kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наречие, разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи урока:

  • повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;
  • формирование умения находить и использовать наречия в предложении и тексте;
  •  развивать творческие способности учащихся;
  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;

Технологии: ИКТ                                                                                                    

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • яблоко – карточка;
  • жетоны;

Ø раздаточный материал;

Ø презентация  Power Point;

  • музыка;
  • толковый словарь русского языка С.И.Ожегова;
  • шоколадки для команд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наречие, разработка урока»

Цели урока: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи урока:

  • повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;

  • формирование умения находить и использовать наречия в предложении и тексте;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;

Технологии: ИКТ                                                                                                    

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • яблоко – карточка;

  • жетоны;

  • раздаточный материал;

  • презентация  Power Point;

  • музыка;

  • толковый словарь русского языка С.И.Ожегова;

  • шоколадки для команд.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Настроить детей на урок, на готовность воспринимать новый материал.

Формирование психологического настроя.

  1. Деление учеников на 3 команды с помощью фруктов.

  2. Фронтальный опрос.

  3. Определение темы урока.

На доске написано предложение. Разобрать его.

Шел дождь, барабаня по крыше, и, нагоняя тоску, назойливо выл в трубе ветер. (К.Паустовский)

Учитель: Найдите грамматическую основу?

Предположительные ответы учащихся: Грамматическая основа – «шел дождь». Подлежащее «дождь»
выражено существительным, сказуемое «шел» выражено глаголом.

Предположительные ответы учащихся: Вторая грамматическая основа – «выл ветер». Подлежащее «ветер»
выражено существительным, сказуемое «выл» выражено глаголом.

Учитель: Какое это предложение простое или сложное?

Предположительные ответы учащихся: Данное предложение сложное, состоит из двух простых предложений, соединенных между собой союзом И, перед которым ставится запятая. Предложение осложнено деепричастными оборотами «нагоняя тоску», барабаня по крыше?

Учитель: Что такое деепричастный оборот?

Предположительные ответы учащихся Деепричастие с зависимым словом называется деепричастный оборот.

А теперь давайте посмотрим какие части речи есть ещё в предложении?

Предположительные ответы учащихся «Выл где?» – «в трубе», это обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

Учитель: А теперь попробуем задать вопрос к слову назойливо «выл как?» – «назойливо», это тоже обстоятельство, выраженное частью речи, обозначающей признак действия.

Учитель: Обратите внимание, что мы задаем вопрос и к деепричастному обороту как? и наречию как? Но деепричастному обороту также и деепричастию мы можем задать два вопроса как? и что делая? А если бы у нас был причастный оборот, мы бы задали тоже два вопроса какой? что делающий? Если прилагательное какой? А если мы задаем вопрос как? к слову и только один вопрос, то это «Наречие».

Открыли тетради записали число, классная работа и тему нашего урока «Наречие как часть речи».(СЛАЙД 3)

Учитель: Как вы думаете, что мы должны делать на уроке?

Предположительные ответы учащихся: Во – первых,  научиться определять наречие  как часть речи, вспомнить его признаки, во-вторых, выяснить какую синтаксическую роль играют они в предложении, в-третьих, что они нам дают в речи и для чего служат.

  1. Объяснение нового материала.

Перед нами два простых предложения.

Мы нашли в парке (очень) как? уютный уголок. (СЛАЙД 4)

Мы довольно хорошо отдохнули. (СЛАЙД 5 )

Учитель: В этих предложениях нужно найти словосочетания с наречием. Если у нас останется уютный уголок, то нет слово к которому можем задать вопрос. Если добавим слово очень, уголок какой? уютный, уютный насколько? как? очень. Выписываем словосочетание очень уютный, зависимое слово уютный обозначает признак признака – прилагательное.

Отдохнули как? хорошо, зависимое слово наречие обозначает признак действие. Выписываем. Довольно хорошо отдохнули не просто, а очень хорошо? (довольно хорошо) зависимое слово наречие обозначает признак другого признака.

