Программа индивидуального обучения по русскому языку в 8 классе
Программа индивидуального обучения по русскому языку в 8 классе
Программа предназначена для индивидуального обучения по УМК Разумовской М.М. Материал изучается блоками.
Главная цель занятий русским языком в 8 классе, речевое и языковое развитие школьников, решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материалом языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь.
Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная –«Простое предложение». Теоретический материал подаётся в свете идей структурно-семантического подхода, предписывающего рассматривать семантические явления в единстве их значения, формы и функции. Поэтому особое внимание уделяется функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий.
Особое внимание в 8 классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация является отличительной чертой, присущей предложению.
Особенности работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве единицы обучения используется целый текст - рассматривается структура жанра. Особое внимание уделяется публицистическому стилю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуального обучения по русскому языку в 8 классе »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Согласовано
Протокол №1
от.
Руководитель ШМО:
.
Рассмотрено
педагогическим советом школы
.
Председатель:
.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ №4
.
приказ.
Рабочая программа
предмета «Русский язык»
для индивидуального обучения на дому
ученика 8 класса
на 201.-201. учебный год
(учебник «Русский язык 8»
под редакцией М.М Разумовской)
Составитель:
Н.Е. Дидковская
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г.Миллерово
20…г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по русскому языку под редакцией Разумовской М. М (5-9 классы), 2009 г., учебника М.М. Разумовской « Русский язык 8 класс», «Дрофа», 2011г и соответствует федеральному стандарту основного среднего образования 2004г.
На русский язык для индивидуального обучения выделено 1,5 часа в неделю, в год 53 часов. Предполагается освоение программы с помощью блочно – модульной технологии.
Главная цель занятий русским языком в 8 классе, речевое и языковое развитие школьников, решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материалом языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь.
Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная –«Простое предложение». Теоретический материал подаётся в свете идей структурно-семантического подхода, предписывающего рассматривать семантические явления в единстве их значения, формы и функции. Поэтому особое внимание уделяется функциональному и коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий.
Особое внимание в 8 классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация является отличительной чертой, присущей предложению.
Особенности работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве единицы обучения используется целый текст - рассматривается структура жанра. Особое внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни. Поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, бывший школьник должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации.
Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил; усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.
Задачи курса:
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;
формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания,
Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она должна охватывать и лексику текстов по разным предметам (в первую очередь терминологию и общенаучную лексику), и сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам.
Контроль знаний будет осуществляться через тестирование, комплексный анализ текста, контрольные диктанты.
Дидактический материал, тексты для комплексного анализа, задания по развитию устной и письменной речи включают в себя региональный компонент.
На уроках обобщающего повторения используются мультимедийные презентации, опорные схемы-конспекты.
Основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, соответствуют государственному образовательному стандарту по русскому (родному) языку и литературе, направлены на реализацию образовательного стандарта.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:
знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
-рецензировать устный ответ учащихся;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
-прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкцию по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказать фрагмент прослушанного текста;
- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Повторение изученного в 5-7 классах (10 часов )
Синтаксис (73 ч).
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Предложение Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как среде гва связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т. д.).
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.
Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова.-4-ое изд. –М.: Просвещение, 2002
Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь/ Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2006
ДейкинаА.Д., Пахнова Т.М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000
Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 3 изд. – Челябинск: Взгляд, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / И.П.Цибулько. – 4-ое изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 кл.- М.: ТЦ Сфера, 2008
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.»* М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.. –М,: дрофа, 2001
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
http://www.openclass.ru/
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
программ
ы
Темы программы
Всего часов
В т.ч. на
изучение
нового материала
Кол-во
часов
Повторение
изученного в 5-7 классах
Повторение изученного в
5-7 классах
10
1,5
Синтаксис и
пунктуация
Виды и средства
синтаксической связи в
словосочетании
4
2
Предложение как
основная единица языка.
