Формировать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
Развивать умение действовать по правилам;
Закреплять правила безопасного обращения с зеркалом;
Укреплять психическое здоровье дошкольников через ритуалы и окончания НОД, осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку.
Методы и приемы:
Ритуалы начала и окончания НОД, загадка, беседа, экспериментальная деятельность детей (проведение опытов), рассказ воспитателя.
Оборудование:
Зеркала различной формы, волшебный сундучок, емкость с водой, лист цветного картона, камни, песок, ракушки, металлические предметы (ложки), магнитофон, диск с музыкой для занятия.
Ход занятия:
Ритуал начала занятия.
В: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает:
Здравствуй небо! (руки вверх)
Здравствуй земля! (приседают)
Здравствуйте мои друзья. (руки вперед)
1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальцы рук)
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)
Будем дружно мы играть
В путешествие мы хотим опять! (идут по кругу)
Сюрпризный момент.
(Стук в дверь)
В: Ребята, кто это к нам стучится? Пойду – ка посмотрю.
(Воспитатель открывает дверь и видит посылку, вносит её к детям)
В: Кто – то оставил нам посылку. Давайте попробуем ее открыть.
(Звучит музыка, открывается волшебный сундучок)
(Воспитатель приоткрывает сундук, но не показывает детям. Достает карточки с загадками и предлагает их отгадать)
И сияет и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все, как есть, ему покажет.
В деревянной раме
Художник перед нами.
Художник честный много лет
Дарит каждому портрет.
А портрет на диво!
И выполнен правдиво.
В: Правильно, ребята, это зеркало.
Вводная часть.
В: Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат.
(Воспитатель присаживается на ковер вместе с детьми и рассматривают зеркала)
В: Посмотрите на зеркала. Скажите, а все ли зеркала одинаковы?
Д: Нет.
В: А чем же они отличаются друг от друга?
Д: По форме: круглые, квадратные, овальные, прямоугольные. По величине: большие, средние, маленькие. По цвету.
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что хором выкрикивать не нужно, а говорить по одному)
В: Молодцы, вы верно нашли отличия. Теперь давайте с вами немного поиграем.
Игра «Зеркало»
В: Представьте, что вы превратились в зеркала, я буду в вас смотреться, а вы будете показывать мое отражение.
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья –
Раз, два, три –
И снова повтори!
В: Молодцы! Все справились с заданием. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие?
Д: Да.
В: А я знаю волшебную страну под названьем Зазеркалье.
Основная часть.
Пальчиковая гимнастика:
Начинаем колдовать, (вращательные движения кистями рук)
Двери в зазеркалье открывать (разводят руки в стороны)
Хоть замочек очень крепкий (руки сцепляют в замочек)
Металлический и цепкий
Мы его сперва покрутим (сцепленными руками покрутить)
А потом два раза дунем.
Покачаем 1, 2, 3 –
Дверь, замочек отомкни
Двери открываются – путешествие начинается.
(Во время пальчиковой игры звучит волшебная музыка)
Совместное открытие нового.
В: Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалье! А как вы думаете, почему эта страна так называется? Да, эта страна состоит из зеркал. Ребята, представьте себе, что вокруг нас нет ни одного зеркала. Как же нам увидеть свое отражение? Где?
(Дети высказывают свое мнение)
Опыт №1 «Отражение в воде»
В: Ребята, как и в любой стране, в Зазеркалье есть города. Но для того, чтобы нам попасть в первый город давайте закроем глаза и обернемся вокруг себя.
В: Ребята, этот город построен на берегу реки.
(Дети подходят к столу на котором стоит посуда с водой, песком, камешками, ракушками на белой бумаге)
В: Давным – давно человек сначала смотрелся в воду озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше отражение. Мы с вами сказали, что свое отражение можно видеть в воде. Вот у нас тоже вода. Мы видим в ней свое лицо?
Д: Нет.
В: Правильно, не видим. Почему? Потому что на дне реки песок, камни, ракушки, ил, поэтому дно темное. А у нас вода прозрачная.
В: А как можно сделать так, чтобы мы здесь тоже могли увидеть свое отражение?
Путем опыта приходим к выводу, что посуду с водой нужно ставить на темную бумагу, чтобы дно стало темным. Тогда отражение станет четким.
В: А когда ветерок рябил воду, в ней были видны только солнечные лучи. А сейчас налетел сильный ветер (дуем на воду) и мы себя больше не видим.
В: Ребята, так что же мы с вами сделали, что у нас стало видно отражение лица в воде? Это так неудобно, ведь хорошая погода бывает не каждый день.
В: Ну, что, можем отправляться в следующий город. Но перед этим мы немного с вами разомнемся.
Зарядка «Солнышко» (аудиозапись).
Опыт №2 «Отражение в металле».
В: А в этом городе все сделано из металла. Когда – то человек нашел кусок металла. Долго он полировал металл, сам себя там увидал. И предмет он зеркалом назвал.
В: Люди брали кусок железа и долго – долго терли его мелкой тряпкой – полировали его.
Игра «Найди металлический предмет».
Дети находят металлические ложки, смотрятся в них.
В: Вот такой способ нашли люди, чтобы увидеть свое отражение. Так как можно найти свое отражение с помощью металла?
В: Но прошло какое – то время, и человек начал изготавливать маленькие зеркала. Как вы думаете, зачем?
Дети высказывают свое мнение.
В: После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин.
В: Какое у нас с вами путешествие получилось познавательное, но нам с вами пора возвращаться в детский сад.
Заключительная часть.
В: Нам пора возвращаться в детский сад
Мы 3 раза хлопнем – 1, 2, 3
Мы 3 раза топнем – 1, 2, 3
Обернемся 1, 2, 3
В детский сад скорей беги!
В: Вот мы оказались снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали?
Дети высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.
Ритуал прощания.
Нам прощаться очень жаль
Но мы верим что потом
В путешествие еще пойдем.
Рефлексия.
В: Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие по Зазеркалью поднимите руки вверх, а кому не понравилось – спрячьте за спину.