Просмотр содержимого документа
«Курсы для детей мигрантов»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла цикла. Протокол № 1 от 27.08.
2015 г.
Принято педагогическим советом
протокол № 1
от 29.08. 2015 г.
«Утверждаю»_________
Директор школы
А.Т. Калинин
приказ № 18
от 30.08. 2015 г.
Рабочая программа курса
(общеобразовательное обучение)
«Русский язык для мигрантов»
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель Горбенко Татьяна Тихоновна 1КК
с. Стадница 2015 г.
Пояснительная записка
Россия стала открытой страной, усилился приток в нее мигрантов, в основном трудовых. Подобная ситуация принадлежит, очевидно, к явлениям долгосрочного характера. Мировой опыт (прежде всего европейский) со всей определенностью показывает, что языковой (шире – цивилизационно-культурный) барьер, неизбежно возникающий между населением принимающей страны и имигрантами, может стать причиной глубоких противоречий. В этих условиях образование, в частности освоение русского языка как нового, оказывается средством, способным «преобразовать» наших новых соотечественников в органичную часть многонационального российского общества. В то же время обучение русскому языку как новому (в условиях ситуационного билингвизма), может выполнить еще одну ключевую задачу: сформировать толерантное сознание новых граждан России. Не секрет, что ситуация, когда более половины мигрантов не знают русского языка, особенностей культуры и традиций российского общества, основ российского законодательства ухудшает не только их пребывание в России, но и служит источником напряженности в российском обществе.
Для всех, изучающих русский язык как неродной, особую трудность представляют категория рода, категория одушевлённости / неодушевлённости, русская предложно-падежная и видовременная системы
Категория рода является грамматической категорией. Она охватывает имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы (прошедшее время, условное наклонение, существительных, согласование прилагательных, порядковых числительных зависит от правильного определения рода, а каждый язык обладает своей системой распределения существительных по родам (например, в грузинском языке категория рода отсутствует вообще).
Возникают и фонетические трудности (в связи с различием звуковых систем языков), и лексические, и трудности усвоения падежных форм, и синтаксические трудности.
Но самая большая проблема в работе с данной категорией слушателей – подбор текстов для пополнения лексического запаса, для включения накопленных грамматических навыков в речь. Тексты, подобранные учителем, должны быть понятны и интересны по содержанию, просты по структуре. Кроме того, именно работа по развитию активной речи должна формировать интерес к изучению русской культуры и положительное отношение к русским обычаям, традициям, установкам.
Таким образом, программа курса «Русский язык как неродной» для лиц с родным нерусским языком представляет собой комплексный курс, изучая который мигрант будет постигать не только (а, может быть, и не столько) правила русской речи, но и правила русской жизни.
Методы тренировочные (списывание, повторение, проговаривание вслед за учителем, подражание звучащему образцу) будут основными.
Цель – формирование коммуникативной компетенции (способности общаться на русском языке в стандартных речевых ситуациях) , знаний об истории России, культурных традициях, нормах поведения; формирование положительного отношения к России.
Задачи:
Научить понимать русскую речь,
Ознакомить с основами русской речи и письма;
Отработать навыки правильного произношения;
Сформировать коммуникативные умения на определённом языковом материале;
Отработать навык общения в стандартных речевых ситуациях;
Пополнить лексикон новыми словами;
Курс " Русский язык как неродной" базируется на следующей нормативной базе.
Федеральная целевая программа «Русский язык», принятая Правительством Российской Федерации (29.12.2005 №833)
на 2005 – 2012 годы
§ Закон РФ «Об образовании в РФ» (п. 5 ст. 14).
§ Статья 41 Типового положения об образовательном учреждении
§ (от 19.03.2001 г. № 196). § Приоритетный национальный проект «Образование».
§ Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа»
§ ФГОС
Учебно-тематическое планирование:
№
Тема
Количество часов
Тестирование
1
1.
Графика. Русский алфавит.
2
2.
Фонетика . Звуки. Особенности русского произношения.
3
3.
Имя существительное. Падежи имен существительных.
2
4.
Модели предложений с падежными формами.
2
5.
Род и число именных частей речи. Модели построения предложений с соблюдением рода и числа.
2
6
Имя числительное. Строим предложение с числительным.
2
7
Р\р. Работа с текстом «Я говорю по-русски»
2
8
Местоимение. Личные местоимения. Модели построения предложения с личными местоимениями.
2
9
Притяжательные, указательные местоимения. Модели построения предложений с притяжательными и указательными местоимениями.
2
10
Вопросительные предложения. Модели построения вопросительных предложений.
2
11
Глагол. Модели предложений с глаголами.
2
12
Строим настоящее, прошедшее, будущее времена.
2
13
Строим предложения , соблюдая лицо и число глагола.
2
14
Модель построения предложений с глаголами совершенного и несовершенного вида.
2
15
Р\р. Работа с текстом «Шедевры русской живописи»
2
16
Прилагательное. Строим предложения с прилагательными.
2
17
Наречие. Строим предложения с наречием.
2
18
Степени сравнения прилагательных и наречий. Модели предложений со степенями сравнения.
2
19
Р\р. Работа с текстом «Русская баня»
2
20
Причастие. Причастный оборот. Строим предложения с причастным оборотом..
2
21
Краткая форма прилагательного и причастия. Модель предложений с краткими формами.
2
22
Деепричастие. Деепричастный оборот. Строим предложения с деепричастным оборотом.
2
23
Синтаксис. Простое предложение. Модель построения простых неосложненных предложений.
2
24
Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения.
2
25
Р\р. Работа с текстом «Деревянная Русь»
2
26
Сложное предложение. Модель построения предложений с союзом когда.
2
27
Модель построения предложений с союзами чтобы, хотя, если.
2
28
Модель построения предложений с союзным словом который.
2
29
Р\р. Работа с текстом «Праздники в России»
2
30
Прямая речь. Косвенная речь. Модели построения предложения с прямой и косвенной речью.