оценку действий партнёра. (Р).
Выполнение заданий на совершенствованиемыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Тренировка зрительной памяти.
Учиться решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом. Тренировать зрительную память на заданиях, предложенными учителем и авторами рабочей тетради. Выполнять графический рисунок под диктовку учителя. Развивать мелкую моторику мышц руки при выполнении подобных заданий. Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия.
.
Предметные: различать и выполнят задания на тренировку зрительной памяти, совершенствовать мыслительные операции.
Развивать умения решать нестандартные задачи под руководством учителя и самостоятельно.
Писать правильно графические диктанты.
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Формировать личное отношение к математике.
Метапредметные: уметь работать с рабочими тетрадями, разными источниками информации; Анализировать задания, группировать полученные знания. (П).
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р).
Оценка устных ответов.
11.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей
Решение задач на развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей на заданиях различного уровня сложности. Развивать умение решать нестандартные задачи.
Выполнять задания на развитие логического мышления. Искать и находить разные способы решения одной задачи, аргументировать свою точку зрения.
Обосновывать рациональные способы решения. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные элементы.
Тренировать и развивать психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения, мышления.
Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия.
Предметные: решать задачи на развитие логического мышления.
Метапредметные: искать и находить разные способы решения одной задачи;
уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Метапредметные: развивать умение мыслительного анализа и синтеза. Уметь аргументировать свой способ решения задачи. (П).
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Волевая саморегуляция.
Оценка качества и уровня усвоения материала. (Р).
Оценка устных ответов.
12.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Решение заданий различного уровня сложности на поиск закономерностей. Развивать логическое мышление. Решать нестандартные задачи.
Выполнять задания на развитие логического мышления. Искать и находить разные способы решения одной задачи, аргументировать свою точку зрения.
Обосновывать рациональные способы решения. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные элементы.
Тренировать и развивать психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения, мышления.
Предметные: различать и выполнять задания на развитие логического мышления, обучать поиску закономерности в числовом ряду; совершенствовать мыслительные операции.
Развивать умение решать нестандартные задачи как под руководством учителя, так и самостоятельно.
Писать правильно графические диктанты.
Личностные: учиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
формировать личное отношение к математике.
Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации: самостоятельно учиться находить нестандартные задачи, используя различные источники информации; осознанно и произвольно решать их, правильно используя речевое высказывание в устной и письменной форме. (П).
Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы. (К)
Постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка качества и уровня усвоения материала. (Р).
Оценка устных ответов.
13.
Решение нестандартных задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Выполнять задания на развитие логического мышления. Искать и находить разные способы решения одной задачи, аргументировать свою точку зрения. Обосновывать рациональные способы решения. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные элементы.
Тренировать и развивать психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения, мышления.
Предметные: различать и выполнять задания на тренировку зрительной памяти, совершенствовать мыслительные операции.
Развивать умения решать нестандартные задачи под руководством учителя и самостоятельно.
Писать правильно графические диктанты.
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Формировать личное отношение к математике.
Метапредметные: уметь работать с рабочими тетрадями, разными источниками информации; Анализировать задания, группировать полученные знания. (П).
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя
Оценка устных ответов.
14.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Выполнять задания по перекладыванию спичек.
Совершенствовать воображение.
Работать самостоятельно с ребусами.
Выполнять задания на развитие воображения. Искать и находить разные способы решения одной задачи, аргументировать свою точку зрения.
Развивать наглядно-образное мышление.
Тренировать и развивать (на ребусах) психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения, мышления.
Предметные: выполнять задания на развитие воображения и
наглядно – образного мышления.
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Учиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные: уметь работать с ребусами, применять на практике полученные знания (П).
Работать в паре, группе. (К)Планировать учебную задачу и её пошаговое выполнение.
Контроль и оценка. (Р).
Оценка устных ответов.
15.
Учимся отгадывать и составлять ребусы.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
Уч-ся научатся применять полученные знания, умения и навыки на практике; работать самостоятельно с ребусами; контролировать свою работу и её результат.