Учитель  информирует учащихся, что наречие в переводе с латинского означает «приглаголивание», учёные считают, что оно должно быть связана с глаголом, уточнять его. Как часть речи, наречие сформировалось только в 18 веке и продолжает развиваться до сих пор. Очень подвижная часть речи, везде успевает и вправо, и влево, и вниз, и вверх,  и вперед, и назад. По вопросу оно показывает где,  как,  когда происходит действие. (СЛАЙД 6).

Вывод: Наречия могут относиться не только к глаголу, но и к прилагательному, другому наречию и обозначать признак действия, признак другого признака. Реже обозначать признак предмета (рубашка навыпуск, волосы торчком, чересчур сложная).(СЛАЙД 7)

Наречие — неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы где?, куда?, когда?, откуда?, как?, зачем?, почему? Большинство наречий образовалось от других частей речи, поясняет глагол и имеет суффиксы а, о, у, е. Например: наречие НАВСТРЕЧУ («плыть /куда?/ навстречу ветру») образовалось из сочетания предлога НА с существительным ВСТРЕЧУ («опаздывать на встречу с коллегой»), легкий – легко, дополнительный – дополнительно, счастливый – счастливо. (СЛАЙД 8)

Задание 1. От слов – к словосочетанию. На экране написан ряд сочетаний. (Устно)

Учитель: Ребята, сейчас вам необходимо правильно поставить вопросы в данных словосочетаниях.  Учащиеся по очереди читают и ставят вопросы от глагола к наречию. Учитель фиксирует ответы.

Прочитать ___________вслух

Идти ___________вперёд

Приехал ____________ вчера

Сказал ____________ сгоряча

Отдал _____________  много

Смотреть _____________ вверх

Разрезать ____________ пополам

Оказаться __________ рядом (СЛАЙД 9)

Учитель: От какой части речи мы ставим вопрос?

Предположительные ответы учащихся: От глагола

Предположительные ответы учащихся: Так кто же обслуживает наречие? (Глагол)

Учитель говорит о том, что существительное обслуживает прилагательное

( примеры).

Учитель: Ребята, вы обратили внимание, что наречия отвечают на разные вопросы. В зависимости от вопросов наречия делятся на смысловые группы. Пока я вам печатала материал к сегодняшнему уроку, наверное, вирус залез в мой компьютер, и исчезли некоторые слова. И теперь мне нужна ваша помощь. Помогите мне заполнить таблицу, которую я для вас приготовила.

Что обозначает наречие

Вопросы

Примеры

Образ действия

Как? Каким образом?

?

?

Когда? С каких пор?

Всегда, завтра

Место

?


?

Почему? Отчего?

Сгоряча, сослепу, нечаянно

Меры и степени

?

Мало, чересчур

?

Зачем? С какой целью?

Специально, назло

( Восстанавливаем таблицу и запоминаем группы наречий) (СЛАЙД 11)

Задание 2. Можно ли изменить наречия?

На экране написано предложение с пропущенными орфограммами.

Иглы сосен гулко и колко устилают ни__кие  пни.  ( А.Ахматова) (СЛАЙД 12) При затруднении понимания лексического значения слов гулко и колко, ученики используют толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

Гулко – громко, с гудящим отзвуком или резонансом. Колко - легко колющийся.

Ученики объясняют правописание слов, вставляя орфограммы. Далее учитель просит существительное иглы поставить в творительный падеж (иглами), прилагательное низкие ( м.р.) – низкий.

Учитель: Что меняется в этих словах?

Ученики: Окончание.

Учитель: Окончания выделяем.

Учитель: Найдите наречия. От какой части речи мы задаём вопрос? Попробуйте их изменить? Устилают (как?) гулко и колко. Устилали (как?) гулко и колко. Устилала (как?) гулко и колко.  Устилает (как?) гулко и колко.

Учитель: Какая часть слова указывает на изменяемость слов?
Предположительные ответы учащихся Окончание

Учитель: Что такое окончание?
Учитель: Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Учитель: Какая часть слова служит для образования новых слов?
Предположительные ответы учащихся: Приставка, суффикс.