Главные и
второстепенные члены
предложения
18
10
Односоставные
предложения
17
10
Предложения с
однородными членами
13
5
Обращение, вводные
конструкции,слова-
предложения
12
5,5
Предложения с обособленными членами
20
13
Предложения с чужой
речью
9
6
Всего часов
105
53
тематическое планирование
№
ТЕМА
СОДЕРЖАНИЕ
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, УМЕТЬ УЧЕНИК
РЕЗУЛЬТАТ
Дата по плану
Вводный урок о русском языке.Русский Язык в чемье славянских народов
Цель: введение понятия о русском языке как славянском, формирование умения создавать по схеме и пересказывать лингвистический текст, закрепление орфографических навыков знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями.
Отражение в языке культуры и истории народа
Знать роль русского языка как национального языка рус-ского народа, отражение в язы-ке культуры и истории народа.
Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
Владение монологической и диалогической речью
Использование различных видов чтения (просмотровое, поисковое)
Повторение орфографии и морфологии: написание н-нн в суффиксах
Цель: закрепить умение различать части речи, контроль знания теоретических положений о написании н-нн, закрепление умения применять правило по алгоритму
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Знать основные признаки частей речи
Уметь анализировать языковой материал
Использование различных источников информации, перфокарт,
04.09
Слитное – раздельное написание не с разными частями речи.
Цель: формирование навыка написания не с разными частями речи, формирование умения аргументировать выбор написания
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Знать основные правила написания не с разными частями речи
Уметь аргументировать выбор написания; Соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Правильное изложение своих мыслей в устной
и письменной форме
Слитное – раздельное написание не с местоимениями и наречиями.
Цель: закрепить умение различать части речи, закрепление навыка написания не-ни, формирование навыка самоконтроля
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Знать основные правила написания не с разными частями речи
Уметь аргументировать выбор написания; Соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Правильное изложение своих мыслей в устной
и письменной форме
Употребление в тексте частицы ни
Цель: знакомство с морфологическими признаками самостоятельных и служебных частей речи, морфологическим разбором закрепление навыка написания не-ни, закрепление умения писать омонимичные конструкции.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические
и орфографические)
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различ-ные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Извлечение информации из различных источников; свободное пользование лингвистическими словарями
Дефисное написание слов.
Цель: систематизация материала о правописании дефиса в словах различных частей речи; углубление сведений с помощью таблиц
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические
и орфографические).
Уметь определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Извлечение необходимой информации из различных источников; приведение примеров, подбор аргументов, формулировка выводов
Написание наречий и их омонимов других частей речи.
Цель: закрепление умения различать омонимы разных частей речи, закрепление умения грамматического анализа.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания
Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические
и орфографические).
Уметь определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Извлечение необходимой информации из различных источников; приведение примеров, подбор аргументов, формулировка выводов
Развитие речи. Речь и ее разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи.
Цель: формирование и закрепление умения определять стиль речи, тему и основную мысль текста, формирование умения составлять лингвистический рассказ с опорой на таблицу
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли. Повествование, описание, рассуждение; их признаки.
Знать основные признаки стилей речи, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.
Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру
и языковые особенности текста.
Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Соблюдать нормы построения текста
Понятие о синтаксисе
и пунктуации. Словосочетание
Цель: углубить представление о новом разделе – синтаксисе и пунктуации; формирование умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения, формировать умение вычленять словосочетание из предложения.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи.
Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью.
Владение монологической и диалогической речью
11.09
18.09
Виды связи в словосочетании.
Цель: познакомить со способами подчинительной и сочинительной связи, такими видами связи как окончание, предлог и окончание, союз, интонация, уметь определять способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание
Синтаксические связи слов в словосочетании
Знать основные единицы языка, их признаки; виды подчинительной связи.
Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
Использование для решения познавательных задач различных источников информации
У потребление словосочетаний в речи.
Цель: познакомить с цельными словосочетаниями и их употреблением в речи , закрепление умения вычленять словосочетания из предложения, характеризовать их
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и пред- ложения; способы выражения.