Продолжить знакомство с математическими ребусами, способами решения логических конструкций.
Уч-ся научатся применять полученные знания, умения и навыки на практике; работать самостоятельно с ребусами; контролировать свою работу и её результат. Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия.
Предметные: выполнять задания на разгадывание ребусов, сложных логических конструкций.
Учиться работать самостоятельно с ребусами;
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Учиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные: уметь работать с ребусами, применять на практике полученные знания (П).
Работать в паре, группе. (К)Планировать учебную задачу и её пошаговое выполнение.
Контроль и оценка. (Р).
Оценка устных ответов.
16.
Знакомьтесь:
Архимед!
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
Уметь определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Познакомить с историческим прошлым, биографией знаменитого математика – Архимеда. Показать, как произошло открытие, сделанное А. с помощью опыта. Работать над созданием презентации с помощью ИКТ.
Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Формировать положительное отношение к историческому прошлому своего народа.
Метапредметные: развивать умение мыслительного анализа и синтеза. Уметь аргументировать свой способ решения задачи. Анализировать высказывания великих математиков об этой науке. (П).
Оценка качества и уровня усвоения материала. Развивать умение
удерживать
инструкцию и доводить выполнение задания до конца по наглядному образцу. (Р).
Уметь выполнять различные роли в группе. (К)
Презентация
17.
Решение олимпиадных задач.
Решение задач повышенной сложности.
Решать задачи повышенной сложности.
Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия. Искать и находить разные способы решения одной задачи, аргументировать свою точку зрения.
Обосновывать рациональные способы решения.
Предметные: решать задачи повышенной сложности.
Метапредметные: уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Развивать умение мыслительного анализа и синтеза. Уметь аргументировать свой способ решения задачи. (П).
Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Волевая саморегуляция.
Оценка качества и уровня усвоения материала. (Р).
Оценка устных ответов.
29.10.
18.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Выполнять задания на развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развивать умение решать нестандартные задачи.
Выполнять задания на развитие концентрации внимания; решать задачи изученных видов. Учащиеся закрепят умения записывать и читать числа. Продолжать учиться решать
нестандартные задачи, отстаивать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами; овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Воспитывать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные: различать и выполнять задания на развитие концентрации внимания.
Развивать умения решать нестандартные задачи под руководством учителя.
Называть правильно многозначные числа в заданной учителем последовательности, «соседей» числа, «больше», «меньше» и т.д.
Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.
Писать правильно
Личностные: уметь объяснять роль математики в жизни человека. Понимать, что правильная устная математическая речь является показателем знаний по математике и культуры человека, в целом. Формировать личное отношение к математике.
Метапредметные: уметь работать с учебником и разными источниками информации; Анализировать высказывания великих математиков об этой науке. (П).
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р).
Оценка устных ответов.
10.11.
19.
Решение ребусов и логических задач.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
Уч-ся научатся применять полученные знания, умения и навыки на практике; работать самостоятельно с ребусами; контролировать свою работу и её результат.
Выполнять задания на примере ребусов и логических задач.
Развивать наглядно-образное мышление.
Тренировать и развивать (на ребусах) психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения, мышления.
Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия.
Предметные: уметь оформлять свою мысль в письменной форме (на уровне ребусов, логических конструкций)
Личностные: уметь определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные: уметь находить ответы, используя учебник и др. источники информации (П).
Уметь оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне предложения) (К)
Уметь определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя. (Р).
Ребусы.
12.11.
20.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Выполнение заданий на совершенствование мыслительных операций. Развивать умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания.
Выполнять задания на тренировку внимания, придумывать свои задания, аналогичные заданиям в рабочей тетради.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать более удобный способ. Объяснять, аргументировать свою точку зрения.
Применять алгоритмы письменных вычислений в пределах 1000 для решения более сложных задач.
Работать в паре, группе.
Находить и исправлять корректно неверные высказывания партнёра.
