Элективный курс "Основы русской словесности" ставит задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, помочь учащимся раскрыть их содержание и художественное совершенство. Эанятия помогают успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Основы русской словесности"»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ № 35
_____________ Г.А. Полякова
Приказ №__________
от «29» августа 2015 года
Рабочая программа
элективного курса
«Основы русской словесности»
для 10 класса
на 2015-2016 учебный год
учителя Кравцовой Виктории Александровны
Рассмотрено Согласовано
на заседании МО на заседании
«28 » августа 2015 года «29» августа 2015года
Руководитель МО Руководитель МС
учителей русского языка и литературы __________И.Н.Прошкина _________И.В.Лаптева
Пояснительная записка.
Элективный курс «Основы русской словесности» ставит задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения».
Данный курс призван объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения. Часть этих сведений содержится в различных разделах действующих программ и учебников по русскому языку и по литературе и стала уже привычной, а часть только входит в обиход. Но главное не в наборе сведений, а в том, чтобы они были представлены в виде систематического курса. Предложенный подзаголовок – «От слова к словесности»- обозначает и путь создания словесного произведения, его языковую природу, и последовательность построения курса «Основы русской словесности».
Во вводной части раскрывается содержание понятий «слово» и «словесность».
В первой части описывается лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы языка, а также сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения, которые выступают как материал, из которого создаются произведения словесности.
Во второй части рассматривается произведение словесности как словесно-художественное единство, в котором отдельные элементы языка организуются «в одно и качественно новое целое».
«Основы русской словесности» не являются механическим соединением двух учебных дисциплин – русского языка и теории литературы. В словесности объектом выступает язык «не как система знаков в отвлечении от конкретного смысла, а как последовательность тех же знаков, конкретный смысл формирующая и выражающая». Литературный текст, в свою очередь, выступает объектом словесности прежде всего как словесное (языковое) произведение. Таким образом, предмет словесности можно определить как изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания.
Изучив определенную тему курса, ребята выполняют либо практическую работу, либо сдают зачет в виде теста.
Курс имеет практическую направленность. Во-первых, ребята более осмысленно используют языковые средства, богатства языка в устной и письменной речи: в сочинениях, изложениях, докладах, рефератах, монологических высказываниях. Во-вторых, занятия помогают подготовиться к ЕГЭ, так как задания блока B и C предполагают частичный лингвистический анализ текста и написание эссе. В-третьих, позволяют выявить склонности и способности школьников и определиться с выбором будущей специальности.
Курс рассчитан на 34 часа.
Учебно-тематический план.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Виды деятельности учащихся.
1
Введение. Что такое словесность.
1
Лекция учителя.
2
Русский язык и разновидности его употребления.
8
Работа со словарями, таблицами. Практическая работа с художественными текстами. Зачет.
3
Стилистические возможности языковых средств
7
Лингвистический анализ художественных текстов, индивидуальная работа.
4
Формы и качества словесного выражения.
4
Составление планов, работа со схемами, рецензирование. Зачет.
5
Средства художественной изобразительности.
8
Лингвистический анализ текстов. Написание рецензий. Индивидуальная работа.
6
Русское стихосложение.
4
Анализ поэтического текста.
Зачетная работа.
Содержание изучаемого курса.
Введение.
Слово и словесность.
Слово – не только единица языка, но и сам язык, способность человека выражать словесно мысли и чувства, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни. «Слово есть воссоздание внутри себя мира».
Словесность – дар слова, способность выражать мысли словами.
Словесность – все, что составлено, создано из слов, все словесные произведения какого-либо народа, словесное творчество, словесное искусство. Словесность народная (устное народное творчество) и словесность книжная (литература).
Словесность – словесные науки, «все, что относится к изучению здравого сужденья, правильного и изящного выражения». Словесность и филология. Словесные науки – основа филологии, изучающей историю и сущность духовной культуры народа через анализ текстов – произведений словесности.
Материал словесности.
Русский язык и разновидности его употребления.
А.С.Пушкин о славяно-русском языке как материале словесности.
Строй и употребление языка. «Грамматическое» и «стилистическое» изучение языка. Соотносительность (вариативность) средств и способов языкового выражения.
Стиль. Стиль в общеискусствоведческом плане. Стиль как категория словесности.
Разговорный язык и литературный язык. Их взаимосвязь и различия. Разновидности разговорного языка: территориальный диалект, социально-профессиональный диалект, жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы («художественный стиль»).
Стилистические возможности языковых средств.
Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Профессиональные слова. Жаргонные слова. Заимствованные слова. «Макаронический язык». Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное значения слов.
Фразеология. Крылатые слова. Их источники: античная мифология, античные авторы, Ветхий и Новый Завет, произведения русских и зарубежных писателей. Важность знания источников и подлинного значения крылатых слов для правильного понимания произведений словесности.
Морфология. Стилистическое использование морфологических форм существительных, прилагательных, местоимений. Выразительные возможности глагола. Виды и времена. «Переносное употребление» времен. Наклонения. Причастия и деепричастия.
Синтаксис. Типы предложений, их соотносительность. Соотносительность способов выражения главных и второстепенных членов предложения. Бессоюзная и союзная связь, сочинение и подчинение. Порядок слов – «главная сокровищница синтаксической синонимики русского языка».
Формы и качества словесного выражения.
Выражение устное и письменное. Различие понятий устный и разговорный,письменный и книжный (литературный). Выражение диалогическое и монологическое. Выражение прозаическое и стихотворное. Различие понятий стихотворный и поэтический.
Повествование, описание и рассуждение как типичные виды словесного выражения. Особенности их строения. Жанры, в которых выступают повествование, описание и рассуждение.
Общие требования ко всем видам словесного выражения: правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие).
Языковые средства, обеспечивающие или, наоборот, нарушающие эти качества.
Уместность того или иного способа словесного выражения.
Средства художественной изобразительности.
Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и переносном значении (металогия). Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание, вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.
«Звуковой символизм» и звукоподражание как основа специальной звуковой организации («словесной инструментовки») произведений словесности. Основные формы «словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. «Поэтическая этимология». Каламбур.
Ритм и интонация в прозе и в стихах.
Русское стихосложение.
Система стихосложения. Устный народный стих. Силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха. Стопа. Двухсложные и трехсложные стопы. Рифма, ее виды. Рифмованные и безрифмованные стихи. Свободный стих. Строфа. Главные виды строф.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Тема
Дата
Виды деятельности
План
Факт
Введение 1 ч
Слово и словесность. Материал словесности
03.09
Конспектирование, наблюдение, беседа.
Средства художественной выразительности 11ч
Многообразие языковых средств
10.09
Анализ текста, развернутый ответ на вопрос. Постановка задач
Семантика лексические возможности языка
17.09
Лингвистический эксперимент
Лексические возможности языка. Антонимы. Синонимы.
24.09
Работа со словарями, таблицами.
Семантика фонетических средств языка. Интонация.
01.10
Выразительное чтение
Семантика словообразования.
08.10
Практикум. Словообразовательный анализ
Словесные средства выражения комического. Омонимы. Паронимы.
15.10
Работа со словарями, таблицами.
Архаизмы. Историзмы. Связь славянизмов и историзмов.
22.10
Работа со словарями, таблицами.
Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы.
Практикум. Определение стихотворного размера, особенностей рифмовки.
Рифма. Ее виды. Рифмованные и безрифмованные стихи. Свободный стих.
19.05
Определение стихотворного размера, особенностей рифмовки.
Строфа. Главные виды строф.
Практическая работа. Анализ поэтического текста
26.05
Анализ поэтического текста.
Литература.
Для учителя.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.
Винокур Г.О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка//Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.
Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 1997.
Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1974.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.
Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1977.
Щерба Л.В. Современный русский литературный язык: Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку)//Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.
Для учащихся.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2004.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М., 2004.
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского языка. – М., 1993.
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1976.
Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1973.