Учитель: Еще в наречиях есть суффиксы. 

Вывод: Окончание в глаголе изменяется, а  наречие изменить нельзя, значит и окончаний оно не имеет. Суффикс доказывает, что наречие — неизменяемая часть речи.

Ученикам предложено открыть учебник русской речи на странице 176  и сверить  свои самостоятельные выводы с правилом.

Учитель: Какая самая главная проблема?

Ученики: Написание наречий.

Учитель: В некоторых наречиях приставки пишутся раздельно, а не вместе. Как мы привыкли (на лету, без умолку), в других через дефис (по-видимому).  И мы эту проблему будем решать на каждом уроке.

Учитель: Для того, чтобы быть грамотным человеком нужно чаще пользоваться словарём и запоминать трудные слова, тренируя память, поскольку многое в правописании наречий рассчитано именно на запоминание.

Учитель: Скажите, чем отличается наречие от других частей речи? (СЛАЙД 14)

Предположительные ответы учащихся: Наречия не имеют рода, числа, падежа, времени, не склоняются и не спрягаются.

Учитель: Правильно. А что общего у наречия и деепричастия?

Предположительные ответы учащихся: Наречие, как деепричастие является обстоятельством и отвечает на вопрос «как?», а также не имеет окончания. Физминутка.

Положили голову на руки на партузакрыли глаза и расслабились.

Спал цветок. Спал цветок (Закрыть глаза, расслабить­ся, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмот­реть вправо-влево.)



  1. Закрепление.

    1. Работа с карточкой.

Ученики работают в группе. Каждой команде раздается карточка, на которой записано по 3 фразеологизма. Нужно записать их одним словом. Защищает работу один из участников каждой команды. Оценивают работу ученики.

Учитель: Что такое фразеологизм?

Ученики: Устойчивые выражения.

идти черепашьим шагом (медленно),
кот наплакал (мало),
как по маслу (хорошо),

(первая карточка)

рукой подать (близко),
сплошь и рядом (везде),
с горем пополам (трудно, тяжело).

(вторая карточка)



встать чуть свет (рано)

яблоку негде упасть (тесно),

во весь дух, во все лопатки.

(третья карточка)



(СЛАЙД 16)



    1. Работа с учебником.

Страница 176-я упражнение 1-ое. (устно) (СЛАЙД 17)



    1. «Игра? Где? Когда?»

Учитель: Я предлагаю вам сыграть в игру «Что? Где? Почему». Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание вам будет даваться не более 20 секунд. И отвечать вы будете сами за себя, без обсуждения. Зато тема очень узкая: «Наречия». За правильный ответ получаете жетон. В роли отсутствующих телезрителей согласились быть ученики нашей школы, они составили специально для вас вопросы по теме. А я выбрала из них те, которые позволяют повторить весь изученный материал.

Принимаете вызов? Попробуйте свои силы.

Итак, вы становитесь членами клуба «Что? Где? Почему?». Давайте выберем капитана, который будет говорить, правильно ли ответил один из вас.

Каждый ответивший будет считаться членом играющей команды, отвечающий много – почетным членом клуба «Что? Где? Почему?»

Выборы капитана.

Игра в форме компьютерной презентации (на слайде – видео ученика, задающего вопрос, сами вопросы, потом – правильные ответы):

С вами играет Айтбаева Арайлым ученица 11Г класса.

 Внимание вопрос: (СЛАЙД 20 )

Найдите наречия:

(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре

Правильный ответ:

В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.

(Когда?) Вначале я с трудом разбирался…Это наречие.


С вами играет Тлеубаев Даурен ученик 11 А класса.(СЛАЙД 21)

Найдите наречия:

День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату. (СЛАЙД 19)

Правильный ответ:

День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.

Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.


С вами играет Бектуров Бекболат ученик 8 Б класса.(СЛАЙД 22)

Найдите наречия: Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.

Объясните написание наречия: Мужестве…о

Правильный ответ:

Мужественно от прил. “мужественный”.


С вами играет Конилкос Назгуль ученица 9 В класса. (СЛАЙД 23)

Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? (СЛАЙД 25)

Правильный ответ:

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.