Уметь вычленять словосочетания из предложений; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; использовать в устной и письменной речи.
Уметь использовать различные источники информации, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
Предложение.
Цель: познакомить со строением предложения, его видами по цели высказывания и эмоциональной окраске, с синтаксическим разбором предложения
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
Основные виды простого предложения. Двусоставные
и односоставные предложения.
Цель: знакомство с двусоставными простыми предложения
Предложения простые и сложные.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные.
Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Синтаксический разбор предложения.
Цель: обобщение сведений
о подлежащем и углубление материала; выделение главных членов предложения, а именно подлежащего, определение способов его выражения; умение делать синтаксический разбор предложения
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
30.10
Способы выражения сказуемого.
Цель: знакомство со способами выражения , видами сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать основные признаки выражения сказуемого.
Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать про-стые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
Тире между подлежащим
и сказуемым.
Цель: углубление знаний об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым; формирование навыка постановки тире в простом предложении
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грам-матическим заданием.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
Развитие речи. Повторение. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте.
Цель: формирование умения определять импологическую структуру текста, способы и средства связи предложений, формировать умения создавать свой текст с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца
Текст. Смысловые части и основные средства связимежду ними.
Знать признаки текста и его функционально смысловых типов; принцип построения текста.
Уметь извлекать информацию из различных источников; осуществлять выбор
и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; владеть различными видами монолога и диалога; использовать цитирование как способ аргументации; оформлять цитаты; редактировать текст.
Умение перефразировать мысль,
развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстами художественных произведений
Грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль
в предложении. Определение
Цель: повторить и систематизировать изученный материал по теме; уметь определять второстепенные члены по вопросам, делать синтаксический разбор простого предложения , обобщить и углубить сведения об определении:
1) различать согласованные и несогласованные определения; 2) определять способы их выражения
Второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов
в предложении. находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
Определения Приложения.
Цель: знакомство с приложением как разновидностью определения; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения
Второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать основные единицы языка, их признаки, определения.
Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при
Подбор конкретных примеров на изученное правило. Свободная работа с текстами художественных произведений
Дополнение.
Цель: формирование умения находить в предложении и характеризовать дополнения, формировать умения различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме.
Второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать определения всех членов предложения, их признаки, отличия.
Уметь отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении.
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (таблица, схема, текст)
Обстоятельство.
Цель: формирование умения находить в предложении и характеризовать обстоятельства, формировать умения и определять способы его выражения.
Второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).
Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры
Цель: формирование умения узнавать сравнительный оборот и ставить запятые, закрепить умения различать синтаксические конструкции с союзом как.
Второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).
Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры
Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики.
Цель: дать представление о репортаже как о жанре, формировать умение отличать репортах от других жанров, формировать умения сжатия текста
Основные жанры публицистического стиля
Знать основные понятия о репортаже как о жанре,.
отличать репортах от других жанров.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
Развитие речи. Репортаж-повествование.
Цель: формировать умение отличать репортах от других жанров, формировать умения самостоятельно анализировать и создавать текст репортаж
Основные жанры публицистического стиля
Знать основные понятия о репортаже как о жанре,.
отличать репортах от других жанров. (Я), (Р)
Продуктивный
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
Интонация простого предложения.
Цель: введение понятия об интонации и ее элементах, формирование умения правильно читать фразы в соответствии с пометами, составлять лингвистический рассказ об интонации, характеризовать порядок слов в предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Знать понятия об интонации и ее элементах.умения правильно читать фразы в соответствии с пометами, составлять лингвистический рассказ об интонации.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Цель: знакомство с особенностями смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи
Предложения двусоставные и односоставные
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
Неопределенно-личные предложения.
Цель: знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить неопределенно-личные предложения по их значению
и структурным особенностям
Предложения двусоставные и односоставные
Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.
Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах.