Излагать и отстаивать своё мнение, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанное мнение.
Предметные: различать и выполнять задания на развитие концентрации внимания, совершенствовать мыслительные операции.
Развивать умения решать нестандартные задачи под руководством учителя.
Называть правильно многозначные числа в заданной учителем последовательности, «соседей» числа, «больше», «меньше» и т.д.
Писать правильно графические диктанты.
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Формировать личное отношение к математике.
Метапредметные: уметь работать с рабочими тетрадями, разными источниками информации;
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р).
Оценка устных ответов.
17.11.
21.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Выполнять задания на тренировку внимания, придумывать свои задания, аналогичные заданиям в рабочей тетради. Решать нестандартные задачи.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать более удобный способ. Объяснять, аргументировать свою точку зрения.
Применять алгоритмы письменных вычислений в пределах 1000 для решения более сложных задач.
Работать в паре, группе.
Находить и исправлять корректно неверные высказывания партнёра.
Излагать и отстаивать своё мнение, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанное мнение.
Предметные: решать задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.Уметь оформлять свою мысль в устной или письменной форме.
Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Метапредметные: добывать знания: используя учебник и свой жизненный опыт(П).
Работать в паре, группе.
Находить и исправлять корректно неверные высказывания партнёра. (К).
Оценка устных ответов.
19.11.
22.
«Газета любознательных»
Создание проектов. Самостоятельный поиск и сбор информации для газеты.
Выполнять задания проектного (исследовательского) характера на совершенствование мыслительных операций, тренировку смекалки и сообразительности; Развивать умение мыслительного анализа и синтеза. Выполнять итервьюирование, как метод в выполнении проекта. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия. Решать нестандартные задачи. Работать в паре, группе. Контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Предметные: создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Метапредметные: развивать умение мыслительного анализа и синтеза. Уметь аргументировать свой способ решения задачи. (П).
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Волевая саморегуляция.
Оценка качества и уровня усвоения материала. (Р).
Проект.
24.11.
23.
Загадки-смекалки.
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
Выполнять задания на совершенствование мыслительных операций, тренировку смекалки и сообразительности. Выполнять графический рисунок под диктовку учителя. Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия.
Решать нестандартные задачи. Работать в паре. Контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Предметные: решать математические загадки, требующие от учащихся логических рассуждений.
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Формировать личное отношение к математике.
Метапредметные: уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя. (П).
Уметь определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Сотрудничество в поиске информации. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия на уроке(К)+ (Р).
Выполнение заданий на совершенствованиемыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Тренировка зрительной памяти.
Учиться решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом. Тренировать зрительную память на заданиях, предложенными учителем и авторами рабочей тетради. Выполнять графический рисунок под диктовку учителя. Развивать мелкую моторику мышц руки при выполнении подобных заданий. Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия.
Предметные: различать и выполнять задания на тренировку зрительной памяти, совершенствовать мыслительные операции.
Развивать умения решать нестандартные задачи под руководством учителя и самостоятельно.
Писать правильно графические диктанты.
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Формировать личное отношение к математике.
Метапредметные: уметь работать с рабочими тетрадями, разными источниками информации; Анализировать задания, группировать полученные знания. (П).
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р).
Оценка устных ответов.
1.12.
25.
Знакомьтесь: Пифагор!
Уч-ся научатся решать задачи изученных видов; пользоваться таблицей Пифагора (таблицей умножения и деления). Познакомятся с историческими сведениями:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
Познакомить с историческим прошлым, биографией знаменитого математика – Пифагора. Рассказать, откуда пошло выражение «Пифагоровы штаны на все стороны равны». Показать, как пользоваться таблицей Пифагора. Применять её при решении задач, примеров, а также в повседневной жизни. Работать над созданием презентации с помощью ИКТ.
Предметные: развивать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы учебника, используя свой жизненный опыт;
развивать умение удерживать инструкцию и доводить выполнение задания до конца.
