Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Занимательная грамматика"»
Составила : Мамырханова М.М.-
учитель русского языка
2018-2019 уч. год
I. Пояснительная записка
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.
Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».
Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.
Цель: пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям,
желание познать богатства языка.
Задачи: расширить и углубить программный материал;
развивать творческую мысль и инициативу ученика, тренировать его ум;
научить анализировать занимательные языковые факты, помочь понять строй языка.
Основные формы:
игры на языковом материале;
вопросы занимательной грамматики;
инсценировки языковых ситуаций;
краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
практическая работа с различными рода словарями.
Ожидаемые результаты:
возросший интерес к предмету;
повышение успеваемости по русскому языку;
умение грамотно оценивать языковые ситуации.
Перспективные задачи.
Несомненно, кружок по занимательной грамматике не только расширяет, углубляет знания, но и прививает любовь к языку, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность. Однако, по мнению ученых, сама по себе занимательная грамматика долго интересовать учащихся не может, т.к. у детей достаточно скоро появляется потребность в более глубоком изучении языка. Поэтому кружок занимательной грамматики наиболее эффективен только для учащихся 6-7 классов.
Данная Программа рассчитана для учащихся 6-7 классов.
II. Учебно – тематический план
№ п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Вид деятельности
1
Организационное занятие.
Звук и буква.
1
Беседа, игровые упражнения
2
Можно ли писать без букв?
1
Рассказ учителя,
игра
3
Буквы потерянные и редкие.
1
Сообщение, игровые упражнения
4
Загадочный папирус.
1
Разгадывание и составление ребусов
5
Словесные раскопки.
1
Рассказ, игровые упражнения
6
Увлекательное около нас.
1
Беседа, решение занимательных задач
7
Бывают ли у слов родственники?
1
Практическая работа
8
Можно ли сломать язык.
1
Работа со словарями
9
Сказал то же, да не одно и то же.
1
Практикум
10
«Тезки наоборот».
1
Решение занимательных задач
11
О словах разных, одинаковых, но разных.
1
Работа со словарями
12
Не в бровь, а в глаз.
1
Лингвистические конкурсы
13-14
Фразеологические обороты.
2
Беседа, работа со словарями
15
Почему мы так говорим.
1
Сообщение, решение занимательных задач
16
Крылатые слова.
1
Литературная композиция, викторина
17
Как работает слово?
1
Решение занимательных задач
18
«Прочь с дороги!»
1
Инсценирование жизненных ситуаций
19-20
В руках умелых слово творит чудеса.
2
Инсценировка, беседа
21-22
О прямых и переносных значениях в морфологии
1
Путешествие в историю
23
О чем говорят имена падежей.
1
Решение занимательных задач
24-25
Если упали ножницы...(О роде и числе существительных)
2
сообщение
26-27
Маленькие истории о словах с большой буквы
2
путешествие
28
Не с глаголами в стране невыученных уроков
1
Лингвистический конкурс
29
Куда наклоняется глагол?
1
практикум
30
В поисках подлежащего
1
Практическая работа
31-32-33
Скорая орфографическая помощь
2
Практическая работа
34
Наш язык богат и могуч.
1
Заключительный вечер
III. Содержание программы
1-2. Организационное занятие. Звук и буква.
Цель и задачи кружка. Речевой слух. Умение различать звук и букву.
Важность звуковой произносительной стороны в создании
выразительности, эмоциональности речи. Игровые упражнения и решение
занимательных задач.
3. Можно ли писать без букв?
Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое
письмо, иероглифы, клинопись. Занимательная игра «Шифровальщики».
4. Буквы потерянные и редкие.
Различные виды письма.Буквенное письмо. Создание славянской азбуки.
Сообщения об отдельных буквах.
5. Загадочный папирус.
Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые
письмена. Понятие о тарабарской грамоте. Расшифровка ребусов.
6. Словесные раскопки.
Развитие и обогащение языка – процесс непрерывный. «Раскопки» слов,
их происхождение, история слов. Наука этимология. Игра «Почему мы так
называемся».
7. Увлекательное около нас.
Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек,
озер, улиц и площадей.
8. Бывают ли у слов родственники?
Многообразие способов образования слов. Богатые возможности
словообразования и формообразования. Практическая работа «Богатство
русского языка». Лингвистическая игра « Родственники».
9-10. Можно ли сломать язык.
Словари. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство и
практическая работа с разными видами словарей. Тематическое занятие,
посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова».
11. Сказал то же, да не одно и то же.
Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые,
эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности
создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов.
Лингвистическая игра «Лексическое лото».
12. «Тезки наоборот».
Продолжение разговорао словарном запасе человека. Многообразие
антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий.
13. О словах разных, одинаковых, но разных.
Богатства русского языка. Омонимы. Причины порождения
неправильного понимания омонимов, использование их для составления
шуток. Работа с толковым словарем.
14-15. Не в бровь, а в глаз.
Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная
сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы.
16. Фразеологические обороты.
Понятие о фразеологических оборотах. Богатство русского языка
фразеологизмами, их роль. Работа со словарем фразеологических оборотов.
17. Почему мы так говорим.
Продолжение разговора о фразеологических оборотах. Лингвистическая
игра «Рыбная ловля».
18. Крылатые слова.
Басни Крылова – богатейший источник крылатых слов.Тематическое