С вами играет Жаумбек Жансая ученица 8 Г класса.(СЛАЙД 24)

Пожелания гостям с использованием наречий 
1. ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________улыбаться.
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите____________________________________.

Правильный ответ:

1. Никогда не болеть.
2. Великолепно выглядеть.
3. Чаще улыбаться.
4. Всегда быть преданными своему делу.
5. Живите счастливо.


С вами играет Тойын Аманкосовна. (СЛАЙД 25)

Подберите к антонимы  наречиям:
Вдали, спереди, долго, рано.

Правильный ответ:

Вдали (вблизи), спереди (сзади), долго (коротко), рано (поздно).


С вами играет Жаксылыков Нурдаулет ученик 8 Г класса.(СЛАЙД 26)

«Собрать» « рассыпавшиеся» пословицы и найти в них наречия.

Пословицы «рассыпались» 

Тише едешь; а дома лучше; а телегу зимой; дальше будешь; в гостях хорошо; готовь сани летом.

Правильный ответ:

Тише едешь, дальше будешь. В гостях хорошо, а дома лучше. Готовь сани летом, а телегу – зимой.


С вами играет Камалов Бакдаулет ученик 11 Г класса. (СЛАЙД 27)

Найдите наречия: Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.

Правильный ответ:

Cлева, справа.


С вами играет Бекеш Камшат ученица 11 Г класса. (СЛАЙД 28)

Подберите наречия-антонимы 
Близко Рано Тихо Широко Трудно

Правильный ответ:

Близко (далеко), рано (поздно), громко (тихо), широко (узко), трудно (легко).

Ответы учеников. Капитан говорит, чей ответ правильный.

За правильный ответ выдается жетон «Почетный член клуба «Что? Где? Почему?». В конце по результатам игры ставятся отметки. Знатоки поздравляются с победой.



  1. Домашнее задание. (СЛАЙД 29)

Повторить пройденное о наречии. Страница 178 упражнение 6-ое и 8-ое.

  1. Рефлексия

  2. Подведение итогов урока. Оценивание.



























Приложение 2





идти черепашьим шагом,
кот наплакал,
как по маслу.

(первая карточка)



рукой подать,
сплошь и рядом,
с горем пополам.

(вторая карточка)





встать чуть свет

яблоку негде упасть,

во весь дух, во все лопатки.

(третья карточка)









Приложение 1



Что обозначает наречие

Вопросы

Примеры

Образ действия

Как? Каким образом?



Когда? С каких пор?

Всегда, завтра

Места




Почему? Отчего?

Сгоряча, сослепу, нечаянно

Меры и степени


Мало, чересчур


Зачем? С какой целью?

Специально, назло







Что обозначает наречие

Вопросы

Примеры

Образ действия

Как? Каким образом?

Хорошо, быстро, верхом, еле-еле

Времени

Когда? С каких пор?

Всегда, завтра, утром

Места

Где? Куда? Откуда?

Здесь, там, оттуда, направо

Причины

Почему? Отчего?

Сгоряча, сослепу, нечаянно, сослепу

Меры и степени

Сколько? Насколько?

Мало, чересчур

Цели

Зачем? С какой целью?

Специально, назло




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Наречие, разработка урока

Автор: Алиева Вусала Ильгар кызы

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Разработка урока русского языка в 7 классе «Наречие в словосочетании. Примыкание» по ОС «Школа 2100 "
    ["seo_title"] => string(105) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-nariechiie-v-slovosochietanii-primykaniie-po-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "134515"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416756879"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Разработка урока английского языка по теме «Good and bad habits»"
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-good-and-bad-habits"
    ["file_id"] => string(6) "266525"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450182385"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Методическая разработка урока по теме "Наречие" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_tiemie_nariechiie_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "351391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477197557"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка урока  русского языка по теме: "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434449695"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Разработка урока русского языка по теме «Наречие. Обобщение знаний»"
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_nariechiie_obobshchieniie_znanii"
    ["file_id"] => string(6) "447973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515133202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства