При организации кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя кружка заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определённом этапе обучения.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно – индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад – сообщение о каком – либо газетном жанре, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изученной темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно – дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определённой мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное, делать пометки и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка юных корреспондентов »
Программа кружка юных корреспондентов
«Школьная газета»
Программу разработал
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ№2» г. Назарово
Михальченко Нина Васильевна
- 2014 - 2015 –
Цели кружка
Для того чтобы школьные издания выполняли свою воспитательную функцию, необходимо достичь следующих целей:
- сделать школьную газету яркой по форме и интересной по содержанию;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов;
Кружок юнкоров объединяет учащихся 8 «Б» класса.
Задачи деятельности кружка
- Воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
- Развивать творческие способности школьников –осуществлять подготовку выпуска газет, написания статей и репортажей о школьной жизни, брать интервью;
Содержание и методы деятельности
При организации кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя кружка заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определённом этапе обучения.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно – индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад – сообщение о каком – либо газетном жанре, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изученной темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно – дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определённой мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное, делать пометки и т.д.
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические обороты, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, интервью, отчёт, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в разных жанрах.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных и ли сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Содержание программы кружка юных корреспондентов.
Программа рассчитана на 2 учебных ода.
Общее количество часов – 140.
Первый год обучения – 70 часов (1 час в неделю)
Второй год обучения – 70 часов (1 час в неделю)
Возрастной состав обучающихся 14-15 лет.
Тематическое планирование занятий первого года обучения.
33
Итоговое занятие. Смотр достижений.
2
№П/П
Тематика занятий
Кол-во
часов
1
Вводное занятие. Цели и задачи деятельности кружка юных корреспондентов.
1
2
Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи.
2
3
Публицистический стиль речи. Общая характеристика.
1
4
Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.
1
5
Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические изобразительно – выразительные средства публицистического стиля.
2
6
Сходство и различие публицистического и художественного стилей.
2
7
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
2
8
Беседа 2Моя любимая газета».
1
9
Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника.
2
10
Организация работы корреспондентов – хроникёров.
2
11
Расширенная информация.
2
12
Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ.
2
13
Заметка. Заметка информационного характера.
2
14
Заметка типа делового описания.
1
15
Заметка типа художественного описания с элементами повествования.
1
16
Информационная заметка с отрицательным содержанием.
2
17
Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.
2
18
Заметка на дискуссионную тему.
2
19
Практическая работа. Написание очерка. Анализ работ.
2
20
Фельетон. Тематический фельетон.
2
21
Проблемный фельетон.
2
22
Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ.
2
23
Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций.
-Репортажный снимок, репортажный рисунок
-Портрет, пейзаж, фотоэтюд
- Карикатура, дружеский шарж
-Юмористический рисунок, фотообвинение
-Плакат, монтаж
- Диаграммы,, заставки
Практическая работа по созданию газетной иллюстрации. Анализ работы.
1
2
2
1
1
2
1
2
24
Обучение практике вёрстки номеров газет.
2
25
Литературное редактирование газетного материала.
2
26
Практическая работа. Редактирование текста.
2
27
Теория и практика литературной правки.
2
28
Экскурсия в местную типографию.
2
29
Беседа «Какие материалы в газете меня больше всего интересуют и почему?»
2
30
Практическая работа. Оформление одного и того же материала в различных газетных жанрах.
2
31
Практическая работа. Изготовление и представление газетной страницы.
2
32
Час общения 2Если бы я был журналистом…»
2
33
Итоговое занятие. Смотр достижений.
2
Итого: 70 часов
Состав кружка юнкоров 2014-2015
№
ФИ учащихся
класс
1
Иванова Юлия
8Б
2
Козлов Никита
8Б
3
Малиновская Елена
8Б
4
Вершинская София
8Б
5
Домрачева Дарья
8Б
6
Полонянкин Дмитрий
8Б
7
Хлебникова Анжелика
8б
8
Ефремова Полина
8Б
9
Шмакова Марина
8Б
10
Лёшкин Данила
8б
11
Терёхин Максим
8Б
12
Гуляев Григорий
8Б
13
Балуков Дмитрий
8Б
14
Смелова Злата
8Б
15
Петрова Вероника
8Б
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- определять тип и стиль речи;
- давать характеристику текста публицистического стиля;
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал; составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
- пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
- находить и исправлять речевые ошибки;
- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовка устных и письменных высказываний;
- проводить литературное редактирование и литературную правку текста;