Метапредметные: уметь в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы. Анализировать высказывания великого математика об этой науке(П)Воспитывать умение слушать и понимать речь других. (К).
Целеполагание, как постановка учебной задачи. (Р)
Презентация
26.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Решение задач на развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей на заданиях различного уровня сложности. Развивать умение решать нестандартные задачи.
Выполнять задания на развитие логического мышления. Искать и находить разные способы решения одной задачи, аргументировать свою точку зрения.
Обосновывать рациональные способы решения. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные элементы.
Тренировать и развивать психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения, мышления.
Предметные: уметь оформлять свою мысль в письменной форме (на уровне ребусов, логических конструкций)
Личностные: уметь определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные: уметь находить ответы, используя учебник и др. источники информации (П).
Уметь оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне предложения) (К)
Уметь определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя. (Р).
Оценка устных ответов.
8.12.
27.
Обратные задачи.
Решение обратных задач, используя круговую схему.
Учиться решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом. Тренировать зрительную память на заданиях, предложенными учителем и авторами рабочей тетради. Выполнять графический рисунок, схему к задаче.
Развивать познавательную активность и умение решать обратные задачи; мелкую моторику мышц руки при выполнении подобных заданий. Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия.
Предметные: решение обратных задач, используя круговую схему.
Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Метапредметные: воспитывать познавательную активность и умение решать обратные задачи; (П).
Уметь произвольно строить своё речевое высказывание. (К.)
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. (Р).
Оценка устных ответов.
10.12.
28.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Выполнять задания по перекладыванию спичек.
Совершенствовать воображение.
Работать самостоятельно с ребусами. Развивать наглядно-образное мышление.
Продолжать выполнять задания на развитие воображения и наглядно – образного мышления.
Искать и находить разные способы решения одной задачи, аргументировать свою точку зрения.
Развивать наглядно-образное мышление.
Тренировать и развивать (на ребусах) психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения, мышления.
Предметные: выполнять задания на развитие воображения и наглядно – образного мышления.
Выполнять задания по перекладыванию спичек.
Личностные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Учиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные: уметь работать с ребусами, применять на практике полученные знания (П).
Работать в паре, группе. (К)Планировать учебную задачу и её пошаговое выполнение.
Контроль и оценка. (Р).
Ребусы
15.12.
29.
Практикум «Подумай и реши».
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Выполнять задания на совершенствование
мыслительных операций, тренировку смекалки и сообразительности; графический рисунок под диктовку учителя.
Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия.
Решать нестандартные задачи. Работать в паре. Контроль и оценка процесса и результата деятельности. Развивать умение мыслительного анализа и синтеза.
Предметные: решать логические задачи, требующие применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Личностные: формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально -оцениваемой деятельности.
Метапредметные: уметь делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя. (П).
Работать в паре, группе. Взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания. (К)
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Выполнять задания на развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развивать умение решать нестандартные задачи.
Выполнять задания на примере решения творческо-поисковых и творческих задач(т.е. решать нестандартные задачи).Развивать быстроту реакции при выполнении заданий в рабочей тетради, а также заданий, предложенных учителем. Выполнять динамическую паузу на развитие быстроты реакции.
Выполнять графический рисунок под диктовку учителя.
Развивать мелкую моторику мышц руки с целью развития мышления.
Предметные: различать и выполнять задания на развитие быстроты реакции; совершенствовать мыслительные операции.
Развивать умение решать нестандартные задачи как под руководством учителя, так и самостоятельно.
Писать правильно графические диктанты.
Личностные: учиться развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, воспитывать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы. (К)
Постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка качества и уровня усвоения материала. (Р).
Оценка устных ответов.
22.12.
31.
Задачи с изменением вопроса.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
Выполнять задания на примере решения творческо-поисковых и творческих задач (т.е. решать нестандартные задачи, задачи с изменением вопроса и т.д.).
Развивать быстроту реакции при выполнении заданий в рабочей тетради, а также заданий, предложенных учителем.