Владение монологической и диалогической речью
Неопределенно-личные предложения.
Цель: знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить неопределенно-личные предложения по их значению
и структурным особенностям
Предложения двусоставные и односоставные
Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.
Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах.
Владение монологической и диалогической речью
Обобщенно-личные предложения.
Цель: формирование умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять их в речи, уметь объяснять функцию обобщенно-личных предложений в речи, закрепление умения создавать лингвистические тексты по плану и по схеме.
Предложения двусоставные и односоставные
Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки обобщенно-личных предложений.
Уметь находить обобщенно-личные предложения в тексте; использовать их в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах.
Владение монологической и диалогической речью
Безличные предложения.
Цель: знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях
Предложения двусоставные и односоставные
Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.
Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.
Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Свободная работа с текстами художественных произведений
Назывные предложения.
Цель: знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения находить их в тексте
Предложения двусоставные и односоставные
Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.
Уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе,
в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени.
Свободная работа с текстами художественных произведений
Особенности строения полных и неполных предложений. Синтаксический и пун-ктуационный разбор.
Цель: знакомство с неполными предложениями, сферой их употребления; формирование умения определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, проводить синтаксический и пунктуационный разборы
Предложения полные и неполные
Знать особенности и функции неполных предложений.
Уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений.
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
Односоставные предложения и употребление их в речи.
Цель: систематизировать сведения о структуре односоставных предложений и их роли в текстах художественных произведений; отличать от двусоставных предложений
Предложения двусоставные и односоставные
Знать различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них.
Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Свободная работа с текстами художественных произведений
Осложненное предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения.
Цель (на всю тему): знакомство с однородными членами предложения, союзами, обобщающими словами при однородных членах; формирование умения видеть в предложениях однородные члены (в т. ч. распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов); распознавать обобщающие слова в предложении с однородными членами; правильно строить предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания при однородных членах, делать синтаксический и пунктуационный разбор, уместно использовать предложения с однородными членами
в тексте
Однородные члены предложения.
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию.
Извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой
25.12
15.01
22.01
29.01
Знаки препинания при союзной и бессоюзной связи.
Цель: различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом; составлять схемы предложений с однородными предложениями
Знаки препинания в простом и в сложном предложениях
Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.
Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах.
Владение монологической и диалогической речью
Средства связи между однородными членами предложения. Знаки препинания при различных союзах.
Цель: закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах с различными союзами, формирование умения различать различные конструкции с союзом и.
Знаки в простом и в сложном предложениях
Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.
Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах.
Владение монологической и диалогической речью
Однородные и неоднородные определения.
Цель: углубление понятия “однородные и неоднородные определения”; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и правильно оформлять их пунктуационно
Однородные члены предложения.
Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях.
Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Цель: отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания при
обобщающих словах; составлять схемы
предложений с обобщающими словами при однородных членах
Знаки препинания в простом предложении
Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы
предложений с обобщающими словами
при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
Обобщение по теме “Предложения с однородными членами”. Пунктуация и синтаксический разбор.
Цель: систематизировать изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами.
Свободная работа с текстами художественных произведений.
Объяснение изученных правил на самостоятельно подобранных примерах
Предложения с обращениями. Синтаксический и пунктуационный разбор.
Цель: повторение и закрепление сведений об обращении; закрепление умения находить в тексте обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, выразительно читать предложения с обращением
Обращения.
Уметь находить обращения в художественных произведениях XIX–XX вв., определять их роль.
Интеграция с уроками литературы.
05.02
12.02
19.02
26.02
Предложения с вводными словами, словосочетаниями
и предложениями.
Цель (общая для всей темы): познакомить с вводными словами, словосочетаниями, обращениями, словами-предло-жениями; формировать умение различать их, правильно расставлять знаки препинания, соблюдать правильную интонацию в данных предложениях, производить пунктуационный и синтаксический разборы, использовать в речи обращения, вводные слова, вводные предложения с учетом содержания стиля высказывания, различать слова-предложения; осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи
Вводные, вставные слова и конструкции.
Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.
Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах.
Свободная работа с текстами художественных и публицистический произведений.
Владение монологической и диалогической речью
Вводные конструкции и знаки препинания при них (обобщение)
Цель: знакомство с особенностями слов-предложений, знаками препинания в таких предложениях, их ролью в тексте, контроль и самоконтроль усвоения темы
Вводные, вставные слова и конструкции. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Вставные конструкции.
Цель: дать понятие о вставных конструкциях и знаках препинания при них, формировать умение выразительно читать вслух и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями
Вводные, вставные слова и конструкции.
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь правильно ставить знаки препинания; находить в тексте; использовать выразительные интонации
Владение монологической и диалогической речью
Обобщение по теме “Обращение, вводные слова и вставные конструкции”.
Цель: проверить знание теоретического материала по данной теме; обобщить изученное; формировать навыки постановки знаков препинания, использовать в речи
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, предложениями и обращениями.
Уметь применять эти знания на практике; находить в текстах; различать вводные слова и вводные предложения.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
Понятие об обособлении.
Цель (на всю тему): знакомство с обособленными членами предложения, их ролью в речи, с общими условиями обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов предложения; формирование умения правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; производить пунктуационный и синтаксический разбор предложения с обособленными членами; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте
Обособленные члены предложения.
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены.
Извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
Обособление определений. Обособление определений
с обстоятельственным оттенком.
Цель: усвоение грамматических условий обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений
Обособленные члены предложения.
Знать правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений.
Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно
и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах
Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений (текущий контроль).
Цель: усвоение общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений; формирование умения находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными
с зависимыми словами
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.
Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
Обособление приложений.
Цель: усвоение грамматических условий обособления приложений; формирование умения правильной постановки знаков препинания при выделении обособленных приложений; умения производить синтаксический и пунктуационный разборы
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания
Знать правила обособления приложений.
Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять определения интонационно и на письме; графически обозначать условия обособления.
Использование различных видов чтения (поисковая).
Перевод информации из одной знаковой системы в другую
Обобщение по теме “Обособление определений и приложений”.
Цель: систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений
с обособленными членами
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах
Обособление дополнений.
Цель: знакомство со способами обособления дополнений, их ролью в речи
Знаки препинания в простом предложении
Знать правила обособления дополнения.
Уметь выявлять условия обособления дополнения; правильно обособлять дополнения интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах
Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий (текущий контроль).
Цель: повторить известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов
Знаки препинания в простом предложении
Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.
Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.
Использование различных видов чтения (поисковый).
Перевод информации из одной знаковой системы в другую
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Цель: знакомство со способами обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; формирование умения правильной постановки знаком препинания при них
Знаки препинания в простом предложении
Знать правила обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Уметь выявлять условия обособления обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах
Обособление уточняющих членов предложения.
Цель: знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; формирование умения находить уточняющие члены предложения в тексте
Знаки препинания в простом предложении
Знать правила обособления уточняющих членов предложения.
Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выра зительно читать предложения с уточняющими членами.
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.
Цель: дать представление о разных способах передачи чужой речи, формировать пунктуационные навыки при употреблении предложений с прямой речью, разорванной словами автора
Цель: формировать пунктуационные навыки при употреблении предложений с прямой речью, разорванной словами автора
Знаки препинания при прямой речи
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора.
Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции
Использование справочной литературы Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов
Диалог. Прямая речь.
Цель: закрепление умения пунктуационного оформления предложений с прямой речью и диалогом., формирование умения преобразовывать прямую речь в косвенную.
Знаки препинания при диалоге
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, и при диалогах
Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.
Использование справочной литературы Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов
Употребление косвенной речи.
Цель: работать над умением правильно строить предложения с косвенной речью, уместно использовать ее для передачи чужой речи
Способы передачи чужой речи.
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью.
Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, Конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.