Выполнять схематические рисунки к задачам.
Выполнять динамическую паузу на развитие быстроты реакции.
Выполнять графический рисунок под диктовку учителя.
Развивать мелкую моторику мышц руки с целью развития мышления.
Предметные: анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
Метапредметные: писк и выделение информации, анализ, синтез и сравнение. (П). Планирование и контроль в форме сличения способа действий и его результата с эталоном(Р).
Уметь в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Уметь слушать и вступать в диалог(К).
Оценка устных ответов.
24.12.
32.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Выполнять задания на развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развивать умение решать нестандартные задачи.
Выполнять задания на развитие концентрации внимания; решать задачи изученных видов. Учащиеся закрепят умения записывать и читать числа. Продолжать учиться решать нестандартные задачи, отстаивать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами; овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Воспитывать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия.
Предметные: различать и выполнять задания на развитие концентрации внимания. Развивать умения решать нестандартные задачи под руководством учителя.
Называть правильно многозначные числа в заданной учителем последовательности, «соседей» числа, «больше», «меньше» и т.д.
Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.
Писать правильно Личностные: уметь объяснять роль математики в жизни человека. Понимать, что правильная устная математическая речь является показателем знаний по математике и культуры человека, в целом. Формировать личное отношение к математике.
Метапредметные: уметь работать с учебником и разными источниками информации; Анализировать высказывания великих математиков об этой науке. (П).
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р).
Оценка устных ответов.
29.12.
33.
Решение задач международной игры «Кенгуру»
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Выполнять задания международной игры «Кенгуру». Искать и находить разные способы решения одной задачи.
Тренировать и развивать психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения, мышления. Применять в своей практике опыт прошлых лет.
Предметные: решать задачи международной игры «Кенгуру» (повышенной сложности).
Метапредметные: уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Метапредметные: развивать умение мыслительного анализа и синтеза. Уметь аргументировать свой способ решения задачи. (П).
Уметь отвечать на вопросы учителя, вести диалог (К)
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. (Р).
Оценка устных ответов.
34.
Математический КВН. Круглый стол «Подведем итоги». Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Систематизировать знания по изученным разделам. Проверка и оценка результата. Подведение итогов работы за год.
Выполнять задания на развитие логического мышления, воображения. внимания, восприятия, памяти и мышления. Искать и находить разные способы решения одной задачи, аргументировать свою точку зрения. Развивать наглядно-образное мышление.
Тренировать и развивать (на ребусах) психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения, мышления. Выполнять коррегирующую гимнастику для глаз. Применять динамическую паузу с целью переключения внимания и отдыха во время занятия. Искать и находить разные способы решения одной задачи, аргументировать свою точку зрения. Обосновывать рациональные способы решения.
Контроль, коррекция и оценка процесса и результата деятельности.
Предметные: выполнять задания на развитие логического мышления, воображения. внимания, восприятия, памяти и мышления. Искать и находить разные способы решения одной задачи, аргументировать свою точку зрения. Развивать наглядно-образное мышление.
Личностные: воспитывать нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания учебного материала.
Метапредметные: применять полученные знания на практике. (П).
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р).
Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция и оценка свих действий (К).
Оценка устных ответов.
Материально-техническое обеспечение реализации программы:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Учебные и методические пособия:
О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть1, 2. М.: РОСТ книга, 2014.
О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 4 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТ книга, 2014.
Наглядно-дидактические пособия
Геометрические фигуры из бумаги
Пазлы, разрезные картинки
Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.
Литература, используемая для разработки программы:
О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 4 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТ книга, 2014.
Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СП б.: 1996.
Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Ч. 1-У. - М.: РОСТ, 1997-1999.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих способностей. - Киров, 2004.
Голубь В. Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004.
Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: 1998.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. - ТЦ Учитель, 2000.
Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М.: Луч, 1995
Литература, предлагаемая детям и родителям:
О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть1, 2. М.: РОСТ книга, 2014.
Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.
Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.
Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М.: 1996.